Как написать изложение на огэ по русскому языку. Самые великие открытия и изобретения человечества Сжатое изложение какое изобретение стало самым значительным


Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Учитель: Гисматуллина С.М.

Цели урока:

- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;
- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование : дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.
1. Повторение понятия о сжатом изложении.
Учитель.
На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?
Ученик.
При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
Учитель.
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Учитель.
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
Учитель.
Что такое миктотема?
Ученик.
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.
Учитель.
Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии) (248 слов)

Учитель.
По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста.

Учитель:
Назовите признаки текста.
Ученик:
1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)
2. Текст имеет идею.
Ученик.
Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.
3.Текст можно озаглавить.
Книга – самое значительное изобретения.
Ученик:
4.Текст разделен на четыре абзаца.
- С какой целью это сделано?
Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.
Учитель: Составьте план текста.
Ученик:
План текста.
1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель.
Определите тип данного текста. Докажите.
Ученик.
Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте мы ярко видим:
тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг.
и вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:
1) основное положение (тезис);
2) доказательства с привлечением аргументов;
3) вывод.
При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.
Определите стиль данного текста.
Ученик.
Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.
Учитель.
Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.

5. Работа над сжатием текста.
Учитель.
По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.
Учитель.
Какими способами мы можем сжимать текст?
Ученик.
Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.
Ученик.
Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.
Ученик.
Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.
Учитель.
Мы будем сжимать текст способом исключения.
Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?
Ученик.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Учитель.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Ученик.
ПЕРВОЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны благодаря изобретению книги.
И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал создатель славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Ученик.
1.замена однородных членов обобщающим наименованием;
2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением
4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое, что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Услышанное, а затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить свои наблюдения и знания. И в книгах накопился опыт десятков поколений. Наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». Это означает: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
Ученик.
1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
2. исключение повторов;
3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
Учитель.
Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.
Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.
3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.
4. Неудачная концовка (дублирование вывода).
5.
6. Самостоятельная работа.

Третье сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить знания. В книгах накопился опыт поколений. Наши предки говорили: « Ум без книг как бескрылая птица». Это означает: птица без крыльев взлететь не может, а ум ограничен без чтения книг. 90 слов

7. Подведение итогов.
Учитель.
Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.

ПАМЯТКА
Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
Передано ли основное содержание исходного текста?
Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
-в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7

Список использованных источников

1. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010
2. Новая форма итоговой аттестации в 9 классе: рекомендации и опыт.-Казань: РИЦ «Школа», 2009
3. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион –М., 2010
4.


Полный текст материала Урок русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к сжатому изложению по тексту" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Изобретательность – это способность человека находить нестандартные решения проблем и жизненных задач.
Азбука Изобретательности | http://human-life.narod.ru

Когда кто-то из собравшихся спросил Жака Максимена: "Что такое изобретательность?", последовал ответ: "Это значит никого не копировать".
Дмитрий Воскобойников | Европа, журнал Европейского Союза | www.delrus.ec.europa.eu

  • Изобретательность – это способность мыслить глубоко и небанально, делая выводы, недоступные людям с примитивным мышлением.
  • Изобретательность – это аналитичность ума, быстрота мышления и творчество действий.
  • Изобретательность – это умение находить выход даже из безвыходных ситуаций.
  • Изобретательность – это способ взаимодействия с миром, при котором человек способен в любой ситауции увидеть плюсы и использовать их во благо.
  • Изобретательность – это уверенность в себе, позволяющая самостоятельно разрешать возникающие проблемы в любой жизненной сфере.

Преимущества изобретательности

  • Изобретательность раздвигает границы – делая невозможное возможным.
  • Изобретательность тренирует силу – разума.
  • Изобретательность даёт свободу – полету мысли.
  • Изобретательность даёт радость – от процесса созидания.
  • Изобретательность даёт возможности – для творчества и самореализации.
  • Изобретательность освобождает – от ленности тела и души.

