Категории независимых людей в русской правде. Категории населения по Русской Правде и их правовое положение. Социальные группы людей по «Русской Правде»

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде ».

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

Русская Правда стала первым сборником законов в Древней Руси. Первые ее редакции появились во время правления киевского князя Ярослава Мудрого в первой половине XI в. Он же был инициатором создания Русской Правды. Сборник был необходим для того, чтобы упорядочить жизнь в государстве, где по-прежнему судили и решали споры по неписанным традициям. Все они нашли отражение на страницах этого сборника документов.

Краткая характеристика Русской Правды говорит о том, что она оговаривает порядок социальных, правовых и экономических отношений. Кроме того, сборник содержит нормы нескольких видов законодательства (наследственного, уголовного, процессуального и торгового).

Предпосылки

Главная цель, которую поставил Ярослав Мудрый перед сборником, - это определить правовое положение населения по Русской Правде. Появление кодифицированных норм являлось обычным для всех средневековых европейских обществ. Так, во Франкском государстве аналогичной была «Салическая правда». Свои судебники появлялись даже в варварских северных государствах и на Британских островах. Единственное отличие заключается в том, что в Западной Европе эти документы были созданы на несколько столетий раньше (начиная с VI века). Связано это было с тем, что Русь появилась позже феодальных католических государств. Поэтому и создание юридических норм у восточных славян произошло через несколько веков.

Создание Русской Правды

Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, появилась в 1016 году, когда он окончательно утвердился в Киеве. Однако этот документ предназначался не для южной столицы, а для Новгорода, так как князь именно там начинал свое правление. В этой редакции содержатся в основном различные уголовные статьи. Но именно с этого перечня в 18 статей началось создание Русской Правды.

Вторая часть сборника появилась через несколько лет. Она получила название Правды Ярославичей (детей великого князя) и затронула правовые отношения между жителями государства. В 30-е годы появились статьи, касающиеся кормления вирников. Эти части существуют в виде краткой редакции.

Однако сборник дополнялся и после смерти Ярослава. Создание Русской Правды продолжилось при его внуке Владимире Мономахе, которому удалось ненадолго объединить удельные княжества (приближалась эпоха феодальной раздробленности) и закончить свой Устав. Он вошел в пространную редакцию Правды. Пространная редакция затронула споры, связанные с правом на собственность. Это было связано с тем, что на Руси развивалась торговля и денежные отношения.

Существующие копии

Доподлинно известно, что не сохранилось оригинальных экземпляров Русской Правды. Отечественная историография открыла для себя более поздние копии, когда их обнаружил и изучил Самой ранней копией считается список, помещенный в Новгородскую первую летопись XI века. Именно она стала для исследователей.

Позже были найдены копии и списки, созданные вплоть до XV века. Отрывки из них использовались в различных Кормчих книгах. Русская Правда перестала быть актуальной с выходом Судебника Ивана III в конце XV века.

Уголовное право

Ответственность человека за преступления подробно отражена на страницах, которые содержит Русская Правда. Статьи фиксируют разницу между умышленным и неумышленным злодеянием. Также разделяется слабый и тяжкий ущерб. По этой мерке решалось, к какой мере наказания будет приговорен преступник.

В то же время славяне по-прежнему практикуют о которой говорит Русская Правда. Статьи утверждают, что человек имеет право покарать убийцу отца, брата, сына и т. д. Если родственник не делал этого, то государство объявляло награду в 40 гривен за голову преступника. Это были отголоски прежнего строя, существовавшего на протяжении веков. Важно отметить, что Русь уже была крещена, но в ней по-прежнему существовали пережитки языческой кровожадной эпохи.

Виды штрафов

Уголовное право также включало в себя и денежные штрафы. У славян они назывались вирой. Штрафы пришли на Русь от скандинавского права. Именно вира со временем полностью вытеснила кровную месть как меру наказания преступления. Она измерялась по-разному, в зависимости от знатности человека и тяжести совершенного проступка. Аналогом русской виры являлся вергельд. Это было денежное взыскание, прописанное в варварских правдах германских племен.

