Известный французский биолог Ламарк был первым ученым, который начал работу по созданию стройной и целостной теории эволюции живого мира. В 1778 году Жан Ламарк опубликовал свой первый печатный труд «Флора Франции», который сразу же принес ему признание в научных кругах.
Эта работа представляла собой удобный и простой в пользовании определитель растений. После этого Ламарк в качестве адъюнкта-ботаника Академии наук продолжает исследовательскую работу. Путешествуя по Европе, ученый изучает зоологические, ботанические и палеонтологические коллекции, занимается полевыми изысканиями.
В это же время Ламарк, используя в качестве основы принципы классификации, разработанные ботаником Жюсье, основывает собственную естественную систематизацию растений, иерархия в которой зависит от степени усовершенствования плода и цветка.
На протяжении многих лет Ламарк тщательно составлял ботанический словарь для «Методической энциклопедии». В него вошло описание с иллюстрациями около 2000 родов растений. Одновременно в журнале «Естественной истории» Ламарк комментирует и объясняет принципы и методы своей системы.
Теория эволюции Ламарка объясняла основные законы, по которым происходило развитие живой природы. Сущность теории ученого заключалась в том, что все растения и животные не всегда имели такой вид, в котором мы их видим в настоящее время.
Много лет назад они имели совсем другое, более простое строение, чем сейчас. Вначале на земле появились естественным путем очень простые организмы. На протяжении долгого времени они постоянно изменялись, с целью совершенствования пока не достигли привычного для нас состояния.
По какой же причине происходят такие изменения в органическом мире, включая растения и животных? Теория эволюции Ламарка дает ответ на этот важный вопрос. Ламарк объяснял, что существует два основных фактора, влияющие на развитие животных и растений.
Первый фактор, по теории Ламарка, состоит в стремлении органического мира к непрерывному изменению и улучшению. Ламарк назвал этот фактор стремлением к прогрессу.
Вторым фактором, влияющим на эволюцию органического мира, является воздействие на живые организмы естественных условий среды обитания. Под естественными условиями ученый понимал пищу, свет, тепло, влагу, воздух и почву. Естественная среда обитания может влиять на органический мир при помощи прямого или косвенного воздействия.
Теория эволюции Ламарка предполагала, что самые низшие животные и растения благодаря воздействию природной среды изменяются, приобретая при этом самые разные свойства.
В качестве доказательства Ламарк приводил пример растения одного и того же вида, которое имеет разный вид в зависимости от качества почвы, на которой оно выросло. Растение, выросшее в тени, будет всегда отличаться от растения, выросшего на солнце. У животных изменения происходят по-другому.
Под воздействием изменений природных условий животные приобретают новые привычки, влекущие повышенную нагрузку на различные органы, которые вследствие этой нагрузки начинают развиваться.
У животных, лазающих по деревьям, сильно разовьются хватательные свойства конечностей, а животные, постоянно перемещающиеся на большие расстояния, будут иметь сильные ноги с твердыми копытами.
Таким образом, теория эволюции Ламарка объясняет, что все разнообразие органического мира произошло по двум причинам: из-за врожденного стремления к совершенствованию и влияния на эволюцию органического мира постоянно изменяющихся условий среды обитания.
Ламарк первым обратил внимание на наследственность как фактор эволюции. Так называемый второй закон Ламарка - это закон о наследовании: "Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием условий, под влиянием употребления или неупотребления, - все это природа сохраняет путем размножения у новых особей".
То есть Ламарк отметил, что индивидуальные изменения, если они повторяются в ряде поколений, при размножении передаются по наследству потомкам и становятся признаками вида.
Ламарк об адаптации и целесообразности
Изменение внешней среды непосредственно (у растений и низших животных) или через изменение потребностей и привычек (у животных, имеющих волю) вызывают приспособление организмов к среде. То есть адаптации у растений и низших животных соответствуют изменчивости. У животных адаптации вырабатываются постепенно путем изменения потребностей, действий, выработки новых привычек и упражнений.
Целесообразность по Ламарку - врожденное свойство. Приспособительный характер изменчивости Ламарк объяснял внутренним стремлением организмов к совершенствованию, к прогрессивному развитию.
Ламарк об изменяемости видов
- Природа дает только особей, происходящих одни от других.
