Место установки термометра в помещении. Гигиеническая оценка микроклимата помещений.Определение температура,влажность,атмосферное давление,скорость движения воздуха

. Минимальная стоимость выезда 10 000 руб.
Окончательная стоимость на проведение специальной оценки условий труда зависит от количества рабочих мест, а также производственных факторов присутствующих на рабочих местах.

*- Цена для Москвы и Московской области
(Дневной интервал инструментальных измерений с 9-00 до 22-00) . Минимальная стоимость выезда 10 000 руб.
*- Цена для Москвы и Московской области
(Ночной интервал инструментальных измерений с 22-00 до 9-00 рассчитывается по двойному коэффициенту). Минимальная стоимость выезда 20 000 руб.

Согласно указаниям методик измерения температур в помещении производить замер температур воздуха необходимо в зимний период времени в наиболее холодный месяц. Также производится замер и в теплое время года в наиболее жаркий месяц. При этом температуры воздуха не должны отличаться от средних максимальных более чем на 5 градусов.

В первых нескольких метрах расширение происходит со сверхзвуковой скоростью. Сильный гром может достигать 120 децибел, т.е. сопоставимая интенсивность, которая слышит человека в первых рядах рок-шоу. Как узнать, упал ли молния? Свет, создаваемый молнией, приходит почти мгновенно в глаза смотрящего. Звук уже занимает много времени, потому что его скорость примерно в миллион раз меньше. Чтобы узнать, как далеко зашел молния, начните считать секунды, когда увидите свой свет, и перестаньте отсчитывать звук своего грома.

Разделите число, полученное тремя, и вы получите приблизительное расстояние радиуса до вас в километрах. Если луч длится всего лишь доли секунды, то почему гром так долго? Звук грома начинается с расширения воздуха, создаваемого частью радиуса, ближайшего к наблюдателю, и заканчивается звуком, генерируемым самой отдаленной частью.

Выбирая время измерения нужно учесть все факторы, которые могут оказать влияние на изменение температуры воздуха помещения. Это системы кондиционирования, системы отопления, а также различные колебания температуры, связанные с внешними факторами. К ним относят перемещение людей из одной контролируемой зоны в другую.

Для более точного измерения температур выбирают рабочее место. Если их несколько, то замеры нужно проводить на каждом из них. Здесь необходимо учитывать источники локального влаговыделения, тепловыделения, а также охлаждения. Это дверные и оконные проемы, нагретые агрегаты, открытые ванны и др. Если такие условия существуют у одного рабочего места, то его необходимо разбить на две контролируемые зоны. Одна минимально удаленная от источника тепла, другая на максимальное расстояние от него.

Как вы можете видеть, канал молнии может составлять десятки километров. Таким образом, звук, создаваемый очень отдаленным концом, может наступить через несколько секунд после того, как мы услышим звук, создаваемый участком канала, который ближе. Как далеко можно услышать гром?

Невозможно услышать гром, если молния ударит на расстояние более 25 км. Это связано с тем, что звук должен изгибаться в направлении слоев воздуха с более низкой температурой. Поскольку температура атмосферы обычно снижается с высотой, звук гром звучит вверх над наблюдателем.

Для получения температурных данных нужно учитывать плотность рабочих мест. Если она достаточно высока и при этом наблюдается отсутствие локальных источников тепла, то зоны контроля распределяют равномерно по всему помещению.

В зависимости от позы выполняемых работ производят соответствующие измерения температуры на нужной высоте над уровнем пола. Например, при выполнении работ сидя замеры температур проводят на уровне 10 - 100 см от пола; при работах, которые выполняются стоя – от 10 до 150 см. Если есть источники лучистого тепла, то температуру рабочего места измеряют на высоте 50 см, 1 м и 1,5 метра. В некоторых случаях, предусмотренными указаниями методик замер проводят на уровне головы рабочего.

За пределами света луч производит другое излучение? В дополнение к производству света молния производит электромагнитные волны на разных других частотах, включая рентгеновские лучи. Это связано с тем, что молния также создает волны в этом частотном диапазоне. Благодаря этой функции синхронизированные антенны могут локализовать местоположение их возникновения именно путем простого получения электромагнитной волны, создаваемой лучами.

