Константин симонов биография кратко. Симонов Константин. Биография писателя. Семья и ранние годы

СИМОНОВ, КОНСТАНТИН (КИРИЛЛ) МИХАЙЛОВИЧ (1915–1979) – поэт, прозаик, драматург, журналист, редактор, общественный деятель.

Родился 28 ноября 1915 в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской (во втором браке – А.Л.Иванишевой).

Отец Симонова пропал без вести в годы гражданской войны.

В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела бывшего полковника царской армии А.Г.Иванишева. По собственному признанию Симонова (см. его поэму Отец ), отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей пожизненной любовью к армии.

Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем в мастерских Межрабпомфильма на Потылихе (нынешний Мосфильм), а в 1934 поступил в Литературный институт, где учился в семинарах П.Антокольского и В.Луговского. Его сокурсниками были Е.Долматовский , М.Матусовский ,М.Алигер .

Поэтическая биография Симонова складывалась успешно и плодотворно. Еще до приема в Литинститут ему как молодому рабочему автору дали командировку на строительство Беломорканала, в результате чего появилась поэма Павел Черный , возможно, самое «ангажированное» из его поэтических сочинений. Сборник стихов (совместно с Матусовским) Луганчане , поэмы Победитель , Ледовое побоище и Суворов – публикации литинститутского студента. Уже в них проявились сильные стороны симоновского дарования – историзм, близкая к разговорной естественность интонаций, романтический пафос долга, мужской дружбы, солдатского братства, непоказной патриотизм.

Симонов заявил о себе громко и сразу. Первым стихотворением, принесшим ему известность уже за пределами «узких кругов», было стихотворение Генерал , посвященное памяти Матэ Залка, создавшее одну из самых устойчивых легенд симоновской биографии – о его участии в войне в Испании.

В начале осени 1939 Симонов отправляется на свою первую войну – он назначен поэтом в газету «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол. Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо изначального Кирилл берет псевдоним Константин Симонов. Причина тому самая заурядная: не выговаривая «р» и твердого «л», произнести собственное имя затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре имя Константин Симонов приобретает популярность.

На Халхин-Голе прошел первую «обкатку» войной. Сложился фундамент военного писателя и журналиста, каким Симонов останется на всю жизнь: преклонение перед военным профессионализмом, уважение к храбрости врага, милосердие к поверженному, верность фронтовым друзьям, воинскому долгу, брезгливость к слабакам и нытикам, подчеркнутое гусарство по отношению к женщинам.

В стихотворении Танк , написанном на Халхин-Голе, Симонов видит символ победы в искореженном в боях советском танке и предлагает этот танк в качестве монумента Победы.

На Халхин-Голе в жизнь Симонова вошли люди, которым он остался верен до последних дней. Это в первую очередь молодой тогда, но уже легендарный Г.К.Жуков и редактор «Героической Красноармейской», а в Великую Отечественную – «Красной Звезды», Давид Ортенберг, ставшие впоследствии героями его воспоминаний и прототипами персонажей его прозы.

Именно на Халхин-Голе «дозрел» талант Симонова, где из многообещающего молодого литератора он стал поэтом и солдатом.

Между двумя войнами впервые попытал свои силы в драматургии. И если первая пьеса История одной любви не принесла ему пышных лавров, то вторая – Парень из нашего города , законченная накануне Великой Отечественной, на несколько десятилетий вошла в репертуар лучших отечественных театров.

С первых дней Отечественной войны Симонов находился на Западном фронте. До газеты, в которую он был назначен военным корреспондентом, он так и не добрался.

13 июля в поле под Могилевым он оказался в расположении 388-го стрелкового полка, окопавшегося по всем правилам военного искусства и стоявшего там насмерть, не помышляя об отступлении. Этот крохотный островок надежды среди океана отчаянья сильно и навсегда впечатался в писательскую память. Именно на этом Буйническом поле в романе Живые и мертвые встретятся два любимых симоновских героя – Синцов и Серпилин. На этом поле Симонов завещал после смерти развеять свой прах.

Чудом избежав окружения, вернулся в Москву. В дальнейшем всю войну прошел в должности корреспондента «Красной звезды». Стал одним из лучших военных журналистов – ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны. Всегда помнил и очень часто повторял две на войне усвоенные максимы: что один человек всю войну знать не может и потому она всегда – у каждого своя, и что военный корреспондент – профессия трудная и опасная, но далеко не самая сложная и уж точно не самая опасная на войне.

На войне сложился и стиль жизни Симонова, основой которого стала работоспособность, собранность и целеустремленность. За четыре военных года – пять сборников очерков и рассказов, повесть Дни и ночи , пьесы Русские люди , Так и будет , Под каштанами Праги , дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений, и, наконец, стихи, которых с февраля 1942, после того как в «Правде» было опубликовано Жди меня , ожидала буквально вся воюющая страна.

