Демографическая политика разных стран. Демографическая политика и ее проявление в разных странах мира. Меры проведения демографической политики

Демографическая политика*

В.П. Максаковский

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер , направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.

Однако для того чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция . Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания».

Сексуальная революция вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов.

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся - 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения . Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак . Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста . В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались - в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».

Директор Института демографических исследований Игорь Иванович Белобородое определяет демографическую политику как комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять в заданном направлении на режим воспроизводства населения. В более широком понимании демографическая политика - это предлагаемый и реализуемый государственными институтами и общественными организациями комплекс целей, мер и средств, которые направлены па изменение существующей демографической ситуации. Объектами демографической политики могут быть как население страны в целом или отдельных регионов, так и социально-демографические группы, режим воспроизводства которых нуждается в существенной корректировке. Цель демографической политики - повлиять на режим воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства. Для достижения цели демографической политики должна функционировать вся система государственного и социального управления демографическими процессами.

В демографической политике можно выделить три основных направления:

  • 1) здравоохранительное - укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
  • 2) семейное - регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;
  • 3) миграционное - регулирование миграционных процессов.

По мнению отечественного демографа Александра Яковлевича Кваши, демографическая политика может быть как активной, так и пассивной. Для активной демографической политики характерно стремление к изменению существующей демографической ситуации, для пассивной - сохранение ее стабильности. Основу демографической политики составляют определение цели и основных направлений демографического развития, разработка мер и средств по реализации поставленных целей. В соответствии с целью демографической политики по основным направлениям формулируются задачи и обосновываются приоритеты. К числу приоритетных задач могут быть отнесены следующие: увеличение рождаемости, сохранение института семьи, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, корректировка миграционного баланса.

Для определения цели и задач демографической политики необходимы научно разработанные концепция и программа действий. Концептуально оформленная цель демографической политики предстает как стратегия демографического развития страны, а разработанная программа демографической политики - как тактика изменения демографической ситуации. Программа демографической политики представляет собой комплекс мероприятий, с помощью которых будут реализованы сформулированные в концепции цель и задачи. Предлагаемые в программе мероприятия могут быть трех видов: административно-правовые, финансово-экономические и информационно-психологические. Разработка стратегии и тактики демографической политики требует научного анализа существующей демографической ситуации и выявления тенденций динамики демографического развития в стране. Для эффективной реализации демографической политики нужны политическая воля, научное обоснование, достаточное финансирование, информационное сопровождение, контроль за исполнением принимаемых решений.

Демографическая политика в зарубежных странах

В большинстве стран приоритетным направлением демографической политики является регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института. В 1950-1960-е гг. мировая демографическая политика была ориентирована на решение возникшей глобальной проблемы демографического взрыва -перенаселения планеты. В этот период в странах Азии, Африки и Латинской Америки быстрыми темпами росла численность населения - от 2 до 4% в год. Страх перед демографическим взрывом обострил внимание к проблемам ресурсного обеспечения будущего населения и его расселения.

С 1970-х гг. в центре внимания мировой демографической политики оказалась проблема резкого падания рождаемости в экономически развитых странах. В настоящее время более чем в 60 странах мира уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. В этих государствах проживает около половины населения планеты. При этом в 20 странах рождаемость уже более 20 лет имеет величину значительно ниже уровня простого воспроизводства. За период с 1970 по 2010 г. глобальный суммарный коэффициент рождаемости уменьшился с 4,3 до 2,7 ребенка. В экономически развитых странах суммарный коэффициент рождаемости достиг 1,6 ребенка. В то же время в 26 развивающихся государствах из 150 рождаемость составляет пять и более детей у одной женщины репродуктивного возраста.

В последние годы большинство стран проводят политику регулирования рождаемости. Как правило, в азиатских странах, которым угрожает демографический взрыв, демографическая политика ориентирована на снижение рождаемости. В западноевропейских странах, которым угрожает демографический кризис, демографическая политика ориентирована па повышение рождаемости.

