Mount and blade warband суть игры. Warband оптимальное и быстрое развитие. Теперь мы - банда

Создание королевства в Mount and Blade — это очень быстрое и простое дело, а вот удержание этого самого королевства на плаву — целая наука! Создать королевство лучше всего в при помощи мода . Можно создавать королевство в абсолютно любой среде и версии M&B, но если создадите в , то будете иметь гораздо больше функций, которых, к великому сожалению, нет в простом Mount and Blade . Создать свое королевство в Огнем и Мечом можно несколькими способами:

Мятеж

Поднять мятеж — самый верный способ попытаться устроить гражданскую войну, свергнуть короля с трона и занять его место. Чтобы поднять мятеж, нужно найти претендента на трон. Обычно такие люди путешествуют по городам в поисках поддержки. Претендентов на трон нужно искать в тронных залах. После того, как вы согласитесь помочь претенденту отвоевать трон, во фракции начнется внутренняя война и в зависимости от отношений с лордами текущей фракции, вы сможете их переманить на свою сторону, что улучшит военное положение в вашу пользу. По факту, начиная от мятежа и до самого конца, вы — маршал мятежных войск и после того, как фракция будет полностью захвачена, претендент на престол исчезнет и станет полноправным королем, а вы станете его правой рукой.

Захват территории

Второй возможностью создать свое королевство является захват крепости. Начиная с версии Mount and Blade: Warband появилась именно такая возможность. Просто захватите замок или город и начнется война.

Переманивание лордов

Когда королевство уже создано, пора приступить к укреплению. Едва ли в начале много лордов согласится перейти на сторону вашего королевства, поэтому придется пользоваться услугами (не игровых персонажей). Среди всех существует 6 героев благородного происхождения, которые при получении имения не подпортят вашу репутацию в глазах других лордов. благородного происхождения:

  1. Алаен
  2. Бахештур
  3. Фирентис
  4. Лезалит
  5. Мательд
  6. Рольф

Разумеется, не все они будут дружить друг с другом и с этим придется бороться. Лорды, как и , просто так к вам не перейдут (как уже и сообщалось выше); для начала необходимо иметь, хотя бы, хорошие отношения с лордом и пару-тройку свободных деревень. Когда будете говорить с лордами, задавайте вопросы о короле и политики. Предложить лорду нужно то, чего нет в его королевстве (в процессе диалога вы все увидите). Говорить с лордами можно в том случае, если рядом никого нет и вы с ним один на один. Никогда не просите лорда сразу давать ответ, так как это 85% шанс провала. Заинтригуйте его своим разговором и не просите давать ответ. Уж поверьте, что через недельку-другую лорд сам к вам придет, чтобы принести присягу. Учтите, что на переманивание людей на свою сторону влияет навык убеждения, личные отношения и право на трон.

Право на трон

Ну и последний очень важный аспект королевства — право на трон. Этот показатель очень важен при создании королевства и чем он будет выше, тем реже на вас будут нападать другие королевства, проще будет заключить мир и переманить лордов на свою сторону. Получить право на трон можно при заключении мира, отправления дипломатических посланников соседям или .

Насадить врага на копьё, быть выбитым из седла, найти себе лошадь и снова устремиться в бой. Защищая свой замок, лично встать с топором и щитом на крепостную стену и рубить осаждающих, пока их живая волна не откатится назад. Запомнить обидевшего тебя дворянина, через год отыскать его, ограбить и продать в рабство степнякам. Жить полноценной средневековой жизнью. Mount & Blade — именно об этом.

Когда сэр Кэй увидел, что под сэром Грифлетом нет лошади, устремился он на короля Нантреса, выбил его из седла, а коня его отвел к сэру Грифлету и помог ему подняться в седло. И еще сэр Кэй тем же копьем сокрушил короля Лота и нанес ему жестокую рану. Это, увидел Король-с-Сотней-Рыцарей, и ринулся он на сэра Кэя, выбил его из седла, увел его коня и отдал королю Лоту, и он сказал ему на то: «Грамерси». А сэр Грифлет, увидев, что сэр Кэй и сэр Лукан Дворецкий оба пеши, поднял острое копье; тяжелое и, квадратное, и ринулся на Пионеля, славного рыцаря, поверг его, вместе с конем наземь, а затем взял его коня и отдал сэру Кэю.

Страна Кальрадия

Кальрадия — это вымышленная средневековая страна, соответствующая Европе эпохи 1150 — 1350 годов от Р.Х. Когда-то Кальрадия была провинцией великой империи, но сейчас её раздирают на части пять наследных королевств: Свадия, Вергис, Северное королевство, королевство Родоков и кергитское ханство. Эти государства ведут частые междоусобные войны, и вы можете принять в них самое непосредственное участие.

Королевства являются феодальными государствами, которыми управляет король, королева или хан с несколькими вассалами, присягнувшими на верность. Стать подданным какого-либо королевства можно двумя способами: стать наёмником либо вассалом. Для этого вам нужно несколько раз поговорить с правителями и получить у них задание. Если королевство ведёт с кем-то войну, то вам рано или поздно предложат контракт наёмника. Наёмником быть проще, но даже если вы захватите какие-то земли, их не отдадут в ваше распоряжение.

Королём или королевой вы стать не сможете, потому что местная знать никогда не потерпит в качестве правителя чужеземца. Однако, став вассалом, вы сможете влиять на то, кто займёт престол.

Характеристики персонажа

Я дам прорицание, хан мой: твои снежные черные горы да не сокрушатся; твое тенистое крепкое дерево да не будет срублено; твоя вечно текущая прекрасная река да не иссякнет; да не заставит тебя всемогущий бог прибегнуть к злодеям! Пусть твой светло-сивый конь, скача, не устанет; пусть твой черный булатный меч, ударяя, не иступится; пусть твое пестрое копье, поражая, не сломается!

«Книга деда Коркута»

Создание персонажа

Игра начинается с экрана создания персонажа — вашего игрового воплощения. Вы сможете выбрать себе пол, внешность, придумать имя, определить происхождение и умения вашего героя.

Происхождение косвенно влияет на начальные условия игры: вашу экипировку, навыки и умения, но никакого значительного влияния на игровую жизнь не оказывает.

Ваш персонаж будет развиваться благодаря приобретённому опыту. Вы будете получать опыт, побеждая врагов в бою (как самостоятельно, так и при помощи армии под вашим командованием), сражаясь на арене и выполняя задания. Набрав достаточно опыта, ваш персонаж перейдёт на новый уровень, за что получит 1 очко характеристик, 1 очко навыков и 10 очков оружия.

Просматривать информацию о своём персонаже и распределять полученные очки можно на специальном экране, перейти на который можно из основного меню или просто нажав клавишу С (эту клавишу можно переназначить).

Характеристики

У вашего персонажа есть четыре основные характеристики, от которых напрямую зависит всё, что он делает. Характеристики дают вашему персонажу несколько моментальных преимуществ, а также позволяют развивать связанные с ними умения. При создании нового персонажа вы получите 4 очка, которые можно будет вложить в развитие характеристик, а при переходе на новый уровень вы всякий раз будете получать ещё по одному очку.

Характеристики бывают следующие:

  • Сила . Каждое очко, потраченное на эту характеристику, увеличит ваше здоровье на 1 пункт и повысит наносимый вами урон.
  • Ловкость . Каждое очко, потраченное на эту характеристику, увеличивает скорость вашей атаки на 0.5% и даёт вам 5 дополнительных очков оружия.
  • Интеллект . Каждое очко, потраченное на эту характеристику, даёт вам дополнительное очко умений.
  • Харизма . Каждое очко, потраченное на эту характеристику, увеличивает максимальный размер вашего отряда на 1.

Умения

Существуют три типа умений. Личные умения влияют только на отдельные персонажи и их способности. Если вы хорошо умеете ездить верхом, это не значит, что все вокруг тоже будут отлично держаться в седле. Умения лидера действуют только в том случае, если лидер владеет ими. Умения отряда используются всей вашей группой — достаточно того, чтобы умением обладал хотя бы один боец, хотя если им будет обладать лидер, то умение можно будет использовать более эффективно.

Владение оружием

Типов оружия в игре шесть, и если вы собираетесь принимать непосредственное участие в битвах, вам нужно научиться обращаться с одним или двумя типами оружия. Чем выше ваш уровень владения оружием, тем быстрее вы сможете атаковать или защищаться в ближнем бою или точнее поражать цели издали.

Ваши навыки обращения с тем или иным оружием будут так же развиваться и в бою с врагами. Навыки обращения с оружием ближнего боя развиваются при простом нанесении урона, а навыки обращения с оружием дальнего боя — при выполнении сложных выстрелов с дальней дистанции.

Управление

Передвижение пешком

По умолчанию ваш персонаж передвигается с помощью обычных клавиш W , A , S и D :

  • W — идти вперёд;
  • S — идти назад;
  • A — идти влево;
  • D — идти вправо.

Осматриваться можно при помощи мыши. Но, повернув мышь во время ходьбы, вы измените направление движения. Нажмите клавишу-стрелку «Вперёд», чтобы ваш персонаж развернулся по направлению камеры.

Езда верхом

Управление на лошади производится немного иначе:

  • W — пришпорить лошадь;
  • S — осадить лошадь;
  • A — повернуть влево;
  • D — повернуть вправо.

Повернув мышь, вы измените угол обзора, но не направление, в котором скачет лошадь.

Остановить лошадь можно, замедляя скорость. Если ваша лошадь пятится, нажимайте W до тех пор, пока она не остановится.

