Правовое регулирования сфере оказания услуг. Правовое регулирование оказания услуги в гражданском праве российской федерации. Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг

Правовой предпосылкой развития системы оказания юридических услуг вначале послужил Закон о кооперации в СССР, предусмотревший право оказания кооперативами платных правовых услуг, а затем и Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 года, явившийся до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации основным документом, определявшим статус субъекта предпринимательской деятельности, ее организационно-правовые формы, закрепивший принцип свободы предпринимательства, элементом которого стала норма, предоставляющая предпринимателю право заниматься любыми не запрещенными законом видами предпринимательской деятельности, среди которых свое место заняли и юридические услуги. 45

Следует отметить, что для осуществления юридической деятельности частнопрактикующими юристами не существует какого-либо разрешительного порядка. Из-за особого социального и правового значения такого правового явления необходимо, чтобы порядок осуществления деятельности по оказанию юридических услуг подлежал особому специальному регулированию. Зарубежный опыт свидетельствует, что разрешительный порядок деятельности по оказанию юридических услуг действует практически во всех зарубежных странах. Так, в условиях правовой системы США регулирование этой деятельности в силу исторических традиций отдано государством судебной ветви власти, которая, в свою очередь, делегирует данные полномочия частным организациям- ассоциациям адвокатов, действующем в каждом штате и разрабатывающим кодексы (правила) профессионального поведения юристов, служащие основным документом, регулирующим их деятельность, в том числе в части приобретения права на оказание данных услуг. Однако согласно этим правилам правомочной считается только юридическая практика, осуществляемая по специальному разрешению (лицензия, сертификат, свидетельство), действительному лишь на территории штата, полномочный орган которого его выдал. Условия получения права на занятие деятельностью по оказанию юридических услуг, а, значит, приобретения статуса адвоката, действующие в каждом из штатов, сводятся к тому, что кандидат должен продемонстрировать профессиональную пригодность, базирующуюся на образовательном цензе (наличие высшего юридического образования, как правило, полученного в аккредитованном учебном заведении США), профессиональной квалификации (формальная проверка знаний и профессиональных навыков) и личных моральных качествах, проверка репутации). 46

В настоящее время существует проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». 47 Согласно статье 1 данного проекта закона: « … Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации». Статья 2 проекта Федерального закона дает следующее определение понятия юридическая помощь: «Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации».

Основная цель принятия закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» заключается в устранении несоответствия существующего положения дел в области оказания квалифицированной юридической помощи общемировым стандартам и, прежде всего, Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на судебную защиту (статья 46), равенства всех перед законом и судом (статья 19) путем реализации прав каждого на получение не любой, а именно квалифицированной юридической помощи (статья 48).

Проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» может регулировать рынок юридических услуг. Принятие данного законодательного акта необходимо по следующим причинам:

1. Физические и юридические лица, обратившиеся за оказанием юридических услуг, не осознают ценностную значимость самой юридической услуги и поэтому не готовы соответствующим образом ее оплачивать. Это связано с тем, что в сознании многих граждан право не выглядит как безусловный регулятор общественных отношений, отсюда и юридические услуги может оказывать кто угодно.

2. В России отсутствует легальное определение понятия «квалифицированная юридическая помощь», а также видов субъектов, имеющих право ее оказывать и порядка ее оказания.

Сегодня в России отсутствует какое-либо регулирование деятельности юридических фирм и частнопрактикующих юристов, что несомненно является серьезным пробелом в законодательстве. Адвокаты, в отличие от частнопрактикующих юристов и юристов в юридических фирмах, прежде чем приступить к занятию адвокатской деятельности, сдают квалификационный экзамен, но в отличие от последних, над адвокатами осуществляют контроль за их деятельностью, что является хоть какой-то гарантией, что они оказывают именно качественную юридическую помощь. Юрист должен оказывать качественную юридическую услугу. Но, к сожалению, сегодня очень часто бывает, что и адвокаты, и частнопрактикующие юристы оказывают некачественную юридическую помощь 48 .

Статья 3 законопроекта предлагает сузить круг субъектов, имеющих право оказывать юридические услуги, к которым относятся в основном: «…только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их профессиональные образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, принятие Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» должно решить следующие вопросы:

1. указание лиц, которые могут оказывать квалифицированные юридические услуги (помощь) в отдельную группу, в определенное сообщество.

2. деятельность юристов должна регулироваться самим сообществом, а государство должно вовлекаться только в исключительных случаях (например, при привлечении к уголовной, административной и иной публично установленной мере ответственности). Функционирование системы саморегулирования профессиональной деятельности в ряде областей таких как нотариат уже на практике доказали свою состоятельность.

