Внутренняя политика Николая I, направленная на усиление личной власти. Николай I Конспект внутренней политике николая 1

Николай (1796-1855) был третьим сыном Павла I. В роли самодержавного правителя России его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях вступление на престол было маловероятным. Николая Павловича готовили к военной службе. Вместе с императором Александром молодой Николай въезжал во главе победоносной русской армии в Париж в 1814 г. В 1817 г. он женился на дочери прусского короля Шарлотте, получившей в России имя Александры Федоровны.

В людях и чиновниках Николай больше всего ценил исполнительность, покорность, готовность к подчинению. Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ, Николай стремился тем не менее в первую очередь обеспечить устойчивость существовавших в стране порядков. Из опасения новых потрясений разработка всех реформаторских планов при нем велась в обстановке еще большей секретности, чем при Александре I. Не найдя в себе сил пойти на отмену крепостного права, Николай , по отзывам современников, перед смертью взял слово со своего сына (будущего императора Александра II) решить эту историческую задачу.

Укрепление роли государственного аппарата

В первые годы правления новый царь стремился, в отличие от Александра I, сам решать не только важнейшие, но и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии, которая стала играть ведущую роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров. В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским. Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов . Прежде эта работа безуспешно велась в течение десятилетий. Сперанскому удалось выполнить ее всего за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г. - Свод действующих законов государства.

В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под председательством бывшего члена Негласного комитета графа В. П. Кочубея. Ему было поручено составить проект реформы государственного управления. Однако решить эту задачу Кочубею не удалось.

Многие даже мелкие решения принимались высшими государственными органами. Для этого требовалась огромная армия чиновников. К концу царствования Николая их численность составила без малого 90 тыс. человек (в начале правления Александра I чиновников было 15 тыс.). Порой власть мелкого чиновника была для простого просителя более весома, чем решение министра.

В начале 40-х гг. была ограничена и без того лишь незначительная роль Государственного совета.

Укрепление опоры самодержавной власти

Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило, что начавшееся еще при Александре I обнищание части дворянства продолжалось. Он попытался укрепить материальное положение высшего сословия. Для этого был изменен порядок наследования крупных имений, включавших не менее 400 крестьянских дворов. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались в порядке наследования старшему в роде. Был повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления.

С 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников.

Попытки решения крестьянского вопроса

Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос. К тому времени никто даже среди крупнейших помещиков не оспаривал мысли, что жизнь и быт крестьян следует улучшить.

Николай решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. Эти реформы провел генерал П. Д. Киселев - член Госсовета и министр государственных имуществ. Главным пунктом преобразований, осуществленных в 1837-1841 гг., явилось введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали создаваться школы и больницы. Там, где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны, особенно в восточные. Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено оставить часть земли на «общественную запашку». На этих участках крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда. Нередко на таких общественных наделах насильно заставляли сажать картофель. Это было непривычно для русских крестьян и привело в начале 40-х гг. к «картофельным бунтам».

Реформа Киселева не могла вызвать симпатий со стороны помещиков, поскольку слишком усилились различия в положении государственных и крепостных крестьян. Недовольство преобразованиями Киселева привело Николая к убеждению, что хоть крепостное право и является злом, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны приверженцев крепостничества.

Тем не менее отдельные шаги в этом направлении он предпринял: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи. В 1842 г. был принят указ об «обязанных» крестьянах. По нему помещики могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне обязаны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев. Однако этим своим правом помещики почти нигде так и не воспользовались. Тогда же помещикам было дано разрешение освобождать крепостных без земли.

В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Наконец, в 1847-1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными - православные, ввели инвентарные правила. Они строго определяли размеры крестьянских наделов и повинности крестьян в пользу помещиков, что улучшало положение крепостных.

Однако, несмотря на все эти нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.

Русская православная церковь и государство

Положение Русской православной церкви и отношения ее с государством на протяжении всего XIX в. определялись законами, принятыми еще при Петре I. Они объявляли православие не только «первенствующей и господствующей» верой в России, но и основой императорской власти. Это положение закрепляло и роль императора как фактического главы церкви.

Высшим органом церковного управления являлся Синод, члены которого назначались, а решения утверждались царем. Непосредственным руководителем Синода был чиновник, назначавшийся императором и являвшийся его представителем в этом органе, - обер-прокурор. На местах церковное управление осуществлялось через епархии (церковные области), во главе которых стояли епископы, архиепископы, митрополиты.

По законам Российской империи было разрешено исповедовать и любую другую религию, с той лишь оговоркой, что она признает царскую власть и существующие порядки. Положение Русской православной церкви было, однако, более привилегированным. Поощрялся и переход в православие представителей другой веры.

Большим авторитетом пользовались старцы - религиозные наставники, снискавшие особое уважение среди верующих своими проповедями и праведным образом жизни. Самой яркой фигурой среди старцев в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни (монастыря) Серафим (1760-1833). К нему за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны.