Феномен Жди меня , вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, феномен стихотворения, написанного в августа 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. Жди меня – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.

В том же 1941 написано и стихотворение Словно смотришь в бинокль перевернутый… – которое, по свидетельству самого автора, «написавшись», испугало его своим откровенным желанием переосмыслить и переоценить многое из того, что предшествовало этой войне.

Мы, пройдя через кровь и страдание,

Снова к прошлому взглядом приблизимся.

Но на этом далеком свидании

До былой слепоты не унизимся.

Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза Писателей, автором известных стихов, пьес, прозы, переводимой на разные языки.

Время войны было порою счастливого совпадения официальной идеологии и его собственного мировоззрения, собственных надежд и общей веры. Но сразу после победы стало намечаться растущее со временем противоречие между официальными зримыми успехами Симонова и его творчеством. Редактор «Нового Мира» , депутат Верховного Совета, редактор «Литературной газеты», член Всемирного Совета Мира, поездки – Япония, Америка, Лондон, Париж, Прага, встречи с Чаплином и Бэт Дэвис , с Буниным и Нерудой , а стихи – почти публицистика, под Маяковского , где даже самые удачные снабжены риторическими идеологемами.

Ему грозило смещение внутренних нравственных ориентиров, которые отличают талант от посредственности. Способствовала этому и тогдашняя критика, когда за конъюнктурную пьесу на сюжет, подсказанный вождем, – Чужая тень – он получил очередную Сталинскую премию, а скромная, но искренняя повесть об изможденной войной Смоленщине Дым отечества подверглась разрушительной, разносной критике.

Лучшее из написанного им за эти годы – роман Товарищи по оружию – предтечу его знаменитой военной трилогии – Симонов, не любивший править вышедшие в печать произведения, в последующие годы переделывал неоднократно и сократил чуть ли не втрое.

Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии.

Здесь, в относительной удаленности от политических и литературных баталий, он написал Живые и мертвые . Либеральный воздух «оттепели» () и великолепное, подробное и чувственное знание войны счастливо сочетались в этой прозе. Отделившиеся от романа и напечатанные отдельно повести Пантелеев и Левашов – может быть, лучшее, что написал Симонов о войне.

Сравнивая позднее вышедшие дневники с написанной ранее прозой, легко увидеть, что героев своих Симонов посылает туда, где был сам, наделяет их своим военным опытом, своими впечатлениями. Отсюда возникает обманчивое ощущение автобиографичности самих героев, тем более что двое из них – Синцов в трилогии и Лопатин в Так называемой личной жизни – военные журналисты. Симонов многократно и публично, а главное, обоснованно, протестовал против такой идентификации. И достоинства, и недостатки симоновской прозы проистекают из совершенно иного, корневого ее качества: героев он писал не такими, каким был он, а такими, каким сам хотел бы быть. Они были чище, прямее, благороднее, последовательнее его самого.

Проза Симонова – мужская проза. Один из парадоксальных и ярких тому примеров – женские образы – характеры героинь, которых он любит, которым отдает свои безоговорочные мужские симпатии. Все они – вариации лирической героини Жди меня – и стихотворения, и пьесы, и фильма. При разнообразии судеб, обличий и жизненных обстоятельств это женщины, наделенные мужской последовательностью в поступках и особыми верностью и способностью ждать. Варя в Парне из нашего города , Маша и маленькая докторша в Живых и мертвых , многие другие женские образы неотступно следуют этому симоновскому идеалу.

Война Симонова объемна, он видит ее с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в ее пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла. Довольно часто Симонова упрекали в том, что проза его – офицерская, что она лишена крови и пота ежедневного солдатского труда. Если это даже и так, то потому, что каждая строка его прозы проверена его, симоновским, военным опытом и верность этому принципу сдерживала писательскую фантазию.

Симонов возвратился из Ташкента в Москву в начале 1960-х, на излете «оттепельных» настроений. Характерный факт: фильм Живые и мертвые был любим автором и считался гордостью отечественного кинематографа, а фильм, снятый тремя годами позже, по второй части романа – Солдатами не рождаются – подвергся настолько разрушительной редактуре, что автор вынужден был снять свою фамилию с титров и фильм вышел под названием Возмездие и ныне забыт, хотя актерский состав там не менее звездный и режиссура в обоих фильмах одна и та же.

Время «застоя» заметно сказывается на творчестве Симонова: стихов он почти не пишет, а отдельные поэтические удачи напрямую связаны с прошлым – войной, памятью о ней, ее историческими датами. Последней его пьесе – Четвертый – недостает внутренней свободы, и несмотря на премьеры в двух лучших на то время театрах –Современнике в Москве и Большом Драматическом в Ленинграде, событием в драматургии, а тем более в общественной жизни пьеса не стала. Трудно продвигалась и работа над продолжением романа, на которую ушло почти восемь лет. Солдатами не рождаются и Последнее лето , завершающее трилогию, при всех своих достоинствах и удачах заметно уступают Живым и мертвым .