- В природе имеются непрерывные ряды особей, связанных друг с другом незаметными переходами.
- Вид - это группа сходных особей, сохраняющих неизменными свое состояние из поколения в поколение, до тех пор, пока не изменяются условия жизни.
- Ламарк не признавал вымирания видов, за исключением тех, которые уничтожил человек.
- Ламарку было известно, что ископаемые растения и животные не похожи на современные, однако он считал, что это результат их постепенного изменения и превращения в другие виды под влиянием внешней среды.
- Так как изменение видов происходит очень медленно, возникло представление о постоянстве видов.
- Особи каждого вида могут долгое время, из поколения в поколение оставаться без изменений, пока не произойдут существенные перемены в условиях жизни.
- Не только современные виды растений и животных, но и сам человек возникли в результате длительного исторического процесса.
Ламарк о происхождении человека
Человек, по Ламарку, - часть природы, улучшенное животное. Тело человека подчинено тем же законам природы, которые управляют другими живыми существами. Строение тела человека соответствует плану строения млекопитающих. Ламарк отметил близость человека к обезьянам.
Вместе с тем, Ламарк подчеркивает наличие ряда анатомических признаков, резко отличающих его от "четвероруких" (положение головы, вертикальное положение тела при ходьбе, строение передних и задних конечностей, большая подвижность пальцев рук).
Человек - это двурукое существо, относящееся к одному роду, одному виду. В силу внешних условий четверорукие должны были не лазить по деревьям, а ходить по земле. В конце концов четверорукие стали двурукими. Большие пальцы на задних конечностях у них перестали противостоять остальным пальцам. Необходимость видеть вдаль, вынудила их приложить все усилия, чтобы стоять на задних конечностях. Эта потребность существовала из поколения в поколение. Постоянная тренировка в двухождении привела в конце концов к развитию икр, ягодиц. Задние конечности приобрели строение, необходимое для поддержания тела в вертикальном положении.
Изменение пищи привело к изменению лицевой части черепа: она укоротилась, резцы приняли вертикальное положение, увеличился лицевой угол.
Порода четвероруких, претерпевшая подобные изменения, стала господствующей среди остальных. Она завладела удобными местами, вытеснила другие высокоорганизованные породы. Двурукие интенсивно размножались, жили большими группами. По мере увеличения групп возникла потребность в общении. Сначала общение происходило с помощью мимических знаков, потом - модуляций голосом. Позже возникли членораздельные звуки. Постепенно, благодаря постоянному упражнению гортани, языка и губ, развилась речь. Отдаленность, обособленность мест, заселенных группами двуруких, способствовали возникновению разных языков.
Ж. Б. Ламарк (1744-1829) создал первую целостную эволюционную теорию. Он определил предпосылки эволюции (наследственность и изменчивость) и указал ее направление (усложнение организации).
Основные положения теории Ж. Б. Ламарка.
- Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
- У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
- Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
- Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление - к ослаблению и исчезновению.
- Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
Суть теории Ж. Б. Ламарка.
Всех животных Ламарк распределил по шести ступеням, уровням (или, как он говорил, «градациям») по сложности их организации. Дальше всего от человека стоят инфузории, ближе всего к нему - млекопитающие. При этом всему живому присуще стремление развиваться от простого к сложному, продвигаться по «ступеням» вверх.
В живом мире постоянно происходит плавная эволюция. Исходя из этого, Ламарк пришёл к выводу, что видов в природе на самом деле не существует, есть только отдельные особи. Ламарк последовательно применил в своей теории знаменитый принцип Лейбница: «Природа не делает скачков» . Отрицая существование видов, Ламарк ссылался на свой огромный опыт систематика:
«Только тот, кто долго и усиленно занимался определением видов и обращался к богатым коллекциям, может знать, до какой степени виды сливаются одни с другими. Я спрашиваю, какой опытный зоолог или ботаник не убеждён в основательности только что сказанного мною? Поднимитесь до рыб, рептилий, птиц, даже до млекопитающих, и вы увидите повсюду постепенные переходы между соседними видами и даже родами. »
На вопрос о том, почему человек не замечает постоянного превращения одних видов в другие, Ламарк отвечал так: «Допустим, что человеческая жизнь длится не более одной секунды в сравнении с жизнью вселенной, в этом случае ни один человек, занявшийся созерцанием часовой стрелки, не увидит, как она выходит из своего положения» . Даже через десятки поколений её движение не будет заметным.
