Россия: империя или деспотия? Можно ли называть современную Россию преемницей Российской империи? Или эти два государства практически не имеют ничего общего? Философ который стал подданным российской империи

Это не тема правопреемства (вопрос об этом и не говорит ничего) - это тема единой страны, имеющей одну историю, один народ (со многими национальностями внутри), одну культуру, один язык, одну память, одну землю. Откуда взялась сегодняшняя Россия? Из небытия? Мы - прямые потомки и наследники России до 1917 г., в 1917 г. и после него. Мы пленники этого прошлого, но от нас зависит будущее страны.

Дело не в государствах (хотя очень много общего), а в людях, их жизни, их идеях, в смене поколений. Преемственность лучше всего видна на старых кладбищах, в склепах Успенского собора в Кремле и Петропавловской крепости.

Если же говорить о преемственности именно в том, что касается деятельности государств, то трудно не увидеть того, что нынешняя Россия вышла в своих основных формах на траекторию 1880-90-х гг. (я сейчас не об объёмах ВВП).

Ответить на такой вопрос односложно нельзя. Конечно, просто сказать «да». Если речь идет о бюрократии, то современный бюрократический язык, традиции принятия решений складывались в XIX столетии. Наши современные представления о модернизации и об индустриализации восходят к образу будущего, актуальному для подданного Российской империи в XIX веке. Все привычные идеологические направления - либерализм, социализм, консерватизм - окончательно оформились в XIX веке. Наконец, русская культура, русский язык, русская литература - порождения позапрошлого столетия. Хотя бы по этой причине Российская Федерация в современном своем виде является правопреемницей Российской империи.

Однако все-таки Российская империя очень сильно отличалась от современной России - и не только по размерам. Это было значительно более сложное явление. Российская империя была в полном смысле этого слова многонациональной и многоконфессиональной державой. Русские не составляли большинства населения страны (44%). Православных было большинство, но не подавляющее (около 70% вместе со старообрядцами). Империя была сложно устроена. Многие ее окраины требовали особого режима управления. При таких обстоятельствах единого правового пространства и быть не могло. Те правовые нормы, по которым жило Царство Польское (после восстания 1863-1864 годов - Привислинские губернии) восходили к наполеоновским временам. В остзейских губерниях (территории современных Эстонии и Латвии) отчасти оставалось законодательство времен шведского владычества. Наконец, сословия жили в разных правовых измерениях. Так, крестьянство преимущественно судилось по нормам обычного права, редко сталкиваясь с коронным судом. Свои органы самоуправления были у купечества, у казачества… Свой суд - у духовенства, у военнослужащих. Россия была очень разной.

Во-вторых, Россию XIX столетия отличает наличие общества - не в социологическом, а политологическом смысле этого слова, когда общество само сознает себя таковым. Когда оно не винтик в огромной государственной машине, а претендует на самодостаточность. Такое общество начало складываться в России еще в конце XVIII века; в течение XIX-го оно усложнялось, численно увеличивалось, демократизировалось и все больше и больше требовало для себя и для страны. Поначалу оно было совсем малочисленным, потом составляло считанные проценты населения России, но тем не менее это были те проценты, которые оказались способны к самоорганизации. Это были лидеры земства, городского самоуправления, журналисты, наконец, все более многочисленные читатели периодических изданий. Сложно сказать, было ли в Российской империи гражданское общество, но его элементы несомненно имели место. Это принципиальное отличие долгого XIX века, завершившегося 1917 годом.

В-третьих, Российская империя начала ХХ века - динамично развивающаяся страна, причем с различных точек зрения. Обычно в связи с этим говорят об экономике. Это верно, потому что в 1910-е гг. Россия занимала первое место по темпам роста. Не менее значим демографический фактор. Согласно результатам переписи 1897 года, население России составляло более 126 млн. чел., а к 1914 году, по минимальным оценкам, - около 166,5 млн. За этот сравнительно короткий период времени население России увеличилось на 40 млн. чел. Это одновременно создавало и возможности, и трудности. Россия - очень молодая страна. Значительную часть ее населения составляли дети и подростки, которые находились на иждивении своих родителей. Растущее население, помимо всего прочего, - это сокращающийся крестьянский надел. Растущее население - это противоречие внутри общины, когда чаще всего сталкивались не богатые и бедные крестьяне, а старшие и младшие представители сельского «мира». Это большой вызов и в период Первой мировой войны, когда очень сложно решить вопрос: а кого вы будете мобилизовать в армию, ведь значительную часть населения составляли те, кто призыву не подлежал? Кроме того, это накладывало отпечаток на политическую жизнь России, потому что огромную роль в деятельности леворадикальных, социалистических партий играли молодые люди. Гимназисты, студенты, и просто учащиеся самых разных учебных заведений составляли ядро этих организаций. Российская политика начала XX века в огромной степени делалась молодыми людьми.