Проявления изобретательности в повседневной жизни

  • Реклама. Чем большую изобретательность проявляют создатели рекламы – тем легче она запоминается и лучше работает.
  • Технические новшества. В основе каждой технической новинки, предлагающей нечто принципиально новое, лежит изобретение. Таким образом, любые технические достижения являются проявлением человеческой изобретательности.
  • Бытовые ситуации. Человек, умеющий найти нестандартное и при этом полезное применение обычным бытовым предметам – проявляет изобретательность.
  • Собственное дело. Человек, создавший успешную компанию, большую или малую – всегда проявляет изобретательность.

Как достичь изобретательности

  • Обучение. Знания – основа изобретательности. Получая знания, расширяя кругозор, человек создает почву для развития изобретательности.
  • Самосовершенствование. Работа над искоренением таких недостатков, как неуверенность в себе, бездеятельность, лень – помогает человеку в развитии изобретательности.
  • Постановка цели. Человек, твердо знающий, чего он хочет, часто проявляет необыкновенную изобретательность в достижении своей цели. Умение четко ставить цели – одно из необходимых условий для развития изобретательности.
  • Пробуйте! Не бойтесь осваивать новые для себя занятия – вы никогда не сможете изобрести новый способ езды на велосипеде, пока не овладеете уже имеющимся.

Золотая середина

Рутинность, неизобретательность | полное отсутствие воображения

Изобретательность

Маниакальная изобретательность | желание снова и снова изобретать велосипед

Крылатые выражения об изобретательности

Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. - Гёте - Без дара изобретательности ни в одной области еще не было великих людей. - Николло Макиавелли - Настоящая любовь и изобретательность свойственны иногда вовсе не тем, в ком мы рассчитываем их найти. - Маргарита Валуа - Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами. - Фрэнсис Бэкон - Стивен Страус / Большая идея, или Как бизнес-изобретатели превращали свои идеи в прибыльный продукт. Книга посвящена истории тех изобретений, которые стали привычными элементами повседневной жизни, таким как ксерокс, тефлоновая посуда, микроволновка. Все эти изобретения кроме пользы человечеству принесли богатство изобретателям. Есть идея? Почему бы и Вам не воплотить ее в реальность? Джеймс Л. Адамс / Разблокируй свой разум. Техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей Книга учит мастерству генерации гениальных идей. Она поможет снять блоки, мешающие Вашему разуму использовать заложенный в нем потенциал.

Подготовка к сжатому изложению.

Цель урока: продолжить работу над формированием у обучающихся навыков написания сжатого изложения в соответствии с критериями и требованиями ГИА по русскому языку.

Задачи:

    формировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, учить воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста; совершенствовать навыки использования приёмов компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

    содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;

    воспитывать интерес к книге и чтению посредством работы с текстом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Целеполагание

СЛАЙД 1 ТЕМА УРОКА Подготовка к написанию сжатого изложения.

Исходя из названия темы, давайте определим задачи урока (уч-ся высказывают предположения)
Задачи урока – учиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, выделять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении, учиться пользоваться приёмами компрессии текста.

Перед вами на партах лежат листы с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий.

Посмотрите на названия колонок: ключевые слова, микротемы текста, вариант сжатого изложения. Во время работы на уроке вы заполните колонки таблицы материалом, необходимым для выполнения домашнего задания - написания сжатого изложения.

Подпишите листы, запишите дату и тему урока.

III. Актуализация знаний

Первая часть экзаменационной работы по русскому языку – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Этого мы можем достичь, используя приёмы компрессии текста.

Какие приемы компрессии текста вы знаете?

СЛАЙД 2

    Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.

    Обобщение – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи.

    Замена однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением.

Что должно остаться в тексте после его компрессии?

СЛАЙД 3 Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.

Давайте применим имеющиеся знания на практике.

