Факторы и источники деструктивного воздействия. Методы и формы информационно-психологического воздействия на человека. Комбинирование средств и методов информационно-психологического воздействия

Последний год ознаменовался целой чередой сильнейших изменений в политической жизни России. Все эти изменения, так или иначе, были связаны с темой выборов: выход на политическую арену сразу трех крупных политических движений: «Единства», «Отечества», «Всей России»; выборы в Государственную Думу РФ, неудачное выступление на выборах объединенного движения «Отечество - Вся Россия», уход в отставку Б. Ельцина и выборы Президента РФ. Все это серьезнейшим образом повлияло на общественное мнение России.

Активнейшее использование избирательных технологий естественным образом сопутствовало всем политическим событиям. Каждое из движений, участвовавших на выборах Государственную Думу, и, в меньшей степени, в выборах Президента, продемонстрировало целый арсенал самых разнообразных методов коммуникативного управления и информационно-психологического воздействия, как его составляющей. В этой статье мы рассмотрим лишь некоторые основные приемы воздействия на примере телевизионных видеороликов.

При рассмотрении этих методов мы будем пользоваться рядом авторских определений в рамках концепции коммуникативного управления, разрабатываемого консалтинговой группой «Управление PR». Под информационно-психологическим воздействием мы будем понимать процесс, основанный на передаче информации, в результате которого происходят изменения поведения и психики людей в интересах инициатора воздействия, которые могли бы не произойти в отсутствие данного воздействия.

Группа методов связывания

В информационно-психологическом воздействии группа методов связывания является одной из базовых. Она направлена на достижение следующих целей (общих для информационно-психологического воздействия):

  1. Создание у целевой аудитории необходимого отношения к тому или иному объекту (позитивного, негативного, специализированного);
  2. Создание у целевой аудитории установки на осуществление определенных действий/воздержание от осуществления определенных действий/непрепятствие осуществлению действий.

В том случае, если целью кампании является создание у целевой аудитории необходимого (позитивного, негативного, особого) отношения к тому или иному (новому) объекту, то технологически ваши действия состоят из двух этапов:

  1. Поиск объекта (старый объект) с уже сформированным к нему отношением со стороны целевой аудитории. Критерием поиска выступает потенциальная возможность создания связки нового объекта со старым, а также наличие такого отношения к старому объекту, которое совпадает с требуемым отношением к новому объекту.
  2. Связывание старого объекта с новым на основе одного из методов связывания (см. ниже).

В результате связывания двух объектов (старого и нового) часть свойств, характеристик, оценка, прошлые и будущие действия или поведение и прочее переходит от старого объекта к новому (проектируется со старого объекта на новый). Основным фактором, влияющим на эффективность данной группы методов, является наличие у существенной части целевой аудитории устойчивого отношения к старому объекту.

В качестве объектов могут выступать персоны, организации, идеологии, моральные ценности, основные потребности человека, ценности общества, товары, программы и т.д. Например, для создания положительного имиджа политика в его роликах может использоваться видеоряд с детьми, березками, российскими пейзажами, крупными заводами и т.д. В ряде случаев в качестве как старого, так и нового, может выступать один и тот же объект, но в разное время, в различных местах и в различных обстоятельствах.

На глубинном уровне в качестве объектов могут использоваться архетипы, мифы, стереотипы массового сознания и т.д. При этом могут связываться объекты как относящиеся к одной категории, так и к разным. Например, та или иная персона может связываться с понятиями «стабильность», «семья», «безопасность» и т.д.

Если имеет место негативное отношение к старому объекту, то в случае эффективного связывания это отношение в определенной мере проецируется на новый объект. Например, в качестве положительных ценностей выступают: дом, семья, дети, наука, материнство, здоровье, любовь, счастье, свобода, мир, христианство, демократия, национальный флаг. Аналогичным образом, в результате связывания прошлые и будущие действия, поведение старого объекта предполагаются и в новом объекте.

Можно выделить следующие методы связывания:

  • связывание через совместную демонстрацию;
  • использование эмоциональных слов;
  • связывание с помощью объединяющих слов;
  • связывание через схожесть по параметру;
  • связывание через частный случай;
  • связывание через обобщение;
  • связывание через средство реализации, совместную сферу применения;
  • связывание через отношение;
  • связывание через поддержку;
  • причинно-следственное связывание;
  • связывание через 3 объект;
  • связывание через использование многозначных слов и понятий.

Связывание может осуществляться сразу несколькими методами.

Одним из наиболее простых, но нередко достаточно эффективных методов связывания выступает связывание через совместную демонстрацию, которое осуществляется через совместную трансляцию информации об обоих объектах (старый объект и новый) с использованием различных каналов коммуникации.

Трансляция через короткий промежуток времени возможна, например, при использовании радио, телевидения, серии карикатур и т.д. Близость объектов в пространстве может иметь место на одной странице газеты, листовки, плаката, во время того или иного мероприятия, в видеоролике, передаче и др.

«Российский общенародный союз», например, использовал следующие символы: армия (российские танкисты), христианский крест, карта СССР. На этом фоне появлялись надпись: «Российский общенародный союз» и Сергей Бабурин, лидер союза. В качестве аудиоряда использовалась музыкальная тема старой программы «Время».

Ролики ЛДПР - одни из наиболее насыщенных различными стереотипными образами. В одном из них использовались следующие кадры: русские березы; Кремль, Красная площадь; Жириновский крестится и целует образа; православная церковь; бабушки, обращающиеся к Жириновскому; горящее здание Верховного Совета (1993 год); российский флаг, демонстрации, рукоплещущая толпа 30-х годов на Красной площади; День Победы - поверженные фашистские флаги, пейзажи, поля, леса; Жириновский с ребенком на руках в Ираке; Жириновский в самолете смотрит в иллюминатор на страну; герб СССР, марширующие солдаты; ледоход, взлетающая ракета, Жириновский вручает грамоты солдатам. Как мы видим, все эти образы подобраны в стилистике ЛДПР и рассчитаны именно на ее электорат.

Движение «Яблоко», выстраивая воздействие на избирателей среднего возраста, в серии роликов использовало следующий видеоряд: женщина, вытачивающая снаряд во время войны; деревня, гуси, переходящие дорогу; паровоз на железной дороге; поле, по которому едет трактор. Эти кадры сопровождал аудиоряд со словами «...это наша жизнь,... наша память» и музыка из песни «Я люблю тебя жизнь». На каждом из кадров присутствовала эмблема «Яблока».

В другом ролике «Яблоко» связывалось с такими понятиями, как «честность» и «порядок» с помощью надписей: «Честность. Яблоко. Порядок» и «Честность во власти, порядок в стране».

Во время избирательной кампании на пост мэра Москвы в 1999 г. П. Бородин использовал в ролике кадры из популярного фильма «Белое солнце пустыни». Например, использовалась известная сцена, когда Сухов выкапывает из земли Саида и говорит: «Вот сейчас тебя отрою и пойдем к Бородину Пал Палычу, он и накормит...» Таким образом происходило связывание с положительным персонажем - Суховым.

Метод связывания также использовался в роликах «Движения в поддержку армии, военной промышленности и флота» с помощью изображений карты Российской империи и СССР, на которой в ритме биения сердца закрашивалась территория, которую занимала Россия в разные годы. Аудиоряд роликов начинался со слов: «К концу девятнадцатого века российская империя занимала гигантскую территорию...». Синхронно с изображением появлялись года: «1533», «1611», «1900», «1918», «1945», «1991», и заканчивался ролик лозунгом «Возродим Россию - ДПА».

