Заброшенные места в татарстане. Аномальная зона татарстана - долгая поляна. Сокращение сельского населения

В заброшенных населенных пунктах когда-то кипела жизнь, они имели свою неповторимую культуру и устройство быта, свой колорит и свою судьбу. С исчезновением деревень для нас и будущих поколений навсегда теряется и история деревень Татарстана.

Суть проблемы заброшенных сел в Республике Татарстан

В Татарстане за последние 80 лет в статус заброшенных перешли более 1300 деревень, примерно 790 тысяч человек по какой-либо причине покинули свои сельские дома. Сейчас на грани вымирания около 250 сел (численность их не более 10 человек) из 3070 сельских населенных пунктов. Деревня в республике, как и в стране в целом, остается еще существовать благодаря энтузиастам или тем, кому некуда деться.

Причин исчезновения деревень огромное количество: была затоплена или подверглась воздействию иного стихийного бедствия, промышленное или городское строительство на ее территории, деревню объявили бесперспективной, закрыли в ней образовательные или лечебные учреждения и многие другие.

История процесса исчезновения сел и деревень на территории Республики Татарстан

Значительное сокращение количества деревень и сел в Татарстане произошло в 50-е и начале 60-х годов 20-го века. Мелкие и малоперспективные сельскохозяйственные деревни-колхозы стали объединять в крупные хозяйства. В результате этой политики мелкие деревни или объединились, или были присоединены к более крупным, или исчезли с лица земли.

В 60-80-х годах увеличилось количество совхозов, но процесс исчезновения мелких деревень продолжался. Связано это с тем, что в мелких сельских населенных пунктах практически отсутствовала инфраструктура, и следствием стала миграция населения в более крупные и более развитые поселки.

С 1980 по 2000 год происходит замедление темпов сокращения сельских населенных пунктов. Это связано с некоторыми улучшениями социального и культурного уровня жизни населения в Но отток населения из села все равно продолжается.

Миграция сельского населения как причина исчезновения деревень

За период с 1970 по 2013 год количество сократилось в 2 раза. Связано это прежде всего с миграцией населения из сел в города и более развитые в социально-культурном отношении населенные пункты. Массовый отток населения приходится на 50-70-е годы 20-го века. С уменьшением количества сельского населения запустился механизм по сокращению количества мелких деревень в Татарстане.

Процесс их исчезновения происходит и сейчас, несмотря на государственные инвестиции в сельскохозяйственную отрасль. Деревни из крупных превращаются в малонаселенные, затем в заброшенные и в итоге исчезают вовсе с лица земли. Так, в 49 населенных пунктах в 2010 году при переписи населения, не найдено ни одного человека. Число таких населенных пунктов может увеличиться с каждым годом, так как в настоящее время насчитывается около 250 деревень с численностью не более 10 человек, которые со временем могут пополнить списки заброшенных деревень Татарстана.

Пути решения проблемы

В настоящее время для Республики Татарстан и России характерен процесс роста агломераций (крупные города поглощают рядом расположенные населенные пункты) и процесс урбанизации (переселение населения из сел и деревень в города). Села, которые удалены от крупных городов, уступают таким агломерациям в наличии рабочих мест, в инфраструктуре, в качестве предоставляемых услуг. И отток населения из этих территорий в города - это нормальный закономерный процесс.

Для того чтобы сохранить оставшиеся села, необходима грамотная государственная политика, которая должна заключаться не только в финансировании, дотациях и программах поддержки сельхозпредпринимателей, но в идейном подходе: объяснение населению перспектив жизни в сельской местности, воспитание чувства хозяина, развитие у людей уважения к сельскохозяйственному труду и земле.

Энтузиазм или некуда деться? Малые деревни Татарстана

Люди на местах всеми силами пытаются остановить процесс исчезновения и опустошения деревень. Одни из них приезжают на кладбища, другие строят мечети, третьи благоустраивают родники, пытаясь сохранить то наследие времен, которое дошло до нас.

Жители малых деревень оказываются в замкнутом пространстве своих проблем. При обустройстве дорог такие поселения не входят в программу по дотации на строительство. Экономически невыгодно строить дороги там, где почти никто не живет. Крупные села еще могут собрать собственные средства и получить дополнительную материальную помощь от государства, но мелким селам, где всего 5-6 дворов, осуществить это нереально.