Законы Ламарка
Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Как это происходит согласно теории Ламарка?
Для объяснения этого учёный сформулировал несколько «законов» . Прежде всего, это «закон упражнения и не упражнения органов» . Наибольшую известность из примеров, приведённых Ламарком, приобрёл пример с жирафами. Жирафам приходится постоянно вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у них над головой. Поэтому их шеи становятся длиннее, вытягиваются. Муравьеду, чтобы ловить муравьёв в глубине муравейника, приходится постоянно вытягивать язык, и тот становится длинным и тонким. С другой стороны, кроту под землёй глаза только мешают, и они постепенно исчезают.
Если орган часто упражняется, он развивается. Если орган не упражняется, он постепенно отмирает.
Другой «закон» Ламарка - «закон наследования приобретённых признаков» . Полезные признаки, приобретённые животным, по мнению Ламарка, передаются потомству. Жирафы передали потомкам вытянутую шею, муравьеды унаследовали длинный язык, и так далее.
Как же восприняли современники теорию Ламарка? Одни учёные оставили «Философию зоологии» без всякого внимания, другие принялись разносить её в пух и прах. Ламарк преподнёс свою книгу в подарок французскому императору Наполеону Бонапарту, но тот так отругал её, что пожилой учёный не смог удержаться от слёз.
Даже Чарльз Дарвин первоначально весьма резко отзывался о книге Ламарка: «Да сохранит меня небо от глупого ламарковского „стремления к прогрессу“.
Законы эволюции Ж.Б. Ламарка
Свои мысли по поводу рассмотренных вопросов Ламарк оформляет в виде двух законов :
Первый закон . «У всякого животного, не достигшего предела своего развития, более частое и более длительное употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает и увеличивает его и придает ему силу, соразмерную длительности употребления, между тем как постоянное неупотребление того или иного органа постепенно ослабляет его, приводит к упадку, непрерывно уменьшает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение».
Этот закон можно назвать законом изменчивости, в нем Ламарк акцентирует внимание на том, что степень развития того или иного органа зависит от его функции, интенсивности упражнения, что в большей мере способны изменяться молодые животные, которые еще развиваются. Ученый выступает против метафизического объяснения формы животных как неизменной, созданной для определенной среды. Вместе с тем Ламарк переоценивает значение функции и считает, что упражнение или неупражнение органа является важным фактором в изменении видов.
Второй закон. «Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием условий, в которых с давних пор пребывает их порода, и, следовательно, под влиянием преобладания употребления или неупотребления той или иной части [тела], -- все это природа сохраняет путем размножения у новых особей, которые происходят от первых, при условии, если приобретенные изменения общи обоим полам или тем особям, от которых новые особи произошли».
Второй закон можно назвать законом наследственности; следует обратить внимание на то, что наследование индивидуальных изменений Ламарк связывает с длительностью влияния условий, которые обусловливают эти изменения, и вследствие размножения усилением их в ряде поколений. Необходимо подчеркнуть и то обстоятельство, что Ламарк одним из первых анализирует наследственность как важный фактор эволюции. Вместе с тем следует заметить, что положение Ламарка о наследовании всех приобретенных при жизни признаков было ошибочным: дальнейшие исследования показали, что в эволюции решающее” значение имеют только наследственные изменения.
Положения этих двух законов Ламарк распространяет и на проблему происхождения пород домашних животных и сортов культурных растений, а также использует их при объяснении животного происхождения человека. Не имея достаточного фактического материала, при низком еще уровне изученности этих вопросов Ламарк не сумел дойти до правильного понимания явлений наследственности и изменчивости.
Исходя из положений об эволюции органического мира Ламарк предпринял попытку раскрыть тайну происхождения человека от высших «четвероруких обезьян» их постепенным превращением в течение длительного времени. Далекие предки человека перелили от жизни на деревьях к наземному способу существования, положение их тела стало вертикальным. В новых условиях в связи с новыми потребностями и привычками произошла перестройка органов и систем, в том числе черепа, челюстей. Так, из четвероруких образовались двурукие существа, которые вели стадный образ жизни. Они захватили более удобные места для существования, быстро размножались и вытесняли другие породы. В многочисленных группах возникла необходимость в общении, которое сначала осуществлялось, с помощью мимики, жестов, возгласов. Постепенно возникли членораздельный язык, а затем и умственная деятельность, психика. Ламарк подчеркивал важное значение руки в становлении человека.