Впрочем, Симонов берет реванш на поле литературно-историческом. Несколько лет жизни потратив на то, чтобы тщательно и подробно проследить и осмыслить судьбы людей и события, которые запечатлены в его военных дневниках, он подготавливает к печати книгу Сто суток войны , где дневниковые записи 1941 перемежаются позднейшими размышлениями и комментариями. Сам Симонов склонен был считать эту книгу лучшей из всех им написанных. С этим согласны и военные историки, и многие литературные критики. Книга был набрана в трех последних номерах «Нового Мира» за 1967, но свет увидела только семь с лишним лет спустя, да и то с огромными потерями, истерзанная военной цензурой. Ни у одной книги Симонова не было такой драматической судьбы. И связано это было с двумя базовыми составляющими этого сочинения, с самим принципом ее стереоскопичности. Война увидена в книге вплотную – в дневниках и записях 1941 и с дистанции в четверть века – в комментариях и размышлениях.

О своем нежелании править задним числом произведения, написанные в годы войны, сам Симонов писал: «…если они могут дать читателю какое-то представление об этом, включавшем в себя четыре года войны с фашизмом, сложном противоречивом времени, то именно в том виде, в каком они были написаны мною тогда». И осуществил этот принцип при подготовке к публикации дневниковых записей. Трагедия первых месяцев войны выглядит в дневниках тем, чем и была в действительности, – народным бедствием.

Поводом для цензурного вмешательства оказалось и переосмысление роли Сталина . «Одна из самых трагических черт минувшей эпохи, связанных с понятием «культа личности», – писал Симонов в предисловии к своему первому – шеститомному – собранию сочинений, вышедшему в 1966, – заключается в противоречии между тем, каким Сталин был на самом деле, и каким он казался людям. И едва ли стоит смягчать это, уже теперь прочно закрепленное в нашем сознании трагическое противоречие».

Путь официальной признанности и подспудной «опальности» становится уделом Симонова на все оставшиеся ему годы. Он медленно, но верно двигался по этапам государственного признания заслуг: получил Ленинскую премию за трилогию Живые и мертвые , звание Героя Социалистического труда к шестидесятилетию, избирался в высшие партийные органы, сидел в президиумах, секретарствовал в СП и возглавлял различные комиссии. Он имел все основания убаюкать себя этими свидетельствами благорасположения партии и правительства. Слава советского писателя была заслуженной и… безрадостной.

Серьезный журнал возглавить ему предложили только однажды, когда нужно было покончить с «Новым миром» и снять с руководства Твардовского . Симонов отказался наотрез, сказав, что единственное, на что он готов: пойти к Твардовскому замом, если тот сочтет это нужным.

Лишенный возможности реализовать свои редакторские идеи, реально воздействовать на механизмы литературного процесса, Симонов реализует весь свой огромный человеческий потенциал в сфере, которую принято именовать «теорией малых дел». Он воплотил свои неизрасходованные на собственную литературу силы во множество дел и поступков, восстанавливающих или устанавливающих справедливость и истину в условиях сопротивляющихся этому тенденций общественной и литературной жизни.

Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского Мастера и Маргариты и хэмингуэевского По ком звонит колокол , защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О"Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева Сашка – вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были еще и участие в «пробивании» спектаклей в Современнике и Театре на Таганке , первая посмертная выставка Татлина , восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбеА.Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного неотвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов поденных усилий Симонова, названных им Все сделанное, содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии.

Литературная и художественная работа продолжались. Маленькие повести Из записок Лопатина постепенно сложились в последний симоновский роман Так называемая личная жизнь . В 1976 вышли двухтомником Разные дни войны , где искореженные цензурой Сто суток были дополнены дневниками 1942–1945 и соответствующими комментариями.

Последнее десятилетие занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом создал кинопоэму Гренада, Гренада, Гренада моя , потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма Чужого горя не бывает – о вьетнамской войне, Шел солдат , Солдатские мемуары – на основе бесед с кавалерами трех Орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском.

28 августа 1979 Константин Симонов умер. В официальном некрологе было написано: «о дате похорон на Новодевичьем кладбище будет сообщено отдельно». Не состоялось. Симонов завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, самом памятном месте его жизни. О том, что прах его развеян, сообщение не смогло появиться в печати более года. На официальной мемориальной доске возле рабочего кабинета Симонова на улице Черняховского написано: «Герой Социалистического труда». На камне возле Буйнического поля: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».

Сочинения: К.Симонов. Собрание сочинений в 12 томах , изд-во Художественная Литература, 1978–1988.

