Древний мир рождение первых цивилизаций продолжи предложения. Тема урока: Древний мир - рождение первых цивилизаций. Б) Олимпиада в Сочи

«Искусство древнего мира» - Искусство Древнего Китая. Сначала в долине Нила возникло около 40 царств. Начало 4-го тыс.до н.э. Первобытное искусство. Возникновение письменности. Гривна. " Большой Сфинкс". Объединение Египта. Летящий бог Индра. 5-6 вв.н.э. Искусство Древнего мира. Фалар. 1 в н.э. Золото, бирюза. Ритуальный сосуд типа юй.

«Цивилизации Востока» - Месопотамия. Клинопись. Территория. Дифференциация общества. Во главе общества – правитель, как гарант благополучия. Наличие письменности. Типы древнейших цивилизаций. Пантеон богов Культ Атона. Наличие городов. Особенности цивилизаций Древнего Востока. Месопотамия и Египет. Шумеры – исчезнувшая народность, неизвестной языковой группы.

«Урок Древний мир» - Вещественные. Всемирная история Вводный урок. План урока. Назовите в чём сходство… Письменные. Исторические источники. Всемирная история Исторические источники Археология Этнография. Назовите материки, где находились первые стоянки древних людей. Средние века. Лента времени. Назовите отличия от современных людей…

«Особенности Российской цивилизации» - И знаете почему?... А как бы продолжили вы? 1.Продолжить фразу Россия- это… Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта: средняя школа. В политической сфере. Предмет, в рамках которого проводится учебный проект: обществознание. Упор на экстенсивный путь развития. Каковы же особенности российской цивилизации?

«Древний мир» - Проверь себя. Ассирия. Древние цивилизации Передней Азии: Двуречье. Бронзовый век. Финикия. Палестина. Ключевые термины урока: Персия. Урок. Контрольный лист. Термины: ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ Анимизм Тотемизм Фетишизм Табу. Цель урока: Вавилон. Железный век. Основные этапы урока: Возникновение государства, строительство городов, письменность.

Выдря Анна Александровна

Учитель начальных классов

Хабаровский край, город Хабаровск

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Краткая аннотация:

Главной дидактической задачей урока является «открытие» новых знаний через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Чтобы урок был живым, увлекательным и эмоциональным, на уроке применяются: ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации.

Класс делится на 4 группы и каждая группа заполняет схему-опору. Эта форма работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию умений обсуждать и принимать коллективное решение. В процессе такой работы ребята читают, обсуждают и систематизируют большой объём учебного материала, на изучение которого отводится всего 2 урока. Важным этапом всей работы является публичное выступление каждой группы. Ребята учатся презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности.

В процессе работы происходит смена деятельности: фронтальная беседа, просмотр видеофильма, самостоятельное чтение, обсуждение, заполнение схем-опор. В течение урока проводится 1 физминутка, но во время групповой работы ребята могут передвигаться в пределах группы.

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Учитель начальных классов

Предмет. Окружающий мир

Класс. 4, общеобразовательной школы.

Цель урока. Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

УМК. «Школа 2100»

Учебные пособия.

1. «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2.

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

3. Схемы-опоры на листах А-5

Необходимое оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества».

Конспект урока

Цель урока

Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи урока для учителя

1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.

Задачи урока для учащихся

1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Создать схемы-опоры для систематизации материала.

3. Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: знание основных отличий эпохи Древнего мира.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование и материалы:

ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2., рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

Подробный конспект урока

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводная часть

I .Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

Я буду внимателен

Я буду старателен

Я буду трудолюбив

Я буду доброжелателен

Я буду активен

Я буду успешен

Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Установка на деятельность.

Включение в работу

II. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.

    Какую науку изучаем?

    Что такое история?

    На сколько эпох разделили всю историю? (на 6 эпох: более 2 млн. лет назад, первобытный мир, средние века, новое время, новейшее время)

    Какую эпоху мы уже изучили? (первобытный мир)

    Какие признаки этой эпохи мы выделили?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.32 № 1.

    Чем человек в первобытном обществе отличался от животных?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.33 № 2.

    Работа с контурной картой.