Лошади не так хорошо поднимаются по склонам, как люди, поэтому старайтесь избегать холмов. Также они не могут быстро поворачивать, поэтому при резком повороте вы можете столкнуться с деревом или другим препятствием.

Другие клавиши управления

Не боевые / Общие:

  • F — выполнить действие, обозначенное ключевым словом;
  • I — открыть инвентарь;
  • P — открыть окно отряда;
  • C — открыть окно персонажа;
  • Esc — открыть меню паузы;
  • F12 — быстрое сохранение игры;
  • TAB — покинуть данную местность;
  • «Пробел» (нажать) — отменить пункт назначения и приостановить время на мировой карте;
  • «Пробел» (задержать) — дождаться истечения отрезка времени на мировой карте;
  • Ctrl + левая кнопка мыши (нажать) — переложить на другую сторону нужный предмет (при торговле или сборе трофеев).

Команды в реальном времени / В бою:

  • Левая кнопка мыши (нажать) — выполнить быструю атаку выбранным оружием;
  • Левая кнопка мыши (задержать) — прицелиться (при использовании оружия дальнего действия) или занести руку для ближнего удара;
  • «Пробел» — подпрыгнуть;
  • Правая кнопка мыши (задержать) — закрыться щитом или оружием;
  • Правая кнопка мыши (нажать) — снять прицел (при использовании оружия дальнего действия);
  • Правая кнопка мыши (задержать) — разблокировать камеру, чтобы она свободно вращалась вокруг персонажа даже во время движения;
  • Shift (задержать) — на время приблизить камеру;
  • Клавиши F1-F11 и 1-5 — отдать приказ во время битвы;
  • R — переключиться между видом от первого и третьего лица;
  • Колесо мыши (крутить вверх) — взять следующее оружие;
  • Колесо мыши (крутить вниз) — убрать щит или вытащить его.

Инвентарь

Крепки доспехи на могучих плечах... пансырь чиста серебра, а кольчуга на нем красна золота, а... пансырю цена три тысячи, а кольчуге цена сорок тысячей.

Из былины «О боярском сыне Дюке Степановиче»

Характеристики предметов

Для того чтобы получить полную информацию о предмете, нужно навести на него курсор мыши. Каждый предмет имеет свой вес и цену, а также уникальные качества, присущие только предметам такого типа.

У всякого оружия есть определённое состояние, которое показывает, насколько добротно или плохо оружие сделано или сколько боёв оно повидало. Треснувшее, обломанное, погнутое или ржавое оружие будет наносить меньше урона, чем новое, и будет намного меньше стоить. Тяжёлое оружие будет наносить чуть больше урона, но будет несколько медленнее. Сбалансированное оружие или оружие из муаровой стали будет наносить чуть меньше урона, но с большей скоростью, и стоить будет довольно дорого.

Параметры оружия:

  • Урон — количество наносимого оружием урона при среднем навыке обращения с ним и 100% скорости.
  • Радиус — расстояние, на котором вы сможете поразить цель.
  • Скорость — скорость наносимых этим оружием ударов.
  • Пробивание щитов — некоторые виды оружия (например, топоры) могут разбивать вражеские щиты в щепки.

У доспехов тоже есть определённое состояние. Изорванный, неровный, побитый или грубый доспех защищает хуже нового (но стоит дешевле), в то время как прочная, толстая или укреплённая броня обеспечивает гораздо лучшую защиту (и стоит куда дороже).

Параметр состояния есть и у щитов. Если щит значится как «Треснувший» или «Побитый», значит, он уже использовался во многих стычках и прослужит меньше, чем новый щит. Прочнее всего щиты, значащиеся как «Прочные» или «Укреплённые» — они рассчитаны на более тяжкие повреждения. Если во время боя щит сломается, его уровень понизится на 1. Если он был «Треснувшим», то он будет уничтожен навсегда.

Параметры щитов:

  • Размер : физическая длина и ширина щита. Чем больше щит, тем он тяжелее, но и тем лучше защищает от атак с дальнего расстояния. Вне зависимости от своего размера щит обладает фиксированной степенью защиты от атак в ближнем бою. Неважно, закрываетесь ли вы им или нет — повреждения будут всегда уменьшены на одну и ту же величину.
  • Сопротивляемость : прочность щита, зависящая от его материала. Сопротивляемость щита вычитается из наносимого по нему урона: например, если сопротивляемость равна 5, а нанесённый урон — 30, то в итоге щит примет на себя всего лишь 25 единиц урона.
  • Прочность : урон, который может принять на себя щит до того, как сломается. Между схватками и битвами прочность щитов автоматически восстанавливается, хотя в первоначальное состояние их уже не вернуть (например, вы не сможете вновь сделать «повреждённый» щит нормальным).
  • Скорость : насколько быстро вы закроетесь щитом, применив защитную стойку. Чем быстрее щит, тем меньше задержка — у лёгких щитов её может не быть вовсе, а большим щитам требуется время, чтобы закрыть вас.

Экипировка

У вашего персонажа есть несколько ячеек, в которые можно помещать различные предметы экипировки. Для того чтобы использовать какой-то предмет, вы, как правило, должны будете вначале поместить его в одну из этих ячеек. Общий вес вашей экипировки называется «ношей» и показывается под ячейками. Чем тяжелее ваша экипировка, тем медленнее ваш персонаж передвигается пешком. Облегчить вашу ношу можно, вложив несколько очков в развитие атлетики.

Города и торговля

Сколь благороден и прекрасен Константинополь! Сколько в нем монастырей и дворцов, построенных с изумительным искусством! Сколько удивительных изделий выставлено на его площадях и улицах! Было бы слишком долго и докучно говорить подробно об изобилии всевозможных богатств, о золоте, серебре, тысяче видов тканей, святых реликвиях, которые находятся в этом городе, куда во всякое время многочисленные корабли привозят все, что необходимо людям...

Фульхерий Шартский

В городах и деревнях всегда можно найти торговцев. Для того чтобы продать или купить что-нибудь, просто подойдите к торговцу и, когда появится надпись «Поговорить», нажмите клавишу действия.

Торговля — это командное умение, и если хотя бы один участник вашего отряда разбирается в ней, то вы сможете в полной мере воспользоваться этим умением.

Цены меняются в зависимости от того, как идёт торговля между городами, караванами и деревнями. Не помешает потратить немного времени на то, чтобы изучить все цены на рынке и выяснить, с каких товаров можно получить наибольшую прибыль. Получить прибыль с торговли просто: нужно всего лишь найти место, в котором платят большие деньги за то, что в другом месте стоит очень дёшево.

В каждом городе есть таверна, в которой можно завязать полезные знакомства. Во-первых, в таверне можно набрать наёмников к себе в отряд. Во-вторых, вы сможете встретить кого-нибудь из странствующих героев Кальрадии и сделать их своими напарниками. Такие спутники будут вам очень полезны: вы можете экипировать их и повышать им уровни, как своему персонажу, а кроме этого они могут добавить вашему отряду новых умений.

Лошади

Всякого воина, будь он подобен льву, может погубить и обессилить ничтожное препятствие, как произошло со мной у Хомса; когда я вышел в бой, мою лошадь убили, и я получил пятьдесят ударов мечом. Это случилось во исполнение воли Аллаха и благодаря небрежности моего стремянного при укреплении поводьев лошади. Он привязал повод к кольцам, но не продел его через них, и когда я потянул за узду, желая уйти от врагов, узел поводьев развязался, и меня постигло то, что постигло.

Усама ибн Мункыз, «Книга Назидания»

Породы лошадей

В игре есть несколько пород лошадей, каждая из которых имеет свою цену и лучше или хуже других подходит для выполнения определённой задачи. Лучнику не подойдёт тяжёлая боевая лошадь в доспехах, а улан не сможет достойно атаковать, сидя верхом на старом муле.

  • Вьючные лошади, или мулы — это самая дешёвая порода, выращенная специально для низшего класса, который использует мулов в качестве верховых и вьючных животных. Мулов можно часто встретить в караванных процессиях.
  • Скаковые лошади тоже стоят недорого, они отличаются кротким нравом и мягкой походкой. Хорошая лошадь для путешествий за хорошую цену.
  • Степных лошадей вырастили кочевники. Это довольно мелкие животные отважного нрава. Они бегают с такой же скоростью, что и обычные скаковые кони, но отличаются большей выносливостью и лёгкостью.
  • Рысаки — это лёгкие лошади, предназначенные в первую очередь для доставки важных сообщений. Они очень выносливые и очень быстро бегают. Сил у них немного, так что броню на рысака надеть нельзя, но благодаря своей скорости и ловкости они могут описывать круги вокруг других животных.
  • Гунтеры — это благородные боевые лошади, по скорости не уступающие рысакам, а по силе и выносливости — некоторым боевым коням. Они славятся своим умением быстро передвигаться по труднопроходимой местности во время охоты.
  • Боевые кони передвигаются медленнее всех остальных, но зато они намного сильнее и могут носить кольчужную броню. Эти кони используются тяжёлой кавалерией и обучены сметать врага, а не объезжать его, что делает их очень опасными в бою против пехоты.
  • Дестриэ — самые большие, их используют элитная кавалерия и самые богатые рыцари. Их главные преимущества — огромные размеры, сила и способность носить прочную броню. Благодаря своему внушительному весу они ещё лучше справляются с вражеской пехотой, буквально втаптывая её в землю.

Лошадь можно купить у торговцев, но выбор у них обычно невелик. Прежде чем купить лошадь, наведите на неё курсор мыши и узнайте, на что она способна. Чем выше будут показатели, тем лучше:

  • Скорость — максимальная скорость на ровной земле.
  • Ловкость — манёвренность. Чем ниже скорость, с которой бежит лошадь, тем сложнее манёвры она может совершать.
  • Броня — сопротивляемость атакам. Лошадиная броня действует так же, как и ваша.
  • Атака — урон, который лошадь нанесёт, сбив врага на полной скорости.

