Причины сокращения денежной массы страны. Денежная масса. Денежный агрегат М2

денежный реформа макроэкономический

Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние шесть лет реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. На первый взгляд это довольно просто, поскольку для обеспечения товарно-денежной сбалансированности денег в обращении должно быть столько, сколько стоят все товары и услуги. Но именно здесь и возникает главный парадокс. Если увеличивать денежную массу в пропорции, соответствующей темпам роста цен. то экономический механизм быстро войдет в гиперинфляционную спираль. Если же не добавлять денег в обращение. то при низкой инфляции будет длительный и глубокий спад производства.

Поскольку в течение последних лет принимались разнонаправленные относительно достижения результата решения (при которых спад замедляли за счет эмиссии, а инфляцию снижали за счет ограничения денежной массы, то в экономике продолжались и спад и наращивание денежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился примерно в 10 тыс. раз Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов. либо не сформируется конкурентная среда. Поскольку для создания конкурентной среды потребуется не одно десятилетие, то для остановки спада производства при отсутствии инфляции единственно возможным решением является проведение эффективной ценовой политики, которая исключает произвольный рост цен в секторах с монополизированным производством. Однако даже если цены будут контролироваться, как рассчитать необходимый объем денежной массы. обеспечивающий экономический рост? Известно, что в 1996 г. и первой половине 1997 г. денежная масса росла несколько быстрее темпов инфляции. и тем не менее за истекшее время не удалось решить ни одной главных проблем: неплатежей, ликвидации (или хотя бы снижения) ровня бюджетного дефицита и государственного долга, задолженности по зарплате, и самое главное, добиться хоть небольшого экономического роста. Экономике по-прежнему не хватает денег. Денежную массу. как известно, принято подразделять на несколько агрегатов М0 - наличная денежная масса. М1 - М0 плюс счета до востребования. М2 - М1 плюс счета на срочных вкладах. При этом за основу в расчетах берется, как правило, агрегат М2. Но по сути агрегаты М1 и М2 - это не что иное, как банковская запись агрегата М0, так как деньги на счету (М1 и М2) появятся только лишь после того, как организация или конкретный человек положат их на счет. Допустим, что в стране обращается 100 трлн руб. наличных денег, и все население страны, к примеру, 100 млн. человек решило в январе из средней зарплаты в 1 млн. положить на счет до востребования по 100 тыс. рублей. Очевидно, что потратит оно после этого только 900 тыс. рублей. Но на счету окажется 10 трлн. рублей, т.е. агрегат М1 составит 10 трлн. руб. Если население ежемесячно будет откладывать на эти счета по 200 тыс. руб., то к концу года денежный агрегат М2 составит около 340 трлн. руб.; 200 тыс. руб., откладываемые 100 млн. человек в течение 12 месяцев плюс 100 трлн. руб. наличных. Но это не означает что денег в обращении станет больше - их останется всего 100 трлн руб. поэтому при расчетах необходимого объема денежной массы, видимо. следует ориентироваться не на агрегат М2, а на показатель МО. Агрегаты М1 и М2 просто повторно учитывают в разной форме одни и те же наличные деньги - в объеме 100 трлн pуб. Следовательно, хотя и принято считать, что скорость денежной массы в разные периоды увеличивается или уменьшается. на самом деле скорость оборота не имеет произвольного характера, деньги и всегда и везде движутся со строго определенной и вполне заданной скоростью. Исходя из того, что для поддержания товарно-денежного баланса годовая стоимость валового внутреннего продукта, должна соответствовать объему денежной массы, которая за год совершает несколько оборотов мы должны учитывать в расчетах только объем выпущенных в обращение наличных денег.

Таким образом для решения проблемы прекращения спад производства и обеспечения экономического роста состоит в обеспечении адекватного уровню ВВП объема денежной массы Поэтому и за счет соответствия товарно-денежных масс можно решить многие сегодняшние проблемы, включая рост ВВП Но в условиях бесконтрольно растущих свободных цен, которые реагируют на изменение объема денежной массы в обращении (при отсутствии серьезной конкуренции). мера по упорядочению скорости денежного обращения даст только кратковременный эффект.

По сути. сегодня имеется три варианта развития.

Если будут сохранены свободные цены во всех секторах, то при дальнейшем жестком ограничении денежной массы (способствующем снижению инфляции) в экономике еще ряд лет будет продолжаться спад производства, хотя и меньшими темпами То есть, попытки сдерживать инфляцию будут еще больше уменьшать объем ВВП.

Если же при свободных ценах будет взят курс на финансовое стимулирование экономики, то при реальном росте ВВП мы будем еще некоторое время (до появления высококонкурентной среды) жить при достаточно высокой инфляции

Если ограничить цены на продукцию производителей-монополистов и добавить наличных денег до уровня совокупной цены всех товаров и услуг то эта мера за счет оптимального повышения платежеспособного спроса не только сможет расшить неплатежи, но и позволит предприятиям самостоятельно обеспечивать производственные циклы без дорогостоящих кредитов коммерческих банков, что автоматически понизит процентную ставку Именно этот вариант является наиболее предпочтительным для нынешнего периода развития, поскольку решает одновременно две противоречивые задачи: снижение инфляции и рост производства

Итак, как преодолеть спад и инфляцию, можно только путем ограничения свободных цен во всех секторах с монополизированным производством. одновременно добавив в экономику (с учетом оборота) столько денег, сколько стоят по нынешним ценам все товары и услуги.

Неделю назад Федеральная резервная система начала новую программу «количественного смягчения» (QE, увеличения денежной массы - прим. st.сайт), при которой ФРС покупает ценные бумаги Казначейства США и оплачивает эти ценные бумаги, создавая миллиарды долларов новой денежной базы. Цены на казначейские облигации в результате выросли. В то время как экономика США предсказуемо слабеет, этот второй раунд увеличения денежной массы, вероятно, будет продолжаться. К сожалению, непреднамеренным побочным эффектом этого изменения политического курса, вероятно, будет резкое падение обменного курса доллара США.
Как определяется обменный курс - теория

Чтобы понять, как колеблются курсы валют, полезно понимать две формы «паритета», которые работают на иностранных валютных рынках.

1) Паритет покупательной способности (ППС): Он описывает склонность долгосрочных обменных курсов отражать долгосрочные изменения относительных уровней цен между странами. Предположим для простоты, что некая корзина товаров стоит в США 10 долл. и 40 у.е. в какой-то другой стране (где у.е. - просто единица иностранной валюты). Если товары идентичны и могут бесплатно и беспрепятственно транспортироваться, то можно ожидать, что 10 долл. = 40 у.е. или 1 долл. = 4 у.е. Таким образом, обменный курс будет соответствовать паритету покупательной способности, если за один доллар будут давать 4 единицы иностранной валюты.

