Римские императоры. марк аврелий. Марк Аврелий Антонин. Биография Правление марка аврелия в древнем риме датируется

Антонин Пий выбрал себе двух наследников. Права одного из них были подтверждены. Это был Марк Элий Аврелий Антонин. Другой наследник, Луций Аврелий Вер, был отвергнут. Луций Аврелий Вер был слишком легкомысленен для императора. Но Марк Аврелий был другого мнения по этому поводу, и он предложил Луцию Аврелию Веру править вместе с ним. Впервые в римской истории правили одновременно два императора. В дальнейшем такая ситуация складывалась постоянно и в свое время была подтверждена законом, но случай с Аврелием и Вером можно считать началом традиции.

Откровенно говоря, Луций Аврелий Вер ни капли не интересовался делами государства и предпочитал проводить свою жизнь в погоне за удовольствиями. Поэтому Марка Аврелия, взявшего на себя все тяготы управления страной, помнят, а его коллегу забыли. Далеко не во всех хронологических таблицах и даже исторических хрониках можно встретить имя Луция Вера; он оставил настолько незначительный след в истории, что проще всего о нем даже не вспоминать. В отличие от него пасынок Антонина оказался образцовым правителем. Пятьсот лет назад Платон сказал, что в мире не наступит равновесие до тех пор, пока владыки не сделаются философами или философы - владыками, и это утверждение воплотилось в жизнь благодаря Марку Аврелию, потому что он был могущественным правителем и одновременно философом, труды которого до сих пор не потеряли своей значимости. Новый император был по убеждениям стоиком. Под мягким правлением Антонинов эта философия приобрела большое уважение в народе. Философия стоиков отличалась простотой и ясностью, к тому же была близка всем, кто чтил древние римские традиции. Как бы то ни было, но ленью и роскошью нельзя по-настоящему наполнить свою жизнь, со временем они вызывают пресыщение, в то время как духовная пища не приедается никогда. Мирные времена способствовали размышлениям, а для тех, кто задумывался над смыслом жизни, уверенная и спокойная философия стоиков подходила как нельзя лучше.
Во времена Римской империи наиболее известным представителем стоицизма был Эпиктет, грек по происхождению, который родился в 60 г. и большую часть своей жизни прожил в рабстве. Он был слаб здоровьем и хром (возможно, что этому было виной жестокое обращение хозяина). Еще ребенком Эпиктета привезли в Рим, и там ему удавалось иногда посещать лекции стоиков, в результате чего он принял их учение, а когда освободился из рабства, сам стал преподавать стоицизм. Случилось так, что во времена правления Домициана он оказался среди тех философов, которым приказано было покинуть страну. В 89 г. Эпиктет уехал в Никополис, город, который Август основал после своей окончательной победы над Марком Антонием под Актием. Остаток своей жизни Эпиктет преподавал в Никополисе и создал свою школу. Он считается одним из классических философов периода древней истории.

Император Марк АврелиЙ увлекался учением стоиков, и он стал самым известным его последователем. Он верил не в счастье, а в спокойствие, ценил мудрость, справедливость, стойкость и сдержанность, не терялся ни перед одним из препятствий на пути к выполнению своего долга. В течение своей жизни, наполненной битвами, он записывал свои мысли в книжку, которая дошла до нас под названием «Размышления». Даже теперь ее ценят как записки человека, сумевшего остаться добрым в исключительно трудных условиях. Как видно на примере многих и многих людей, занимающих высокие посты, власть в состоянии испортить даже самую сильную личность. Удивительно, что в том положении, в котором он оказался, этот человек сумел остаться философом в самом высоком смысле этого слова и сохранить себя, в то же время принося огромную пользу своему народу.

Марку Аврелию не удалось прожить мирную жизнь, которую он вполне заслуживал, но в этом не было его вины. Если бы это зависело от воли императора, то в Империи на долгие века сохранилась ситуация, создавшаяся при жизни его предшественника. Отсутствие военных действий, мирный уклад жизни и постепенное развитие хозяйства на благо всех жителей державы более чем устраивало императора-философа: он не хотел расширять свою территорию за счёт владений соседей, и без того озлобленных постоянной агрессией Рима, не хотел наживать богатство грабежом. Его идеалами были мир и труд, заслуженное процветание страны под властью мягкого и заботливого правителя. К сожалению, на практике все произошло совершенно иначе. Всю свою жизнь Марк Аврелий вынужден был сражаться с разнообразными врагами, и, несмотря на попытки мирного урегулирования конфликтов, их все же приходилось разрешать силой оружия. Похоже на то, что исключительное спокойствие, воцарившееся в империи во время правления Антонина, закончилось с его смертью, и со всех сторон неприятели начали восставать против Рима.

На Востоке поднял голову давний противник, Парфия. Правитель этой страны снова сделал попытку посадить на армянский престол свою марионетку, а затем его войска вторглись в Сирию, после чего война стала уже неизбежной. Под командованием соправителя Марка Аврелия, Луция Вера, римские легионы спешно двинулись в восточном направлении.

Парфяне были побеждены, и римляне отомстили им, вторгшись в Месопотамию, где они сожгли дотла столицу государства, Ктесифон. К 166 г. был восстановлен мир, а тремя годами позже Луций Вер умер, оставив Марка Аврелия единственным правителем Рима.
Парфянскую войну можно было бы считать триумфом римского оружия, но так может показаться только на первый взгляд. Некоторые обстоятельства обратили эту победу в орудие, чуть не погубившее Римскую империю.

