Три склонения имен существительных. "Три типа склонения имён существительных" Сущ 3 склонения

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

В российском языке

  • два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );
  • 6 падежей (по школьной программке).
  • Вопросы падежей

    Именительный

    Родительный

    кого? чего?

    Дательный

    кому? чему?

    Винительный

    кого? что?

    Творительный

    Предложный

    о ком? о чём?

    Как найти падеж имён существительных (и других именных частей речи) ?

    Чтоб найти падеж имени существительного, необходимо задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?) о маме , нет (чего?) дождя .

  • Потом нужно, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), поглядеть, какому падежу соответствует данный вопрос: думаю (о ком? ) о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.
  • Примечания:

    Каждому падежу соответствуют два вопроса (1-ый - для одушевлённых существительных, 2-ой - для неодушевлённых).

  • Наименования падежей и падежные вопросы следует заучить, так как умение определять падеж - одно из важных базисных умений для изучающих российский язык.
  • Как найти склонение имён существительных?

    Все существительные есть возможность поделить на семь групп, у каких будут однообразные окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е. существует семь типов склонения существительных :

    1-е склонение

    Существительные дамского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я

    весна , земля , линия , дядя , властелина , грязнуля

    2-е склонение

    Существительные мужского рода с нулевым окончанием

    домО , крайО , мячО , планетарийО

    Все существительные с окончаниями -о, -е

    окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерь е - м.р.

    3-е склонение

    Существительные дамского рода с нулевым окончанием

    мамаО , дочьО , ночьО , степьО

    Разносклоняемые существительные (имеют окончания различных склонений)

    10 существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

    существительные путь, дитя

    время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дитя

    Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так именуемые субстантивированные существительные)

    Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

    рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое

    Немного существительных , склоняющихся по местоимённому типу

    Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую или склоняющиеся, как местоимения

    ничья, кабельтов (единица измерения)

    Неизменяемые существительные

    Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту)

    ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.); пальто, кофе, радио, кино

  • Чтоб найти склонение имени существительного, его нужно поставить в исходную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и найти, к какому типу склонения из 7 вышеназванных это существительное относится.
  • В том случае существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения: сани, штаны, ножницы .
  • Примечания:

    Существительное человек имеет различные корешки в единственном и множественном числе (человек - люди ), потому имеет различные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

  • Большая часть существительных распределяются по первым трём типам склонения.
  • Типы склонения следует заучить, так как умение определять склонение - одно из базисных умений для изучающих российский язык.
  • См. Морфологические нормы. Особенности склонения существительных.

    Эталоны склонения имён существительных

    1-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Матерью(-ою)

    Няней(-ею)

    Арией(-ею)

    2-е склонение. Мужской род

    Единственное число

    Множественное число

    Жеребцов

    Жеребцам

    Жеребцов

    Жеребцами

    О жеребце

    О жеребцах

    2-е склонение. Средний род

    Единственное число

    Множественное число

    Строения

    Строения

    Построек

    Строения

    Зданиями

    О зданиях

    3-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Разносклоняемые существительные

    Единственное число

    Множественное число

    Временам

    Временем

    Периодически

    Способами

    О времени

    О временах

    Субстантивированные существительные (мужской, дамский и средний род)

    Единственное число

    Множественное число

    Дежурный

    Столовая

    Животное

    Дежурные

    Столовые

    Животные

    Дежурного

    Столовой

    Животного

    Дежурных

    Столовых

    Животных

    Дежурному

    Столовой

    Животным

    Дежурным

    Столовым

    Животным

    Дежурного

    Столовую

    Животное

    Дежурных

    Столовые

    Животных

    Дежурным

    Столовой

    Животным

    Дежурными

    Столовыми

    Животными

    О дежурном

    О столовой

    О животном

    О дежурных

    О столовых

    О животных

    Упражнения к теме «Склонение имён существительных »

    Упражнение 1. Обусловьте склонение существительных.

    Супруга, дитя, книжка, бедолага, сирота, злюка, время, дедушка, воин, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, штаны, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, доктор, директор, письмо, подмастерье, лошадка, жеребец, голосище, кость, гость, ножик, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, день, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, кутила, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.

    Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений.

    1) Эскимо, конфета, безе, леденец;

    2) полюшко, окно, радио, кресло;

    3) сирота, знамя, акция, Дон;

    4) имя, пирожное, лото, амплуа.

    Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова - существительные в форме вини-тельного падежа?

    1) Остаться у ворот , положить в корзину , звено цепи , впереди лес ;

    2) труд крестьянина , испить чаю , книжка друга , служба родине ;

    3) серёжка в ухе , живут братья , вижу в стороне , капитаны команд ;

    4) люблю Воронеж , читали романы , погладить лисёнка , прыгнет на сту-пеньку .