IV. Практическая работа

Важный этап работы над изложением- внимательное прослушивание текста. Предлагаю вам прослушать текст, выписать ключевые слова. Постарайтесь определить тему текста и его идею.

СЛАЙД 4

Послушайте текст (аудио)

1.Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? 2.Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. 3.Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. 4.Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

5. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. 6.Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. 7.А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. 8.Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

9.Многие думают, что изучать можно и устно. 10.Конечно, можно. 11.Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. 12.Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. 13.Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. 14.Да и можно ли положиться на его достоверность? 15.Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

16. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. 17.И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. 18.Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев».19. И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

(По материалам энциклопедии) (248 слов)

По прослушанному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

Как можно озаглавить текст? Книга – самое значительное изобретение.

Какова идея текста? Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни .

Какие ключевые слова вы выписали? Книга-лучшее изобретение; надёжный хранитель информации, аккумулятор знаний, книга делает людей добрее и светлее, прочитанное сохраняется дольше, чем услышанное, книга- источник народной мудрости.

Поскольку мы учимся написанию сжатого изложения, то будем работать с печатным вариантом прослушанного текста. Хочу напомнить Вам, что на экзамене текст будет звучать 2 раза.

Переверните листы с текстом. В течение 3 минут вы должны прочесть текст, разбить его на микротемы и подчеркнуть ключевые слова.

Назовите количество микротем и укажите их границы: 4 микротемы: 1.- 1-4; 2- 5-8; 3- 0-15; 4- 16-19.

Сформулируйте с помощью ключевых слов 1 микротему и запишите её. Книга – самое значительное изобретение за всю историю человечества.

Используя известные вам способы сжатия текста запишите свой вариант сочинения в третий столбик таблицы.

СЛАЙД 5

Перед вами один из возможных вариантов изложения первого абзаца:

Книга – самое значительное изобретение за всю историю человечества. Изобретение телефона, самолета, атомного реактора, овладение электрической энергией стало возможно благодаря изобретению книги.

Какие способы компрессии текста вы использовали? 1-2- О; 3, 4- И;

Сформулируйте с помощью ключевых слов 2 микротему и запишите её. Книга- самый надёжный источник информации.

Используя известные вам способы сжатия текста запишите свой вариант сочинения в третий столбик таблицы.

СЛАЙД 6

Перед вами один из возможных вариантов изложения второго абзаца:

И сегодня книга не утратила своего первостепенного значения. Она остается по-прежнему самым надежным носителем информации – долговечным аккумулятором знаний. Она просвещает людей, делает их добрее.

Какие способы компрессии текста вы использовали? 5, 6 ,8 -И; 6,7-О

Выполните компрессию 3 и 4 абзацев самостоятельно.

Прослушаем получившиеся варианты.

СЛАЙД 7 И 8

Перед вами возможные варианты изложения.

3. Многие думают, что изучать книгу можно и устно. Просветитель Кирилл сказал, что услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается из памяти. Слово прочитанное надолго сохраняется в памяти человека .

4. Именно в книгах люди сохраняли свои наблюдения и мудрость. Наши предки говорили, что ум без книги – птица без крыльев. Ум без книги ограничен.

Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.

7. Подведение итогов

Обратимся к содержанию текста. Почему книга является самым значительным изобретением человечества?


Согласны ли вы, что книга- вечный источник знаний?
Обсуждение ответов.

V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения

Обратите внимание на слайд. По этим трем критериям будет оцениваться ваше сжатое изложение:

Слайд 9

ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла)
ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла)
ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0-2 балла)

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.

Слайд 10 Домашнее задание: написать сжатое изложение текста в тетрадь, проверить его на соответствие критериям оценивания.


Ещё два десятилетия назад люди и мечтать не могли о таком уровне развития технологий, как существует сегодня. Сегодня, чтобы пролететь половину земного шара, нужно всего полдня, современные смартфоны в 60 000 раз легче и в тысячи раз более производительные, чем первые компьютеры, сегодня производительность сельского хозяйства и продолжительность жизни высоки, как никогда в истории человечества. Попытаемся разобраться, какие же изобретения стали наиболее важными и, по сути, изменили историю человечества.

