Задание 17 егэ теория. Текст этой презентации

Задание 17 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория.

Итак, вам нужно знать следующие темы:

-

-обращения.

Вводные слова и словосочетания

Вводные слова и словосочетания , не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла.

Группы вводных слов по значению

Примеры

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на буду, на радость и т.д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. источник сообщения

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

5. Приемы и способы оформления мыслей

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание

Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.

7. Оценка меры того, о чем говорится

По крайней мере, самое большее, самое меньшее

8. степень обычности сообщаемого

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.

9. Выражение экспрессивности высказывания

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам - нельзя)

Вводные слова и словосочетания

Члены предложения

Вы, верно , знаете этого человека.

Вы верно перевели текст.

Прежде всего , нужно ли говорить об этом? (связь мыслей)

Прежде всего нужно поговорить о книге (сначала).

Он, знаешь , человек обязательный.

Ты знаешь его?

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания:

Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы


Восемнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку направлено на проверку знаний выпускников в области вводных слов, а именно – умение отличать вводные слова от омонимичных членов предложения. За него можно получить один первичный балл; подготовиться к этому заданию можно с помощью приведенной ниже теории.

Теория к заданию №18 ЕГЭ по русскому языку

Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными

Вводное слово Не вводное слово
Запятая нужна! Запятая не нужна!
Однако Нельзя заменить союзом «но» Можно заменить союзом «но»
Мы, однако, очень устали сегодня. Ливень прекратился, однако ветер все равно сильный.
Действительно В значении «в самом деле»; стоит в начале предложения Стоит в середине или в конце предложения
Действительно, он ничего не знает. Он действительно ничего не знает
Значит В значении «следовательно» В значении «означает, это»
Если наступила зима, значит, скоро Новый Год. Опоздать – значит не успеть.
Наконец Указывает на связь излагаемый мыслей, в значении «и еще» В значении «в конце концов, после всего, под конец»
Мне нужно помыть посуду, убраться и, наконец, сходить в магазин. Мы наконец добрались до нашего отеля.

Слова, всегда являющиеся вводными/не вводными

Вводные (запятая нужна) Не вводные (запятая не нужна)
Конечно Большей частью
Во-первых Будто
Во-вторых Буквально
В-третьих В довершение
Итак В конечном счете
Следовательно Вдобавок
Словно Вдруг
По-видимому Ведь
Пожалуйста Вот
Несомненно Вроде бы
Вряд ли
Все равно
Все-таки
Даже
Едва ли
Именно
Иногда
Исключительно
Как будто
Как бы
К тому же
Лишь
Между тем
Наверняка
Небось
Непременно
Обязательно
Определенно
Отчасти
По крайней мере
По-прежнему
Почти
Поэтому
Практически
Просто
Пусть
Решительно
Словно
Тем не менее
Только
Якобы

Пунктуация при вводном слове

Вводное слово отделяется запятой, если его можно убрать из предложения без потери смысла. Мы решили добраться до отеля на автобусе, но, к сожалению, уехали не в ту сторону. (убираем вводное слово – Мы решили добраться до отеля на автобусе, но уехали не в ту сторону.)
Отделять вводное слово запятой от союза не нужно, если убрать вводное слово из предложения нельзя; также запятой от союзов не отделяется вводное слово в начале предложения Во-первых, нужно почитать учебник, а во-вторых – сделать упражнение в тетради.
Если в вводном слове пропущено одно слово, восстанавливаемое из контекста, вместо запятой ставится тире С одной стороны, он хотел поехать в гости, а с другой – не было желания выходить из дому в такую погоду.
Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и перед запятой, перед ним ставится тире, а после него - запятая В лесу, в парке, во дворе – словом, везде можно встретить это растение.

Вводные слова

Мера того, о чем говорится Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере
Привлечение внимания собеседника Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря
Источник информации По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается, как известно, с точки зрения
Связность речи Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны
Частота того, о чем говорится Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае
Степень возможности Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю
Эмоции, чувства К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Обращение – слово или сочетание слов, называющее адресат речи. Не является членом предложения. Обращение можно убрать из предложения без потери смысла.

Знаки препинания при обращениях

  1. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», - прочитала она . Обращения, соединенные союзом и , не разделяются запятой: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро».
  2. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение: Дедушка, миленький, где ж ты был?
  3. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая!
  4. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак: Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Выполняем частичный синтаксический разбор предложений, чтобы определить является ли предложенное слово или словосочетание членом предложения.
  3. Анализируем предложения, расставляем знаки препинания.
  4. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №18 ЕГЭ по русскому языку

Семнадцатое задание демонстрационного варианта 2020

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

(С.А. Есенин)

Алгоритм выполнения задания:

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля ! И вы, равнин пески !

