Благоустройство школ до и после. Благоустройство школьной территории. · прокладка подземных коммуникаций - устройство дренажа, водопровода, ливневой канализации, электроосвещения, телефонного кабеля

Социальный проект по благоустройству школьной территории

«Удивительное рядом»

учитель технологии.

Название учреждения: МОУ Бельская средняя общеобразовательная школа

Район/город: Бельский район / город Белый

Название проекта: Социальный проект по благоустройству школьной

территории «Удивительное рядом».

Предмет технология, участие в благоустройстве территории всех классов.

Актуальность проекта:

В жизни каждого ученика школа – это второй дом. Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.

В рамках этого проекта будет продолжен аукцион идей «Чудо-клумбы» среди учащихся школы, педагогов и родителей, конкурс на лучшую декоративную поделку для украшения территории и оформления цветника.

Цели:

    Создание единой духовной среды дальнейшего сообщества на основе совместной деятельности ученик – родитель – учитель.

    Способствовать бережному отношению к природе.

    Озеленение и благоустройство пришкольного участка.

Задачи:

Освоение знаний в области овощеводства и цветоводства.

Овладение умениями ухода за растениями.

Решение проблемы благоустройства территории школы.

Вовлечение учащихся в практическую деятельность по благоустройству и озеленению территории, выращиванию овощных культур.

Воспитание ценностного отношения к природе, стремление создать прекрасное и полезное.

Для реализации проекта:

    Были сформированы группы параллелей.

    Обозначены зоны действий для этих групп.

    Разработаны варианты дизайна территории школы.

    Изысканы материальные средства для выполнения проекта.

Предмет исследования: возможностисоздания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.

Место исследования:

пришкольная территория МОУ «Бельская СОШ».

Описание проекта.

Если театр начинается с вешалки, то школа - со школьного двора. Вероятно, каждый из нас не раз задумывался, как обустроить его с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых. Школа – наш общий дом. Мы хотим внести свой вклад в изменение ландшафта небольшого уголка нашей малой родины – школьного двора. Приложить знания, максимум фантазии и частицу своей души – и территория около школы станет ещё прекраснее. Необходимо продолжать разбивать клумбы, создавать оригинальные композиции, очищать территорию от опавшей листвы, дооборудовать скамейками.

Тема нашего проекта – «Удивительное рядом» выбрана не случайно. Важно, чтобы это место было красивым и уютным, чтобы воспоминания о нем радовали нас долгие годы после окончания школы.

Требования, предъявляемые к ландшафтному дизайну школьного двора.

    Растения не должны быть ядовитыми, колючими, с сильным запахом (чтобы не вызывать аллергию), не должны иметь ни каких плодов и ягод, чтобы дети не ели их зелёными.

    Не должно быть много деревьев и кустарников, чтобы не затенять территорию.

    Высаживая цветы на клумбы, следует помнить, что цвет по-разному действует на учащихся: зелёный, жёлтый, синий – успокаивает, красный – возбуждает. Цветы лучше использовать яркие, жизнерадостные, привлекательные. Желательно преобладание низкорослых сортов цветов.

Работа по оформлению школьного двора МОУ «Бельская СОШ» ведется поэтапно в течение нескольких лет. Вначале большое внимание уделяли посадке деревьев. Озеленение школы кустарниками и деревьями началось с того момента, когда была открыто новое здание. Каждый год подсаживаем новые зеленые насаждения.

Осенью учащиеся убирают территорию школьного двора от опавших листьев.

В 2012-2013 учебном году стартовала акция на лучшую клумбу «Чудо - клумбы». За каждым классом закреплен участок. Вот где можно проявить свою фантазию. В конце сентября 2013-2014 учебного года были подведены итоги на самую лучшую клумбу.

Учащиеся совместно с классными руководителями и родителями выращивали рассаду цветов. В течение периода весна - осень за ними ухаживали.

Цветники - это украшение двора, это искусство. С помощью цветочного оформления можно передать настроение человека. Цветы, в жизни, играют важную роль. Ими можно передать то, что нельзя сказать словами.