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 № 4.

    Похоже ли поведение современных людей на поведение людей в первобытном обществе?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 - 35.

Проверка тетрадей у ребят I варианта.

Организация работы учащихся, контролирующая

Фронтальная беседа

2.Основная часть

III. Постановка проблемы.

Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации.

Учитель предлагает детям набор предметов: песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

Учитель: Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

Дети: Да. Постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные?

Ребята высказывают предположения, которые учитель может записать на доске.

Учитель: Какой вопрос возникает?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: Каких знаний нам для этого не хватает?

Дети: Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.

Итог: Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.

Исследовательская

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и систематизация его в схемы - опоры.

1.Учитель предлагает ребятам просмотр видеофильма «Древний мир» для «погружения» в тему.

Цель: формирование первичной «картины» древнего мира.

2. Самостоятельная работа в группах с выступлением в классе.

Цель: формирование умения работать в группах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учитель: Вы разделились на группы перед уроком, а теперь определитесь с ролями.

Командир

Аналитик

Художник

Оратор

Учитель: Назовите правила работы в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться.

Ребята получают схемы-опоры для работы в группах.

1 группа. Расселение цивилизаций.

На листах А-3 наклеены полушарии.

Задания на карточке:

    Раскрасьте контурную карту, используя учебник на с. 54-55.

    Где возникли первые цивилизации?

    в каком полушарии,

    в каких частях света,

    около каких рек,

    какой климат.

    подготовить рассказ о расселении первых цивилизаций.

2 группа. Цивилизации древней Европы.

На листах А-3 наклеена схема.

Задания на карточке:

    заполнить схему, используя учебник на с. 54-55.

    подготовить рассказ о группах древних цивилизаций.

3 группа. Достижения и изобретения.

Задания на карточке:

    подписать рисунки, используя учебник на с. 54 - 57 и наклеить на лист А-3.

    подготовить рассказ о достижениях и изобретениях древних цивилизаций.

4 группа. Особенности морали.

Задания на карточке:

    подготовить чтение по ролям отрывка из учебника с. 58-59.

    Рассказать о морали людей первых цивилизаций.



Регулирующая

«Открытие» детьми новых знаний.

Физминутка

V. Физминутка.

Поднять руки вверх столько раз, с какого века начинается эпоха Средних веков.

Присесть столько раз, каким по счёту стоит эпоха Нового времени.

Наклонить голову столько раз, сколько частей в эпохе Новейшего времени

Регулирующая

Регулирующая

3. Заключение

VI. Первичное закрепление.

Цель: устное сообщение по схеме-опоре.

Ораторы каждой группы выступают перед классом, а все ребята делают пометы в рабочих тетрадях.

Контролирующая,

оказание необходимой помощи обучающимся.

Практическая работа

4.Рефлексия.

VII . Итог урока:

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Какие достижения используются до сих пор?

Что самое интересное Вы запомнили в эпохе Древнего мира.

Учитель: В начале урока вы выбрали себе установку на урок:

    Я буду внимателен

    Я буду старателен

    Я буду трудолюбив

    Я буду доброжелателен

    Я буду активен

    Я буду успешен

Учитель: Скажете, выполнили установку или это не удалось. Возьмите соответствующий цвет и приклейте на лучики солнышка-успеха. Можно заменить установку.

Кого в нашем классе больше внимательных, доброжелательных?

Это результат вашей работы на уроке.

Регулирующая, организационная.

Аналитическая

VIII . Домашнее задание

    Рабочая тетрадь с.36-37 №1. С. 39 № 4.

Планирование

Самостоятельная работа

Самоанализ

При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся. Ребята 4 класса уже умеют читать самостоятельно текст учебника, выделять главное и заполнять схемы-опоры.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества». Он является 2 в данной теме. В начале урока актуализируются знания учащихся о предыдущей эпохе «Первобытный мир».

Это урок открытия нового знания. На данном уроке применены: средства ИКТ, групповая форма работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

Высокая работоспособность учащихся была достигнута за счёт интереса, высокой познавательной активности и оптимального сочетания групповой формы работы с большим объёмом изученного материала.