    Упражнение 4. В каком ряду все слова - существительные 1-го склонения?

    1) Умница, птица, знамя, мама;

    2) силища, вишня, парнишка, воевода;

    3) дочь, дочка, мышь, мышка;

    4) мания, Коля, Николай, полюшко.

    Источники:

  • Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Склонение имён существительных» на веб-сайте morpher.ru
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое имя существительное?
  • Какие существительные имеют параллельные формы мужского и дамского рода?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Как меняется имя существительное?
  • Какие есть разряды имён существительных?
  • Какие существительные употребляются исключительно в единственном либо только во множественном числе?
  • Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Каковы особенности собственных имён существительных?
  • Какова синтаксическая роль имени существительного?
  • Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
  • 169. Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

    [й"эл"], [пыл"], [ноч"], [мыш], [дв"эр"].

    • Что общего в написании данных имён существительных? Укажите их род, выделите окончание.

    Обратите внимание! Вы записали имена существительные 3-го склонения .

    170. Прочитайте.

    Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.

    • Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство обозначает каждое из этих слов? Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть ? Почему?
    • Выпишите имена существительные 3-го склонения. По каким признакам вы их определили?
    • Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое совесть?».

    171. Прочитайте. Докажите, что данные слова - имена существительные 3-го склонения.

    Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.

    • Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-го склонения. Запишите слова парами по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    Образец. Сельдь (3-е скл.) - селёдка (1-е скл.), метель (3-е скл.) - метелица (1-е скл.).

    172. Прочитайте.

    Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.

    • Что общего в написании данных имён существительных? Как определить, какие из них относятся к 3-му склонению?
    • Выпишите сначала имена существительные 3-го склонения, а затем - 2-го склонения.

    173. Прочитайте. Спишите.

        Золотой метелью
        Мчится жёлтый лист.
        Жалобной свирелью
        Слышен ветра свист.
        (Ф. Глинка)

    • Обсудите, являются ли выделенные слова именами существительными 3-го склонения. Как это определить?
    • Продолжите формулировку определения: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3-му склонению, надо...»

    Падежные окончания
    имён существительных 3-го склонения

    Падежи

    Вопросы

    Женский род

    Окончания

    кто?
    что?

    рожь, мышь,
    площадь

    (нулевое)

    кого?
    чего?

    ржи , мыши ,
    площади

    кому?
    чему?

    ржи , мыши ,
    площади

    кого?
    что?

    рожь, мышь,
    площадь

    (нулевое)

    кем?
    чем?

    рожью , мышью ,
    площадью

    о ком?
    о чём?

    о ржи , о мыши ,
    о площади

    174. Прочитайте таблицу на этой странице. Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже?

    • В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.

    Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково . По ударным падежным окончаниям имён существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имён существительных этого же склонения: в глуш[ и́ ] - в про́руб[ и ] .

    175. Просклоняйте, пользуясь таблицей, данные имена существительные: радость, речь, мысль .

    • Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.

    И. п. что? - речь, радость, мысль

    Р. п. чего? - реч[ и |, радост[ и ], мысл[ и ]

    • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.

    176. Расскажите по данной таблице, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения.

    • Выберите из словаря омонимов учебника по одному имени существительному каждого склонения. Запишите эти слова и в скобках укажите их склонение.

    177. Прочитайте. Пользуясь таблицей упр. 176 и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имён существительных в данных сочетаниях слов.

        Капля дождя.
        Букет сирени.
        Иней на ветке ели.
        Письмо от дедушки.
        Варенье из вишни.
        Русский пейзаж.

    пе йза́ж

    178. Прочитайте.

        Любили тебя без особых причин
        За то, что ты - внук,
        За то, что ты - сын,
        За то, что малыш,
        За то, что растёшь,
        За то, что на маму и папу похож.
        И эта любовь до конца твоих дней
        Останется тайной опорой твоей.
        (В. Берестов)

    • Как вы поняли главную мысль стихотворения?
    • Найдите имена существительные в единственном числе. Объясните, как определить их склонение.

    179. Прочитайте. Спишите.

    1. На землю опустилась ночь. 2. Над рекой появился туман. 3. Луна осветила окрестность.

    • Объясните, как определить склонение и падеж имён существительных в данных предложениях.

    180. Прочитайте.

    В ущелье гор тревога. Кричит птичка - скалистый поползень. Что случилось?

    На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного - и гюрза заползёт в гнездо.

    И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.

    (Н. Сладков)

    • Определите тему и главную мысль текста.
    • Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.
    • Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.
    • Напишите изложение. Проверьте себя.

