Предоставление конфиденциальной информации предприятия государственным органам и иным организациям. Налоговая конфиденциальность Запрос о предоставлении конфиденциальной информации

С. В. ЦВЕТКОВА

Управление ФНС России по г. Москве

ОРГАНИЗАЦИННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осуществление налогообложения, являющегося финансовой основой существования государства, приводит к аккумуляции в системе налоговых органов Российской Федерации большого объема экономической информации. Неправомерное ее распространение может повлечь за собой серьезные последствия, как для деловой репутации организации-налогоплательщика, так и негативно сказаться на финансовом положении налогоплательщика физического лица. К примеру, проведя анализ отдельных документов из представляемых в качестве налоговой отчетности юридического лица, можно получить информацию об основных источниках дохода организации, а также установить применяемые ее законные способы минимизации налоговой базы. В настоящее время, в условиях достаточно жесткой конкуренции в отдельных областях рынка, подобная информация в руках конкурента может на значительный период лишить организацию большей части ее прибыли. Таким образом, построение надлежащей защиты налоговозначимой информации является залогом нормальной деятельности на рынке отдельных хозяйствующих субъектов, а также является одной из составляющих стабильной экономической ситуации в стране.

Однако обеспечение информационной безопасности налоговой сферы в настоящее время требует разрешения ряда как правовых, так организационных вопросов.

Одной из основных проблем в правовой плоскости является соотношение режимов служебной тайны и налоговой тайны как двух основных блоков конфиденциальной информации налоговых органов. Отсутствие определений “служебная информация”, “служебная тайна” в законодательстве ведет к понятийной путанице во многих подзаконных актах, посвященных защите информации в налоговой системе , и к объединению этих двух режимов в один, а как следствие этого нарушению прав лиц, управомоченных на защиту своей финансовой информации. Данные нарушения возникают в связи с тем, что в рамках налогового ведомства , сохранность информации, относимой как к налоговой, так и к служебной тайне обеспечивается одинаковыми мерами защиты. И при последующем предоставлении этой информации, влекущем ее разглашение, в большинстве случаев не учитывается, что субъектом управомоченным осуществлять распоряжение сведениями, составляющими налоговую тайну, являются физические и юридические лица, которыми в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности были сформированы финансовые документы, предоставляемые в налоговые органы на основе закона. Следовательно, разглашение данной информации может осуществляться только с письменного согласия указанных лиц.

Недостаточная правовая регламентация порядка осуществления обмена конфиденциальной информацией налоговых органов с субъектами управомоченными на ее получение, также ведет к ее неправомерному разглашению. Применяемые в настоящее время при осуществлении обмена налоговозначимой информацией положения Приказа МНС “Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов ”от 01.01.2001 № БГ-3-2/8/96 не только четко не определяют требования к форме запроса на ее предоставление, но и не содержат каких-либо ссылок на законодательные акты, устанавливающие меры ответственности за разглашения данной информации.

Кроме того, практически незатронутой правовым регулированием остается сфера защиты конфиденциальных информационных ресурсов налоговых органов, представленных в электронном виде. При этом следует заметить, что большинство сведений, составляющих налоговую тайну, а также служебную тайну налоговых органов в связи с огромными объемами хранимой информации содержаться именно в электронном виде. Таким образом, положения о порядке формирования конфиденциальных электронных информационных ресурсов налоговых органов, порядке удаленного доступа к указанным ресурсам, рамки ответственности частных операторов связи, обеспечивающих передачу информации, должны найти отражения в правовом регулировании. Это одна из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня.

Указанные нарушения чаще всего возникают при последующей передаче информации ограниченного распространения налоговых органов. Возникающая при этом проблема связана с тем, что условия хранения информации, относящейся как к режиму налоговой тайны, так и служебной тайны внутри налогового ведомства могут быть одинаковыми.

Под налоговой конфиденциальностью понимается обстоятельство, по которому представители налоговых органов не имеют права предоставлять сведения о финансовом состоянии или статусе плательщика сторонним лицам за исключением случая распоряжения суда. Понятие «налоговая конфиденциальность» тесно связано с другим – « ».

Конфиденциальность плательщика охраняется Налоговым кодексом (ст. 102), начиная с 1999 года. Важное условие: конфиденциальность не зависит от статуса плательщика – в равной степени защищаются сведения как о физических лицах, так и об индивидуальных предпринимателях и предприятиях.

Кому выгодна налоговая конфиденциальность?

Режим конфиденциальности на руку плательщикам. Во время проверок физические лица предоставляют сведения о собственном уровне дохода и материальном положении – такая не может быть распространена. Для предприятий налоговая конфиденциальность еще важнее – разглашение сведений способно лишить их конкурентных преимуществ в борьбе за долю рынка.