На уроке поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера. Ребята очень продуктивно общались в группах. «Продуктом» их аналитической деятельности стали схемы-опоры.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи.

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

  • По линии объяснять мир" - научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории- на примере Древнего мира. Это умение можно развивать через:
    • хронологические рамки(3 тыс.до н.э. и 4 век н.э.);
    • изменение в уровне техники;
    • устройство общества.
  • По линии "определять свое отношение к миру" - научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.

Оборудование : песочные часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38

Ход урока

1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас, а также гостей, которые пришли к нам на урок. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнулись. Садитесь.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?

Дети: В первобытном мире. (Слайд 2)

Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?

Откройте учебник на с.46, посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

Дети: В эпоху Древнего мира.

Учитель: какая это по счету эпоха?

Дети: Вторая.

Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. (записывается на доску)

Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций" (записывается на доску), (Слайд 3)

Учитель: Наше путешествие будет сопровождать Муза истории - Клио.(входит Клио- старшеклассница)

Вы - Клио, Муза истории. Вы помогаете вспомнить о том, что человек может достичь многого, помогаете найти свое предназначение. Вы четко понимаете,чего вы хотите и " заражаете" вашей уверенностью других. Свиток пергамента и скрижаль -ваши любимые атрибуты. С их помощью Вы ведете летопись достижений и успехов, а в момент неуверенности Вы напоминаете нам, что все у нас получится. Так будьте сегодня нашей музой!

Я слословий не люблю,
А признаю работу.
Здесь все, с кем я всегда делю
Историков заботы.
Коль готовы себя вы назвать,
И знания свои показать,
Я непременно отмечу это,
И орден обязана буду дать.

(за правильные ответы Клио вручает детям ордена виде буквы У)

3. Постановка проблемы.

Учитель : Ребята, посмотрите на набор предметов, которые я принесла на урок.

Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

Дети: Да, постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.

Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?

Дети: Кто из нас прав?

Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

Дети: Да, могли.

Учитель: А вам хотелось бы узнать что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?

Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?

Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?(записывается на доску)

4. Актуализация знаний.

Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

Учитель: Давайте вспомним, что такое Древний мир?

Дети: Вторая эпоха всемирной истории.

Учитель: Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.

Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: А каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем, что -нибудь об эпохе Древнего мира?

Дети: Нет.

Учитель: Таким образом нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?

Давайте занесем наши ответы в таблицу " Знаем. Не знаем"(Слайд 4)

5. Поиск решения. Открытие нового знания.

Учитель: Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Прочитаем еще раз тему урока. Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны?

Вы сможете дать определение слову " цивилизации"?

Трудно, тогда давайте разбираться вместе.

Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации."

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ вот по такому плану. (Слайд 5)

1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?

2. Кто управлял людьми?

3. Как передавались сообщения, знания?

(работают в группах) Выслушиваются ответы.

Учитель: Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества?

Дети: Появляются города, государство, письменность.

Учитель: в форме чего изображена розовая линия?

Дети: В форме ступеньки.

Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Цивилизация - это:::::::ступень развития человечества. (Слайд 6)

Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух.

Так что же такое цивилизация?

Дети: Новая, более высокая ступень развития человечества. (Слайд 7)

Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются (Слайд 8,9) - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Учитель: Рассмотрите карту с. 54-55. (Слайд 10)

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Дети: Граница цивилизованного мира.

Учитель: Что находится за пределами этой границы?

Дети: Мир первобытных людей.

Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

Дети: Мир первобытных племен обширнее.

Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?

Дети: Два мира одновременно существовало на планете.

Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем

Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое?

Вновь обратимся к карте.с.54-55 (Слайд 12)

Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?

Дети : Древние цивилизации.

Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?

Дети: Древний Рим, Древняя Греция.

Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?

Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.

Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?

Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Учитель: Сейчас работу проведем в группах. Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Вам надо будет записать на листочке - название цивилизации и памятник архитектуры, которым она прославилась.

Кто быстрее?

Проверяем, кто готов?

Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?

Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.

Учитель: - Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?(Слайд 13,14)

Дети: одежда тоже разная.

Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?(Слайд 15,16)

Дети: В каждой стране своя письменность.

Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.

Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.

Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу.

Цивилизации - это разные::::::::..со своей особой::::::..(Слайд 17)

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

Мы были правы? (Да) (Слайд 18)

В колонку " Не знаем" записываем второе определение.

Физминутка.

Учитель: давайте сейчас поиграем в игру " Лото"(работа в паре)

Перед вами листок он разделен на две колонки. Есть конверт, в которых содержатся фразы из двух определений нового понятия " Цивилизация". Ваша задача правильно разложить эти определения в нужную колонку. Приступаем к работе. Проверим (Слайд 20)

Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?(Слайд 21)

Дети: Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?

Учитель: Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего мира"

Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?(учитель дополняет:

Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. . Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.

Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2:::9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция - Эллада. В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян - латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март - бог Марс, июль- Юлий Цезарь).

Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с50 и с. 57.

Что вы можете сказать?

Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.

Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Учитель: Вернемся к нашей таблице. (Слайд 21)

Ответили мы на второй вопрос?

Учитель: Значит, под вопросом пишем

Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.

Учитель: Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.

Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.- с.56, 2 абзац, 2в.- с.56, 3 абзац.

Какими событиями прославилась Древняя Греция?

Дети: Олимпийскими играми. (Слайд 23)

Учитель: А мы проводим Олимпийские игры? Кто знает, когда в России будут проходить зимние олимпийские игры?

Дети: В Сочи 2014г. (Слайд 24)

Учитель: Что произошло в Древнем Риме?

Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака. (Слайд 25)

Учитель: Все вы, наверное, слышали название спортивной команды "Спартак"? Теперь вы знаете откуда пришло это название. (Слайд 26)

Вернемся к главному вопросу.

6. Применение знаний.

Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2.

Заполните кроссворд самостоятельно.

Проверим (Слайд 27)

Следующее задание №1 с.36.

Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку.

7. Итог урока.

Учитель: На главный вопрос урока мы нашли ответы?

Что интересного вы узнали на уроке?

Другим ребятам вручаются грамоты "Знаток истории".

"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным тем кто шел впереди"

8. Домашнее задание

Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор.

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций
Цель: познакомить учащихся с древними цивилизациями
Задачи:

Образовательные:

    Познакомить с понятием «цивилизация»; Познакомить с эпохой Древнего мира; Показать географическое местоположение древних цивилизаций на карте;

Развивающие:

    Способствовать развитию ВПФ: устной речи, мышления, восприятия, воображение; Расширять кругозор;

Воспитательные:

    Формировать интерес к истории своей Родины; Воспитывать любовь, уважение к окружающему миру.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, доска, тетрадь ТПО

Ход урока


Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна, и я у вас проведу урок окружающего. Присаживайтесь.

Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.


Актуализация знаний

Скажите, а где вы побывали на прошлых уроках? (В первобытном мире)

Почему Первобытный мир называют «первыми шагами человека»? (Первобытный мир – это время появления первых людей и овладение ими самыми главными человеческими умениями)

Какие изобретения и умения сделали люди в Первобытном обществе? (В эпоху Первобытного мира люди научились говорить, научились выращивать растения, животных, добыли о сохраняли огонь, изготавливали орудия труда из камня, кости, дерева)

Ребята, посмотрите на слайд, здесь изображена река времени. Скажите, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? (В эпоху древнего мира) – слайд № 1


Постановка проблемной ситуации

Ребята, посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: слайд № 2


1. Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? (Да, постоянно)

2. Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

(Ученики могут высказать разные предположения:

    - все современные; - все древние; - некоторые древние, а некоторые современные)

Какой у нас возникает вопрос? (Кто из нас прав? К какой эпохе относятся все представленные нам предметы?)