Цветники могут быть выполнены как из однолетних растений, так и из многолетних. Они обязательно должны дополняться однолетниками и луковичными для того, чтобы период цветения был непрерывен. Однолетние цветы яркими пятнами в миксбордерах, клумбах, вазонах радуют глаз в течение всего лета. Многолетние растения вносят краски в течение всего вегетационного периода. При этом одни виды цветов сменяют другие.

Учащиеся 6-в класса создали разноуровневую клумбу, которая очень живописно смотрится. Кисти цветущей сальвии придают праздничный вид. Бархатцы – эти чудесные бархатные шапочки украшают клумбы с мая до первых заморозков.

Силами учащихся 9-а класса созданы оригинальные клумбы. Они проявили выдумку, трудолюбие в оформлении своих клумб.

Неплохая задумка у учащихся 6-а класса, которые хотели создать круговое разноцветие по ярусам. Но весенняя погода не дала возможности реализовать задуманное полностью, но зато удалась ромашка.


Желтые, красные, белые, оранжевые цветы они всегда радуют нас, как бы приветливо улыбаясь. А учащиеся 4-х классов бережно ухаживали за ними.

В период летней практики учащимися под руководством учителей были созданы эти шедевры. Альпийскую горку окутала змея.


На клумбе поселилась лягушка.Учащиеся 10 класса с удовольствием ухаживают за своей клумбой, вьющаяся настурция придает оригинальный вид.

А ещё на пришкольном участке живут лебеди.И прилетела божья коровка.


Весь учебный период учащиеся работают в школьной теплице. Они выращивают зелень, овощи, рассаду овощных культур и цветов. Весной учащиеся готовят почву к посеву семян овощных культур и высадке рассады. В летний период они ухаживают за растениями.


Осенью учащиеся убирают урожай овощей, сортируют, перебирают, укладывают на хранение.

Большая часть выращенного урожая поступает в школьную столовую для удешевления питания учащихся.

Ожидаемые результаты проекта:

В процессе выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты:

    Формирование экологических знаний учащихся

    Озеленение и благоустройство школьного двора

    Реализация творческих находок способствует личностному росту каждого ученика;

    Проявление фантазии, инициативы и трудолюбия у учащихся, учителей и родителей.

    Создание интересных композиционных ансамблей.

Практическая значимость проекта:

Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными.

В рамках социального проекта «Удивительное рядом» прошел конкурс рисунков

«Каким я вижу школьный двор».

Просмотрев Интернет-ресурсы по созданию и оформлению клумб, мы отобрали удачные композиции альпийских горок; цветочных клумб из покрышек, пластиковых бутылок, камня, наиболее подходящие для озеленения пришкольной территории.

Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Поэтому данный проект может стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Данный проект мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Выполнила

социальный педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Сокур»

Вертянкина Л. Ф.

Сокур

2016

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

Проекта

Благоустройство и озеленение школьной территории

Заказчик

Проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур

Разработчик проекта

Сроки реализации

Вертянкина Л. Ф.

Цель проекта

  • создание условий для осуществления гражданско - патриотического воспитания молодежи;
  • организация патриотической деятельности;
  • развитие социальной ответственности и чувства социальной сплоченности;
  • благоустройство и озеленение школьной территории;
  • улучшение условий пребывания учеников в школе.

Задачи проекта

  • разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;
  • трудотерапия;
  • распространение знаний о ландшафтном дизайне;
  • привитие навыков сотрудничества, творчества, коммуникативной культуры, работы в коллективе;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Направления реализации проекта

Создание проектной группы;

Осенние работы:

- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

Регулярная уборка территории

Исполнители проекта

Родители обучающихся.

Ученики школы.

Учителя.

Добровольцы.

Ожидаемые результаты

Организация социально-значимой общественно полезной деятельности;

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Создание условий для социальной защищенности детей из «неблагополучных» семей;

Создание благоприятных условий жизни.

Финансирование проекта

Средства администрации

Спонсорская помощь.

Управление и контроль за реализацией проекта

Администрация

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Актуальность и важность проекта.