Биография и эпизоды жизни Константина Симонова. Когда родился и умер Константин Симонов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, поэта и общественного деятеля, фото и видео.

Годы жизни Константина Симонова:

родился 28 ноября 1915, умер 28 августа 1979

Эпитафия

«Но в сердце нет ни зависти, ни злости,
Убоги и беспомощны слова,
И только память: что с ней делать, Костя?
Ответа нет, да разве я жива…»
Из стихотворения Маргариты Алигер памяти Симонова

Биография

Строки его стихотворения «Жди меня» стали заклинанием для миллионов людей, переживших Великую Отечественную войну. В биографии Константина Симонова случались взлеты и падения, личные победы и порой просчеты, неудивительные для того сложного времени, в которое жил писатель. Тем не менее он остался в памяти его современников и потомков как автор замечательных стихотворений, книг и сценариев.

Биография Симонова началась в Петрограде, своего отца он не знал - тот погиб на войне, и будущего писателя воспитывал отчим. Жили довольно бедно, как и многие в те времена, поэтому после семи классов мальчик пошел в училище и работал токарем. Когда Симонову было 16 лет, его семья переехала в Москву. И хотя семиклассного образования было недостаточно, его приняли в Литературный институт - как представителя рабочего класса. Уже к окончанию института Симонов печатал свои стихи, а незадолго до войны написал свою первую пьесу, которую поставил театр «Ленком». Войну Симонов прошел как военный корреспондент, дойдя до самого Берлина. Еще до войны он сменил свое имя Кирилл на Константина, под которым и прославился позже на весь СССР.

Симонова всегда считали писателем, обласканным властью. Выходили фильмы по его сценариям, ставились его пьесы, увеличивалось количество наград писателя, который назначался на высокие литературные должности - Симонов несколько лет проработал редактором журнала «Новый мир» и «Литературной газеты». Он полностью поддерживал политику партии и был в ряду первых, кто осудил Пастернака за роман «Доктор Живаго» и Солженицына за его «антисоветские действия и высказывания». Но и список заслуг Симонова немал - это с его помощью советским читателям вернули романы Ильфа и Петрова, увидела свет книга «Мастер и Маргарита», переводы пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила. По воспоминаниям его современников, в последние годы жизни Симонов словно винил себя за то, как рьяно он первые годы выполнял заветы партии, и позже, с годами, выбрал более независимую по отношению к властям позицию. Более того, Симонов был добрым и щедрым человеком, он очень помогал бывшим фронтовикам - устраивал их на лечение, содействовал в получении квартир и наград.

Смерть Симонова наступила 28 августа 1979 года. Похороны Симонова, известного и любимого многими литературного деятеля, прошли незаметными. 2 сентября родные Симонова забрали его прах и отвезли в Беларусь, чтобы развеять над Буйничским полем около Могилева, как завещал писатель.

Линия жизни

28 ноября 1915 г. Дата рождения Константина (Кирилла) Михайловича Симонова.
1933 г. Поступление в Литературный институт им. А. М. Горького.
1936 г. Публикация первых стихотворений Симонова.
1938 г. Окончание института.
1939 г. Рождение сына Алексея от брака с Евгенией Ласкиной.
1940 г. Расставание с женой, отношения с Валентиной Серовой, написание Симоновым первой пьесы «История одной любви».
1941 г. Призыв в армию.
1942 г. Выход фильма «Парень из нашего города» по сценарию Симонова, выход сборника стихов Симонова «С тобой и без тебя», посвященного Валентине Серовой.
1943 г. Выход фильма «Жди меня» по сценарию Симонова, брак с Валентиной Серовой.
1950 г. Рождение дочери Марии.
1952 г. Выход первого романа Симонова «Товарищи по оружию».
1957 г. Расставание с Серовой, брак с Ларисой Жадовой, рождение дочери Александры.
1958-1960 гг. Работа в Ташкенте в качестве собственного корреспондента «Правды».
1959 г. Выход книги «Живые и мертвые».
1961 г. Постановка пьесы «Четвертый» Симонова в театре «Современник».
1976 г. Выход фильма «Двадцать дней без войны» по сценарию Симонова.
28 августа 1979 г. Дата смерти Симонова.
2 сентября 1979 г. Похороны Симонова (прах был развеян над Буйничским полем).

Памятные места

1. Дом Симонова в Саратове, в котором он жил в детстве.
2. Литературный институт им. А. М. Горького.
3. Театр им. Ленинского комсомола, где была поставлена первая пьеса Симонова.
4. Театр «Современник», где была поставлена пьеса Симонова «Четвертый».
5. Памятник Симонову в Саратове.
6. Буйничское поле, где похоронен Симонов (развеян прах) и где установлен мемориальный знак памяти Симонова.