Таким образом, Ламарк рассматривает человека как часть природы, показывает ее анатомо-физиологическое сходство с животными и отмечает, что развитие тела человека подчиняется тем же законам, по которым развиваются и другие живые существа. Свою гипотезу естественного происхождения человека Ламарк излагает в форме предположений, чтобы по цензурным мотивам прикрыть материалистическую сущность своих смелых мыслей.
Значение теории эволюции Ж.Б. Ламарка
Ламарк был первым натуралистом, который не ограничивался отдельными допущениями изменчивости видов. Он разработал первую целостную эволюционную теорию об историческом развитии органического мира от простейших форм, которые образовались из неорганической материи, до современных высокоорганизованных видов животных и растений. С позиций своей теории он рассматривал и происхождение человека.
Ламарк подробно анализирует предпосылки эволюции (изменчивость, наследственность), рассматривает главные направления эволюционного процесса (градации классов и многообразие в пределах класса как следствие изменчивости), пытается установить причины эволюции.
Ламарк успешно для своего времени разработал проблему изменчивости видов под влиянием естественных причин, показал значение времени и условий внешней среды в эволюции, которую рассматривал как проявление общего закона развития природы.
Заслугой Ламарка является и то, что он первым предложил генеалогическую классификацию животных, построенную на принципах родственности организмов, а не только их сходства.
Однако у теории эволюции Ламарка было множество недостатков. В частности, ученый считал, что наблюдаемые разрывы в естественном ряду органических форм (что даёт возможность их классифицировать) - это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. Природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные систематические группы. Подобное представление о текучести видовых форм стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишённого каких бы то ни было перерывов и скачков (так называемый плоский эволюционизм). Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вымирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существование самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно Ламарку, эволюционные изменения обычно не удаётся непосредственно наблюдать в природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и несоизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни.
ложил в книге «Философия зоологии» (1809). Ламарк первым разделил проблему на две части: происхождение физического тела в результате эволюции и появление богоподобного разума. Тело человека свидетельствует о его происхождении от животных, а разум и душа - о божественном происхождении. Богоподобие человека не выводится из естественных законов природы и не может быть приобретено в процессе эволюции. Ламарк утверждал, что по своим физическим особенностям человек ближе всего стоит к человекообразным обезьянам, в частности к шимпанзе, поэтому вполне допускал его происхождение от какой-нибудь разновидности «четвероруких». Ламарк привел ряддо-казательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все современные организмы произошли от древних путем эволюции. Он допускал, что сам человек развился на протяжении времени из обезьяны. Древняя человекообразная обезьяна в связи с пореде-нием лесов была вынуждена сменить древесный образ жизни на наземный и перейти к хождению на двух ногах. Вследствие прямохождения сильно изменилось строение позвоночника, мускулатуры, стопы, кисти, челюстей, зубов, головного мозга. В условиях общественной жизни вскоре у людей развилась членораздельная речь.
В том же XVIII в. знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней (1 707- 1 778), создатель современной классификации растений и животных, стал первым ученым, который отнес человека и обезьяну к одной группе животных - приматам. Правда, записывает человека отдельной строкой как особый род людей (Homo) с одним видом «человека разумного» {Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами. Однако Линней принадлежал к числу ученых, веривших в божественный акт сотворения мира и неизменность всего живого. Именно поэтому он категорически заявил: существует столько видов, сколько бог создал их с самого начала. Линней был убежден, что человек в отличие от всех остальных живых существ был сотворен по образу и подобию божьему и ему был дан божественный разум. Однако, несмотря на это, классификация Линнея объединила человека и обезьян в одну группу. Тем самым ученый, возможно, сам того не желая, установил, что человек - это самая высокоразвитая форма млекопитающих, которая ближе всего к человекообразным обезьянам.