При Ярославе вирой назывался штраф исключительно за убийство мужчины, который был свободным человеком (то есть не холопом). За простого крестьянина штраф составлял 40 гривен. Если жертвой становился человек, находившийся на службе у князя, то взыскание увеличивалось в два раза.

Если свободному человеку наносились тяжелые увечья или была убита женщина, то виновный должен был заплатить полувирье. То есть цена падала вдвое - до 20 гривен. Менее серьезные преступления, например кража, карались небольшими штрафами, которые определялись судом индивидуально.

Головничество, поток и разграбление

Тогда же в русском уголовном праве появилось определение головничества. Это был денежный выкуп, который убийца должен был предоставить семье погибшего. Размер определялся статусом жертвы. Так, дополнительный штраф родственникам холопа составлял всего 5 гривен.

Поток и разграбление - еще один вид наказания, который ввела Русская Правда. Право государства на кару преступника дополнялось высылкой провинившегося и конфискацией имущества. Также его могли отправить в рабство. При этом имущество подвергалось разграблению (отсюда и название). Мера наказания менялась в зависимости от эпохи. Поток и разграбление назначались виновным в разбое или поджоге. Считалось, что это самые тяжкие преступления.

Социальная структура общества

Общество делилось на несколько категорий. Правовое положение населения по Русской Правде полностью зависело от его Высшей прослойкой считалась знать. Это был князь и его старшие дружинники (бояре). Поначалу это были профессиональные военные, являющиеся опорой власти. Именно именем князя вершился суд. Также к нему шли все штрафы за преступления. Слуги князя и бояр (тиуны и огнищане) также имели привилегированное положение в обществе.

На следующей ступеньке находились свободные мужчины. В Русской Правде был специальный термин для такого статуса. Ему соответствовало слово «муж». К свободным лицам относились младшие дружинники, сборщики штрафов, а также жители новгородской земли.

Зависимые слои общества

Самое худшее правовое положение населения по Русской Правде было у зависимых людей. Они делились на несколько категорий. Смерды были зависимыми крестьянами (но со своими наделами), работающими на боярина. Пожизненные рабы назывались холопами. У них не было собственности.

Если человек брал в долг и не успевал расплатиться, то он попадал в особенную форму рабства. Она называлась закупом. Такие зависимые становились собственностью заемщика до тех пор, пока не расплатятся по своим долгам.

Положения Русской Правды говорили и о таком договоре, как Ряд. Так называлась соглашение, по которому добровольно шли на службу к феодалу. Их называли рядовичами.

Все эти категории жителей были в самом низу социальной лестницы. Такое правовое положение населения по Русской Правде практически обесценивало жизнь зависимых в буквальном смысле этого слова. Штрафы за убийство таких людей были минимальными.

В заключение можно сказать, что общество на Руси сильно отличалось от классической феодальной модели в Западной Европе. В католических государствах в XI веке лидирующее положение уже занимали крупные землевладельцы, которые часто даже не обращали внимания на центральную власть. На Руси дело было иначе. Верхушкой славян была дружина князя, у которой был доступ к самым дорогим и ценным ресурсам. Правовое положение групп населения по Русской Правде делало их самыми влиятельными людьми в государстве. В то же время класс крупных землевладельцев из них еще не успел образоваться.

Частное право

Помимо прочего, Русская Правда Ярослава включала в себя статьи о частном праве. Например, в них оговаривались права и привилегии купеческого сословия, которое было двигателем торговли и экономики.

Негоциант мог заниматься ростовщичеством, то есть давать кредиты. Штраф по ним также выплачивался и в виде бартера, например еды и продуктов. Ростовщичеством активно занимались евреи. В XII веке это привело к многочисленным погромам и вспышкам антисемитизма. Известно, что когда в Владимир Мономах пришел властвовать в Киев, он в первую очередь попытался урегулировать вопрос о заемщиках-евреях.

Русская Правда, история которой включает в себя несколько редакций, также затрагивала вопросы наследования. Устав разрешал свободным людям получать имущество по бумажному завещанию.