Эпизоды жизни

Симонов был женат несколько раз. Самым ярким его романом стали отношения с актрисой Валентиной Серовой. Симонов был страстно влюблен в Серову, он долго за ней ухаживал и, наконец, они поженились. К сожалению, брак не сложился. Когда спустя несколько лет Серова умерла в одиночестве и забытье, Симонов не приехал на похороны, но прислал к гробу 58 розовых роз в знак о былой любви.

Актриса Валентина Серова и Константин Симонов были женаты несколько лет — за их романом следила с замиранием сердца вся страна

Завет

«Мы можем пережить большое горе,
Мы можем задыхаться от тоски,
Тонуть и выплывать. Но в этом море
Всегда должны остаться островки».


Документальный фильм о Константине Симонове

Соболезнования

«Симонов сумел угадать самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда и тем помог им в трудную пору войны».
Маргарита Алигер, русская поэтесса

Константин Михайлович Симонов имеет довольно насыщенную биографию. Этот человек не забывал о литературе даже во время Второй мировой войны. За свою жизнь он успел сделать многое и оставил след для своих почитателей.

1.Настоящее имя Константина Михайловича Симонова – Кирилл.

2.Этот писатель ничего не знал о своем отце, потому что тот пропал без вести во времена Первой мировой войны.

3.С 4-летнего возраста Симонов вместе с матерью начал проживать в Рязани.

4.Первой супругой Константина Михайловича Симонова стала Наталья Викторовна Гинзбург.

5.Своей жене писатель посвятил прекрасную поэму с названием «Пять страниц».

6.С 1940 года писатель был влюблен в актрису Валентину Серову, которая на тот момент являлась женой комбрига Серова.

7.Главным вдохновителем для писателя была именно любовь.

8.Последняя супруга Симонова – Лариса Алексеевна Жадова, от которой у него была дочь.

9.Первые стихотворения Константина Михайловича Симонова были опубликованы в изданиях «Октябрь» и «Молодая гвардия».

10.Симонов выбрал для себя псевдоним потому, что ему было трудно выговорить свое имя Кирилл.

11.В 1942 году писателю присвоили звание старшего батальонного комиссара.

12.После окончания войны Симонов уже имел звание полковника.

13.Мама Константина Михайловича Симонова была княжной.

14.Папа Константина Михайловича Симонова имел армянское происхождение.

15.В детские годы будущий писатель воспитывался отчимом.

16.Детские годы писатель провел в командирских общежитиях и военных городках.

17.Мать Симонова никогда не признавала его псевдоним.

18.Константин Михайлович Симонов умер от рака в Москве.

19.В юные годы Симонову приходилось работать токарем по металлу, но страсть к литературе уже тогда у него была.

20.Константин Михайлович Симонов считается лауреатом шести сталинских премий.

21.Невзирая на то, что отчим к будущему писателю относился строго, Константин его уважал и любил.

22.Симонов смог соединить в единое две профессии: военное дело и литературу. Он был военным корреспондентом.

23.Свое первое стихотворение Константин Михайлович написал в доме собственной тети дворянского рода Софьи Оболенской.

24.В 1952 году народу представили первый роман Симонова с названием «товарищи по оружию».

25.Востребованным Константин Михайлович Симонов стал только в 40-50-х годах.

26.В церемонии прощания с великим писателем советских времен участвовало всего 7 человек: вдова с детьми и могилевские краеведы.

27.В послевоенные годы Симонову приходилось работать редактором в журнале «Новый мир».

28.К Солженицыну, Ахматовой и Зощенко этот писатель не питал ни капли уважения.

29.Первая супруга Константина Михайловича Симонова была из многоуважаемой знатной семьи.

30.Когда вторая супруга Симонова, с которой он прожил 15 долгих лет, скончалась, он отправил ей букет из 58 роз.

31.После смерти писателя его тело было кремировано, а прах развеян над Буйническим полем.

32.До 1935 года Симонов работал на заводе.

33.После войны Константин Михайлович Симонов побывал в США, в Японии и в Китае.

34.У писателя был речевой дефект.

35.По сценариям большинства произведений этого творца были сняты фильмы.

36.Незадолго до собственной смерти Симонову удалось сжечь все записи, которые имели какое-либо отношением к мучительной любви к Серовой.

37.Самое трогательное стихотворение из творчества Симонова было посвящено именно Серовой.

38.Константину Михайловичу Симонову приходилось лечить жену Валентину Серову от алкоголизма.

39.Отчим писателя участвовал в Германской и Японской войне, а поэтому дисциплина в их доме была суровой.

40.Симонов считался первым человеком, который начал изучать трофейные документы и извлекал из них достоверную информацию.

41.Когда супруга Симонова умерла, он отдыхал в Кисловодске.

42.В литературном институте имени Горького будущий писатель получил успешное образование.