К началу XIX в. накопились гораздо более полные сведения о людях, фауне и флоре разных стран мира. Благодаря исследованиям Жоржа Кювье (1769-1832) и Чарлза Лайеля (1797-1875) существенно расширились представления об ископаемых животных. Дж. Э. Доорник (1808) прямо утверждал, что люди произошли от человекообразных обезьян.
В XVIII - первой половине XIX в. археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 1840-50-х гг. он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия, опровергающие библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 1860-е гг. идеи Буше де Перта признали в науке.
ТЕОРИЯ ДАРВИНА
В 1871 г. вышла в свет книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор». Так, в конце XIX в. появилась новая научная теория, дарвиновская, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы за существование, выживания сильнейших особей и видов, наследования лучших черт от своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных и речевых навыков. По предположению Чарльза Дарвина (1809- 1882), впро-цессе внутривидового размножения у отдельных особей появляются новые качества, в результате некоторые из представителей вида получают преимущество перед другими и имеют больше шансов выжить в данной среде обитания. Поэтому приобретенные ими качества закрепляются и передаются их потомкам. «Те, которые были сложены крепче и лучше, - отмечает Дарвин, - имели в длинном ряду поколений наибольший успех и выживали в большем числе». Со временем изменения в организмах становятся столь значительными, что появляется новый вид.
По Дарвину, наши древние предки, обезьяны, жили стадами на деревьях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бороды. Это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, явились человекообразные обезьяны. Из известных ему ископаемых антропоидов он упоминает дриопитека. Изменение окружающих условий, в частности поредение лесов, вынудило их в поисках пищи перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и на открытой местности.
Среди качеств, способствующих выживанию группы, Дарвин выделял не только и не столько физическую силу, сколько способность оказывать взаимопомощь. «Малая сила человека, - писал Дарвин, - была более чем уравновешена, во-первых, его умственными способностями, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них». Увеличение в группе носителей нравственных начал повышает жизнеспособность племени по сравнению с другими, где этот показатель ниже. «Очевидно, - подчеркивает Дарвин, - что племя, заключающее в себе большее число членов, которые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности... и участия к другим, - членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собой для общей пользы, должно одерживать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор».
Как установлено современной наукой, антигенный состав крови челове ка, шимпанзе и горилл одинаков и его можно, соблюдая групповую совмес тимость, переливать от обезьяны людям. И еще одно подтверждение пред
положения Дарвина получено - реч
идет о химическом сходстве человек
и обезьяны. Определен так называе
мый альбуминовый индекс, служащш
показателем одного из сывороточны:
белков крови - альбумина. Если при
нять альбуминовый индекс человека з;
для наиболее эволюционно отдаленного от человека капуцина - 5, а для еще
более примитивного примата лемура - 18.
Убедительные доказательства родства человека и обезьяны получены с помощью метода молекулярной гибридизации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Выяснилось, что количество сходных генов у человека и человекообразных обезьян достигает 91%, у человека и гиббона - 76%, у человека и макаки-резус - 66%. Таким образом, современные достижения подтверждают обоснованность заключения Дарвина о том, что «существует чрезвычайно близкое сходство в общем строении тела, микроскопическом устройстве тканей, химическом составе и конституции между человеком и высшими животными, в особенности человекообразными обезьянами». Современная наука подтверждает и положение Дарвина о перестройке способа передвижения предков человека. Переход к прямохождению, как считается, предшествовал развитию кисти и головного мозга, а затем возникновению речи и мышления.
Однако не все идеи великого английского ученого признает современная наука. Попытка Дарвина построить эволюцию человеческого рода в виде единого линейного процесса, напоминающего дерево, на котором все ветви происходят из общего корня и потому составляют универсальную причинно-следственную цепочку, сегодня признана неудачной. В современной науке эволюционное древо человека выглядит куда более сложным и запутанным: его ветви многократно ветвятся, образуют параллели, пересекаются, внезапно обрываются, уходя в неизвестность. Нынешние исследователи предпочитают не использовать образ древа, а говорят о так называемой сетчатой эволюции (наиболее точным ее графическим отображением является фрактал - особая нелинейная самоподобная структура) 5 .