Суд

Полная характеристика Русской Правды не может пропустить статьи, касающиеся процессуального права. Уголовные правонарушения рассматривались в княжеском суде. Он вершился специально назначенным представителем власти. В некоторых случаях прибегали к очной ставке, когда две стороны тет-а-тет доказывали свою правоту. Также был прописан порядок взыскания штрафа с должника.

Человек мог обратиться в суд, если у него пропадала вещь. Например, этим часто пользовались страдавшие от воровства купцы. Если в течение трех дней пропажу удавалось найти, то человек, у которого она оказывалась, становился ответчиком в суде. Он должен был оправдаться и предоставить доказательства невиновности. В противном случае выплачивался штраф.

Показания в суде

В суде могли присутствовать свидетели. Их показания назывались Сводом. Этим же словом обозначалась процедура поиска пропажи. Если она приводила разбирательство за пределы города или общины, то вором признавался последний подозреваемый. Он имел право оправдать свое имя. Для этого он мог сам провести свод и найти человека, совершившего кражу. Если ему это не удавалось, то именно на него накладывался штраф.

Свидетели делились на два вида. Видоки - люди, которые своими глазами видели совершившееся преступление (убийство, кражу и т. д.). Послухи - свидетели, которые в своих показаниях сообщали о непроверенных слухах.

Если не удавалось найти какие-либо преступления, то прибегали к последней мере. Это была присяга посредством целования креста, когда человек давал свои показания в суде не только перед княжеской властью, но и перед Богом.

Также использовали испытание водой. Это была форма божьего суда, когда показания проверялись на истинность доставанием кольца из кипятка. Если ответчик не мог этого сделать, он признавался виновным. В Западной Европе подобная практика называлась ордалиями. Люди считали, что Бог не даст пораниться добросовестному человеку.

По подсчетам современных демографов, на территории Киевской Руси проживало от 2,5 до 4,5 млн человек. Для средневековой Руси была характерна низкая плотность населения (в 2 раза меньше, чем в Западной Европе) при огромных неосвоенных пространствах и больших расстояниях между населенными пунктами.

К концу XI в. относятся первые сведения о пожаловании князьями своим приближенным (боярам, епископам, монастырям) земельных владений — сел с крестьянами. Первым из известных нам владельцев стал в 70-е гг. XI в. Киево-Печерский монастырь. Археологические исследования уже четко выделяют в XII столетии десятки феодальных усадеб — укрепленных поселений размером 1000 м2 и более, с хоромами хозяина и ремесленными мастерскими, производившими «городскую» продукцию (например, стеклянные браслеты).

За высокими стенами таких усадеб стояли хоромы боярина, многочисленные служебные помещения, «клети» — кладовые, конюшни, принадлежавшие вотчиннику ремесленные мастерские. Обитатели усадьбы резко различались по своему социальному и имущественному положению. На первом месте стояли представители администрации вотчины: тиун, конюх, ратайный (пашенный) староста. Их жизнь была защищена штрафом намного более высоким, чем за убийство простого человека; они руководили слугами, среди которых были и ремесленники, и пленная или нанятая челядь. В княжеских селах жили лично свободные «смерды» — они исполняли воинскую повинность и входили в состав княжеского войска. Основное население боярской или монастырской вотчины составляли лично свободные крестьяне — «люди», чья зависимость выражалась в уплате ежегодного оброка. Господскую пашню обрабатывали обычно разорившиеся крестьяне или «посаженные» на землю рабы-холопы, не обладавшие никакими правами.

Неустойчивость крестьянского хозяйства (она была связана с неурожаями, эпидемиями, набегами кочевников) заставляла общинника обращаться к владельцу с просьбой о займе — «купе» или о заключении договора — «ряда» на условиях выдачи такому «рядовичу» или «закупу» семян или рабочего скота. Бегство «закупа» или совершенная им кража превращали его в раба. Таким образом, феодальная вотчина не только привязывала к себе крестьян «внеэкономическим» насилием, но и становилась своего рода гарантией стабильности общества.