Даже если решена проблема дорог, возникает следующая проблема малых сел - отсутствие регулярного сообщения к ним. Перевозчики отказываются от таких маршрутов, потому что они экономически невыгодные.

Закрытие школ и лечебных учреждений происходит тоже по причине неокупаемости затрат на их содержание.

С закрытием социально-культурных объектов, при отсутствии дорог и регулярного сообщения, отсутствии водоснабжения, газификации, а иногда и электричества село постепенно начинает умирать.

Исчезнувшие деревни Агрызского района

Перейдем к конкретным примерам. К заброшенным деревням Татарстана этого района относятся: Егорово, Сочнево, Пирогово, Михайловск, Мушакский кордон, Прокошево. Живут только деревенские погосты, которые изредка навещают родственники.

Деревня Прокошево, Агрызский район

В настоящее время поселение не существует. С 1859 по 1873 год на территории селения насчитывалось 8 домов, проживало 57 человек, из них мужчин - 23, женщин - 34. В 1891 году проживало 15 семей и 105 жителей. Территория деревни была расположена между трактом Сарапульско-Елабужским и проселочной дорогой, идущей по правому берегу реки Кама. По некоторым сведениям, родом деятельности жителей деревни был извоз. Достоверные сведения о деревне после 1891 года не сохранились. Она перешла в статус заброшенных, по всей видимости, из-за переселения жителей в более развитые населенные пункты.

Исчезнувшие деревни Альметьевского района

В районе к статусу заброшенных деревень относятся: Олимпиадовка, Керлей, Александровка, Осталькино, Гильмановка, Кублицкая, Самарканд, Коммуна, Мочиловка, Соколка, Юсупкино, Нариман, Новая Ильтень, Туктар.

Деревня Олимпиадовка Альметьевского района

Была расположена в долине реки Багряж. Основана примерно в 1830 году поручиком Рюминым, он же владел другим селением - Багряж-Никольским, переселенцы из которого и образовали население Олимпиадовки. Населенный пункт назван в честь жены Олимпиады Александровны. Благоприятные природные условия, живописная местность, удачное местоположение превращают селение в достаточно крупное по тем временам.

Население Олимпиады в 1858 году составляло 590 человек, в 1897 году - 705, а 1912 году - 836 человек, 1930 году - 818 человек.

Село было достаточно развитое, в 1900 году было открыто земское училище, в котором обучались все дети селения.

Населенный пункт просуществовал 156 лет и распался в 1986 году, когда жители покинули свои дома, переселившись в город или в деревню Кителгу.

Исчезнувшие деревни еще одного региона

В Нижнекамском районе для нашего и последующих поколений навсегда исчезли деревни Саболеково, Ильинка, Никошновка, Куаклы.

Село Соболеково Нижнекамского района

Было основано в 17-м веке крестьянами из близлежащих селений. Удачное географическое местоположение деревни превращает ее в большое село со своей церковью, построенной в 1871 году и освященной во имя Илии Пророка. Село позже вошло в состав поселка Нижнекамский, который в 1966 году получил статус города. В 30-е годы церковь была закрыта, в здании создан клуб с библиотекой, а затем здание варварски использовали под скотобойню. В настоящее время село входит в состав города Нижнекамска, а православная церковь полуразрушена и заброшена.

Внимание общественности и органов государственной власти к проблеме исчезновения деревень

Трагическая судьба более 1300 исчезнувших или заброшенных деревень Татарстана требует более тщательного внимания со стороны органов государственной власти и общественности. Начало было положено в декабре 2013 года, когда в Интернете появился сайт «Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан», где собрана информация о 500 населенных пунктах. Уточнение и пополнение информации продолжается и сейчас.

Затрудняет поиск таких деревень отсутствие специализированных топографических карт. На современных заброшенные деревни обычно обозначают пометкой «нежилые» или как урочище. Для поиска заброшенных деревень Татарстана и пополнения базы данных на сайте необходима инициатива со стороны местных органов власти и населения и их содействие в этой нелегкой работе.