Большая трудность в изучении лучей заключается в том, что они не могут воспроизвести их в лабораториях. Поскольку природа не говорит вам, где и когда произойдет молния, альтернативный способ ее изучения состоит в том, чтобы вызвать молнию вблизи измерительных приборов и когда они будут готовы. Чтобы это произошло, специально подготовленные ракеты бросаются к основанию грозового облака. Они имеют длину около 1 метра и несут катушку из медной проволоки, которая проходит вдоль восхождения. Медный провод действует как гигантский громоотвод, присутствие которого вызывает появление радиуса.

В помещениях, где температура или тепловое излучение выше максимально допустимых значений ее измеряют на том же уровне, что и в предыдущих случаях. Но здесь следует осуществлять замер внутри шарового термометра и измерять температуру смоченного термометра. Это необходимо для определения индекса тепловой нагрузки.

Количество измерений нужно проводить не менее трех раз в смену, приборами прошедшими аттестацию госконтроля и имеющими соответствующее свидетельство о поверке.

Электрический ток радиуса проходит через провод и измерительные приборы в основании запусков. Другие меры также могут быть приняты вокруг базы. Лучи и громы появляются с постоянством в мифах цивилизаций прошлого. Пророки, мудрецы, книжники и колдуны интерпретировали их как божественные проявления, рассматриваемые главным образом как реакция против отношения людей. В руках мифологических набегов и божеств использовались копья, молоты, бумеранги, стрелы или стрелы, чтобы наказывать и преследовать грешных людей.

Более пяти тысяч лет назад вавилоняне считали, что бог Адад нес бумеранг в одной из его рук. Когда его бросили, он вызвал гром. В другой руке он держал копье. Когда он был брошен, он произвел лучи. Для древних греков лучи были дорожками, произведенными гигантскими Циклопами, существами одного глаза. Они были созданы для Зевса, царя богов, чтобы бросить их на грешных и высокомерных людей. Поскольку греческая мифология была мигрирована и адаптирована к римскому, интерпретация, данная лучам, не претерпела значительных изменений среди римлян.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Казанский государственный медицинский университет

Кафедра общей гигиены с курсом радиационной гигиены

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для самостоятельной работы студентов по теме:

«Методы определения температуры жилых, общественных и производственных помещений» (для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов и факультета МВСО)

У царя богов Юпитера также была привычка, как Зевс, посылать молнию людям. Минерва, богиня мудрости, вместо Циклопов, была тем, кто снабдил Юпитера этим могучим оружием. Среди норвежцев, которые жили в Северной Европе, Тор был богом грома и молнии. Звук грома был вызван движением колес его экипажа, и молнию можно было увидеть, когда Тор бросил свой молоток.

Многочисленные версии по защите от молнии были созданы мифами и народными убеждениями. Считалось, например, что были деревья, которые привлекали лучи, а другие отталкивали их. Великий римский бог, Юпитер, имел в качестве своего символа дуб, высокий и величественный, постоянно пораженный молнией. С другой стороны, верили в силу защиты лавра, кустарника, также найденного в Средиземноморье, ветви которого и листва использовались на голове римских императоров и генералов. Лорел считался средством защиты от гнева богов бури, которые, как предполагалось, завидовали генералам победами и завоеваниями их армий.

Казань – 1999

    Тема: методы определения температуры воздуха жилых, общественных и производственных помещений. Продолжительность занятия - 2 часа.

    Цель занятия:

      научить студентов исследовать и давать гигиеническую опенку температурного режима помещений различного назна­чения;

      воспитать у студентов тщательность и последовательность в выполнении рабочего задания, грамотность при проведе­нии инструментального исследования.

      Другая вера, широко распространенная в средневековой Европе, говорит, что звон церковных колоколов во время штормов приведет к молнии. Суеверие длилось долго. Многие колокольни церкви были поражены, и более сотни колоколов были убиты, веря в такую ​​идею.

      Другая старая популярная вера считала, что камень бросает талисман для личной защиты и проживания среди народов Европы, Азии и Америки. Камень был бы взят молнией, чья метеорная сила похоронила бы ее. Происхождение такого суеверия основано на ложной идее о том, что место не может быть поражено дважды одним и тем же радиусом, но объяснение происхождения этих идей может быть связано с находками из полированного каменного орудия и оружия старших народов. Известно, что этруски, а позднее римляне древности использовали камень в ожерельях как амулет.