Предположим, что в другой стране высокая инфляция, так что цена этой корзины товаров увеличилась до 60 у.е., а в США нет соответствующей инфляции. ППС предполагает, что обменный курс должен отслеживать относительные уровни цен между двумя странами, в результате чего новый обменный курс будет 1 долл. = 6 у.е. Это будет «укрепление» или «ревальвация» доллара, так как за каждый доллар будут давать большее количество иностранной валюты. С другой стороны, произойдёт «ослабление» или «девальвация» иностранной валюты, так как за каждую у.е. будут давать меньше долларов.

В более общем плане товары и услуги в разных странах не идентичны и не могут быть перемещены без затрат, поэтому ППС - это только долгосрочная тенденция и не соблюдается каждый данный момент времени. Тем не менее, существует сильная тенденция, когда движения обменных курсов в долгосрочной перспективе отражают относительные показатели инфляции между странами. Страны с высоким уровнем инфляции, как правило, с течением времени девальвируют валюту по сравнению со странами с низким уровнем инфляции, и эта девальвация находится почти в прямой зависимости от относительного изменения в уровнях цен (особенно при использовании индексов цен реализуемых товаров).

2) Паритет процентных ставок: Он описывает склонность валютных курсов меняться таким образом, чтобы компенсировать ожидаемые различия в процентных ставках. Предположим, что процентные ставки в США равны 2%, а процентные ставки в иностранной стране - 5%. Если обменный курс ожидается совершенно постоянным и нет никаких барьеров на пути движения капиталов, то инвесторы будут склонны покупать иностранную валюту для того, чтобы получить более высокие процентные ставки. Конечно, обменный курс не будет оставаться неизменным, так как инвесторы, как правило, поднимут цену иностранной валюты. Фактически, будет тенденция повышать стоимость иностранной валюты, пока она сегодня не повысится достаточно, чтобы можно было бы ожидать в будущем девальвации в 3% годовых. На этом этапе инвесторы потеряют к валюте интерес, так как 2% годовых, выплачиваемых в США, будут эквивалентны ставке в 5% - 3% девальвации, ожидаемой в иностранной валюте. С точки зрения иностранцев, 5% годовых, выплачиваемых в этой стране, будут эквивалентны ставке в 2% + 3% девальвации, ожидаемой в долларах США.

Ключевая идея заключается в том, что паритет покупательной способности соблюдается в долгосрочной перспективе в целях сведения цен в международной торговле товарами и услугами, в то время как паритет процентных ставок стремится к поддержанию более краткосрочного равновесия на рынках капитала. Оба являются важными факторами колебания валютных курсов, поскольку валюты являются как средством платежа, так и сбережения. Вы можете найти практический пример того, как ППС и паритет процентных ставок объединяются для определения обменных курсов в статье " ", опубликованной в сентябре 2000 года. В то время я утверждал, что евро, тогда имевший курс 0,85 долл., был сильно недооценён и поместил следующий график. Скачущая красная линия - это курс доллара к евро (до 1999 года используются данные для немецкой марки), синяя линия - это ППС, а тонкая линия - это наш расчёт стоимости евро, следуемый из процентных ставок, а также уровня цен.

Так как темпы инфляции, а также номинальные процентные ставки играют важную роль в определении валютных курсов, можно было бы ожидать, что реальные ставки с учётом инфляции также очень важны. В самом деле, это правда - и с небольшой помощью алгебры можно показать, что валюта должна отклоняться от ППС на величину, которая отражает разницу в реальных процентных ставках, ожидаемой с течением времени между двумя странами. Валюты с относительно высокими реальными процентными ставками будет торговаться значительно выше ППС, в то время как валюты с низкими или отрицательными реальными процентными ставками будут торговаться ниже своих значений ППС.

Почему увеличение денежной массы может вызвать падение курса доллара США

Рассмотрим ситуацию, в которой есть нулевая предполагаемая инфляция как в США, так и в некоторой стране. В этой ситуации ППС предполагает плоский долгосрочный профиль валютных курсов, потому что нет никакой необходимости изменять стоимость валюты на товарных рынках с течением времени. Между тем, предположим, что процентные ставки (например, на 10-летние облигации правительства) в США и другой стране равны 4%. В этом случае инвестор в США ожидает прибыль в 4% от внутренних казначейских обязательств и, в отсутствие ожидаемого повышения курса национальной валюты, также ожидает 4% прибыли от инвестиций в другую страну. В этой ситуации как ППС, так и паритет процентных ставок могут соблюдаться с обменным курсом, который просто остаётся неизменным.

Напротив, увеличение денежной массы может создать удивительно иную ситуацию. Приобретение ФРС казначейских ценных бумаг и создание денежной базы происходит в условиях, когда дефицит бюджета уже вышел из-под контроля, а две трети баланса ФРС уже занимают ценные бумаги «Fannie» и «Freddie Mac», которые должны получить помощь со стороны Казначейства. Поэтому чрезвычайно трудно повернуть вспять операции ФРС - потому что ФРС не просто определяет, примет данный запас государственных обязательств форму казначейских облигаций или денег. Она вместо этого эффективно печатает новые деньги для финансирования текущих расходов на бюджетный дефицит и выкуп GSE. В то же время тот факт, что она работает в слабой экономике и приближающейся к дефляционной среде означает, что на номинальные процентные ставки оказывается давление одновременно с ростом вероятности долгосрочной инфляции.

С точки зрения двух паритетных условий очень долгосрочные последствия увеличения денежной массы - это постепенная девальвация доллара США (рост цены в долларах долл./у.е. иностранной валюты). Если этот повышенный риск инфляции отразится в процентных ставках (так, что реальные процентные ставки будут постоянными), доллар США будет просто двигаться вдоль этой плавно наклонённой линии ППС и, соответственно, иностранные валюты будут постепенно ревальвировать по отношению к доллару.

Однако из-за экономической слабости и кредитной болезни в сочетании со спросом на казначейские обязательства со стороны ФРС увеличение денежной массы вместо этого двигает процентные ставки в США в противоположном направлении, и они падают, а не растут. С точки зрения паритета процентных ставок равновесие рынка капитала тогда требует, чтобы доллар США немедленно девальвировал в достаточной степени, чтобы создать ожидание будущей ревальвации с целью компенсировать дефицит доходов от процентных ставок в США.