Необходимость проведения демографической политики, направленной на снижение рождаемости, в Китайской Народной Республике возникла в середине 1950-х гг. в связи с быстрым увеличением численности населения, начиная с 1949 г., когда население республики насчитывало еще 42 млн чел. Стремительный рост численности населения привел к тому, что сегодня в Китае по данным статистики проживает более 1360 млн чел. (каждый пятый житель Земли).

Первые кампании по ограничению рождаемости в Китае проходили в 1956-1958 и 1961-1965 гг. С 1970 г. демографическая политика, направленная па снижение рождаемости, проводится под лозунгом "одна супружеская пара - один ребенок". Исключением являются малочисленные этнические меньшинства, которым позволяется иметь два-три ребенка. Для осуществления "политики одного ребенка" в Китае был повышен возрастной ценз вступления в брак и установлено требование предъявлять при регистрации документы о прохождении специального медицинского обследования, в котором подтверждается, что у невесты и жениха не обнаружены наследственные болезни. Тем, у кого такие болезни были обнаружены, запрещалось иметь детей или предлагалась стерилизация. Женщинам, сделавшим аборт, предоставлялся оплачиваемый отпуск.

Ежемесячные пособия в Китае стали выплачиваться только на единственного ребенка. Семьи с одним ребенком имели преимущества при устройстве на работу и обеспечения жильем. Родители, у которых единственный ребенок - девочка, пользовались привилегированным медицинским обслуживанием. Декретный отпуск и оплата медицинских расходов на второго ребенка не распространялась. Для родивших второго и последующих детей были установлены штрафы в размере от 2 до 20 тыс. долл., у них изымались выплаты, полученные за первого ребенка, их лишали всех льгот, которые были предназначены в связи с рождением первого ребенка. В результате "политики одного ребенка" в Китае суммарный коэффициент рождаемости снизился с 4,7 в 1973 г. до 1,8 в 2000 г. Традиционное предпочтение рожать мальчиков привело к тому, что сегодня по статистике в Китае на одну девочку приходится по три мальчика и, как результат, - "дефицит невест".

В настоящее время численность населения Индии превышает 1220 млн чел. (1/6 жителей земного шара). Суммарный коэффициент рождаемости в Индии - 3,1 ребенка (выше, чем в современном Китае почти в два раза). После переписи 1971 г., показавшей, что за 20 лет население Индии увеличилось в полтора раза, в качестве основного метода снижения высокой рождаемости правительство избрало стерилизацию, которая первоначально осуществлялась добровольно, причем мужчинам из наиболее бедных слоев населения предлагалось за это денежное вознаграждение. В 1976 г. была предпринята попытка ввести закон о принудительной стерилизации мужчин, имеющих троих детей.

За период с 1974-1975 но 1976 1977 гг. число операций стерилизации выросло с 1354 тыс. до 8261 тыс. В результате в Индии коэффициент рождаемости понизился с 45% в 1970 г. до 35,3% в 1980 г. За такое политическое решение демографической проблемы премьер-министр Индии Индира Ганди в 1983 г. стала лауреатом премии ООН в области народонаселения. Однако такой жесткий подход к решению избыточной рождаемости привел к требованию общественности отменить закон принуждения к стерилизации. Следствием стало поражение правящей партии Индийский национальный конгресс. Вернувшись к власти, эта партия в 2000 г. повела национальную политику народонаселения, ориентированную па повышение благосостояния семьи, улучшение медицинского обслуживания матерей и детей, ограничение возрастного ценза вступления в брак девушек 18 годами. В последние годы в Малайзии, Непале и Пакистане правительством проводились кампании по добровольной стерилизации в рамках программы планирования семьи.