43.Служба Симонова начиналась на Халкин-Голе, где он и познакомился с Георгием Жуковым.

44.Именно первая жена Симонова настояла на публикации «Мастер и Маргарита» Булгакова.

45.В возрасте 30 лет Симонов закончил воевать.

46.Константин Михайлович Симонов присутствовал при подписании акта о капитуляции вражеской Германии.

47.Константин Михайлович давал жесткую оценку Сталину.

48.Симонов считался единственным советским писателем, который давал ответы на каждое письмо.

49.Кроме того, что Константин Михайлович Симонов был писателем, он считался и киносценаристом того времени.

50.Отчим писателя, который его вырастил, был преподавателем.

Константин Симонов: знаковая фигура эпохи соцреализма

У каждого великого поэта есть свое программное произведение, которое знают все, даже те, кто поэзией не увлекается. У Константина Симонова – это простое, но в то же время шедевральное стихотворение – «Жди меня…». Как в таких случаях говорят, поэту можно было написать только эти гениальные строки, и больше ничего – и он все равно бы вошел в историю литературы.

Симонов был не только блистательным стихотворцем, но и замечательным прозаиком, драматургом и переводчиком. По его сценариям сняты фильмы: «Парень из нашего города», «Двадцать дней без войны», «Живые и мертвые» и другие.

Отдельные биографические сведения

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Его отец, Михаил Агафангелович, был военным, в звании генерал-майора. Мама – княжна Александра Леонидовна Оболенская.

Внешность поэта Симонова выдает в нем кавказское происхождение. Что ж, предположения небезосновательны: судя по отчеству, предки имели армянские корни. Кстати, своего отца наш герой не видел: согласно одним источникам Михаил Симонов погиб на фронте, согласно другим – эмигрировал в Польшу. В 1919-м Александра Оболенская повторно вышла замуж за преподавателя военного дела – Александра Иванишева.

Детство Кирилла наполнено частыми переездами и сменой военных городков. По окончании семилетки он поступил в ФЗУ, выучился токарному ремеслу. Творчески одаренный токарь поступает в Литературный институт, который он успешно заканчивает в 38-м. К тому времени у него уже есть несколько публикаций. В том же году был принят в Союз писателей и аспирантуру. Через год был направлен на Халхин-Гол военным корреспондентом. В аспирантуру Симонов более не вернулся...

До отъезда на фронт Кирилл меняет имя на Константин. Дело в том, что речь поэта изобиловала дефектами – он не выговаривал буквы «р» и «л».

На войне служил специальным корреспондентом «Известий» и прочих фронтовых изданий, назначался батальонным комиссаром. Разумеется, война не могла не найти отображение в произведениях Константина Михайловича. После войны занимал высокие посты в редакциях журналов и газет, был депутатом Верховного Совета СССР.

Творческое наследие

Особенностью творчества Симонова стало постоянство в отношении военной темы. Поэт видел войну своими глазами, со всеми ее неприглядными сторонами и одновременно с героизмом и небывалым самопожертвованием русского солдата. Потому-то его стихи, проза и пьесы отличаются яркостью и точностью образов.

Удивительно, как автору удавалось даже в стихи о войне мастерски вносить лирические мотивы. Этим он и подкупал своих многочисленных поклонников. Его произведения любили читать участники войны за правдивость: в персонажах они угадывали самих себя. А послевоенным поколениям Симонов предоставил возможность узнать, чем и как жили, о чем мечтали и как боролись за правое дело их отцы и деды.

Историки отмечают документальную точность в описании событий той военной поры. Симонов никогда не переступал черту, за которой могло угадываться искажение исторических фактов и оценки героизма нашего народа. Публицистичность симоновской поэзии была попросту уникальна.

Интересные факты (продолжение биографии)

Симонов отдавал должное огромному вкладу И.В. Сталина в победу советского народа над фашизмом.

Официально был четырежды женат. Третьей женой была известная актриса 30-х годов – Валентина Серова.

Поэт скончался 1979 году. Он был кремирован и его прах развеян над полем под Могилевом по его завещанию.

Константин Симонов – известный писатель, поэт и журналист. Его произведения, написанные в годы войны, были не просто отражением действительности, но и своеобразной молитвой. Например, стихотворение «Жди меня», сочиненное летом 1941-го и посвященное Валентине Серовой, по сей день дает надежду солдатам, отправившимся на поле боя. Также гений литературы известен по произведениям «Убей его», «Солдатами не рождаются», «Открытое письмо», «Живые и мертвые» и другим примечательным и гениальным творениям.

Детство и юность

Холодным осенним днем в городе на Неве, который раньше именовался Петроградом, 28 ноября 1915 года в семье генерал-майора Михаила Агафангеловича Симонова и его супруги – княжны Александры Леонидовны Оболенской – родился сын, которого назвали Кириллом.