    Задачи занятия:

    1. опираясь на знания, полученные студентами на кафедрах нормальной физиологии, физики, биохимии и лекциях по ги­гиене» закрепить и углубить знания о видах и механизмах терморегуляции организма, о влиянии температуры воздуха на организм здорового и больного человека;

      научить определять инструментально температуру воздуха;

      Они были показаны на шее, но они также были помещены в дома и на крыше, чтобы быть в безопасности от молнии. В Баии африканские рабы полагали, что скала-святая-барбара, как они называли камень молнии, была выпущена из атмосферы во время бурь. Он обладал бы целебными свойствами и поэтому использовался в препаратах ремиссии для различных заболеваний.

      В современной жизни присутствуют суеверия о молнии, а также о средствах защиты. Один из них утверждает, что зеркала привлекают лучи, поэтому во время штормов они должны быть покрыты тканью. Другой утверждает, что удары молнии не попадают в одно и то же место дважды.

      научить студентов пользоваться официальными документами при опенке температурного режима воздуха помещений: СНиП по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, СНиП "Общественные здания и сооружения", санитарные нормы микроклимата производственных помещений.

    Но данной теме студент должен знать:

    теорию терморегуляции организма и принципы нормирования температуры воздуха помещений;

    Во избежание травм следует соблюдать правила личной защиты, перечисленные ниже. Если это возможно, не выходите на улицу или не приходите на улицу во время штормов, если это абсолютно необходимо. В этих случаях ищите убежище в следующих местах. Неконвертируемые автомобили, автобусы или другие неконвертируемые транспортные средства. - в жилищах или поместьях, предпочтительно с защитой от молнии. - в подземных укрытиях, таких как дворы или туннели; - в больших конструкциях с металлическими конструкциями. - на закрытых кораблях или на металлических судах. - в ущельях или долинах.

    Студент должен уметь:

    определять температуру воздуха аспирационным психрометром» термометром, термографам, максимальным и минимальным термо­метрами, поверхности тела электротермометром;

    давать гигиеническую оценку температурного режима помещений различного назначения.

Место проведения занятия:

Если вы находитесь в помещении, избегайте: - используя телефон, если только он не является беспроводным. - находиться рядом с выходами и трубами, окнами и металлическими дверями; - коснитесь любого электрического оборудования, подключенного к электрической сети.

Если вы находитесь на улице, избегайте: - удерживания длинных металлических предметов, таких как удочки, триплеты и клюшки для гольфа. - летают воздушные змеи и аэромодели с проволокой. - верховая езда; - плавать; - Оставайтесь в группах. Если это возможно, избегайте следующих мест, которые могут обеспечить минимальную защиту от молнии: - небольшие незащищенные здания, такие как амбары, палатки или лачуги; - беспилотные машины, такие как тракторы, мотоциклы или велосипеды; - Припаркуйтесь вблизи деревьев или линий электропередач.

учебная комната на кафедре обшей гигиены.

    Хронологическая карта занятия:

    1. вводная часть - 3 мин

      контроль исходного уровня знаний, устно - 7 мин

      самостоятельная работа студентов с приборами, литературой и таблицами - 60 мин

        самоконтроль усвоения материала и готовности к вы­полнению инструментальных замеров по приложению №2;

        Если это возможно, также избегайте определенных мест, которые чрезвычайно опасны во время шторма, например: - вершины холмов или горных хребтов; - вершины премьеров; - Открытые площадки, футбольные поля или поля для гольфа. - открытые автостоянки и теннисные корты; - близость проволочных ограждений, металлических стержней, воздушных линий и рельсов. - близость к изолированным деревьям; - высокие конструкции, такие как башни, телефонные линии и линии электропередач.

        Если вы находитесь в месте без близлежащего приюта и чувствуете, что ваши волосы дрожат или ваши кожные колючки, это указывает на то, что молния вот-вот упадет, поэтому встаньте на колени и наклонитесь вперед, положив руки на колени и голову между ними.

        при необходимости обратиться к приложению №1, где изложена информация по данной теме из различных ис­точников;

        измерить температуру воздуха учебной комнаты сухим термометром психрометра Ассмана по горизонтали и вертикали;

        измерить температуру воздуха и поверхности тела человека минимальными и максимальными термометрами и электротермометрами;

        Еще одна очень важная особенность заключается в следующем: так же, как всегда есть некоторая влажность воздуха при температурах почти минус 20 градусов, а наружный блок всегда должен быть холоднее, чем температура окружающей среды, когда влажность достаточно высокая, корпус вашего кондиционера будет конденсировать небольшие капли воды, которые затем замерзнут. Этот мороз на теле ухудшает теплообмен наружного блока, поэтому его необходимо удалить. Во всех современных кондиционерах есть способ найти эту ситуацию, а затем перейти в режим размораживания.