Сбалансированная социальная и культурно-образовательная политика государства на селе и широкое внимание общественности, возможно, помогут сохранить оставшиеся сельские населенные пункты.

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

Как учитель информатики из Актанышского района воссоздает историю для будущих поколений

Революция, урбанизация и ряд других социальных и политических факторов стали палачами для сотен населенных пунктов республики. Сегодня о многих деревнях и селах напоминают только заброшенные кладбища. Несколько лет назад энтузиаст из Актанышского района решил встать на защиту истории. Так появился проект «Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан». Специально для «БИЗНЕС Online» автор проекта Ильназ Шарипов написал статью, в которой размышляет о том, зачем нужно спасать свою малую родину.

В ТАКИХ МЕСТАХ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОТЕРЯЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ДОМ

Все началось два года назад. Тогда у нас в Актанышском районе проходил ежегодный молодежный форум. В то время я еще не знал, что буду серьезно заниматься созданием карты исчезнувших сел и деревень Татарстана. На этом форуме собирается инициативная молодежь. Наш район в последние годы заметно развивается, сюда приезжают молодые специалисты - больше всего обновлений в сфере образования. Особенно это заметно в нынешнем году.

И вот тогда, в 2013 году, нас собралось человек 20, мы сели в «ПАЗик» и поехали в одну деревню. Вернее, туда, где она когда-то располагалась. Чувства, которые нас посетили, - это, конечно, в первую очередь уныние и печаль. Потому что когда находишься в таких местах, возникает ощущение того, что это твоя родная земля, что это твой родной дом время стерло с лица земли. В той, первой деревне, не осталось уже ни единого дома - чистое поле. Сейчас о том, что в тех краях жили люди, напоминает только старинное кладбище, пришедшее в запустение. Последние старожилы покинули те места еще в конце 70-х. А то, что творится на кладбище, - это вообще кошмар. Все завалено деревьями, ограждения полностью развалены, поросло кустами. Некоторые камни упали и лежат на земле. Там есть очень древние захоронения, на плитах которых надписи сделаны арабскими буквами.

После той поездки и появилась идея создать сайт и сохранить память о деревнях и селах, которые мы потеряли. Я изучал этот вопрос, у нас в республике нет информационного ресурса в сети интернет, где бы были приведены данные о вымерших населенных пунктах республики. В «Википедии» есть несколько разделов, посвященных городам Татарстана, но чего-то более полного нет.

Я работаю один, периодически мне помогают, но в основном все делаю в одиночку. Просто тогда, те 20 человек - это были участники форума, и эта поездка была, можно сказать, в рамках патриотического воспитания, а массового интереса к этой теме, к сожалению, нет. Так как преподаю в школе, иногда мне помогают мои ученики. Правда, преподаю не историю, а информатику. А интерес к истории Татарстана - это просто увлечение, которое появилось еще во времена учебы в школе.

ТАКОГО КОЛИЧЕСТВА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, КАК В ТАТАРСТАНЕ, НЕТ НИ В ОДНОЙ ИЗ СОСЕДНИХ ОБЛАСТЕЙ

Каждое село, каждая деревня имеет свою судьбу. Когда и каким образом, почему появилась деревня, кто был первым поселенцем в этой деревне? Почему ее не стало? Попала в зону затопления гидроэлектростанции, попала под пресс государственной политики, попала в разряд бесперспективных или в деревне просто закрыли образовательное учреждение и магазин? Можем ли мы чем-то помочь, спасти свою «малую родину»? На эти вопросы и пытаюсь найти ответ.

Я создал сайт avyllarrt.com в декабре 2013 года - спустя несколько месяцев после той первой поездки. На поездки по отдаленным районам республики, к сожалению, пока нет времени, но как только появится возможность, хочу снять документальный короткометражный фильм на эту тему. В прошлом году мой проект выиграл поощрительный грант. На полученные деньги приобрел фотокамеру, чтобы двигаться дальше к осуществлению своей задумки. До начала осени по плану у меня была поездка в одну деревню на реке Белой - деревня Дербышка. Она была достаточно крупной - там даже была пристань. Предметы крестьянского быта или антикварные вещи нам еще ни разу не попадались - это все нашли те, кто был там до нас. Перед нами открываются только природные просторы, и мы уже дальше можем только фантазировать о той жизни, которая когда-то здесь бурлила.

