Карта священной римской империи германской нации. Священная Римская империя — основа западного проекта. Становление германской государственности

Введение……………………………………………………………………….3

1. Образования империи…………………………………………………….5

1.1. История образования империи…………….……………………….5

1.2. Характер государства…………………………………….…………6

1.3. Название Священной Римской империи…………………………..7

2. Империя в Средние века…………………………………………………..9

3. Империя нового времени…………………………………………………14

3.1. Имперская реформа………………………………………………...14

3.2. Реформация…………………………………………………………16

3.3. Империя во второй половине XVII - середине XVIII веков…...17

4. Австро-прусское противостояние и упадок империи…………….…….20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...26

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена истории Священной Римской империи сверхдержавы эпохи Средневековья, в одиночку вершившей судьбы Европы, предтечи империй нового и новейшего времени. Уникальный феномен для своего времени - огромное государство, основанное в X веке германским королем Отгоном I Великим, включало в себя Германию, Италию и Бургундию и притязало на власть над европейским континентом. И потому история Священной Римской империи - это история нескончаемых войн, призванных не только расширить границы империи, но и удержать ее от распада. Но политический фундамент нового государства оказался слабым: внутренние мятежи, борьба с папством за главенство в христианском мире, постоянная необходимость поддерживать власть на обширных пространствах постоянно подтачивали империю изнутри. Даже таким талантливым императорам, как Фридрих I Барбаросса, ноша оказалась не по плечу.

Цель данной работы рассмотреть историю создания Священной Римской империи германской нации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· Изучить историю образования империи, ее характер и название «Священной Римской империи»;

· Рассмотреть империю в Средние века, империя нового времени, во второй половине XVII - середине XVIII веков;

· Проанализировать Австро-прусское противостояние и упадок империи.

При написании данной работы мы использовали литературу российских и зарубежных авторов, таких как, Брайс, Дж., Егер О. Всемирная история., Галанза П. Н., Колесницкий, Н. Ф., Прокопьев, Hartmann, P. C., Herbers, K., Neuhaus, H. И др.

  1. Образования империи

1.1. История образования империи

Идея империи (лат. imperium ), единого государства, объединявшего весь цивилизованный и христианский мир, восходящая ко временам Древнего Рима и пережившая второе рождение при Карле Великом, сохранялась и после крушения Франкской империи Каролингов. Империя в общественном сознании представлялась как земное воплощение Царства Божьего, наилучшая модель организации государства, при которой правитель поддерживает мир и спокойствие в христианских странах, охраняет и заботится о процветании церкви, а также организует защиту от внешних угроз. Раннесредневековая концепция империи предполагала единение государства и церкви и тесное взаимодействие императора и папы римского, осуществлявших верховную светскую и духовную власть. Хотя столицей империи Карла Великого был Ахен, имперская идея была связана прежде всего с Римом, центром западного христианства и, согласно «Константинову дару», источником политической власти во всей Европе.

После распада государства Карла Великого в середине IX века титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь Италией, за исключением нескольких случаев кратковременного объединения всех франкских королевств. Последний римский император, Беренгар Фриульский, скончался в 924 г. После его смерти власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривали представители ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи в середине X века стало Восточно-Франкское (Германское) королевство, будущая Германия.

В правление Генриха I Птицелова (919-936) и особенно Оттона I (936-973) Германское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Ахеном, были отражены набеги венгров (Битва на реке Лех 955 г.), началась активная экспансия в сторону славянских земель Поэльбья и Мекленбурга. Причём завоевание сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в славянских странах, Венгрии и Дании. Церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, при Оттоне I были подчинены центральной власти. К началу 960-х гг. Оттон стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого и приобрёл репутацию защитника христианской церкви.

В 961 г. папа римский Иоанн XII обратился к Оттону с просьбой о защите против короля Италии Беренгара II Иврейского и пообещал ему императорскую корону. Оттон немедленно перешёл Альпы, одержал победу над Беренгаром и был признан королём лангобардов (Италии), а затем двинулся в Рим. 2 февраля 962 г. Оттон I был помазан на царство и коронован императором. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Хотя сам Оттон Великий, очевидно, не намеревался основывать новую империю и рассматривал себя исключительно как преемника Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви.

1.2. Характер государства

Священная Римская империя на протяжении всех восьмисот пятидесяти лет своего существования оставалась иерархическим государственным образованием феодального типа. Она никогда не приобретала характер национального государства, как Англия или Франция, не достигла и сколь-либо высокой степени централизации системы управления. Империя не являлась ни федерацией, ни конфедерацией в современном понимании, а сочетала элементы этих форм государственного устройства. Субъектный состав империи отличался крайним многообразием: полунезависимые обширные курфюршества и герцогства, княжества и графства, вольные города, небольшие аббатства и мелкие владения имперских рыцарей, - все они являлись полноправными субъектами империи (имперскими сословиями), обладающими разной степенью правоспособности. Власть императора никогда не была абсолютной, а разделялась с высшей аристократией страны. Более того, в отличие от других европейских государств, жители империи не были непосредственно подчинены императору, а имели собственного правителя - светского или церковного князя, имперского рыцаря или городской магистрат, что формировало два уровня власти в стране: имперский и территориальный, зачастую конфликтующих между собой.