Продолжалась борьба церковных властей и государства со старообрядцами (раскольниками). Николай I запретил старообрядцам принимать беглых священников, а затем поддержал разгром старообрядческих монастырей в Поволжье. Казалось, старообрядчеству был нанесен сильнейший удар. Однако в 1846 г. в старообрядчество перешел босно-сараевский митрополит Амвросий, объявленный митрополитом Белокриницким (по наименованию села Белая Криница в Буковине в пределах Австрийской империи). Последователями белокриницкой церкви в России стали сотни тысяч старообрядцев.


Усиление борьбы с революционными настроениями

Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей.

Царь по-новому организовал деятельность политической полиции и поставил ее под свой личный контроль. В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах. Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная сила корпуса жандармов. Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А. X. Бенкендорф.

Для обуздания «распустившейся» печати Николай поставил ее под жесткий контроль цензуры. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками «чугунным».

Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, ограничив их образование приходскими училищами с одним классом обучения. Особым усердием отличался министр народного просвещения С. С. Уваров, заявивший как-то: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно».

Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.

Вопросы и задания

1. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики при Николае I?

2. В чем проявилось укрепление роли государственного аппарата при новом царе?

3. Какими мерами Николай пытался продемонстрировать преемственность с предыдущим царствованием?

4. Чем была вызвана необходимость принятия мер по укреплению материального положения дворян?

5. Какие меры были предприняты Николаем I для решения крестьянского вопроса?

6. В чем состоял смысл создания III отделения Собственной его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?

7. Дайте общую оценку внутренней политики Николая I.

Документы

Из записок главы III отделения А. X. Бенкендорфа

Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы.

В. А. Жуковский о действиях цензуры при Николае I

Какая глубокая безнравственность в привычках нашего Правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться - и давать ход интриге...

Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 г

Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным. Император Александр I, в намерениях коего в начале его царствования было даровать свободу крепостным людям, впоследствии сам отклонился от сей мысли как еще совершенно преждевременной и невозможной в исполнении. Я также на сие никогда не решусь: если время, когда можно будет к тому приступить, вообще еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о сем был бы лишь преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может достигнуть буйство черни...

Вопросы и задания к документам:

1. На основании записок А. X. Бенкендорфа поясните, какую главную цель имел в виду Николай I, создавая III отделение.

2. Как интеллигенция относилась к усилению цензуры?

3. На основе текста выступления Николая I покажите, как он понимал необходимость решения крестьянского вопроса и почему считал его одним из центральных в годы своего царствования.

Расширяем словарный запас:

Жандармерия - полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и армии. Первые жандармские части в русской армии были созданы в 1815 г.
Канцелярия - отдел учреждения.

Направление и итоги внутренней политики Николая I

Как правило, каждый правитель, император или царь старается в своем государстве произвести какие-то реформы, внести изменения, навести порядок, но одним правителям это удается, а о других это не совсем получается. На сегодняшнем уроке мы с вами рассматривали внутреннюю политику Николая I и теперь давайте подведем итоги его правления.

Как вы уже знаете, что политика Николая I имела жесткий вид правления, причиной которого можно назвать восстание декабристов, которое произошло в день его присяги.



Теперь давайте вспомним, с чего начал свое правление Николай Первый и какие реформы он провел в стране за это время.

Подводя итоги царствования Николая Первого можно отметить, что взойдя на престол, главные задачи нового императора были направлены на усиление личной власти и подавление всякого инакомыслия. Начало его правления ознаменовалось активной борьбой с всякими революционными настроениями, как внутри своей страны, так и за ее пределами. При царствовании Николая I Россия получила название главного жандарма Европы.

Какие же основные направления можно выделить во внутренней политике Николая I:

Во-первых, была усилена централизация власти;
Во-вторых, велась жесткая борьба с идеями, которые носили революционный характер;
В-третьих, все усилия были направлены на возрастание роли канцелярии императора;
В-четвертых, был поставлен крестьянский вопрос;
В-пятых, была проведена финансовая реформа;
В-шестых, было уделено внимание и социальной реформе.

Чтобы выполнить поставленные задачи и устранить несущие проблемы, в первую очередь была поставлена цель решения первых трех задач, а лишь потом можно было приступать к выполнению и остальных.

Внутренняя политика Николая I, направленная на усиление личной власти



При рассмотрении первоочередных задач, можно отметить жесткий характер действий нового правителя. Для этих целей он дает поручение Уварову создать такую программу действий, при которой все без исключения должны будут подчиняться императору. Главными в этой теории должны были стать такие каноны, как православие, народность и самодержавие. Благодаря таким действиям Николай I стремился сплотить русский народ.