В другом ролике, в кадре с окантовкой в виде знамени и надписями: «Афганистан», «Чечня»,...» появлялись российские солдаты. Кадры сопровождались следующим текстом: «Они исполняли свой долг. Сегодня они снова в бою. Это наши солдаты. Они защитят нас всегда. Мы защитим их сегодня. Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и флота». В этом ролике, помимо использования метода связывания, использовался метод проблема-решение, где в качестве решения проблемы защиты наших солдат предлагалось голосование за ДПА. В завершающем кадре ролика появлялся лидер движения Ильюхин, пожимающий на фоне танка руку человека в военной форме.

Движение «Духовное наследие» также использовало целый ряд образов, объединенных в эмблеме словами: «наука», «культура», «образование», «здравоохранение» и «предпринимательство». В телевизионном ролике оно использовало метод связывания с помощью следующего видеоряда:

  1. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Наука».
  2. В кадре - ученые, работающих в лаборатории.
  3. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Культура».
  4. В кадре - памятник А. Пушкину, музея, играющего оркестра.
  5. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Образование».
  6. В кадре - дети, идущие в первый класс, уроки в школе, лекции в университете.
  7. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Здравоохранение».
  8. В кадре - обследования в медицинском центре.
  9. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Предпринимательство».
  10. В кадре - биржа, работающие компьютеры.

В конце ролика камера «наезжает» на эмблему и открывает мир с церквями и останавливается на куполах. В аудиоряде ролика используются церковные песнопения.

Метод связывания через поддержку реализуется через выражение (якобы выражение) поддержки одного объекта другому. В случае эффективного применения, не зависимо от направленности поддержки, у аудитории возникает ощущение связи объектов, что также приводит к переносу свойств и отношения с одного объекта на другой.

Этот метод, например, использовался «Союзом правых сил», например, в слогане: «Путина - в Президенты. Кириенко - в Думу» и вели агитацию под лозунгами поддержки В. Путина.

Видеоролики движения «Наш дом - Россия» в избирательной кампании 1999 г. также были насыщены различными символами, которые использовались для связывания через совместную демонстрацию. Опишем видеоряд одного из роликов:

  1. Кадр с В. Черномырдиным (наезд камеры).
  2. Надпись: «Сильный лидер».
  3. Кадр с В. Рыжковым (наезд камеры).
  4. Надпись: «Сильная Дума».
  5. Кадр с Д. Аяцковым (наезд камеры).
  6. Надпись: «Сильные регионы».
  7. Эмблема НДР.

НДР использовала образ «новой консервативной партии», обращенной к традиционным российским ценностям. Для актуализации этого имиджа, в частности, использовался видеоролик со следующими образами: женщина в традиционной русской одежде с вилами в поле; радостные танцующие дети; российский пейзаж - дорога с телегой, запряженной лошадьми, кобыла с жеребенком, церковь в деревне, младенец на руках женщины, летящие гуси и др. Эти образы сопровождались следующим текстом: «Самая большая в мире страна досталась нам просто так. По праву рождения. Здесь жили наши прадеды, деды и здесь будут жить наши внуки. Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, воспитать сына и поставить дом на земле. Мы поставили свой дом на своей земле. И другого дома у нас нет и не будет. Наш дом - Россия». Здесь мы также сталкиваемся с методом использования многозначных понятий и образов и рефрейминга в форме переноса выводов и умозаключений.

Метод многозначных понятий и образов

Основой метода многозначных понятий и образов является использование понятий и образов, которые могут иметь различную интерпретацию. С помощью этого метода могут достигаться следующие цели:

  1. Получая информацию с многозначными понятиями и образами, различные целевые аудитории по-разному интерпретируют и воспринимают эту информацию. Это позволяет создавать положительное (отрицательное) отношение и поддержку (отторжение) сразу нескольких аудиторий, не смотря на то, что каждая из них вкладывает в полученную информацию свое, нередко противоположное значение.
  2. Достраивая и додумывая полученную многозначную информацию, аудитория самостоятельно формулирует предложенные ей темы в наиболее близкой для себя форме, что позволяет существенно увеличить эффективность используемых тем и образов. При этом она в существенной мере использует свои собственные латентные подозрения и стереотипы.
  3. Использование метода позволяет достичь запланированных результатов без высказывания тех или иных обвинений, предположений, конкретной оценки объектов. Во-первых, это оставляет возможность для «переинтерпретации» информации в будущем, исходя из требований новой ситуации. Во-вторых, использование метода во многом выводит передаваемую информацию из сферы действия юридических законов, не позволяет предъявить источнику информации обвинение в неправомерном ее использовании.
  4. Данный метод позволяет осуществлять связывание (см. метод связывания) объектов с помощью многозначных слов и понятий. При этом, как правило, используются либо слова, имеющие несколько значений (омонимы), либо слова, приобретающие различные значения в зависимости от контекста. Для связывания подбираются слова или группы слов, которые можно отнести к обоим связываемым объектам.

В нейролингвистическом программировании (НЛП) данный метод является одним из базовых. Информация, которая не имеет однозначной интерпретации, носит название «информации низкой точности» (ИНТ), а процесс ее передачи называется «милтон-моделированием».

В избирательных кампаниях использование метода на макро уровне позволяет создавать образ кандидата, партии, удовлетворяющий запросам сразу нескольких целевых аудиторий. Во время проведения пресс-конференций, встреч с избирателями его использование, например, позволяет, не отказываясь от заданного вопроса, дать ответ, положительно воспринимаемый людьми противоположных взглядов.

Группа методов рефрейминга информации

Эти методы состоят в изменении контекста, умозаключения, идеи, обстоятельств и т.д. таким образом, чтобы придать ситуации другое значение и смысл, который соответствует целям инициатора воздействия.

Метод рефрейминга информации через перенос выводов и умозаключений состоит в проведении тех или иных правомерных и логических выводов в определенном контексте, изменении контекста и переносе этих выводов без изменений в новый контекст.

Метод рефрейминг информации через перенос игровой ситуации на реальную состоит в создании той или иной ситуации (игровой ситуации) в определенном контексте и последующем переносе этой ситуации в реальные условия.

Метод рефрейминга информации через формирование предопределенности состоит в явном или неявном описании той или иной (предопределенной) ситуации, относящейся к будущему, с одновременным, явным или неявным, утверждением, что именно она является предопределенным итогом развития ситуации в настоящем. Такого рода воздействие особенно важно, если поведение людей в настоящем связано с их прогнозами развития ситуации в заранее предопределенную.

В описанном ролике НДР в качестве многозначного понятия выступает понятие «дом», который употребляется как в традиционном значении дома, так и дома - «НДР», и позволяет осуществлять дополнительное связывание. Согласие со стереотипным и привычным высказыванием: «Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, воспитать сына и поставить дом на земле», после внесения дополнительной информации (»Мы поставили свой дом на своей земле. И другого дома у нас нет и не будет») переносится на «НДР».

Во время выборов Президента РФ Г. Зюганов использовал слоган: «За победу, за мир, за достаток. С Зюгановым жизнь наладится». При этом понятие «победа» также играло две роли: выигрыш, победа над противником и одновременно название блока Г.А. Зюганова.