Франция одной из первых европейских стран проявила озабоченность снижением рождаемости уже в конце XIX в. В 1896 г. французский статистик и демограф Ж. Бертильон основал Национальный союз за увеличение численности французского народа. В 1920 г. был учрежден Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г. - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения. В 1945 г. по инициативе Президента Франции Шарля де Голля (1890-1970) и под его руководством начал функционировать Высший консультативный комитет но проблемам населения и семьи. В 1920 г. во Франции был принят закон, запрещающий аборты, но разрешающий продажу контрацептивов. В 1939 г. был принят Кодекс о семье, а в 1975 г. - закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

В современной Франции, как и во многих европейских странах, рождаемость стимулируется с помощью системы пособий на детей. С увеличением числа детей в семье существенно увеличиваются детские пособия. Так, при рождении первого ребенка выплачивается единовременное пособие в сумме 260% основной зарплаты матери, на каждого последующего - 717%. Срок декретного отпуска установлен в 16 недель, однако при рождении третьего ребенка он увеличивается до 26 недель. Матерям-одиночкам предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка. При рождении ребенка семье предоставляются жилищные льготы, а также погашается часть ссуды, взятой на обзаведение домашним хозяйством. 11ри рождении четвертого ребенка ссуда погашается на 90%. Уплата подоходного налога зависит от количества детей в семье. Предусмотрены существенные ежегодные компенсации расходов семьи на обучение детей и относительно невысокая плата за пребывание ребенка в государственных и частных дошкольных учебных заведениях на протяжении всего дня.

Сегодня Франция выделяет на материальную поддержку семей примерно 12-13% ВВП и занимает второе (после Ирландии) место в Европе по уровню рождаемости. Прирост населения современной Франции на 4/5 обеспечивается естественным приростом населения, в то время как в большинстве стран ЕС увеличение численности на 3/4 происходит за счет миграции.

В демографической политике некоторых западноевропейских стран для увеличения рождаемости используются свои особые меры. Например, в Австрии при определении выделяемых пособий учитывается не доход семьи, а количество в ней детей. Помощь семьям выдается из налоговых поступлений и из общественных фондов, финансируемых предпринимателями. Учащимся до достижения ими 27 лет выплачиваются пособия. В Италии и Бельгии пособия учащимся выплачиваются до 25 лет. Кроме того, в Бельгии они увеличиваются в зависимости от возраста ребенка: для 14-летних пособия в три раза больше, чем для ребенка до четырех лет. В Греции пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого. В Швеции семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. Отцы, как и матери, могут ежегодно получать 60 дней в год оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. В Великобритании достаточно большая материальная помощь многодетным семьям привела к тому, что появилось поколение людей, которые, не работая, живут за счет детских пособий.

Демографической политикой большинства стран предусмотрены следующие меры: по безопасности материнства, доступности и улучшению медицинского обслуживания матерей и здоровья детей, оказанию материальной помощи многодетным семьям и матерям-одиночкам. Благодаря осуществлению этих мер в период с 1990 по 2010 г. удалось сократить младенческую и детскую смертность с 12,5 млн до 9 млн. В настоящее время для 70 стран это направление демографической политики является приоритетным. В 87 государствах первостепенными в демографической политике заявлены меры по снижению смертности от распространения инфекции ВИЧ/СПИД, от которого в мире за период с 1981 но 2008 г. умерли 28 млн чел., а 33 млн чел. остаются неизлечимыми.

Все больше экономически развитых стран включают в программы своей демографической политики необходимость введения селективной миграции. Правительства обеспокоены резким ростом нелегальной миграции, особенно в периоды экономического кризиса. Если, например, Австралия, Швеция, Эстония согласны увеличить поток трудовых мигрантов, то Дания, Нидерланды, Франция хотят сократить миграционный поток в свои страны. В США, Канаде и многих европейских странах введены иммиграционные квоты.

Демографическая политика - это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

Понятно, что направление демографической политики зависит прежде всего от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения . Она проводится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер - таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачи ваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демогра­фическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения . По­жалуй, наибольшие усилия в этом от ношении прилагают две самые большие страны мира - Китай и Индия.

Пример 1. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья - один ребенок» . Осуществление этой политики уже дало большие результаты.



Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступ­ления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из че­тырех человек под девизом: «Нас двое - нам двоих» . В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, по­являющиеся на свет в Индии.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-е гг. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления которого резко выступила католическая церковь.. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-За падной Азии, по соображениям ре­лигиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой демографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропиче ской Африки.

Демографическая политика развитых и развивающихся стран отличается друг от друга, так как перед каждым из этих типов стран стоят разные задачи по регулированию численности и воспроизводства населения.



А в других государствах в последние годы проводится политика планирования семьи в целях снижения рождаемости. Например, в Китае (самой большой по численности населения стране мира) в результате проведения демографической политики были достигнуты наиболее ощутимые результаты - годовой прирост населения снизился с 28 промилле (1968 г.) до 11 промилле (в 1990-е гг.), т. е. естественный прирост стал даже ниже среднемирового (растет поколение «без братишек и сестренок»). Политику государственного ограничения рождаемости проводят также Индия, Индонезия, Бангладеш и ряд других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Причем в последнем регионе демографическая политика отличается наименьшей эффективностью (особенно в слаборазвитых странах Африки). Неграмотность взрослого населения является одним из существенных препятствий для успешного проведения этой политики. В современном мире около 1 млрд человек среди населения старше 15 лет - неграмотны. Таким образом, демографические проблемы для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. В 12% стран мира (главным образом в Европе) проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, а более чем в 40% стран мира - на ее снижение. Задача естественной стабилизации количества жителей нашей планеты считается одной из глобальных проблем человечества.

………. ежегодно в мире рождается около 140 млн человек. Соот­ветственно каждую секунду появляются трое, каждую минуту - 175, каждый час - 10,4 тыс., а каждые сутки 250 тыс. новых «зем­лян» (это примерно равно населению таких городов, как Рыбинск, Братск или Йошкар-Ола). Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц - население такой страны, как Австрия или Тунис.

………. автомобильные катастрофы ежегодно уносят примерно 250 тыс. человеческих жизней. В том числе на территории СНГ в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек (из них в России - 35 тыс.).

………. по данным демографической статистики, самой многодет­ной матерью в мире в 80-х гг. была одна из жительниц Чили, которая в общей сложности родила 55 детей. У нее всегда были двой­ни и тройни.


Демографическая политика – целенаправленная деятельность государства и иных социальных институтов в сфере урегулирования процессов воспроизводства населения Демографическая политика призвана содействовать формированию желательного для сообщества типа воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней или внешней миграции, качественных характеристик населения.



В развивающихся странах, заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространении контрацептивов, -санитарного просвещения, -консультирования по вопросам планирования семьи, - пропаганды преимуществ малодетной семьи, - некоторые страны приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.


Cредний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей) для наименее развитых 1/5. Китай - почти 85%. В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке %, Малайзии и Индии 5060%, в большинстве стран Латинской Америки 5075%, в Западной и Центральной Африке и некоторых странах Юго-Западной Азии - 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, в Йемене 7% Согласно статистике ООН


Демографическая политика Китая направлена на погашение высокой рождаемости. Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайне мере, двухдетной семье. Девизы: Один ребенок в семье, Одна супружеская пара – один ребенок, Народ без братьев и сестер. Разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи.


Один ребенок Два и более детей надбавки к зарплате, выплата ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в детский сад, при поступлении в школу, вуз. обязана заплатить штраф, родителей могут понизить в должности. для семей с большим количеством детей установлена шкала прогрессивно растущих вычетов из заработной платы Сравнительная таблица положения семей в Китае


Демографическая политика Индии - государственная политика с 1951 г. задача демографической политики - переход от традиционной многодетной к двух -, трехдетной семье. С 1976 г. принята новая, более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин. Возраст вступления в брак повышен для женщин до 18 лет (с 15- ти в 50- х годах), для мужчин до 23 лет (с 22- х соответственно).. Основные лозунги: « Два или три ребенка достаточно!», « Малая семья счастливая семья »











В экономически развитых странах, демографическая политика преследует цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это страны Европы. В США государственная демографическая политика фактически отсутствует. Население прирастает за счет мигрантов. В России демографическая политика сводится к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование.