Кирилл – настоящее имя писателя, но по причине того, что Симонов картавил и не выговаривал твердую «л», он стал называть себя Константином, однако мать литератора не признавала псевдоним своего отпрыска, поэтому всегда называла сына ласково Кирюшей.

Мальчик рос и воспитывался без отца, потому что, как гласит биография, составленная Алексеем Симоновым, следы его деда теряются на территории Польши в 1922 году: главный кормилец в доме пропал без вести, участвуя в Первой мировой войне. И потому воспоминания Константина Михайловича больше связаны с отчимом, чем с отцом.


В поисках лучшей жизни мать будущего писателя вместе с сыном переехала в Рязань, где и познакомилась с Александром Григорьевичем Иванишевым, который работал военным специалистом, а позже руководил рабоче-крестьянской Красной армией. Известно, что между новым супругом Оболенской и его пасынком возникли теплые дружеские отношения.

Пока глава семейства пребывал на работе, Александра готовила обеды и ужины, вела домашнее хозяйство и воспитывала Константина. Прозаик вспоминал, что его родители часто обсуждали политику, однако всех этих разговоров Константин Михайлович практически не помнил. Но, когда глава семьи поступил на службу в Рязанскую пехотную школу преподавателем тактики, в семье воцарилось негативное мнение о , в частности взрослые критиковали в пух и прах его деятельность в качестве наркомвоенмора.


Затем эту должность занял , которого встретили хорошо, а вот тактика его последователя – – отчиму Константина не понравилась. Также писатель помнит, что новость о смерти Владимира Ильича была глубоким потрясением для его семьи, на глазах родителей были слезы, но о том, что на смену пришел борец с троцкизмом , они еще в то время не сильно осознавали.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, в его памяти запечатлелось событие, которое он вспоминал до конца жизни. Дело в том, что Симонов столкнулся с понятием репрессии (которая в то время только давала первые ростки) и по стечению обстоятельств, вернувшись в дом за забытой вещью, лично наблюдал обыск в квартире своего дальнего родственника – парализованного старика.

«…Старик, прислонившись к стене, полулежа на кровати, продолжал ругать их, а я сидел на стуле и смотрел на все это… В душе было не потрясение, а сильное удивление: я вдруг столкнулся с чем-то, казалось бы, совершенно не сочетавшимся с той жизнью, какой жила наша семья...», – вспоминал Константин Михайлович в своих мемуарах.

Стоит отметить, что в детстве будущий писатель не был привязан к определенному месту, потому что из-за специфической профессии отчима семейство переезжало с места на место. Таким образом, юность писателя прошла в военных городках и командирских общежитиях. По стечению обстоятельств Константин Михайлович окончил семь классов общеобразовательной школы, а потом, увлеченный идеей социалистического строительства, выбрал приземленную стезю и отправился получать рабочую специальность.


Выбор молодого человека пал на школу фабрично-заводского ученичества, где он обучался профессии токаря. В биографии Константина Михайловича были и небезоблачные дни. Его отчима арестовали на непродолжительный срок, а затем уволили с занимаемой должности. Поэтому выселенная с жилплощади семья практически осталась без средств к существованию.

В 1931 году Симонов вместе с родителями переехал в Москву, но до этого трудился токарем по металлу на саратовском производстве. Параллельно с этим Константин Михайлович получал образование в Литературном институте имени , где и начал проявляться его творческий потенциал. Получив диплом, Константин Михайлович был принят в аспирантуру Московского института философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского.

Война

Симонов был призван на службу в армию, где служил военным корреспондентом до того, как объявил по радио о нападении . Молодого человека отправили писать статьи о боях на Халхин-Голе – локальном конфликте между Японской империей и Маньчжоу-го. Именно там Симонов познакомился с , получившим народное прозвище Маршал победы.


В аспирантуру писатель не вернулся. Когда началась Великая Отечественная война, Симонов вступил в ряды РККА и публиковался в газетах «Известия», «Боевое знамя» и «Красная звезда».

За свои заслуги и мужество литератор, побывавший на всех фронтах и видевший земли Польши, Румынии, Германии и других стран, удостоен множества примечательных наград, а также прошел путь от старшего комиссара батальона до полковника. В послужном списке Константина Михайловича имеются медаль «За оборону Кавказа», орден Отечественной войны первой степени, медаль «За оборону Москвы» и др.

Литература


Стоит отметить, что Симонов – это универсальный литератор. В его послужном списке числятся как небольшие повести и рассказы, так и стихотворения, поэмы, пьесы и даже целые романы. По слухам, мастер слова начал заниматься сочинительством в молодости, пребывая на университетской скамье.