        изучить устройство и работу термографа;

        оформить полученные данные в лабораторных журналах по схеме, представленной в "Руководстве к лаборатор­ным занятиям по обшей гигиене" Румянцева Г.И. и соавт., 1980, с.47-48.

      Выборочный разбор итогов самостоятельной работы - 10 мин.

      Контроль знаний и умений, полученных но теме занятия письменно - 5 мин.

      В этом случае наружный блок нагревается горячим обжариванием и удаляется лед. Этот процесс снова контролируется микропроцессором кондиционирования воздуха и является автоматическим. Мы надеемся помочь вам понять, как работает ваша работа! Что такое кондиционер - устройство и действие.

      Одна из самых важных особенностей кондиционирования воздуха заключается в том, обслуживается ли машина надлежащим образом и регулярно. Это означает, что тот, кто его установил, дозировал точно необходимое количество фреона, независимо от того, были ли выполнены требования изготовителя к работе кондиционера и правильно ли установлен трубопровод, который соединяет наружный блок с внутренним блоком.

      Подведение итогов занятия - 5 мин.

      Оснащение занятия:

        Методические указания к лабораторному занятию.

        Румянцев Г.И. и соавт.: "Руководство к лабораторным за­нятиям но обшей, гигиене", М., I960.

        СНиН 11-33-75, часть 11, глава 33 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".

        Психрометры Ассмана.

        Кроме того, если вы живете в месте, где пыль пыльная или промышленная, рекомендуется посмотреть и очистить фильтры вашего внутреннего кондиционера. Потому что, если сами фильтры смазаны, это уменьшит поток воздуха через корпус кондиционера, в результате чего мощность также уменьшится, а в некоторых случаях может стать причиной неисправности компрессора.

        Иногда наружный блок также необходимо очищать, но это хорошая работа, выполняемая квалифицированным специалистом, который обычно проверяет работу кондиционера с помощью надлежащих сервисных инструментов и приборов. При необходимости он может демонтировать весь кондиционер и осуществлять техническое обслуживание на объекте обслуживания.

        Термометры: минимальные, максимальные, электрические.

        Термографы.

        Таблицы: "Температура поверхности тела человека", "Тем­пературные шкалы".

      Минх Л.Л. Методы гигиенических исследований, М., "Медицина", 1976.

      Минх А,А. Общая гигиена, М., "Медицина", 1964.

      Румянцев Г.И. и соавт. "Руководство к практическим занятиям по обшей гигиене", М., "Медицина", 1986.

      Руководство по Физиологии труда, под. ред. Золиной Э.Я., Измерова Н.Ф., М., "Медицина", 1983.

      Гомеостаз, под.ред. Горизонтова Б.Д., М., "Медицина", 1981.

      Справочник т.1 "Реакции организма человека на воздействие опасных и вредных производственных факторов" (Метрологи­ческие аспекты), М., "Изд-во стандартов", с. 113-126.

Приложение I

МЕХАНИЗМ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

К физическим свойствам воздуха, опушаемым человеком постоянно и действующим на организм в широком диапазоне, относятся его теп­ловое состояние, показателем которого является его температура.

За долгий период эволюции человеческий организм совершенство-зал механизмы адаптации к изменениям температуры воздуха и все же пределы приспособляемости человека к теплу и холоду, особенно при длительных воздействиях, ограничены. Мы расширяем границы за счет применения одежды и жилишь.

Температурный фактор не столь прост, как кажется на первый взгляд. Различают оптимальные, максимальные, минимальные темпера­туры, соответствующие определенному тепловому состоянию воздуха, который может нагревать или охлаждать организм человека. Тепло или холод могут действовать на человека как на ограниченном участке (местно), так и на весь организм (общее). Реакции организма на все эти разновидности теплового воздействия существенно различаются, Адаптация человека к новому воздействию достаточно сложный промесс, включающий реакции, осуществляемые на репенторпом, рефлекторном, терморегуляторном и обменном уровнях с вовлечением нервной, сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и.других систем организма. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе и обменным процессам.

Тепловое состояние организма влияет на все органы и системы и определяет функциональные возможности человека, его здоровье.

Под тепловым состоянием человека понимают такое функциональ­ное состояние организма, которое обусловлено термической нагрузкой и характеризуется содержанием и распределением тепла в глубоких («ядро») и поверхностных («оболочка») тканях тела, а также различ­ной степенью напряжения механизмов терморегуляции.