Основной внешней угрозой для являлось объединение германских племен под владычеством маркоманов, живших на территории нынешней Северной Баварии. Они способствовали объединению всех племен, к северу от Дуная. Улучив момент, когда римляне были полностью заняты войной с парфянами, они начали нападать на северные границы Империи и в течение пятнадцати лет изматывали римские войска. Марку Аврелию приходилось перебрасывать войска с одного опасного участка на другой, причем стоило победить германцев в одном месте, как они тут же вновь поднимали голову в другом. Здесь варварам пригодилось то, что племена были разделены и подчинялись только своим вождям, не желавшим заключать союзы с другими; таким образом, в то время, когда одни воевали и отвлекали на себя внимание римлян, другие могли собраться с силами и перегруппироваться для того, чтобы снова начать вторжение. Серьезных результатов боевые действия такого характера принести не могли, но германцам того периода, по большому счету, нужно было не столько расширить свою территорию, сколько захватить богатую добычу, а это им в большинстве случаев удавалось. Хотя всегда отличались повышенной мобильностью, но необходимость то и дело перебрасывать свои силы с одного участка границы на другой позволяла противнику находить все новые лазейки и совершать рейды в глубь территории Империи, грабя близлежащие земли и тут же возвращаясь обратно. Для того чтобы защищать одновременно все рубежи огромной державы, не хватило бы никаких сил и средств, так что императору приходилось непрерывно маневрировать с целью уследить за всем, что происходило вокруг. В этой ситуации германцы хотя и несли определенные потери, но уничтожить их полностью не удавалось. Можно считать, что римляне выиграли эту войну, однако если прежде они побеждали и завоевывали варварские земли, присоединяя их к империи, то теперь удавалось только отбросить германцев от границы и не дать им проникнуть в глубь римской территории. При таком положении вещей в следующем столетии должны были произойти великие потрясения - и так оно и вышло.

В 180 г. император Марк Аврелий умер в военном лагере, пробыв императором девятнадцать лет. В то время германская кампания всё ещё продолжалась.

Преторианцы охотно признали императорами этих двух молодых людей. Ведь именно эти отборные войска стояли непосредственно в Риме и несли охрану дворца. И конечно, наследники были им давно и хорошо знакомы.

Война на пороге империи

Марк и Вер поддерживали свою популярность среди преторианцев щедрыми денежными поощрениями, не уступавшими по размеру обычному денежному содержанию. Марку и Веру была нужна верность римской армии, ведь война уже стояла на пороге империи .

На востоке Армения , союзница Рима, пала под ударами воинственных парфян. Теперь под угрозой была и Сирия.

Античный историк Кассий Дион: «Парфяне окружали римские легионы, поражая их стрелами и нарушая строй, лишая и армию, и командиров воли к победе и способности сражаться».

В ожесточенных сражениях армия Рима более не могла сдерживать натиск парфян.

В 162 году Риму ничего не оставалось кроме, как собрать для войны новую крупную армию . Первый раз в течение жизни двух поколений с армией отправился император Луций Вер. Его брат и соправитель Марк Аврелий остается в Риме.

Оба молодых человека не имели реального военного опыта. Марк, старший из двух императоров, посылает Луция Вера на восток отвести от империи эту угрозу. Вер из Рима перебирается в роскошную императорскую ставку в Антиохии , далеко от полей сражений.

Он постоянно получает сведения из армии и шлет с гонцами приказы военачальникам. И хоть он недостаточно осведомлен о реальном положении, дела все же идут на лад благодаря тому, что в армии достаточно хороших командиров.

Победа в Парфии и триумф в Риме

Сирия, 162 год.

К счастью, у Вера имелся один из лучших военачальников того времени – , наместник Сирии. Авидий отлично ориентируется в всех тонкостях римской политики, но его истинным призванием была карьера полководца.

Сириец по происхождению, он был опытным военачальником. Он имел отличные связи со знатью восточным провинций империи. Вер оставался в Антиохии, предаваясь развлечениям, в то время, как Авидий руководил военной кампанией .

Победы, одержанные Авидием, привели римскую армию вглубь Парфии лицом к лицу с исконным врагом империи.

Во времена античности воины сражались, сойдясь на расстоянии вытянутой руки. Это могло вселить страх в любого. Драться лицом к лицу, когда перед тобой враг с мячом или топором, а ты не знаешь, что происходит за спиной или сбоку, ведь шлем ограничивает обзор, ты почти ничего не слышишь и можешь смотреть только перед собой – для того, чтобы так сражаться, нужна отчаянная храбрость, надо победить страх в самом себе.

В течение трех лет Авидий и его войска с боями продвинулись далеко вглубь Парфии. В 165 году нашей эры они достигли столицы – , который лежал недалеко от современного Багдада.

Римляне разорили древний город . Античный историк Кассий Дион: «Парфянский царь был покинул своими приближенными. Авидий преследовал его до самого Ктесифона, взял город и разрушил его до основания. Добыча сама шла в руки. Разоряя храмы местных богов, солдаты растаскивали священные сосуды и другие реликвии».

Осквернение храмов считалось ужасным кощунством, и боги карали за это стремительно и жестоко. Разбитые парфяне заразили своих завоевателей смертельной болезнью – возможно, бубонной чумой.

Римляне ушли из Ктесифона победителями и, не ведая того, несли назад в империю заразу.

Сокрушив Парфию и освободив восточные провинции империи, Авидий и император Вер вернулись в Италию .

Рим, Италия, 166 год.

В Риме ликующих победителей ждал великолепный прием с торжествами, играми гладиаторов, в которых принимали участие пленные, взятые на этой войне. Все это было частью роскошного празднества под названием триумф .

Победоносные легионы встречали огромные толпы римлян, они в восторге приветствовали шествующие по улицам города войска, а за легионами везли захваченную добычу, пленником и груды трофейного оружия. Рим охватило всенародное ликование . Такое случалось не часто, и те, кому повезло увидеть триумф, считали себя счастливчиками.

Вер праздновал победу со своей невестой, Луциллой , дочерью его соправителя императора Марка. К тому моменту, когда Марк Аврелий и Луций Вер праздновали свой триумф, выросло целое поколение римлян, ни разу в жизни не видевшее такого празднества, и конечно же, для них это было самое важное событие того времени.

Но императору Марку нечему было радоваться. Он знал, что эта кампания на востоке подорвала мощь римской армии.

Пока в Риме праздновали триумф, над северной границе вновь нависла угроза варваров .

Вдоль северной границы в приграничных укреплениях явно не хватало легионеров, слишком много солдат не вернулись с войны на востоке. Пограничные войска постоянно тревожили наскоки варваров: появляясь из диких чащоб, они наносили удар и тут же исчезали.

Боеспособность германских племен стремительно росла и уже не шла ни в какое сравнение с памятными римлянам сражениями 3 века до нашей эры. Эти племена могли собрать для войны большое и сильное войско. Уже ко 2-му веку над границей нависла настоящая угроза.

На окраинах империи римляне гибли от мечей варваров, темные леса Германии становились их могилой.