Так же, в этот период был издан Чугунный цензурный устав, с помощью которого правительство вело борьбу с распространением различных революционных изданий, которые были в то время широко распространены среди дворян. Своими таким действиями, император еще больше настроил против правительства тайные общества.

Следующим шагом в правлении Николая Первого было создание тайной полиции по борьбе с различными политическими течениями. И хотя действия тайной канцелярии были не столь эффективно, но все же, политический сыск усиливал свое давление на народ.

Реформы в экономике и социальной сфере

Внутренняя политика Николая Первого была направлена не только на усиление власти, но и удачно велась в других сферах общественной жизни. Благодаря отлично проведенной денежной реформе, появилась устойчивая валюта, и страна одержала финансовую стабильность.

Для поднятия уровня жизни крестьян, было уделено внимание и крестьянской реформе. В период правления Николая I был издан Указ об обязанных крестьянах, благодаря чему были созданы органы самоуправления, увеличилось количество школ для крестьянских детей, а также крестьянам стали выделять больше наделов.

В социальной сфере, также произошли изменения, и появилось новое сословие в обществе, которое носило название потомственных и почетных граждан своего государства.

Поэтому, подводя итог в изучении данной темы, можно с уверенностью сказать, что во время правления Николая I, он с одной стороны проявлял заботу к гражданам своего государства, а с другой – пресекал какое-либо инакомыслие. То есть, за время своего правления Николай Первый был жестоким, но рациональным правителем.

Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Самоосмысление и самоопределение.

Подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

· формирование навыков преобразования информации;

· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;

· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренняя политика Николая I.

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
  • формирование навыков преобразования информации;
  • формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
  • развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
  • развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Средства создания коммуникативной среды: УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку, информационный лист.

ХОД УРОКА

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I.

Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!» .

Учитель: 21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.
Например, среди стихов Ф. И. Тютчева имеются посвященные его памяти:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

На экране слайд №2 с портретом Дж. Доу «Великий князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.

Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.

На экране появляется слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.».

Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.

Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?

Ответы учеников: Николай Первый.

На экране появляется с портретом Николая Первого. Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.

Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?

Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…).

Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.

Учитель: Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны.
Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина
Высочайшего двора Анна Федоровна Тютчева писала в своём дневнике о Николае I: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка … .всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем … Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её».

Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?

Ответы учеников:

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?

Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.

Проблема: Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?

Предположения учеников:

2. Изучение нового материала

Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).

Задание ученикам: ответить на вопросы:

1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

Ответы учащихся:

1. Укрепление роли государственного аппарата (сохранить и укрепить существующий строй)

2. Строгая централизация управления, полное единоначалие на всех уровнях управления:

Расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии;

Создал II отделение своей канцелярии во главе М.М. Сперанским- главная его задача: подготовка единого свода законов;

Создал секретный комитет во главе графом Кочубеем- поручалось составить проект реформы государственного управления.

3. Эти меры не дали ожидаемого результата, т.к. не доверяя обществу Николай Первый видел свою главную опору в армии и чиновничестве. В это время произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. К концу царствования Николая армия чиновников составила 90 тыс. человек (для сравнения, в начале правления Александра Первого чиновников было 15 тыс. человек).

Учитель: Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал: «У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?»
- Какой можно сделать вывод?

Ответы учеников: Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции. Даже сам Николай первый однажды в минуту прозрения сказал: «Россией правят столоначальники» (т.е. среднее чиновничество).

Учитель: И теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».

Физкультминутка «Да» - «Нет»

Учитель: Если согласны с утверждением- встаете, если не соглашаетесь- садитесь.

Предложения- утверждения:

1. Александр I учредил министерства (да)

2. Тильзитский мир был заключен между Россией и Англией (нет, Россией и Францией)

4. Согласно программе Н.М. Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией (да)

5. Указ о «вольных хлебопашцах» издан 1805 году (нет, в 1803 г.)

6. Слова: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой» принадлежат Наполеону (да)

7. Швейцарский политик, воспитатель будущего императора Ф.С. Лагарп был приверженцем идей консерватизма (нет, либерализма)

8. Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Строганов, Кочубей – члены Негласного комитета (да).

Учитель: Хорошо ребята, садитесь.

Итак, продолжим: Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?

Ответы учеников: Крестьянский вопрос.

Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:

1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?

Обратимся к источнику- документу «Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года» (см. информационный лист).

Вывод:

1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.

Учитель: Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 млн. человек).
- По чему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).

- Какие были приняты меры для решения этого вопроса?

Обратимся к тексту учебника на стр.66.

Давайте ответим на вопросы:

1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.

Ответы учеников:

1. Реформа была направлена на улучшение положения государственных крестьян, повысить их уровень жизни.

2. Введение крестьянского самоуправления; переселение крестьян на свободные земли в другие районы; введение «общественной запашки».

