Горячее питание в школе: цели, средства, новые санитарные нормы. Питание в школах. Школьная столовая. Примерное меню Каким должно быть питание в школе

Чем накормить ребенка утром и какую еду положить в ранец - вопросы, над которыми ломает голову чуть ли не каждая мама. Не во всех школах есть столовые с безупречным меню. А заменять обед сухариками или шоколадными батончиками не очень полезно. В таком случае остается одно - продумать полноценный домашний завтрак и еду на вынос.

Домашний завтрак

Учебный год только начался, ребенок не отошел от режима летних каникул и попросту не может проснуться рано. Итог: еле оделся, не в настроении и не хочет завтракать. Не нужно на него злиться.

Если желудок не проснулся, нужно его разбудить. Для начала пусть ребенок попьет, а после выберет то, что он любит. Наверняка у него есть предпочтения и среди полезной еды.

Утром можно предложить кашу, мюсли, йогурт, сладкую сырковую массу с кусочками фруктов, пудинг или красиво оформленный сэндвич с сыром. Если ребенок предпочитает мясные блюда, можно приготовить тефтели или мясной рулет.

Пусть съест ровно столько, сколько сможет. Не нужно превращать завтрак в пытку.

Важно помнить

Самое важное в питании детей — установленный режим, зависящий не от прихоти ребенка или его родителей, а от учебного процесса и нагрузки. В школах с математическим, иностранным или физическим уклоном общая калорийность рациона питания должна быть на 10% больше от возрастной нормы. В обычных учебных заведениях придерживаются следующих нормативов:

  • первый завтрак и ужин обязательно должны составлять по 25% от суточной калорийности;
  • второй завтрак (в период с 11:30 до 12:00) — 15 %;
  • о бед и полдник (с 15:30 до 16:00) — 35% от суточной калорийности.

В каждый прием пищи ребенка в школе необходимо включать:

  • белковую пищу (рыба, мясо);
  • злаки (каша, хлопья);
  • молочные или кисломолочные продукты;
  • фрукты или овощи;
  • питье (вода, сок, компот, молочные напитки).

Контроль и коррекция питания

Контроля питания добиться просто. Достаточно спрашивать ребенка, что он ел в школе. И, учитывая это меню, стараться не повторять его.

Вы никогда не ошибетесь, если приготовите дома что-то из овощей или фруктов. Тем более что витаминизированную еду в школах отменили из-за всплесков пищевой аллергии.

Стоит объяснить ребенку, какая еда вредна и почему, развивать культуру питания, стать примером для своих детей, а при необходимости ограничить карманные деньги.

Еда с собой

Интервал между приемами пищи не должен составлять более 3-4 часов. Между горячими завтраком и обедом ребенку положен ланч. Удобнее всего приготовить его самостоятельно: это даст уверенность в свежести и полезности продуктов. Для ланча подойдут бутерброды, фрукты, овощи.

  • Фрукты — яблоки, груши, виноград, мандарины — богаты витаминами и полезной клетчаткой.
  • Сухофрукты (курага, кусочки яблока, изюм) — полезная альтернатива свежим фруктам. В ассорти можно добавить орехи.
  • Хлеб — это углеводы, которые помогут ребенку продержаться большую половину дня и при этом не чувствовать голода. Можно сделать бутерброды. В качестве начинки подойдут белковые продукты (тунец, ветчина, курица или сыр). Бутерброды хорошо хранить в пищевой фольге или пленке.
  • Положите в контейнер с обедом овощи. Если ребенок не любит зелень, добавьте ее в салаты или начинку.
  • Напитки. Можно давать ребенку с собой воду, чай, компот или натуральный сок. Идеальный вариант — молочный напиток или йогурт. Это добавит в рацион ребенка порцию кальция. Ни в коем случае нельзя разрешать газированные напитки.

Нельзя давать в качестве перекуса шоколад или конфеты. Эти продукты обеспечат суточное количество калорий, но при этом организм не получит нужных питательных веществ.