Достаточно широко в современной России используется группа методов рефрейминг информации. С методом рефрейминг информации через перенос игровой ситуации на реальную мы, например, сталкнулись в акции «Правые в Кремле», которую проводил «Союз правых сил» на выборах в Государственную Думу в 1999 г. По своей сути акция являлась концертом звезд эстрады в поддержку правых, однако, используя символическое значение Кремля, создавала ассоциацию и программировала на то, что правые уже находятся в Кремле, следовательно, получили власть и прошли в Думу.

С методом рефрейминг информации через формирование предопределенности мы, например, сталкиваемся в другой линии видеороликов «Союза правых сил». Ролики этой серии оформлены в виде программы новостей первых месяцев 2000 года. Напомним, что ролики транслировались во время избирательной кампании в 1999 г. В этих «новостных» программах диктор описывала ситуацию противостояния фракции «новых» и фракции «старых»: «Представители «новых» намерены поддерживать политику правительства и продолжать политику начатых в стране преобразований.

В противовес им коалиция «старых» будет добиваться смены взятого курса. Аналитики отмечают, что «впервые мы стали свидетелями столь явного противостояния политиков разных поколений». С учетом того, что партия «новых» однозначно ассоциировалась с «Союзом правых сил», эти ролики создавали иллюзию «предопределенности» попадания правых в Государственную Думу.

Метод проблема - решение

Еще одним методом, широко использовавшимся в агитационной продукции различных партий и движений в избирательной кампании 1999 г., стал метод проблема - решение (угроза - спасение). Он направлен на достижение общих целей информационно-психологического воздействия. В зависимости от конкретных потребностей субъекта, воздействия могут ставиться задачи по достижению как одной из целей, так и нескольких. В качестве объектов могут выступать те персоны, организации, программы, товары и т.д., положительное, отрицательное или специализированное отношение к которым со стороны целевой аудитории необходимо субъекту воздействия. В качестве действий может использоваться желание проголосовать на выборах за или против определенной персоны или партии, принять участие в определенных мероприятиях, желание прибрести тот или иной товар, желание сдаться во время боевых действий, воздержание от нарушения комендантского часа, правил общественного поведения и т.д.

Основной и важнейшей частью метода является существующая определенная угроза (проблема). В качестве угрозы (проблемы) могут использоваться угроза жизни, здоровью; потеря статуса, семьи, друзей, комфорта, процветания; некачественная работа того или иного прибора и т.д.

Создание негативного или позитивного отношения к тому или иному объекту происходит с помощью связывания того или иного объекта с угрозой (проблемой) или избавлением от нее. В том случае, если основной целью применения данного метода является создание негативного отношения к одному из объектов, этот объект связывают с угрозой. А в том случае, если основной целью является создание позитивного отношения - этот объект связывают с избавлением от данной угрозы.

Например, одной из форм метода является использование «страха изменений». Люди обычно опасаются изменений, в особенности неожиданных и тех, над которыми они не властны. Цель использования страха изменений состоит в предупреждении тех или иных действий целевой аудитории. Создание установки на осуществление определенных действий производится с помощью связывания этих действий с избавлением от угрозы (решения проблемы). Создание установки на воздержание от определенных действий, непрепятствие осуществлению действий создается через аналогичное связывание их со способом избавления от угрозы.

Данный метод применяется в двух формах:

  1. С прямым обращением к целевой аудитории, когда в качестве действующих лиц сообщений, использующих данный метод, выступает целевая аудитория, которой непосредственно и направлено сообщение.
  2. С косвенным обращением к целевой аудитории, когда в качестве действующих лиц сообщений, использующих данный метод, выступает некая абстрактная, как правило, похожая по характеристикам аудитория.

В качестве факторов, влияющих на эффективность данного метода выступают:

  1. Реальность осуществления угрозы для целевой аудитории, а также для аудиторий, близких целевой. Например, для увеличения эффективности метода, в качестве объекта угрозы нередко рассматриваются дети, пожилые люди, женщины то есть те категории, которые могут противостоять угрозе в минимальной степени, что увеличивает эмоциональное воздействие угрозы.
  2. Степень негативности последствий осуществления угрозы.
  3. Уверенность аудитории, что после тех или иных действий с ее стороны угроза исчезнет или уменьшится (проблема полностью или частично будет решена).
  4. Четкость и простота тех действий, которые приведут к устранению данной угрозы (решению проблемы), степень осуществимости этих действий для целевой аудитории.

На выборах Президента РФ этот метод активно использовал Г. Явлинский. Один из роликов начинался с кадра с правительственной автомашиной марки «Мерседес» с государственным номером и воющей сиреной, которая проезжает по улице и обдает грязью очередь людей, стоящих около магазина с надписью «Молоко», «Продукты». Из магазина выходит продавщица и обращается к очереди: «Передайте, чтоб больше не занимали». После этого происходит короткий диалог между женщиной и мужчиной с ребенком.

Женщина: «Приехали... А Вы, молодой человек, за кого голосовали?»
Мужчина: «Да я на выборы вообще не ходил...»
Женщина: «А я ходила, думала, хоть этот порядок наведет, навел...»
Мужчина: «Да за экономиста надо было голосовать. За Григория, за Явлинского, он бы смог все наладить».
Женщина: «Да».
Голос за кадром: «Голосуй за свое будущее».

В этом ролике моделируется ситуация «после выборов», в качестве «проблемы» позиционируются следующие негативные последствия голосования: очереди за продуктами, пренебрежение власти к народу, не оправдавшиеся надежды на порядок. При этом с проблемой однозначно связывается образ В. Путина - конкурента Г. Явлинского на выборах Президента РФ. Это достигается как с помощью правительственного «Мерседеса», так и через слова женщины «А я ходила, думала, хоть этот порядок наведет» (В. Путин в большей степени, чем другие кандидаты, связывается в общественном сознании с «порядком»). Таким образом, позиционируемая проблема связывается с В. Путиным. После этого, позиционируется решение проблемы: «Голосуй за свое будущее. Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

Еще один ролик Г. Явлинского использует этот метод по той же схеме, но в еще более явной форме. Этот ролик начинается с кадров отстреливающихся военных (»старший» и «младший»), которые под звуки выстрелов перебрасываются фразами о том, кто из них ходил на выборы и за кого голосовал:

Младший: «Да я вообще против всех был и на выборы не ходил...»
Старший: «А я ходил, думал порядок наведет,... навел».
Младший: «Да за экономиста нужно было голосовать... За Григория, за Явлинского мы бы с этими по-другому разобрались...»
Старший: «Да».
Оба продолжают отстреливаться.
Голос за кадром: «Голосуй за свое будущее...»
Надпись: «Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

В качестве проблемы здесь выступает война. При этом В. Путин однозначно связывается с войной, а Г. Явлинский - явно с решением этой проблемы.

При этом надо заметить, что несмотря на грамотную и интересную схему ролика, связку «за экономиста» и «мы бы с этими по-другому разобрались» вряд ли следует признать удачной, поскольку она создает не самые удачные ассоциации с формой решения данной проблемы.

Окончание статьи - в следующем номере альманаха.

Максим Григорьев

Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия

Высокие темпы формирования глобального информационного пространства и информатизация большинства государств в конце XX - начале XXI веков создали предпосылки для интенсивного использования информационной сферы при разрешении межгосударственных противоречий, что привело к обострению межгосударственного информационного противоборства на качественно новом уровне.

Информационная безопасность войск (сил)

Вооруженные Силы РФ становятся объектом информационного воздействия со стороны вероятного противника. В этих условиях они должны обеспечивать на достаточном уровне собственную информационную безопасность, которая является залогом успешного решения задач по нейтрализации угроз в информационной сфере государства в целом.
На основе анализа источников угроз в информационной сфере можно выделить их внутреннюю и внешнюю составляющие (схема 1).