Каждый субъект империи, особенно такие могущественные государства, как Австрия, Пруссия, Бавария обладал широкой степенью независимости во внутренних делах и определёнными прерогативами во внешней политике, однако суверенитет продолжал оставаться атрибутом империи как таковой, а постановления имперских учреждений и нормы имперского права имели обязательную силу (иногда, правда, лишь теоретически) для всех составлявших империю государственных образований. Для Священной Римской империи была характерна особая роль церкви, придающая этому государственному образованию элементы теократии, однако в то же время имперская структура впервые в Европе после Реформации обеспечила длительное мирное сосуществование нескольких конфессий в рамках единого государства. Развитие Священной Римской империи происходило в условиях постоянной борьбы тенденций дезинтеграции и интеграции. Первые выражали, чаще всего, крупные территориальные княжества, постепенно приобретавшие признаки суверенных государств и стремящиеся освободиться от власти императора, в то время как главными консолидирующими факторами выступали императорский престол, имперские учреждения и институты (рейхстаг, имперский суд, система земского мира), католическая церковь, немецкое национальное самосознание, сословный принцип построения государственной структуры империи, а также имперский патриотизм (нем. Reichspatriotismus ) - укоренившаяся в общественном сознании лояльность к империи и императору как её главе (но не как представителю конкретной династии).

1.3. Название Священной Римской империи

Возникнув в 962 г., Священная Римская империя претендовала на преемственность античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого, пытаясь стать универсальным государственным образованием, объединяющим весь западноевропейский христианский мир. Оттон I Великий, первый монарх Священной Римской империи, использовал титул imperator Romanorum et Francorum (лат. император римлян и франков ). Хотя ядром империи всегда являлась Германия, её сакральным центром был Рим: в этом городе до XVI века проводились коронации императоров и именно из Рима, по средневековым представлениям, проистекала их божественная власть. Титул «Римский император» (лат. imperator augustus Romanorum ) использовался уже Оттоном II (973-983), а словосочетание «Римская империя» впервые упоминается в источниках под 1034 годом. В то же время, использование данного титула вызвало резкое неприятие в Византии, где считалось, что только византийский император имеет право называться римским императором.

Монархи Священной Римской империи претендовали на верховную духовную власть на её территории и роль защитника и покровителя европейской христианской церкви. Первоначально это не требовало отдельного упоминания в титулатуре, однако после завершения борьбы за инвеституру и распространении идеи верховенства папы римского в духовной сфере, к наименованию империи стали добавлять слово «Священная» (лат. Sacrum ; впервые, вероятно, в 1157 г.), подчёркивая тем самым претензии императоров в отношении церкви . Применение эпитета «Священный» не к особе правителя, а к государственному образованию, по всей видимости, было новацией, рождённой в канцелярии императора Фридриха I Барбароссы (1152-1190). Собственно название «Священная Римская империя» в его латинской версии Sacrum Romanum Imperium впервые появилось в 1254 г., а его эквивалент на немецком языке (нем. Heiliges Römisches Reich ) - ещё спустя столетие, в правление Карла IV (1346-1378).

Представляя на суд читателя эти страницы, я испытываю некоторое волнение. Освещаемая в книге тема настолько сложна, что кое-кому она может показаться даже скучной. Но как можно ее представить ясно, не вдаваясь в излишества и не искажая действительности? Чтобы проложить в лесу аллеи французского сада, придется вырубить столько прекрасных деревьев!

Действительно, история Германской Священной Римской империи соткана из парадоксов. Была ли эта империя действительно Священной? Она стала считаться таковой с момента, когда ее правители приняли папство. Была ли эта империя Римской, если Вечный город считался ее столицей в строгом смысле этого слова лишь непродолжительное время, к несчастью тех, кто сделал такую попытку? И наконец, эта империя не могла считаться чисто Германской. По своему определению она должна была быть всеобъемлющей, стоять над всеми подвластными ей народами. Конечно, связь империи с Германией была очень прочной. Германцы воспринимали себя как единую нацию, потому как, давно покинув свои земли в погоне за идеей создания великой империи, они осознали свою общность. Однако избираемый ими король именовался не королем германских народов, а Римским королем, поскольку ему надлежало быть императором, подобно тому, как сыну французского императора Наполеона однажды предстояло стать правителем Рима. Германское королевство и наднациональная империя настолько тесно между собой связаны, что в немецком языке существует лишь одно слово - Рейх - для обозначения обоих этих понятий, в латинском же, напротив, различают королевство и империю .