Изучение нового материала

Нам сегодня предстоит узнать, какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

Посмотрите на слайд слайд №3

Прочитайте тему нашего урока. (Древний мир – рождение первых цивилизаций)

Что такое цивилизация? (Предположение) Ребята давайте узнаем значение этого слова из текста на странице 53. Прочитайте текст про себя, дайте понятие слову «цивилизация» (Цивилизация – это высокая ступень развития; общество со своей культурой)

Ребята посмотрите на схему «Переход от первобытного общества к цивилизации» на странице 53, скажите, чем отличается первобытное общество от цивилизации? Что произошло? (Среди маленьких поселков появились новые города)

города государства письменность

___________________________

цивилизация

поселки роды и племена сказания

_______________________________________

первобытное общество

Что стали делать правители, чтобы организовать и защитить жизнь людей? (Стали писать законы, создавать войска, собирать налоги. Появились новые организации, занятые управлением обществом – государства)

Какое еще важное изобретение было при переходе к цивилизации? (Изобрели письменность)

Для чего нужна письменность? (Для передачи различных сведений, для которых недостаточно устных рассказов)

Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. (Люди начинают строить города, создают государство, изобретают письменность) – слайд

Какое основное отличие эпохи Древнего мира от Эпохи Первобытного мира? (В эту эпоху появились первые цивилизации: города, государства, письменность)


Физкультминутка (видео файл)

Работа с картой на стр. 54-55

Рассмотрите карту на страницах 54-55.

Скажите в чем её особенность? (На странице 54 изображена карта Древнего мира, а на странице 55 карта 3-го тысячелетия до нашей эры – V век н. э.. В Древнем мире была маленькая плотность населения на единицу площади)

Что обозначено на карте широкой розовой линией? (Граница цивилизованного мира)

Что находится за пределами этой границы? (То, что осталось - мир первобытных людей)

Где возникают древние цивилизации, в каком полушарии? (В восточном)

Какой мир обширнее – мир первобытных племен или мир древних цивилизаций? (мир первобытных племен обширнее)

Что отмечено разными цветами на карте? (Древние цивилизации)

Верно. Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек (Тигр и Евфрат, Нил, Инд) как вы думаете почему? (Реки играли такую огромную роль в их жизни людей – средство передвижения, воды для с\х, нужд, защиты от врагов)


Какие цивилизации расположены в Европе? (Древний Рим и Древняя Греция)

Остановимся подробнее на этих цивилизациях

Древний Рим был основан в 753 году до н. э. в Центральной Италии на месте древнейших поколений. Жители Рима создали самое могучее государство древности и завоевали разные страны. В 70 – 80 годах нашей эры в Риме был сооружен амфитатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат.«Громадный»). Римский Колизей представляет собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стороны. Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещает около 50 тыс. зрителей.

Следующая цивилизация – Древняя Греция. В Древней Греции усовершенствовали письмо древних мореплавателей – финикийцев, и впервые создали из гласных и согласных букв. Исповедуя культ здоровья и физической силы, греки провели спортивные соревнования в честь бога Зевса, жившего на горе Олимп. Поэтому наверное любое слово, в котором есть слово «Олимп», сразу ассоциируется с Древней Грецией.

Назовите цивилизации расположенные в Древнем Востоке? (Древний Египет, Западная и Средняя Азия или Древнее Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай)

5 тысяч лет назад на берегах реки Нил появилось великое царство – Древний Египет. Это страна, которая расположена посреди самой большой пустыни на Земле – Сахары. Жрецы Древнего Египта изобрели календарь, которым люди пользуются и сегодня. Как это произошло? Ответ прост! Чтобы получать хороший урожай с полей, надо точно знать, когда начнется разлив Нила, а когда вода отступает; когда следует сеять, а когда приходит время убирать урожай. Именно тогда, когда люд научились собирать большой урожай, и многие из них уже могли заниматься не , а например строить дома. Все подчинялись фараону. Его власть была настолько велика, что люди поклонялись ему как живому богу. На западном берегу Нила возвышаются грандиозные пирамиды фараонов. Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка. Сейчас пирамиды считаются интересным местом для туристов. Древние Греки считали пирамиды первым из 7 чудес света.

Буддийская ступа. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей.