Очевидно, что в информационную среду общества сознательно вводятся потоки агрессивной и даже антигосударственной (антиармейской) информации. При этом искажаются история, традиции страны и ее Вооруженных Сил, совершаются попытки втянуть военнослужащих в политическое противостояние. Тем самым создаются предпосылки ухудшения общественно-политической обстановки в регионах и местах дислокации воинских частей, снижения морально-психологического состояния личного состава. Нерегулируемое обращение с информацией ведет к росту социальной напряженности. Увеличивается опасность манипулирования общественным сознанием недобросовестными субъектами информационной деятельности.

Также существует угроза нарушения функционирования автоматических систем управления, других информационных систем, применяемых в Вооруженных Силах, и информационного режима жизнедеятельности войск (сил). Несоблюдение требований к работе с закрытой информацией создает предпосылки для ее утечки. Итогом безответственного отношения к аппаратуре ограниченного доступа в воинских частях может стать ее порча или даже утрата. Поэтому никогда не надо забывать, что в армейских условиях необходимо постоянно быть бдительным.

Следует отметить и усиливающуюся вероятность применения противником нового информационно-психологического оружия, в развитии которого определились два основных направления: создание средств, предназначенных для воздействия на психику и здоровье военнослужащих, и средств, направленных на поражение информационных систем.

Первое основано на применении инфразвука, микроволн, воздействия электромагнитных полей, медико-биологических и химических средств. Все это может быть использовано для контроля психики военнослужащих и целенаправленного воздействия на их поведение в боевой обстановке.

Второе связано с поражением (уничтожением) систем связи и управления, радиоэлектронной разведки, радиоэлектронного подавления и т.д.

Личный состав должен быть готов противостоять попыткам воздействия на сознание с помощью средств массовой информации. Они способны вырабатывать негативное (выгодное противостоящей стороне) общественное мнение, искажать представление о национальных интересах государства, дезинформировать общественность, влиять на морально-психологическое состояние войск (сил).

Таким образом, информационная безопасность Вооруженных Сил содержит две основные составляющие (схема 2).

Информационная безопасность войск предполагает защиту информации, содержащей государственную и военную тайну; информационных систем и средств связи от огневого поражения или проникновения в них противника; радиоэлектронную защиту, а также предохранение здоровья и психики личного состава от информационно-психологического воздействия противника.

Вместе с тем информационная защита своих войск (сил) должна сочетаться с эффективным информационным воздействием на информационные объекты противоборствующей стороны. Оно может включать в себя не только радиоэлектронное подавление и огневое поражение информационных систем противника, но и мероприятия, направленные на введение его в заблуждение относительно собственных планов, а также на подрыв морально-психологической устойчивости его личного состава.

Защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия

В современных условиях возможности воздействия на морально-психологическое состояние как индивида, так и общества значительно расширились. В научных центрах ведущих зарубежных государств проводятся интенсивные исследования в области психологии, психотроники, психоэнергетической безопасности и т.д. В вооруженных силах наиболее развитых стран существуют специальные органы для осуществления морально-психологического воздействия на войска и местное население противника.
Защита войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия является одним из видов морально-психологического обеспечения (МПО) и представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время командованием, штабами, органами воспитательной работы и другими должностными лицами по предотвращению, нейтрализации (ослаблению), блокированию и устранению негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих и население страны (схема 3).

Однако МПО как самостоятельный вид информационно-психологической защиты не располагает собственными силами и средствами. Его основная задача состоит в организации выполнения мероприятий по обеспечению информационной безопасности войск (сил) с использованием всех возможных сил и средств: информационно-пропагандистской, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы путем эффективного применения технических средств воспитания и использования потенциала военных средств массовой информации.

Иными словами, задача информационно-психологической защиты -через информацию таким образом воздействовать на психику и психологию личного состава, чтобы обеспечить достаточный уровень его морально-психологического состояния.

При этом под негативным информационно-психологическим воздействием на войска (силы) следует понимать распространение информации, ведущей:

К ослаблению чувства гордости за свою страну, за принадлежность к ее Вооруженным Силам, к подрыву убежденности военнослужащих в необходимости выполнять конституционный долг по защите своей Отчизны;

К снижению морального духа, созданию обстановки неуверенности и беспокойства личного состава относительно своего будущего, будущего Вооруженных Сил и государства, ослаблению воли к проведению конструктивных реформ, а в военное время к вооруженному сопротивлению;

К расколу воинских коллективов по политическим, религиозным, этническим, служебным и другим факторам;

К снижению боеспособности, то есть понижению служебной активности, к уклонению от военной службы, симуляции болезней, уклонению от выполнения приказов командиров, сомнениям в надежности вверенного оружия, подавлению воли, созданию искаженной картины боевых действий, боевой обстановки;

Неверному восприятию военнослужащими существующих угроз национальной безопасности, истинных планов и намерений вероятного противника, развитию обстановки благодушия.

Организация информационно-психологической защиты войск (сил) предполагает действия органов воспитательной работы совместно с другими органами военного управления, направленные на прогнозирование возможного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, предупреждение, срыв и ликвидацию последствий такого воздействия на войска (силы).

Осуществляя прогнозирование возможного информационно-психологического воздействия, командиры, их заместители, военные психологи должны оценить, какие силы и средства могут быть применены противником.

Исходя из опыта применения сил и средств психологических операций в вооруженных конфликтах, можно предположить, что личный состав наших соединений и воинских частей подвергнется массированному информационно-психологическому воздействию посредством организации в районах сосредоточения активного телевизионного, радио- и звукового вещания, распространения листовок, буклетов и другой печатной продукции, содержащей специально подготовленную информацию.

Важным моментом прогнозирования является определение вероятной тематики и символики психологических операций противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Так, по мнению военных психологов, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям политического руководства, недовольство командованием. Следовательно, именно эти моменты и будут активно использоваться противником в ходе ведения психологических операций.

Предупреждение эффективного «срабатывания» психологических операций предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав. С этой целью следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов и технических средств осуществления психологических операций.

Как показывает опыт, хороший эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими о приемах, методах и последствиях психологических операций.

Необходимо держать под постоянным контролем военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных, операторов АСУ и т.п.). Они могут стать первым объектом, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях целесообразно выдавать военнослужащим вместо личных радиоприемников радиоприемники с фиксированными частотами, способные принимать передачи только официальных государственных радиостанций.

Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике подтвердил необходимость назначения в каждом подразделении ответственных лиц, в воинских частях -специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника, так как именно они являются наиболее эффективным средством информационно-психологического воздействия. Это позволит снизить эффективность психологических операций противника.

Особое внимание командиры, офицеры-воспитатели и военные психологи должны уделить военнослужащим, наиболее подверженным психологическому воздействию: людям с заметной нервно-психической неустойчивостью, высокой тревожностью, в сложных ситуациях именно они становятся инициаторами паники. Формами проявления такого крайне опасного психологического явления в кризисной ситуации могут быть симуляция недомогания, членовредительство, вывод из строя боевой техники, самовольное оставление поля боя под различными предлогами.

Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются:

1) назначение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально податливым психологическому воздействию;

2) включение военнослужащих с низкой психологической устойчивостью в «тройки» и «пятерки» воинов, выделенные для решения конкретных задач;

3) проведение с ними индивидуальной работы, обучение приемам психической саморегуляции.