Чума – месть богов за разорение парфянских храмов

Рим, Италия, 166 год.

Оказалось, что с парфянской войны легионеры сводного брата Марка Луция Вера принесли в бассейн Средиземного моря чуму , которая погубила во времена правления Марка Аврелия от 10 до 25% населения империи .

Особенно плохо было в городах, где плотность населения была высока. Там тела умерших укладывали штабелями.

Знахари наживались на людских страхах – продавали шарлатанские настои, якобы спасающие от чумы. Многие считали, что чума – это месть богов за разорение парфянских храмов . Император Марк должен был искупить этот грех жертвоприношением.

Перед лицом гигантского бедствия единственное, что оставалось римскому императору – это вернуть римлянам благосклонность богов грандиозными жертвоприношениями и всеобщими восхвалениями богов в невиданных масштабах. Потому что в случае такого бедствия император должен был умилостивить богов и защитить народ от их гнева.

Несмотря на то, что жертвоприношения длились 7 дней, боги не дали свой ответ. Чума уносит все новые и новые жертвы, особенно в легионах, стоящих в военных лагерях.

Погибло не только огромное количество мирных жителей, чума унесла опытнейших ветеранов. Так что восстановить боеспособность армии было теперь нелегко.

Сраженная чумой, империя слабела , и угроза варваров сулила ей полный разгром.

Маркоманская война

В 167 году 6 тысяч варваров-германцев пересекли реку Дунай и вторглись в римскую провинцию Паннония . Они грабили беззащитных жителей приграничья, разоряя деревни и захватывая пленников. Некоторые варвары даже осмеливались захватывать земли.

Неизвестно, были ли это просто набеги, или они собирались переселиться в границы империи. Многие племена завидовали комфорту и роскоши римский цивилизации, поэтому набеги учащались, а Марку было все сложнее набирать войска, чтобы отражать их.

Варвары стремительно вторглись в беззащитную Паннонию. Римские легионы далеко, они были растянуты тонкой цепочкой на всем протяжении границ империи.

Когда легионы, наконец, пришли, сила и мощь германцев поразила их . Многие из них подражали военным обычаям римлян и были вооружены трофейным оружием. Так что войска германце во времена Марка Аврелия представляли собой страшную угрозу.

Вслед за первым, недостаточно сильным эшелоном подкреплений, римляне стягивали с других участков границ все больше войск. Вовремя подоспевшая кавалерия, поддержанная регулярной пехотой империи, заставила варваров отступить .

Однако, вождь могущественного германского племени маркоманов решил отправиться в римский лагерь, чтобы предложить начать переговоры о перемирии . К удивлению римлян, он представлял не только своих соплеменников, но также 10 других племен. Этот племенной союз был неожиданной угрозой для империи.

Германская угроза, с которой столкнулся Марк, отличалась от того, с чем пришлось столкнуться предыдущим императорам: варвары стали более организованными. Ирония истории была в том, что и сами германцы менялись, возможно, под влиянием римлян.

Италия, 167 год.

Встревоженный растущей варварской угрозой, император Марк направил войска в Паннонию. Не имея боевого опыта, император полагался на командующего войском Помпеяна , надеясь, что он сумеет прославить имя императора.

Германские набеги из-за Дуная с угоном скота, захватом рабов, грабежами продолжались столетиями. Почему именно теперь Рим решил, что следует отправиться в поход против германцев и покарать их? Вероятно, Марк Аврелий хотел удачной военной кампанией еще больше укрепить свою власть в Риме.

Хотя брат Марка Вер и присоединился к войскам, он был болен и много пьянствовал. Не успели римляне дойти до Дуная, как Вер пал жертвой чумы . Это заставило всю армию повернуть назад.

Марку пришлось вернуться в Рим с телом своего брата, оставит северную границу. Но угроза со стороны варваров только росла.

Гладиаторы и разбойники в римской армии

Марка ждали неотложные внутренние дела империи. Многочисленные войны истощили императорскую казну и не удавалось собрать средства для нового похода против германцев.

Многие римские чиновники были достаточно богаты, чтобы не зависеть от жалованья. Но солдату казенных денег едва хватало на пропитание, и он жил тем, что мог добыть в качестве трофеев. И закрывать глаза на это было уже невозможно.

Не имея возможности заплатить своим солдатам, Марк пошел на чрезвычайные меры. Вот, как об этом говорят «Жизнеописания Августов» — собрания трудов древних историков: «Марк распродает императорскую утварь. Он продал золотые и хрустальные кубки и даже наряды жены из шелка с золотым шитьем».

Это было бы равносильно тому, как если бы английская королевская семья, испытывая недостаток средств, решилась бы продать с аукциона драгоценности британской короны. Этот поступок пошел на пользу его популярности. Конечно, вряд ли можно выручить достаточно денег на ведение войн от продажи утвари и одежды, но это продемонстрировало, что император готов тратить свои личные средства на благо Рима как пожертвования, и это нашло отклик в сердцах римского народа.

Вербовщики Марка рассчитывали, что деньги привлекут новых солдат для войны с германцами, но на призыв к оружию откликнулись лишь немногие. Экономике римской империи остро не хватало рабочих рук, и в многом из-за этого мужчины не горели желанием идти в армию и оставлять семьи, которые не хотели отпускать на войну своих кормильцев.

К тому же империя была истощена чумой, и Помпеян принял неслыханной решение, которое многие сочли позорным: «главный военный советник императора Марка обратился к отбросам общества», как мы читаем в «Жизнеописаниях Августов». «Они обратились к гладиаторам и брали в солдаты разбойников из . Они принимали на военную службу даже рабов».

Новые вторжения германцев

Помпеян понимал, что солдаты нового набора – это сущий сброд. И прежде, чем он сумел обучить и подготовить к войне свою разношерстную армию, на границе империи разразилась катастрофа .

В 169 году объединенные силы германских племен вторглись в придунайские провинции империи. Марку и Помпеяну не оставалось ничего кроме, как вести свои плохо обученные легионы на север, против германцев.

Но неопытной римской армии оказалось не по силам противостоять варварам на их же территории. Германцы заманивали римлян за Дунай в непроходимы леса, где римские легионы не могли развернуть привычные боевые порядки или эффективно использовать метательные машины. Эти преимущества нередко приносили германцам победы.