3. государство не должно вмешиваться в деятельность лиц, оказывающих юридические услуги (помощь).

4. квалифицированная юридическая помощь не может оказываться на безвозмездной основе, за исключением случаев, предусмотренных иными правовыми актами.

5. обязательное страхование профессиональной ответственности лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь.

6. ограничение круга лиц, которые могут заниматься услугами в сфере судебного представительства, лицами, имеющими статус адвоката.

До принятия данного закона субъектами, оказывающими юридические услуги являются адвокаты и иные лица – частнопрактикующие юристы и юридические фирмы. Частнопрактикующие юристы оказывают юридическую услугу по принципу свободы волеизъявления и отношения, которые возникают между сторонами договора на оказание юридических услуг, подчиняются дозволительному методу регулирования. Необходимо также отметить, что если деятельность адвокатов сегодня законодательно урегулирована, то специальные законы о частнопрактикующих юристах и юридических фирмах, а также об их статусе, порядке осуществления ими деятельности по оказанию правовых услуг отсутствуют.

Представляется, что на современном этапе развития России не является нормальной ситуация, когда вопросы оказания услуг по лечению животных (ветеринарные услуги) или услуг автостоянок регулируются Правительством России отдельными Постановлениями, а оказание юридических услуг вообще никак не регламентируется. При этом представляется, что важность вопроса исключают возможность для исправления сложившейся ситуации ограничиться Постановлением Правительства России. Следует также отметить, что лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, в чем-то граничащими с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги, никаких требований и условий осуществления такой деятельности, законодательство не устанавливает. Такие лица, как правило, не желают идти в адвокатуру, рассуждая при этом следующим образом: зачем стремиться в адвокатуру с ее стандартами, ответственностью, ограничениями, если можно подвязаться на ниве права не связывая себе руки? При существующем правовом регулировании оказывается доходнее заниматься юридическими услугами, не обременяя себя обязательствами и соблюдением квалификационных требований. Кроме того, это выгоднее коммерчески, если даже судить просто по налогообложению.

Предлагаемый закон направлен на устранение дискриминации, в частности, между адвокатами и остальными лицами, оказывающими юридические услуги, создание для них равных прав и обязанностей. Возражения против законопроекта могут вызываться современным состоянием российской адвокатуры, в которой еще имеются недостатки. Однако принципиально эти недостатки не являются поводом для того, чтобы отказаться исправлять неудовлетворительную ситуацию, сложившуюся в сфере оказания юридической помощи. Недостатки имеются и в армии, и в системе пенсионного обеспечения, но это не может служить поводом для отказа улучшать касающееся их регулирование.

Принятие федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.

Договор возмездного оказания услуг консенсуальный, возмезд­ный, двусторонне-обязывающий. Стороны договора возмездного ока­зания услуг - заказчик и исполнитель. По правовой природе договор нозмездного оказания услуг сходен с договором подряда. Различие со­стоит в предмете договора, каковым в договоре возмездного оказания услуг является деятельность, основная цель которой не направлена на создание овеществленного результата. Хотя такой результат и может возникать, его создание в договоре возмездного оказания услуг никог­да не является самостоятельным предметом такого договора и всегда подчинено основной его цели.

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Как заказчик, так и исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг. Раз­личие состоит в условиях отказа: заказчик обязан возместить испол­нителю лишь фактически понесенные последним расходы, а испол­нитель - возместить заказчику понесенные убытки в полном объеме (п. 2 ст. 15, ст. 393 ГК).

В силу сходства правовой природы договора подряда с договором возмездного оказания услуг ГК предусматривает субсидиарное при­менение к этому договору ряда общих положений о договоре подряда и договоре бытового подряда.

Нормы гл. 39 ГК о возмездном оказании услуг применяются к до­говорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудитор­ских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44-47, 49,1 51, 53 ГК.

Пари представляет собой специальный вид игры, в котором участ­ники делают противоположные друг другу прогнозы относительно на­ступления определенного события, которое не связано с волей и дей­ствиями участников. В других видах игр участники могут своими действиями способствовать наступлению определенного результата.

Неодобрительное отношение законодателя к организации игр и пари и участию в них выразилось в непредоставлении судебной защи­ты требованиям граждан и юридических лиц, связанных с проведени­ем игр и заключением пари. Видимо, законодатель не считает оправ­данным имущественный риск, если он не связан с созданием объектов гражданского оборота и обменом ими. Общее правило отно­сительно игр и пари установлено в ст. 1062 ГК: требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с учас­тием в них, не подлежат судебной защите.