Здание школы МОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур построено еще 1972 году и одним из актуальных вопросов является проблема благоустройства территории, тем более, что по состоянию на 2016 год в школе насчитывается 14 сотрудников и 49 ученикаов. На собраниях родителей, учителей и учеников неоднократно поднимается вопрос и благоустройстве школьной территории. Поэтому для данной школы важно создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов.

Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Поэтому данный проект может стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Данный проект мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Таким образом,данный проект – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

Становясь участниками проекта, школьники могут попробовать себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Данный проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

2. Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках проекта- у ченики и сотрудники МОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур, родительский комитет

Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения.

После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них.

3.1 Этапы реализации проекта «Школьный двор»

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, интересы, востребованность, целеполагание проекта.

Май 2016 г.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Май 2016 г.

Практический

Реализация проекта

Май – сентябрь

2016 г.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Май – сентябрь

2016 г.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.

Октябрь – ноябрь

2016 г.

3.2 План мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа состояния школьной территории

Родительский комитет школы, классные руководители

Разработка коллективного проекта школьного двора:

Создание проектной группы;
- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора;

Родительский комитет школы, классные руководители, ученики

Приобретение семян и выращивание рассады.

Ответственный за УОУ (учебно-опытный участок), учитель трудового обучения

Трудовой десант по благоустройству школьного двора.

Классные руководители, учащиеся, родители, добровольцы

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Ответственный за УОУ, учитель трудового обучения,

Оформление клумб, посадка рассады

Ученики, классные руководители

Уход за посаженными цветочными культурами.

Разработка новых клумб у входа в школьный двор.

Классные руководители, учащиеся

Разработка и создание ландшафтного дизайна

Учитель изобразительного искусства

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

Планирование участка с использованием севооборота

Ответственный за УОУ

Регулярная уборка территории

Ответственный за УОУ, учащиеся, работники школы

Ремонт, покраска изгороди

Ответственный за УОУ, учащиеся, работники школы

3.3 Смета расходов.

Направление расходов

Сумма (руб.)

1.Семена для рассады овощных и однолетних и многолетних цветочных культур

1000

2. Материалы для ремонта забора, краска

5000

3. Краска для оформления

1000

4. Удобрение

5. Садовый инвентарь (лопаты, грабли, ведра, совки)

2000

Итого:

9500

4. Полная стоимость проекта составляет 9500 руб. (на указанный срок реализации проекта) .

5. Финансирование – Средства администрации. Спонсорская помощь. .

6. Дальнейшее развитие проекта. Проект рассчитан на полгода, но при условии подтверждения его жизнеспособности и наличии необходимых ресурсов реализация проекта может быть продлена. В перспективе опыт реализации данного проекта может быть распространен на другие категории населения.



Актуальность и важность проекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ 2 с.п. Надтеречное». Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов - таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас - это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.


Таким образом, наш школьный двор - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.


Цели и задачи проекта: создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы; наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы; улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов; воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе; развитие исследовательской деятельности школьников; развитие творческих способностей учащихся; формирование навыков здорового образа жизни.


Этапы проекта Первый этап – февраль-март: учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка; проводится защита ученических проектов. Второй этап – апрель –май: подготовка посадочного материала – саженцев и цветов; подготовка инвентаря; весенняя обработка почвы; работы по благоустройству территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников; весенние посадки (реализация проектов); закладывание опытов.


Третий этап – июнь –август: уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка; опытническая работа; систематическая уборка урожая. Четвертый этап – сентябрь-октябрь: осенняя обработка почвы; осенние посадки деревьев; подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов; Праздник выставки даров природы, цветов, поделок из природного материала; награждение победителей.


Содержание и этапы выполнения проекта Летом 2014 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы. 1-я зона – игровая (игровая площадка для школьников группы продленного дня); спортивная игровая площадка для игры в волейбол, баскетбол 2-я зона –внутренний дворик (двор школы, асфальтированная площадка и дорожки); 3-я зона – хозяйственная (двор школы у газовой котельной,гаражей); 4-я зона – зеленая (по фасаду школы со стороны поселка и во дворе школы) 5-я зона – учебно-опытническая (пришкольный участок).