1. Цианид


Хотя цианид кажется довольно спорным, чтобы включать его в этот список, данное химическое вещество сыграло важную роль в истории человечества. В то время как газообразная форма цианида стала причиной гибели миллионов людей, именно это вещество является основным фактором при добыче золота и серебра из руды. Поскольку мировая экономика была привязана к золотому стандарту, цианид является важным фактором в развитии международной торговли.

2. Самолет


Сегодня уже никто не сомневается в том, что изобретение "металлической птицы" оказало одно из самых больших воздействий на историю человечества благодаря радикальному сокращению времени, необходимого для транспортировки товаров или людей. Изобретение братьев Райт было с восторгом воспринято общественностью.

3. Анестезия


До 1846 года любая хирургическая процедура была похожа скорее на какую-то мучительную пытку. Хотя анестетики использовались на протяжении тысяч лет, их ранние формы представляли собой разве что алкоголь или экстракт мандрагоры. Изобретение современной анестезии в виде закиси азота и эфира позволило врачам спокойно оперировать пациентов без малейшего сопротивления с их стороны (ведь пациенты ничего не чувствовали).

4. Радио

Истоки истории радио очень спорные. Многие утверждают, что его изобретателем был Гульельмо Маркони. Другие же утверждают, что это был Никола Тесла. В любом случае, эти два человека сделали очень многое, чтобы люди смогли успешно передавать информацию через радиоволны.

5. Телефон


Телефон был одним из самых важных изобретений в нашем современном мире. Как и в случае всех крупных изобретений, по поводу того, кто был его изобретателем, спорят до сих пор. Ясно только одно: патентное ведомство США выдало первый телефонный патент Александру Грэхему Беллу в 1876 году. Этот патент послужил основой для будущих исследований и развития электронной передачи звука на большие расстояния.

6. Всемирная паутина


Хотя все думают о том, что это совершенно недавнее изобретение, Интернет существовал в архаической форме в 1969 году, когда вооруженные силы Соединенных Штатов разработали ARPANET. Но в относительно современном виде Интернет появился только благодаря Тиму Бернерсу-Ли, который создал сеть гиперссылок на документы в Университете штата Иллинойс и создал первый браузер World Wide Web.

7. Транзистор


Сегодня кажется, что снять трубку телефона и позвонить кому-то в Мали, США или Индии - очень легко, но это не было бы возможным без транзисторов. Полупроводниковые транзисторы, которые усиливают электрические сигналы, сделали возможным отправку информации на большие расстояния. Человеку, который стал первым проводить эти исследования, Уильяму Шокли, приписывают создание Силиконовой долины.

8. Атомные часы


Хотя это изобретение может показаться не столь революционным, как многие из предыдущих пунктов, изобретение атомных часов имело решающее значение в продвижении науки. Используя микроволновые сигналы, излучаемые изменяющимися уровнями энергии электронов, атомные часы и их точность сделали возможным широкий спектр современных современных изобретений, в том числе GPS, ГЛОНАСС, а также Интернет.

9. Паровая турбина


Паровая турбина Чарльза Парсонса буквально изменила развитие человечества, придав толчок индустриализации стран и сделав возможным для кораблей быстро преодолевать океанские просторы. Только в 1996 году 90% электроэнергии в США было сгенерировано паровыми турбинами.

10. Пластик


Несмотря на повсеместное использование в нашем современном обществе пластика, он появился только в прошлом веке. Водостойкий и высокоподатливый материал используется практически во всех отраслях промышленности, от упаковки пищевых продуктов до игрушек и даже космических кораблей. Хотя большинство современного пластика делают из нефти, сегодня все чаще звучат призывы вернуться к оригинальной версии, которая частично была органической.