В норме у человека температура мозга, крови и внутренних ор­ганов, так называемого "ядра" по И.П.Павлову, равняется 37°±1,5° С. Изменение температуры «ядра» на 2°С и более от среднего уровня приводит к нарушениям физиологических функций. Предполагают, что температура тела поддерживается около 38°С, поскольку именно при этой температуре обеспечиваются наилучшие условия функционирования возбудимых мембран. Термические условия среды есть наиболее важное и адекватное условие поддержания температурного гомеостаза организма, согласно современным представлениям, тепловой гомеостаз - не жесткая фиксация тех или иных показателей на определенном уровне, а скорее их колебания вокруг среднего значения. Отсюда исходит важность и актуальность знания температурных условий в помещениях жилых и общественных зданий и правильность нормирования темпера­туры.

О тепловом состоянии человека судят по его теплошущениям и объективным показателям: температуре тела («ядра») и кожи («обо­лочки»), топографии температуры кожи, влагопотерям, кардиореспираторным показателям (частоте сердечных сокращений, АД, величине легочной вентиляции).

Рассмотрим теплообмен организма с внешней средой.

Теплообмен организма связан, с теплопродукцией и теплоотдачей и осу­ществляется процессами химической (т.е. регуляции теплопродукции) и физической теплорегуляции (т.е. регуляции теплоотдачи). В усло­виях температурного комфорта величина продукции тепла в организме равна величине отдачи тепла организмом во внешнюю среду различны­ми путями.

Химическая терморегуляция определяется способностью организ­ма изменять интенсивность его обменных процессов. Охлаждение орга­низма при падении температуры воздуха в состоянии покоя ниже 15°С может повысить обмен на 10-20% и более, умеренное согревание может снизить обмен на 3-5%. Выраженное действие нагревающего микрокли­мата дезорганизует теплорегуляцию, способствует повышению обмена, иногда на несколько десятков процентов, вызывает возбуждение цент­ральной нервной системы и соответствующие изменения во всем орга­низме (см. таблицу "Изменение обмена веществ в зависимости от тем­пературы воздуха").

Источником теплорегуляции продукции служат процессы обмена веществ и энергии, непрерывно совершающиеся в организме. В ходе расщепления энергетических материалов прежде всего углеводов, жиров, а также в критических ситуациях белков энергия, аккумулируе­мая в макроэргических соединениях (АТФ, креатинфосфат, гуанидинтрифосфат), рассеивается в виде тепла ("первичная теплота"), либо превращается в те или иные виды работы (синтез белков, липидов и полисахаридов, осмотическая работа в метках и т.д.) , в конечном счете также переходит в тепловую энергию (КПД многих видов работы очень низок: КПД синтеза белка 10-13%, транспорта ионов – 20%, синтеза АТФ -30%). Остальная энергия превращается во вторичное теп­ло. Основное тепло организм получает в результате осуществления тех или иных видов работу (т.е. 70% тепла в организме за счет "вто­ричной теплоты", в то время как теплорассеиванием - лишь 33%).

В условиях нормальной жизнедеятельности в покое наиболее высо­кий вклад (58,8%) в теплопродукцию обеспечивается печенью, мозгом и в меньшей степени скелетными мышцами интенсивность обмена в покоящихся мышцах невелика, однако значительна масса мышечной ткани. При совершении мышечной работы энергообмен в мышцах резко возрас­тает. Выработка тепла (теплопродукции) является первичным процессом в тепловом обмене и теплорегуляции. В регуляции теплового обмена (баланса) в организме существенную роль играет физическая теплорегуляция, т.е. регуляция путем изменения теплоотдачи. В основном физическая терморегуляция является сосудистой и состоит в измене­нии кровенаполнения кожи и скорости кровотока через кожу путем из­менения тонуса сосудов. У человека максимальное расширение сосудов кожи от состояния максимального сужения уменьшает обшую величину теплоизоляции поверхности тела в среднем в 6 раз.

Отдача тепла происходит:

1. испарением с поверхности дыхательных путей и с поверхности кожи;

2. мочой и калом;

3. с поверхности тела путем кондукции, конвекции, радиации.