На территории нашей республики в настоящее время известно свыше 5 тыс. археологических памятников. Такого количества археологических объектов нет ни в одной из соседних областей и республик. В книге «Очерки по археологии Татарстана» под редакцией П. Н. Старостина этому дается следующее объяснение: «Это объясняется двумя причинами. Во-первых, Татарстан - это зона слияния крупнейших рек Восточной Европы: Камы и Волги, это территория стыка двух природных зон - леса и степи. Широкие пойменные луга и степи всегда привлекали к себе скотоводов. Плодородные земли края тысячелетия назад позволяли заниматься земледелием. С глубочайшей древности в наш регион стремились собиратели, охотники, рыболовы. Во-вторых, большое количество археологических памятников на территории Татарстана - один из убедительных показателей богатой и сложной истории нашего края».

НА ПРОСЬБУ ПОМОЧЬ ОТКЛИКНУЛИСЬ ГЛАВЫ РАЙОНОВ И ПРОСТЫЕ ЖИТЕЛИ

Мы работаем и с сообщениями бывших жителей деревень, и с архивными документами. Часть информации находим в книгах по истории Татарстана. Часто нам отправляют информацию директора музеев. В мае прошлого года я разослал официальные письма главам районов, где рассказывал о том, что существует такой проект. Мне хотелось подключить к работе все районы. И главы поселений пошли на контакт - они по мере возможности стали отправлять уже готовую информацию. Например, очень много информации имеется об исчезнувших селах и деревнях по Актанышскому району: там прекратили существование более 60 населенных пунктов. В Азнакаевском районе таких сел и деревень более 70... В Мензелинском районе тоже много вымерших деревень. И процессы исчезновения везде запустились примерно в одно и то же время - сначала в 30-х годах, а потом в 70-х прошлого века.

На сайте есть формуляр, заполнив который, люди рассказывают о тех местах, где они или их предки когда-то жили. Я верю, что люди не обманывают, зачем им это? После обработки и проверки подлинности информации выставляю сообщения об этой деревне на сайт. Я хочу обобщить имеющуюся информацию, а этот сайт оставить будущим поколениям. Хочется собрать всю разрозненную информацию в единую базу, чтобы было удобно смотреть и изучать историю, которую мы потеряли. Деревня должна процветать. Если деревня умрет, то и город не проживет, потому что корнями все уходит именно туда - в деревни.

На страничке группы в социальной сети «ВКонтакте» пользователь Фарит Галимов написал: «Может, причины исчезновения деревень больших и малых в природных катаклизмах и стихийных бедствиях, страшных засухах и наводнениях, но наши края ничем не хуже других мест, а где-то и лучше, и более благосклонней к разумному земледелию». Но для меня основная причина этого бедствия видится в другом. Это причина, которую я склонен считать стихийным бедствием вселенского масштаба, разрушавшим устои, связь между человеком и землей. Эти непомерные аппетиты в преобразовании мира, государств, людей и стали тем самым бедствием, которое и без ураганов и наводнений уничтожило естественное сельское хозяйство, вытравило из душ людей села чувство единения с землей, чувство подлинного хозяина на им же обрабатываемой земле. Земле, которая кормила и обеспечивала не одно поколение людей. И это стихийное бедствие - революция, да-да, та самая Великая октябрьская социалистическая революция, именуемая на современный манер теперь переворотом. Но не слишком ли много у революций всяких «пере»: перестройка, перековка, перегибы, еще тысяча всяких «пере»... А ведь за каждой «пере» стоит ошибка или заблуждение, а за каждой ошибкой - тысячи и миллионы искалеченных судеб, а часто и загубленных жизней простых и незаметных людей, чья вина только в том, что они невольно стали тем самым «исходным материалом» для этих грандиозных целей: преобразование Мира и преображение Человека.

Я сам с удовольствием живу в селе. Даже больше скажу, я бы с радостью возродил какую-нибудь вымершую деревню, если бы были возможности оснастить местность всем необходимым - провести электричество и газ. Такая альтернатива городской жизни меня не пугает, главное, чтобы условия были.