Вам могут повстречаться хромые лошади, лошади с круглой спиной (старые) или просто норовистые. Такие кони отличаются от других: хромые медленно ездят из-за полученных ран, но со временем их можно вылечить; лошади с круглой спиной тоже ездят чуть медленнее остальных, а ездить на норовистых лошадях смогут только те, у кого очень хорошо развито умение верховой езды. Однако все эти лошади отличаются довольно низкой ценой по сравнению с остальными. Также вам могут повстречаться лошади с исключительными особенностями: резвые кони быстрее и ловчее обычных, а тяжёлые более выносливы и лучше топчут врагов. Однако и стоят эти кони дороже.

Управление отрядом

Рано или поздно вам встретится большая группа людей, жаждущих вашей смерти (или, по крайней мере, ваших денег и экипировки), и в этот момент вам потребуется помощь.

Каждая группа на мировой карте называется «отрядом». В отряде есть три типа людей:

  • Герои — это вы и другие персонажи, обладающие особенными навыками и согласившиеся присоединиться к вам. У героев есть имена, и вы можете определять, как они будут развиваться и распределять очки. Также вы можете снабжать их особой экипировкой для использования в бою.
  • Наёмники — это люди, которых вы наняли в таверне, деревне или спасли из плена. К сожалению, они являются простым «пушечным мясом». У них нет ни имён, ни лиц, и привязываться к ним не стоит. Они тоже получают опыт и повышают свой уровень, но вы никак не можете влиять на их развитие. Экипировку они также получают автоматически, и менять её нельзя.
  • Пленники — униженные, побеждённые и закованные в цепи. Судьба этих людей в ваших руках — вы можете продать их скупщику пленных, работорговцу или убедить присоединиться к вашему отряду.

Окно вашего отряда вызывается нажатием клавиши P . В верхнем правом углу показаны ячейки, которые занимают герои либо наёмники. Одну ячейку могут занять ваш персонаж, герой из отряда или 20 наёмников. Также здесь обозначен максимальный размер вашего отряда. В левой части окна перечислены все умения вашего отряда — сначала идёт ваш персонаж, а потом все нанятые герои.

Битвы

«На ближний холм, Вивьен, взойдите сами
Да быстро сосчитайте, много ль рати
У Дераме на кораблях и в стане».
Вивьен ему: «Нет, я считать не стану,
А лучше шлем на голове поправлю
Да шпоры дам и на врагов ударю,
Как поступать учил меня мой дядя.»

«Песнь о Гильоме»

Когда на мировой карте встретятся два вражеских отряда, между ними разразится битва. Если одна из сторон — ваш союзник, а вторая — враг, вы можете присоединиться к битве и помочь своим. Также вы можете сами развязать битву, напав на врага или дождавшись нападения. После начала битвы вы сможете предпринять несколько действий, в зависимости от занятых сторон.

  • Отступить . Битвы не будет, не будет и потерь с обеих сторон. Отступить вы сможете не всегда, особенно если ваш отряд слишком медленный или если враг значительно превосходит вас числом.
  • Выслать людей . Если под вашим командованием находится несколько человек, вы можете выслать их в бой, не вступая в него самостоятельно. Однако надо проявлять осторожность — обычно ваши отряды не сражаются в полную силу без вас. Вступив в бой лично, вы уже не сможете покинуть его, пока ваши или вражеские силы не будут разбиты, а если у вас достаточно большой отряд, вы сможете просто задавить врага числом.
  • Атаковать врага . Ведите своих людей в бой. Группы, с которыми вы вступите в бой, выбираются случайным образом, но этот выбор зависит от их позиции в вашем списке: те, кто значится первыми, имеют больше шансов появиться на поле боя, поэтому перед началом битвы рекомендуется поменять список при помощи стрелок «Вверх» и «Вниз».

Если же вы присоединились к уже начатой битве, то будете командовать смешанным войском, состоящим как из ваших, так и из союзных солдат. Если же вам повстречалась битва между двумя нейтральными к вам сторонами, то лучше не вмешиваться. Поле боя — не лучшее место для политики и спонтанных решений.

Фазы битвы

Битва проходит несколько фаз, в зависимости от «Размера битвы», который вы определяете в настройках. От «Размера битвы» зависит, сколько групп единовременно может находиться на поле боя. Это ограничение делится между двумя сторонами в соответствии с боевым преимуществом, которое, в свою очередь, зависит от численности каждой из сторон и развитости её умений.

Воины, раненные в одной фазе, останутся ранеными до конца боя, и их уровень здоровья тоже сохранится при переходе из одной фазы в другую (хотя здоровье может немного восстановиться в зависимости от того, насколько хорошо у вас развито умение оказывать первую помощь). После каждой фазы у вас будет возможность покинуть поле боя, но при этом вы не сможете собрать трофеи с врагов, которых успели убить.

В течение всего времени битвы на поле будут появляться новые солдаты. После начала битвы любая сторона может получить подкрепления, но это относится только к тем войскам, которые развязали битву — другая группа с мировой карты не сможет присоединиться к ним.

Фаза битвы оканчивается тогда, когда войска одной из сторон, включая подкрепления, окончательно разбиты (мертвы или лежат без сознания). Также битва заканчивается, когда все воины одной стороны убиты или ранены.

Если вы находитесь на значительном расстоянии от врага после начала битвы, то можете в любой момент нажать клавишу Tab и отступить. Но так вы всё равно можете потерять людей: их могут ранить или убить и во время отступления. Уходите с поля боя только тогда, когда ситуация станет совсем безнадёжной.

Команды

Как командир отряда вы можете отдавать ему приказы в бою. Для начала выберите, кому отдать команду:

  • Клавиша 1 : всем, кто есть на поле, вне зависимости от типа войска.
  • Клавиша 2 : лучникам и всем пешим солдатам, ведущим бой на расстоянии.
  • Клавиша 3 : пехоте — пешим воинам, которые ведут ближний бой.
  • Клавиша 4 : кавалерии — конным солдатам.
  • Клавиша 5 : спутникам — любым героям, состоящим в вашем отряде.

Также вы можете формировать группы для удобства управления:

  • Если вы задержите клавишу Ctrl и нажмёте клавишу с цифрой, то вы объедините выбранную группу с той, что была выбрана до этого. Например, если вы хотите отдать команду одновременно пехоте и лучникам, то сначала нажмите 3 , а потом — Ctrl + 2 .
  • Клавишей 6 можно выбрать всех солдат, не входящих в выбранную вами группу.

После выбора группы воинов можно отдать им команду:

  • Клавиша F1 — держать позицию. Приказ вашим людям оставаться рядом с тем местом, где находитесь вы. Если у них есть оружие дальнего действия, они будут стрелять из него, но не вступят в ближний бой, пока враг не подберётся слишком близко. Эта команда полезна в том случае, если вы хотите, чтобы ваши люди защищали какой-то участок земли. Например, если ваш отряд состоит в основном из пехоты, они могут встать на крутом склоне и защититься от вражеской кавалерии.
  • Клавиша F2 — следовать за мной. Приказ вашим людям идти за вами или подойти к вам и оставаться как можно ближе.
  • Клавиша F3 — в атаку! Приказ вашим людям сломать строй и преследовать врага поодиночке.
  • Клавиша F4 — спешиться. Приказ вашим людям слезть с лошадей и драться на ногах, если местность не располагает к конному бою.
  • Клавиша F5 — сесть верхом. Отменить приказ спешиться и приказать вашим кавалеристам вновь забраться на коней. Если какая-то лошадь лишилась хозяина, на ней поедет тот, кто умеет ездить верхом.
  • Клавиша F6 — десять шагов вперёд. Приказ вашим людям сделать 10 шагов в направлении врага и остановиться.
  • Клавиша F7 — десять шагов назад. Приказ вашим людям сделать 10 шагов назад и остановиться.
  • Клавиша F8 — сгруппироваться. Приказ вашим людям сократить дистанцию между собой. Такая команда особенно полезна при подготовке пехоты к кавалерийской атаке.
  • Клавиша F9 — рассредоточиться. Приказ вашим людям встать подальше друг от друга. Такая команда полезна при атаке вражеских лучников или арбалетчиков.

Поражение

Иногда враг оказывается для вас слишком силён. Любое ваше поражение имеет крайне плохие для вас последствия — они могут лишь колебаться от «катастрофических» до «неприятных». Если вы сами не пошли в бой, но выслали своих бойцов вперёд — как только они будут разбиты, враг непременно попробует атаковать уже вас. Если вы лично возглавили свой отряд, были ранены и вышли из сражения — ваши воины могут вытащить вас из свалки и оказать первую помощь, после чего вы уже снова сможете решить, продолжать сражение или отсупить. Если же ваши войска были разгромлены, ваша лошадь убита, а сами вы получили палицей по шлему — все ваше имущество перейдёт к победителю, ваши выжившие бойцы будут захвачены в плен, а вас лично ожидает рабство.

Победа

Если же вы одержали победу, то сможете забрать всё имущество поверженного врага. Обратите внимание на то, что вам, вероятно, придётся делиться трофеями с союзниками, в зависимости от того, насколько их силы превосходили ваши. Трофеи делятся на несколько категорий. Прежде всего это пленные. Их можно продать в рабство, а можно присоединить к своему отряду. За знатных пленников вам непременно предложат выкуп. Число захваченных живьём врагов зависит от популярности дробящего оружия в вашем отряде — активное использование палиц и дубинок изрядно повышает шансы на то, что противник будет чаще оглушаться. Также вы сможете освободить пленников вашего противника и взять их в свой отряд. Вся поклажа врага также поступает в распоряжение вашего отряда. Вы заберете себе только часть трофеев, так как ваши бойцы имеют законную долю при дележе добычи. Самый главный трофей — это опыт. Как командир и полководец вы получаете большую часть опыта, более низкий процент получат герои у вас на службе, самую же маленькую прибавку к опытности получают наёмники.