Весной 170 года самые крупные германские племена маркоманы и дали римлянам сражение и разбили их .

Марк Аврелий определенно был выдающимся императором. Но был ли он хорошим военачальником, могли он вести войска в сражения? К сожалению, о Марке Аврелии пока нельзя этого сказать.

В первом же крупной сражении, которое дал Марк, погибло 12 тысяч римлян. Это самое крупное поражение за всю предыдущую историю Рима.

Но в его тылу тоже не все было благополучно: пока Марк увяз в сражениях на Дунае, другие германские племена вторглись в саму Италию .

В 170 году нашей эры они захватили богатый портовый город неподалеку от современной Венеции и разграбили, не встретив сопротивления. Это был первый набег на центральную Италию за 300 лет .

Ужасные варвары, возможно, напоминали римлянам о в 4 веке до нашей эры, о , вторгшихся во 2 веке до нашей эры. Римляне были в панике от того, что варвары смогли вторгнуться в Италию.

Тактика малых подвижных отрядов

Рим был охвачен ужасом. Императору Марку Аврелию надо было действовать быстро, чтобы уничтожить врага раз и навсегда. Он пошел со своей армией на север вдоль Дуная, чтобы вторгнуться в земли могущественного маркоманов.

Холодные северные леса были враждебны римскому императору. Наконец, вдали от родного дома он понял, что плохо приспособлен к тяжелой армейской жизни, его здоровье было подорвано.

Знаменитый врачеватель древности какое-то время был личным врачом Марка. Гален ежедневно готовил для него лекарства и снадобья, чтобы лечить от болезней и уберечь от возможных недугов, в особенности от чумы, которая продолжала косить ряды римлян.

Помня о смерти, Марк доверил свои мысли дневнику, его размышления издаются и в наше время. В них мы читаем о человеке, сраженном ударами судьбы .

«Не ведите себя так, как будто вы собираетесь жить 10 тысяч лет, смерть подстерегает вас. Пока вы живете, пока у вас есть силы, сохраняйте свое достоинство».

Философия дает ему силы преодолеть все трудности и повседневные тяготы, с которыми он сталкивается, ведя армию вдоль Дуная.

Мрачные чащобы германских лесов и кровопролитные сражения с варварами – вот, что ждет императора Марка.

Он проводит ряд успешных операций в землях самых опасных племен – , квадов и маркоманов. Варвары и раньше били войска Марка, а его редкие победы не приносили особого результата. Но Марк учился у своего врага. Он отошел от традиционных правил построения легионов, приняв тактику малых подвижных отрядов . Это позволило его войскам действовать более гибко, особенно в лесах.

Это была совсем другая война. Она была непривычной для ветеранов парфянских войн, привыкших сражаться в стройных построениях легионов с обычными для востока тактическими приемами. В этой войне били исподтишка, из засады, в спину.

Римляне наносили удар тогда, когда варвары меньше всего этого ожидали. В пылу сражения римский солдат балансировал на лезвии меча. Он должен был бороться с невероятным возбуждением, вызванным яростью рукопашной схватки. Адреналин кипел в крови, но солдат должен был сохранять спокойствие. Тот, кто хотел остаться в живых, должен был справиться с естественным возбуждением, которое охватывает человека, когда он лицом к лицу сходится в смертельной схватке с врагом.

Здоровье Марка было подорвано , но взамен пришел опыт , а вслед за ним – и череда побед императора над германцами.

Римляне закрепили свои достижения, возведя цепочку опорных пунктов и военных лагерей на землях маркоманов и квадов. Германские территории вскоре должны били присоединиться к империи.

Молнии с небес на головы варваров

Германия, 172 год.

Но германцев привело в ярость строительство укреплений. Как шершни из разоренного гнезда варвары яростно нападают на опорные пункты римлян.

Германцы, вышедшие из чащоб, чтобы драться с войсками Марка Аврелия, не были теми дикарями в медвежьих шкурах с грубыми щитами и мечами, как их часто показывают в кино. Они имели дело с римлянами уже почти 200 лет, они изучили их приемы ведения боя, были знакомы и их оружием и снаряжением, поэтому они знали, как сражались римляне.

Если варвары прорвут укрепления, римлянам не будет пощады. За крепкими стенами Марк Аврелий, несмотря на опасность, находится рядом с солдатами, воодушевляя их.

Он прекрасно понимал всю ответственность, которая лежала на нем самом. И если он продолжал посылать людей на смерть, то сам он должен был точно определить те политические цели, которые предстояло достигнуть в ходе военной кампании.

Необходимо было найти выход из положения. И Марк обращается к богам римлян, принося жертвы и умоляя о даровании победы над ордами германских варваров. И в ответ боги явили императору чудо , как сообщают «Жизнеописания Августов»: «Твердо стоя на своем, он умолял богов ниспослать молнии с небес на головы варваров».

Варвары видят в ударах молний грозные и зловещие предзнаменования. Значит, боги благоволят римлянам? Конечно, варвары подавлены .

Варвары, стоящие под стенами римских укреплений, были перепуганы и обратились в бегство . Римляне спасены.

Восторженные римляне теперь именуют Марка Германиком – победителем германцев.

Германия, 172 год.

На германские поселения, занимающиеся мирным сельским трудом, обрушился гнев Марка Аврелия. Римляне утверждают свою власть мечами.

Войны против варваров нередко велись на истребление : римляне сметали все на своем пути, разрушали деревни, уводили женщин и детей в рабство. Случалось, солдаты приносили головы убитых врагов, чтобы получить вознаграждение.

Римляне увековечивают ужасы войны в камне монумента в ознаменование германской кампании Марка. Он известен как колонна Аврелия .

Колонна Марка Аврелия показывает, как император ради блага Рима вынужден делать ужасные и отвратительные вещи. Это цена победы, и видно, что императора это не радует.

На землях германцев создаются две новые провинции – Маркомания и . И хотя там пока спокойно, тревожный новости приходят оттуда, откуда их совсем не ждали – из Египта .

Мятеж в Египте

Египет был одной из самых важных и самых богатых римских провинций, поэтому императоры не зря опасались, что тот, кто управляет Египтом, может претендовать на власть во всей Империи.

Этих страхам суждено было стать явью, когда в Египте вспыхнул внезапный мятеж . Провинция была ввергнута в кровавый хаос.