Контраргументы А. Уоллеса
В конце XIX в. знаменитый исследователь тропической природы Альфред Уоллес (1823-1913) развил теорию отбора независимо от Дарвина и одновременно с ним, но поставил его трактовку под сомнение. Уоллес писал, что человек наделен гораздо большими потенциями, чем ему это нужно вообще как биологическому существу. Значит, в человеке есть иное, высшее начало, которое служит его развитию. Он указал, что человеку присущи та-
3 Муравник Г.Л. Парадокс человека: новый взгляд на старую проблему. - http://www.synergia.itn.ru/ kerigma/rek-lit/nauka/stat/par-chel.htm.
кие качества, которые не могли возникнуть в процессе естественного отбора и вовсе не были решающими в биологической жизни вида. «Чувства абстрактной справедливости или любви к ближнему, - писал он, - никогда не могли быть приобретены таким образом (то есть путем отбора), ибо эти чувства несовместимы с законом выживания сильнейшего» 6 . Он пришел к выводу, что мозг человека не может рассматриваться как результат естественного отбора. Уоллес провозгласил, что этот «мыслительный инструмент» возник в результате потребностей его обладателя, и предполагал «вмешательство высшего разумного существа».
В отличие от Дарвина Уоллес утверждал, что между человеком и животными существует непроходимая пропасть: по крови они братья, но по психике - антагонисты. Ему удалось доказать, что нравственные чувства, как и чувства прекрасного и мистического, вовсе не являются поздними продуктами цивилизации, а, напротив, присущи «дикарям» на самых низших ступенях культуры. Уоллес первым или одним из первых решительно отверг представление об умственной неполноценности так называемых дикарей. И в этом он получил полную поддержку современной антропологии, вовсе не считающей отсталые племена переходной формой между человеком и обезьяной.
Когда А. Уоллес спросил себя: для чего природа наделила первобытного человека такими свойствами, как, например, математические или музыкальные способности? - то нашел лишь один ответ. По его глубокому убеждению, «умственные и нравственные способности... должны были иметь другое происхождение, и для этого происхождения мы можем найти достаточную причину в невидимом духовном мире» 7 . Только высшее существо, т.е. бог, могло задать человеку нужное направление, поскольку и сам человек руководит развитием «многих животных и растительных форм».
Врезка
Друзья-соперники
Два выдающихся англичанина - А. Уоллес и Ч. Дарвин - придерживались разных воззрений на эволюцию человека, хотя независимо друг от друга открыли одну и ту же теорию. В 1858 г. Уоллес прислал Дарвину из Вест-Индии рукопись своей статьи «О стремлении разновидностей бесконечно удаляться от первоначального типа». На 15 страницах он полностью изложил все то, что готовил к печати сам Дарвин в своей книге «Происхождение видов». Над ней он работал уже 20 лет, но в тайне от многих. Казалось, насмарку пошли плоды гениального открытия - теории естественного отбора. Друзья, зная, что Дарвин начал свои работы намного раньше Уоллеса и одновременно отдавая дань уважения пытливому естествоиспытателю, решили опубликовать одновременно статью Уол-
6 Уоллес А. Дарвинизм. М., 1898. С. 382.
7 Указ. соч. С. 730.
8 Гранин Д. Зубр. Л., 1987.
леса и частное письмо, написанное Дарвином год назад с аннотацией своего труда, и доложить обе работы Королевскому обществу. Так и случилось: 1 июля 1859 г. Дарвин опубликовал статью Уоллеса вместе с кратким изложением своей теории в Протоколах лондонского Линне-евского общества. Альфред Уоллес заявил, что считает их действия более чем великодушными по отношению к нему. Никогда, ни разу в следующих своих превосходных работах, снова в чем-то обгоняющих Дарвина, он не претендовал ни одним словом на всемирную славу, которая досталась Дарвину и его великой книге. Как истинные джентльмены, ученые не спорили о приоритете, уступая пальму первенства друг другу. Об этом с восхищением писал выдающийся российский писатель Даниил Гранин 8 . Тем не менее факт остается фактом: Уоллес первым ввел термин «дарвинизм».
Среди страстных приверженцев Ч. Дарвина был известный немецкий ученый Эрнст Геккель (1834-1919), профессор Иенского университета. В своей книге «Естественная история мироздания» он дал полное, хотя и основанное
Геккель сформулировал знаменитый «основной биогенетический закон», согласно которому каждый человек в своем индивидуальном развитии повторяет в сжатом виде весь путь становления человечества. Он построил схему эволюции человека, состоящую из 22 стадий. Но постепенно стало выясняться, что почти ни одна из них не соответствует действительности.