Карта мира

Так собрались все короли и герцоги и благородные эмиры, всего шестнадцать монархов, и прибыли они в Рим, и с ними людей без числа. Узнав об их прибытии, император повелел снаряжать всех своих благородных римлян и всех воинов от Рима до Фландрии. И еще взял он с собою пятьдесят великанов, от диаволов рожденных, — их он оставил при своей персоне, дабы прорвать передние ряды Артурова войска; были же они так тяжелы, что кони не могли их носить. И вот со всем этим ужасным воинством двинулся Луций через Аллеманию, желая разорить земли Артура, которые тот со своими рыцарями завоевал в честном бою.

Томас Мэлори, «Смерть Артура»

Для того чтобы открыть карту, нажмите Tab (если ваш персонаж находится в городе и вы управляете им) или щёлкните на кнопке «Выйти» (если у вас открыто меню города). Перемещаться по карте мира очень легко — просто щёлкните левой кнопкой мыши на нужное место или город и дождитесь, пока ваш отряд перейдёт туда. На перемещение уйдёт некоторое время, но вы можете в любой момент сделать паузу, нажав «Пробел» .

Ваш отряд — не единственный в мире, и за время путешествия по миру вам встретится множество других групп. Некоторые из них будут относиться к вам дружелюбно, некоторые — враждебно, а некоторым не будет до вас никакого дела. Если вместо города или другого места на карте вы щёлкнете левой кнопкой по какой-либо группе, то весь ваш отряд последует за ней.

Каждый отряд имеет свой цвет, обозначающий их фракцию. Число над группой означает, сколько в ней людей, а если рядом стоит ещё одно число (например, «+8»), то оно означает количество пленных в этом отряде. Для того чтобы получить более подробную информацию о какой-либо группе, просто задержите на ней курсор. Например, надпись «33/38 + 6» означает, что всего в группе 38 человек, из них годно к бою 33 (5 ранено), и эта группа ведёт с собой ещё шестерых пленников.

Расстояние, на котором вы будете замечать чужие группы, зависит от зоркости вашего отряда. Если это умение развито хорошо, то вы сможете заметить врага первым, что даст вам преимущество в бою. Ночью выслеживать чужие отряды труднее как вам, так и вашим врагам.

Если кто-нибудь в вашем отряде обладает навыком слежения, то на земле будут появляться цветные стрелки. Это следы, оставленные прошедшей здесь группой, а стрелки показывают направление, в котором эта группа двигалась. Цвет означает давность следа (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий), а размер стрелки соответствует размеру группы. Для получения более подробной информации наведите на след курсор, и если слежение в вашем отряде развито хорошо, вы сможете узнать, сколько людей было в прошедшей группе и даже кем они являлись.

Скорость

Скорость вашего передвижения по карте мира зависит от шести факторов:

  • Размер отряда . Чем больше в отряде людей, тем медленнее он будет передвигаться.
  • Тип бойцов в отряде . Конные воины двигаются намного быстрее пеших, и если весь ваш отряд состоит из всадников, то и скорость у него будет выше. Обратите внимание на то, что на скорость передвижения по карте влияет не порода лошади, а только умение всадника ездить верхом. На скорость пеших воинов влияет навык атлетики, и, таким образом, элитные войска передвигаются по карте быстрее новобранцев. Скорость передвижения по карте — это средняя величина между скоростью самого медленного воина в отряде и общей скоростью отряда.
  • Вес ноши . Если вы торгуете громоздкими товарами или просто несёте много вещей, то лучше всего будет купить несколько недорогих лошадей, на которых можно навьючить поклажу. Вьючные животные увеличивают скорость вашего отряда, просто находясь в вашем инвентаре.
  • Тип местности и погода . Отряд быстрее передвигается по ровной местности в дневное время. Ночью или в лесу скорость передвижения снизится.
  • Боевой дух отряда . Чем счастливее ваши воины, тем больше они будут выкладываться во время пути.
  • С каждым новым уровнем командного умения «Прокладывание курса» скорость передвижения вашего отряда будет возрастать на 3%.

Иногда скорость может стать вопросом жизни и смерти — но это, конечно, зависит от типа вашего отряда. Если у вас нет воинов, способных отбить вражескую атаку, то лучше передвигаться как можно быстрее. В идеале ваш отряд должен быть достаточно сильным, чтобы напасть на кого-то, и достаточно быстрым, чтобы скрыться от превосходящих сил врага.

Сражения

Граф на безбожных негров посмотрел

И видит, что они чернил черней.
Лишь цвет зубов у басурманов бел.
Роланд сказал: «Бароны, верьте мне,
Мы все до одного поляжем здесь.
Французы, бейте нехристей смелей».
«Трус, кто отстанет!» — молвил Оливье
И ринулся врагам наперерез.

«Песнь о Роланде»

Коль скоро вы решили побороться за славу и богатство, то будьте готовы к многочисленным сражениям. Они требуют солидной подготовки — вы должны быть уверены как в своих боевых навыках, так и в силе своего отряда.

Типы и особенности оружия

К каждому типу оружия относится несколько однотипных предметов, и если у вас развито умение обращения с этим типом оружия, вы сможете пользоваться любым из них. Какой тип оружия выбрать — решать только вам, но некоторые предметы требуют особого обращения.

Ранения

Увидел граф — Турпен повержен наземь,
Из тела внутренности выпадают,
Сочится мозг, течет на лоб из раны,
А на груди, промеж ключиц прелата,
Белеют руки, сложены крест-накрест.

«Песнь о Роланде»

Ранения бывают трёх типов:

  • Рубящее . Наносится острыми клинками типа сабель и топоров. Рубящее оружие наносит больше всего урона.
  • Колющее . Наносится оружием с точечным остриём, вроде копий, колющих мечей и стрел. Колющее оружие лучше всего пробивает броню.
  • Дробящее . Наносится оружием, которое бьёт и ломает, не нанося открытых ран, вроде дубин и молотов. Дробящий урон также может нанести лошадь, затоптав врага. Дробящим оружием можно избить врага до потери сознания, но при этом он останется в живых, и потом вы сможете взять его в плен. Как и колющее оружие, дробящее хорошо пробивает броню.

Если вы включили опцию «Показывать урон», то при каждом ударе вам будет показываться нанесённый или полученный вами урон, что может оказаться весьма полезным на тренировках.

Количество наносимого и получаемого вами урона зависит от нескольких факторов. Прежде всего, конечно, от показателя урона вашего оружия — он варьируется от половинного до максимального. Например, если дубина наносит 20 единиц урона, это значит, что при каждом ударе она будет наносить от 10 до 20 единиц. Если вы хорошо владеете этим оружием, то урон будет ближе к максимальному. Также наносимый урон увеличивается за счёт ваших навыков: «Мощный удар» влияет на оружие ближнего боя, а «Мощный выстрел / бросок» — на оружие дальнего действия.

В игре Mount & Blade используется физическая модель, которая при расчёте повреждений учитывает скорость вашего оружия и сторону, в которую оно направлено. Результат этих расчётов будет обозначен как «дополнительная скорость». Если вы двигаетесь влево относительно врага, то нанесёте больше урона ударом справа налево (в противоположную движению врага сторону). Большинство типов оружия будут наносить больше урона на средней стадии удара: например, копьё лучше пронзает врага не при первом уколе, а после того, как вы приложите некоторое усилие. Ваша дополнительная скорость может быть положительной (тогда урон увеличится) или отрицательный (тогда урон уменьшится), она может удвоить урон от вашего удара или свести его на нет.

Дополнительная скорость крайне важна для оружия дальнего боя. За время полёта боеприпас потеряет начальную скорость и, следовательно, нанесёт куда меньше повреждений. Если же вы, напротив, метнёте топор, скача на лошади, то такой удар может убить врага наповал, потому что скорость лошади прибавится к скорости летящего оружия.

Также важно, в какое место вы поразите цель. Обычно удар приходится в то место, на которое вы смотрите, так что если хотите ударить по ногам — цельтесь вниз, а если по голове — то вверх. Удар по ногам, как правило, нанесёт меньше урона, чем удар по голове.

Вражеская броня снижает наносимый вами урон. После обработки данных о ваших умениях, качестве оружия и скорости удара игра выдаст «базовый урон». Броня имеет параметр защиты, который снижает этот урон: от режущего повреждения отнимается значение от половины до максимума параметра защиты, от колющего или дробящего — от четверти до половины. Например, если параметр защиты у брони равен 20 и по ней нанесён режущий удар, то он будет на 10-20 единиц слабее. Если по такой броне наносится колющий или дробящий удар, то он будет слабее на 5-10 единиц. Кроме прямой защиты от урона, броня также даёт некую защиту в процентах.

Ближний бой

В ближнем бою необходимо правильно использовать щит или ставить блоки. За состоянием щита необходимо постоянно следить, потому что даже самые крепкие из них могут вынести только ограниченное количество ударов.

Если у вас нет щита, то вам остаётся только парировать атаки врага оружием при помощи правой кнопки мыши. За один раз вы сможете парировать только по одному удару с одной стороны (сверху, сбоку и пр.). Если по вам открыли огонь из оружия дальнего действия, то эти атаки вы блокировать не сможете. Для того чтобы блокировать атаку, нужно внимательно следить за противником и за тем, какой удар он собрался нанести, после чего немедленно выставлять блок.