3. Плюсы: создание школ и больниц, строительство дорог «общественные запашки» на случай неурожая, переселение с малоземельных районов в свободные земли.

минусы: «картофельные бунты», т.к. крестьяне увидели в «общественной запашке» попытку ввести казенную барщину; недовольство помещиков реформой Киселева (улучшение быта государственных крестьян усилит желание их крепостных перейти в казенное ведомство).

4. Положение государственных крестьян значительно улучшилось.

Учитель: Итак, Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).

Ответить на вопросы:

1. На что эти меры были направлены? (Направлены на улучшение положения крепостных крестьян) .
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права?
(Нет)

Задание ученикам (работа в парах): заполните схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса

Крестьянский вопрос

позиция власти

Вывод: Все эти меры улучшали положение государственных и крепостных крестьян, но не решали основного вопроса - отмену крепостного права, не давали крепостным крестьянам свободу и землю.

Учитель: Николаю I предоставлялся исторический шанс стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам (Документ «Из выступление…»).

Ответы учеников :

Боялся крестьянского бунта;

Боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.

Учитель: Одним из важнейших направлений царствования Николая Первого стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он организовал и поставил под свой личный контроль деятельность политической полиции (стр. 68)

Ответить на вопросы:

1. Какие меры были предприняты императором для усиления борьбы революционными настроениями?

2. В чем смысл создания III отделения его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?

Ответы учеников :

1. Было создано III отделение царской канцелярии, возглавляемый генералом А.Х. Бенкендорфом; был принят «Устав о цензуре», прозванный «чугунным» (Не допускалось в печать произведения, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать самовольные предложения о государственных преобразованиях, пресекалось религиозное вольномыслие).

2. Третьему отделению передавались все политические дела, контроль за настроениями умов, выискивание малейших проявлений «крамолы» (то что запрещено, противозаконно).

3. III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.

Учитель: Выполните задание, найдите ошибку в документе:

Ответы учеников : Пункты 5 и 10 в круг обязанностей III отделения не входили: 5) и 10) – это функции V отделения, созданное для руководства учебными заведениями и благотворительными организациями.

Вывод: Таким образом, деятельность III отделения создавала атмосферу недоверия и доносительства. Выявленные «крамолы» часто были неверными и преувеличенными. Поэтому и виновные, и невиновные могли понести тяжелые наказания.

Учитель: Итак, возвращаемся к нашей проблеме «Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?»

- Разрешить нашу проблему нам поможет высказывание историка В.О.Ключевского. Характеризуя общую концепцию николаевского правления, он отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».

Решение проблемы: При Николае Первом создавалась продуманная система государственного контроля над общественной, политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России, проводились лишь мелкие, частичные реформы.

3. Закрепление изученного материала.

Тест «Внутренняя политика России в период правления Николая I»

1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.

а) Издание нового цензурного закона

б) Издание первого полного свода законов

в) Издание первого свода действующих законов

2. Выберите правильный ответ: Какие из перечисленных положений дворянской политики Николая I соответствуют действительности?

а) запрет дробить дворянские имения между наследниками

б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянского самоуправления

в) запрет на занятие должностных мест не дворянами

а) П. Д. Киселев б) М. М. Сперанский в) Е. Ф. Канкрин

4. Продолжите логический ряд: Реформы государственной деревни:

а) введение крестьянского самоуправления;

б) возможность для переселения малоземельных крестьян в восточные районы страны;

в) ...

г) ...

5. Выберите правильный ответ: Во время царствования Николая I

а) розничная продажа крестьян была:

запрещена или разрешена

б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:

запрещено или разрешено

в) после инвентарной реформы повинности крестьян были:

увеличены или точно зафиксированы

6. Найдите соответствие и впишите номера ответов в пустые клетки:

  1. Учреждение Третьего отделения а) 1825
  2. Смерть Николая I б)1826
  3. Восстание декабристов в) 1832
  4. Завершение кодификации права г) 1855

7. Вставьте пропущенные слова:

Реформа государственной деревни – это реформа, проведенная министром государственных имуществ _______________, в результате которой было значительно ___________________ положение _________________ крестьян.

4. Рефлексия. Составьте синквейн «О личности Николая I»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – предложение или фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1. Николай I

3. Укрепил, усилил, контролировал, создал, издал, организовал, запрещал, управлял.

4. «Россией правят столоначальники»; строгая централизация управления; сохранение и укрепление существующего строя; опора на армию и чиновников.

5. Император, самодержец, Российская империя.

5. Домашнее задание: Параграф 10; вопросы и задания


Самые первые шаги Николая после коронации были весьма либеральными. Из ссылки был возвращён поэт А. С. Пушкин, главным учителем наследника был назначен В. А. Жуковский, либеральные взгляды которого не могли не быть известны императору. Император внимательно следил за процессом над участниками декабрьского выступления и дал указание составить сводку их критических замечаний в адрес государственной администрации. Несмотря на то, что покушения на жизнь царя по существующим законам карались четвертованием, он заменил эту казнь повешением.