И наконец, очень важна правильная упаковка. Некоторые продукты (особенно мясные) могут быстро испортиться при комнатной температуре. Так, всеми любимая вареная колбаса испортится в сумке за несколько часов и может вызвать у ребенка расстройство кишечника.

Чтобы обед оставался свежим и полезным хотя бы несколько часов, постарайтесь уложить отдельно все мясные, молочные, рыбные и яичные продукты. Объясните ребенку, как важно мыть руки перед едой. И на всякий случай положите в сумку с ланчем влажные антисептические салфетки.

Берем пример с японцев

Дети не любят полезную с точки зрения взрослых пищу. Вложите в контейнер с домашней едой маленький сюрприз: любой сувенир или игрушку. Интерес к ланчу возрастет во много раз.

А японцы для детей придумали специальный обед — бенто. Продукты для бенто взрослые японцы собрали самые обычные — вареный рис, омлет, овощи, фрукты, сосиски. Из продуктов вырезают фигурки животных, мультяшных героев. Рис подкрашивается безвредными красителями. Все это красиво укладывается в специальную коробочку и украшается.

Может быть, каждое утро делать бенто несколько утомительно, но это работает.

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
Энергия, ккал 2350 2750 2500 3000 2600
Белки, г, в том числе животные 77
46
90
54
82
49
98
59
90
54
Жиры, г 79 92 84 100 90
Углеводы, г 335 390 355 425 360

Минеральные вещества, мг

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
Кальций 1100 1200 1200 1200 1200
Фосфор 1650 1800 1800 1800 1800
Магний 250 300 300 300 300
Железо 12 15 18 15 18
Цинк 10 15 12 15 12
Йод 0,10 0,10 0,10 0,13 0,13

Витамины

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
С, мг 60 70 70 70 70
А, мкг 700 1000 800 1000 800
Е, мг 10 12 10 15 12
D, мкг 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
В1, мг 1,2 1,4 1,3 1,5 1,3
В2, мг 1,4 1,7 1,5 1,8 1,5
В6, мг 1,6 1,8 1,6 2 1,6
РР, мг 15 18 17 20 17
Фолат, мкг 200 200 200 200 200
В12, мкг 2 3 3 3 3

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты Возраст школьника
7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет Юноши 14-17 лет Девушки
Хлеб пшеничный 150 200 250 200
Хлеб ржаной 70 100 150 100
Мука пшеничная 25 30 35 30
Крупы, бобовые, макаронные изделия 45 50 60 50
Картофель 200 250 300 250
Овощи разные 275 300 350 320
Фрукты свежие 150-300 150-300 150-300 150-300
Фрукты сухие 15 20 25 20
Сахар 60 65 80 65
Кондитерские изделия 10 15 20 15
Масло сливочное 25 30 40 30
Масло растительное 10 15 20 15
Яйцо, шт. 1 1 1 1
Молоко, КМПр 500 500 600 500
Творог 40 45 60 60
Сметана 10 10 20 15
Сыр 10 10 20 15
Мясо, птица, колбасы 140 170 220 200
Рыба 40 50 70 60

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены .

Первая смена

  • 7.30 - 8.00 Завтрак дома
  • 10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
  • 12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
  • 19.00 - 19.30 Ужин дома

Вторая смена

  • 8.00 - 8.30 Завтрак дома
  • 12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
  • 16.00 - 16.30 Горячее питание в школе
  • 19.30 - 20.00 Ужин дома

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

  1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
  2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
  3. Необходимо соблюдение - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
  4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Завтрак дома

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Завтрак с собой

С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай.

Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.

Горячий обед

"Школьный бутерброд" не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.

Домашняя упаковка

Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.

Диета

У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.

При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.

Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Одним из важнейших заданий школы является обеспечение всех учащихся правильно организованным режимом питания. Организация питания в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с законом "Об образовании", уставом школы и другими нормативными и законодательными актами Российской Федерации.