Наконец, Россия начала XX века - очень модная страна. О России любили говорить, писать пьесы, ставить спектакли в Западной Европе и Северной Америке. Русский балет, русская музыка, живопись, литература - это то, о чем продолжают говорить до сих пор. Но на тот момент это было современное, «актуальное» искусство, воспринимавшееся во всей Европе как нечто принципиально новое, как глоток свежего воздуха. Это касается и российской науки. Достаточно вспомнить о достижениях отечественной физиологии того времени: о работах Мечникова, Павлова, Бехтерева…

Все это свидетельствует о поразительной динамике роста, которая могла быть конвертирована в самые разные явления - и в прогресс, и в революцию.

На этот и другие вопросы пользователей TheQuestion об устройстве поздней Российской империи я отвечал в ходе презентации моей книги .

Современная Российская Федерация является государством-правопреемником СССР. А вот вопрос о правопреемстве Советского союза и Российской империи является весьма спорным и неоднозначным.

Дело в том, что историческую преемственность с царским режимом большевики, конечно, всячески отвергали. Советская доктрина международного права не признавала правопреемства от Российской империи в силу rebus sic stantibus (существенного изменения обстоятельств). Однако тот факт, что советы приняли на себя некоторые имущественные права и обязанности имперской России может говорить о том, что между этими государствами юридическая преемственность все же существовала. Например, в статьях 3 и 4 подписанного в августе 1924 года Общего договора между СССР и Великобританией указывались двухсторонние и многосторонние договоры, заключенные Российской империей и Великобританией, которые признавались сохранившими действие.

Другими примерами, подтверждающими, что между РИ, СССР и РФ все существует определенная "цепочка" правопреемства, можно считать тот факт, что СССР признал действие Гаагских конвенций, ратифицированных Петербургом еще в в 1899 и 1907 годах, а правительство РФ до конца 1990-х расплачивалась с Францией по долгам Российской империи.

Россия является правопреемником СССР. СССР отказалась признавать любые долги и обязательства Российской Империи, соответственно, СССР не является правопреемником РИ. Так что да, между РИ и РФ единственная связь - историческая и, отчсасти, территориальная.

ПС где-то слышал байку про то, что когда к Ленину пришли требовать выполнять долговые обязательства царей, он требователей послал к тем самым царям.

«Империя как путь России к европеизации». С таким докладом на семинаре Русской Христианской Гуманитарной Академии выступил известный историк, философ и писатель Владимир Карлович Кантор. Видеоролик с выступлением можно посмотреть внизу поста.

Приведу наиболее интересные мысли участников дискуссии.

Советский Союз не был империей!

Европейская цивилизация это мутация азиатских структур.

Деспотия родилась в Азии.
Деспотия – когда правит один, но и он не свободен (он раб власти, как и остальные).

Путь Европы это имперский путь.
Империя возникла в Греции.
Греция – первая морская цивилизация и ответ Востоку.

Первым ответом восточной деспотии стала империя Александра Македонского.
Империя Александра Македонского это система примирения различных культур.

Классическая империя возникает в эпоху Рима. В древнем Риме было соединение трёх основных аристотелевских структур власти: 1 монархия 2 аристократия 3 полития

Империя это правовое пространство. В деспотии права только у деспота, остальные – рабы.

Грамотность – завоевание империи. Деспотия грамотность не любит.

Империя объединяет много народов, и задача ввести эти народы в пространство правовое и цивилизационное.
Империя наднациональна и надконфессиональна.

Идея Рима не умерла вместе с римской империей.

Европа это идея, волевое решение, в отличие от Азии.
Одно – когда народы равно подчинены императору. Другое – одному титульному народу!

Россия стала нацией, не включив в нацию народ. От этого и погибла Российская империя.

В своём государственном строительстве Россия ориентировалась на опыт Англии.
Струве хотел построить Россию по образцу Великобритании.

Столыпин был против введения патриаршества. «Мы оставляем Синод как надконфессиональное учреждение».