Министерство государственных имуществ возглавил герой 1812 года граф П. Д. Киселёв, монархист по убеждению, но противник крепостного права. Под его началом служили будущие декабристы Пестель, Басаргин и Бурцов. Имя Киселёва было представлено Николаю в списке заговорщиков в связи с делом о путче. Но, несмотря на это, Киселёв, известный безупречностью своих нравственных правил и талантом организатора, сделал при Николае удачную карьеру как наместник Молдавии и Валахии и принял активное участие в подготовке отмены крепостного права. Нашел заслуженное применение и талант ранее находившегося в тени М. М. Сперанского. Он был привлечен к кодификации российского законодательства и великолепно с ней справился. Им были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи», включающее все русское законодательство, начиная с Соборного Уложения 1649 года, и «Свод законов», в котором были собраны действующие законы.

Одной из первоочередных внутриполитических задач стало укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления и усиление режима личной власти монарха. При Николае I Была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны, основанная на централизации и жесткой регламентации.

Созданная Александром I « Собственная Его Императорского Величества канцелярия», была превращена Николаем I в основной инструмент укрепления режима личной власти, высший орган государственного управления, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Шесть ее отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором. В январе 1826 года прежняя александровская канцелярия стала ее I отделением, которое готовило бумаги для доклада государю и контролировало исполнение его повелений. В компетенцию этого отделения входили все вопросы чинопроизводства и увольнения чиновников, а также награждение орденами и поощрение за службу. Образование II отделения в апреле 1826 года было связано с кодификацией законов империи. Фактическим руководителем этого отделения был М. М. Сперанский. В июле 1826 года в составе канцелярии появилось III отделение - орган политического сыска и следствия, который заменил децентрализованнную и разобщенную систему политической полиции. Это отделение возглавил фаворит императора А. Х. Бенкердорф. Он являлся также шефом корпуса жандармов, учрежденного при III отделении. III отделение обладало широчайшими полномочиями: ведало организацией политического сыска и следствия, следило за религиозными раскольниками, иностранными подданными в России, уголовниками и печатными изданиями, занималось расследованием должностных преступлений, народными выступлениями, жалобами крестьян на помещиков, высылало из страны политически «неблагонадежных» и подозрительных лиц. III отделение представляло царю ежегодные отчеты о политическом состоянии российского общества, настроении различных сословий.

Несколько позже, в 1828 году было создано IV отделение, ведавшее благотворительными учреждениями.

V отделение, созданное в 1836 году, было призвано осуществить разработку реформы управления государственными крестьянами. Учрежденное в 1842 году VI отделение, занималось разработкой административной реформы на Кавказе.

Николай I, руководствуясь принципами укрепления личной власти, предпочитал непосредственно вникать в суть общественных и частных вопросов. При нем вошло в практику создавать для решения важных задач высшие комитеты, находившиеся в его ведении и зачастую подменявшие прочие высшие и центральные учреждения. Это были немноголюдные, наделенные большими полномочиями и относительно недолговечные объединения высших сановников. Такие комитеты были секретными.

В период николаевского правления министерства, Сенат и Государственный совет фактически превратились в малоэффективное «дополнение» к разросшейся бюрократической машине. Их функции ограничивались простым выполнением решений, разработанных в канцелярии императора и высших комитетах.

Наиболее значимым учреждением, занимавшемся разработкой программы мер по совершенствованию системы государственного управления и решению крестьянского вопроса, стал Особый секретный комитет, образованный 6 декабря 1826 года. Во главе его был поставлен председатель Государственного совета граф В. П. Кочубей, главным помощником которого и главным организатором работы являлся М. М. Сперанский. Согласно проектам комитета крепостное право сохранялось, но запрещался перевод крестьян в дворовые и продажа крепостных без земли. Предполагалось создать новое сословие «вольноотпущенных земледельцев» из отпущенных помещиками на свободу крестьян. Для прекращения процесса «размывания» дворянского сословия комитет считал необходимым отменить порядок получения потомственного дворянства по выслуге, оставив приобретение дворянского звания только по праву рождения или в силу «высочайшего пожалования». Чтобы избежать измельчания дворянских владений, запрещалось дробить крепостные деревни. Для поощрения чиновников-недворян и купцов создавались новые сословия именитых и почетных граждан, освобожденных от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Помимо этого были разработаны проекты реформы высшего и местного управления, намечены шаги по упорядочению структуры государственного аппарата. Государственный совет предлагалось сделать исключительно законосовещательным органом, Сенат разделить на правительствующий и судебный. Тот же принцип разделения властей предлагалось ввести и на местах. Однако существенных результатов деятельность комитетов не дала, поскольку его члены руководствовались принципом, не меняя существующего порядка вещей, вносить в него лишь «частные перемены и дополнения». Предложения комитета были одобрены императором, но до их утверждения дело так и не дошло. Проработав до 1837 года, комитет прекратил свое существование.