Цели работы: 1. Разграничесние зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы. 2. Создание условий для отдыха и игры учащимся начальной школы и группы продленного дня. 3. Создание условий для проведения спортивных игр учащимся основной и старшей школы и детям, проживающим в близлежащих домах. 4. Наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.


Заключение Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему. "Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы. Мы сделаем всё, чтобы вид нашей школы имел эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Ценность этой работы заключается в следующем: 1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами. 2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности. 3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов. 4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.

Правильное озеленение общеобразовательного школьного участка - это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей и подростков.

Подбирая растения, учитывают не только художественные, но и практические цели. Так, аллейные (рядовые) посадки иногда служат защитой от шума, ветра, пыли, снега, что, несомненно, отразится на подборе форм растений.

Установлено, что при создании зеленой защитной зоны по ограде школьного учреждения, скорость ветра снижается более чем наполовину, а температура воздуха в зеленой зоне устанавливается ниже городской на 8-10°.

Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70%) от пыли.

Разнообразие деревьев и кустарников, красота форм, плотности и окраски кроны позволяют создавать выразительные композиции озеленения. Посадки: групповые, аллейные, одиночные, эркерные, рядные, шахматные, ограждающие, лабиринтные и др. - оживляют участок, позволяют лучше использовать выразительные качества стволов, кроны, листвы.

Но посадки деревьев и кустарников не должны мешать инсоляции помещения (солнечным лучам), и в зависимости от характера кроны и степени опадания листвы они высаживаются на расстоянии 5-10 м от здания. Прежде чем составлять посадочный чертеж (дендроплан), необходимо также узнать, где проходят электро - и телефонный кабели, трубы отопления и другие коммуникации. Так, высаживать деревья ближе 1,5 м от водопровода и канализации и 2 м от остальных сетей не разрешается. Кустарники сажают не ближе 2 м от газопровода, 1 м от теплосети и 0,5 м от электрокабеля.

Широкое распространение в озеленении участков школьных учреждений получили такие деревья и кустарники, как клен, береза, липа, ель, сосна, тополь, ясень, вяз, черемуха, лиственница, ольха, каштан, рябина, сирень, жасмин, спирея, кизильник и др. В местах, где дети играют продолжительное время, рекомендуется высаживать деревья с плотной кроной - липу, клен, вяз и др.

Ранней весной и поздней осенью необходимо производить очистку озеленения. Хорошо переносят обрезание клен, липа, тополь, вяз, боярышник, граб, яблоня, ива, ясень, плохо - каштан, береза, орех.

При проектировании древесных и кустарниковых насаждений мною соблюдались нормы посадок между деревьями и от деревьями до стен зданий сооружений и т.д. Нормативы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расстояние от объектов до осей растений

Минимальное расстояние до оси растения, м
дерева кустарника
Наружные стены зданий и сооружений 5 1,5
Бровка тротуаров и садовых дорожек 0,7 0,5
Край проезжей части улиц, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав 2 1
Мачты опор осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакад 4 1
Ограды высотой до 2 м 2 1
Ограды высотой более 2 м 4 1
Подошвы откосов, террас и др. 1 0,5
Подошвы или внутренние грани подпорных стенок 3 1
Подземные коммуникации: газопроводы, канализация 1,5 1
Теплосети (от стенок канала) 2 1
Водопроводы, дренажи 2 -
Силовые кабели и кабели связи (от наружной стены трубы) 2 0,7
От сетей подземных коммуникаций, защищенных трубами (от стены) 1 0,3

На участке разбивают так же небольшие цветники, но так, чтобы цветение растений не совпадало. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, в начале лета - пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем - флоксы, гладиолусы, георгины и до поздней осени - хризантемы, многолетние астры, и др. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков. Цветы на газоне школьного участка также подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Сначала высевают газонные травы, затем высаживают цветущие растения. Многолетники требуют срезки.

Цветовое оформление просто необходимо при озеленении школьных учреждений, но и здесь надо подойти к подбору со всей осторожностью.

