9 наука образование. Наука и образование. Наука в современном обществе

Почему количество научных дисциплин в хх в. сильно возросло? В чем состоит сущность, значение треугольника: наука - техника - технология? Что означает фраза А. с. Пушкина: «...в просвещении быть с веком наравне»?

С детства каждому известны слова, вынесенные в заголовок параграфа. Повседневная жизнь неотрывна от нaуки. Телевизор, самолет, автомобиль , холодильник и мнoгoe другое, чем мы пользуемся постоянно,- все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы - школьники, следовательно, образование - главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.

НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Призвание науки - добывать новые знания. Для этогo нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений, необходимо «дум высокое стремленье» .

Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и OCнoвнoгo результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева , теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т. п. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука.

Итак, наука - система знаний. Вспомните, что система - это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность. главной задачей науки, ее «собственной задачей», отмечают ученые, является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки. (Вдумайтесь в содержание этого абзаца, обсудите положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи» О науке в современном смысле слова, полагает большинство исследователей, можно говорить начиная с XVII-XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы нaблюдения и эксперимента. В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию. Aнглийскому ученому А. Тойнби принадлежат крылатые слова: «сознание - мать технологии», наука и технология « обручились друг с другом и шагают вместе». Так наука начала реализовывать две свои основные функции: познавательную (теоретическое проникновение в сущность peальных явлений) и пракстuческкu-действенную (участие в преобразующей деятельности человека, общества). Cooтветственно этим функциям принято и членение существующих наук на фундаментальные и прuкладные.

О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В начале XVнI в. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской.

Научная работа превращалась в профессию, научноисследовательская деятельность - в устойчивую общественную и культурную традицию , а наука - в социальный институт. Всеобъемлющее развитие науки относится к ХХ в., к современности. Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, тeоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути нaучно-технuческого пpoгpecca (НТП). НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и тexники. (Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние НТП на современное общественное развитие.)

Приведем некоторые данные, характеризующие coвpeменную науку. В начале ХХ в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие тeмпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Мировая научная информация в ХХ в. удваивалась за 10- 15 лет. постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. В 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в ХХ в. Объем мирового промышленного производства в конце ХХ в. был в 20 раз выше, чем в начале века.

Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки. Это, прежде вceгo, унивepсальность. Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование eгo психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, ее взаимодействие с другими областями культуры.

Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние нaуки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества .)

Другая черта науки - ее безграничность. «Нaукa,- говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр,- вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, нeизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче».

Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной кoнкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.

Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), 8 иногда и небольшой группой исследователей. Здесь ocoбенно важна инициатива ученого, eгo озарение. Поиск новoгo, соединенный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех про водимых исследований.

Признанным центром российской науки является Pocсийская академия наук (РАН). В ее научных подразделениях трудятся свыше 110 тыс. человек. Нет ни одной сферы жизни человека, в деятельность которых РАН не внeсла бы весьма ощутимого вклада - технико-экономическогo и гуманитарного.

НТП во мнoгoм базируется на достижениях научнопроизводственных центров, таких, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии, «Pубин», занимающийся вопросами сооружения подводного флота, и т. п.

Современная наука сочетает дифференциацию и интeграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаeмoгo наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний нeизбежно,- писал видный отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев,- оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний...» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний » .

Важнейшей особенностью большой науки является ее теснейшее сближение с потребностями развивающегося общества. Удовлетворить эти потребности может только нaука, способная, говоря словами поэта, «услышать жизни зов». Так общество дает толчок, стимул к определенной нaучной деятельности.

В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Oткрытия в электронике, оптике , химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств мaccoвой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества. Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым И Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, eгo многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.

Известна потребность общества и в энергетических peсурсах. Здесь научный поиск может привести к фантастическим результатам. Кукуруза вместо нефти - таков cмeлый и осуществляемый замысел. В США уже разработана биотехнология получения топливного спирта из стеблей кукурузы, которые фермеры прежде сжигали. Данная тexнoлогия не только дешева, но, по утверждению ее создателей, позволяет надеяться на то, что через 25 лет четверть химической промышленности США может быть переведена на растительное сырье. (Опираясь на свои знания по ряду учебных предметов, назовите открытия последней четверти ХХ в., оказавшие серьезное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, на повышение качества жизни людей.)

Сплав высоких моральных категорий - добра и coвeсти - образовал новое качество - добросовестность, cтaвшее одним из первейших требований к научному труду.

Добросовестность проявляется:
- в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследования;
- в доказательности новых научных знаний, в их нeоднократной проверке;
- в научной честности и объективности - в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими другими обстоятельствами, а должен руководствоваться изречением Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»;
- в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, нeобоснованные новации.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты - норма выработанной учеными этики. Физик и философ И. Ньютон говорил, что все eгo научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов - своих предшественников.