Обычно на нанесение удара уходит время — вам нужно атаковать так, чтобы обойти защиту врага, будь это щит или оружие. Не стоит атаковать хаотично и надеяться на удачу — это приведёт лишь к тому, что вы сами получите ранение. Главное в бою — терпение. Дождитесь, пока противник опустит щит или отшатнётся назад, затем сделайте шаг вперёд и нанесите свой удар.

Бой на расстоянии

Лучники и арбалетчики не могут носить щиты, так как должны держать оружие двумя руками. Если же вы используете метательное оружие, то можете взять в другую руку щит.

Для того чтобы выстрелить из оружия дальнего действия, повернитесь лицом к цели и зажмите левую кнопку мыши. На экране появится прицел — большое белое кольцо, которое будет постепенно сжиматься. Если вы стреляете из лука, то левую кнопку мыши нужно отпускать в тот момент, когда кольцо сожмётся до минимума: прождав слишком долго, вы устанете держать лук, и ваши руки начнут дрожать. Для того чтобы получить больше времени на прицеливание, нужно развивать умение стрельбы из луков. При использовании арбалета и метательного оружия целиться можно сколь угодно долго, потому что вам не нужно постоянно держать натянутую тетиву.

На метательные снаряды действует сила притяжения. То есть, чем дальше вы находитесь от врага, тем выше вам надо целиться, чтобы попасть в него. Здесь вам очень пригодится приближение камеры (задержать клавишу Shift ), потому что так вы увидите, куда попадёт пущенный снаряд, и сможете подкорректировать курс. Метательное оружие летит медленнее, описывает иную дугу, нежели стрелы и болты, и радиус действия у него меньше. К тому же при стрельбе вам нужно следовать за целью, если она перемещается. Арбалеты тяжелее луков, и их болты летят дальше, поэтому перемещать арбалет за движущейся целью нужно меньше, чем лук.

Если вы стреляете по противнику, у которого есть щит, и он вас видит, то он может просто закрыться своим щитом, и ваш выстрел его не заденет. Щит можно разбить, методично стреляя по нему, но на это уйдёт много боеприпасов, и для этого лучше использовать метательные топоры и копья, а не стрелы с болтами.

Бой с копьём всадника

Копья всадника и большинство других древковых типов оружия можно использовать для особой атаки верхом на коне. Для этого вам нужно разогнать коня до большой скорости, взять копьё под руку и на всём скаку проткнуть им врага.

Что для этого требуется? Прежде всего ваша лошадь должна уметь разгоняться до средней скорости (6) или больше, так что на хромом муле нанести этот удар не получится. Также ваша лошадь должна быть достаточно ловкой, чтобы она смогла при надобности выполнить манёвр и помочь вам точнее поразить цель. Ну и, разумеется, вам потребуется древковое оружие: подойдут копьё всадников, простое копьё, вилы и многое другое. Предпочтительнее брать оружие подлиннее, потому что несмотря на то, что короткое оружие наносит больше урона, длинным вы сможете достать противника раньше, чем он сам нанесёт вам удар. НЕ НАЖИМАЙТЕ КНОПКУ АТАКИ! Удар копьём наносится автоматически, если у вас подходящее оружие и достаточная скорость. По мере приближения к врагу нужно будет поворачивать лошадь, чтобы попасть копьём по врагу.

Бой верхом на лошади

При атаке пешего противника одно- или двуручным оружием (не древковым!) лучше всего наносить рубящий удар в тот момент, когда вы едете мимо, а не когда враг находится чуть впереди. Сидя верхом на лошади, вы сможете брать двуручное оружие ближнего боя только одной рукой, что снизит скорость вашей атаки и наносимый урон. Копья в верховом бое используются чуть иначе — когда вы подготовитесь к удару, то сможете направлять остриё в любую сторону при помощи мыши.

Врагов также можно затоптать конём, что может быть очень полезно в бою. Если конь ударит врага копытом на приличной скорости, он нанесёт «дробящее» повреждение и сможет отправить противника в нокаут, так что вы получите возможность взять его в плен. Если у врага есть щит, то лошадь может оттолкнуть его, а вы в этот момент сможете нанести удар, пока враг не закрылся снова. Обратите внимание на то, что если пеший враг вооружён копьём, напасть на него так просто не получится, потому что он дотянется до вас первым. Если ваша лошадь получит сильный удар копьём в грудь, она остановится, а если вас в этот момент ещё и окружат, то вы можете оказаться в очень большой опасности.

Бой со всадниками

Хорошо советовать, как растоптать конём несчастного пехотинца, но что делать, если пехотинец — это вы? Сила боевого коня — в его скорости. Поэтому в борьбе с всадником нужно использовать любые особенности рельефа: ложбины, крутые холмы, скалы — которые будут мешать лошади взять разгон. Лучше всего вступать в бой с конными воинами в лесу или на мелководье. Второй важный момент — использование древкового оружия. Получив сильный удар копья в грудь, лошадь остановится или даже упадёт. Главное, рассчитать момент — когда лошадь несётся на остриё копья, оно должно быть выставлено как можно дальше, чтобы нанести максимальный урон на максимально безопасном расстоянии. Если вы прождёте слишком долго, то не успеете как следует выставить копьё или лошадь остановится заранее, и её всадник атакует вас. Если же вы выставите копьё слишком рано, то удар придётся в пустоту, конь не остановится, и вы будете сбиты с ног и растоптаны.

Авторы

Game design Armagan Yavuz
Steve Negus
Cem Cimenbicer
Programming Armagan Yavuz
Cem Cimenbicer
Artists Ipek Yavuz
Ozgur Saral
Mustafa Ozturk
Pinar Çekiç
Concept Art Ganbat Badamkhand
Original Music Jesse Hopkin
Writing Steve Negus
Ryan A. Span
Armagan Yavuz
Voice Talent Tassilo Egloffstein
Mount & Blade Map Editor Matt Stentiford
Tutorial written by Edward Spoerl
Steve Negus
Armagan Yavuz
Gameplay Videos Jemes Muia
Motion Capture System NaturalPoint-Optitrack Arena
Horse Motion Capture Animation Richard Widgery & Kinetic Impulse
Ragdoll Physics Newton Game Dynamics
Sound and Music Program Library ^FMOD Sound System by Firelight Technologies
Copy Protection Themida by Oreans Technologies

Snowball Studios


Перевод Наталья Веселова
Редактор Катерина Рыбалко
Ульяна Сорокина
Программист локализации Михаил Брюханов
Тестирование и отладка Никита Павлутин
Мастеринг Виталий Климов
Графика и полиграфия Михаил Колбасников
Алексей Костин
Актёры озвучения Сергей Бурунов
Режиссёр звукозаписи Елена Радовская
Звукорежиссёр Михаил Матвеев (RWS)
Пропаганда Павел Нечаев
Александр Суслов
Русский сайт Антон Жевлаков
Продюсер Виталий Климов
Генеральный продюсер Сергей Климов

Фирма «1С»


Системные требования

  • Microsoft® Windows® ХР SP2
  • процессор Pentium®4 1.5 ГГц
  • 512 МБ оперативной памяти
  • 1 ГБ свободного места на жестком диске
  • видеоадаптер с памятью 128 МБ, совместимый с DirectX® 9.0с
  • звуковое устройство 16 бит, совместимое с DirectX®
  • устройство для чтения DVD-дисков
  • DirectX® 9.0c


1) Заходим в M&B
2) нажимаем "Новая игра"
3) Выбираем что вам нравится

Вот вы появились на карте. 1-ым делом мы чаще всего ездим по карте без армии, а это очень опасно, т.к по карте перемещают Пираты, Бандиты и т.д.
И так, едите в деревню или Город чтобы нанять войско, Потом лучше всего ехать в "Обучающий лагерь" чтобы обучить воинов, т.к вас могут разбить. Обучив отряд вы можете на подать на малые отряды Пиратов, ибо у них есть хорошая кольчуга и оружие. Но будьте внимательны они очень сильны.
После того как вы заработали достаточно денег и купили обмундирование и набрали хорошую армию то можно иди работать к Королю или дать ему присягу и служить ему он разумеется даст вам надел.