Срыв информационно-психологического воздействия противника на личный состав войск (сил) может достигаться:

Непрерывным, объективным информированием военнослужащих об изменениях обстановки, о применении противником новых видов оружия и средств информационно-психологического воздействия в сочетании с индивидуальной и групповой разъяснительной работой. С этой целью должны активно использоваться оперативное и плановое информирование личного состава, в том числе проведение единых дней информирования с обязательным участием руководящего состава, занятия в системе общественно-государственной подготовки, часы воспитательной работы, военные СМИ (печатные и электронные), а также различные формы индивидуально-воспитательной работы. Это даст возможность не только реализовать закон «первых истин» (первый сообщивший актуальную информацию заслуживает большего доверия), но и упредить действия неформальных каналов информирования;

Оперативным сбором и анализом печатных пропагандистских материалов, имеющих целью негативное информационно-психологическое воздействие на личный состав;- своевременным выявлением и уничтожением сил и средств психологических операций противника;

Дискредитацией замыслов и действий противника в ходе боевых действий, а также его психологических операций;

Решительным пресечением слухов, паники и других негативных действий;

Координацией и контролем деятельности средств массовой информации (военных и гражданских) по освещению происходящих событий в районе боевых действий.

Ликвидация последствий негативного информационно-психологического воздействия на личный состав ведется путем:

Выявления лиц (подразделений), подвергшихся деморализации, и проведение с ними реабилитационных мероприятий;

Анализа и оценки результатов работы по информационно-психологической защите, причин ее неэффективности;

Применения мер воздействия к распространителям деморализующих слухов, паникерам, предателям;

Восстановления организованности и боеспособности дезорганизованных подразделений и частей;

Определения задач по оптимизации всей системы информационно-психологической защиты войск (сил).

Таким образом, защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника как составная часть морально-психологического обеспечения осуществляется как в мирное время, так и в особый период. Эффективность защиты войск (сил) при этом достигается всесторонним учетом особенностей психологических операций противника, реального морально-психологического состояния личного состава и складывающейся обстановки, непрерывностью и комплексным проведением мероприятий морально-психологического обеспечения. Крайне важными также являются учет психологических закономерностей восприятия военнослужащими внешней информации и оснащенность соединений и воинских частей техническими средствами воспитания.

Основные усилия при этом сосредотачивать на создании благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районах дислокации войск (сил).

1. Черкасов А. Оружие, которое не убивает, но побеждает. // Ориентир. -1997.-№1.

2. Самсонов В. Война и политика. // Ориентир. -1997. - № 4.

3. Чернышев И. Получат ли повелители «зомби» власть над миром? // Ориентир. - 1997. - № 2.

4. Поздняков А. Информационная безопасность страны и вооруженные силы: сущность, структура, актуальные проблемы обеспечения. Вестник МГУ, Серия 12- 2004. - №2

5. Организация информационно-психологической защиты войск (сил) (проект), ГУВР, 2003.

старший офицер ГУВР Вооруженных Сил РФ, Подполковник
Алексей Колесников

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) - воздействие на сознание личности и населения с целью внесения изменений в их поведении и (или) мировоззрение. Базовыми методами. ИПВ является убеждение и внушение

Убеждение обращено к собственному критическому восприятию действительности. Оно имеет собственные алгоритмы воздействия:

Логика убеждения должна быть доступной интеллекта объекта воздействия;

Убеждение необходимо осуществлять, опираясь на факты, известные объекту;

Убеждающая информация должна содержать обобщающие предложения;

Убеждение должно состоять из логически непротиворечивых тезисов;

Факты, сообщаемые, должны быть соответствующим образом эмоционально окрашенные

Внушение наоборот направлены на субъектов, некритично воспринимают информацию. Его особенностями являются:

Целеустремленность и плановость применения;

Конкретность определения объекта внушения (селективное влияние на определенные группы населения, учитывающая основные социально-психологические, национальные и иные особенности этих групп);

Некритическое восприятие информации объектом внушения (внушение основано на эффекте восприятия передаваемой информации как инструкции к действию без ее логического анализа);

Определенность, конкретность поведения, инициируемого (объекта необходимо дать инструкцию по осуществлению конкретных его реакций и поступков, соответствующих целям воздействия)

ИПВ направляется на индивидуальную или общественное сознание информационно-психологическими или другими средствами, вызывает трансформацию психики, изменение взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентаций, м мотивов, стереотипов личности с целью повлиять на ее деятельность и поведение. Конечной его целью является достижение определенной реакции, поведения (действия или бездействия) личности, которая соответствует целям. ИПВ.

Процесс принятия индивидом. ИПВ, направленного на эмоциональную сферу сознания, специфический целом он более свернутый, чем, например, процесс принятия пропагандистского воздействия: в нем функционируют тел лькы восприятия и запоминания, деятельность мышления выражена очень слабо. Информацию личность воспринимает или не воспринимает, воспринимает полностью или частично, но в формировании определенных выводов почти не бе ре участия. Процесс информационно-психологического воздействия на эмоциональную сферу сознания включает произвольное восприятие и запоминание и характеризуется очень низким уровнем осознания о содержании влияния. О смислення полученной информации происходит позже, при более высокой познавательной активности индивида. Уровень эффективности. ИПВ зависит от від:

o. Содержания материала: его сложности, конкретности, общественной значимости и т.п.. Например, при равных условиях, чем проще информация, тем больше шансов на то, что действия, к которым она побуждает, могут выпол ваться автоматически, а особенно, когда не противоречат убеждениям объекта есть чем конкретный призыв к действию, тем выше степень автоматизма соответствующей реакцииії.

o. Психического состояния, характеризующегося наличием высокого уровня автоматизма ответной реакции. Страх, подавленность, апатия способствуют некритическом и неосознанном восприятию влияния. Степень автоматы изму в ответе личности связан с уровнем осознанности и критичности восприятия информации. Если влияние принимается подсознательно и некритично, то ответ аудитории может быть автоматическиною.

o временной интервал между воздействиями и ответной реакцией: с увеличением временного интервала автоматизм реакции уменьшается вследствие повышения критичности и умственной активности объекта (объясняется включением содержания полученной информации в систему знаний личности и осознанием его.

Опасный. ИПВ на индивидуальное сознание может привести к двум видам взаимосвязанных изменений:

1. Изменения психики, психического здоровья человека. Поскольку в случае применения информационного воздействия сложно определить границы нормы и патологии, показателем изменений может быть потеря адекватности по отражается ения мира в сознании и индивидуальном отношении к миру. Можно говорить о деградации личности, если формы отражения действительности упрощаются, реакции грубеют и осуществляется переход от высш их потребностей (в самоактуализации, социальном признании) до низких (физиологических, бытовыхих).

2. Изменения в ценностях, жизненных позициях, ориентирах, мировоззрении личности. Такие изменения влекут антисоциальные поступки и представляют опасность уже для всего общества и государства

Важная особенность информационно-психологического воздействия на индивидуальное сознание состоит в том, что человек может не замечать его и не осознавать как угрозу. Поведением человека управляет его мозг, сознательную содержит все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его мышление. Итак,. ИПВ с целью изменения поведения личности в желаемом направлении должна добиться соответствующего изменения в его сознаниисті.

В детерминации поведения человека значительную роль играет установка (ориентация) - это сложившиеся под влиянием пропаганды, воспитания и опыта сравнительно устойчивы знания, чувства и мотивы, вызывающие определенное с отношение человека к идейных, политических и общественных явлений реальной действительности.