Строго говоря, лишь испарение с поверхности дыхательных нугой и кожи может рассматриваться как теплоотдача в чистом виде, в то время как теплоотдача с кожи путем конвекции (т.е. путем движения вверх нагретых слоев воздуха, прилегающих к телу), радиацией(т.е. излучением за счет разности температуры тела и окружающей среды), кондукцией (т.е. проведением за счет разности температуры поверх­ности тела и соприкасающихся с ним поверхностей могут иметь и по­ложительный и отрицательный знак, т.е. явиться и путями накопления тепла в организме (в зависимости от термических соотношении между организмом и внешней средой). Когда температура среды будет выше температуры поверхности тела, пути конвекции, радиации и проведе­ния из факторов теплоотдачи превращаются в факторы тепловой наг­рузки.

Не все участки поверхности кожи равноценно участвуют в физи­ческой теплорегуляции. Особое значение имеют кисти рук. От них мо­жет быть отведено до 60% теплопродукции основного обмена (как известно, основным обменом называют уровень, измеренный утром, при положении обследуемого липа лежа, натощак и в условиях: возможно на­иболее полноценного физического и психического покоя), хотя площадь кистей составляет всего около 6% от обшей поверхности кожного пок­рова. При мышечной работе особое значение приобретают участки кожи под, работающими мышцами.

По мере приближения температуры окружающей среды к температу­ре тела эффективность сосудистой терморегуляции падает и в дейст­вие вступает другая форма физической терморегуляции - потоиспарение. Процесс просачивания воды через эпителий и последующего ее.испаре­ния носит название неощутимой перспирации. За счет этого процесса происходит отдача примерно 20% тепла, выделяемого при основном об­мене. Неощутимая перспирация не регулируется и мало зависит от тем­пературы окружающей среды. Поэтому при угрозе перегревания симпатическая нервная система стимулирует работу потовых желез в коже. При интенсивном функционировании потовых желез выделяется 1,5-2 л пота в час и более. Если учесть, что для испарения 1 г воды с по­верхности кожи затрачивается 0,58 ккал, то при максимальном потоиспареиии от тела будет отводиться около 900 ккал в час, что дос­таточно дли поддержания нормальной температуры тела при довольно тяжелой работе в условиях повышенной температуры окружающей среди, однако в этом случае необходима невысокая влажность воздуха, при влажности выше 80%, нотоисиареине затрудняется.

При понижении температуры окружающей среды и угрозе охлаждения правде всего прекращается потоотделение и происходит сужение сосу­дов кожи. Коли температура кожи продолжает падать и угроза охлаж­дения не устраняется - изменяется теплопродукция (химическая тер­морегуляция).

Согласно "закону охлаждения" Ньютона, удельная теплоотдача многими путями прямо пропорциональна разности температур «теплосреда» и обратно - сумме теплоизоляции среды и тепла. Кроме того, теплопотери зависят от соотношения поверхности и массы тела, чем крупнее тело, тем оба вида теплового обмена становятся меньше.

Важным условием теплового баланса служат оптимальные показа­тели других физических свойств воздуха - скорости движения воздуха, омывающего тело, или части его (быстрое удаление нагретого слоя воздуха поддерживает разность температур тела и воздуха на высоком уровне), а также влажности воздуха (при высокой влажности уменьша­ется отдача тепла путем испарения). Существенную роль играет вели­чина инсоляции. Есть данные о том, что при достаточной величине инсоляции человек, одетый в совершенно прозрачную для солнечных лучей одежду, чувствует себя комфортно даже при температуре -18°С.

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

В настоящее время температуру измеряют термометрами нескольких типов. Используемые для измерения температуры воздуха термометры должны иметь погрешность не более ±0,2°С. Самые распространенные термометры - жидкостно-стеклянные. В таких термометрах жидкость - ртуть или спирт - заключена в тонкую стеклянную трубку (капилляр). Когда изменение температуры заставляет жидкость расширяться и сжи­маться, уровень ее в капилляре повышается или понижается пропорцио­нально изменению температуры, что можно заметить с помощью шкалы, прикрепленной к капилляру.

Ртутные термометры более точные, т.к. расширение и сжимание ртути происходит равномерно, и применять их можно в пределах от -35° до 357°С. Спиртовые термометры недостаточно точные. Точка кипения спирта около 78°С. Однако спиртовыми термометрами можно из­мерить низкие температуры до -130°С, кроме того спиртовые термомет­ры безопасны. Биметаллический термометр состоит из двух различных металлов, скрепленных вместе в виде одной тонкой пластинки. Реаги­руя на изменение температуры, пластинка изгибается, в ту сторону, на которой находится металл, расширяющийся слабее. Степень искривления пластинки, положение которой зависит от температуры, отмечается па заранее отградуированной шкале с помощью стрелки.