Эта картинка показывает ваше состояние в начале игры, но все исправимо!
Итак у вас есть конь - это уже хорошо, остается купить пику, заезжаем в город и ищем оружейника и покупаем самую недорогую пику (погнутую, кривую, косую), если не хватает денег продаем оружие и все ненужное или едем в другой город, ищем подешевле. После покупки пики отправляемся искать приключений на свою... ГОЛОВУ! Нашли банду грабителей менее десяти человек(лучше пеших), и нападаем на них, разгоняем нашего четвероногого друга и обучаемся самому мощному удару в игре - рыцарскому, ждем когда пика опустится и маневрируем клавишами W, A, D (клавишей S и мышью не пользоваться) так, чтобы "пронзить" пикой грабителя. Пронзили? -Ура! Переходим в следующему/ Не пронзили? - Ничего страшного, тренируйтесь. И так ездим пока не убьем всех грабителей. После боя к вам попадает вещи грабителей, забираем их и едем в город, где продаем и получаем деньги. Грабим еще пару банд и едем в деревню нанимать рекрутов, после найма нужно их прокачать, это можно сделать двумя способами: первый способ, поехать в тренировочный лагерь и драться с ними один на один (можно и больше), второй способ, бить бандитов, оставляя по-началу свои войска держать позицию. Качать рекрутов лучше в конницу. После прокачки можно нападать на более сильные отряды. Нанимаем наемников, усиливая этим отряд. Итак бьем разбойников вплоть до морских налетчиков и дезертиров. Ну вот обладая серьезной армией и деньгами можно отправляться на службу королю.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГГ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЕТАЛЬНО МОЖНО ПРОЧЕСТЬ В ИНСТРУКЦИИ К ИГРЕ.
ПРИВОДИМ ВЫДЕРЖКИ ИЗ НЕЁ ДЛЯ ПОТЕРЯВШИХ ИЛИ НИКОГДА ЕЁ НЕ ОТКРЫВАВШИХ:

Боевой дух
Боевой дух – это готовность членов отряда переносить трудности, подчиняться требованиям дисциплины, проявлять мужество на поле боя и умение держать себя в форме. Это не то же самое, что «бодрость» или «удовлетворенность» отряда. Элитные воины вполне могут сетовать на тяготы походной жизни, но при этом как один вступать в бой по первому приказу. Если же стараться выполнять все пожелания подчиненных, то можно избаловать их, ослабить боевой дух и понизить боеготовность отряда, в результате чего он разбежится при виде врага.^^Боевой дух - это основной фактор, определяющий поведение войск в сражении, их агрессивность и их готовность обратиться в бегство, если сражение будет складываться не в их пользу. Боевой дух также влияет на скорость передвижения отрядов на марше, поскольку воины с меньшей мотивацией будут идти медленнее, не желая утруждать себя сверх меры, и будут чаще останавливаться, поджидая отставших. Кроме того, в отряде с невысоким боевым духом будет расти количество дезертиров.^^Некоторые факторы, повышающие боевой дух, понятны интуитивно. Например, командир с высокой репутацией и выигравший ряд сражений внушает уверенность и своим подчиненным. Предводители, которые снабжают своих солдат разнообразным питанием и вовремя выплачивают им жалование, демонстрируют готовность заботиться о нуждах воинов и стремление честно выполнять свои обязанности.^^Другие факторы не столь очевидны, особенно связь боевого духа со сплоченностью. Например, в маленьких отрядах все хорошо знают друг друга и не хотят показать себя трусами перед лицом товарищей. В больших отрядах, напротив, сплоченность ниже, и командиры уделяют меньше внимания отдельным воинам, не столь охотно выслушивают их жалобы и реже разрешают их споры. Частые сражения укрепляют связи между воинами, тогда как длительные периоды бездействия заставляют их скучать и провоцирую ссоры.^^Нажав на кнопку «Отчеты», вы можете просмотреть доклад о боевом духе вашего отряда и узнать, какие факторы на него влияют.

Экономика
Населению городов и деревень Кальрадии для повседневной жизни требуются самые разнообразные товары. Прежде всего это пища. Основной пищевой продукт в Кальрадии - зерно, но кроме него людям нужны жиры и белки в виде мяса, рыбы и сыра. Для того чтобы сохранить мясо, требуется почти столько же усилий, сколько и для его производства, так что соль также ценится весьма высоко. После пищи идет одежда: плотная шерсть, более легкий лен и роскошный бархат. И, наконец, людям нужны инструменты и снаряжение: скобяные товары, гончарные и шорные изделия и, конечно же, оружие, доспехи и боевые лошади.^^Основная часть сельскохозяйственной продукции производится в деревнях, тогда как городские мастера специализируются на производстве инструментов или таких товаров, как ткань или изделия из железа. Кроме этого в разных частях страны встречаются разные ресурсы. Отсюда следует, что основа процветания Кальрадии - это торговля, как между деревней и городом, так и между крупными городами.^^Когда налажены торговые связи, товары становятся доступными, население центральных районов живет в достатке и довольстве, а из соседних регионов прибывают переселенцы. Центр больше производит, больше потребляет и отдает больше налогов своим повелителям. Когда же торговля приходит в упадок, население деревень и городов уезжает на заработки в другие места, а экономическая активность падает до нуля. Так что правители заинтересованы в том, чтобы охранять торговые пути от разбойников и военных действий. Но расчетливого торговца зачастую привлекают отдельные изолированные поселения, поскольку он может получить неплохой доход, воспользовавшись повышенным спросом и разницей в ценах.^^Поскольку деревенские жители обычно продают свои товары в городах, деревенские рынки довольно немноголюдны, здесь задешево покупают и задорого продают. Серьезные купцы отправляются за прибылью в город, хотя некоторые отряды сочтут полезным остановиться в деревне, чтобы приобрести необходимые товары.^^Если игрок захочет узнать о том, какие факторы оказывают влияние на благосостояние города, ему нужно поговорить с цеховым мастером этого города. Другие сведения можно узнать у прохожих, хотя они не всегда знают то, что не касается их непосредственной сферы деятельности.^^Игрок может влиять на экономику города, прежде всего защищая торговлю. Кроме того, можно сделать вклад в развитие таких предприятий, как прудки для разведения рыбы, мельницы или сыромятни. Это будет не только способствовать увеличению благосостояния города, но и приносить некоторый доход игроку. Наибольший доход приносят предприятия по производству товаров, которые пользуются большим спросом и которые производятся из дешевого, легкодоступного сырья.

Ухаживание
Игроки могут породниться с каким-нибудь влиятельным семейством Кальрадии. Для достижения власти и высокого положения в обществе брак вовсе не обязателен, хотя это прекрасная возможность улучшить свои отношения с лордами и выдвинуть притязания на трон.^^Требования для вступления в брак для персонажей разного пола различны. Мужскому персонажу, как правило, придется пройти через традиционный ритуал сватовства. Он должен заслужить себе репутацию в благородных кругах Кальрадии, установить хорошие отношения с родителями или попечителями невесты, а затем ухаживать за дамой согласно местным обычаям. Если вам это надоест, вы можете попытаться ускорить процесс - но обычно в ущерб репутации среди других лордов.^^Не забывайте о том, что руки вашей избранницы могут добиваться и другие благородные женихи королевства. Кроме того, вкусы дамы непредсказуемы, и вполне может оказаться и так, что избранница не ответит вам взаимностью. Романтика в Кальрадии, как и везде, не обязательно означает прямой путь к успеху. Конечно, вы можете прибегнуть к менее благородным способам завоевания сердца дамы, но, опять-таки, это будет иметь серьезные последствия для вашей репутации.^^Чтобы ступить на путь ухаживания, вам для начала придется принять участие в социальной жизни кальрадийской аристократии, то есть посещать праздники и турниры. Странствующие трубадуры и поэты также могут служить ценным источником сведений об ухаживании, а заодно и пересказывать последние слухи.^^Женские персонажи могут выходить замуж, но следует иметь в виду, что кальрадийское общество чрезвычайно консервативно, а потому к искательницам приключений здесь относятся не столь благосклонно. Женскому персонажу придется подыскивать себе лорда довольно широких взглядов, готового взять в жены необычную даму.^^С другой стороны, женскому персонажу не нужно следовать традиционному ритуалу ухаживания, да и из самого брака женщина может извлечь гораздо больше выгоды. Для искательницы приключений брак может стать самым быстрым путем к власти, ведь она может при помощи мужа осуществлять свои политические амбиции.

Политика
Несмотря на то что королевства Кальрадии различаются по своей культуре, в их основе лежит одна и та же политическая система: феодализм. Феодализм - это, прежде всего, особые отношения между отдельными людьми: вассалы дают клятву верности своему сюзерену. В обмен на эту клятву вассалы обычно получают надел, то есть земельный участок, на доход от которого собирают войска, чтобы поддержать сюзерена во время войны. Сюзерен также обязан защищать своих вассалов и обращаться с ними по справедливости.^^Впрочем, такова теория. На практике же вассалы не всегда действуют в интересах своей фракции, особенно, если ссорятся между собой, что бывает довольно часто. У каждого из них свой характер, и иногда это приводит к конфликтам. Или же, например, былые друзья могут стать врагами, не поделив добычу или посватавшись к одной и той же даме. Особенно остро соперничество ощущается, когда представители знатного сословия стремятся выслужиться перед королем - например, желая получить только что завоеванные земли или должность главнокомандующего, который руководит всеми военными кампаниями.^^Когда королевства Кальрадии воюют между собой, то успех часто зависит не только от количества и опыта солдат с той или иной стороны, но и от сплоченности военачальников. В сплоченном королевстве представители знати выступают против врага единым фронтом. В королевстве, раздираемом мелкими склоками, лорды нехотя отвечают на призыв главнокомандующего или пытаются уклониться от своих обязанностей, если кампания проходит не очень удачно. Политическая сплоченность фракции влияет и на военные действия вне кампаний. В разобщенном королевстве лорды не так охотно объединяются для набегов и патрулей, и не спешат прийти друг к другу на помощь.^^Если вам кажется, что лорды действуют только себе во вред, ссорясь между собой, когда на горизонте видны вражеские войска, не забывайте о том, что главная цель каждого землевладельца - его личная выгода и благосостояние и семьи, а не благосостояние королевства. Если землевладелец видит, что королевство трещит по швам, или если его сюзерен не обращает внимания на его требования, то он обычно отказывается от клятвы верности и переходит на другую сторону. Игроки могут воспользоваться недовольством своих врагов, превратив их в своих союзников.