Иными словами, увеличение денежной массы может вызвать то, что покойный экономист Массачусетского Института технологий Рудигер Дорнбуш охарактеризовал как «перелёт обменного курса» - большие и резкие изменения спотового обменного курса, которые происходят в целях приведения долгосрочного равновесия на рынке товаров и услуг к краткосрочному равновесию на рынках капитала.

Эта корректировка изображена на графике ниже. В ответ на денежный шок необходима небольшая, но долгосрочная девальвация доллара (рост цены иностранной валюты в долларах США), изображённая синей линией. Однако, поскольку номинальные процентные ставки в США на самом деле падают, текущее равновесие на рынке капитала требует, чтобы ожидалось, что доллар США ревальвирует со временем достаточно, чтобы компенсировать потерянные проценты. В результате увеличение денежной массы, вероятно, приведёт к резкому «скачку девальвации» доллара США (то есть, всплеску стоимости иностранных валют).

Честно говоря, я всегда думал, что использование Дорнбушем слова «перелёт» было неудачным, поскольку оно подразумевает, что движение обменного курса - это чрезмерная реакция, хотя это совсем не так. Перелёт относится к склонности спотового обменного курса выходить за пределы своего долгосрочного значения по ППС, но это изменение, на самом деле, правильное, эффективное и необходимое для уравнивания прибылей, которые инвесторы могут получить в каждой валюте. Поэтому важно избегать неправильного толкования - политика увеличения денежной массы, вероятно, приведёт к большей корректировке доллара США, так как Федеральная резервная система решила усилить контроль над рынком казначейских обязательств, чем было бы оправдано только экономическими условиями. В результате сдвиг процентных ставок и долгосрочные перспективы инфляции в совокупности значительно снизят привлекательность доллара. Затем потребуется значительная и относительно резкая девальвация в размере, достаточном для создания ожиданий ревальвации доллара США с течением времени.

Просто чтобы избежать неправильного толкования: я не утверждаю, что есть ближайший риск инфляции, и я не предполагаю, что увеличение денежной массы само по себе инфляционно. Главной движущей силой долгосрочного инфляционного давления всегда был и продолжает быть рост общего количества государственных обязательств (как в виде денежной базы, так и в виде государственного долга) в целях, которые не расширяют производственные возможности экономики. Это общее количество определяется налогово-бюджетной политикой, и форма этих обязательств не имеет особого значения, поскольку валюта и государственный долг - близкие заменители в портфелях индивидуумов. Так что главное здесь не то, что увеличение денежной массы создаст инфляцию, которая повредит доллару. Основная идея более тонкая. Она заключается в том, что мы проводим налогово-бюджетную политику, котороая в долгосрочной перспективе (хотя и не в краткосрочной перспективе) инфляционная, и что денежно-кредитная политика увеличения денежной массы мешает более долгосрочным процентным ставкам действовать в качестве корректировочной переменной, поскольку ФРС по существу объявила, что будет опираться на рынок казначейских облигаций. Подавляя доходность казначейских обязательств, ФРС вынуждает обменный курс нести всю тяжесть коррекции.

Важно отметить, что политика ФРС не должна подавлять реальные процентные ставки более чем на процент или два, чтобы создать значительное давление на доллар. Можно думать о скачке цен, требуемых перелётом обменного курса как о долгосрочной облигаций. Если на 10-летнюю бескупонную облигацию с номинальной стоимостью 100 долл. устанавливается цена, чтобы она давала 0% в год, то она будет стоить 100 долл. Если инвесторы вдруг потребуют, чтобы облигация оценивалась как дающая 2% в год, то облигация должна немедленно упасть в цене до 82 долл. Как только это падение цены произойдёт, давление продавать облигацию ослабнет, так как теперь будет ожидаться, что она ревальвирует на 2% годовых.

У меня сложилось впечатление, что Бен Бернанке мало понимает ущерб, который он собирается спровоцировать. Центральный банкир, который говорит о разбрасывании денег с вертолётов не только невежественен, но и глуп. Почти сто лет назад великий экономист Людвиг фон Мизес отметил, что массовый вброс денег центральным банком - это неизменно форма трусости, которая пытается избежать необходимости реструктурировать задолженность или исправить бюджетный дефицит, избегая более мудрые, но более сложные варианты и вместо этого разрушая стоимость валюты.

Фон Мизес писал: "Правительство всегда считает себя обязанным прибегнуть к инфляционным мерам, когда не может привлечь кредиты и не смеет поднимать налоги, потому что у него есть основания опасаться, что оно не получит одобрения политики, которой оно следует, если слишком рано покажет финансовые и общеэкономические последствия этой политики. Таким образом, инфляция становится самым важным психологическим ресурсом любой экономической политики, последствия которой должны быть скрыты; и поэтому в этом смысле её можно назвать инструментом непопулярной, то есть антидемократической политики, поскольку вводя в заблуждение общественное мнение она делает возможным дальнейшее существование системы правительства, у которого не было бы надежды получить согласие людей, если бы им были чётко изложены все обстоятельства. Это политическая функция инфляции. Если правительства не считают необходимым найти средства для своих расходов и присваивают себе право преодолеть дефицит путём выпуска облигаций, то их идеология является всего лишь замаскированным абсолютизмом".

Заметим, что фон Мизес также предостерегал от заблуждения, что уничтожение стоимости национальной валюты даст устойчивую выгоду для экономики, написав "Если девальвация желательна, чтобы «стимулировать производство» и облегчить экспорт, а импорт усложнить в сравнении с другими странами, то нужно иметь в виду, что «положительный эффект» девальвации денег на торговлю существует так долго, пока девальвация не повлияла на все товары и услуги. Когда перестройка завершена, эти «положительные эффекты» исчезнут. Если желательно сохранить их постоянно, то необходимо постоянно иметь спасительное средство, чтобы освежить ослабление покупательной способности денег".

Рыночный климат

На прошлой неделе рыночный климат акций характеризовался неблагоприятными оценками, неблагоприятными действиями на рынке и неблагоприятными экономическими факторами. Я отмечал уже несколько недель, что ущерб для рыночных действий был не совсем того уровня, что создаёт опасения немедленного снижения цен. Тем не менее, ухудшение, которое мы наблюдали на прошлой неделе, предполагает более срочный переход к оборонительному позиционированию. Со своей стороны, «Strategic Growth Fund» по-прежнему полностью хеджирован в настоящее время.