Исключением из этого общего правила являются требования лиц, участвовавших в играх или пари под влиянием обмана, насилия, уг­розы или злонамеренного соглашения их представителя с организато­ром игр или пари, а также требования, предъявленные к организатору игры в случаях, когда организаторами игр выступают специальные субъекты - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также лица, получившие от уполномоченного государ­ственного или муниципального органа разрешение (лицензию) на проведение игр.

В этих случаях договор об игре оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа. Предложение о заключении договора об участии в игре должно включать условия о сроке ее про­ведения, порядке определения и размере выигрыша. Это предложение адресовано неопределенному кругу лиц и является публичной офер­той.

После определения результатов игры у ее организатора возникает обязанность в течение определенного условиями проведения игр срока выплатить лицам, которые в соответствии с этими условиями признаны выигравшими, выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере и форме (денежной или в натуре). Если срок выплаты выигрыша в условиях не указан, то выплата должна быть произведена не позднее десяти дней с момента определения результа­тов игр.

Нормативно-правовое регулирование и обеспечение законодательной базы являются частью административного метода регулирования со стороны государства и не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Данное регулирование базируется на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, разрешения и обязательств. Законодательная база ограничивает свободу экономического выбора хозяйствующих субъектов.

Существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы услуг за счет обеспечения законодательной базы и контролем над ее исполнением:

1. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который «регулирует сферу обеспечения и оказания социальных услуг населению на безвозмездной основе». Например, ст. 41 пункт 1, где говорится о том, что «каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета». Для коммерческой деятельности Конституция РФ не несет нормативной нагрузки, то есть не является ее регулятором.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации - кодекс федеральных законов Российской Федерации, который эффективно регулирует предпринимательскую коммерческую деятельность, а в частности и сферу услуг. Например:

Глава 1 (ст. 1) в которой говорится, что «все товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации»;

Глава 6 (ст. 128), в которой прописаны объекты гражданских прав. Откуда следует, что к объектам гражданских прав помимо вещей (наличные деньги и документарные ценные бумаги), бездокументарны ценных бумаг, имущественных прав, результатов работ относят еще и оказание услуг;

Глава 25 (ст. 393 - 406), в которой говорится об обязанности «возместить убытки, если услуга была совершена некачественно или же вовсе не была оказана». В ней также определяется способ и размер возмещения убытков;

Глава 27 (ст. 424. Цена, ст. 426. Публичный договор, ст. 429. Предварительный договор). В данной главе определяется понятие договора об оказании услуг, что должно быть в нем прописано, различные виды договоров, их условия выполнения и расторжения, а также обязанности и права сторон;

Глава 39. Возмездное оказание услуг, состоящая из пяти статей:

1) ст.779. Договор возмездного оказания услуг;



2) ст.780. Исполнение договора возмездного оказания услуг;

3) ст.781. Оплата услуг;

4) ст.782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг;

5) ст.783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг.

Из данных статей следуют правила оформления договора возмездного оказания услуг, исполнения обеими сторонами-участниками, процесс регулирования отношений между ними.

3. Федеральный закон Российской Федерации - федеральный законодательный акт Российской Федерации, который также имеет непосредственное влияние на сферу услуг. Существуют два основных закона, регулирующих данную сферу в общих чертах:

ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей в РФ»;

Важнейший закон РФ, «регулирующий отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг», устанавливающий права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение полной информации об услугах и об их исполнителях.

ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184 «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон «регулирует отношения, возникающие при производстве, монтаже, перевозке и при оказании услуг». А также регулирует исполнение обязательных требований и соответствие требуемой оценки качества.

Существуют Федеральные законы, регулирующие конкретные виды и отрасли, для которых характерно оказание услуг. Например, ФЗ РФ от 02.12.1990 N 395-1«О банках и банковской деятельности».

4. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) или национальный стандарт (ГОСТ Р) – стандарты, принятые соответственно межгосударственным или национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Следует выделить два основных стандарта, регулирующих сферу услуг:

ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.



Стандартов на оказание услуг существует на множество различных видов и подвидов. Например, ГОСТ Р 51108-97. Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия, ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. И на прочие: ритуальные услуг, услуги населению, парикмахерские, услуги фитнес-клубов, клининговые услуги, ремонтные услуги и так далее.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации, затрагивающий сферу оказания услуг:

Ст. 39. Реализация товаров, работ или услуг;

Ст. 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;

Ст. 148. Место реализации работ (услуг).

В данных статьях можно найти информацию о правилах определения цены оказываемой услуги, а также об установленных общих принципах налогообложения лиц, занимающихся оказанием услуг населению.