Вокруг усадьбы находились пахотные земли, луга, охотничьи угодья с бобровыми ловищами. «Пространная Правда» подробно фиксирует в законодательных нормах кары за нарушение господских межей и всякое покушение на собственность вотчинника, вплоть до веревки из охотничьей ловушки; регулирует его отношения с «рядовичами» и «закупами» (которых, в частности, можно бить «про дело» и нельзя — в пьяном виде); указывает порядок осуществления «свода» — поиска беглого холопа.

Именно XII столетие стало временем интенсивного образования и роста древнерусских городов: на рубеже X-XI вв. насчитывалось всего 20-25 городских центров; в XI в. летописи упоминают 64 новых центра, а в XII в. — еще 134. Однако настоящим городом можно считать поселение, сочетавшее в себе несколько функций, т.е. являвшееся и торгово-ремесленным, и административным, и военным, и духовным центром.

В центре города находился укрепленный детинец с гарнизоном, резиденцией князя или его посадника и с городским собором. Детинец окружал торгово-ремесленный посад, делившийся на «концы» (районы) и улицы, часто по профессиональному признаку. От центра к рубленым деревянным стенам и воротам расходились основные дороги-улицы, вдоль которых в радиусе кольца укреплений и за ними рос и сам город, приобретая радиально-кольцевую планировку. Уже с Х в. улицы стали мостить, и конструкция мостовых сохранялась без изменения около тысячи лет. «Средний» древнерусский город занимал от 2,5 до 40 га и насчитывал 3-5 тыс. населения; только в самых крупных центрах было 8-10 тыс. (Старая Рязань) или 20-30 тыс. жителей (Киев и Новгород). Значительная часть горожан — примерно 15 % — вела вполне крестьянский образ жизни. В пределах городской черты находились сады и огороды, а сразу за стенами — пашни и выгоны; в амбарах горожан хранились рожь, овес и пшеница.

Дома горожан часто совмещались с мастерскими — кожевенными, ювелирными, литейными, ткацкими. В крупных городах насчитывалось около сотни различных ремесленных специальностей, разделение которых шло по готовому изделию. Продукция ремесленников поступала к купцам; некоторые изделия — ювелирная «кузнь», «русские» навесные замки — даже шли на экспорт вместе с традиционными для Руси мехами и воском. С купцами и ремесленниками были связаны предоставлявшие им кредит ростовщики; восстание в Киеве в 1113 г. заставило Владимира Мономаха ограничить ставку займа 20 % годовых.

Новгород и Смоленск заключали торговые договоры с северогерманскими городами, объединенными в торгово-политический союз — Ганзу. В Новгороде имелись Немецкий и Готский дворы, а в Киеве уже в XII-XIII вв. существовал еврейский квартал и наряду с ним «латинский» монастырь, при этом сохранившиеся источники не содержат свидетельств национально-религиозной нетерпимости.

Однако на Западе XII в. стал временем рождения городов-коммун, освобождавшихся из-под власти феодалов. Уже в X-XI вв. в городах Италии, Англии и Франции появились купеческие гильдии, ремесленные цехи, корпорации юристов, ученых и даже «братства хромых и слепых» со своим судом и другими правами, закрепленными в уставах и хартиях. Центром такой «коммуны» становились ратуша и рынок; феодальный замок располагался, как правило, за пределами городских стен.

На Руси же ни один город (за исключением Новгорода) не находился вне государственно-княжеской юрисдикции и не добился самоуправления. Города создавались княжеской властью; «сердцем» русского города становился детинец (кремль) с княжеской администрацией и боярскими дворами. Рядом с княжескими владениями в городах располагались боярские дворы с массой зависимых людей. Их наличие препятствовало консолидации горожан по профессиональному признаку; поэтому на Руси так и не сложились цеховые организации, характерные для западноевропейских городов.