Выдающиеся достижения большой науки ХХ - ХХI вв. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий мoгут нанести людям вред. Так, например, НТП - одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей вoeннoгo производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тpeвoгу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность , активная позиция в защите человека и планеты - неотъемлемая часть этики науки.

Ученые доказывают: использование достижений науки на благо всем людям возможно лишь в демократическом обществе. Академик А. Д. Сахаров подчеркивал: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования eгo достижений во вред человечеству».

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ

Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук. Обеспечение конкурентной способности новыми тexнологиями требует не только фундаментальных исследований, но и участия в них фундаментально подготовленных людей исследовательского и инженерного труда, способных мобильно переходить на новые рубежи. Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки, разработка принципов новой российской экономики , путей созидания гражданского общества и правового государства, добывание достоверных сведений о прошлом Родины и мира требуют значительного числа образованных экономистов, юристов, историков. Так наука и образование создают национальное богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности.

В начале ХХI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой - достижение cовpeмeннoгo качества образования, eгo соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, oтpaжая общенациональные интересы, учитывает и общие тeнденции мирового развития:

Ускорение темпов развития общества, eгo демократизация определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющейся ситуации;
- в период перехода к постиндустриальному обществу, расширения межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возможность решения глобальных проблем лишь coтрудничеством в рамках международного сообщества требует формирования у молодого поколения coвpeмeннoгo мышления;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, coкращение сферы неквалифицированного и малоквалифициpовaннoгo труда вызывают постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образоваине - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:

В постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;
- в подготовке не только образованных, но и нpaвствeнных людей. Вспомним слова pуccкoгo ученого, составителя
«Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Образование есть образование ума и образование нравственности»;
- в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, кoнcтpуктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;
- в формировании гражданской ответственности, правовогo самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.

Наука и образование - сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Именно социальное развитие, быстрое умножение научного багажа планеты требуют периодической модернизации образования, свойственной всем eгo ступеням.

Народная мудрость «век живи, век учись» ежечасно подтверждается в начавшуюся постиндустриальную эпоху, когда наука, техника, технология, культура обновляются с небывалой доселе быстротой. Но образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих уcловиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни - с детства до старости. Среди функций непрерывного образования выделяют кмпeнcирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности , потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью цeленаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением мaтериала. Основная форма самообразования - изучение литературы, прослушивание лекций, докладов, концертов, посещение музеев и выставок.

Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Проявляйте интерес к новым достижениям науки и тexники. Это поможет вам ориентироваться в жизни, положительно скажется на вашем труде, культурном уровне, будет способствовать самообразованию.

2 Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в ее выборе вам помогут учителя , библиотекари), научитесь самостоятельно работать с каталогом. Читайте жизнеописания ученых, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».

3 Если вы задумали посвятить свою деятельность научному труду, помните слова древних: «В науке нет цapcкoгo пути». Это означает, что работать придется мнoгo и зачастую в непростых условиях. Но если вы все взвесили и приняли решение стать научным работником, не сходите с дистанции.

4 Самообразование - постоянный ваш спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно coставлsпь личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.

Документ

Из выступления Президента РАН Ю. С. Осипова на общем собрании Академии 12 ноября 2001 г.

России предстоит построить новую экономику, способную стать фундаментом общественного благосостояния и оборонной мощи. Для этого нужна передовая научно-технологическая сфера. Огромный ресурс экономики Pocсии - накопленный страной научный потенциал. ...Одна из задач - создание в России конкурентоспособного ceктора высоких технологий, способного выступить локомотивом промышленного развития страны. Причем тaкoгo развития, которое направлено на завоевание, удержание и pacширение экономически и стратегически благоприятных позиций на мировом рынке. Решение этой задачи - одна из основных целей стратегии национальной безопасности. Нашему обществу пора осознать, что безопасность и тexнoлогическая независимость страны в ХХI веке будет определяться ее научно-технологическим потенциалом.

В основе науки лежат фундаментальные исследования, они создают основы современных технологий, а также определяют качество образования. Именно развитая система фундаментальных знаний лежит в основе решения проблемы технологического развития и национальной безопасности .

Вопросы и задания к документу

1. Почему в качестве важнейших задач выдвигается обеспечение общественного благосостояния и оборонной мощи?
2. На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить, какое содержание вкладывается в термины « передовая научно-технологическая сфера», «научно-технический потенциал», «технологическая независимость». Почему научно-технический потенциал определяет безопасность и технологическую независимость страны?
3. Аргументируйте положение о том, что фундаментальные исследования создают основы современных технологий и определяют качество образования. Докажите, что высокие тexнологии являются «локомотивом промышленного развития страны» .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели?
2. кaковы основные черты большой науки?
З. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
4. Назовите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
6. Каковы основные положения этики ученых?
7. В чем состоит взаимосвязь науки и образования?
8. Почему образование является национальным богатством страны ?
9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

ЗАДАНИЯ

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чем вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли ученые, считающие, что это членение носит условный характер?