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

  1. Чащи – не отделяется запятой, так как является частью распространенного обращения. Земля – обращение, выделяется запятыми, не является членом предложения. Равнин пески – обращение, не является членом предложения, отделяется запятой.

Ответ: 2, 3.

Первый вариант задания

Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Лучше всего добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден практически отовсюду, поэтому дальше путь укажет, наверное , любой местный житель.
  3. Лучше всего – обстоятельство образа действия (добираться как? лучше всего ) – не вводное слово, нельзя убрать из предложения, следовательно, не ставим запятую. Практически (виден как? практически) – обстоятельство меры и степени. Наверное – не является членом предложения, выражает отношение говорящего, слово можно убрать из предложения без потери смысла.

Ответ: 4, 5.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Русский язык(1) как известно(2) занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место(3) естественно(4) принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Русский язык, как известно , занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место, естественно , принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.
  3. Как известно, естественно – не являются членами предложения, выражают отношение говорящего, эти слова можно убрать из предложения без потери смысла.

Ответ: 1, 2, 3, 4.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Фотография(1) с точки зрения специалистов(2) состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы(3) однако(4) простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Фотография, с точки зрения специалистов , состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы, однако простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.
  3. С точки зрения специалистов – не является членом предложения, выражает отношение говорящего, словосочетание можно убрать из предложения без потери смысла. А вот однако в данном предложении легко заменяется союзом «но», и, значит, вводным словом не является. Обособлять его запятыми не нужно, но запятую перед ним мы поставим: она будет отделять друг от друга две части сложного предложения.

Что имеется в виду?

В языке есть обращения, вводные слова и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся к теме. Но в КИМах круг языковых явлений сужен. Поэтому и мы ограничимся вводными словами и предложениями. Что о них нужно знать?

1. Вводные слова не являются членами предложения.
2. Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения.
То, что они выделяются запятыми на письме, известно всем. Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. Как не перепутать вводные слова с омонимичными им членами предложения? Учимся различать. Для этого сравним:

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

К счастью — вводное слово, выделяется запятой.

Посуда бьётся к счастью.

К счастью — дополнение, синтаксическая связь — управление: бьется (к чему?) к счастью .

Попробуйте опустить к счастью . Во втором предложении без нарушения смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно.
Сравним:

Посуда бьётся к счастью. ≠ Посуда бьётся.

Чувствуете, это совсем не одно и то же. Почему второе предложение не допускает подобной трансформации? Потому что к счастью - член предложения, грамматически и по смыслу связанный с другим членом предложения. Если его исключить, структура меняется. В первом же предложении к счастью не является членом предложения. Кроме того, оно грамматически не связано ни с одним из членов предложения. Следовательно, структура предложения не изменится, если вводное слово опустить.

В русском языке многие слова могут употребляться двояко: и в качестве вводных слов, и в качестве членов предложения.

Может быт ь, брат станет музыкантом. ≠ Брат может быть музыкантом: у него абсолютный слух.
Ты, верно , с Севера? ≠ Ты решил задачу верно .
Возможно , он позвонит сегодня. ≠ Статью возможно написать за неделю.
Видишь , мы не опоздали, ты напрасно волновалась. ≠ Ты видишь дорожный знак?

В некоторых случаях возможно двоякое толкование смысла предложения, например:

Она, безусловно, права.

безусловно =конечно: уверенность говорящего, вводное слово

Она безусловно права.

безусловно =без условий и ограничений, обстоятельство меры и степени

Потом, он стал знаменитым актёром.

потом — слово, вводящее довод, вводное слово

Потом он стал знаменитым актёром.

потом =позднее, обстоятельство времени

Различать вводные слова и члены предложения в таких случаях помогают более широкий контекст и интонация устного высказывания или пунктуация письменного. Но в КИМах запятые не расставлены: каждый должен определить сам, нужны они или нет. Значит, единственное, на что можно ориентироваться, это смысл предложения и возможность — невозможность опустить анализируемые слова без нарушения грамматических связей и структуры предложения.

Замечать вводные слова и предложения помогут списки примеров.

Что выражается

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения

По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Приёмы формулирования, способы выражения мысли

Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами будь сказано

Мера того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае

Внимание:

Вводными словами не бывают слова:

вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные.