Период школьного обучения детей характеризируется интенсивными процессами роста детского организма, поэтому нарушение питания может привести к серьезным отклонениям в функционировании всех систем организма ребенка. Кроме того, голодный ребенок не сможет нормально усвоить учебный материал, поскольку все его мысли будут связанно только с едой. Вот почему одним из важнейших заданий школы является обеспечение всех учащихся правильно организованным режимом питания. Организация питания в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с законом "Об образовании", уставом школы и другими нормативными и законодательными актами Российской Федерации.

Каким должно быть питание школьника?

При хорошо организованном питании в школе учащийся получает в столовой горячий завтрак и обед. При этом интервал между приемами пищи не должен превышать 3-4 часа. Поэтому лучше всего, если ребенок получит первый легкий завтрак дома, в школьной столовой он сможет восполнить силы вторым завтраком и обедом, а после занятий скушать полдник и ужин. Если ребенок после занятий посещает группу продленного дня, то школьное питание включает в себя и полдник.

Пищевой рацион школьника должен быть сбалансированным, разнообразным и удовлетворять энергетические потребности детского организма. При составлении меню обязательно необходимо учитывать потребности детского организма, связанные с его развитием и ростом, с повышенной эмоциональной или физической нагрузкой, с изменениями условий внешней среды и т.д.

Организация полноценного питания в школе во многом зависит от педагогов. Именно они отвечают за четко организованный прием пищи школьниками, и следят за тем, чтобы ученики получали горячий завтрак или обед в одно и то же время и ели не спеша. Необходимо также отметить, что даже если школьное питание организовано очень хорошо, это не гарантирует того, что ребенок будет кушать в школьной столовой. И на это есть несколько причин.

Ребенок не хочет кушать в школьной столовой: что делать?

Одной из самых распространенных причин отказа ребенка от школьной еды является его разборчивость в еде. Необходимо понимать, что школьное меню разрабатывается без учета вкусовых предпочтений именно Вашего ребенка. И если Вы, при планировании рациона ребенка, исключали из него те блюда и продукты, которые ему не нравятся, то в школе этого никто делать не будет. Поэтому специалисты рекомендуют еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тому, что кушать нужно не только вкусные, но и полезные продукты.

Другой, не менее распространенной причиной отказа от школьного питания является пищевая аллергия и различные заболевания ребенка. Если Ваш ребенок страдает аллергией на некоторые пищевые продукты, то далеко не вся еда в школьной столовой ему подходит. А при некоторых заболеваниях (диабет, гастрит и т.д.) необходимо придерживаться определенного рациона питания, который в школе не всегда может быть обеспечен. Поэтому очень важно заранее предупредить учителя о любых проблемах со здоровьем ребенка.

Что же делать, если ребенок не может или не хочет кушать в школьной столовой? Выход только один: давать ребенку еду с собой. Второй завтрак и обед, приготовленный дома, должен быть сбалансированным и вкусным. При этом "сухомятка" в виде бутербродов недопустима. Собирая еду в школу, обязательно включите в меню белковую пищу (рыба или мясо), злаковые (каша, хлопья), свежие фрукты и овощи, а также молочные и кисломолочные продукты. И не забудьте обеспечить ребенка достаточным количеством питья.

Кстати, если в классе Вашего ребенка многие дети отказываются от школьного питания Вы и другие родители, с согласия школьной администрации и классного руководителя, можете организовать мини-буфет. Для этого достаточно купить электрочайник и микроволновую печь, благодаря которым Ваши дети всегда смогут разогреть свои обеды и выпить горячего чая.

А как у них?