Это были по-настоящему тревожные новости. Египет был крупнейшим поставщиком зерна для Рима. Правителю Египта было достаточно сократить поставки зерна для плебеев Рима, чтобы население города, в свою очередь, стало выражать недовольство императором, требуя принять срочные меры.

В 174 году Марк направился в Сирию, где были расквартированы 3 легиона. Он послал их в Александрию в Египет. Возглавил эту карательную экспедицию один из самых старых и надежных сторонников Марка .

Марк Аврелий назначает одного из лучших своих полководцев Авидия Кассия наместником восточных провинций империи, подчинив непосредственно ему губернаторов провинций.

Герой парфянской кампании не подвел императора: Авидий быстро подавил мятеж, сохраняя провинцию Египет и ее богатства для империи.

Предательство Авидия Кассия и Фаустины

Но вдоль северной границы империи в Германии продолжаются набеги варваров . Кампанию против германских варваров не так то легко закончить. Можно добиться временного улучшения, но стоит вам замирить одно племя, как бунтует другое в сотне километров вверх по реке, и снова приходится усмирять варваров.

7 лет Марк возглавлял боевые действия против варваров в диких северных лесах, не считаясь с ухудшением собственного здоровья.

В 175 году на германской границе он заболел . Что это было – чума или иной недуг – но смерть его казалась неминуемой. Его жена императрица провела 20 лет в заботах об императоре. Теперь же она беспокоилась о своем будущем.

Императрицы, как и другие женщины из высших аристократических кругов Рима, как правило, разделяли участь своих мужей: если тех ждала опала, смерть, гонения, их ношу разделяли и жены с детьми. Конечно, если у супруга все в порядке, он здоров и окружен сторонниками, жена может ни о чем не волноваться, но если это не так, приходится готовиться к самому худшему развитию событий.

Паника охватывает Фаустину: кто защитит ее, если Марк умрет? Она предлагает свою руку и империю другому знатному лицу – Авидию Кассию, наместнику Сирии и Египта.

Желая обрести давно заслуженное им величие, Авидий не упускает шанса стать императором. «Жизнеописания Августов»: «Хотя Марк еще жив, Авидий Кассий уже распускает слух о его смерти. Он возвещает своей армии, что Сенат уже провозгласил Марка божественным, затем он объявляет императором себя».

Возможно, Авидий думал, что действует на благо империи. Он не разделял мнение, что Марк Аврелий был таким уж хорошим императором, и тем более он не считал его великим полководцем и военным деятелем.

Но как только Авидий заявил о претензии на тиару, Марк оправился от своей болезни , и оба оказались в весьма сложном положении.

Что ему оставалось делать? Взять назад свои претензии, принести императору извинения, принести свои ошибки, заявить, что принял поспешное решение? Стоило хоть раз объявить о своих притязаниях на императорскую тиару, ни о каком доверии речи больше быть не могло, возврата назад не было.

Авидий Кассий, крупный военачальник, под командой которого состояли большие силы, был весьма существенной угрозой Марку Аврелию. И теперь он был готов вести свои войска на Рим, чтобы отстоять свои притязания на императорский титул.

Марк должен был подавить мятеж Авидия Кассия, и ему надо было воздать жене за измену. Но зная, что эта борьба за власть может стоить ему жизни, он провозглашает наследником своего сына .

Коммод был еще слишком молод, чтобы осознавать и, тем более, отстаивать собственные интересы. Марк Аврелий не рассматривал иных возможных преемников, кроме своего сына.

Испорченный уже в юные годы императорской роскошью, молодой человек должен был проявить себя на поле брани, показать всем силу своего характера. Но он был единственным сыном Марка. Это был не лучший выбор для Рима.

Почему он поддерживал Коммода? Потому что Коммод – его родной сын, это было естественно для римской аристократии. В Риме было в порядке вещей то, что должности сенаторов или иные государственные посты наследовались из поколения в поколение.

Утвердив наследником Коммода, Марк обратился к своей жене, которая предала его ради Авидия Кассия. Удивительно, но он простил ее .

Марк так и не наказал Фаустину, он проявил мягкость. Возможно, поговорив с ней доверительно, он понял, что ею двигало. Он не развелся с ней и ни коим образом не проявил своей немилости.

Пока его армия готовилась выступить против Авидия Кассия, к Марку явился гонец, присланный солдатами Авидия. Они сами убрали узурпатора , чтобы избежать гнева законного императора. Они знали цену предательства.

В случае разбирательства мятежных военных ждали пытки, казни, опала, изгнание, принуждение к самоубийству.

Посланник доставил Марку страшный подарок – голову Авидия Кассия , его бывшего сторонника и лучшего друга. Историк Кассий Дион: «Марк так сильно переживал смерть Авидия, что не мог заставить себя посмотреть на оскверненную голову своего врага».

Уход Марка Аврелия

Бунт был подавлен . Марк мог снова вернуться к главному делу своей жизни – окончательному усмирению германских варваров.

Мятеж вынудил его отвлечься. Ему пришлось перемещать войска, тратить деньги и иные ресурсы и в итоге значительно нарушить свои собственные планы.

Варвары сполна использовали выпавшую им передышку. В 178 году Марк послал карательную экспедицию на подавление мятежа в придунайских провинциях, но ярость варваров росла .

Варвары, огромные ростом, шумные, дурно пахнущие, наводили страх на римлян. И цивилизованным римлянам нелегко было найти в себе душевные силы, чтобы противостоять такому врагу.

Марку нужна была победа, иначе весь многолетний труд по замирению северных границ империи грозил пойти прахом. Уже постаревший Марк сумел захватить вождей мятежных племен и жестоко казнил их . Он верил, что еще год или два, и изматывающая война, наконец, кончится.

Но вместо этого Марка Аврелия ждала затяжная война с германцами. Неизвестно, понимал ли это сам император, но до победы было так же далеко , как и тогда, когда война только началась.

И вот 60-летнему императору остается лишь надеяться, что его сын и наследник Коммод продолжит войну с германцами, войну, на которую ушли лучшие годы жизни самого Марка.

Марк Аврелий учил Коммода, он брал его с собой в действующую армию. Но тот был слишком молод, вряд ли Марк до конца осознавал, каким императором может стать Коммод.