Большую роль в озеленении участка имеют газонные покрытия групповых и физкультурных площадок, засеянные устойчивыми травосмесями в сочетании с однолетними и многолетними растениями в общем цветнике, на клумбах и рабатках групповых площадок.

Эстетический вид газона поддерживают, периодически скашивая траву, но хорошо оставлять и островки высокотравного озеленения с полевой растительностью. Широко используются самые разнообразные виды газонного озеленения, сочетающиеся с цветочными клумбами, рабатками, оазисами с водой, песком, галькой и др.

Цветочное и древесное оформление школьного участка полностью соответствует выбранному мною стилю.

Посадку растений осуществляют утром. Совком выкапывают ямки нужного размера, чтобы корни растений при посадке не загибались, а саженцы высаживались чуть глубже корневой шейки. Расстояние между растениями зависит от их размеров. Цветники поливают вечером после 17 ч или утром. Цветники из ковровых растений поливают чаще-до 40-50 раз за сезон. В сухую и жаркую погоду вечером между поливами производят освежающий полив или опрыскивание. Для создания розария применяется роза двух видов. По бокам калифорнийская, потому что она почти не имеет шипов, цветки не большие, розового цвета. В середине дальневосточная, она более колючая с красными большими цветками.

Тюльпан - для украшения садов и парков особенно хороши сорта из группы Дарвиновских гибридов. Они нарядно выглядят на фоне газона или кустарников, на клумбах,.

Для посадки лучше брать луковицы первого и второго разборов, цветущие на следующий год.

Наиболее привлекательны небольшие группы одного сорта. Поскольку сорта цветут неодновременно, высота растений и окраска цветов их разные, смешивать их нецелесообразно.

В цветниках тюльпаны выращивают на одном месте 2 - 3 года. Чтобы участок не потерял декоративный вид после цветения, в междурядья высаживают однолетние и многолетние растения, выращенные в горшках.

Виола (фиалка, анютины глазки) - представитель семейства фиалковых. Растение высотой 20 - 25 см с крупными цветками разных форм и окрасок. Сорта крупноцветной садовой виолы являются сложными гибридами.

Так, фиалка трехцветная (виола триколер) появилась в результате многолетней селекционной работы специалистов и любителей-цветоводов.

Считают, что простые анютины глазки пришли в сад из Англии. Их прародители - дикие фиалки (виола триколер и лютея). Хотя цветоводы с давних пор хорошо знали эти полевые цветы, первые серьезные попытки окультурить их были сделаны лишь в начале

Уход за растениями в цветочном оформлении заключается в регулярном поливе, прополке и рыхлении почвы. Чтобы не развивались плоды, все отцветшие цветки удаляют, иначе цветение приостановится.

Для виолы отводят солнечные места. В полутени она цветет дольше, но цветки мельче и бледнее. Летом после цветения ее заменяют другими однолетними растениями. В нашей стране чаще всего выращивают такие сорта: Форботе (цветы белые и синие), Цюрих Зее (голубые), Бергвахт (темно-фиолетовые), Химмельс Кениге (светло-голубые), Гольд Краун, Абендглют (красновато-коричневые). Эти сорта зацветают весной довольно рано.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани

Проектная работа по теме:

Благоустройство

школьного двора и территории,

Макарова Оксана

ученица 7В класса

МАОУ «Гимназия №37»

Авиастроительного района г.Казани

Руководитель:

Кудашова Татьяна Николаевна

Мухаметзянова Алина Ринатовна

Руководители ДОО «Импульс»

Казань 2016

Введение c тр

1. Актуальность проблемы. 2-3

2. Цели и задачи.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Материалы и инструменты

II . Основная часть.

1. Программа проектных мероприятий 3-5

III . Заключение.

1. Ожидаемые результаты реализации проекта 6

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления 6

3. Заключение 7

Введение

Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Территория школы – популярное место отдыха для жителей соседних домов, особенно в весенне–летний период. Поэтому ландшафтное озеленение, благоустройство зоны отдыха и территории, находящейся перед зданием школы, является необходимым.

1.Актуальность проблемы

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит скучно.