Ильназ Шарипов

Свой реестр угасших и угасающих деревень Камско-Устьинского района ведёт Роза Чумакова. По архивам она восстанавливает историю этих населённых пунктов с XVIII века и родословные семей.

Исчезнувшая деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«В районе исчезли: Казыево-Ключище, Шершалан, Менситово, Кайпердино, Чернышовка, Эмикеево, Барские Каратаи, Чапай, Тарловка, Комаровка, - перечисляет Роза Ибрагимовна. - Живут только кладбища. Деревень нет, а на погостах - свежие могилы. Родители просят детей: «Похороните в родной деревне».

Деревня Брынка в XX веке. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

О деревнях, которых уж нет на карте, Роза Ибрагимовна написала книгу «Утерянный рай». Её отец из Бикеево. Раньше это было большое село. В начале XX в. здесь было волостное правление, мечеть, школы, мельницы. А осталось три дома. Газа нет, добраться до деревни можно только летом в сухую погоду - с двух сторон болота, мост через реку разрушен. Вместе с Бикеево угасают и Бишалабы, хотя и стоят на асфальтированной дороге. Два-три дома осталось в Бибеево. Кое-как держатся Балчиклы, Архангельские Кляри, Малаевка, Азимово-Курлебаш и Менгличево.

Ирина Коновалова

Люди противятся исчезновению деревень как могут. Одни приезжают на кладбище на субботник. Другие строят мечети. Третьи благоустраивают родники, устанавливают указатели, мол, эта дорога вела в такую-то деревню. На повороте к д. Эмикеево, что исчезла в 1979 году, установили памятный знак - белый камень-куб. Памятник стоит и на месте деревни Казыево-Ключище, исчезнувшей в 1981 году 77-летний Николай Соловцов в одиночку пытается сохранить д. Ново-Сергиево. Поставил летнюю кухню с названием «Родина», рядом с домом - обелиск павшим в Великой Отечественной войне землякам, самодельную мини-часовню. Он живёт без электричества и газа, пьёт из родника.

В Рыбно-Слободском районе на берегу реки Ошнячки каждый год встречаются жители несуществующей ныне деревни Брынка. Они ночуют в палатках, варят уху, поют. Раньше тут кипела жизнь, был сад, потом большой колхоз, ферма, кузница, клуб, теперь всё поросло травой. Деревня исчезла в 1971 г. Через 45 лет на её месте установили камень с памятной надписью. Готовят к изданию книгу о Брынке по воспоминаниям старожилов.

Крепостное право

Чахнут Старые Нохраты Алькеевского района. В 4 км от райцентра живут четыре человека. Столько же душ во Владимировке Аксубаевского района. По данным переписи населения, к 2010 г. на грани вымирания были 9 деревень в Высокогорском районе, 8 - в Пестречинском, по 7 - в Агрызском, Альметьевском, Зеленодольском, по 6 - в Заинском, Кукморском, Мамадышском, Чистопольском. При этом сельское население сокращается стремительнее, чем число населённых пунктов, - с 1959 по 2010 год сельчан стало на 44% меньше. Как следствие, почти на 80% выросло число малых деревень с населением до 50 человек - всего их 707. А крупных сёл убавилось. В большинстве сёл РТ живут от 201 до 500 человек.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«Для опустения деревень были предпосылки, - рассуждает Роза Чумакова. -Две мировые войны, революция массово забирали мужчин. С 1920-х рабочие руки утекали на стройки предприятий. До 1958 года каждый колхозник должен был сдавать мясо и молоко (даже если не было коровы!), платить от 12 до 120 руб. за то, что имеет сотку колхозного поля. Свободу крестьяне почувствовали только в 1961 г., когда получили паспорта. Это напоминает отмену крепостного права. Все стремились в город за образованием и на крупные предприятия - за зарплатой».

Дороги не найдёшь!