На рынке облигаций Рыночный Климат характеризовался на прошлой неделе неблагоприятными уровнями доходности, но благоприятным давлением на доходность. Казначейские ценные бумаги резко выросли в результате первоначальных закупок со стороны ФРС для увеличения денежной массы. Между тем, скачок обращений за пособиями по безработице до 500,000 и неожиданное падение индекса ФРБ Филадельфии оба соответствуют ослаблению экономических условий, которые чётко видно из ведущих показателей. Во всяком случае, эти ухудшения, по-видимому, являются ранними наблюдениями, а не наблюдениями последней стадии. Как я уже регулярно отмечал в последних комментариях, нормальные ведущие показатели предполагают ухудшение индекса менеджеров по снабжению ISM, основанного на данных за август-сентябрь, а новые обращения за пособиями по безработице, как правило, имеют даже большее отставание, которое обычно даёт основания ожидать ухудшения ближе к октябрю. Достаточно сказать, что более ранее ухудшение экономических мер не внушает оптимизма, но оно также открывает возможность того, что в ближайшие несколько недель мы увидим некоторое вводящее в заблуждение «улучшение» данных, прежде чем попадём в более типичное окно ухудшения.

Как можно заключить из содержания заметок этой недели, я считаю, что быстрое начало увеличения денежной массы со стороны Федерального Резерва существенно изменило перспективы иностранных валют и, соответственно, драгоценных металлов. За последние пару месяцев я заметил, что дефляционные риски в ответ на новое ухудшение экономического положения, скорее всего, спровоцируют ухудшение в области сырьевых товаров, даже если долгосрочные инфляционные опасения были верными. Тем не менее, у меня сложилось впечатление, что немедленное начало ФРС увеличения денежной массы может заставить инвесторов убрать проблему дефляции «со стола». Это важно, потому что даже если мы наблюдаем ухудшение экономической ситуации, потенциал для «дефляционного испуга», вероятно, будет более расплывчатым, чем мы могли бы ожидать без явных действий по увеличению денежной массы.

Это, конечно, не полностью снимает эти риски, особенно если мы начинаем наблюдать всплеск кредитных спрэдов (что связывалось бы с проблемами по умолчанию и возможным снижением скорости оборота денег), но это чётко изменяет окружающую среду. Акции золотодобывающих компаний и XAU с мая месяца существенно не изменились. На прошлой неделе в ответ на благоприятные изменения в Рыночном Климате для драгоценных металлов и валют (главным образом в результате сдвига политики и процентных ставок ФРС), мы увеличили нашу долю драгоценных металлов в «Strategic Total Return Fund» до 10% активов и подняли долю иностранных валют до примерно 5% активов. Это пока не агрессивная позиция, и мы предпочли бы иметь возможность накопить большую долю при существенной слабости цены, если такая представится. Но, как разъясняет комментарий на этой неделе, Федеральная резервная система начала играть с огнём, последствия которого я сомневаюсь что Бернанке осознаёт в полной мере.

Хорошая политика - это не квантовая физика. Она начинается с отказа заставить людей платить за ошибки, которые совершили не они. Наша экономика продолжает бороться с фундаментальной проблемой, которая заключается в том, что долговые обязательства превышают возможность их обслуживать. Хотя руководящие органы сделали всё, чтобы сохранить структуру расходов и потребления, которые создали эту проблему в первую очередь, мы ничего не сделали для реструктуризации этих обязательств.

Денежная масса государства - это количество денег доступное для расхода потребителями отдельно взятой страны. В России обращение денег регулируется Центральным Банком. Увеличение денежной массы влечет снижение процентных ставок, что, в свою очередь, делает банковские кредиты, а следовательно и большее количество денег, более доступными для населения.

Центральный Банк увеличивает денежную массу путем приобретения государственных ценных бумаг, вливая большее количество денег в банковскую систему. Увеличение объема денежной массы снижает стоимость российского рубля , но увеличивает количество денег, которое банки могут выдать в виде кредитов населению. Когда у банков появляется больше денег для выдачи кредитов, то они снижают процентные ставки, по которым потребители оплачивают полученные ими кредиты, а это ведет к увеличению расходов потребителями, т.к. заемные деньги становятся для них более доступными. Когда в стране наблюдается замедление экономики, то правительство увеличивает денежную массу, чтобы подтолкнуть население к совершению большего количества покупок и тем самым улучшить экономическую ситуацию.

Увеличение денежной массы может иметь и отрицательный экономический эффект. Оно влечет удешевление рубля, что делает импортные товары дороже, а отечественные товары для продажи за рубеж дешевле. При тесной взаимосвязи разных государств в мировой экономике, это явление может распространиться на другие страны и отразиться на их экономике. Стоимость металла, автомобилей и строительных материалов может увеличиться. В результате, из-за роста стоимости материалов и строительных работ, цены на коммерческую и жилую недвижимость могут также возрасти. Но, в тоже время, увеличение денежной массы способствует повышенной выдаче банками кредитов населению, и, соответственно, получение гражданами дополнительных денег существенно облегчается.

Успешное управление мировой экономикой требует наличия эффективной монетарной политики. Увеличение денежной массы, это один из множества вариантов регулирования экономики доступных правительству страны. Помимо этого, правительство может изменить налоговые ставки, таможенные пошлины, нормы обязательных банковских резервов, ключевую процентную ставку и т.д.

Слишком сильное увеличение денежной массы может привести к инфляции, и стоимость рубля снизится по отношению к валютам других стран. Такое развитие событий ведет к удешевлению отечественной продукции для иностранных потребителей и удорожанию для своих граждан.

На протяжении многих лет Центральный Банк и правительство России следят за объемом денежной массы. Этот показатель имеет прямое влияние на рост экономики и внутреннего валового продукта (

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения. Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

Факторы, влияющие на денежную массу. Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.

Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные. Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов: как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.). Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов - внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Факторы, воздействующие на объем денежной массы

Размер официальной учетной ставки

В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Банка России представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

    Денежный рынок: спрос, предложение, проблема равновесия

Денеж­ный рынок - это рынок, на котором обращаются краткосрочные ценные бумаги. Временным критерием обычно считается один год. Если бумага будет обращаться на рынке не более года, то она рассматривается как инст­румент денежного рынка. В то же время такие бумаги, как вексель или бан­ковский сертификат, также относят к инструментам денежного рынка, хотя они могут обращаться и больше одного года. Денежный рынок служит для обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в краткосрочном фи­нансировании.

Рынок денег: совокупный спрос на деньги, предложения денег. Равновесие денежного рынка.

Механизм рынка денег, как и всякого сегмента национального рынка, может быть представлен следующими элементами: спрос на деньги, денежное предложение, равновесная “цена” денег.