Если логика исторических событий кажется нам противоречивой, то это происходит потому, что мы не воспринимаем историю как нечто целостное, а скорее ищем в ней те связи с некоей основной, стрежневой идеей, «одной из господствующих тем становления человечества». Стержневой идеей, унаследованной римской интеллигенцией у греческих философов, была общность людей в универсальном смысле, общность, единство и защиту которой обеспечивало государство, созданное римлянами. После принятия Константином христианства Римская империя (orbis romanus ) превратилась в империю христианскую (orbis christianus ), покровителем которой был Бог, а наместником на земле - император, совмещающий политическую и религиозную власть. Когда полчища варваров разрушили Западную Римскую империю, ее идеализированный образ стал еще более ярким. В мире, где необузданная сила и жестокость диктовали свои законы, память о правопорядке поддерживалась как залог лучшего будущего. Так рождался «миф о римской христианской общине, которая обрела территорию, о которой давно мечтала, и единую веру». Духовенство всецело поддерживало эту идею, поскольку его учение было обращено к прошлому, которое представлялось им особенно прекрасным по той причине, что оружие в те времена, как они считали, служило лишь правому делу. В обществе, где теперь правила военная сила, они чувствовали себя беззащитными. Не в их власти было возродить империю. И лишь активные, властные, проницательные и амбициозные правители могли проникнуться этим мифом и воплотить его в жизнь. Или правильнее сказать, попытаться это сделать, так как задача была не из легких. Сложные политические условия не позволяли действовать свободно, строя государство, лишь отдаленно напоминавшее империю, всегда нуждавшуюся в сильных, сведущих людях, обладавших исключительными способностями. Эти качества, к сожалению, были присущи далеко не всем и проявлялись у каждого по-разному. Некоторые правители, поддавшись порыву, доходили до крайностей в своем стремлении воплотить эту утопию. Для других, более прагматичных, более важен был не размер империи, а ее мощь. Деяния каждого из них несли на себе отпечаток их личности. История империи становилась, таким образом, и историей ее императоров.

Самый прославленный из них, Карл Великий, казалось бы, не должен фигурировать в галерее портретов, которые мы собираемся вам представить. Священная Империя была основана в 962 г., примерно через полтора века после его смерти. Однако и Оттон, и все его преемники стремились идти по его стопам. Все они желали взойти на трон в придворной церкви в Ахене и быть коронованными в соборе Святого Петра в Риме, как Карл Великий, чья коронация состоялась на Рождество 800 года. Воспоминания о нем превратились в легенду, придав мечте о великой империи еще одну черту, прошедшую сквозь века, - идею избранности народа, которому Провидением предназначено обрести единство. После римлян это предназначение перешло к франкам. Более того, стало невозможным претендовать на империю, не будучи потомком самых знатных франкских родов. Империя почти неизбежно разделилась на две части. Два города воплощали ее двойственность - прежде всего Рим, но в той же степени и Ахен.

И хотя память о Карле Великом пережила столетия, сотворенная им империя оказалось недолговечной. В 843 г. она распалась. Более никогда земли восточных франков, нынешняя Германия, и западных франков, нынешняя Франция, не объединятся. За короткое время то, что прежде было единой общностью Запада, распалось на бесчисленное множество княжеств и королевств. В начале X века имперская корона была лишь украшением, выставляемым напоказ мелкопоместными князьками. В последний раз ее скинули в 924 г. Оттон подхватил ее 2 февраля 962 г. Ему, правителю Восточной Франкии, были также подчинены Ломбардия и Лотарингия, земли которых тянулись до Мааса. Победа над венгерскими завоевателями значительно укрепила его влияние, и он счел, что именно он достоин возродить империю. Его владения были весьма обширные, однако средства, позволявшие их удержать в повиновении, оставались довольно средними. Власть Каролингов к востоку от Рейна была ограничена, и к тому же во всех других землях ее механизм был плохо налажен. Герцоги, которые возвели Оттона на престол, отнюдь не являлись безропотными исполнителями его воли. Этническая пестрота народов, входящих в состав империи, затрудняла управление ею, и даже народы, говорившие на одном германском языке, не составляли единую нацию. Чтобы пополнять свою казну, Оттон пользовался своей властью императора. Как Карл Великий и все христианские императоры, он считался наместником Бога на земле. В его руках была сосредоточена как духовная, так и светская власть, поэтому он мог рассчитывать на полную поддержку Церкви. Духовенство же составляло некий каркас общества, более походившее на организм, лишенный нервов и костей. Множество проблем и драматических ситуаций препятствовало развитию этой структуры, которой еще предстояло пережить жестокие испытания, однако симбиоз религии и политики оказался жизнеспособным. Преемники Оттона делали все возможное для сохранения такой системы. Она способствовала быстрому развитию империи и позволила ей достигнуть пика своего развития в середине X века.