Установка определяет направление действий и одновременно способ восприятия и мышления. Но не все установки одинаково важны для детерминации поведения. Мировоззрение индивидуума зависит от множества социальных стер реотипив, которые соотносятся с определенными сторонами общественного бытия. Установки имеют определенную ценность с точки зрения их значения для индивидуума. В их иерархии политические установки занимают высшую ступень. Они, в отличие от других, более устойчивы к изменениям. Политические установки образуют общее основание для всех остальных, обусловливают внутреннюю устойчивость ориентации. Итак, поведение человека в различных условиях преимущественно определяется ее политической ориентациинтацією.

Установки личности имеют несколько большую устойчивость к внешним воздействиям, которая усиливается также за счет социальных связей. Установки становятся тем стабильнее, чем больше они совпадают с нормами п поведения социальной группы. Идентификация индивидуума с группой служит стабилизатором установки. Но при этом следует учитывать то обстоятельство, что в государстве переходного (транзитного) типа, как Украина много моральных ценностей старого социалистического строя потеряно, новых нравственных норм и ценностей еще не создан, а те, что уже существуют, не превратились в общепринятые. В этом случае информац ийний пространство играет ведущую роль в формировании мировоззрения рядового гражданина нашего государства, который часто воспринимает все новое за высшие общечеловеческие ценностиості.

Движущей силой для изменения установок выступают негативные психические волнения, вызванные отсутствием равновесия между отдельными компонентами политических установок-объектов пропагандистского воздействия, - так наз ваний когнитивный диссонанс (есть познавательная несоответствие). Диссонанс - психически неприятное состояние, что вызывает у объектов пропагандистского воздействия стремление к его смягчения или устранения. Последнее в еде изменениям одного из компонентов установки, в результате чего вся система установок стремится вернуться к утраченного равновесия. Таким образом, изменяется устойчивость предустановки или возникает новая. Б уло бы, однако, иллюзией рассчитывать на возможность в короткий промежуток времени полного разрушения основных установок и замены их на противоположные, поскольку стабильность основных политических установок достаточно в исока. Как отмечал французский психолог. Ле. Бон, идеи требуют много времени, чтобы закрепиться в сознании людей, но они требуют не меньше времени, чтобы снова оттуда исчезнутькнути.

Для изменения политических установок, прочно закреплены в сознании личности, используется метод постепенного усиления когнитивного диссонанса, т.е. подается в определенном порядке информация, все е больше и больше противоречит взглядам объекта воздействия. Терпение, время и аргументация с каждой порцией информации усиливается, они способствуют постепенной смене политических установок объектов влияниеу.

Однако изменение поведения не связано непосредственно с изменением основных установок. Установка играет значительную роль в детерминации поведения, но не единственной составляющей, от которой она зависит, и непосредственное ьо не управляет поведением в конкретной обстановке из-за отсутствия прямой связи между установкой и поведением. Поведение человека в каждом конкретном случае зависит от условий, т.е. внутренних запросов: потребностей, мотивов, установок. Таким образом, поведение всегда обусловлена??конкретной обстановкекою.

Установки и поведение не обязательно должны совпадать, между ними могут существовать большие различия, например, высказывание одного и того же лица за непохожих обстоятельствах могут отличаться. Поэтому е поведение человека в определенной обстановке течение короткого времени может не совпадать с основными установками или даже противоречить йм.

Основным в процессе взаимодействия установок и поведения является не различие между ними, а их взаимная обусловленность: установки значительной степени детерминируют поведение, но бывает и наоборот: поведение создает значительные на основу для образования установок. Установки возникают вследствие пережитого на основе реального поведения еще до того, как они снова перейдут в новое поведение. Поведение, изменилась, должно в конечном итоге влияет ты на смену установок. Итак, если в результате пропагандистского влияния на поведение индивида изменится, то пройдут и определенные изменения в общей структуре установок, в том числе и политических ориентацийції.

Можно выделить следующие виды. ИПВ: психогенный, нейролингвистическое, психоаналитический (психокоррекционных), психотропное и психотронное

Психогенный влияние - психическое или физическое воздействие каких-то явлений или событий на мозг, сознание человека (наблюдается нарушение высшей нервной деятельности: появляется чувство страха и паники). Это в обусловлено несогласованностью функциональных систем психофизиологической организации, т.е. ломкой стереотипов при воздействии резко измененной афферентации со стороны различных рецепторов. Чем выше во времени такая неуз годженисть и чем меньше подготовленный человек к воздействию этого психогенного фактора, тем более выраженные психические нарушения. Такое состояние может возникать под влиянием голографических рисунков. Многие страны домоглы ся в этой области достаточно больших успехов, например, создан проекты лазерной графики с поверхности земли и космической платформорми.

нейролингвистическое воздействие - вид психологического воздействия, предполагает использование специальных приемов, направленных на создание положительной мотивации, психологической коррекции внутренних источников поведения и мировоззрения личности человек.

нейролингвистического влияние ориентирован на идентификацию и изменение убеждений личности при воздействии на ее мировоззренческие и эмоционально-чувственные состояния (характеристики, позволяющие совершенствовать, програм амуваты состояние и поведение человека в условиях практической деятельности). Основным объектом такого вида воздействия на человека является его психика и контролируемая ею деятельность, а основным средством воздействия выступают социальной но продуманные программы вербального и невербального воздействия, позволяющие менять мировоззрение, ценности личностиі.

Психоаналитический (психокоррекционных) воздействие - это изучение (анализ) подсознании человека и влияние на нее путем, что исключает сопротивление на уровне сознания (осуществляется в состоянии гипноза). Однако современные технологии. Ичне достижения позволяют устранить сопротивление со стороны сознания и в нормальном состоянии. Это можно сделать с помощью компьютерных как психоанализа, так и психокоррекции. При первом осуществляется математическими и анализ реакций организма, возникающих при мгновенного визуального просмотра или звукового прочтения различных"стимулов": слов, образов, фраз. Таким образом можно совершенно точно определить наличие ь в подсознании человека определенной информации и измерить ее значимость для конкретной личности, найти спрятанную мотивацию. Проанализировав полученную информацию, в случае необходимости можно осуществлять психокоррекции (психорегуляции), основным действующим фактором которой также служат ключевые слова, образы, запахи (слова могут превращаться с помощью спектрального речевого сигналаовного сигналу)..

Наиболее удобной является звуковая регуляция психики, при которой словесные внушения в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (музыку, речь или шум). Например, человек может слушать м узику, в которой содержится скрытая (не воспринимаемая на сознательном уровне) команда, постоянно воздействует на подсознание слушательа.

психотронное воздействие (парапсихологических, экстрасенсорное) - воздействие, которое может осуществляться посредством передачи энергии мышления через внечувственного восприятия, которое охватывает опосредованное сознанием и проц процессами восприятия дистантного взаимодействия между живыми организмами и окружающей среды.

Телевизионные и другие массовые сеансы экстрасенсорного воздействия свидетельствуют реальную возможность воздействия на личность. Довольно часто при этом используются технические средства, способствующие усилению влияния, пе ередачи и контакта с индивидом. Это воздействие на объект может быть связан с подавлением воли к сопротивлению, деморализацией. Известны факты работы над созданием генератора частотного кодирования психики, високоча стотних и низкочастотных генераторов, средств воздействия социальной информации и др., которые способны вызвать необходимые процессы в психике человека, а следовательно, влиять на его сознание и поведениеінку.