Ворота Иштар. Главные городские ворота носили имя богини Иштар. Через эти ворота проходила торжественная процессия во время самого важного праздника – Нового года. Она была главным женским божеством. Ее поклонники обращались к ней как к «Деве»

Китайская стена. Крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении8851,8км. Строительство началось в 3 веке до н. э. для защиты государства от набегов кочевого народа. Высота Великой Китайской стены составляет примерно 5 метров

Ребята, мы сейчас рассмотрели архитектурные сооружения. Похожи ли эти сооружения между собой? (нет, не похожи)

Почему? (Страны различны, значит и культура разная)

Верно. Культура накладывает свой отпечаток на разные страны. У разных стран свои традиции и обычаи.

Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что можете сказать? (разная одежда) (показ слайдов)

Сравните письменность? (в каждой стране своя письменность) (показ слайдов)

    Язык древних египтян известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Так как он является «мёртвым» языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки. Древняя Индия. Чаще всего в качестве материала для письма использовался пальмовый лист, высушенный, размягченный, надрезанный и разделенный на полосы. Для книги соединяли несколько таких полос. На большей части территории Индии чернила получали из черной сажи или , а писали тростниковым пером Древний Рим. В древнейшее время римляне писали на камне, металле и полотне. Для объявлений и документов использовались также и набеленные деревянные доски. Чтобы написанное не стиралось, когда складывали несколько дощечек, каждая из них оправлялась в деревянную рамку. Писчим материалом для изготовления книг служила бумага или пергамент. Бумага готовилась из тонких полос сердцевины египетского папируса. Древний Китай. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом. Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке. Древняя Греция. Когда в IX – VIII вв. до н. э. у греков появилось алфавитное письмо, они стали писать на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папирус. Позднее в Риме и Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и написать новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали.

ЇКакой можно сделать вывод? (У каждой цивилизации своя особая культура)

ЇОткрыли стр.56 в учебнике. Какие предметы к нам действительно пришли из Древнего мира? (ответы детей по картинкам)

Закрепление пройденного материала

Работа в ТПО, страница 36 № 1:

Эпоха древнего мира – это рождение первых цивилизаций. Стали появляться первые города. Чтобы организовать и защищать жизнь разных людей, надо было иметь законы, содержать войско, собирать налоги. Так появлялись государства.

Решение кроссворда – слайд

Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретениями следующих достижений:

Календарь, в котором год равен 365 дням Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) Шелковые ткани (Китай) Названия месяцев (Рим) Алфавит из гласных и согласных букв (Греция) Время (Междуречье)
Итог

Ї Что такое эпоха Древнего мира? (Время возникновения первых цивилизаций, городов и государств, которые передали нам свои достижения)

ЇЧто такое цивилизация? (Это высший этап развития общества; переход из первобытного состояния на более высокую ступень развития)

ЇЧто интересного вы узнали на уроке?

Домашнее задание

ТПО – страница 39, № 4; доклады на тему «Развитие техники в эпоху Древнего мира»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Древний Египет - одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н.э. Сущность обряда мумификации (бальзамирования). Описание крупнейших египетских пирамид.

    презентация , добавлен 27.12.2011

    Первые поселения на берегах реки Нил. Возникновение Древнего Египта - одной из древнейших цивилизаций, возникшей на северо-востоке африканского континента. Война между правителями Нижнего и Верхнего Египта, объединение государства. Рацион древних египтян.

    презентация , добавлен 18.10.2011

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Цивилизация как общество людей со своей культурой, законами, властью, предпосылки их появления и факторы развития. Общая характеристика и история возникновения самых известных древних цивилизаций: шумерской, египетской, греческой, индийской, китайской.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Персия - древнее название страны, которая с 1935 г. называется Ираном. География империи, нашествие ариев и Мидийское царство. Персидское государство ахменидов. Эллинское владычество, парфянское государство аршакидов. Экономика и религия Персии.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Египет – одна из древнейших цивилизаций; история развития государства и культуры. Истоки колоссальных достояний человечества: изобретение бытовых предметов, косметики, обуви; использование чернил, бумаги, летоисчисления; достижения медицины; архитектура.

    презентация , добавлен 10.02.2015

    Цивилизация как иерархически оформленный уровень развития социальных организмов, соответствующий государственным структурам. Древний Египет и шумеро-вавилонский мир. Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Греция и Древний Рим, типы мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

Похожие статьи