Позднее эта великолепная конструкция пошатнулась. Папы осознали, что они несли ответственность перед всем христианским миром и что серьезные злоупотребления его подтачивали. Чтобы изменить ситуацию требовалась полная свобода действий. Недостаточно было поставить во главе империи некоего светского правителя, который постоянно вмешивался бы в дела церкви. Ситуация, при которой император претендовал бы на роль нового Мессии и назначал епископов по своему смотрению, была абсолютно неприемлемой. Больше всего досаждало папе, что император обладал незыблемой властью. Конфликт был неизбежен; борьба стала беспощадной. Нездоровая ситуация, сложившаяся в государстве, грозила ему гибелью. После полувековой ожесточенной борьбы было достигнуто согласие. Империя вышла из кризиса значительно ослабленной. Прелаты перестали быть должностными лицами, превратившись в вассалов. Государство больше не в праве было требовать от них абсолютного подчинения. Фридрих Гогенштауфен, прозванный Барбароссой, извлек урок из этих перемен и ввел четко организованную феодальную систему, ставшую одним из столпов, на которых покоилась монархия. Духовенство заняло в ней свою нишу, а империя стала называться Священной. Но Барбаросса желал воспользоваться богатствами, которыми изобиловала Италия. Брак его сына Генриха VI с наследницей нормандцев на Сицилии должен был обеспечить Гогенштауфену власть на полуострове. Это решение было принято, невзирая на стремление ломбардских городов к независимости, с которыми папы, не желавшие попасть в стальные клещи, заключили прочный союз. Преждевременная смерть Генриха VI и последовавшие за ней смутные времена позволили Святому престолу добиться невиданных ранее возможностей, оставив императору лишь права наследника Петра. Взяв за основу сицилийское государство, доставшееся ему в наследство от матери, внук Барбароссы Фридрих II, напротив, объявил себя полноправным властителем, «воплощением закона на земле». Жестокое противоборство возобновилось с новой силой, но, несмотря на взаимные усилия, оно ни к чему не привело. Фридрих II остался непобедимым, но и он в 1250 г. был сражен болезнью. Новость о его кончине послужила сигналом к смуте. Все было разрушено практически в один момент, и наступила полная анархия, длившаяся чуть ли не двадцать лет. Императоры-марионетки не имели достаточно сил, чтобы положить этому конец.

Становление германской государственности

С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство . В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств , крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.

Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры - города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд (см. § 23).

Единство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 - 1024) . Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии - король Оттон I был коронован (в условном центре государства - Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.

Государственная система империи XIV - XV вв.

Усиление государственно-политической самостоятельности отдельных германских княжеств продолжилось в XIV - XV вв. Границы огромной империи в это время стали в большой степени номинальными. Внутри началось движение за открытый выход из ее состава: в начале XIV в. сложился Швейцарский союз, поведший борьбу за независимость.

Император обладал особыми правами политического верховенства, которые были далеки от реальных государственных полномочий. Даже в периоды укрепления империи не удалось превратить эту власть в наследственную. К XIV в. принцип избрания на престол по воле собрания высшей знати империи стал абсолютным. Это было закреплено в особом документе - Золотой булле 1356 г.*, дарованной королем Карлом IV. Устанавливались права особой коллегии - из 7 князей и архиепископов (владетельных князей Майнца, Кельна, Рейнского, Саксонского, Бранденбургского, короля Богемии) на своем съезде избирать императора. Эти права были впредь наследственны и неразрывны с особым статусом самих князей как суверенных правителей. Булла закрепляла за князьями финансовые регалии, ранее принадлежавшие императору (рудники, чеканку монеты), максимальный судебный иммунитет, право заключать внешнеполитические союзы. Съезд князей становился практически постоянным политическим институтом империи: он должен был происходить ежегодно и вместе с императором решать дела «к общей пользе и благу».

* Буллой называли грамоту особого значения, Золотой - из-за особой печати, подвешенной к ней.

Императорская власть не имела в своем распоряжении реальной администрации. Управление империей осуществлялось более внеинституционно: благодаря личному присутствию императора в княжестве (они не имели постоянной резиденции) или родственным связям, благодаря вассальным связям, благодаря представительству от империи в местных учреждениях, благодаря привлечению князей на срок для выполнения королевских поручений, благодаря, наконец, обязательствам имперских городов. Финансы империи также были децентрализованы. Практически единственным рычагом власти было право опалы на провинившегося, т. е. лишение возможности прибегать к защите императорского суда .