Они никогда не выделяются запятыми.

По решению директора уроки отменили.
Едва ли Кирилл знает, где мы собираемся. Нужно ему позвонить.
Непременно приходи! Мы будем тебя ждать.
А ведь он прав!
Он якобы нас не узнал.

Задание 17. Как легко выполнить.

Вводные слова

Выполняя задание 18 ,нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложения. Они выполняют лишь определённую роль, которая заключена в значениях этих слов: выражают чувства, степень уверенности, называют источник сообщения и т.д.Постоянно вспоминайте правила, группы вводных слов по значению, не путайте вводные слова со словами, которые никогда ими не бывают.

Как легко выполнить задание 18

    Внимательно посмотрите, какие слова отмечены с двух сторон цифрами (или с одной стороны, если они стоят в начале или в конце предложения)

    Вам необходимо определить, являются ли они вводными. Посмотрите на эти слова, вспомните, входят ли они в какую- то группу вводных слов , представленных в таблице . Очень важно понимать, что вводные слова используются для определённой цели. Если слова не входят в группы вводных слов по значению, то есть ничего из перечисленного не обозначают(источник сообщения, чувства, степень уверенности, не подводят итог сказанному, не помогают перечислять что-то и т.д.), то это обычные второстепенные члены предложения.

    Многие используют такой способ проверки, как удаление предполагаемых вводных слов из текста . Если можно слова убрать, то они вводные.

Помните, что здесь очень легко ошибиться, ведь, в сущности, любой второстепенный член предложения тоже можно убрать из текста, так как основной смысл содержат главные члены.

Сравните:

Наступила долгожданная весна.

Наступила весна.

(Как видим, здесь тоже можно слово долгожданная убрать)

    Не путайте вводные слова с членами предложения .

Запомните слова , которые могут быть и вводными словами (в таком случае выделяются запятыми) , и членами предложения , то есть не вводными, поэтому запятыми не выделяются, к ним можно задать вопрос.

безусловно

верно

в довершение всего

в конце концов

во всяком случае

возможно

в конце концов

вообще

В самом деле

в свою очередь

в частности

главным образом

действительно

должно быть

значит

кажется

конечно

между прочим

может

может быть

наоборот

например

несомненно

очевидно

правда

прежде всего

по крайней мере

потом

соответственно

С точки зрения (кого-то)

таким образом

    Запомните слова, которые никогда не бывают вводными.

авось

буквально

будто

ведь

вдобавок

В довершение

вдруг

В конечном счёте

вот

вряд ли

всё-таки

даже

едва ли

именно

исключительно

как будто

как бы

как раз

к тому же

между тем

небось

непременно

обязательно

по предложению (кого-то)

по постановлению (кого-то)

по решению (кого-то)

почти

приблизительно

примерно

притом

почти

поэтому

решительно

словно

только

якобы

    Слово однако является вводным только тогда, когда стоит в середине или в конце предложения. Если же оно стоим в самом начале или соединяет два однородных члена, то это союз = но

Примеры

Мы не надеялись встретиться, однако встретились (однако = но)

Однако было очень жаль расставаться (однако = но)

Вы, однако, не объяснили причину опоздания (однако = вводное слово)

Пример выполнения задания 17 с комментарием

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В утренний час мир (1)кажется(2)таким огромным и простым. Однако (3)ночью он(4)к сожалению (5) вдруг настолько суживается, (6) как будто (7) превращается в маленькую точку.

Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения.

1. Обособленные определения

Обособленные определения в предложении могут быть выражены:
  1. причастным оборотом; Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустарником, находилась аллея.
  2. одиночными причастиями или прилагательными; Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.
  3. прилагательным с зависимыми словами; Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.

2. Обособленные приложения

Обособленные приложения синтаксически являются определениями.
Обособленные приложения в предложении могут быть выражены:
  1. именами существительными; Например: Мы, школьники, устали от экзаменов.
  2. именами существительными с зависимыми словами; Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.

3. Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства в предложении могут быть выражены:
  1. одиночными деепричастиями; Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
  2. деепричастным оборотом; Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.

4. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

  1. Уточняющие члены предложения сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры. Например: В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна.
  2. Пояснительные члены предложения называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть». Например: Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых.
  3. Присоединительные члены предложения передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др. Например: В людях есть много благородства, особенно в женщинах.

5. Сравнительные обороты

Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми. Например: Он, как вихрь, залетел в комнату.

Похожие статьи