Совокупный спрос на деньги состоит из двух принципиально разных составляющих: операционного спроса и спекулятивного спроса :

M d - совокупный спрос на деньги;

M d 1 - операционный спрос на деньги;

M d 2 - спекулятивный спрос на деньги.

Операционный спрос на деньги связан с обслуживанием торговых и платежных операций. Он зависит от того, сколько товаров, услуг, факторов производства находится на рынках страны и по каким ценам они продаются. Количественно эта часть спроса на деньги определяется уравнением И. Фишера:

V - скорость обращения денег;

P - уровень цен на товары, услуги, факторы производства;

Q - количество товаров, услуг, факторов, представленных на рынке.

В экономической литературе используется и другая формула уравнения И. Фишера (кембриджский вариант):

Спрос на деньги, обусловленный желанием выгодно разместить сбережения называется спекулятивным . Он определяется возможностью и выгодой сберегать деньги в виде наличности, что, в свою очередь, зависит от доходности альтернативных сбережений (вложений денег в различные финансовые активы - акции, облигации, размещения в банковской системе и т.д.). Доходность вложений в различные финансовые активы может определяться:

С - годовая сумма поступлений от вложений (номинальный доход);

А - номинальная стоимость вложений (финансовых активов),;

i - годовая номинальная ставка процента по вложениям.

Если стоимость финансовых активов падает, то ставка процента растет, спрос на активы растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег, т.е. спрос на наличные деньги снижается, а значит, снижается спекулятивный спрос на деньги. Очевидна обратная зависимость между спекулятивным спросом на деньги и рыночной номинальной ставкой процента:

L - функция ставки процента по финансовым активам.

Факторы динамики спроса на деньги :

Уровень дохода;

Уровень цен;

Скорость обращения денег;

Уровень равновесной рыночной ставки процента.

Совокупный спрос на деньги может быть представлен в следующем виде:

Обычно рассматривают реальный спрос на деньги:

Связь номинальной и реальной ставки процента описывается одним из уравнений И. Фишера:

i - номинальная ставка процента;

r - реальна ставка процента;

π - темп инфляции, уровень инфляции.

Изобразим графически зависимость операционного и спекулятивного спроса от ставки процента (см. график 7.1). Все возможные варианты соотношения величины совокупного спроса на деньги и уровней реальной ставки процентта лежат на кривой M d , которая получила название кривой предпочтения ликвидности.

График 7.1. Совокупный спрос на деньги. В случае перемещения из точки А в точку В величина операционного спроса на деньги (M d 1) остается неизменной, а величина спекулятивного растет (M d1 2 - M d2 1) в результате снижения реальной ставки процента (r 1 - r 2).

Структуру денежного предложения можно представить как наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D) - средства, которые размещены в банковской системе и могут, в случае необходимости, использоваться во время соглашений экономическими субъектами.

Для характеристики предложения денег используются такие показатели:

Денежная масса :

Денежная база : , где

C - наличность вне банковской системы;

D - депозиты - средства, размещенные в коммерческих банках;

R - средства коммерческих банков, которые депонируются в Центральном банке в виде обязательных резервов.

Государство и соответствующие банковские институты (Центральный банк страны) поставляют в экономику определенную, не зависимую от рыночной ставки процента, количество денег. Графически предложение денег (в отмеченной системе координат) можно отразить вертикальной прямой линией (прямая M S на графике 7.2 а и 7.2 б).

Пересечение графиков совокупного денежного спроса (M d) и предложения денег (M S) определяет точку равновесия (А и В на графике 7.2) на рынке денег - это “цена”, которая взымается за пользование деньгами , - равновесная реальная ставка проценту .

Нарушение равновесия на рынке денег возможно как со стороны денежного предложения (график 7.2 а), так и со стороны спроса на деньги (график 7.2 б). В случае, если количество необходимых денег (спрос на деньги) больше количества предложенных (предложения денег), экономические субъекты попытаются приспособиться к ситуации путем продажи некоторой части принадлежащих им финансовых активов. Но продажа финансовых активов одними экономическими агентами одновременно есть их покупка другими субъектами рынка. Общее желание получить больше денег путем продажи финансовых активов увеличит предложение относительно спроса на финансовом рынке и снизит номинальную стоимость финансовых активов. Снижение номинальной стоимости увеличит ставку процента. Это, в свою очередь, приведет к тому, что население, предприниматели будут стремиться хранить свои средства в виде ценных бумаг, в банках, но не в виде наличности, а поэтому спрос на наличные деньги уменьшится и рынок вернется к ситуации равновесия в точке, которой соответствует более высокая ставка процента (точка С на графике 7.2 а). И наоборот, увеличение предложения денег приведет к излишку денег, а в конечном итоге - к снижению ставки процента (точка D).

График 7.2. Нарушение и восстановление равновесия на рынке денег.

Колебания ставки процента будут наблюдаться и в случае изменения совокупного спроса на деньги (график 7.2 б). Таким образом, равновесие на рынке денег возобновляется благодаря колебаниям ставки процента . Равновесная рыночная ставка процента уравновешивает количество предложенных и необходимых экономике денег.