Положение второго императора сделало молодого человека пассивным , ленивым , равнодушным к победам , добытым с таким трудом, непохожим на Марка настолько, насколько это вообще возможно.

Пока Коммод вынужден выполнять волю отца.

Паннония, 180 год. Но вот император , в конце концов, сражен болезнью . Возможно, это была та самая чума, от которой, как было объявлено, умер его брат.

Начало конца Римской империи

Коммоду только 19, и он не желал сносить тяготы военной жизни и тосковал по римской роскоши и удовольствиям.

Аврелий , отец Коммода, был мудрым и прозорливым полководцем, понимавшим всю важность борьбы с варварами в придунайских провинциях империи. Коммод же был лишен этих качеств, и в дальнейшем это дорого обойдется Риму .

Новый император Коммод ослабил гарнизоны в приграничных крепостях и не сумел добиться своего в переговорах с варварами. Он оставил Германию ради роскоши и удовольствий Рима, и в результате плоды 30 лет кровопролитной борьбы и тяжких трудов пошли прахом.

Лишенная мудрого руководства императора Марка Аврелия великая Римская империя терпит от варваров поражение за поражением.

Скверное управление, постоянная внешняя угроза, череда невезений могут подорвать мощь самой могущественной державы . И теперь после правления императора Марка Аврелия империи приходилось напрягать все свои силы, чтобы защищать свои границы по всей их огромной протяженности.

Для Рима наступают нелегкие времена . Такого императора, как Марк Аврелий, больше не будет. Согласно Кассию Диону, это было началом конца : «И скоро на смену «золотому» и «серебряному» векам Римской империи приходит «железо и ржавчина» темных веков Европы».

арк Аврелий принадлежал к древнему италийскому роду Анниев Веров, претендовавшему на происхождение от царя Нумы Помпилия, однако включенному в число патрицианских лишь при . Дед его был дважды консулом и префектом Рима, а отец умер в должности претора. Марк был усыновлен и воспитан своим дедом Аннием Вером. Уже с раннего детства он отличался серьезностью. Выйдя из того возраста, который требует заботы нянек, он был поручен выдающимся наставникам. Еще мальчиком он увлекся философией, а когда ему пошел двенадцатый год, он стал одеваться как философ и соблюдать правила воздержания: занимался в греческом плаще, спал на земле, и мать с трудом могла уговорить его ложиться на кровать, покрытую шкурами. Наставником его в стоической философии стал Аполлоний Халкедонский. Рвение Марка к философским занятиям было так велико, что, уже принятый в императорский дворец, он все же ходил учиться на дом к Аполлонию. Философию перипатетиков изучал он у Юния Рустика, которого и потом очень уважал: с Рустиком он всегда советовался и по государственным, и по частным делам. Изучал он также право, риторику и грамматику и положил на эти занятия столько труда, что даже расстроил свое здоровье. Позже он больше внимания уделял спорту, любил кулачный бой, борьбу, бег, ловлю птиц, но особенную склонность имел к игре в мяч и охоте.

Император Адриан, приходившийся ему дальним родственником, покровительствовал Марку с самого детства. На восьмом году он записал его в коллегию саллиев. Будучи жрецом-саллием, Марк выучил все священные песни, на праздниках был первым запевалой, выступающим и руководителем. На пятнадцатом году Адриан помолвил его с дочерью Луция Цейония Коммода. Когда умер Луций Цезарь, Адриан стал искать наследника императорской власти; он очень хотел сделать Марка преемником, но оставил эту мысль из-за его молодости. Император усыновил Антонина Пия, однако с тем условием, чтобы сам Пий усыновил Марка и Луция Вера. Таким образом, он как бы загодя готовил Марка в преемники самому Антонину. Говорят, что Марк принял усыновление с большой неохотой, а домашним жаловался, что вынужден сменить счастливую жизнь философа на тягостное существование наследника принцепса. Тогда он впервые вместо Анния стал называться Аврелием. Адриан сразу наметил своего приемного внука в квесторы, хотя Марк и не достиг еще положенного возраста.

Когда в 138 г. сделался императором, он расстроил помолвку Марка Аврелия с Цейонией и женил его на своей дочери Фаустине. Затем он пожаловал его наименованием Цезаря и назначил консулом на 140 г. Несмотря на его сопротивление, император окружил Марка подобающей ему роскошью, велел поселиться во дворце Тиберия и принял в 145 г. в коллегию жрецов. Когда же у Марка Аврелия родилась дочь, Антонин вручил ему трибунские полномочия и проконсульскую власть вне Рима. Марк достиг такого влияния, что Антонин никогда никого не продвигал без согласия приемного сына. В течение двадцати трех лет, которые Марк Аврелий провел в доме императора, он выказывал к нему такое почтение и послушание, что между ними не было ни одной размолвки. Умирая в 161 г., Антонин Пий без колебания объявил Марка своим преемником.

Приняв власть, Марк Аврелий немедленно назначил своим соправителем Луция Вера с титулами Августа и Цезаря, и с этого времени они совместно управляли государством. Тогда впервые Римская империя стала иметь двух Августов. Правление их было отмечено тяжелыми войнами с внешними врагами, эпидемиями и стихийными бедствиями. С востока напали парфяне, на западе начали восстание британцы, Германии и Реции грозили каты. Против парфян Марк в 162 г. отправил Вера, против катов и британцев - своих легатов, сам он остался в Риме, так как городские дела требовали присутствия императора: наводнение произвело сильные разрушения и породило в столице голод. Эти бедствия Марк Аврелий сумел облегчить благодаря своему личному присутствию.

Делами он занимался помногу и очень вдумчиво, сделав в государственном механизме много полезных улучшений. Тем временем парфяне были побеждены, но, возвращаясь из Месопотамии, римляне занесли в Италию чуму. Зараза быстро распространилась и свирепствовала с такой силой, что трупы вывозили из города на телегах. Тогда Марк Аврелий установил очень строгие правила насчет погребений, запретив хоронить в черте города. Многих бедняков он похоронил за государственный счет. А между тем началась новая, еще более опасная война.