    Цели:

    1. Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
    2. Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию и объем внимания, обогащать словарный запас детей.
    3. Воспитывать прилежность, умение работать в команде.

    Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор.

    Ход урока

    I. Самоопределение к деятельности.

    – Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

    Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

    (ответы детей)

    – У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

    II. Актуализация знаний.

    1. Игра «Видел и слышал».

    На доске заранее записаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта.

    – Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова.

    Запись открывается. Учитель ведет указкой под первым словом, ребята про себя читают его. В конце слова указка останавливается. В этот момент учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Затем запись закрывается. Ребята записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.

    2. Самопроверка.

    Дети дописывают слова, которых не хватает.

    – Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).

    – На какие группы можете разделить эти слова? (1. Одушевленные и неодушевленные)

    – Назовите одушевленные имена существительные. (2. По роду: мужской, женский и средний род)

    – Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (3. По окончанию: -а –я, -о –е, О)

    – Выделите окончания.

    – Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)

    III. Постановка учебной задачи.

    1. Игра «Запомни слова».

    На доске или плакате написаны слова разным шрифтом, разным цветом, в разном направлении. В течение 10 секунд дети читают эти слова, затем слова закрываются. Дети воспроизводят слова по памяти устно.

    (падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)

    – Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)

    – А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)

    – Почему? (Мы не знаем, что такое склонение; мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)

    – Так какова тема нашего урока? (склонение имен существительных)

    – Чему мы должны научиться? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)

    IV. «Открытие детьми нового знания».

    1. – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)

    Дети работают в группах с толковым словарем, находят значение слова и зачитывают его.

    Склонение – в грамматике класс имен существительных с одинаковыми формами словоизменения .

    2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?

    Высказывания детей.

    – Чтобы нам не гадать, а быстрее все узнать я предлагаю выполнить вам задание.

    – Просклоняйте имена существительные.

    Работа в группах.

    1. вода, земля.
    2. папа, дядя.
    3. стол, конь.
    4. окно, море.
    5. степь, мышь

    3. Проверка.

    Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.

    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
    И.п.
    Р.п.
    Д.п.
    В.п.
    Т.п.
    П.п.
    -а -я
    -ы -и

    -у -ю
    -ой -ей
    -а -я
    -ы -и

    -у -ю
    -ой -ей
    --
    -а -я
    -у -ю
    --, -я
    -ом -ём

    -о -е
    -а -я
    -у -ю
    - о -е
    -ом -ём
    --


    --


    – Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 и 2 групп, 3 и 4 групп одинаковые окончания)

    – Сколько групп образовалось? (3)

    – Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?

    – Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)

    – Попробуем составить кластер. (работа в группах)

    Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.

    V. Первичное закрепление.

    Фронтальная работа.

    Откройте учебники, найдите упражнение 166 на странице 88

    – Прочитайте задание.

    Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

    (Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают)

    Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

    – Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.

    Ручка, слово, мебель, буква, солнце, лук, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, ель, смелость.

    Самопроверка по эталону .

    – Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

    – Кто ошибся? Почему?

    Физкультминутка.

    Игра «Раз, два, три – склонение назови».

    Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

    Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

    – Прочитайте задание.

    Работа проходит на три уровня.

    Спишите предложения, у существительных определите склонение. Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.
    Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. 1.

    2.

    Проверка.

    1 группа – самопроверкапо эталону

    Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.

    2 группа – взаимопроверка.

    3 группа – фронтальная проверка.

    Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

    – Кто выполнил своё задание без ошибок?

    – Кто ошибся? Почему?

    – Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради «+»

    VIII. Рефлексия деятельности.

    – Какую задачу ставили?

    – Удалось ли решить поставленную задачу? Каким образом?

    – Какие получили результаты?

    – Что на уроке у вас хорошо получалось?

    – Что вызвало затруднения?

    Склонение сущ. – это их изменение по падежам и числам. Выделяется 3 типа субстантивного склонения. Нумерация склонений в школе и вузе не совпадает. По подсчетам А.Зализняка в рус.яз. сущ. м.р. и ср.р. больше всего, поэтому именно их причисляют в грамматиках к 1 типу скл.

    Разносклоняемые: сущ. ср. р. на –МЯ, дитя, путь.

    Несклоняемые: такси, инкогнито, Евтушенко

    Субстантивированные прилагат. и прич. с адъективным типом склонения (мороженое, столовая, животное, существительное ).

    Твердая, мягкая, смешанная (основа на к, г, х) разновидность

    Определить тип склонения ак. и по шк., его разновидность.