Значимым институтом императорской власти стали съезды феодалов - райхстаги . Райхстаги сложились как продолжение собраний знати эпохи ленной монархии . С оформлением в социально-правовом укладе империи сословий, райхстаги стали рассматриваться как их представительства в деле управления империей. Вначале на съезды призывались только князья и, как вторая курия, графы. С 1180 г. оформилась полновесная вторая условная курия - графов и рыцарей, с XIII в. они участвуют уже регулярно. В XIV в. право участия через своих представителей получают имперские и княжеские города, императорские министериалы. Участие в райхстаге расценивалось как государственно-правовая обязанность, неразрывная с подчинением императорской власти; уже в XIII в. правом предусматривались значительные штрафы за пренебрежение этим. Император мог и отобрать право присутствия на райхстаге.

Созывались райхстаги императором по его соизволению, точных приглашений не было. С конца XV в. райхстаг работал по куриям: 1) князей, 2) графов и рыцарей, 3) городов. В его компетенцию входили постановления по организации вооруженной силы империи, сбору налогов , управлению общеимперскими имуществами, новым таможенным сборам. Сословия утверждали предложенные императором правовые обычаи , с 1497 г. стали влиять и на указы императоров. Собирались райхстаги по усмотрению императора и в том месте, где он указывал. С 1495 г. созыв стал ежегодным; в этом же году закрепилось за съездом и название Reichstag . Существование райхстага и некоторых других сословных институтов, их роль в империи определили Германию как сословную монархию, но весьма относительную в своем государственном единстве.

На райхстагах второй половины XV в. неоднократно вставал вопрос о реформе империи, идеи которой активно разрабатывались в политической публицистике эпохи. Ослабление империи было в том числе и пагубно для значительного числа мелких правителей. Райхстаг 1495 г. провозгласил «всеобщий земский мир» в империи (в развитие идей о гарантиях прав всех в империи, появившихся в виде «общего мира» еще в середине XII в.). Запрещались внутренние войны в империи, посягательство на установленные права и привилегии. Для некоторых гарантий создавался имперский суд (представлявший курфюрстов и города, председателем был император) с верховными судебными правами, а также имперская военная организация (до 4 тыс. конницы и 20 тыс. пехоты, созываемых по 10 округам, на которые разделялась империя). Была сделана попытка ввести единую имперскую подать. При императоре создавался общеадминистративный орган - имперский придворный совет. Однако в условиях почти векового кризиса германской государственности, вызванного Реформацией XVI в., новые учреждения в большей степени остались действенными в пределах владений Габсбургов, закрепивших за собой (1438) императорский престол, - Австрии и восточных областей.

В конце XV в. полную самостоятельность от империи обрел Швейцарский союз. После Реформации и, особенно, завершившего Тридцатилетнюю войну Вестфальского мира 1648 г. Германия была официально признана союзом государств , а за территориальными правителями закреплен титул королей. Номинально звание императора и общеполитические полномочия сохранялись за австрийским домом Габсбургов до начала XIX в., когда (1806 г.) Священная Римская империя была упразднена.

Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae (лат.),
Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation (нем.)

Священная Римская Империя германской нации - замечательное политическое учреждение, сохранившее в продолжение десяти веков (800 - 1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX столетия и Италии в средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обусловливали собою всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира. Начало священной Римской империи относится к 800 г., когда был коронован римским императором. Событие это было заранее подготовлено, но Карл не думал об отделении Рима от Константинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, возобновленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. , а не преемником . Событие 800 г. явилось результатом соглашения между папой, церковными и светскими сановниками и королем. Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме - столице империи (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империя считалась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашая отделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей как политической, так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но не увеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла вращалась с тех пор в кругу теократических идей.

Вторичное восстановление империи было совершено Оттоном Великим. Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся «золотым городом» (aurea Roma), его судьба - судьбой всего мира. «Пока Колизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей - падет и Рим, а когда падет Рим, падет и весь мир» - таково было представление современников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон возбудил общий энтузиазм своим короновнием в сане «императора Августа». В уме средневекового человека, которому древность завещала идею всемирной монархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римской империи и католической церкви. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он - imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. «Как на небе», говорил император Фридрих I, «только один Бог, так и на земле только один папа и один император». Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он - «глава христианского Mира», «светский глава верных», «покровитель Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. До своего коронования в Риме императоры с XI до XVI вв. носили титул «Romanorum rex semper Augustus», а после коронования - «Romanorum Imperator semper Augustus». С 962 г. положено начало соединению в одном лице двух титулов - императора римского и короля германского. Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом - официальный и реальный. Империя Х в. была, однако, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась.

В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого «франка» Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х - XI вв. входили собственно Германия, большая часть (2/3) Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания, отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983 - 1002) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции. Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039 - 1056) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, но вызвал страшную реакцию, погубившую его преемника. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее обаяние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов.

Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII и первой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152 - 1189), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская. Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законы принадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: «quod principi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in eum omne suum imperi um et polestatem concesserit». Истинным властителем, однако, Фридрих I был только в Германии В состав империи в то время входили сев. часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ, Франш-Конте, Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии. Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге и Померании. Византия, по-прежнему, питала к императорам вражду, считая их узурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров: так, Исаак Ангел называл Фридриха I «главным князем Алеманнии».

Императоры короновались четырьмя коронами: корона в Аахене делала монарха «королем франков», а со времени Генриха II - «королем римлян», коронование в Милане - королем Италии, в Риме он получал двойную корону «lirbis et orbis», а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертую корону - бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatcase). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении с титулом императора. Императорский титул принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. К названию «Римская империя» Фридрих I присоединил эпитет «Священная», не прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной независимости князей (эпоха великого междуцарствия).

Новый период истории С. империи начинается со времени Рудольфа Габсбургского (1273). К XIV в. Священная империя есть, в сущности, немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да и то лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. Императоры XIV в. не стесняются ничем в преследовании своих династических интересов и умножении своих родовых владений. От пышного титула священной римской империи оставалось только одно название: князья расхитили все земли и разделили между собою атрибуты императорской власти, оставив императору почетные права и считая его своим ленным господином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут на чужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира, жертвуя всем для формы и внешности.

Карл IV дает обещание папе не оставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар. Сигизмунд (1410 - 1437) любил жить на счет имперских городов и охотно бывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440 - 1493), твердившем А. Е. I. О. U. (Austriae est imperare orbi universo) - и кормившемся по монастырям и имперским городам. Его роль в отношении к папе делала его жалким в глазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме.

Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории: Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границу империи. После Генриха VII (1308 - 13) окончилась власть императоров над Италией; в 1350 и 1457 г. к Франции перешло Дофинэ, а в 1486 г. - Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат 1499 г.). К этому присоединялась и внутренняя слабость империи, как агрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династия стремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V (1519 - 1555) императорская власть значительно усилилась, но попытка вернуть ей прежнее значение встретила оппозицию как со стороны немецких князей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожила теорию, на которой основывалась империя.

Последний период существования Священной империи - самый печальный (1648 - 1806). Вестфальский мир лишил императора всякой возможности непосредственного вмешательства в администрацию. Священная империя делается исключительно Германской империей, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. «Наследственным врагом Священной империи» был Людовик XIV. В XVIII в. существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы. Весь дух XVIII в. противоречил идее Священной империи. Революция, разрушив феодализм, потрясла до основания старое средневековое здание. Раштатский конгресс (1797 - 98) вполне обнаружил внутреннее разложение Священной империи, всегда страдавшей недостатком национального единства и политической свободы. Последним императором Священной империи был Франц II (1792 - 1806). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей «всемирной монархии»; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной. После Пресбургского мира (26 декабря 1805 г.) Франц II отрекся от сана императора: еще с 1804 г. он стал называть себя «наследственным императором Австрии». Это было концом священной Римской империи.

При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Так царствовали, после Конрада Франконского, Саксонская династия (919 - 1024), Франконская (1024 - 1125), после Лотаря Супплембургского (1125 - 1138) - Гогенштауфены (1138 - 1250), Габсбурги (1273 - 1291 и 1298 - 1308), Люксембургской дом (1308 - 1313 и 1346 - 1437), с 1438 г. - снова Габсбурги. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этот продержался до 30-ти летней войны.

Императоры

Каролинги

Людольфинги

962-973
973-983
996-1002
1014-1024

Франконская династия

1027-1039
1046-1056
1084-1105
1111-1125
(из Саксонского дома) 1133-1137

Гогенштауфены

1155-1190
1191-1197
(из дома Вельфов) 1209-1215
1220-1250
1303-1308

Люксембурги

1312-1313
(Виттельсбах) 1328-1347
1355-1378
1410-1437

Габсбурги

Общественный строй. По Верденскому договору 843 г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство была выделена Германия. Она представляла собой совокупность более или менее самостоятельных герцогств: Швабии, Саксонии, Тюрингии и др.

В экономическом отношении Германия являлась одной из наиболее отсталых стан Европы. Здесь феодальные отношения развились намного позже, чем во Франции,- не ранее XI в.

Германское общество разделялось на два основных сословия: военное - рыцарство и податное - крестьянство. Образованию этих двух главных сословий способствовала реформа короля Генриха I Птицелова (X в.), основной целью которого было формирование конницы для борьбы со вторгнувшимися венграми. По этой реформе все лица, которые могли сражаться в конном строю, были зачислены в военное сословие, остальные зачислялись в податное сословие.

Военное сословие было неоднородно. Помимо крупных землевладельцев, светских и духовных, в его состав входило довольно многочисленное среднее и мелкое рыцарство.