Биография персонажа
Игрок может выбрать персонажа самого разного социального происхождения. От биографии персонажа зависят не только его умения и его снаряжение в начале карьеры, но и общий ход событий в жизни искателя приключений.^^Войной и политикой в Кальрадии традиционно занимаются мужчины-аристократы. Соответственно игрок, выбравший в качестве своего персонажа мужчину благородного происхождения, может почувствовать, что многое ему дается сравнительно легко, тогда как игрокам, выбравшим женщину или простолюдина, приходится преодолевать дополнительные препятствия. Игру за мужского персонажа благородного происхождения можно даже в определенной степени назвать «легким уровнем сложности» в начале игры. Начинать игру за благородную женщину или мужчину-простолюдина покажется не так легко, а играть за женщину-простолюдинку - сложнее всего.^^Однако свои преимущества есть и у женских персонажей. Женщина привлекает к себе внимание уже просто взяв в руки оружие, и поэтому заслужить репутацию ей легче, чем мужчине. Кроме того, женщинам традиционно легче взбираться по социальной лестнице, и получают они от стратегического союза больше, чем их коллеги-мужчины.^^И, наконец, не забывайте о том, что в игре нет ограничений по социальному уровню, которого могут добиться персонажи разного происхождения. Дворянин или простолюдин, мужчина или женщина, состоящий в браке или нет - все могут стать правителями Кальрадии, если проявят достаточно смекалки, продемонстрируют доблесть, или им просто повезет.

Военные кампании
Когда королевства Кальрадии воюют между собой, у их армий имеется два варианта наступательных действий. Во-первых, они могут нападать на деревни и разорять их окрестности, нанося урон престижу и экономике врага. Во-вторых, они могут захватывать и удерживать замки или города, тем самым подчиняя себе новые территории. Второй вариант подразумевает долгие и кровавые осады, но и результат в таком случае более ощутим.^^Важно иметь в виду, что королевства Кальрадии не содержат постоянных армий, которые сохраняют свою боеготовность, пока этого желают их правители. Вместо этого королевства защищают своего рода отряды ополчения под руководством крупных землевладельцев и членов их свиты. Иногда эти землевладельцы предпринимают самостоятельные действия, вторгаясь на территорию врага, но наиболее крупные военные действия начинаются, когда многочисленные отряды собираются вместе. Возглавляет эти сборные отряды главнокомандующий - человек благородного происхождения, которого назначает король. Правда, при этом ему необходимо следить за тем, чтобы такое сборное войско со временем не разбежалось и чтобы отдельные вассалы не разъехались по своим делам. Стоит главнокомандующему промедлить с осуществлением планов, как армия ослабнет и окажется уязвимой перед лицом идущего в контратаку врага.^^По этой причине ритм боевых действий в Кальрадии напоминает ритм поединка между двумя соперниками. Одна сторона собирается с силами и вторгается на территорию врага. Если главнокомандующий поторопится и не успеет собрать достаточно сил, ему не хватит мощи, чтобы нанести врагу ощутимый удар. Но если он протянет время, то кампания закончится, так и не начавшись. У более крупного королевства такое же преимущество, как и у физически более сильного противника перед слабым, но политическая сплоченность также играет важную роль подобно тому, как более выносливый противник может одолеть того, кто быстрее устает. Иногда армии двух королевств сталкиваются лоб в лоб друг с другом, и в результате начинается большое сражение, исход которого зависит как от численности войск, так и от боевого духа.^^Королевствам всегда не хватает сведений о том, что происходит в стане врага. Прежде чем отправляться в завоевательный поход, лордам нужно высылать разведчиков, чтобы те определили, какая из крепостей наиболее уязвима перед атакой. Армия, защищающая свою территорию, находится в более выигрышном положении, поскольку сведения о продвижении врага поступают из затронутых войной замков и городов. Но в любом случае сведения неточны, особенно когда дело касается цифр. Войска, отправляющиеся на снятие осады или на защиту деревни, могут либо застать врага врасплох, либо сами стать очередной его жертвой.

с ДПМЗП, ПЮЕОШ ДПМЗП НХЮЙМУС У лЕТЗЙФУЛЙН ИБОУФЧПН, ОП, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, ПФЧПЕЧБМ ЧУЈ, ДП УБНПК РПУМЕДОЕК ДЕТЕЧОЙ, ПВХУФТПЙМ ЙИ, ЧЩУФБЧЙМ ЗБТОЙЪПО Й РЕТЕУБЦБМ ВПМШЫЙОУФЧП ЧБУУБМПЧ ИБОУФЧБ. оП, ОЕУНПФТС ОБ УМПЦОПУФШ ЧПКОЩ У ЛЕТЗЙФБНЙ, ЪБ ЧУА ЧПКОХ РПФЕТСМ ЮЕМПЧЕЛ ФТЙДГБФШ. уБНБС ЗМБЧОБС УМПЦОПУФШ - ЧПКОБ ОБ ДЧБ ЖТПОФБ. рП ПЛПОЮБОЙЙ ЧПКОЩ У ИБОУФЧПН, ПОП ЪБЛМАЮЙМП УПАЪ УП УЧБДБНЙ, ЛПФПТЩЕ ДП ЬФПЗП УПУФПСМЙ Ч УПАЪЕ УП НОПК. оЕ УНПФТС ОБ НОПЦЕУФЧЕООЩЕ ОБРБДЛЙ УП УФПТПОЩ ЛПТПМЕЧУФЧБ, С ТЕЫЙМ УОБЮБМБ ХОЙЮФПЦЙФШ ИБОУФЧП, Б РПФПН РПЛТПЫЙФШ ЛПТПМЕЧУФЧП. фБЛ Й РПМХЮЙМПУШ (РТБЧДБ, ЛПЗДБ С ПУБЦДБМ РПУМЕДОЙК ЪБНПЛ лЕТЗЙФПЧ, ЧУЕ УНЩМЙУШ ПФФХДБ). с ОЕ ПУФБЧЙМ ОЙ ПДОПЗП РПУЕМЕОЙС ИБОУФЧХ. чПЕЧБФШ У ИБОУФЧПН ОЕ ФБЛ ХЦ УМПЦОП - ЗМБЧОПЕ, РПДЗПФПЧЙФШ БТНЙА. уДЕМБФШ ЬФП НПЦОП ДОЕК ЪБ 120-200. зМБЧОПЕ РПВПМШЫЕ ФПТЗХКФЕ, ДЕТЙФЕУШ У РЕТЧЩНЙ ЦЕ ТБЪВПКОЙЛБНЙ, ТБЪПТСКФЕ ЙИ МПЗПЧБ, ЧЩРПМОСКФЕ ЪБДБОЙС. уБНЩНЙ ЗМБЧОЩНЙ АОЙФБНЙ ВЩМЙ Й ВХДХФ ЧБЫЙ ЗЕТПЙ, РТПУФП ОХЦОП ЛБЛ НПЦОП ЮБЭЕ ФТЕОЙТПЧБФШ ЙИ. пУПВП ОЕ ФТБФШФЕУШ ОБ ЛТЕУФШСО, ФПМШЛП ЕУМЙ ЧБН ОЕ ОХЦОБ ЛПМЙЮЕУФЧЕООБС БТНЙС - ЦТХФ РТЙНЕТОП ЧУЕ ПДЙОБЛПЧП, Б ЛБЮЕУФЧП ЧПЙОПЧ ТБЪОПЕ. х НЕОС ЧПМШОЩЕ МБФОЙЛЙ, ОБЕНОЩЕ ТЩГБТЙ Й ЕЭЈ ЛБЛЙЕ-ФП БТВБМЕФЮЙЛЙ - ЬФП ЧЩУЫЙК ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС ЧПЙОПЧ. рПЛХРБКФЕ ЛОЙЗЙ, ПОЙ ДБАФ ВЕУРМБФОХА РТПЛБЮЛХ, РТБЧДБ, РПЛХРБКФЕ РП ДЧЕ, ЮФПВЩ РП РХФЙ НПЦОП ВЩМП УНЕОЙФШ ПДОХ ОБ ДТХЗХА. вЕТЙФЕ ЧУЕИ РХФЕЫЕУФЧЕООЙЛПЧ ЙЪ ФБЧЕТО - ПОЙ УФБОХФ МХЮЫЕК ХДБТОПК УЙМПК (РПУМЕ ХМХЮЫЕОЙС, ЛПОЕЮОП ЦЕ). чЩВЕТЙФЕ ЙЪ ОЙИ УБНЩИ ВМЙЪЛЙИ Л ЧБН РП НПТБМЙ, ЪБЭЙЭБКФЕ ЙОФЕТЕУЩ ФЕИ, ЛФП РТБЧ, ЛПЗДБ ЧБН ЦБМХЕФУС ЛФП-ФП. чПКОБ - ПЮЕОШ ФСЦЕМПЕ ДЕМП, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ЧЩ ЧПАЕФЕ У ИБОУФЧПН. юЕН ВПМШЫЕ БТНЙС, ФЕН НЕОШЫЕ ДХИ, ФЕН НЕОШЫЕ ДЕОЕЗ Й РТПЧЙЪЙЙ - УППФЧЕФУФЧЕООП, ОБВЙТБКФЕ УБНЩИ ДПТПЗЙ ВПКГПЧ, ЮФПВЩ ВЩУФТЕЕ НПЦОП ВЩМП РТПЛБЮБФШ. оЕ ЙУРПМШЪХКФЕ ЮЙФЩ - ЗМХРП Й ОЕЙОФЕТЕУОП. рТБЛФЙЛХКФЕ ЖЕИФПЧБОЙЕ Й РБТЙТПЧБОЙЕ У ЧБЫЙНЙ УПМДБФБНЙ Й РХФЕЫЕУФЧЕООЙЛБНЙ, ЙУРПМШЪХКФЕ ЧУЕ ЧЙДЩ ФТЕОЙТПЧПЛ. ъОБЛПНШФЕУШ У ДБНБНЙ, ЮЙФБКФЕ ЙН УФЙИЙ, ЧЩРПМОСКФЕ ЪБДБОЙС ЙИ ТПДЙФЕМЕК. вПМШЫЕ ЧУЕЗП ЪБДБОЙК ЧЩРПМОСКФЕ ДМС РТБЧЙФЕМЕК, ФПЗДБ ТЕКФЙОЗ У ЗПУХДБТУФЧПН РПЧЩУЙФУС. ъБЧЕДЙФЕ УЕВЕ ДТХЪЕК СТМПЧ, ИБОПЧ, ЗТБЖПЧ, МПТДПЧ, ВБТЙОПЧ Й ЬНЙТПЧ. х ЧБУ РПСЧЙФУС ЫБОУ РЕТЕНБОЙФШ ЙИ ОБ УЧПА УФПТПОХ. пФРХУЛБКФЕ ЧУЕЗДБ ЧУЕИ, ЛФП ОЕ СЧМСЕФУС ЧБЫЙН УФТБФЕЗЙЮЕУЛЙН ЧТБЗПН. лПЗДБ ЧЩ УФБОЕФЕ ЪОБНЕОЙФЩ Й ВПЗБФЩ, Ч ЗПТПДБИ ЧУЕИ УФТБО ЗПТПЦБОЕ ОБЮОХФ ЗПЧПТЙФШ П ЧБУ - ОБЮЙОБКФЕ ЧПКОХ. ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, ОБДП РТПЕИБФШУС РП ЧУЕК лБМШТБДЙЙ, ЪБЛПОЮЙФШ ЧУЕ ДЕМБ, ОБВЙФШ ТАЛЪБЛ ЧУЕНЙ ТБЪОПЧЙДОПУФСНЙ РТПДПЧПМШУФЧЙС. хЮФЙФЕ, ЮФП ЧУЕ ОБЧЩЛЙ Й УРПУПВОПУФЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ ОБ ПЮЕОШ ЧЩУПЛПН ХТПЧОЕ, ЛБЛ Х ЧБУ, ФБЛ Й Х ЧБЫЙИ УПТБФОЙЛПЧ, ЛХРЙФЕ ЙН МХЮЫЙИ МПЫБДЕК Й МХЮЫЙЕ ДПУРЕИЙ. чП ЧТЕНС РПМЕЧПК ВЙФЧЩ РТЙЛБЪЩЧБКФЕ ЧБЫЙН ПФТСДБН УМЕДПЧБФШ ЪБ ЧБНЙ, Й ЛПЗДБ ЧТБЗ РТЙВМЙЪЙФУС, ПВУФТЕМЙЧБЕНЩК ЧБЫЙНЙ МХЮОЙЛБНЙ, ЪБ 30-35 СТДПЧ ДП УВМЙЦЕОЙС ОБЮЙОБКФЕ ВЕЦБФШ ЧРЕТЕД Й РТЙЛБЪЩЧБКФЕ БФБЛПЧБФШ ЧТБЗБ. оЕ ВПКФЕУШ ХНЕТЕФШ - ЛТПНУБКФЕ, ЮФП ЕУФШ НПЮЙ. рТПФЙЧ ЛБЦДПЗП ЗПУХДБТУФЧБ, БТНЙС ЛПФПТПЗП ВБЪЙТХЕФУС ОБ МХЮОЙЛБИ, МХЮЫЕ ЧУЕЗП ЙУРПМШЪПЧБФШ ЛПООЙГХ. чУЕИ ЗЕТПЕЧ МХЮЫЕ УБЦБФШ ЙМЙ ОЕ УБЦБФШ ОБ МПЫБДЕК, Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЙИ ОБЧЩЛПЧ, ФБЛ ЦЕ УМЕДХЕФ ПДЕЧБФШ Й ТБЪДБЧБФШ ПТХЦЙЕ. дМС ЫФХТНБ ЛТЕРПУФЙ ЙУРПМШЪХКФЕ ВПМШЫЕ МХЮОЙЛПЧ, ЕУМЙ ЬФП ЗПТЩ, Й ФСЦЕМХА РЕИПФХ, ЕУМЙ ФБН ТБЧОЙОЩ. пФЛТЩЧБКФЕ ЧПТПФБ, ПВУФТЕМЙЧБКФЕ У ТБЪОЩИ УФПТПО, РТЩЗБКФЕ УП УФЕОЩ ОБ РЕТЕИПДСЭЙЕ ЧЩУПФЩ (ОБРТЙНЕТ, ДПНЙЛ РПД УФЕОПК). пВИПДС УЪБДЙ ЧЩ УНПЦЕФЕ ПФЧМЕЮШ ЧТБЗБ ОБ УЕВС, Й ФЕН УБНЩН РПНПЮШ РТПТЧБФШУС ЮЕТЕЪ НЕУЙЧП УЧПЙН УПМДБФБН.