Гораздо более успешной была работа по приведению в порядок уже принятых законодательных актов. Работа по систематизации законодательства была возложена на II отделение Собственной Его Величества канцелярии и велась под руководством Сперанского. В 1830 году увидело свет первое «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли более 30 тыс. законодательных актов за период с 1649 по 3 декабря 1825 года, расположенные в хронологическом порядке. Впоследствии издание дополнялось новыми томами, включавшими вновь принятые законы. В 1832 году был издан 15-томный « Свод законов», куда вошли только действующие законы, систематизированные по определенной схеме. Решением Государственного совета «Свод законов» был признан единственным официальным руководством в практике органов правосудия и управления.

Во Второй четверти ХХ века крестьянский вопрос продолжал оставаться кардинальным вопросом российской действительности. А. Х. Бенкердорф, докладывая о росте крестьянских волнений, утверждал, что, «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Однако Николай I, понимая необходимость решения крестьянского вопроса, считал возможным сгладить его остроту, сохраняя крепостное право. Разрушение основ крепостничества он считал большим злом, чем само крепостничество. При Николае I было создано 8 специальных секретных комитетов по крестьянскому вопросу, но ни один из них не ставил задачу освобождения крестьян, и только некоторые разработали и приняли частные меры по устранению отдельных крайностей крепостничества. Особого внимания заслуживает деятельность двух комитетов по крестьянскому делу - 1835 и 1839 годов. Комитет 1835 года, которым руководили М. М. Сперанский и генерал П. Д. Киселев, предложил план поэтапной отмены крепостного права при сохранении всех дворянских привилегий, при этом ставилась задача реформы управления казенной и крепостной деревней. Комитет считал необходимым изменить хозяйственное и правовое положение государственных крестьян и сблизить положение помещичьих крестьян с положением государственных, четко определив границы наделов и повинностей. Для реализации этого плана было создано V отделение канцелярии. В 1837-1841 годах была создана сложная система управления государственными крестьянами, с 1837 года подчиненными новому Министерству государственных имуществ, которое возглавил Киселев. В ходе реформы государственной деревни были увеличены до определенной нормы наделы малоземельных крестьян, организовано переселение части крестьян на свободные земли, внедрялись агротехнические усовершенствования, регулировалась оброчная система, строились школы, лечебные и ветеринарные пункты. В создаваемых волостях было введено самоуправление. Положение казенных крестьян в целом улучшилось, хотя местные чиновники нередко вели себя как помещики. В 1844-1845 годах с «хозяйственного» положения на оброчное были переведены государственные крестьяне Правобережной Украины, Литвы, Белоруссии, в 1854 году - Прибалтики.

В 1840 году Николай I одобрил доклад Киселева о работе нового крестьянского комитета (1839), в котором предлагалось, сохраняя землю в неотъемлемой собственности помещиков и казны, предоставить крепостным крестьянам личную свободу за определенные повинности на основе добровольного соглашения между помещиком и общиной. При этом размеры крестьянских повинностей и наделов определяло государство. После двухлетнего обсуждения проекта в секретном комитете появился указ об «обязанных крестьянах», мало отличавшийся от указа 1803 года «о вольных хлебопашцах» и давший столь же незначительный результат. Идея о фиксировании крестьянских наделов и повинностей во избежание помещичьего произвола была реализована западных губерниях.

В целом деятельность секретных комитетов по крестьянскому делу в 30 - 40-е годы дала мало непосредственных результатов, но позволила выработать принципы, которые легли в основу реформы 1861 года.

В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» -- часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I, но не в отношении царствования Николая I. Так, Николай I ввел умеренную систему поощрений для чиновников (в виде аренды поместий/имущества и денежных премий), которую в значительной мере сам и контролировал. Размеры «аренды» были довольно умеренными и составляли от нескольких сот до нескольких тысяч рублей в год, не превышая, как правило,5 тыс. руб. В отличие от предыдущих царствований, историками не зафиксированы крупные подарки в виде дворцов или тысяч крепостных, пожалованных какому-либо вельможе или царскому родственнику. Для борьбы с коррупцией впервые при Николае I были введены регулярные ревизии на всех уровнях. Подобной практики ранее практически не существовало, её введение диктовалось необходимостью не только борьбы с коррупцией, но и наведения элементарного порядка в государственных делах. Примером борьбы с коррупцией может служить деятельность Е. Ф. Канкрина, возглавлявшего Министерство финансов -- ключевое ведомство в области борьбы с финансовыми хищениями и злоупотреблениями. Суды над чиновниками при Николае I стали обычным явлением. Так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников.