Податное сословие распадалось на свободное и несвободное. Часть крестьян довольно долго оставалась свободными земельными собственниками. Несвободные являлись крепостными или холопами (дворней) землевладельцев.

Горожане были или земельными собственниками или торговцами и ремесленниками. Строго говоря, они не могли рассматриваться как податное сословие, поскольку обложение налогами падало на город, а не на отдельных горожан.

В XII в. в Германии оформились феодальные сословия. Это было связано с торжеством ленной системы - вассалитета.

Структура класса феодалов определялась отношениями земельной собственности. Самым крупным собственником был король. Но его домен постоянно изменялся.- Короли раздавали земли церковным и светским феодалам, но в то же время присоединяли к домену захваченные чужие территории и конфискованные у феодалов лены (вид земельного держания).

Большая часть земли в Германии в IX - XII вв. принадлежала светским феодалам. Наиболее крупными землевладельцами после короля были герцоги, маркграфы и пфальцграфы. За ними следовали «свободные господа» - служилая знать (графы, фогты). Затем шли рыцари, к ним относились все свободные, два предка- которых носили оружие.

Наряду со светский феодальной знатью феодалами были прелаты церкви - архиепископы, епископы и аббаты.

Взаимоотношения между феодалами строились на ленных связях и были многоступенчатыми, однако в некоторых случаях сохранялось прямое подчинение феодальных собственников королю, что типично для раннефеодального государства.

В Германии в XII в. феодальная иерархия сложилась, например, в Саксонском и Швабском зерцалах как иерархия шести и семи военных щитов. Иерархия носила военный характер и в


то же время была формой государственной организации немецких феодалов. Между отдельными ее ступенями распределялись государственные функции, и иерархия охватывала всю систему ленного государства.

Для вассально-ленных отношений в Германии характерны следующие особенности: замедленность процесса складывания ленных отношений; неравномерность течения этого процесса по отдельным герцогствам; сравнительная централизованность систем ленных отношений.

Основную массу зависимого крестьянства составляли колоны и полусвободные крестьяне - литы. Наиболее угнетенной частью населения были сервы. Особую категорию составляли крепостные фиска и короля, церковные крепостные. Различия в юридическом статусе отражали разные формы феодальной зависимости.

Государственный строй. В IX-X вв. в Германии происходило усиление королевской власти, обусловленное тем, что многочисленные крупные и средние земельные собственники - аллодисты нуждались в помощи сильной королевской власти для захвата общинных земель и закрепощения свободных общинников; сильная королевская власть нужна была монастырям и епископам, заинтересованным в расширении церковного землевладения; политическое объединение Германии необходимо было ввиду внешней опасности (нападение норманнов, венгров).

Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии, при первых представителях которой - Генрихе I и Отгоне I - фактически сложилось Германское раннефеодальное государство.

В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Отгон I, стремясь ограничить самостоятельность герцогов, ввел так называемые «оттоновские привилегии», сущность которых состояла прежде всего в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного не только на церковные владения, но и на весь округ, где были расположены эти владения. В то же время церковный иммунитет был расширен по самому своему содержанию: владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей королевской юстиции в пределах своего округа. Таким путем в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доход с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику - церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства.

Укрепив свои позиции, император Отгон I, стремясь получить императорскую корону и тем самым возвысить свою власть над властью герцогов в Германии в середине X в., предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов для германских феодалов. Кроме того, господство в Италии означало господство над папой и соответственно укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в то время нуждался в поддержке германского короля, так как местные феодалы захватили власть в Риме. В 962 г. он возложил наОтгона I императорскую корону. Возрожденная империя впоследствии получила название «Священная римская империя германской нации»: «священная» - потому что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом преобладании последнего; «римская» - потому что ее рассматривали как преемницу западной римской империи; «германская» - потому что ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии.

Центром высшей государственной власти был королевский двор. Он включал членов королевской семьи, их слуг, министериалов и служащих свободного происхождения, которые составляли правительственный аппарат. Между этими служащими и личными королевскими слугами не проводилось строгих различий, функции их частично смешивались.

При королевском дворе постоянно находилось значительное число церковных и светских феодалов. Из их среды рекрутировались высшие сановники: стольник, чашник, камерарий, маршал, капеллан, дворецкий, канцлер. Канцлер - главное должностное лицо ведал почти всеми делами управления. Важное значение имела должность дворецкого (майордома), ведавшего дворцовыми делами.

Обслуживающий персонал состоял из министериалов, функции которых не ограничивались собственно дворцовой службой. Поскольку других органов исполнительной власти не существовало, министериалы вели правительственные дела. Постепенно они отодвинули сановников на задний план.