В электрических термометрах для измерения температуры исполь­зуется электрический ток. При изменении температуры того или иного проводника меняется его электрическое сопротивление. На сегодняш­ний день серийно выпускается медицинский электротермометр ТПЭМ-1.

Шкалы современных термометров привязываются к двум реперным точкам. Наиболее широко используются точки таяния льда и кипения воды при нормальном барометрическом давлении. Эти две точки фикси­руются раз и навсегда, а расположенный между ними интервал делится на то или иное число градусов.

В настоящее время наиболее распространена стоградусная шкала Цельсия, на этой шкале точка таяния льда отвечает 0°, а точка ки­пения воды - 100°. Интервал между этими точками но шкале Цельсия разделен на 100°.

Однако в США и Великобритании продолжают пользоваться шкалой Фаренгейта, точка таяния льда соответствует 32°, а точка кипения воды - 212°. Интервал между этими двумя точками разделен на 180 делений. Температура по Фаренгейту и температура по Цельсию связаны зависимостью:

С°= 5/9(F° - 32°) F° = 5/9С° + 32°

Термометры проверяют или путем сравнения их с так называемым нормальным термометром, точность которого гарантируется специальным свидетельством, или но точке таяния льда и точке кипения воды с поправкой на атмосферное давление (по таблице).

Наиболее часто в гигиенических исследованиях для определения температуры воздуха используется сухой термометр аспирационного психрометра. Существенным недостатком аспирационных психрометров с ртутными термометрами являются их сравнительно высокая инерцион­ность (отдельное измерение занимает 3-5 мин), а также невозмож­ность одномоментных измерений в ряде намеченных точек помещения. Если вместо ртутных термометров используются полупроводниковые тер­мометры из германия, инерция которых не превышает нескольких се­кунд, то одновременно можно измерять в нескольких точках, где бу­дут устанавливаться датчики.

В тех случаях, когда необходимо определить максимальные и ми­нимальные температуры, которые были на протяжении какого-либо от­резка времени, применят" специальные термометры.

Максимальный термометр служит для определения максимальной температуры за период наблюдения. Он представляет собой прибор, в котором столбик ртути в капилляре поддерживается на таком уровне, на котором он был при наивысшей температуре воздуха, наблюдавшейся за определенный период. Небольшое сужение в капилляре не позволяет столбику ртути опускаться, когда начинается понижение температуры. При повышении температуры воздуха ртуть свободно проходит через это сужение. При понижении же температуры воздуха ртуть сжимается. Столбик ее в узком месте разрывается, и отчет по шкале термометра остается таким, каким он был в момент наивысшей температуры.

Минимальный термометр фиксирует минимальную температуру за исследуемый период. Он может быть спиртовым и ртутным. Более распространен спиртовый минимальный термометр. Внутри капиллярной трубки, в спирту, небольшой подвижный штифт из темного стекла, имеющий на концах утолщение. Перед наблюдением поднимают нижний конец термометра несколько кверху, поэтому штифт под влиянием соб­ственной тяжести падает вниз до мениска спирта. Затем термометр устанавливают в рабочее для специальных термометров положение - горизонтально. При повышении температуры спирт, расширяясь, свобод­но проходит мимо штифта, не сдвигая его с места; сила трения голо­вок штифта о стенки капилляра вполне достаточна, чтобы удержать его на месте. Иная картина наблюдается при понижении температуры, ког­да столбик спирта уменьшается и поверхностная пленка увлекает за собой штифт вниз, к резервуару, и устанавливает его в положении, соответствующем минимуму наблюдавшейся температура. В последнем случае сила трения головок штифта о стенки капилляра 6улег меньше силы сопротивления поверхности пленки, чем и обуславливается пе­редвижение штифта к резервуару. Отчет температуры производят по кон­цу штифта, наиболее удаленному от резервуара.

Для непрерывной регистрации температуры за определенный отре­зок времени применяется термограф - самопишущий термометр. Сущест­вует две разновидности термографов: в одних термографах восприни­мающей частью служит биметаллическая пластинка (принцип ее работы изложен выше), в других - плоская изогнутая трубка, наполненная жидкостью, чувствительной к изменению температуры (например, толуол). Эти изменения передаются стрелке с пером, которое поднимается или опускается и, таким образом, на ленте барабана получается непрерыв­ная запись температуры в виде кривой. Показания термографов перио­дически проверяют по точному ртутному термометру. Перо в начале работы устанавливается на уровне той температуры, которую показы­вает в данный момент контрольный термометр.