    Жарища – 1 шк., 2 ак., мяг.; радио – нескл.; дитя – разноскл.; волчище – 2 шк., 1 ак., мягк.; пирожное – адъективн.; камыш – 2 шк., 1 ак., тверд.

    Варианты падежных окончаний

    Форма единственного числа:

    - Р.п. –У:

      у некоторых вещественных и абстрактных существительных в словосочетаниях с количественным значением: стакан чаю (вкус чая), достать воску, керосину, клею, лаку, мелу, скипидару, тесу, прикупить гороху, жиру, луку, меду, перцу, рису, сыру; наделать шуму, нагнать страху, наговорить вздору

    НО: - при наличие определения у сущ. пишется окончание -а;

    Если главное слово имеет значение конкретного количества, то пишется -а: килограмм сахара, пять кусков мела.

      сущ., имеющие в своем составе уменьшит. суф .: выпить кваску, чайку, поесть медку, сырку.

      в некоторых фразеолог. оборотах : без году неделя, без роду и племени, дать маху, добиться толку, задать перцу, не до смеху, поддать жару, прибавить шагу, с глазу на глаз, с миру по нитке, спору нет, что есть духу…

      после предлогов из, от, с (со значением удаления или причины),до (предел, достижение),без (в наречных сочетаниях), частицыни : упустить из виду, 5 лет от роду, крикнуть с испугу, умереть с голоду, проводить до дому, войти без спросу, говорить без умолку, не был ни разу, ни слуху ни духу, ни шагу дальше.

      в отрицательных предложениях: нет износу, отбою нет, отказу не было, не показывать виду, не хватает виду.

    Окончание –А является сейчас основным в этой форме, оно вытесняет окончание –У.

    - Пр.п. –У

    Нормативным является окончание –Е, но в ряде форм требуется –У:

    * у односложных сущ. (в аду, на валу, на боку, на борту, в долгу, в лесу, на льду …)

    * в выражениях с обстоятельственным значением (работа на дому (ср.:номер на доме ),вернулся в первом часу (ср.:в одном часе 60 минут ),поймать на скаку, многое видел на своем веку …)

    Сейчас окончание –У активно вытесняется окончанием –Е и начинает приобретать разговорный характер (в отпуску ).

    Форма множественного числа

    - Им.п. - А

    Это окончание появилось в рус. языке относительно недавно (19 в.) и начало активно распространяться, вытесняя традиционное окончание –Ы. В 20 веке оно в основном было свойственно профессиональной и разг. речи. Но в нач. 21 века теряет сниженную окраску и становится нормативным.

    Нормативны следующие формы: адреса, глаза, края, отруба, стога, бега, голоса, купола, паруса, сторожа, берега, директора, кучера, паспорта, тенора(=ы), бока, перепела, терема, борта, дома, леса, писаря, тетерева, веера, желоба, мастера, повара, черепа, вечера, жернова, номера, поезда, шафера, вороха, катера, ордера, сорта.

    Разговорными являются формы: договора, конструктора, инженера, бухгалтера, вызова, тренера

    - Р.п. сущ. м. и ср.рода

    Подавляющее большинство сущ. имеют окончание –ОВ/-ЕВ. Но в ряде случаев предпочитается нулевое окончание :

    Название парных предметов :пара сапог, брюк, валенок, кед, сапог, ботинок, чулок, погон, эполет, шорт, сандалет, манжет;

    Название детенышей животных (телят, козлят )

    - названиенациональностей с основой нан ир : англичан, армян, болгар, грузин, турок, цыган, татар, бурят, турок…;

    - названиевоинских групп (род войск): отряд партизан, солдат;

    Доп. -ов: гренадер, кадет, гусар, драгун;

    - единицыизмерения: количество ампер, ватт, вольт, герц, ватт, байт, бит.

    Доп. -ов: Ом - омов, грамм-грамм ов , карат-каратов, ньютон…

    Яблок, но остальные названия овощей и плодов – с ОВ

    Преобладает у сущ. ср.р.

    Схема разбора существительных

      Словоформа в тексте.

      Часть речи.

      Начальная форма (Им. п., ед. ч.).

      Собственное или нарицательное.

      Одушевленное или неодушевленное

      Личное или неличное.

      Конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное.

      Число и соотносимость по числу.

      Род (определяется только в ед. ч.).

      Падеж, показатель падежа, значение падежа.

      Тип склонения (по школе и академическое), показатель склонения, разновидность склонения.

      Синтаксическая функция.

    Разберите все существительные из предложения по схеме

    В карете сидит молодой человек. Сильно напудренный, в чулках, в парадном бархатном камзоле, на носу у него очки. Он беспечно смотрит на солдат, на бегающих людей, на шумящие толпы народа.

    Похожие статьи