Здание МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани было построено в 1952 году. На территории школы имеются: футбольное поле, волейбольная площадка, игровая площадка для младших школьников. Перед зданием школы раньше располагалась аллея, которая ограждала гимназию от дороги, где ученики имели возможность прогуливаться, но в 2013 году на этой территории была построена станция метро « Авиастроительная». Дорожки заасфальтировали, но остались небольшие участки земли.

Анкетирование учащихся, работников школы показало, что необходимо преобразить ее. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству что необходимо преобразить ее. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительской практике.

Объект исследования

Объектом исследования является школьный двор гимназии и прилегающая к нему территория.

Предмет исследования

    Культурные растения (цветы, деревья)

    Почва (вид почвы и ее возможности)

    Технология изготовления и подбор материалов для создания малых архитектурных форм

    Цели и задачи проекта :

Цель: Разработать и реализовать проект в рамках внеурочной деятельности учащихся по решению экологических проблем и экологического воспитания общеобразовательных школ.

Изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;

Ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения и благоустройства;

Распределение участков по классам и назначение ответственных за выполнение работы;

Прививание элементарного опыта практической природоохранной деятельности;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к результатам своего творчества.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию экологической, эстетической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о дизайнерском оформлении и благоустройстве школьного двора и прилегающей территории;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного отдыха детей и взрослых, способствующего их духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Улучшение эстетического вида школьного двора и территории находящейся за ее пределами, создание благоприятной экологической обстановки.

Теоретическая часть работы

В основу подготовки моей работы вошло изучение источников информации сети Internet и специальной литературы по ландшафтному дизайну, посещение скверов, парков, площадей с целью изучения оформления и озеленения объектов г. Казани.

Практическая часть работы

Практическая значимость моей работы заключается в привлечении учащихся, родителей и учителей к внеурочной деятельности по озеленению пришкольных участков, дала возможность применения полученных знаний на уроках биологии, ИЗО, технологии, географии, привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Все эти этапы работы привели к тому, что перед фасадом школы и на школьном дворе появились ландшафтные работы: дизайнерски оформленные клумбы, цветники, объекты малой формы, которые способствовали развитию эстетического вкуса и созерцанию чувства прекрасного в окружающем мире.

4.Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

5. Материалы и инструменты

Для реализации проекта нам понадобятся материалы и инструменты:

Носилки;

Семена и саженцы;

Всё перечисленное оборудование имеется в школьной мастерской.

II . Основная часть.

План реализации проекта.

Выполненная работа

Организационный

Составление плана работы

Исследовательский

Изучение вариантов оформление цветочных клумб

Изучение видов цветочных культур

Практическая деятельность

Выращивание рассады.

Разбивка клумб.

Высадка рассады, посев семян.

Уход за цветами: поливка, прополка, разрыхление.

Май- август

Заключительный

Анализ выполненной работы

Сентябрь

Оформление проекта

Защита проекта

    Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

проведения

Ответственный

Собрание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Каб. биологии

Сентябрь, 2014

Инициативная группа

Социологический опрос обучающихся, работников школы

Актовый зал

Сентябрь, 2014

Инициативная группа, педагоги-организаторы.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории

Каб. биологии

Сентябрь, 2014

Учитель биологии, лаборант, инициативная группа

Конкурс на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории.

Актовый зал

Октябрь, 2014

Педагог-организатор

Разработка коллективного проекта школьного двора и территории находящейся за ее пределами» -

составление плана озеленения и благоустройства школьного двора и территории находящейся за ее пределами» .

Кабинет биологии

Инициативная группа,

учитель биологии, лаборант.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Школьный двор

Апрель, 2015

Учитель биологии, химии, лаборант.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Школьный двор

Апрель, 2015

Завхоз школы

Разбивка новых клумб на территории школы и находящейся за ее пределами

Школьный двор

Территория перед школой

Май-июнь, 2015

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Школьный двор

Территория перед школой

Июнь-август, 2015

Учитель биологии, Инициативная группа

Благоустройство

зоны отдыха на территории школы

Школьный двор

Август, 2015

Учитель технологии

Подготовка семян и выращивание рассады

Каб. биологии

Февраль, 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Школьный двор

Учитель биологии, Инициативная группа

Уход за посаженными цветочными культурами.