Образование – трудоёмкий процесс, без которого невозможно представить сегодня успешного человека. Человек начинает свой образовательный процесс буквально с самого рождения – учится говорить, ходить. Затем – ясли, садик, школа, колледж или институт. И на этом образование не заканчивается. Кто-то ходит на дополнительные курсы, чтобы изучить то, что не преподавалось в школе/институте.

Наука и образование – наше всё!

Если Вы сейчас читаете данный текст, вы уже постигли основы дисциплины «Чтение». Применение найдётся всем дисциплинам! Считаем сдачу в магазине – математика, грамотно пишем заявление на отпуск – русский язык, общаемся с иностранным инвестором – английский язык, думаем, где отдохнуть – география (да и математика тоже), покупаем иностранную валюту – экономика, оказываем первую помощь – ОБЖ, входим на скорости в крутой поворот – физика. Повышайте уровень своего образования!

Портал Infoogle предлагает Вам статьи на тему образования – вы можете изучить русский и английский язык, географию, математику, основы безопасности жизнедеятельности и иные интересные и полезные дисциплины.

Социология науки и образования – специальная отрасль социологического знания, которая изучает систему закономерностей развития и функционирования науки и образования как социальных институтов в их взаимодействии с обществом. Такой социальный институт науки и образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям, обладает преемственностью исторически преходящих систем образования, способностью оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.

Мировой опыт свидетельствует, что развитие культуры, динамизм экономики, научно-технические достижения и личностная самореализация членов общества с большим успехом осуществляется в тех социальных организмах, которые расходуют больше средств на науку и образование и в которых престиж соответствующих профессий достаточно высок и стабилен.

Социология науки как самостоятельная отрасль социологии зародилась в начале XX века; в становлении ее большая заслуга принадлежит М. Веберу, К. Мангейму и др. А с именем Р. Мертона связывают становление социологии науки как самостоятельной дисциплины.

Социология науки исследует социальные аспекты деятельности по производству научного знания, систему социальных отношений, которые возникают в процессе движения нового знания от его появления до внедрения в практику, типы поведения ученых в различных социальных системах, их ценности, ориентации и предпочтения, а также конкретные формы взаимодействия науки и общества, науки и других общественных явлений.

Современная наука становится одним из решающих факторов экономических, социальных, духовных преобразований, становления культуры, качества образования личности. Наука оказывается силой, способствующей развитию самого человека, его творческих задатков и дарований. В то же время, способствуя росту знаний, наука приводит к еще большему отчуждению человека, который бывает не в состоянии освоить все возрастающий поток информации, соотнести новые открытия с уже сложившимися стереотипами.

Внедрение достижений науки и техники в условиях противоречивости социальной системы не только открывает новые представления и перспективы реализации человеческой активности, но и порождает многие сложные социальные проблемы, остро ставит вопрос о будущем человека и человечества. Осмысление таких проблем, поиск механизма их решения выступает одной из важнейших задач социологии науки, определяет ее социальную значимость.

Наука выполняет ряд социальных функций.

Во–первых, культурно-мировоззренческую. Возникновение науки во многом обусловлено потребностью общества в новом видении, понимании мира, опирающемся на знание. Культурная ценность науки состоит в том, что она – инструмент теоретического и практического овладения природой.

Во–вторых, нужно отметить функцию науки как непосредственной производительной силы общества, при этом научный труд превращается в производительный. Сущность этого процесса характеризуется:

Во-первых, материализацией научных знаний в вещественных элементах производительных сил, а также их воплощением в организационных формах производства;

Во-вторых, воплощением научных знаний непосредственно в деятельность основных участков производства;

В-третьих, превращением науки в теоретическую основу производственных процессов.

Третья функция науки как социальной силы связана с тем, что научные знания и методы все чаще используются при решении самых разных проблем общественной жизни. Каждый канал взаимодействия науки и общества, раз возникнув, уже не исчезает.

Российская академия образования. Центр дистиционного образования «Эйдос» 11-й Всероссийский конкурс2009 Лауреат Ткач Кристина, 8 л Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом II степени Платонов Пётр (5а кл.) Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 4-5 классов Диплом I степени Голоботовская Мария Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом II степени Шлапак Александр (5г кл.) Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 4-5 классов Диплом I степени Малинин Павел Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом I степени Жупанов Влад

Похожие статьи