Сдать хорошо егэ русскому языку. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: программа, методики и технологии. Что вы узнаете

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Елена БУЗИНА,

эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,

ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.

Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?

Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ» . Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В

27 мая 2019 года в России начинается основной этап ЕГЭ. Это обязательный для всех учеников 11 классов единый государственный экзамен. По его результатам выдают аттестат об окончании школы и зачисляют в вузы.

Екатерина Мирошкина

следит за ЕГЭ

ЕГЭ сдают строго по расписанию. В один день один экзамен для всех выпускников всех городов.

27 мая сдают географию и литературу, 10 июня пишут обществознание, а завершится основной этап 13 июня биологией, информатикой и ИКТ. Еще несколько дней отводится на резерв для тех, кто не смог прийти по уважительной причине.

Мы разобрали сложные вопросы, которые волнуют выпускников и их родителей в период ЕГЭ.

Что вы узнаете

Можно поменять экзамены по выбору? Если в заявлении указали один предмет, а теперь решили сдать другой?

Дополнительные экзамены можно было выбрать до 1 февраля. Просто так изменить список экзаменов нельзя - только по уважительной причине, с разрешения комиссии и если до экзамена осталось не меньше двух недель.

Уважительная причина в таких случаях - это, например, когда вуз внезапно включает в список вступительных экзаменов новый предмет. Это нарушение со стороны вуза, но такое бывает.

Если в феврале выбрали несколько экзаменов про запас, можно не приходить на тот, который не нужен.

Лишние можно не сдавать

Например, если в заявлении указали информатику, физику, историю и обществознание и после информатики стало понятно, что баллов достаточно, можно не прийти на историю и обществознание. За это ничего не будет.

Если выпускник решил поступать в другой вуз и ему не хватает экзаменов, придется ждать следующего года. Так тоже бывает: это неприятно, но не смертельно.

Что будет если не прийти на экзамен, который нужно сдавать?

Если не прийти по уважительной причине - например из-за болезни - можно сдать экзамен в резервные дни. После того как закончится основной этап, разрешат сдать экзамены тем, кто пропустил. Уважительную причину нужно подтвердить документами. Если документов нет, сдавать экзамены в резервный день не разрешат.

Если вообще не сдать русский язык и базовую математику, аттестат об окончании школы не выдадут. Но эти предметы разрешат пересдать в текущем году.

Не прийти на обязательные - только по уважительной причине

Пропущенный экзамен по выбору можно будет сдать только через год.

Если поняли, что не сможете прийти на экзамен, обязательно звоните классному руководителю и учителю-предметнику. Они расскажут, что делать дальше, куда идти, какие собирать документы и когда можно пересдать. Звонить учителям можно даже поздно вечером или рано утром: в период ЕГЭ они обычно всегда на связи, потому что переживают иногда больше выпускников. По крайней мере, так нам говорили все учителя, с которыми мы общались.

Когда будут известны результаты ЕГЭ?

Обычно проверки всех уровней занимают максимум две недели. Результаты могут опубликовать раньше, но не позже даты по расписанию .

Кто проверяет работы? Насколько объективны оценки?

Каждую работу проверяют несколько человек. Тестовую часть проверяет компьютер. Есть четкая инструкция по проверке, поэтому субъективность почти исключена. Могут быть разные трактовки по устным предметам или сочинению, но обычно отклонения составляют один-два балла. Если у проверяющих будут разные оценки, результат определят в пользу выпускника.

Все бланки обезличены. Работы для проверки распределяют между экспертами автоматизированно. Никто не знает, что конкретную работу писал именно этот ученик. А ученики не знают, кому попадет их работа, даже если попытаются оставить на бланке какую-то метку.

После проверки в своем регионе работу могут отправить на перекрестную межрегиональную проверку. А потом до 1 марта следующего года их выборочно проверяют еще раз.

Лучше ни с кем не договариваться

Договариваться с комиссией, искать знакомых и платить деньги за проверку - огромный риск. Это незаконно. А еще никто не может гарантировать, что всё получится: проверку ЕГЭ строго контролируют, в том числе на федеральном уровне. Если что-то такое обнаружат, всех накажут. А результаты экзамена вообще не засчитают, даже если работа и правда написана хорошо.

Если не согласен с результатами, что тогда делать?

Подавать апелляцию. На это есть два рабочих дня после того, как стали официально известны результаты.

Апелляцию стоит подавать, если точно знаете, что, например, сочинение написано идеально. Апеллировать тестовую часть по результатам ответов нельзя. Максимум, на что можно рассчитывать, - что при проверке не так распознали знаки, но шансов мало.

Иногда по итогам апелляции количество баллов уменьшают, хотя выпускник рассчитывал на повышение. Нужно хорошо подумать, прежде чем привлекать внимание к своей работе.

Как заранее узнать ответы по ЕГЭ? Говорят, их можно купить или узнать в других регионах.

Нет. Утечка результатов ЕГЭ исключена. Если на каких-то сайтах предлагают купить ответы на тесты, это мошенники. Никто не знает содержание контрольных материалов до того, как школьники сядут за парты и официально начнется экзамен.

Иногда сами учителя говорят, что узнали, какие будут варианты. Или кто-то из проверяющих предлагает их купить по знакомству. Никому не верьте.

Ответов на ЕГЭ нет. То, что продают - не ответы

Уже были случаи, когда родители платили по 50 тысяч рублей и даже больше, а ни одного совпадения не было.

Учителя не мошенники, они хотят как лучше и сами могут думать, что достали правильные варианты. Они сидят, решают в ночь перед экзаменом, чтобы как будто помочь. А потом на экзамене оказывается, что задания и ответы другие.