В то же время конфиденциальность является проблемой для тех физических лиц, которые собираются вступить в отношения с организацией, так как лишает их возможности собрать информацию для глубокого анализа. Особенно это актуально для финансовых организаций – паевых фондов и банков.

Предназначение сайта БукваПрава — помочь обычным людям, не имеющим юридического образования, разобраться в решении житейских вопросов и проблем.

БукваПрава – это сайт, на котором оказывается юридическая помощь всем гражданам, нуждающимся в профессиональном совете. Мы принимаем вопросы по всем отраслям российского законодательства и оказываем юридические консультации онлайн.

Что такое консультации юриста онлайн

Наши граждане давно привыкли к тому, что за любую полученную услугу необходимо платить, поэтому бесплатная юридическая консультация кажется им менее надежной, чем та же информация, полученная при встрече с нотариусом или юристом.

Обращаем внимание, что консультации юриста онлайн регламентируются ФЗ № 324 от 21.11.11 года об оказании правовой помощи и поощряется Государственной программой, работающей в сфере поддержки населения страны в области права.

Таким образом, юридическая помощь онлайн является реальным шансом получить первичную профессиональную консультацию и сориентироваться в способах решения возникшей проблемы. Для этого не понадобится записываться на прием и терять время в очередях.

Практика «юрист онлайн» позволяет срочно узнать ответ на актуальный запрос правовой направленности. Если описанная ситуация относится к часто обсуждаемой тематике и не содержит подводных камней, то помощь юриста займет всего несколько минут. Для решения сложных вопросов понадобится больше времени. Чтобы получить юридическую консультацию, полностью соответствующую сложившейся ситуации, понадобится ответить на дополнительные вопросы, предоставить сведения о сопутствующих обстоятельствах или просто сформулировать тему более четко и подробно.

Юридические услуги позволяют быстро принять решение и не допустить ошибочных шагов при оценке возникшей ситуации или решении спорной проблемы.

Что предлагает сайт БукваПрава

Для вас работают опытные юристы, специализирующиеся в различных отраслях законодательства и ведущие ежедневную практическую деятельность. Все консультации адвоката составляются с учетом современного состояния правового поля.

У нас вы можете:

  • ознакомиться со статьями по актуальным и интересным многим темам трудового, гражданского и семейного законодательства
  • получить консультацию адвоката онлайн, задав вопросы по бесплатному номеру телефона или сформулировав проблему в виде письменного запроса
  • узнать о новых изменениях в законодательстве и уточнить действенность ранее существовавших законодательных норм
  • сохранить полную конфиденциальность заданных вопросов и ответов, так как мы не просим документов, удостоверяющих личность
  • увидеть свою ситуацию с точки зрения действующих норм и судебной практики и оценить перспективы решения проблемы.

Предлагаем бесплатную помощь адвоката всем, кто нуждается в срочных квалифицированных ответах по возникшим случаям.

Здесь вы найдете:

  • Статьи, разъясняющие различные ситуации с юридической точки зрения
  • Пошаговые инструкции по насущным вопросам
  • Словарь юридических терминов
  • Шаблоны часто используемых документов
  • Справочник адресов необходимых служб и организаций

Свежие статьи и пошаговые инструкции

Мы ежедневно добавляем новые статьи на актуальные темы. Если вы не наши ответа на свой вопрос, напишите нам [email protected] , мы разберемся в вопросе и опубликуем статью в ближайшее время.

А если у вас вопрос, относящийся к области семейного права, то вы можете зайти на сайт Внебрака , где вы можете получить помощь юриста онлайн по семейным вопросам: по заключению и расторжению брака, алиментам, наследстве, родительским правам и различного рода пособиям.

1. Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

2. Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее именуется - Порядок) составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2003, N 2, ст. 167), часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134), Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609; 2003, N 2, ст. 167), Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127) и иные нормативные правовые акты.

3. Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее именуется - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

5. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью .

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

6. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

7. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

8. Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

9. Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от
20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите
информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 8, ст. 609; 2003, N 2, ст. 167) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие
прилагаемый Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ

Утвержден
Приказом МНС России
от 03.03.2003 N БГ-3-28/96

ДОСТУПА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

1. Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

2. Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее именуется - Порядок) составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2003, N 2, ст. 167), часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134), Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609; 2003, N 2, ст. 167), Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127) и иные нормативные правовые акты.

3. Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее именуется - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

5. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

6. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

7. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

8. Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

9. Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

10. Форма представления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

11. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат.

12. Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, или соглашением об информационном обмене между пользователем и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом.

13. Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Похожие статьи