Националисты никогда не создадут империю, потому что начнут подавлять другие народы.

РСДРП – российская партия, но не русская.
Большевики хотели восстановить империю. Но их методами это было невозможно, так как требовалось правовое поле. И таким образом, они построили деспотию.

СССР был не имперская структура, а деспотия!

Империя – это открытая система.

Христианство как наднациональная религия могла возникнуть и распространиться в римской империи – наднациональной структуре.

Для создания империи не важно, какая именно используется монотеистическая религия.

В Европу нельзя проситься, в Европу можно входить «под грохот пушек и строящихся кораблей», – как писал Пушкин.

Пётр не просто построил империю, а создал матрицу, в том числе и город Санкт-Петербург.
Всякий город структурирует сознание живущих в нём людей.
Санкт-Петербург – имперский город.

Большевики, сломав империю, переносят столицу в Москву. Вместо российской империи появилась московская деспотия.

Деспотия не терпит людей, которые предлагают что-то от себя, а требует лишь подчинения.

Современная Россия не империя.

Православие сейчас реально скрепляет государство Россия.

В истории нет точного знания. Философия истории это некая форма ложного сознания.

России присущи имперские качества.

Сегодня Россия создаётся как национальное государство с этнической русской идентичностью и с типичной этнической религией – православием. Это изолирующая идентичность, не имперского типа, отторгающая всех остальных.

В конце двадцатого века началась экспансия народов. Народы, культуры стали выходить за пределы государственных границ. Стали образовываться мировые диаспоры, которые не ассимилируются, а изолируются от местного населения, образовывая собственные фактории («чайнотауны»).

Мировые диаспоры, связанные с метрополией, образуют имперские структуры, выходящие за пределы национальных границ. Это новый тип государства, основанный не на совокупности территорий, а на совокупности граждан. Главным становится гражданство. Это новый вариант имперского существования.

Налицо экспансия диаспор.
В Европейском Союзе 8 миллионов русских – самая большая диаспора.

Важна критическая масса имперских составляющих, когда империя может возникать и без императора, при поликонфессиональности или большой массе населения.

Демократическое государство это идея механической государственности равных индивидов.

Империя принадлежит к органической государственности, суть которой в связи с трансцендентным.

Смысл существования империи в том, что есть всегда некое начало, ради которого стоит жить, не извлекая из этого практической пользы – нечто обращённое в вечность.

Я ЗАДАЛ ДВА ВОПРОСА:
1 Сегодня мы видим две империи: Европейский Союз и Соединённые штаты Америки. Каково место России между этими двумя империями – между «молотом» и «наковальней»?
2 Если город структурирует сознание, то как изменилась власть с присутствием в ней петербуржцев?

МОЁ МНЕНИЕ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Сразу после развала Советского Союза, который был назван «империей зла», гегемоном в мире стали США, и отношение к понятию империя изменилось на положительное.

Можно спорить, был ли Советский Союз империей или не был, но важно, что народы жили в мире, не было ксенофобии. И в этом смысле СССР для простого человека был благополучной страной.

Что для простых людей означает империя? Это отсутствие границ и таможен, единое пространство распространения информации и культуры, единый рынок труда, свобода перемещения, единые для всех правила.

Национальные элиты развалили страну СССР. Теперь у каждого своё министерство иностранных дел, свои посольства, свои послы. И кормить всех этих нахлебников должен простой человек.

Национальные государства это выдумка национальных элит для осуществления своего господства внутри своего государства.
Воюют элиты, а гибнут люди!

В своё время Ленина предупреждали, что право наций на самоопределение приведёт к развалу страны. Так оно и случилось.

Чтобы избежать печального опыта развала СССР, Россию строят как национальное государство. Этому служит и деление на семь федеральных округов, и партия «Единая Россия».

Римская империя безусловно дала толчок развитию завоёванных народов. Римские дороги до сих пор существуют, уже более двух тысяч лет.
Римское право послужило катализатором развития правового сознания на окраинах империи.
Важной особенностью римской империи было то, что она не подавляла национальных культур и уважала чужих богов, не боролась с национальными традициями.
Очевидно, что если бы не было римской империи, то и христианство не стало бы всемирной религией.
Если бы не было римского права, то Иисуса из Назарета убили бы без суда и следствия.

Все империи держались на веротерпимости. Но и в римской империи была религиозная вражда. Это хорошо показано в новом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора».