После войны Константин Михайлович работал редактором в журнале «Новый мир», бывал в многочисленных командировках, наблюдал красоты Страны восходящего солнца и путешествовал по Америке и Китаю. Также Симонов с 1950 по 1953 годы находился на посту главного редактора «Литературной газеты».

Известно, что после смерти Иосифа Сталина Константин Михайлович написал статью, где призывал всех литераторов отразить великую личность генералиссимуса и написать о его исторической роли в жизни советского народа. Однако это предложение было воспринято в штыки , который не разделял мнения писателя. Поэтому по приказу первого секретаря ЦК КПСС Симонова сместили с занимаемой должности.

Также стоит сказать, что Константин Михайлович участвовал в борьбе против отдельной прослойки интеллигенции. Другими словами, литератор не питал симпатии к своим коллегам по цеху – , и . Травле подвергался и , который писал «непарадные» тексты.


В 1952 году у Константина Симонова выходит дебютный роман, который получил название «Товарищи по оружию», а через семь лет писатель становится автором книги «Живые и мертвые» (1959), которая переросла в трилогию. Вторая часть была напечатана в 1962-м году, а третья – в 1971. Примечательно, что первый том был почти идентичен личному дневнику автора.

Сюжет романа-эпопеи строится на событиях, которые происходили во время войны, с 1941 по 1944 годы. Можно сказать, что Константин Михайлович описывал то, что видел своими глазами, художественно приукрасив произведение метафорами и прочими речевыми оборотами.


В 1964 году именитый режиссер Александр Столпер перенес это произведение на экраны телевизоров, сняв одноименный фильм. Главные роли исполнили , Алексей Глазырин, и другие известные актеры.

Помимо прочего, Константин Михайлович переводил на русский язык тексты , автора известной книги о приключениях Маугли, а также сочинения азербайджанского поэта Насими и узбекского писателя Каххара.

Личная жизнь

Личная жизнь Константина Михайловича Симонова могла бы послужить основой для целого романа, ибо биография этого человека богата на события. Первой избранницей литератора стала писательница Наталья Гинзбург, которая происходила из знатной и многоуважаемой семьи. Своей возлюбленной Константин Михайлович посвятил поэму «Пять страниц», но отношения двух творческих личностей потерпели фиаско.


Следующей избранницей Симонова стала Евгения Ласкина, которая подарила писателю сына Алексея (1939). Ласкина – филолог по образованию – работала литературным редактором, и именно она напечатала в 1960 году бессмертный роман «Мастер и Маргарита».


Но и эти отношения разошлись по швам, потому что, несмотря на рождение маленького сына, Константин Михайлович окунулся с головой в роман с советской актрисой , которая сыграла в кинолентах «Сердца четырех» (1941), «Глинка» (1946), «Бессмертный гарнизон» (1956) и других картинах. В этом браке появилась на свет девочка Мария (1950). Актриса вдохновляла Симонова на творчество и была его музой. Благодаря ей Константин Михайлович выпустил в свет несколько произведений, например, пьесу «Парень из нашего города».


По слухам, Валентина спасла писателя от неминуемой смерти. Поговаривают, что Константин Михайлович в 1946 году отправился в столицу Франции, где должен был уговорить Ивана Алексеевича вернуться на родину. Однако втайне от мужа его возлюбленная рассказала Бунину по секрету о том, что его ждет на территории СССР. Ученые не сумели доказать достоверность этой истории, но Валентина больше не отправлялась в совместные поездки с мужем.


К счастью или сожалению, Валентина Серова и Константин Симонов расстались в 1950 году. Известно, что бывшая жена писателя скончалась в 1975-ом при невыясненных обстоятельствах. Литератор прислал к гробу женщины, с которой прожил 15 лет, букет из 58 алых роз.


Четвертой и последней любовью в жизни Симонова оказалась искусствовед Лариса Жадова, которая, по словам современника, была жесткой и совестливой барышней. Лариса подарила супругу девочку Александру (1957), а также в доме воспитывалась дочь от первого брака Ларисы и поэта Семена Гудзенко – Екатерина.

Смерть

Константин Симонов умер в Москве летом 1978 года. Причиной смерти стала злокачественная опухоль легкого. Тело поэта и прозаика кремировали, а его прах (согласно завещанию) развеяли над Буйничским полем – мемориальным комплексом, находящимся в городе Могилеве.

Библиография

  • 1952 – «Товарищи по оружию»
  • 1952 – «Стихи и поэмы»
  • 1956–1961 – «Южные повести»
  • 1959 – «Живые и мертвые»
  • 1964 – «Солдатами не рождаются»
  • 1966 – «Константин Симонов. Собрание сочинений в шести томах»
  • 1971 – «Последнее лето»
  • 1975 – «Константин Симонов. Поэмы»
  • 1985 – «Софья Леонидовна»
  • 1987 – «Третий адъютант»

Похожие статьи