Введение

2. Правовое положение участников рынка правовых услуг

2.1Адвокаты и адвокатские образования

2.2Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации

2.3Индивидуально практикующие юристы

2.4Нотариусы

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации

3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации

4. Договоры на правовое обслуживание и оказание правовых услуг

4.1 Квалификация договоров на оказание правовых услуг

4.2. Виды договоров, заключаемых юристами с клиентами

4.4 Оплата правовых услуг

4.5 Ответственность сторон по договору возмездного оказания правовых услуг

Заключение

Список используемой литературы


Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь – это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1) .

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.


1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию

Правовые услуги - это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг - один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным - производственным - видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан .

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, - они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» .

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя - юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса - закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам - клиентам, заказчикам - разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

Глава 1. Понятие услуги как объекта.

      Услуга: Понятие содержание, виды.

Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств. К данным обязательствам относят: перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание услуг.(6)

В римском праве обязательство об оказании услуг именовалось locatio-conductio operarum и делилось на предоставление за плату физического труда и предоставление духовной деятельности. В российской дореволюционной цивилистике выделение обяза-тельств об оказании услуг по общему правилу не проводилось. Так, Г. Ф. Шершеневич, давая классификацию договоров по их цели, выделял договоры о предоставлении пользования чужи-ми услугами. К ним он относил личный наем, возмездное ока-зание услуг, перевозку, доверенность, комиссию, поклажу, то-варищество.В юридической литературе советского периода большая группа ученых обосновывала необходимость выделения в системе граж-данско-правовых обязательств особого, самостоятельного обяза-тельства об оказании услуг. При этом отсутствовало единство мне-ний о правовой природе этих обязательств и их видах. Основыва-ясь на нематериальном характере услуги, Е. Д. Шешенин сделал вывод, что предметом подрядных договоров являются результа-ты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, - результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами. Согласно другому мнению, в любом воз-мездном договоре можно усматривать услугу одного контраген-та и вознаграждение за нее со стороны другого. М. И. Брагинский - предложил деление договоров на договоры по производству работ и договоры услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т. д. Другие ученые полагали, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований.(4) Сфера действия обязательства по оказанию услуг зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие услуги. Если под услугой понимать все то, что приносит какой-либо полезный эффект, то едва ли не все обязательства незави-симо от оснований их возникновения, субъектного состава, распределения прав и обязанностей сторон, цели и т.д. могут быть отнесены к обязательствам по оказанию услуг. Такого подхода, по-видимому, не избежал и законодатель, который вкладывает в понятие услуги доста-точно широкое содержание. Впрочем, этот подход не проводится с должной последовательностью. Многие обязательства, предметом ко-торых является услуга, выделены в самостоятельные виды гражданско-правовых обязательств. И это правильно, поскольку при чрезмерно широком определении понятия услуги это понятие обесценивается и из него не могут быть извлечены сколько-нибудь плодотворные выводы как в теоретическом, так и в практическом плане. (3)

Виды услуг по договору возмездного оказания услуг:

    Материальные услуги, которые «материализуются » в предмете или в личности потребителя услуг.

    Нематериальные услуги, когда нет никакого овеществленного результата. Результат оказания услуг гарантирован быть не может.(5)

Материальные услуги получают объективированное выражение либо в предмете природы либо в личности самого потребителя услуг. Они выражаются в создании новой вещи, ее перемещении, внесении в нее изменений и т.д. К материальным относятся и такие услуги, которые воплощаются в личности самого человека (например, услуги парикмахера, банщика, перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров). Но в чем бы ни выражались материальные услуги, их результат всегда может быть гарантирован лицом, оказывающим услуги, т.е. услугодателем. Нема-териальные услуги характеризуются, во-первых, тем, что деятельность услугодателя не воплощается в овеществленном результате и, во-вто-рых, тем, что услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного результата.(3)

Обязательства по оказанию услуг следует отграничить от сходных с ними обязательственных отношений. Основное различие между обязательствами заключено в особенностях опосредуемых ими экономи-ческих отношений. Так, различие между обязательством подрядного типа и обязательством по оказанию услуг заключено в различной экономической форме результата оказываемых услуг. В обязательстве по оказанию услуг предметом является результат деятельности услуго-дателя, не отделимый от самой деятельности и не получающий овеще-ствленного выражения. В обязательствах подрядного типа и примыкающих к ним обязательствах по производству работ предметом правоотношения выступает овеществленный результат деятельности исполнителя. Он может выражаться в создании новой вещи, изменении существующих вещей, быть продуктом духовного творчества, нашедшим свое объективированное выражение в чертежах, схемах, книгах, отчетах, картинах и т.п. Результат может быть различным, но именно его «вещность» служит конституирующим признаком обязательств по выполнению работ.(3)