К 2010 году лишь каждый четвёртый татарстанец жил на селе. Больше 100 деревень сохранилось в Мамадышском, Арском, Высокогорском, Кукморском и Зеленодольском районах. Меньше 40 сёл - в Новошешминском, Менделеевском, Ютазинском и Бавлинском районах.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

Обитатели малых деревень попадают в замкнутый круг - на них не рассчитаны программы строительства дорог. Зачем тратиться на дорогу до села, если никто там жить не хочет? Если крупные сёла могут собрать деньги на условиях само-обложения и получить доплату из бюджета РТ, то деревням на три-пять дворов это не под силу. Да мало построить дорогу, нужно транспорт организовать. А тут само-обложение не поможет!

Ренат Халиуллин из Зеленодольска не может доехать до родного села Татарское Ходяшево в Пестречинском районе. Раньше он держал возле отчего дома пчёл, кормил мёдом всю округу. «Село находится на маршруте «Казань - Богатые Сабы», ехать 45 минут, - рассказывает Халиуллин. - Но регулярное сообщение на этом маршруте отсутствует с мая 2015 года. Зимой 2016 года объявили было, что появилось новое расписание - три рейса в неделю. Но к лету перевозчик, который выиграл обслуживание этого маршрута, отказался от него, так как там нет устойчивого пассажиропотока. Неужели придётся совсем порвать связь с родной деревней?»

Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«С инициативой организовать межмуниципальные маршруты выходят муниципалитеты, и по всем заявкам сейчас рейсы организованы, - говорит пресс-секретарь миндортранса РТ Наиля Клевлеева. - А в малые населённые пункты из-за одного-двух человек перевозчики просто не поедут». Впрочем, сейчас в минтрансе разрабатыают порядок планирования регулярных перевозок, документ позволит организовать регулярное сообщение на межмуниципальных маршрутам, в том числе по направлению Казань-Б.Сабы.

Пока теплится надежда…

И всё же приходят из малых деревень радостные вести. Так, первую за 25 лет свадьбу сыграли в Смысловке Нижнекамского района. А в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского района родился первый за 45 лет малыш. Каждое такое событие даёт сельчанам пусть и маленькую, но всё же надежду на возрождение.

Если у вас душа болит за родное село, которое раньше славилось на весь район, а потом зачахло, напишите в редакцию и не забудьте указать телефон для обратной связи. Самые интересные письма и истории мы опубликуем.

На чём держимся?!

Елена Кузнецова, жительница с. Чирпы Лаишевского района:

«Не первый год я добиваюсь благоустройства родного села. Освещения нет, дороги непроходимые, озёра нужно чистить. Собираю документы, отправляю по всем инстанциям, отовсюду отписки. Школу закрыли лет шесть назад, детсад не строят. Старый клуб хотели продать, но мы воспротивились. Сейчас он пока «базируется»… в коридоре бывшей школы. ФАП работает три часа в день. Весной соседке стало плохо, поздним вечером вызвали скорую помощь из Лаишева, так она не приехала, мол, дороги развезло, а света в селе нет.

Работы нет, молодёжь едет за ней в город. Раньше у нас был колхоз, маслозавод, 3,5 тыс. га пашни, больше 1000 коров. В 1961 году у нас дали свет, почти в каждом доме появились корова, гуси, поросята. Но в 90-е фермы пустили под бульдозер, технику распродали, мы остались ни с чем.

Мы в прошлом году по 300 рублей собрали и сделали ограждение на кладбище. Нынче хотим на средства самообложения сделать детскую площадку и фонари развесить. Парни своими силами расчистили поле под спортплощадку, а нам даже на сетку для волейбола денег не дали. Многие бы уехали в город, да возможности нет».

Официально

Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров:

«За 10 лет сельское население Татарстана поредело на 44 тысячи человек, хотя в республике действует 49 программ поддержки производителей продукции сельского хозяйства, создают социальную, грантовую инфраструктуру. 44 тысячи - это же население двух районов! В некоторых районах каждый год жителей становится на 2% меньше. Особенно стремительно сокращается число жителей в Камско-Устьинском, Тетюшском, Мензелинском и Дрожжановском районах. Сельчане стали меньше строиться, так как больше не связывают своё будущее с деревней. На селе нет работы, платят мало. Муниципалитетам не хватает бюджетных средств, чтобы решить проблемы села. За счёт самообложения в Дрожжановском районе построили 41 км дорог, в Кукморском - расширили 35 км улиц, в деревнях построили мосты».