    Эволюция денежных систем

Виды денежных систем и их эволюция

В результате эволюции товарного хозяйства и присущих ему экономических отношений денежные системы постепенно менялись, приобретали различных форм, которые можно классифицировать по нескольким критериям В зависимости от формы, в которой функционируют деньги, выделяют следующие виды денежных систем: = Система металлического обращения, когда денежный металл непосредственно находится в обороте и выполняет все функции денег, а банкноты остаются разменных на металл; = Система бумажно-кредитного обращения, при которой в обращении находятся только на денежный металл знаки денег - казначейские билеты или банкноты. Металлические денежные системы исторически выступали в формах биметаллизму и монометаллизму. В эпоху первоначального накопления капитала (XVI - XVIII вв.) Денежные системы, как правило, основывались на биметализм, возникший еще во времена феодализма. Биметаллизм - это денежная система, в которой роль всеобщего эквивалента законодательно за двумя металлами - золотом и серебром; монеты из этих металлов и оборачивались на равных началах, банкноты подлежали размена на оба эти металлы. Исторически первым видом биметаллизму была система параллельной валюты, по которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалась на рынке стихийно, т.е. при осуществлении платежей золотые и серебряные монеты принимались согласно рыночной стоимости золота и серебра. Это создавало некоторые трудности, которые были связаны с существованием на рынках двух общих эквивалентов, а значит - двух мер стоимости, двух систем цен. Ситуация осложнялась постоянным изменением соотношения между золотом и серебром по стоимости. Чтобы упростить ситуацию, государство устанавливала в законодательном порядке обязательное стоимостное соотношение между двумя металлами, которые оборачивались на равных началах с их открытого чеканки. Такой вид биметаллизму получивший название «система двойной валюты». Но установлено фиксированное стоимостное соотношение часто не совпадало с реальным рыночным. Это было связано с неравномерностью роста производительности труда при добыче золота и серебра и приводило к тому, что стоимость одного денежного металла, а другой. Тот металл, который был по закону недооцененным, из обращения металлом, стоимость которого по закону была завышена. В этом проявлялась действие закона Коперника-Грешема: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Так, в конце ХVII в. в Англии было официально установлено стоимостное соотношение между золотом и серебром 1: 15,5, в то же время во Франции и Голландии этот показатель составлял 1: 15, а рыночное стоимостное соотношение между слитками золота и серебра - 1: 14,9. Таким образом, в Англии стоимость золота по закону была завышена на 4%. Поэтому выгоднее было платить золотом, так как плательщик при этом получал экономию в размере 4% от суммы платежа. Они в слитки и вывозились за границу с целью покупки золотых слитков для их в монеты для обращения. Именно этим объяснялся тот факт, что за 15 лет - с 1702 до 1717 г. - в Англии золотых монет было по стоимости в 32 раза больше, чем серебряных. В начале XIX в. в США официальное соотношение между золотом и серебром было установлено 1:16, а в европейских странах - 1:15,6. Поэтому недооцененное по закону серебро вывозилось из США в Европу в обмен на золото. В США из обращения серебро, а в европейских странах - золото. Разновидностью биметаллизму была так называемая система «прихрамывая» валюты, по которому один из видов монет в закрытом порядке. Примером является французская денежная система, когда в 1873 г. было запрещено свободное чеканка серебра, но за 5 франков серебряными монетами осталась неограниченная сила законного платежного средства. Это была попытка спасти биметаллизм. Однако биметаллизм не отвечал потребностям развитого рыночного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости двух металлов противоречило сути этой функции денег. С развитием капитализма место полноценных денег в обороте все чаще занимали кредитные деньги и безналичные расчеты. В начале второй половины ХIХ ст. несколько европейских стран прибегли к попытке сохранить биметаллизм посредством заключения международного соглашения - так называемого Латинского монетного союза. На конференции 1865 г. было заключено соглашение между Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией для поддержания стабильности денежного обращения на базе биметаллизму. Это была первая попытка межгосударственного регулирования денежных систем. На территории стран Латинского монетного союза хранились свободная чеканка монет из золота и серебра при поддержании твердого соотношения между золотыми и серебряными монетами (1:15,5), одинаковый металлический содержание (вес и проба) денежных единиц, свободное обращение монет одних государств-членов на территориях других. Такой союз должен укрепить позиции стран-членов относительно других европейских стран, прежде всего Великобритании и Германии. Но он просуществовал не долго. Обесценение серебра в конце XIX в. через удешевление его производства привело к тому, что фактическое рыночное соотношение золотых и серебряных монет по стоимости составляло 1: 20, 1: 22. Как следствие, недооценены по закону золотые монеты начали переходить из сферы обращения сокровищ. Это в итоге привело к распаду Латинского монетного союза. В 1878 г. свободная чеканка серебра в странах союза было запрещено, и все эти страны перешли к золотому монометаллизму.

    Инфляция: сущность, показатели, виды, причины

Инфляция 1 - это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предло­жением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложив­шийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ре­сурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной эконо­мике, т. е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сиг­нала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением вы­ражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции.

Инфляция сущность и причины

Инфляция - это процесс обесценивания денег, который проявляется в общем неуклонном росте цен на товары и услуги или падении покупательной способности денег.

Выделяют следующие причины инфляции:

    отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса;

    неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке (снижение цен на экспорт и увеличение цен на импорт).

Внутренние:

  • деформация народнохозяйственной структуры;

    наращивание и одновременное падение эффективности капиталовложений;

    отставание отраслей потребительского сектора;

    недостатки в механизме денежного обращения;

    отсутствие антиинфляционного регулирования.

Проявления инфляции:

    В форме повышения уровня товарных цен.

    В форме относительного удорожания золота.

    В форме удорожания иностранной валюты.

Иногда удорожание, т.е. рост цен, может и не обуславливаться инфляционными процессами, например, изменение общих воспроизводственных условий вызывает рост издержек производства.

Удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи, или повышения качества продукции требует дополнительных затрат. Инфляция связана с таким ростом цен, который не вызван непосредственным возрастанием затрат на производство. Она является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Следовательно, под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения проявляющийся в росте цен. Наиболее общим, традиционным, является следующее определение инфляции:

Инфляция – это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота. Что и вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

Термин «инфляция» - процесс увеличения бумажных денег. Дословно – разбухание, вздутие.

В условиях золотого обращения инфляция невозможна, потому, что золото – это реальное богатство, а не символ богатства (денежные знаки). Если в обращение оказывается больше золота – государство и общество просто изымают его из обращения, используя для накопления богатства.

Инфляционный рост цен можно измерить с помощью индекса цен. Индекс цен – это суммарный, средневзвешенный показатель роста уровня цен на товар и услуги. Индекс цен – это один из самых наглядных, главных показателей по которым определяется наличие инфляции и ее величина.

В экономической теории используются различные индексы цен:

    индекс потребительских цен. Измеряет стоимость корзины потребительских товаров и услуг.

    Индекс оптовых цен.

    Индекс ВНП (дефлятор).

    1. Темп роста цен является первым из трех критериев, по которому определяется вид инфляции. Виды инфляции:

    Если за год цены вырастут на величину до 10% - инфляция называется умеренной.

    до 200% - галопирующая инфляция.

    >1000% в год – гиперинфляция.

    1. Рост цен по различным товарным группам.

    Сбалансированная

    Не сбалансированная.

      Ожидаемость или предсказуемость инфляции.

    Ожидаемая (предсказуемая).

    Неожидаемая (непредсказуемая).

Типы инфляции:

    Открытая. Действует на рынках, где фигурируют свободные цены.

    Подавленная (скрытая). Когда государство, обеспокоенное ростом цен борется с этим явлением. Устанавливает тотальный административный контроль над ценами, доходами, государство может просто заморозить цены на определенные товары и услуги. Государство борется не с деформацией рынка, а с последствиями этих деформаций, ростом цен.

Открытая инфляция может протекать в различных формах:

    инфляция спроса.

    Инфляция издержек. Вызывается самим рынком.

    Структурная инфляция.