Различают истинную температуру воздуха (показывает температу­ру без воздействия на термометр тепловой радиации, а на улице и других метеофакторов), и климатическую температуру (показывает сум­марное значение температуры воздуха и влияния тепловой радиации на термометр). Для гигиенической характеристики условий труда в неко­торых производствах в горячих цехах и профилактики перегревания имеют значения оба показателя. Для измерения температуры воздуха (истинной) источник радиации необходимо экранировать.

С целью выявления перепадов температур в помещении изучают температурный режим. Для измерения колебаний температуры по гори­зонтали измеряют на расстоянии 0,2 м от каждой из стен, окон и две­рей я в середине комнаты (перепад не должен быть более 2°С), а для выявления колебаний температур по вертикали - на различных уровнях – 0,1; 1,0; 1,5 м от пола (перепад не должен быть более 2,5°С). Все написанное относится к жилым помещениям.

В производственных помещениях перепады температуры воздуха по высоте рабочей зоны при всех категориях работ допускается до 3°С, по горизонтали, а также в течение смены - до 4°С - при легких работах, - до 5°С - при работах средней тяжести и до 6°С - при тяжелых работах.

Чтобы получить среднюю температуру воздуха в помещениях, изме­рения проводят в различных местах около окон, дверей, у пола и т.д. Затем показания термометров суммируют и делят на количество измерений. Среднесуточную температуру получают из измерений, выполненных утром, днем, вечером и ночью.

ВЫПИСКА

из «САНИТАРНЫХ НОРМ МИКРОКЛИМАТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ» М., 1986, раздел

Требования к методам измерения и контроля показателей микроклимата

Измерения показателей микроклимата должны проводиться в начале, середине и конце холодного и теплого периода года не менее 3 раз в смену (в начале, середине и конце). При колебаниях показателей микроклимата, связанных с технологическими и другими причинами, из­мерения необходимо проводить также при наибольших и наименьших ве­личинах термических нагрузок на работающих, имеющих место в течение рабочей смены.

Температуру, относительную влажность и скорость движения воз­духа измеряют на высоте 1,0 м от пола или рабочей площадки при рабо­тах, выполняемых сидя, и на высоте 1,5 м - при работах, выполняемых стоя. Измерения проводят как на постоянных, так и на непостоянных рабочих местах при их минимальном и максимальном удалении от источ­ников локального тепловыделения, охлаждения или влаговыделения (наг­ретых агрегатов, окон, дверных проемов, ворот, открытых ванн и т.д.).

Основные пришиты гигиенического нормирования температуры воздуха в производственных и жилых помещениях следующие:

    необходимо учитывать назначение помещения - для продолжительного или кратковременного пребывания людей, уровень энергозатрат лю­дей, находящихся в помещении (различают состояние покоя, работы - легкой, средней, тяжелой) и уровень теплозащитных свойств одежды;

    учитывается время года - теплый (среднесуточная температура на­ружного воздуха выше +10°C) или холодный (среднесуточная темпе­ратура наружного воздуха ниже +10°С) период;

    учитывается климатическая зона;

    должна бить дифференциация допустимых параметров температуры в отношении различных возрастных груши

Оптимальные температурные параметры в жилых и производственных помещениях приведены в "Строительных нормах и правилах СНиП и в "Санитарных нормах микроклимата производственных помещений", М., Минздрав СССР, 1986.

ВЫПИСКА

из СНиП 2.08.02.89 «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ »

Помещения

Расчетная температура воздуха, °С

Палаты для взрослых больных, помещений для матерей детских отделений, помещения гипотерапии

Палаты для туберкулезных больных взрослых, детей

Палаты для больных гипотиреозом

Палаты для больных тиреотоксикозом

Послеоперационные палаты, реанимационные залы, палаты интенсивной терапии, родовые, боксы, операционные, операционно-диализационные, нар­козные, палаты на 1-2 койки ют ожоговых больных, барокамеры

Послеродовые палаты

Палаты на 2-4 койки для ожоговых больных, палаты для детей

Палаты для недоношенных, грудных, новорожденных и травмированных детей

Боксы, полубоксы, фильтр-боксы, предбоксы

Систематическое напряжение механизмов терморегуляции при воздействии неблагоприятного микроклимата вызывает угнетение естественного иммунитета, способствует повышению уровня заболеваемости, более раннему ухудшению физического состояния рабочих. Следовательно, необходим постоянный контроль за микроклиматом.

Похожие статьи