В новой, независимой России - демографический кризис и быстрая убыль населения. Одной из причин этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5–4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90- х годов) Россия занимает вне конкурентное первое место в мире. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая возвратиться к простому воспроизводству населения. Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90- х годов. С июля 2007 года в России введен материнский капитал. Концепция рассчитана на срок до 2015 г.


В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступает католическая церковь. В 1987 г. Ватикан издал специальную « Инструкцию » по этому поводу, Каирская конференция 1994 г. более резкое подтверждение Против абортов и планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение терпимое. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов.


Причины низкой рождаемости в развитых странах 1. Занятость женщин в обществе 2. Большое количество родителей с высшим образованием (умением планировать семью) 3. Желание устроить карьеру 4. Поздний возраст вступления в брак 5. Растет число неполных семей Используемая литература 1. Географическая картина мира. В. П. Максаковский М., Просвещение, 2008 г. 2. Динамика населения России в ХХ I веке и приоритеты демографической политики. А. И. Антонов, В. А. Борисов. – М.: Ключ - С, с Клупт М. Демография регионов Земли.- СПб.: Питер, 2008, с Журнал « Россия и Америка в XXI веке », 3, 2008 г. 5. geography.kz/slovar/demograficheskaya-politika /

«Демографическая политика» - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

Меры демографической политики:

1) Экономические :

ь оплачиваемые отпуска;

ь различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества;

ь возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале;

ь ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости;

ь преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости.

2) Административно-правовые:

ь законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак;

ь разводимость;

ь отношение к абортам и контрацепции;

ь имущественное положение матери и детей при распаде брака;

ь режим труда работающих женщин.

3) Воспитательные, пропагандистские:

ь формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;

ь определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;

ь политика планирования семьи;

ь половое образование молодёжи, гласность по вопросам половых отношений.

В широком смысле «демографическая политика» - это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель «демографической политики» государства достижение демографического оптимума.

История «демографической политики» восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты).

В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где «демографическая политика», стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем, такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения.

Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы «демографического перехода» - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история «демографической политики» свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Наибольшее развитие и распространение «демографическая политика» получила во второй половине ХХв., что объясняется, с одной стороны, наступлением «демографического взрыва», а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения -во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению «демографической политики». Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.

Однако, для того чтобы сделать «демографическую политику» по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления.

Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали.

Сведения о распространении «демографической политики» в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся -50%. По другим данным, более или менее активную «демографическую политику» проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн. до 400 млн.), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн., в Южной Азии - 100 млн., в Латинской Америке - 75 млн. семей (таб. 4).

Таблица 4

Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение «демографической политики» приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки «демографическая политика» обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии «демографического взрыва», основная цель «демографической политики» заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер.

Наиболее яркий пример осуществления «демографической политики» являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную «демографическую политику» проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако, в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

В качестве одной из действенных мер «демографической политики» многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, «демографическая политика» в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют «демографическую политику», преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную «демографическую политику» до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер «демографической политики» в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет.

Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная «демографическая политика» в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот.

В России, когда она была в составе Советского Союза, «демографическая политика» сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку.

В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис, и началась довольно быстрая убыль населения (таб. 5). Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн. в год в первой половине, 2,5 млн. во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) - она также входит в число первых стран.

численность население демографический политика

Таблица 5

Демографический спад в России


России необходима более последовательная, чёткая и научно-обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Такая концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов, рассчитанная на срок до 2015 г.

В 2000г. была подготовлена новая Национальная программа «демографической политики», основная цель которой заключается в достижении в 2010 г. уровню фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. - стабилизации его численности.

Похожие статьи