Можно говорить только об элементах «городского строя», которые стали проявляться с XII века. К ним можно отнести органы районного самоуправления — «концы», а позднее — более или менее автономные «слободы», которые могли объединять и людей одной профессии, и структуру городского ополчения. Начиная с XII в. стали появляться купеческие корпорации: объединение новгородских торговцев воском («Иваньское сто»). Однако даже в эпоху расцвета Руси в XII-XIII вв. университеты в наших городах не возникли; единственной организацией, обеспечивавшей развитие образования, до конца XVII в. оставалась церковь.

Уже в договорах с Византией упоминались нормы русского обычного права — «закона русского», вошедшие позднее в «Русскую Правду» — первый письменный свод законов. Ярослав Мудрый создал древнейшую часть «Русской Правды»; эти нормы устанавливали плату за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, за кражу и порчу чужого имущества. «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого; создана около 1072 г.) включала в себя «устав о штрафах» в пользу князя за убийство свободных людей и «урок мостникам» — правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах. Дополненное и переработанное в XII в. законодательство стало называться «Пространной Правдой», оно регулировало отношения землевладельцев и крестьян в княжеском и боярском хозяйствах. С именем Владимира Мономаха связано дополнение к «Русской Правде» 1113 г. — «Устав Владимира Всеволодовича», регулировавшее взимание процентов ростовщиками.

При этом государственное право не противостояло традиции, а сосуществовало с ней, постепенно вытесняя наиболее жестокие формы самосуда. K XII в. исчезла кровная месть. Теперь преступник выплачивал «виру» (штраф) в пользу князя и деньги родным потерпевшего. С конца XI в. запрещался самосуд в отношении вора, застигнутого на месте преступления,- его полагалось связать и вести на княжеский суд. Если на территории своего «мира» общинники обнаруживали труп знакомого им человека, они должны были помочь властям найти убийцу. За укрытие «душегубца» общинники выплачивали большой штраф — «дикую виру».

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание «Русская Правда» уделяла краже («татьбе») и поджогу. Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, поскольку конь был основным средством производства и боевым имуществом. Поджог одного дома в деревянной Руси мог привести к выгоранию целого села или даже города; если пожар случался зимой, это приводило к гибели людей, оставшихся без крова и имущества. При выяснении факта совершения кражи потерпевший криком созывал соседей, и они «гнали след» — по приметам устанавливали и ловили вора — «татя». Подозрение могло пасть на любую семью, и тогда ей приходилось «отводить след» — доказывать свою невиновность. Если утраченная вещь или вор не были найдены, потерпевший мог сделать «заклич» — объявление на площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь видел украденное имущество у другого человека. Если новый владелец вещи заявлял, что купил ее, то он должен был доказать добросовестность ее приобретения с привлечением двух свидетелей или «мытника» — сборщика торговых пошлин.

Суд вершился на княжеском дворе в присутствии общинников. Уже тогда в любой тяжбе принимали участие истец, ответчик, а при необходимости свидетели — «видоки» и «послухи». Когда явных улик против подозреваемого не было, истец и ответчик (или их представители) начинали судебный поединок — «поле»; победивший выигрывал дело, поскольку считалось, что Бог помогает правому. Другим видом Божьего суда были испытания участников раскаленным железом и водой: связанного человека опускали в воду; если он начинал тонуть, то считался выигравшим дело.

Высшей мерой являлся «поток и разграбление»: иногда это означало убийство осужденного и хищение его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была «вира» (штраф), назначавшаяся за убийство. Основным же наказанием за большинство преступлений являлся денежный штраф — «продажа». «Виры» и «продажи» в пользу князя сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье (так называемые «головничество» и «урок»). Взимал штрафы княжеский вирник. Он приезжал в дом осужденного со свитой и ждал уплаты виры, каждый день получая натуральное содержание. Поэтому преступнику выгоднее было как можно быстрее уплатить штраф или долг.

Мужи - в догосударственный и раннегосударственный период - свободные люди.

Градские люди - горожане. В свою очередь подразделялись на "лучших" или "вятших" (зажиточных) и "молодших" или "черных" (бедных). По роду занятий именовались "купцами" и "ремесленниками".

Смерды - свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и свою пашню.