В политической жизни страны огромную роль играли собрания феодалов. Они выступали как суверенный орган при отстранении королей от власти, в период междуцарствий. Собрания определяли компетенцию короля, издавали законодательные акты, вступали в переговоры с папой; на собраниях производились назначения на высшие государственные должности, предоставления ленов.

В начале XI в. при короле образовался совет из высших представителей власти (гофтаг), совместно с которым король рассматривал наиболее важные дела.

В Германии длительное время существовали отдельные племенные герцогства. В X-XI вв. рост феодального землевладения и этническое сплочение населения страны привели к разложению системы раннефеодальной организации. Герцогства превращались в территориальные княжества, представлявшие собой замкнутые политические образования. Они располагали почти полным суверенитетом и только в слабой степени подчинялись верховному сюзеренитету короля. Княжества сложились на базе крупных вотчин. Превращение феодала в князя осуществлялось путем установления права собственности на все земли в черте его территории и приобретения иммунитетных привилегий.

В конце XI в. восторжествовали принципы избирательной монархии. Избрание короля князьями представляло собой юридический акт. Тот, кто не участвовал в выборах, считал себя свободным от королевской власти.

Германия в период феодальной раздробленности (XIII- XIX вв.)

Важной особенностью политического развития Германии в Средние века является ее постепенный распад на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого XIX в. Экономические и политические условия развития Германии способствовали ее раздробленности.

Экономическое развитие Германии было неодинаковым в разных районах, интересы которых нередко расходились. Недостаточное развитие внутренних отношений привело к тому, что и в экономическом отношении различные районы Германии не были связаны между собой. Единого хозяйственного центра в стране не было.

В пользу усиления местных сил сложилась и политическая обстановка как внутри страны, так и вовне. Королевская власть, сравнительно сильная в X-XI вв., преследуя свои политические интересы, поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными привилегиями (как, например, ОттонI, которому, однако, не удалось сокрушить герцогов). Епископы с королевской помощью превратились во владетельных князей и наряду с герцогами стали в дальнейшем главными противниками королевской власти.

Еще более пагубными для монархии государственного единства оказались результаты внешней политики государства. Походы в Италию и приобретение императорского титула по сути дела не усилили положения короля внутри страны и не сплотили германских феодалов, а, напротив, благоприятствовали росту враждебных королю сил и укреплению внутреннего партикуляризма. Стремясь получить римскую императорскую корону и удержаться в завоеванной стране германские короли шли на все новые политические уступки магнатам, что подрывало их позиции внутри страны.

Кроме того, с середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней опасности, которая могла бы послужить фактором внутреннего политического сплочения.

Императорская власть не сумела установить связь с городом и сделать его своей опорой.

Вследствие всех перечисленных причин королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. В то время когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.

Феодальная раздробленность государства была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четкоопределен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Сак-сен-Виттенберг и Бранденбург). Выборы производились большинством, голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей империи вести войны друг против друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т. е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получали все права самостоятельных властителей. Объединявшая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам.

Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до Золотой буллы.

Очень скоро вошло в обычай предъявлять императору при избрании его на престол определенные условия, которым он обязан был следовать. Со временем они получили название «избирательных капитуляций».

В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что курфюрсты уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток восстановления единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.

Изменения в государственном строе. Политическое развитие Германии. Начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. Его деятельность на местах была в значительной степени парализована реальной властью территориальных князей, постепенно превращающихся в настоящих монархов.

После окончательного установления верховенства римских пап над церковью император утратил положение главы церкви и перестал наделять епископов и аббатов церковными полномочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру - наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями.

Избрание императора стало производиться узкой коллегией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии.

Император продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязанностями королевской власти поддерживать "мир" и осуществлять правосудие. Однако эта прерогатива императора осталась, по существу, единственной и к тому же постепенно утрачиваемой регалией. Император практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли вассалов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам (принцип "принудительного пожалования леном"). Попытки Фридриха Барбароссы возобновить императорские регалии - права на доходы от использования дорог и рек, от портов, таможен и монетных дворов, а также ввести подушевой и земельный налоги окончились безрезультатно.

Императорская власть не смогла создать систему центральных имперских учреждений и "вырастить" королевскую бюрократию, сколько-нибудь сравнимых с судебно-финансово-административным аппаратом в Англии и Франции. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального центрального суда.

После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано "Золотой буллой" 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название "избирательных капитуляций" и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв. "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья - княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.

С XV в. основой имперской и княжеских армий становятся отряды наемников. Вместе с тем решениями рейхстага произвольная вербовка солдат в имперскую армию без согласия князей была запрещена. Наемные армии утвердились во всех немецких землях, будучи олицетворением полной политической раздробленности. Попытки введения общеимперского налога на содержание армии императора и создания военных округов для формирования имперского войска были заблокированы князьями.

Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

Похожие статьи