Основы простейшего прохождения, или с чего начать (обобщённо по ВБ, ИГ и модам, дойдут руки - распишу отдельно на все стоящие моды. Игровой опыт - около сотни модов, так что сами решайте, читать Вам это или нет. Рекомендовано в основном новичкам, впервые севшим за МиБ).

НАЧАЛО ИГРЫ:
1) Если можно выбрать место рождения, выбираю Ханство, чтобы пораньше набрать именно конных воинов(или очень быстро в таковых вырастающих).Основное преимущество - скорость по карте. У себя качаю поиск пути.
2) Ищу ближайших лутеров (отряд 5-7 человек, моих столько же.) Если скорость хорошая, пленных беру, но немного. Если кто начинает нас догонять - распускаю пленных, а иногда и часть отряда, и выкидываю лишнее из инвентаря. Так растём несколько дней по местному времени.
3) Если есть сундуки, именно на этом этапе бегу к ним и подбираю бесхозное имущество (Тир, Номендаль,Люблинь, Ривачег - в зависимости от перевода и мода).
4) Пополняю окрепший отряд, перехожу на степных бндитов.Отбитых лошадей получше приберегаю. Продаю барахло, заодно подыскиваю по тавернам спутников. Снабжаю их сразу лошадьми(теми, заранее припасёнными). Первыми стараюсь найти Джеремуса, Марнида, Имиру, что даёт медицину и торговлю.
5) Ещё несколько игровых дней, часть воинов выращена до элиты. Численность - человек 15-20, скорость хорошая, первоначальный капитал сколочен. Покупаю специи и соль в ханстве, везу на побережье. Много товара никогда не беру, чтобы не догнали. В ИГ использую вьючную лошадь. Попутно иногда выполняю квесты.
6) На вырученные с торговли средства одеваемся. Первым одеваюсь сам и одеваю медика, и ставлю его в начало отряда, чтобы развивался.(При серьёзном сражении он в конце). Тренируемся на пиратах, с них и опыт и лут хорошие. Взамен погибших набираю ещё добровольцев, но не в первой попавшейся деревне, а езжу в ханство.
7) В итоге получаю отряд около сорока человек, средней и хорошей прокачанности. Уже с ним иду наниматься на службу.

СУНДУКИ (те что вспомнил):
Стоят на улицах. Содержат бесхозное добро.
В Тире- ехать через мостик от ворот и сразу налево. Потом свернуть направо, смотреть за куст в углу у стены.
Ривачег. Тоже налево, торчит из стога сена.
The Horde Lands - в локации Смерть дракона, в башне, под лестницей.
В Варбанде - в Люблинь
Троецарствие - в таверне.
Герои Кальрадии - на острове
В Пендоре 3.01 на ИГ - в Валонбрей и Рани.
Solid And Shade - под лестницей у фонтана в Зендаре
В The Wedding Dance - в императорском дворце

ПРИМЕНЯЕМАЯ ТАКТИКА:
Не первый год играю хергитами. Отряд сформирован из конных лучников-ветеранов, конных хергитов с копьями и тяжёлых рыцарей других государств. Их расположение меняю в списке отряда по необходимости перед боем. Тактик несколько, меняю в зависимости от ситуации.
1) Любимая, на ровной местности:
а) налетели в ровном поле с копьями, и всех смяли. Финал. (в основном против пехоты);
б) против пикенёров и алибарщиков. Лучников вперёд и обстреливаем, избегая сближения.
2) Если местность неровная:
а) при наличии оврага, лучников ставлю на своём берегу, отстреливают врагов по мере приближения. Остальные ждут у сундука. Когда остатки врага переправились, атакуем все вместе, причём копьеносцы, скача от сундука, успевают набрать достаточную для удара скорость. Иногда враги не идут в атаку, а поджидают на своей позиции. В этом случае переправляемся под прикрытием лучников, затем лучников на фланг, остальные атакуют единым строем;
б) при наличии реки, стараемся не лезть в неё, чтобы не потерять в воде скорость;
в) в горах. Если местность - сплошные скалы и горы, всех спешиваю, лучников ставлю повыше (пару раз не залезали обратно в седло по команде, возможно глюк). Оттуда отстреливают медленно ползущих на верх супостатов. Остальная часть войска прикрывает склон ниже, защищая лучников;
г) Если считаю местность неудобной для боя, отступаю табом, и тут же снова в бой. Местность будет другая.
3) Когда враг имеет много конницы, если успеваю делю войско на лучников и всех остальных. Лучники встречают стрелами, остальные атакуют с фланга, и кое как окружаем противника. Подоспевшие чуть позже из-за разницы в скорости лошадей тяжёлые всадники довершают разгром.
4) При осаде. Состав войск беру в других пропорциях, т.к. нет необходимости в копьеносцах. Лучники F1 под стенами, обстреливая их. Более бронированные F3.

P.S. Медиков и прочих спутников держу в конце отряда. Выше изложенное написал на основе ИГ и модов на ИГ.

Похожие статьи