    Эмиссионная инфляция. Провоцируется нарушением закона денежного обращения ЦБ. Потому, что он, ЦБ, обладает монополией на выпуск (эмиссию) денег.

Инфляция спроса – обычно возникает при максимальной занятости населения и максимальной загруженности производственных мощностей. Повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Обычно такой рост спроса не подкреплен эластичным расширением предложения и цены растут.

Инфляция издержек – рост стоимости факторов производства. Вызывают:

    Экономическая политика государства.

    Рост цен на сырье.

    Олигополистическая практика ценообразования.

Структурная инфляция – ее вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность, т.е. отдельные отрасли не могут насытить рынок полностью товарами, услугами и на такие товары и услуги цены будут расти структурная инфляция очень трудно преодолевается, потому, что нужны большие инвестиционные вливания в экономику, отдельные ее отрасли, а отдача от них последует не сиюминутно. Обычно такая инфляция в стране бывает тогда, когда осуществляется переход на новый вид технического прогресса, во время конверсий военного производства.

Социально-экономические последствия инфляции. Негативные социально-экономические последствия. Инфляция способствовала перераспределению доходов и богатства в обществе не в пользу незащищенных слоев населения. Инфляция вызывает отставание цен в государственных предприятиях от рыночных. Происходит скрытая конфискация денежных средств у широких слоев населения. Ускоренным способом денежные средства материализуются. Ухудшаются условия жизни основной массы населения. Растет социальная напряженность. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики. Подрываются стимулы к накоплению денежных средств. Доходы населения отстают от роста цен на товары и услуги. Подрываются мотивы к трудовой деятельности, обостряется проблема реализации товаров на внутреннем рынке. Ослабление позиций властных структур. Между инфляцией и безработицей существует обратно-пропорциональная зависимость (растет безработица – уменьшается инфляция).

    Социально-экономические последствия инфляции

К социально-экономическим последствиям инфляции относятся:

    Снижение реальных доходов населения и как следствие отсюда снижение мотивов к трудовой деятельности.

    Усиление дифференциации населения по уровню дохода.

    Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами.

    Возникновение опасности социальных потрясений.

    Ослабление позиции власти, снижение доверия населения правительственным программам.

    Возникновение трудностей с долгосрочным планированием. Повышение риска инвестирования.

    Антиинфляционная политика: кейнсианский подход

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применя емые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Кейнсианская теория включает два варианта антиинфляционной политики:

    дефляционную политику (или политику "управления спросом");

    "политику доходов".

Дефляционная политика направлена против факторов инфляции спроса (снижение уровня государственных расходов, увеличение налогов, рестриктивную денежно-кредитную политику). Чрезмерное разбухание совокупного спроса считается допустимым устранить и путем конфискационной денежной реформы. Следует иметь в виду, что реализация кейнсианской дефляционной политики как инструмента антиинфляционного регулирования вовсе не означает наступления собственно дефляции как сокращения общего уровня цен - этот уровень обычно продолжает повышаться, однако меньшими темпами. То есть речь в данном случае идет скорее не о дефляции, а о дезинфляции.

"Политика доходов" направлена против факторов инфляции издержек. Для подавления послед-ней требуется недопущение раскручивания инфляционной спирали "заработная плата - цены" путем деиндексирования доходов: либо параллельное замораживание цен и заработной платы, либо - чаще - допущение их роста в определенных, заранее заданных пределах. Эмпирически нащупано предельно допустимое соотношение темпов роста цен и индексами доходов, не вызывающее дальнейшего роста инфляции: около 0,2 (в зависимости от сформировавшейся в прошлом структуры воспроизводства - преобладает в ней производство потребительских или инвестиционных товаров). При этом рекомендуется дифференциация противоинфляционных выплат по отраслям в зависимости от темпов их роста. Но все же типичной для развитых стран формой компромисса между антиинфляционной политикой государства (требующей сведения к минимуму роста доходов) и его социальной политикой (предполагающей максимальную защиту населения от роста цен) выступает сегодня установление соотношения между темпами инфляции и темпами роста заработной платы на уровне 2:1. Причем столь ограниченная корректировка заработков производится обычно с некоторым опозданием (раз в полгода), что позволяет государству и частным фирмам заметно экономить на своих расходах и тем самым сбивать накал цен.

Важным инструментом "политики доходов" являются так называемые ценовые соглашения, являющиеся важным элементом антиинфляционного регулирования. Субъектами подобных соглашений являются государство, предприниматели и профсоюзы. Основа соглашения - взаимная заинтересованность участников ценового соглашения. Профсоюзы обязуются требовать повышения заработной платы только в соответствии с ростом производительности труда. Предприниматели обязуются изменять цены лишь для компенсации удельных издержек на рабочую силу. Правительству вменяется наблюдение за исполнением условий ценового соглашения. Дополнительно могут заключаться ценовые соглашения и между предприятиями - например, картельные соглашения между технологически связанными производствами, направленные на недопущение роста цен по технологиче-ской цепочке (обычно несбалансированного). При этом устанавливаются предельный уровень повышения цен, учитывающий индекс инфляции; срок, на который заключается договор; ответственность сторон за несоблюдение принятых обязательств.

В США администрация Кеннеди использовала вариант добровольного согласия предпринима-телей и профсоюзов не повышать цены и заработную плату выше определенных пределов. Администра-ция Никсона вводила замораживание и ограничение зарплаты и цен через принятие законодательно-административных решений. Президент Картер вводил экономические меры поощрения за соблюдение пределов роста цен и заработной платы в сочетании с санкциями за их нарушение.

Для использования ценовых соглашений требуется определенное общественное согласие, осознание всеми экономическими субъектами того обстоятельства, что плюсов у инфляции в стратегическом плане нет, что рано или поздно все от нее проиграют, все окажутся побежденными. Поэтому когда в национальном хозяйстве возникла открытая инфляция, из нее необходимо выбираться всем вместе, не толкаясь, не оттирая друг друга.

Использование кейнсианских подходов в антиинфляционном регулировании в 60-70-е гг. не обеспечило желаемых результатов: галопирующая инфляция стала реальностью во многих странах. Причины сбоев в действии антиинфляционного механизма, построенного по рецептам кейнсианской школы:

    непоследовательность и робость в проведении дефляционной политики: как только появлялись зримые признаки торможения экономического роста и увеличения безработицы, правительства переключали усилия на противоположные антиинфляционным меры стимулирования производства;

    в этот период резко проявилась инфляция издержек, прежде всего внешнего характера: резкое удорожание сырья и, особенно, энергоресурсов;

    сложилось отрицательное отношение и предпринимателей, и профсоюзов к административному ограничению роста зарплаты и цен, что привело к тихому саботажу этих инициированных правитель-ством мер. В последние годы правительства большинства стран ограничиваются лишь рекомендациями в области "политики доходов". Так, в США еще с приходом к власти Р. Рейгана было ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.