В 166 г. все племена от Иллирика до Галлии объединились против римской державы; это были маркоманы, квады, вандалы, сарматы, свевы и многие другие. В 168 г. Марк Аврелий сам должен был возглавить поход против них. С великим трудом и лишениями, проведя три года в Карунтских горах, он закончил войну доблестно и удачно, и притом в такое время, когда тяжкая моровая язва погубила много тысяч и среди народа, и среди воинов. Таким образом он освободил Паннонию от рабства и, по возвращении в Рим, справил в 172 г. триумф. Истощив на эту войну всю свою казну, он даже не подумал требовать от провинций каких-нибудь чрезвычайных поборов. Вместо этого он устроил на форуме Траяна торги принадлежащих императору предметов роскоши: он продал золотые и хрустальные бокалы, императорские сосуды, шелковую золоченую одежду жены, даже драгоценные камни, которые он нашел в большом количестве в потайной сокровищнице Адриана. Эта распродажа длилась два месяца и принесла столько золота, что он мог успешно продолжить борьбу с наркоманами и сарматами на их собственной земле, добиться многих побед и достойно наградить воинов. Он уже хотел образовать за Дунаем новые провинции, Маркоманию и Сарматию, но в 175 г. вспыхнул мятеж в Египте, где Авдий Кассий провозгласил себя императором. Марк Аврелий поспешил на юг.

Хотя еще прежде его приезда мятеж угас сам собой и Кассий был убит, он добрался до Александрии, во всем разобрался, очень милостиво обошелся с воинами Кассия и самими египтянами. Родственников Кассия он также запретил преследовать. Объехав по пути восточные провинции и заехав в Афины, он возвратился в Рим, а в 178 г. отправился в Виндобоны, откуда опять выступил в поход против маркоманов и сарматов. На этой войне он два года спустя нашел свою смерть, заразившись чумой. Незадолго до своей кончины он призвал своих друзей и беседовал с ними, смеясь над бренностью человеческих дел и выражая презрение к смерти. Вообще, на протяжении всей своей жизни он отличался таким спокойствием духа, что выражение его лица никогда не менялось ни от горя, ни от радости. Кончину свою он принял так же спокойно и мужественно, ибо не только по роду занятий, но и по духу был истинным философом.

Успех ему сопутствовал во всем, только в браке и детях был он несчастлив, но и эти невзгоды он воспринимал со стоическим спокойствием. О недостойном поведении его супруги было известно всем его друзьям. Говорили" что, проживая в Кампании, она садилась на живописном берегу, чтобы выбрать для себя из числа моряков, которые обычно ходили голые, наиболее подходящих для разврата.

Императору не раз ставили в вину, что он знал по именам любовников своей жены, но не только не наказывал их, а напротив, выдвигал на высокие должности. Многие говорили, что и она зачала вовсе не от мужа, а от какого-то гладиатора, ибо не возможно было поверить, что у такого достойного отца может родиться такой порочный и непотребный сын. Другой его сын умер еще в детстве после того, как ему удалили опухоль под ухом. Марк Аврелий горевал о нем только пять дней, а затем вновь обратился к государственным делам.

Константин Рыжов: «Все монархи мира: Греция. Рим. Византия»

Император-философ: Марк Аврелий

Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем.
Марк Аврелий Антонин.

Фигура римского императора Марка Аврелия Антонина (Marcus Aurelius Antoninus) притягательна не только для историков. Этот человек завоевал себе славу не мечом, а пером. Спустя две тысячи лет после смерти правителя его имя произносят с трепетом исследователи античной философии и литературы, потому что Марк Аврелий оставил Европейской культуре неоценимое богатство - книгу "Размышлений о самом себе", которая по сей день вдохновляет философов и иследователей античной философии.

Путь к трону и к философии

Марк Аврелий родился в 121 году в знатной римской семье и получил имя Анний Север. Уже в юности будущий император получил прозвище Справедливейший.

Очень скоро его, спокойного и не по годам серьезного, заметил сам император Адриан. Интуиция и проницательность позволили Адриану угадать в мальчике будущего великого правителя Рима. Когда Аннию исполняется шесть лет, Адриан жалует ему почетный титул всадника и дает новое имя — Марк Аврелий Антонин Вер.

На заре карьеры будущий император-философ занимал должность квестора - помощника консула в юридическом государственном архиве.

В 25 лет Марк Аврелий увлекся философией, его наставником в этом был Квинт Юний Рустик, знаменитый представитель римского стоицизма. Он познакомил Марка Аврелия с трудами греческих стоиков, в частности Эпиктета. Увлечение эллинистической философией стало причиной того, что Марк Аврелий писал свои книги на греческом языке.

Кроме философских записок, Марк Аврелий писал стихи, слушательницей которых была его жена. Исследователи сообщают, что отношение Марка Аврелия к жене было так же непохожим на традиционное для Рима отношение к женщине как к бесправному существу.

ВЬЕН Жозеф Мари
Марк Аврелий, раздающий хлеб людям (1765) Музей Пикардии, Амьен.

Император-философ

Марк Аврелий становится римским императором в 161 году, в 40 лет. Начало его правления было относительно мирным для Империи, возможно, поэтому у императора Марка Аврелия было время не только для упражнений в философии, но и для реальных дел, имеющих значение для всего римского народа.

Государственная политика Марка Аврелия вошла в историю как удивительная попытка создать "царство философов" (здесь для Марка Аврелия авторитетом стал греческий философ Платон и его "Государство"). Марк Аврелий возводит на высокие государственные должности видных философов своего времени: это Прокл, Юний Рустик, Клавдий Север, Аттик, Фронтон. Одна из идей стоической философии - о равенстве людей - постепенно проникает в сферу государственного управления. В годы правления Марка Аврелия разрабатывается ряд социальных проектов, направленных на помощь бедным слоям общества, на образование для малообеспеченных граждан. Открываются приюты и больницы, работающие за счет государственной казны. Под финансированием Рима действовали и четыре факультета Афинской Академии, учрежденной Платоном. В годы гражданских волнений в Империи Император принял решение привлечь к обороне и рабов...

Однако император не был понят широкими слоями общества. Рим привык к жестоким поединкам гладиаторов в Колизее, Рим желал крови, хлеба и зрелищ. Привычка Императора дарить жизнь побежденному гладиатору оказалась не по вкусу знати Рима. К тому же статус императора все же требовал боевых походов. На счету Марка Аврелия успешные войны против маркоманов, парфян. А в 175-м году Марку Аврелию пришлось подавить мятеж, устроенный одним из его генералов.