Закупы - смерды, взявшие у другого землевладельца ссуду ("купу") скотом, зерном, орудиями труда и т. п. и должные отрабатывать на заимодавца до тех пор, пока не отдадут долг. Уйти до этого от хозяина они не имели права. Хозяин нес за закупа ответственность в случае совершения им кражи и т. п.

Рядовичи - смерды, заключившие с землевладельцем договор ("ряд") об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда.

Изгои - люди, утратившие свой прежний социальный статус и не имеющие возможности вести самостоятельное хозяйство.

Прощенники - вольноотпущенные ("прощенные") холопы. Находились под покровительством церкви, жили на ее земле за повинности.

Холопы - категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполнявшие различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирований этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.

Дружинники - воины вооруженных отрядов князей, участвующие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя за денежное вознаграждение.

Бояре - представители высшего сословия феодалов на рус:и, потомки родо-племенной знати, крупные землевладельцы. Пользовались иммунитетом и правом отъезда к другим князьям.

Князья - вожди племен, позже - правители государства или государственных образований в рамках единого государства. Старшим князем в Древней Руси считался киевский князь, а остальные - удельными.В.О. Ключевский. Курс русской истории

Предстоящие вопросы о составлении Русской правды. Следы частичной кодификации В древнерусской юридической письменности. Сведение и переработка частично Составленных статей. Составление и состав русской правды; взаимное отношение Основных её редакций. Отношение правды к действовавшему праву. Гражданский Порядок по русской правде. Предварительная заметка о значении памятников права Для исторического изучения гражданского общества. Раздельная черта между Уголовным и гражданским правом по русской правде. Система наказаний. Древняя Основа правды и позднейшие наслоения. Сравнительная оценка имущества и личности Человека. Двоякое деление общества. Имущественные сделки и обязательства. Русская правда - кодекс капитала.

Социальные группы людей по «Русской Правде»

Правящий слой древнерусского общества не был однородным, состоял из разных социальных групп и был достаточно открытым для пополнения. Русская Правда перечисляет основные категории лиц, относящихся к высшему привилегированному классу общества:

  • - бояре - советники, старшие дружинники князя;
  • - княжьи мужи - лица, исполняющие важнейшие поручения князя, близкие к нему дружинники;
  • - огнищане - управляющие княжескими имениями - от слова «огнище»(очаг);
  • - тиуны - управители отдельными отраслями княжеского хозяйства, исполнители отдельных хозяйственных и управленческих функций

На всех этих людей закон распространял две важнейшие привилегии:

Во-первых - их жизнь защищалась повышенной мерой ответственности.

Во-вторых - для них устанавливался особый порядок распоряжения наследством. По общему правилу к наследованию землей допускались только наследники мужского пола, а при их отсутствии земля переходила либо в общинное распоряжение, либо князю. Для этого класса общества делалось исключение - после их смерти и при отсутствии сыновей земля переходила к их дочерям.

Основную же массу населения Киевской Руси составляли смерды-общинники, проживающие в деревнях, закрепленных за территориальными округами - волостями и вервями. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда.

Население городов делилось на целый ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, наемные рабочие и т.п.). Большая часть свободного населения городов участвовали вечевых собраниях. Городские общины уплачивали подати князю, он же предоставлял им различные льготы, а также подписывал договоры.

Наряду со свободными смердами на Руси существовала также категория зависимых людей - закуп и холоп. Главным признаком зависимых смердов являлось их нахождение в кабале и услужении у богатых соседей или феодалов.

Закуп - человек, работавший в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности - земля, скот, зерно, деньги и пр. Долг следовало отработать. Объем работы определялся нанимателем и кредитором. Закон запрещал господину беспричинно наказывать закупа и отнимать у него имущество. За проступки закупа отвечал его господин, но самого закупа могли обратить в холопство (рабство). Такая же участь его ожидала за попытку сбежать от господина.

Холоп - это наиболее бесправный субъект права. Все имущество, которым он обладал, являлось собственностью господина. За его проступки и нарушения обязательств отвечал господин. Он же нес штрафную ответственность за своего холопа.

Похожие статьи