    Антиинфляционная политика: неоклассический подход

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос -"ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.)." Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.-М, 1996.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства ) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Неоклассический подход

В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживались в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена - в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) - это аналоги инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие

Автор Сергей Николаевич Блинов - заместитель руководителя Службы стратегического планирования - руководитель группы макроэкономических исследований и стратегического прогнозирования ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны.

Один знакомый редактор как-то намекнул мне, что я, видимо, зациклился на теме «реальной денежной массы». Давно и в разных видах я пытаюсь донести до своих читателей одну и ту же мысль: роста экономики не будет, пока не начнёт нужными темпами расти реальная денежная масса.

Намёк редактора был понятен: «Не пора ли сменить тему?».

Я ответил, что на мой взгляд, если мои настойчивые рекомендации не выполнены, то тему менять рано. Это как в известном анекдоте:

Муж жалуется собутыльнику на свою жену: «1 мая, солнышко светит, все люди с праздничным настроением! А она заладила: вынеси ёлку, да вынеси ёлку» .

Редактор на такой мой ответ, прислал пример «более широкого» взгляда на вещи. В качестве причин проблем в экономике в этом примере были названы высокий процент, тяжелые налоги, малодоступный кредит, переоцененный рубль, избыточный регулятивный пресс, урезания бюджета, проблемные частные банки, инфляция в 7–8% (оптовые цены).

Да, на фоне такого широкого перечисления различных факторов, я, с моей «упёртостью» и зацикленностью на теме денежной массы, действительно выгляжу не лучшим образом. Пришлось отвечать. Этот ответ я и привожу ниже:

«… высокий процент, тяжёлые налоги, малодоступный кредит и т.д. и т.п. - это описание текущей ситуации. Но ни один из перечисленных признаков ситуации не является причиной низких темпов роста экономики.

Можно пройтись по пунктам.

1. Высокий процент. Высокий процент вовсе не проблема для роста и, наоборот, низкий процент - вовсе не гарантия роста.

Самое наглядное тому подтверждение:

2. Высокие налоги. Высокие налоги - это вовсе не беда, а признак высокого развития экономики. Когда люди голодные, то им надо давать деньги напрямую, чтобы покупали еду. Когда люди богатые, им дополнительные деньги давать бесполезно, потому что им становятся нужны дороги, парки, дворцы спорта, защищённость. Индивидуально, на свои деньги, дорогу не построишь, парк в городе не разобьёшь, дом культуры или дворец спорта не возведёшь. Необходимо, чтобы люди „скидывались“ на общественные блага. Поэтому с ростом богатства доля налогов возрастает. Именно поэтому налоговое бремя в той же Европе значительно выше, чем у нас. Но это не беда, а благо: чистые города, общественные пространства, социальная защищённость, общедоступная медицина…

3. Малодоступный кредит. Доступность кредита зависит от двух составляющих: ставки процента и доходов/прибыли. Утрированно: если Вы получаете 300 тыс. в месяц, то кредит, предполагающий выплату Вами ежемесячно 75 тыс. рублей за квартиру по ипотеке (под высокий процент) - не проблема. Если Вы безработный (чисто для примера), то даже кредит под 0% Вам будет в тягость: проценты выплачивать не надо, но тело кредита как отдавать?

4. Переоценённый рубль. Переоценка рубля абсолютно безразлична для роста ВВП. Тому пример и Россия, и другие страны. Например, с 32 рублей за доллар в январе 2003 года рубль непрерывно укреплялся вплоть до 23 рублей за доллар в июле 2008 года. Напомнить, что было в это время с ростом ВВП? Причём, это в номинальном выражении такое укрепление произошло. Если же говорить о реальном укреплении курса рубля, то оно было ещё более сильным (из-за разницы в уровнях инфляции в России и основных торговых партнёрах).

Другой пример: Япония.

В 1985 году США были очень обеспокоены тем, что доллар слишком крепок к марке, йене и другим валютам. В отеле „Плаза“ было заключено известное соглашение, по которому Германия, Япония (и некоторые другие) согласились на укрепление своих валют по отношению к доллару США. И укрепление состоялось. Думаете Японии стало хуже? Наоборот, рост ВВП продолжился вплоть до 1989 года, потому что темпы роста денежной массы оставались высокими. Японцы тогда скупили Голливуд, на аукционах в Нью-Йорке шедевры мировой живописи стали уходить в Японию, потому что с ними никто не мог торговаться, половина в десятке крупнейших банков мира была японская. Капитализация японский компаний составляла 40% мировой капитализации. И укрепление этому не мешало (а даже в определённом смысле помогало - скупай в мире всё что хочешь). Но вот как только темпы роста денежной массы снизились, произошёл переход от „японского чуда“ к „японским потерянным десятилетиям“

5. Урезания бюджета. Не буду приводить примеры, но дефицит или профицит бюджета это не причина, а следствие. Немного упрощая можно сказать, что бюджет в профиците, когда экономика растёт, а в дефиците, когда экономика падает. (см. также п. 2). А экономика не может расти, если не растёт реальная денежная масса (здесь круг замыкается).

6. Проблемы частных банков. Можно уверенно говорить, что зажим денежной массы приводит к напряжению в банковской системе. Это было и в Великую депрессию и даже в „незаметных“ (для ВВП) кризисах в банковской системе в России в 2002, 2004 годах, не говоря уже о кризисных 1998, 2008, 2015 годах. Сейчас денежный зажим продолжается.

Что говорить, если денежная база за 10 лет практически не изменилась в реальном выражении.

7. Инфляция 7–8% (оптовые цены). Есть чёткая закономерность: когда цены производителей (видимо они и имеются в виду под оптовыми) растут быстрее, чем потребительские цены, то в экономике России наблюдается рост. Когда наоборот: падение. Так что если цены производителей растут на 7–8% при инфляции 2,5%, то этому надо только радоваться. Для меня механизм ясен. Почему это происходит (а, поверьте, этого ещё в экономике не открыли) я описал в статье „Дефляция под маской“ . Но сразу предупреждаю, надо настроиться, чтобы прочитать и вникнуть. Текст не короткий. Если же нет времени, то можете начать со слов „Реальная дефляция легко считается“».

Сергей Блинов

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Похожие статьи