Что касается мелкого взяточничества и воровства, то их размеры вряд ли уменьшились в ту эпоху, о чём свидетельствуют имеющиеся примеры. Так, переход от государственной монополии в торговле водкой к частным откупам, хотя и привел к увеличению доходов в казну от этой торговли, но способствовал распространению мелких взяток, которые платили чиновникам торговцы водкой. Процветало воровство в армии со стороны средних офицерских чинов. Имеются свидетельства того, что Николай I снисходительно относился к мелкому взяточничеству чиновников, которое было слишком широко распространенной и издавна заведенной практикой. При вскрытии фактов мелкого взяточничества со стороны крупных чиновников последних, как правило, снимали с поста, не возбуждая уголовного преследования. Иным был подход к крупным хищениям. Так, в начале 1850-х годов все члены Комитета о раненых, включая председателя его канцелярии А. Г. Политковского, были преданы суду -- когда выяснилось, что они украли 1 миллион рублей. Однако они и ранее в течение ряда лет присваивали мелкие суммы, но это оставалось незамеченным.

В целом применительно к царствованию Николая I можно констатировать резкое сокращение «фаворитизма» и крупной коррупции (хотя мелкая коррупция продолжала оставаться повсеместным явлением) и активизацию борьбы с хищениями государственной собственности и иными злоупотреблениями. Впервые проблема коррупции была поднята на государственный уровень и широко обсуждалась.

Внутренняя политика Николая 1

Царствование Николай I (1825-1855) историки назвали «апогеем самодержавия». При нем было создано Третье отделение личной канцелярии императора (1826), основная задача которого — политический сыск (глава III отделения и жандармов генерал А.Х. Бенкендорф).

1830-1831 гг. - начался подъем массового антифеодального движения - «Холерные бунты» . Проведена кодификация законов (1833) - упорядочение российского законодательства. Проведена реформа П.Д. Киселева (1837-1841) - управление государственными крестьянами: часть крестьян переселили в губернии, увеличив их земельные наделы. Указ об «обязанных крестьянах» (1842) запрещал продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог освободить крестьян, наделить их землей и получать за это с них определенный оброк (деньгами или продуктами).

Таблица «Николай I. Внутренняя политика»

Направления внутренней политики Мероприятия Результаты внутренней политики
1. Дальнейшее укрепление аппарата управления (бюрократизация процесс, характеризующийся ростом численности служащих и уровней иерархии, узкой специализацией функций, усложнением регламентации дея тельности) Усиление роли Собственной Его Императорского Величества (С.Е.И.В.) канцелярии в политической системе страны Усиление надзора и контроля над всеми органами власти —> создание новых звеньев управления секрет ных комиссий и комитетов.

Охрана существующих порядков и пресечение любых попыток изменить самодержавный строй.

Борьба против злоупотреблений и защита слабых от притеснения сильных

3 июля 1826 г. - создание III отделения С. Е. И. В. канцелярии (численность - 32 человека) (глава - А. X. Бенкендорф) и корпуса жандармов [военизированного полицейского подразделения (с 1826 г.)] как органов политического сыска
Усиление милитаризации -> министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы
2. Кодификация (систематизация юридических норм) российского законодательства 1826 г. - создание II отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава - М. М. Сперанский) для кодификации законодательства Стабилизация самодержавной структуры власти.

Формирование в российском обществе правосознания

1830 г. - опубликование Полного собрания законов Российской империи (с 1649 г. по 1825 г.) в 45 томах
1833 г. - издание действующего Свода законов Российской империи в 15 томах
3. Разработка мер, направленных на решение крестьянского вопроса Создание секретных комитетов (около 10) по решению крестьянского вопроса Регламентация в определённой степени крепостного права -> упорядочивание системы отношений между помещиком и его крепостными.

Изменение характера крепостного права -> преобразование из фактического средневекового рабства в институт оплаты в виде части урожая, передаваемой землевладельцу

Создание условий для будущей отмены крепостного права.

Сокращение численности крепостных крестьян: с 57-58 % в 1811-1817 гг. до 3445 % в 18571858 гг.

Улучшение положения государственных и крепостных крестьян

1827 г. - запрещение отдавать крепостных крестьян на заводы
1833 г. - запрещение продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги
1835 г. - создание V отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава - министр государственных имуществ П. Д. Киселёв) для проведения реформы государственных крестьян
1837-1841 гг. - реформа в государственной деревне П. Д. Киселёва
2 апреля 1842 г. - издание указа об «обязанных крестьянах» -> введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей (барщины и оброка)
1847-1848 гг. - инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии -> составление инвентарей - описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения
1848 г. - предоставление крепостным крестьянам права выкупать себя на свободу, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги
1848 г. - предоставление крепостным крестьянам с согласия помещика права приобретать недвижимую собственность (незаселённые земли и строения) на своё имя
4. Дальнейшее укрепление социально-экономического и политического положения дворянства Назначение на государственные посты представителей дворянства потомственные почётные граждане - дети личных дворян, церковнослужителей, крупные предприниматели, купцы 1-й гильдии, учёные, художники, интеллигенция;

Личные почётные граждане - низшие гражданские чиновники, люди с высшим образованием, дети церковных служащих без образования

Поддержка дворянства и защита его привилегий.