Закат

Марк Аврелий оставался одиноким гуманистом среди привыкшей к крови и роскоши римской знати. Хотя на его счету тоже есть подавленные восстания и успешные войны, император Марк Аврелий не гнался за славой или богатством. Главное, чем руководствовался философ, - это общественное благо.

От чумы пришла к философу в 180 году. По свидетельству его врача, перед смертью Марк Аврелий произнес: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его губы тронула улыбка.

Самым знаменитым изображением Марка Аврелия является бронзовая статуя, изображающая его верхом на коне. Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на . Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы, вероятно, в войнах с маркоманами. Вместе с тем Марк Аврелий изображен и как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах — сандалии. Это намек на его увлечение эллинской философией.

Смерть Марка Аврелия историки считают началом конца античной цивилизации и ее духовных ценностей.

Бронза. 160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи.
Иллюстрация ancientrome.ru

Марк Аврелий и поздний стоицизм

В чем же заслуги римского императора Марка Аврелия перед мировой философией?

Стоицизм - это философская школа, созданная греческими мыслителями: Зеноном Китийским, Хризиппом, Клеанфом в 4-м веке до н.э. название «Стоя» (stoá) происходит от «Расписного Портика» в Афинах, где преподавал Зенон. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец, бесстрашно встречающий превратности судьбы. Для стоиков все люди, независимо от знатности рода, были гражданами единого космоса. Главным принципом стоиков было - жить в согласии с природой. Именно для стоиков характерно критическое отношение к самому себе, а так же поиск гармонии и счастья внутри себя, независимо от внешних обстоятельств.

Среди греческих стоиков известны Эпиктет, Посидоний, Арриан, Диоген Лаэртский. Римская философия, относящаяся к поздней Стое, кроме Марка Аврелия называет знаменитого Сенеку.

В качестве иллюстраций можно привести ряд цитат, которые позволят нам почувствовать силу духа единственного в истории Рима императора-философа. Следует помнить, что автор в своих сочинениях обращается в первую очередь к самому себе. Стоицизм в целом нельзя назвать нравоучительным учением, хотя он таким и видится на первый взгляд. Однако стоик считал своим долгом начинать перемены с себя, поэтому записи Марка Аврелия ближе к личному дневнику, чем к поучению.

  • Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.
  • Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.
  • Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
  • Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
  • Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
  • Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

Марк Аврелий (имя при рождении - Марк Анний Катилий Север) - римский император, представитель позднего стоицизма, получивший прозвище «философ на троне». Марк Аврелий был потомком старинного испанского рода, его отцом был претор Анний Вера. Мальчик родился (26 апреля 121 г.) и рос в Риме, в обществе, приближенном к императору Адриану.

Марк Аврелий был обладателем превосходного образования. Учитель Диогнет обучал его искусству живописи, философии. Привитые ему философские воззрения, углубленные в ходе дальнейшего образования, влияли и на образ жизни. Так, Марк Аврелий с юных лет воздерживался от любых излишеств , сторонился развлечений, одевался в скромный плащ, выбрал местом для сна голые доски и спал, набросив на себя звериные шкуры.

Несмотря на молодые годы, еще при жизни своего покровителя Адриана Марк был кандидатурой в квесторы и, заняв эту должность 5 декабря 138 г., смог приступить к административной деятельности. В 138 г. состоялась его помолвка с дочерью Антонина Пия, тогда будущего императора. Этот человек, выполняя волю Адриана, усыновил Марка после смерти его отца. После этого его стали звать Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

В 140 г. состоялось первое назначение Марка Аврелия консулом, в 145 г. он стал им во второй раз. Когда Марку было 25 лет, его страстно увлекла философия, к миру которой его приобщал Квинт Юний Рустик, а также другие философы, которых в Рим приглашали специально для обучения Аврелия. Известно, что он изучал гражданское право под началом знаменитого юрисконсульта Л. Волузия Мециана.

Приобщение к управлению государством началось еще 146 г.: тогда Марк Аврелий стал народным трибуном. В январе 161 г. он в третий раз становится консулом, на этот раз с братом, который также был приемным сыном Антонина Пия, - Луцием Вером. Когда их приемный отец в марте того же года умер, они вместе приступили к управлению страной и оба находились у власти вплоть до кончины Луция Вера в 169 г.

О Марке Аврелии осталась память как о гуманном, высоконравственном императоре, который мужественно переносил выпавшие на его долю превратности судьбы. Он старался терпеливо нести свой крест, закрывая глаза на неспособность напарника к управлению страной, аморальность жены, дурной нрав сына, окружающую его атмосферу непонимания.

Будучи философом-стоиком, человеком, который ненавидел насилие и войны, Марк Аврелий вынужден был, тем не менее, большую часть правления провести в военных походах, отстаивая границы вверенного ему государства. Так, сразу же после кончины Антонина Пия в страну вторглись войска парфян, с которыми Аврелий воевал до 166 г. На протяжении 166-180 гг. римские войска участвовали в Маркоманской войне: в римские провинции на Дунае вторглись германцы и сарматы. Эта война еще шла полным ходом, как волнениями заявил о себе Северный Египет. Следствием перманентных военных действий стало ослабление Римской империи, население обеднело, начались эпидемии.

Во внутренней политике император Марк Аврелий наибольшее внимание уделял законодательству, судопроизводству, наведению порядка в бюрократической системе. Аврелий посещал заседания сената, лично ходил на судебные разбирательства. В Афинах им было учреждено 4 философских кафедры (по количеству господствующих философских направлений); профессорам он обеспечил содержание за счет государственной казны.

В 178 г. римская армия под командованием Марка Аврелия предприняла успешный поход против германцев, но стала жертвой начавшейся эпидемии чумы. Это заболевание поставило точку в биографии и самого императора. Случилось это на Дунае, в Виндобоне (ныне Вена) 17 марта 180 г.

После смерти его официально обожествили. Согласно античной исторической традиции, годы его правления считаются золотым веком, а сам Марк Аврелий – один из лучших римских императоров. После него были найдены и опубликованы (впервые только в 1558 г.) 12 «книг» философских записок (позднее им дали общее название «Размышления о самом себе»), отражавших мировоззрение «философа на троне».

Похожие статьи