Проблема питания детей в школе остро стоит не только в наших образовательных учреждениях. И если мы еще только пытаемся найти возможность совместить в школьном обеде вкусовые качества, полезность и привлекательность, то японцы уже нашли выход. Им стал "бэнто" - однопорционная упакованная еда, которая широко используются в качестве школьного обеда, приготовленного дома. Традиционно для приготовления бэнто используются такие продукты, как вареный рис, рыба, сырые или маринованные овощи, омлет и т.д. Все ингредиенты красиво укладываются в одну коробочку, и представляют собой настоящее произведение искусства, в котором гармонично сочетается красота, удобство и полезность.

Особенности организации питания в школе в 2020 году. Общая информация, организация питания и допустимость тех или иных продуктов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Образовательный процесс должен быть не только эффективным с точки зрения обучения школьников, но и с позиции обеспечения учеников всем необходимым, включая питание.

Качественный и своевременный приём пищи позволит избежать проблем со здоровьем, а также обеспечить комфорт обучения и успеваемость.

Общие моменты

Процесс обучения в школе требует максимального внимания со стороны государства и местных властей, так как от него зависит будущее поколение, его навыки и социализация.

Питание в этом процессе имеет не самую малозначительную роль, так как именно в период обучения в школе детский организм проходит стадии развития и роста, а также формирования здоровой привычки и навыков.

Процесс обучения требует значительных энергозатрат. При этом исследования показывают, что полноценное горячее питание помогает школьникам:

  1. Бороться с хронической усталостью, которая часть возникает у детей.
  2. Сопротивляться стрессам, возникающим ввиду повышенных умственных и физических нагрузок.
  3. Повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
  4. Положительно влияет на успеваемость.

Организация школьного питания начинается с созыва соответствующей комиссии, что производится в августе, перед началом учебного года.

Данная комиссия определяет основные вопросы, имеющие значение для организации питания, вплоть до выбора продуктов, времени и контроля соответствия решений существующим нормам.

Что это такое

Организация школьного питания — это обеспечение учащимся определённых категорий приёма пищи в соответствии с имеющимися законодательными требованиями, которые устанавливаются на федеральном и муниципальном уровнях.

Питание должно быть организовано так, чтобы обеспечить учащихся всеми необходимыми для организма компонентами с учётом территориальных и национальных особенностей, а также с учётом возраста школьников

Объём и набор продуктов будет зависеть от времени пребывания ученика в образовательном учреждении, его возраста и фактической нагрузки.

При этом существует ряд продуктов, которые категорически запрещено использовать при составлении детского меню, а также продукты, использование которых рекомендуется (либо заменяется на соответствующие по составу).

Основные требования

Школьное питание должно соответствовать нескольким требованиям:

Основное требование — питательная ценность рациона Энергетическая ценность должна составлять около 700 калорий. При этом белков должно быть не менее пятнадцати процентов, жиров — четверть, а оставшуюся часть должны составлять углеводы. Предпочтение должно отдаваться сложным углеводам, а не сахарам, которые могут негативно воздействовать на здоровье ребёнка
Еда должна быть приготовлена в столовой Если она отсутствует, то в школе организуется буфет, который занимается распределением и разогревом продуктов с соблюдением всех санитарных норм
Приёмы пищи должны полностью соответствовать меню, которое планируется заранее, не менее чем за неделю При составлении меню принимает участие медицинский работник
Если столовая отсутствует, то могут использоваться полуфабрикаты Такие как натуральные мясные продукты, продукты из птицы первой категории, филе рыбы, а также овощи
Дополнительно могут быть использованы Котлеты, блюда из печени, творога (например, сырники), гарниры различные (каши, картофель, овощи), кондитерские изделия, выпечка и многое другое

Режим питания может отличаться в зависимости от смены обучения. Так, для обучающихся в первой смене школьный завтрак производится после второго урока (с первого по пятый класс, для остальных — после третьего).