Парапсихология - это область науки, изучающая пси-коммуникации, то есть исследует те дистантные связи живого организма с окружающей средой, которые получили название"екстрасенсомоторних"(так они ди иють на все, кроме органов чувств и мускульных усилий). Понятие"пси"включает в себя экстрасенсорную перцепцию, т.е. внечувственного восприятия и психокинез, под которым понимается воздействие на предметы и ход псих ичних процессов без мускульных усилий или использования технических средств целом же принципиальной разницы между предметами исследования парапсихологии и психотроники. Есть. Отличие прослеживается только при сравнении методов, средств и целей исследования. Психотроници свойственно стремление преимущественно к техническим и технологических подходов и решений, к разработке технических аналогов исследуемых феноменов, например, психотронных генераторов, и следовательно, концентрации больших усилий на работах прикладного характера. Процесс экстрасенсорного воздействия значительно облегчается при использовании системы коммуникаций: телефонной связи, радиотрансляционных сетей тощотрансляційних мереж тощо.

Психотропный влияние - влияние на мозг и поведение человека путем введения в его организм различных препаратов (в частности фармацевтических препаратов, запахов), усвоение которых отражается на ее высшей нервной действие тельности.

Влияние препаратов на психику человека хорошо известен и изучается уже довольно длительное время. С учетом последних достижений не только в психологии, но и"смежных"науках (биологии, нейро-и психофизиолог гии, кибернетике, психофармакологии и т.д.) разрабатываются и продолжают совершенствоваться методы подпорогового воздействия, методы психологической индоктринации и конверсии, средства местного психического контрол й и. Психопрограммированиеограмування.

. Литература к разделу 1

1. Петрик. В. М,. Кузьменко. А. М,. Остроухов. В. В и др.. Социально-правовые основы информационной безопасности:. Учебное пособие /. Под ред. В. В. Остроухова -. М.:. Росава, 2007 - 496 с

2. Петрик. В. М,. Остроухов. В. В,. Штоквиш. О. А, и др.. Современные технологии и средства манипулирования сознанием, ведения информационных войн и специальных информационных операций:. Учебное пособие -. М.:. Росава, 2006 - 2086. - 208 с

3. Викторов. С. Накануне 3-й мировой информационной войны / /. Финансовая Украина - 1997 - № 5 -. С 12-16

4. Губарев. В. А,. Козирацкий. Ю. ЛЖ. Шляхин. В. М. Особенности моделирования сложного коалиционного конфликта в условиях противодействия / /. Радиотехника - 1997 - № 6 -. С 9-14

5 информационных безопасность государства в контексте противодействия информационным войнам:. Учебное пособие /. Под ред. В. В. Толубко-К:. НАОУ, 2004-177 с

6. Информационно-психологическая и психотронная война. Хрестоматия /. Под общ ред. А. Е. Тараса -. Минск:. Харвест, 2003 - 432 с

7. Кара-Мурза. С. Г. Манипуляция сознанием:. Учебное пособие-К:. Орион, 2003 - 500 с

8. Крысько. В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) /. Под общ ред. А. Е. Тараса -. Минск:. Харвест, 1999 - 448 с

9. Лопатин. В. Н. Информационная безопасность. России:. Человек. Общество. Государство -. Санкт-Петербургский университет. МВД. России -. СПб:. Фонд"Университет", 2000 -. С 238

10. Очерк теории и практики информационно-психологических операций:. Учебное пособие /. Дзюба. М. Т,. Жарков. Я. М,. Ольховой. И. О,. Онищук. М. И / /. Под ред. В. В. Балабина -. М.:. НТУУ"КПИ", 2006-468

11. Рось. А. О,. Замаруева. И. В. Вербальный влияние как фактор информационной безопасности -. МОУ:. Национальная академия обороны Украины. Труды академии - 1999 - N ° 16

12. Толубко. В. Б. Информационная борьба (концептуальные, теоретические, технологические аспекты):. Монография -. М.:. НАОУ, 2003 - 315 с

13. Юдин. О. К,. Вогуш. В. М. Информационная безопасность государства:. Учебное пособие - X:. Консул, 2005 - 576 с

14. Куралесин. НА. Гигиенические и биологические аспекты эффекта. Инфразвук / /. Медицина труда и промышленная экология -1997 - № 5 -. С 8-14

15. Самохвалов. В. Я. Психический мир будущего -. Симферополь:. КИТ, 1998-400 с

16. Чуприков. А,. П,. Линева. А. Н,. Марценковский. И. А латеральная терапия -. К:. Здоровье, 1994 - 176 с

17. Петренко. В. Ф,. Кучеренко. В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета / /. Веста. Моск ун-та - 1988 -. Сэр 14 - № 3-С 14-19

18. Мещерский. Р. М. Эффект. Брока-Зульцера -. М:. Наука - 1985 -145 с

19 Boynton. Я. М Progress in physiological optics / / Appl Opt - 1967-V 6 - № 8 - P 1283-1293

20 Ciuffreda KJ, Scheiman M, OngEt Rosen field M, Solan. ИА Irlen lenses do not improve accommodative accuracy at near / / Optom Vis Sci - 1997 - № 74 (5) - P 298-302

21 Danielsson At Landstrom U Blood pressure changes in man during infrasonic exposure An experimental study / / Acta Med Scand -1985 - № 217 (5) - P 531-535

22 Garner W. Я The loudness of repeated short tones / / J Acoust Soc Amer - 1948 - V 20 - № 4 - P 513-527

23 Kietzman M Lt Gillam BJ Visual temporal integration and simple reaction time / / Percept, and Psychophys - 1972 - V 11 - № 5-P333-340

24 Porciatti V, Bonanni P, Fiorentini A, Guerrini. Я Lack of cortical contrast gain control in human photosensitive epilepsy / / Nat Neurosci - 2000 - № 3 (3) - P 259-263

25 Sergent J Theoretical and methodological consequences of variations in exposure duration in visual laterality studies / / Percept, and Psychophys - 1982 - V 31 - № 5 - P 451-461

26 Foster DS EEG and subjective correlates of alpha frequency binaural beats stimulation combined with alpha biofeedback / / Hemi-Sync Journal - 1990 - V 8 - № 2 - p 1-2

27 OsterG Auditory beats in the brain / / Scientific American - 1973 - № 229-P 94-102

28 Westin JB Infrasound; a short review of effects on man / / Aviat Space Environ Med -1975 - № 46 (9) - P 1135-1140

29 Harris CS, Johnson DL Effects of infrasound on cognitive performance / / Aviat Space Environ Med - 1978 - № 49 (4)-P582-586

30 Harris CS, Sommer HC, Johnson DL Review of the effects of infrasound on man / / Aviat Space Environ Med - 1976 - № 47 (4)-P 430-434

3lHieivC C Hemi-Sync into creativity / / Hemi-Sync Journal - 1995 -

На основании приказа командующего внутренними войсками МВД Россия от 3 ноября 1993 года в составе органов по работе с личным составом создана служба психологического противодействия внутренних войск МВД России которая предназначена для морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности соединений и воинских частей оперативного назначения.

Основными задачами службы являются:

Формирование (воспитание) психологической устойчивости и повышение боевой активности личного состава соединений и воинских частей оперативного назначения.

Защита личного состава войск от информационно - психологического воздействия противостоящих незаконных формирований, участников массовых беспорядков и иных антиобщественных элементов.