С принятием и введением в действие части второй ГК ситу-ация принципиально не изменилась. В отличие от обязательств по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование и обязательств о выполнении работ, кото-рые объединяются вокруг общих положений, обязательства об оказании услуг общей части не имеют. Нормы гл. 39 ГК не могут претендовать на такую роль, поскольку призваны урегулировать достаточно четкий круг только фактических, но не иных услуг (п. 2 ст. 779 ГК).(3)

1.2 Услуги связи

В рассматриваемой сфере отношения по оказанию данного вида услуг наряду с нормами ГК регулируются также положениями иных федеральных законов и иных правовых актов. Согласно ст. 2 Феде-рального закона от 16 февраля 1995 г. «О связи» (далее - Закон о связи) под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообще-ний электросвязи. Указанные услуги оказываются пользователям связи гражданами и юридическими лицами (операторами связи), получившими право на этот вид деятельности на основании ли-цензии (ст.15 Закона о связи). Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи РФ, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установ-ленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Сертификации также могут подлежать услуги связи, предоставля-емые на сети связи общего пользования (ст.16 Закона о связи). Так, согласно ст. 28 Закона о связи операторы связи обязаны предос-тавлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, а также условиям договора о предоставлении услуг связи. В соответствии со ст. 21 Закона о связи тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотрен-ных законодательством, по отдельным видам услуг связи, оказы-ваемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться госу-дарством. Согласно ст. 27 Закона о связи все пользователи связи на тер-ритории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Пользователю связи на территории Российской Федерации не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования. Следовательно, договор о предоставлении услуг свя-зи общего пользования является публичным. Вместе с тем владель-цы сетей и средств связи обязаны предоставлять абсолютный при-оритет всем сообщениям, касающимся безопасности человечес-кой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, без-опасности и охраны правопорядка в РФ, а так-же сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях. Это положение полностью соот-ветствует п. 2 ст. 1 ГК. Защита прав пользователей связи на предоставление услуг элек-трической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также меха-низм реализации этих прав регулируются законодательством Рос-сийской Федерации. В частности, при предоставлении услуг связи потребителям на их взаимоотношения с услугодателями распро-страняется действие положений Закона о защите прав потребителей.

Согласно ст. 32 Закона о связи все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых от-правлениях и передаваемых по сетям электрической связи сооб-щениях, а также сами эти отправления и сообщения могут вы-даваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомле-ние с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, по-лучение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 37 Закона о связи операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправле-ний в размере объявленной ценности, искажение текста телеграм-мы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму (за исключением теле-грамм, адресованных в населенные пункты, не имеющие элект-росвязи). Таким образом, ответственность оператора связи явля-ется ограниченной. В свою очередь, при нарушении пользователем связи правил эксплуатации оконечного оборудования сети электросвязи, исполь-зовании на сети несертифицированного оборудования, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператору связи предостав-ляется право приостановить доступ пользователя связи к сети элек-тросвязи до устранения недостатков, за исключением случаев, пре-дусмотренных ст. 29 Закона о связи. При этом пользователь связи обязан возместить оператору связи не полученные им доходы, а также возместить ущерб, вызванный простоем оборудования, и вред, причиненный его повреждением. Одному из важнейших видов связи специально посвящен Фе-деральный закон от 9 августа 1995 г. «О почтовой связи» 1 (далее -Закон о почтовой связи), устанавливающий некоторые особенно-сти оказания услуг почтовой связи.

Под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых от-правлений, а также по осуществлению почтовых переводов денеж-ных средств.

Согласно ст. 16 Закона о почтовой связи услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.

По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой свя-зи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему поч-товое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату, а пользователь услуг почтовой связи, в свою очередь, обязан оплатить оказанные ему услуги.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку пись-менной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной коррес-понденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевоз-ки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разраба-тываются федеральным органом исполнительной власти, осуще-ствляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи са-мостоятельно. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установ-ленным стандартам, а также предоставляемой операторами почто-вой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Согласно ст. 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почто-вой связи, за исключением универсальных услуг почтовой свя-зи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи не-сут перед пользователями услуг почтовой связи имущественную ответственность. Ответственность операторов почтовой связи на-ступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почто-вых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. В ст. 34 Закона о почтовой связи конкретизи-руются по сравнению с Законом о связи меры ограниченной иму-щественной ответственности оператора почтовой связи перед пользо-вателем. За нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправ-лений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи вы-плачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почто-вой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение кон-трольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Похожие статьи