11. Телевидение


У телевидения была длинная и легендарная история, которая началась еще с 1920-х годов и продолжается до сих пор. Это изобретение стало одним из наиболее популярных потребительских продуктов по всему миру - почти 80% семей имеют телевизор.

12. Нефть


Большинство людей вообще не задумываются, когда заправляют бак своего авто. Хотя люди добывают нефть в течение тысячелетий, современная нефтяная и газовая промышленность возникли во второй половине девятнадцатого века. После того, как промышленники увидели все преимущества продуктов из нефти и количество энергии, вырабатываемой при их сжигании, они наперегонки бросились делать скважины для добычи "жидкого золота".

13. Двигатель внутреннего сгорания


Без открытия эффективности сгорания нефтепродуктов, современный двигатель внутреннего сгорания был бы невозможен. Учитывая, что он начал применяться буквально везде: от автомобилей до сельскохозяйственных комбайнов и горнопроходческих машин, эти двигатели позволили людям заменить непосильную, кропотливую и трудоемкую работу машинами, которые могут делать эту работу гораздо быстрее. Двигатель внутреннего сгорания также дал людям свободу передвижения, поскольку именно он был использован в автомобилях.

14. Железобетон


Бум в строительстве высотных зданий случился только в середине девятнадцатого века. Благодаря встраиванию стальных арматурных стержней (арматуры) в бетон перед его заливкой люди смогли строить железобетонные искусственные сооружения в разы большего веса и размера, нежели ранее.


Сегодня на планете Земля жило бы намного меньше людей, если бы не было пенициллина. Официально открытый шотландским ученым Александром Флемингом в 1928 году пенициллин стал одним из самых важных изобретений/открытий, которое сделало современный мир возможным. Антибиотики были одними из первых лекарственных средств, которые смогли бороться с стафилококками, сифилисом и туберкулезом.

16. Холодильник


Обуздание тепла было, возможно, самым важным открытием на сегодняшний день, но это заняло много тысячелетий. Хотя люди уже давно использовали лед для охлаждения, его практичность и доступность была ограничена. В девятнадцатом веке ученые изобрели искусственное охлаждение с помощью химических веществ. К началу 1900-х годов, почти каждый мясоконсервный комбинат и крупный дистрибьютор продуктов питания уже использовал искусственное охлаждение для сохранения продуктов.

17. Пастеризация


За полвека до открытия пенициллина спасению множества жизней помог новый процесс, открытый Луи Пастером - пастеризация или нагревание продуктов (первоначально это были пиво, вино и молочные продукты) до температуры, достаточно высокой, чтобы убить большинство вызывающих порчу бактерий. В отличие от стерилизации, которая убивает все бактерии, пастеризация только снижает количество потенциальных патогенов до уровня, который делает большинство продуктов питания годными к употреблению без опаски заражения, при этом сохраняя вкус пищи.

18. Солнечная батарея


Подобно тому, как нефтяная промышленность вызвала бурное развитие промышленности в целом, изобретение солнечной батареи позволило людям использовать возобновляемую форму энергии гораздо более эффективным способом. Первая практически применимая солнечная батарея была разработана в 1954 году учеными Bell Telephone, сегодня же популярность и эффективность солнечных батарей резко возросла.

19. Микропроцессор



Сегодня людям пришлось бы забыть о своем ноутбуке и смартфоне, если бы не был изобретен микропроцессор. Один из наиболее широко известных суперкомпьютеров ENIAC был построен в 1946 году и он весил 27,215 тонн. Инженер Intel Тед Хофф создал первый микропроцессор в 1971 году, вместив все функции суперкомпьютера в один крошечный чип и тем самым сделав возможным создание портативных компьютеров.

20. Лазер



Усилитель индуцированного излучения света или лазер был изобретен в 1960 году Теодором Мейманом. Современные лазеры используются в множестве изобретений, в том числе в лазерных резаках, сканерах штрих-кодов и хирургическом оборудовании.