Почему нас тянет в деревню?

Замдиректора Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова:

«Вернуться на малую родину, человека толкают воспоминания детства. Они всегда приятные. Во-вторых, сейчас модно знать историю рода, люди идут в архивы. Многие берут фамилии предков. Закончился советский период, когда все были равны, не было связей между поколениями. Теперь родословная - ресурс, которым человек хочет подчеркнуть своё достоинство, что он не из неоткуда появился, а у его рода есть история. В-третьих, есть те, кто за свой счёт обустраивает родные места. Таким образом, они также показывают свою значимость. Те же, кто просто приезжают на субботники, проявляют уважение к предкам. Они восстанавливают кладбища, мемориалы, а фактически происходит то, что называют реконструкцией памяти».

В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах

Умирающие деревни - печальное явление в России, но странно слышать, что проблема коснулась и благополучного Татарстана. Если смотреть в разрезе последних ста лет, на протяжении которых в республике исчезло около 1 200 сел, ситуацию еще можно осмыслить, но процесс не прекращается и в наши дни. На последнем заседании комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению замглавы Минземимущества РТ Рустэм Мерзакреев доложил, что в республике числятся 47 несуществующих деревень. По мнению председателя cовета Общества краеведов РТ Альберта Бурханова, их может быть и больше. «Реальное время» приводит историю населенных пунктов, где больше никто не живет.

«Жирбушка» на Каме и усадьба Алоизия Гласко под Сабами

Еще относительно недавно у слияния рек Белая и Кама в Актанышском районе жила деревня Дербешка. Полтора века назад ее основал елабужский купец первой гильдии Георгий Стахеев. В начале сентября 1872 года он плыл здесь на пароходе, чтобы найти место для зимовки судов. Местные речные просторы, леса и поля так понравились ему, что он выбрал именно эту территорию. В ближайшей деревне Каитово купец собрал народ - решить вопрос с арендой земли. Люди согласились, но попросили назначить цену не деньгами, а хлебом и чаем. Аренду оформили на сто лет. Когда проголосовали, сзади стоящие стали выкрикивать «Жирбушка», что в переводе с татарского означает «земля задаром» - «җир бушка». Стахеев не знал татарского, решил, что это название территории, и записал его по-своему: «Дербешка».

Поначалу арендатор использовал землю только как стоянку для судов. Но после 1896 года на нее обратили внимание и другие купцы. Со временем появилась пекарня, сезонная средняя школа. После 1930 года населенный пункт стал быстро расти, появились береговые рабочие и мастерские затона. Дербешку знали, как поселок речников. Однако в 1970-е годы деревня попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. К середине 1990-х годов последний житель покинул свой дом, и в 1998 году поселок исключили из списка населенных пунктов. При этом уже более десяти лет его бывшие жители собираются вместе, чтобы вспомнить малую родину, некоторые сочиняют стихи, пишут книги в ее честь и даже поставили памятник своей исчезнувшей деревне.

В 1970-е годы Дербешка попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. Фото vk.com

Не менее увлекательная история у деревни Янбаево в Сабинском районе, ее заложил польский дворянин Алоизий Гласко. Молодого человека подозревали в участии в польском восстании 1863 - 1864 годов и выслали в Казанскую губернию. Вернуться обратно в родные края у него не было возможности, но в августе 1871 года он получил свидетельство и разрешение на проживание в Мамадышском уезде. Здесь вместе с женой Юзефой он и купил бывшую усадьбу Аблаковых в деревне Каин Илга (по-другому ее еще называли Янбай). На Меше семья дворянина содержала водяную мельницу, разводила декоративных и промысловых рыб. До революции Алоизий Гласко вместе с женой и тремя детьми жили здесь, потом информация о них теряется. Название же деревни Янбаево сохраняется в метрических книгах еще до 1950 годов. Но позднее саму деревню поглотила другая более крупная - Большой Арташ, бывшая польская усадьба стала одной из его улиц - Каенлы.

«Переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах»

У многих исчезнувших населенных пунктов была богатая история . Например, деревня Мастеево, в 1930 - 1970 годы входившая в состав Актанышского района ТАССР. Землю получил некто Султанов еще во времена Екатерины II за верную службу, со временем его семья стала разрастаться. Среди населения были в основном башкиры, которые в большинстве занимались земледелием, кто-то - торговлей, а вот огородничество и садоводство было не развито. По данным справочника «Исчезнувшие населенные пункты республики Татарстан», в 1939 году население деревни составляло 310 человек, а в 1963 - уже 206. После 1966 года населенный пункт больше не упоминается.

Исчезнувших деревень в Татарстане и в России еще немало. За период 1990 - 2013 годы в стране не досчитались 20 тысяч деревень и поселков. Если брать весь XX век и начало XXI, то в России исчезли более 150 тысяч сельских населенных пунктов, из них в Татарстане - около 1200. Всероссийская перепись населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество сел, которые покинуло местное население, продолжает только расти.

- В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах. Хотя в прошлую перепись 2002 года таких было только 36. По моим данным, сейчас количество сельских населенных пунктов, которые потерялись, перевалило за 56-57, например, они есть в Муслюмовском, Сармановском, Азнакаевском районах, - рассказывает председатель совета Общества краеведов РТ Альберт Бурханов.

По его словам, русские села исчезают с карты чаще, чем татарские. Дело в том, что русское население больше тяготеет к жизни в крупных городах, считает исследователь. При этом отдельного изучения требуют не только территории населенных пунктов, но и, например, рудники, расположенные поблизости. «Была разработка меди в Кукморском, Сабинском районах, например, около одного из населенных пунктов в последнем разработками управлял брат Лобачевского. А на сармановских рудниках работали шведские военнопленные после Полтавской битвы», - приводит примеры Альберт Бурханов.

Более 200 поселений - на грани исчезновения

Ученый утверждает, что полного списка деревень, исчезнувших в Татарстане за последние годы, нет, но в соответствующем справочнике можно встретить некоторые названия. Например, поселок Покровка Аксубаевского района перестал упоминаться в справочниках после 1992 года. Справка короткая - находился в 41 км от железнодорожной станции Нурлат, в 1963 году население составляло 180 человек, русские. В 90-е годы исчезло село Сельцо-Завод в Тюлячинском районе - 33 км от Арска и 58 км от Рыбной Слободы. Уже в 1963 году там жило только 90 человек, русские. В справочниках после 1986 года село уже не упоминается, а окончательно исчезло в 1990-е.

Есть деревни, которые исчезли в начале этого века, правда, таких гораздо меньше по сравнению с 30-ми годами. Деревня Серебряный Ключ в Черемшанском районе была исключена из списка сельских поселений в 2001 году. Данных о численности населения в справочнике нет, известно только, что поселение было в 100 км от Чистополя, с 1965 года входило в состав Ново-Ильмовского сельсовета Черемшанского района.

Наряду с уже исчезнувшими селами существуют умирающие - в 252 сельских поселениях РТ проживают менее десяти человек. Хотя, по словам Бурханова, Татарстан пока не в таком страшном положении, как другие регионы. В середине мая на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению сообщили, что в Татарстане 47 несуществующих деревень, при этом развернутый список в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ не смогли предоставить.

Пока точных данных нет. В настоящее время идет анализ. Упразднение не планируется, - заявили в пресс-службе министерства.

Заброшенная деревня Малая Атня – Шурабашское сельское поселение, Арский район. Фото ttp://ru.esosedi.org

Сокращение сельского населения

Судя по статистическим данным, за 46 лет, с 1970 по 2016 годы, численность сельских жителей в Татарстане сократилась в 1,8 раза, с более 1,5 млн человек до 912 тысяч. Если в 1970 году на сельское население приходилось 48,5% от всего населения республики, то в 2016 только 23,6%.

Например, в Муслюмовском районе около 19 населенных пунктов считаются исчезнувшими, еще 15 - на грани исчезновения. Четырех не станет, скорее всего, в ближайшее десятилетие - деревня Коммуна им. Карла Либкнехта, где зарегистрированы семь человек, Красный Яр с пятью жителями, сообщается в одной из статей научного сотрудника Муслюмовского краеведческого музея Равиля Тимкина.

Юлия Косолапкина

Похожие статьи