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был обеспечен качественным сбалансированным школьным питанием, которое учитывало бы потребности растущего организма, связанные с ростом, развитием, изменением условий внешней среды, повышенной физической и эмоциональной нагрузкой, которую испытывают дети в школе. В связи с этим главный вопрос, возникающий у родителей - это качество школьного питания и его стоимость. Чем обусловлены цены на платное питание в школьной столовой? Кто отвечает за качество свежей и готовой продукции? Можно ли отказаться от платного питания, если его качество не удовлетворительно? Правомерно ли со стороны администрации школы принуждать ребенка питаться в школьной столовой? На эти и другие вопросы отвечает "Летидору" юрист Ксения Печеник:

  • Вопросы качества и стоимости питания детей стояли остро всегда, поскольку от этого напрямую зависит жизнь, здоровье и эффективность умственной и физической деятельности растущего организма. Этим и объясняется многочисленный характер нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы питания как на федеральном, так и на региональном уровнях. В федеральном уровне указанные вопросы регулируются Законом «Об образовании», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ФЗ от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

На региональном уровне применительно к Москве и Московской области, указанные вопросы регулируются Законом города Москвы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 24.05.00 №13, Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы, ежегодно утверждаемой Правительством Москвы, Законом города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 года № 60, Программой производственного контроля, целью которой является создание в школе условий для организации и осуществления качественного и сбалансированного питания обучающихся и др.

Однако обилие нормативно-правовых актов слабо влияет на качество питания в большинстве российских школ. Дело в том, что цена школьного питания складывается из стоимости продуктов, аренды, коммунальных платежей, зарплаты персоналу и налогов, а также накладных расходов, ремонта оборудования, покупки инвентаря и т.д. В связи с этим, меню современного школьника в школьной столовой сегодня дошло до минимально допустимого порога санитарно-эпидемиологических норм. Организации, заключающие муниципальные контракты со школами об оказании услуг по организации питания вынуждены упрощать детский рацион, экономя на фруктах, молочных, мясных продуктах. Как следствие - рост недовольства со стороны родителей качеством детского питания и жалобы на высокие цены.

Что делать, если родителей не устраивает качество питания ребенка в школе? Можно ли отказаться питаться в платной школьной столовой?

  • Вопросы качества питания регулируются Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23.07. 2008, Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания» СанПиН 2.3.2.1940–05, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17.01.2005, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, а также многочисленными ГОСТами, в числе которых: ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания».

Для целей контроля качествам сырой и готовой продукции в каждой школе должна быть создана бракеражная комиссия , куда входят медики и представители администрации школы и поставщика. Они несут ответственность за то, какой продукт получит ваш ребенок. Помимо этого, в школах нередко создаются комиссии по контролю за организацией питания, куда входят старшеклассники, учителя и родители.

Если вы столкнулись с явными нарушениями санитарных норм в школьной столовой, вы вправе обратиться с жалобой в орган Роспотребназдора вашего региона. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, в которой был обнаружен факт нарушения санитарных норм, в чем они заключались, а также требование провести проверку и привлечь к предусмотренной законом ответственности виновных лиц. Основаниями для обращения могут служить зафиксированные факты наличия насекомых, грызунов, животных как в еде, так и в местах приготовления пищи, грязь в пищеблоке или зале обслуживания, пищевое отравление, полученное в результате питания в школьной столовой и прочие нарушения санитарных норм. За нарушение санитарно-противоэпидемических требований к организации питания населения администрация школы понесет административную ответственность, предусмотренную п. 6.6. КоАП.

Если действия не повлияют на качество питания, то помните, что вы всегда можете отказаться от платного школьного питания. Дело в том, что ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Ни учителя, ни администрация школы в лице ее директора, не могут принуждать вашего ребенка питаться в школьной столовой.

Нередко классные руководители или администрация школы запрашивают справку из медицинского учреждения о том, что ребенку не рекомендуется питаться в школьной столовой ввиду наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и, как следствие, особого режима питания. Это неправомерно. Так как правильно написать заявление об отказе от питания в школе? Достаточно просто написать заявление в свободной форме на имя директора школы о том, что вы готовы обеспечивать ребенка питанием самостоятельно и просите не принуждать его питаться в школьной столовой.

Похожие статьи