Стремление к укреплению дворянского сословия -> ограничение числа лиц, получавших через выслугу доступ в дворянское сословие.

Ограждение дворянства от наплыва в его среду недворянских элементов.

Смягчение контраста между «верхами» и «простым народом»

1828 г. - превращение гимназического образования в привилегию дворянского сословия и чиновничества
1831 г. - значительное повышение имущественного ценза для участия в дворянских собраниях
1832 г. - введение двух новых привилегированных категорий горожан:
1845 г. - резкое повышение чинов, дававших дворянское звание -> усложнение получения личного и потомственного дворянства
1845 г. - издание указа об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений) -> запрещение дробления дворянских имений между наследниками
5. Ликвидация бюджетного дефицита 1839-1843 гг. - проведение министром финансов Е. Ф. Канкриным финансовой реформы ->
введение в качестве основы денежного обращения серебряного рубля;
установление обязательного курса ассигнаций
Установление в России стабильной финансовой системы, сохранявшейся вплоть до начала Крымской войны.

Обеспечение относительно устойчивого денежного обращения

6. Совершенствование системы образования 1828 г. - принятие новых уставов гимназий и училищ: приходские училища - для крестьян; уездные училища - для горожан; гимназии - для дворян и чиновников Сословный характер образования -> разные ступени обучения предназначались для разных сословий.

Приоритет религиозному и нравственному воспитанию учащихся.

Преобразование формулы «православие, самодержавие и народность» в глав-ный принцип Николая I во внутренней политике

1833 г. - утверждение официальной идеологии самодержавия - теории официальной народности
1835 г. - принятие нового университетского устава -> ограничение автономии университетов
Рост числа учебных заведений -> гимназий стало больше почти в 2 раза
Упразднение в университетах «ненужных» кафедр - философии и политэкономии, открытие кафедр русской истории, всемирной истории, истории и литературы славянских народов
7. Контроль за печатью 1826 г. - издание цензурного «чугунного» устава запрещение печатать всё, что имело хоть какую-то политическую подоплёку Подавление проявления вольнодумства, реакция на яркость инакомыслия, попытка уничтожить его в зародыше -> очередной повод для вольнодумства
1828 г. - принятие цензурного устава, несколько смягчившего предыдущий -> создание множественной цензуры - рукопись книги или статьи в зависимости от содержания проходила цензуру различных ведомств
Преследование вольнодумцев -> закрытие журналов «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», «Литературная газета», эмиграция А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, преследование публициста П. Я. Чаадаева
1848 г. - учреждение особого комитета для цензуры книг и периодики (глава - Д. П. Бутурлин) («бутурлинский комитет»)
8. Борьба с революционными настроениям Подавление Польского восстания 1830-1831 гг. и отмена Конституции Царства Польского Превращение Польши в «неотъемлемую часть Российской империи», утратившей самостоятельность.

Демонстрация подданным намерения Николая I карать инакомыслящих

Преследование и ссылка петрашевцев - общее название членов кружка молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844 г. - 1849 г.), руководимых М. В. Буташевичам-Петрашевским - чиновником Министерства иностранных дел, социалистом по убеждениям (1849-1856 гг.)

Внешняя политика Николая 1

В области внешней политики Россия решала две проблемы : охрана Европы от революционной опасности и «восточный вопрос».

Решая первую задачу, Николай I отменил польскую конституцию 1815 г. В правление Николая 1 Россия получила прозвище «жандарма Европы».

Вторым и главным направлением внешней политики России стало решение «восточного вопроса» : возникших в XVIII - начале XX в. международных противоречий, связанных с началом распада Османской империи, ростом национально-освободительного движения населявших ее народов и борьбой европейских стран за раздел владений империи.

В результате Русско-иранской войны (1826-1828) по Туркманчайскому договору к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства (Армения).

В итоге Русско-турецкой войны (1828-1829) по Адрианопольскому договору Турция признала присоединение к России Грузии и Восточной Армении.

Конспект урока по Истории России «Николай I (1825-1855)».

Поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования. С ранних лет он увлекался военным делом, особенно его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

В 1817 г. великий князь Николай Павлович женился на дочери прусского короля, в православии получившей имя Александры Федоровны. У них было 7 детей, старший из которых – будущий император Александр II.

В 1819 г. император Александр I сообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г. Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г. возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

Похожие статьи