Трудовая теория Энгельса
Логическим продолжением учения Дарвина стала трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Она изложена в 1873- 1876 гг. и наиболее полно представлена в его статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Основу концепции Энгельса составляет понятие о труде как первом основном условии всей человеческой жизни, притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека» 10 . Отсюда берет начало хрестоматийная формулировка «труд создал из обезьяны человека», которая считалась одним из основополагающих утверждений исторического материализма.
Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению Энгельса, сознание сформировалось в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. В свою очередь, деятель-
4 Много позже их добыл сторонник дарвиновской теории Эжен Дюбуа. Он поверил в существование питекантропа и был твердо убежден, что подтверждение этой гипотезы послужит лучшим доказательством истинности эволюционного учения Дарвина. Так и случилось: в 1892 г. на Яве он обнаружил останки питекантропа.
10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486.
ность человека оказалась импульсом, приведшим к возникновению культуры и общества.
В своей работе Энгельс устанавливает последовательность основных этапов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечения обезьяны; дает определение руки как органа и продукта труда; рассматривает возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчеркивает качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к среде, экологическое превосходство человека разумного над другими видами.
Современная наука добывает все новые сведения как в пользу теории Дарвина, так и против нее. Не все авторы соглашаются также с теорией антропогенеза Энгельса. Основное положение трудовой теории антропогенеза - о решающей роли изготовления орудий в процессах гоминизации - разделяется большинством антропологов мира, тем не менее в зарубежной антропологии получают распространение и другие, отличные от нее, концепции. Так, идеи «культурной адаптации» уже выходят за рамки трудовой теории, поскольку здесь речь идет об «ауто-каталитической реакции» или «кибернетическом механизме» обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли генетических факторов. В других подходах роль труда как локомотива глобального процесса гоминизации вытесняют несоциальные факторы. Среди них: кратковременное повышение фона радиации, обусловленное тектоническими перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом, инверсии геомагнитного поля Земли, иные стрессовые ситуации, изоляция, гетерозис, а также вызванные изменениями экологической обстановки перемены в поведенческих реакциях - от пищевого поведения и «стратегии размножения» до «предкультурного поведения».
Вслед за пересмотром трудового фактора иначе оценивается эволюция мозга. В современной науке предлагается несколько моделей: постепенного возрастания массы мозга с постоянной скоростью, аутокаталитического ускорения темпов по мере возрастания мозга и, наконец, «эпизодического увеличения», когда быстрые изменения чередуются с периодами замедленного развития. Для процесса эволюции гоминид в целом также разрабатываются модели в основном постепенного филетического развития («градуализм») и «прерывистого равновесия», со сменой длительных периодов относительной стабильности видов (стазисы) периодами очень быстрых изменений, приводящих к формированию новых видов.
Генетики и биохимики находят все больше оснований для объединения человека и человекообразных обезьян в одном семействе. Генетические коды человека и шимпанзе совпадают на 99%. В этом убеждает изучение произвольно взятых последовательностей ДНК, отвечающих за одни и те же наследственные признаки у людей и обезьян. И этот вывод подкрепляется изучением белков, состав и строение которых у человека и шимпанзе совпадает даже более чем на 99%. Биохимические и генетические различия между двумя близкими видами грызунов в пределах одного рода в 20-30 раз больше. Стало быть, теория Дарвина верна.
Через полвека начали сомневаться и в ней. Крупнейший американский палеонтолог Генри Осборн (1857-1935) является ярким представителем примирения науки с религией. Согласно его гипотезе аристогенеза, творение органического мира осуществляется путем целенаправленной эволюции. По Осборну, предки людей не были связаны с предками человекообразных обезьян, т.е. человек произошел не из круга обезьян; люди развились первоначально в Центральной Азии, и их предки вели наземный образ жизни. Эволюция совершается не столько под влиянием внешней среды, сколько благодаря заложенной в организмах способности к самопроизвольному прогрессивному развитию.
Похожая информация.
Похожие статьи