Школьный двор

Май- август 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Посадка деревьев

Школьный двор

Сентябрь-Октябрь 2016

Инициативная группа

Экспресс-опрос «Проект в моей жизни»

Каб. биологии

Сентябрь, 2016

Инициативная группа

Представление отчета о реализации проекта

Актовый зал

Декабрь, 2016

Инициативная группа

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5-8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый - от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие - фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции. В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья. Бархатцы (тагетес)- семейство Астровые. В культуре известно около 30 видов, из которых широко культивируются 3. В диком виде бархатцы распространены в Центральной Америке, и особенно в Мексике. Там это растение считается магическим, и его соцветия используются в религиозных церемониях. Петунья - семейство Паслёновые. Завезена из Южной Америки в 1831 году. Известно около 25 видов петунии. К настоящему времени селекционерами созданы гетерозисные гибриды, которые отличаются очень ранним и обильным цветением, ветвистостью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

Расчет расхода материалов

Для анкетирования нам потребовалась 1 пачка бумаги. Для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ - садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка. Денежные средства взяты от сборов макулатуры. Расчет расхода материалов и их стоимости для озеленения пришкольного участка представлены в табличной форме.

Определение расхода материалов и их стоимости

Наименование

Кол-во в шт.

одной шт. в руб.

Стоимость материалов

Бесплатно

(есть в школе)

Бесплатно

(есть в школе)

Бесплатно

(есть в школе)

Минеральные удобрения

Семена смеси

Бумага (для анкетирования)

Итого:

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

1 этап

Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта

Проведена очистка территории от бытового мусора;

Собраны семена для посадки однолетних цветов.

2 этап

1. На территории весной участка будут установлены малые архитектурные формы: садовые скульптуры изготовленные руками учащихся;
2. Будет проведено озеленение территории: создание клумб;
3. Для сохранности благоустроенного участка планируется разъяснительная работа среди учащихся.

III . Заключение.

III . Заключение.

Исходя из данного проекта, каждая школа может:

    составить проект реконструкции озеленения пришкольной территории с учетом соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

    провести анализ положения школы;

    изучить степень запыленности воздуха в различных участках территории;

    изучить видовой состав растительности и ее состояние;

    определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

В ходе работы мы посещали выставки разнообразных цветов, ходили на цветочные ярмарки, консультировались с учителем биологии о растениях, которые растут как в тени, так и на солнце. Прослушав лекции о цветах, мы выбрали для своего участка петуньи и бархотки.

Мы оформили территорию школьного двора стиле сказок А.С. Пушкина. И дали ему название «У Лукоморья дуб зеленый…» «Жителями» этой замечательной страны стали: кот ученый, баба яга, золотой петушок, старик со старухой и золотая рыбка, царевна лебедь…Перед летними каникулами мы провели литературный дворик посвященный творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина. В следующем году мы так же хотим оформить школьную территорию в каком-то определенном стиле, что это будет, мы определим с помощью анкетирования учащихся и педагогического состава. И мы очень надеемся на то, что наша идея станет доброй традицией МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района.

Мы надеемся, что наш проект выйдет именно таким, каким видим его мы ведь в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. На нашем примере может быть, многие жители захотят превратить свои участки в маленькие волшебные страны и проявят свои творческие способности.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Вопрос эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получаем новые знания в области экологии, активно развиваем креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка образовательной программы проекта «Благоустройство школьного двора и прилегающей к ней территории» позволяющая полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников.

Проект «Благоустройство школьного двора и территории находящейся за ее пределами»; дает ответы на решение вопросов экологического воспитания учащихся и является кладезем полезных материалов для работников школы, детских садов. Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям города приносит радость и пользу.

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Низкая активность и слабая мотивация на участие в основных мероприятиях программы

Активная работа с родителями

Разработка системы стимулов

Организационные:

Повышение ответственности кадров через проведение совещаний при директоре школы



Похожие статьи