Мир стремится к единству. Но на основе чего это единство возможно? Либо на основе силы, либо братства. Идея личного обогащения не сможет сплотить людей!
Невозможно объединиться, более других любя себя самого. Душа испытывает потребность в жертвенном служении, а не в себялюбивом обогащении. Поэтому закономерно, что объединение возможно только на чувстве братства как выражении равенства и любви.

Какой будет всемирная империя будущего?

Идея глобализма есть идея объединения мира. Вот только на каких принципах он будет построен?
Неприятие принципов глобализации приводит к обратному эффекту – глоКАлизации.

Никто сам не откажется от своих преимуществ в угоду другим. Неравенство сохранится и будет всегда. Всегда будут обслуживающие и всегда будут управляющие, как всегда будут те, кому легче исполнять, чем думать и принимать решения. И никогда работа руководителя не будет стоить меньше работы исполнителя. Отсюда и неравенство. Это, однако, не означает, что все захотят стать руководителями.
Так что всё опять упирается в индивидуальные различия, которые были, есть и будут всегда.

Вопрос лишь в том, как сделать эту систему справедливой, чтобы она не приводила к конфликтам и войнам. Чтобы каждый получал по заслугам и не считал себя при этом обиженным. Хотя, смею предположить, обиженные будут всегда.

Экономически мир, возможно, и будет един, а вот духовно вряд ли. И это хорошо. Потому что именно многообразие есть источник развития.

Нужна новая парадигма как альтернатива потребительской экономике; альтруистическое потребление в противовес «симулятивному» потреблению.

Фактически речь идёт о будущем справедливом устройстве мира, основанного на справедливых социальных сообществах.

Вопрос в том, кто предложит более справедливую и удовлетворяющую как можно более разные слои общества социальную модель, имеющую наибольший потенциал развития. Модель, в которой общемировые цели будут связаны с индивидуальными целями и смыслами существования, учитывая религиозные и этнические особенности.

Или это очередная утопия, и война за господство одних над другими разведёт человечество по этническим «углам»?

Либо модель господства–подчинения, приводящая к неминуемому самоуничтожению; либо модель солидарности и сотрудничества.
Разумеется, будущее за сотрудничеством. Но жажда господства и подчинения в природе человека, и этого нельзя не учитывать.
Солидарность может быть только на основе справедливости.

Патриотизм это любовь к своим, а национализм это ненависть к чужим.
Любить надо всех людей, а не выборочно русских или американцев.

Оставаясь гражданином своей страны, в душе надо быть гражданином мира.
Я русский гражданин мира!

В 1756-1762 годах Центральная и Северная Европа стала очередным полем боя. Пруссия решила расширить свои границы, и ее претензии в том числе распространялись на русские земли. В итоге в войну, получившую название Семилетней, включились Саксония, Австрия, Швеция, Англия, Франция, Россия и, естественно, Пруссия во главе с Фридрихом II Непобедимым.

Несмотря на то что русские добились больших успехов на территории Пруссии, одержали ряд побед, заняли Берлин и Кёнигсберг, воспользоваться победами нам не пришлось. Война начиналась при Елизавете Петровне, а закончилась при Петре III, который был ярым поклонником Фридриха II. Весной 1762 года новый российский император заключил мир между Россией и Пруссией и добровольно возвратил всю территорию Пруссии, которую занимали русские войска. Тем не менее Фридрих так до конца жизни больше в Кёнигсберг не ездил - видно, здорово обиделся, что город сдался русским войскам.

В период с января 1758-го по июль 1762 года Восточная Пруссия и город Кёнигсберг вошли в состав Российской империи. И, естественно, все сословия Восточной Пруссии присягнули на верность российской короне, и было это в январе 1758 года. Присягнул на верность и философ Иммануил Кант, который жил и работал в то время в Кёнигсбергском университете.

Кант был самым знаменитым гражданином этого города за всю его историю. Ни превзойти, ни повторить этой славы не смогли ни правители, ни участники войн в этих землях, ни торговцы этого ганзейского города, находившегося на пересечении важных торговых путей.

Потом город опять стал прусским, но историки не нашли свидетельств того, что Иммануил Кант отказался от российского подданства. И сегодня могила философа находится на территории России: в 1945 году по итогам окончания Второй мировой войны эта земля Восточной Пруссии перешла к Советскому Союзу. Кёнигсберг переименовали в Калининград. В центре города и покоится известный всему миру философ.

Похожие статьи