21. Азотфиксация


Хотя это может показаться слишком напыщенным, азотфиксация или фиксация молекулярного атмосферного азота "несет ответственность" за взрыв человеческой популяции. Путем преобразования атмосферного азота в аммиак стало возможным производство высокоэффективных удобрений, которые позволили увеличить объемы сельскохозяйственного производства.

22. Конвейер


Сегодня тяжело переоценить важность сборочных линий. До их изобретения все изделия делали вручную. Сборочная линия или конвейер позволила разработать крупносерийное производство одинаковых запчастей, значительно сократив время, которое требовалось, чтобы создать новый продукт.

23. Оральные контрацептивы


Хотя таблетки и пилюли были одним из основных методов лекарств, которые существовали уже в течение тысяч лет, изобретение орального контрацептива стало одним из наиболее значимых нововведений. Именно это изобретение стало стимулом для сексуальной революции.

24. Мобильный телефон / смартфон


Сейчас наверняка многие читают эту статью со смартфона. За это нужно поблагодарить компанию Motorola, которая еще в 1973 году выпустила первый беспроводной карманный мобильный телефон, который весил целых 2 кг, а на его подзарядку требовалось целых 10 часов. Что еще хуже, в то время можно было спокойно болтать только в течение 30 минут.

25. Электричество


Большинство современных изобретений было бы попросту невозможным без электричества. Пионеры, такие как Уильям Гилберт и Бенджамин Франклин, заложили первоначальную основу, на которой изобретатели, такие как Вольт и Фарадей начали вторую промышленную революцию.

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Учитель: Ерёмина Н.П.
Цели урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;
- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование : дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».
Ход урока.
1. Повторение понятия о сжатом изложении.
Учитель.
На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?
Ученик.
При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
Учитель.
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Учитель.
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
Учитель.
Что такое миктотема?
Ученик.
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.
Учитель.
Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии) (248 слов)
Учитель.
По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста.

Учитель:
Назовите признаки текста.
Ученик:
1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)
2. Текст имеет идею.
Ученик.
Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.
3.Текст можно озаглавить.
Книга – самое значительное изобретения.
Ученик:
4.Текст разделен на четыре абзаца.
- С какой целью это сделано?
Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.
Учитель: Составьте план текста.
Ученик:
План текста.
1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель.
Определите тип данного текста. Докажите.
Ученик.
Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте мы ярко видим:
тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг.
и вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:
1) основное положение (тезис);
2) доказательства с привлечением аргументов;
3) вывод.
При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.
Определите стиль данного текста.
Ученик.
Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.
Учитель.
Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.

5. Работа над сжатием текста.
Учитель.
По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.
Учитель.
Какими способами мы можем сжимать текст?
Ученик.
Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.
Ученик.
Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.
Ученик.
Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.
Учитель.
Мы будем сжимать текст способом исключения.
Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?
Ученик.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Учитель.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Ученик.
ПЕРВОЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны благодаря изобретению книги.
И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал создатель славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.

Ученик.
1.замена однородных членов обобщающим наименованием;
2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое, что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Услышанное, а затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить свои наблюдения и знания. И в книгах накопился опыт десятков поколений. Наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». Это означает: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
Ученик.
1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
2. исключение повторов;
3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
Учитель.
Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.
Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.
3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.
4. Неудачная концовка (дублирование вывода).
6. Самостоятельная работа.
Третье сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить знания. В книгах накопился опыт поколений. Наши предки говорили: « Ум без книг как бескрылая птица». Это означает: птица без крыльев взлететь не может, а ум ограничен без чтения книг. 90 слов

7. Подведение итогов.
Учитель.
Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.

ПАМЯТКА Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
Передано ли основное содержание исходного текста?
Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
-в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7

Список использованных источников

1. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010
2. Новая форма итоговой аттестации в 9 классе: рекомендации и опыт.-Казань: РИЦ «Школа», 2009
3. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион –М., 2010

Похожие статьи