Противодействие психологическим операциям и пропагандистским усилиям незаконных формирований.

На данную структуру возложены следующие функции:

Сбор и анализ информации об источниках отрицательного информационно-психологического воздействия на личный состав с выработкой предложений командованию о мерах по его нейтрализации.

Проведение мероприятии по противодействию психологическим операциям и пропагандистским усилиям противостоящих незаконных формирований.

Организация профилактических мероприятий по предупреждению распространения среди личного состава слухов, недопущению возникновения массовых психологических реакций, изучение и анализ коллективного общественного мнения в воинских частях и подразделениях при выполнении ими служебно-боевых задач.

Проведение переговоров о представителями незаконных формирований при освобождении заложников и в других случаях, а также предупреждение правонарушителей о незаконности их действия и о намерении сил правопорядка применить физическую силу, специальные средства, оружие или боевую технику.

Разработка и внедрение в войсковую практику эффективных методик и рекомендаций по организации психологического противодействия с учетом выполняемых служебно-боевых задач.

Морально-психологическая подготовка личного состава воинских частей и подразделений оперативного (специального) назначения в пунктах постоянной дислокации и местах выполнения служебно-боевых задач по выработке невосприимчивости к информационно-психологическому воздействию незаконных формирований.

Подготовка и осуществление мероприятий психологического воздействия по снижению морального и боевого потенциала незаконных формирований с использованием технических средств и методов специальной пропаганды.

Проведение комплекса специальных мероприятий по подготовке личного состава к применению в установленном порядке оружия, специальных средств, физической силы.

Осуществление взаимодействия с органами федеральной службы контрразведки Российской Федерации, ГУОП МВД России, с органами войсковой разведки внутренних войск МВД России, а также с другими органами психологической борьбы Минобороны России и пограничных войск Российской Федерации по вопросам организации психологического противодействия.

Участие в подготовке выводов и предложений из оценки общественно-политической обстановки в районе действий соединений и воинских частей внутренних войск МВД России.

Командиры обязаны создавать должностным лицам службы психологического противодействия надлежащие условия для выполнения ими должностных обязанностей, обеспечивать в установленном порядке литературой, справочными материалами (в том числе путем подписки на периодические издания), а также средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями.

В интересах профилактики эффективного психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления психологических операций. Эфективность работы в данном направлении в большей степени зависит от умелого использования различных форм и методов воздействия на личный состав, таких как:

Общественно-государственная подготовка, при проведении которой ведущая роль отводится методам рассказу или лекции. Отличие рассказа от лекции в том, что при использовании данного метода материал излагается более эмоционально и предназначен для менее подготовленной аудитории, не имеющих достаточных знаний. Начинать выступление необходимо с привлекающего внимания факта, а в дальнейшем обращаться к известным событиям и собственному опыту.

Групповое и индивидуальное информирование дает нам возможность непосредственного воздействия на военнослужащих. Необходимо помнить, что в любых условиях служебной деятельности важнейшим средством воздействия на военнослужащих является живое слово командира.

Использование средств массовой информации (прослушивание радиопередач,использование телевидения,газет, журналов),которые обладают мощным потенциалом. Как показали исследования, более 80% военнослужащих считают приоритетным источником информации телевидение, более 40% радиовещание. Печать, при условии ее оперативности, правдивости и объективности, также имеет огромное значение.

Наглядная агитация в определенных условиях имеет преимущество перед другими формами и методами информирования. Не потеряли свою актуальность использование плакатов, лозунгов, молний, информационных бюлллетней.

Как показывает опыт, хороший профилактический эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими об изощренных приемах, методах и последствиях подрывных акций противника. Так, например, развития негативных реакций и поведения военнослужащих можно избежать, заранее предупредив их о возможности применения противником так называемых «зараженных», «радиоактивных» листовок, психотропных средств и т.п. Вековая народная мудрость сформулировала две закономерности восприятия человеком явлений окружающего мира, гласящих: «Чего не знаю -того боюсь» и «Предупрежденный - защищен»

На морально-психологическом состоянии военнослужащих при выполнении задач в Северо-Кавказском регионе сказывалось также отсутствие на протяжении долгого времени четкой, убедительной аргументации правомерности действий наших войск в Чечне. Массированный поток недоброжелательной к действиям войск информации в СМИ, недостаточно убедительная аргументация их присутствия в зонах конфликтов, безусловно, способствовали спаду общего уровня моральной устойчивости военнослужащих. По свидетельству некоторых исследователей, за время пребывания объединенной группировки федеральных войск в Чечне из ее частей дезертировало 750 военнослужащих. Для достижения наиболее эфективных результатов,заместитель командира полка(бригады) по работе с личным составом должен проводить работу по организации следующих мероприятий:

Регулярно встречаться и контактировать с населением, представителями местной администрации, правоохранительных и других взаимодействующих органов по изучению социально-политической и криминогенной обстановки в районах дислокации воинских частей в местах выполнения служебно-боевых задач, с последующим ее анализом и прогнозированием возможного развития.

Информировать личный состав о морально-психологическом состоянии противостоящих незаконных формирований, тактике и целях их действий, социально-политической ориентации их лидеров и отношении к ним местного населения.

Ознакамливать военнослужащих всех категорий с методами информационно-психологического воздействия на личный состав участников незаконных формирований. Изымать в местах расположения воинских частей и выполнения служебно-боевых задач, листовки, газеты и другие материалы с содержанием провокационного характера, а также нейтрализовывать источники информационно-психологического воздействия на военнослужащих и местное население. Проводить индивидуальную работу по оказанию психологической помощи военнослужащим, легко поддающимся, внушению, с выдачей рекомендаций непосредственным командирам об их служебном использовании. Своевременно доводить командирам, всему личному, составу полка(бригады) правил аккредитации, передвижения журналистов и обеспечения их безопасности, устанавливаемых органами государственного управления в районах чрезвычайного положения, порядка предоставления служебной информации.

Организовывать подготовку и опубликовывать опровержения и контрматериалы в средствах массововой информации об авторах и незаконных формированиях, провоцирующих напряженность и негативное отношение населения к миротворческой деятельности войск. Организовывать выступления представителей органов государственного управления в районах чрезвычайного положения, руководителей правоохранительных органов, представителей внутренних войск МВД России по местному радио, телевидению, в газетах и других печатных изданиях, фото- и видеосъемки в местах выполнения служебно-боевых задач. Изготовливать (в том числе типографским способом) и распространять листовки, бюллетни, тексты постановлений и решений органов государственной власти, их обращений к местному населению с упреждающими оценками происходящих событий и действий войск по нормализации обстановки. Вести спецпропаганду с применением звуковещательных установок в отношении незаконных формирований для снижения их боевой (преступной) активности и морального потенциала, утраты доверия местного населения к их руководству. Вводить в заблуждение незаконные формирования относительно сил,. средств и характера предстоящих действий войск. Из истории известно, что воинским частям НКВД, при выполнении задач на территории Чечни, инструкцией было запрещено осуществлять построение личного состава в полном составе. Что при выполнении служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе, особенно в первой чеченской компании, практически не учитывалось.

Таким образом в процессе информационно-психологического противоборства решается двуединая задача. Во-первых, осуществляется морально-психологическая подготовка военнослужащих к боевым действиям с учетом морально-психологического воздействия противника на личный состав, а также нейтрализация последствий этого воздействия; во-вторых, деморализация, подавления и психики войск противника, лишение его воли и способности вести вооруженную борьбу.

Похожие статьи