Можно брать на экзамен телефон?

Нельзя. На экзамен вообще ничего нельзя брать, кроме паспорта и ручки. На некоторые предметы разрешают взять линейку, калькулятор или транспортир. Там, где проводится экзамен, на входе стоят металлоискатели.

Даже если удалось пронести телефон, его всё равно вряд ли получится использовать. Вот несколько реальных ситуаций, когда выпускники пытались использовать телефон и у них не получилось.

Иван положил телефон в пришитый к трусам карман и сказал, что детектор реагирует на пирсинг . Он пронес телефон и оставил его в туалете. Хотел отпроситься во время экзамена и посоветоваться с учителем через «Вотсап».

После начала экзамена проверяющие осмотрели туалеты и убрали оттуда все заначки со средствами связи. Идти за телефоном было стыдно, и Иван остался без нового Самсунга. До сентября он боялся, что как-то обнаружится, что это его телефон, и результаты экзаменов аннулируют.

Всё обошлось: Иван сам сдал экзамен и получил хороший балл. Если бы его поймали, он бы не поступил в этом году.

Аня пронесла телефон в бюстгальтере, надежно спрятала в туалете, и никто не нашел . Во время экзамена Аня отпросилась, взяла телефон, но не смогла им воспользоваться. На этаже стояло устройство для подавления сигнала связи. Телефон оказался бесполезным.

На ЕГЭ по математике Аня понадеялась на телефон: в прошлом году у ее подружки всё получилось. В итоге Аня недобрала пять баллов и теперь ее родители платят по 80 тысяч рублей в год.

Витя пронес телефон в кроссовке прямо в класс, где проводится экзамен . В туалете оставлять побоялся, потому что могли найти. Сигнал связи Вите тоже был не нужен: он не собирался писать или звонить. Он заранее сфотографировал формулы по физике на телефон. Хотел отпроситься и подсмотреть, если попадется сложная задача.

У Вити почти всё получилось. Но в 10:30 телефон завибрировал от звонка бабушки, которая очень волновалась за внука. Физику ему не засчитали, в хороший технический вуз поступить не удалось.

Некоторым удается и пронести телефон, и использовать. Но это нарушение.

А шпаргалки можно пронести? Ими получится пользоваться?

Теоретически шпаргалки пронести проще, чем телефон, но лучше не проносить - это тоже незаконно. Проверяющие не имеют права просить ученика раздеться, ощупывать его или проверять карманы. Металлоискатель на шпаргалки не реагирует, но их находят в туалетах и забирают еще до начала экзамена.

Пользоваться шпаргалками или дополнительной литературой прямо на экзамене не получится. Во всех помещениях установлены видеокамеры и ведется трансляция в интернете . За ней следят в режиме реального времени и потом выборочно просматривают после экзамена.

Еще бывает вот так.

Женя написала на малярном скотче список слов с правильным ударением и приклеила его на ноги под юбку . Женя отличница и хорошо знает русский язык, но так сделали все подружки, и она тоже на всякий случай. Шпаргалка ей не пригодилась: слова она знала и так.

Через два часа Женя отпросилась в туалет и забыла про скотч. Шпаргалки отклеились и сползли под колготками на колени. Это заметил член комиссии в коридоре. Женю должны были удалить с экзамена с позором. Ей чудом и слезами удалось уговорить проверяющего не сообщать о нарушении. И хотя Жене пошли навстречу, она так переволновалась, что плохо написала сочинение и недобрала баллов на факультет журналистики. Справедливости ради, почти все ныне практикующие журналисты советуют не идти на журфаки.

Вика и Лиза сделали шпаргалки по истории на двоих . Еще взяли ответы на тесты, которые им продали как настоящие. Чтобы их не поймали, они всё это разделили пополам. Одноклассницы попали в разные аудитории и заранее договорились встретиться в 11 часов в туалете.

Отпросились они, как и договаривались, одновременно, но не учли, что их проводят в разные туалеты - каждую отвели в тот, который был ближе. Встретиться не получилось, а Лизе нужны были те шпаргалки, которые взяла с собой Вика.

Шпаргалки нужно писать перед экзаменом, только чтобы лучше запомнить. Брать их с собой на экзамен не стоит. Идеальных вариантов без риска не существует, всё предусмотреть нельзя. Всегда может что-то пойти не так, и под угрозой окажется не только поступление на бюджет, но и аттестат об окончании школы.

Можно договориться с комиссией на экзамене, чтобы помогли? А подсказать могут?

Нет, никто ничего не подскажет. Можно задать вопрос только по заполнению бланка. Ответить на него должны громко и отчетливо. Подозвать к себе члена комиссии и шепотом попросить о помощи не получится.

В таких просьбах нет практического смысла. В комиссии сидят учителя по другим предметам или административные работники.

За членами комиссии следят другие члены комиссии, общественные наблюдатели, Рособрнадзор и прокуратура. Всё очень строго. Если кто-то поможет выпускнику, попадет на штраф.

Если на черновике всё правильно, а на бланке ошибка, какой ответ засчитают?

Всегда засчитывают тот ответ, который на официальном бланке. Черновики не оценивают.

Нужно правильно распределить время, чтобы проверить работу и успеть переписать всё без ошибок.

Как быть, если на экзамене станет плохо?

Нужно обратиться к медработнику. Он всегда присутствует в аудитории. Дальше будут действовать по ситуации. Если продолжать работу не получится, это зафиксируют, но результаты оценивать не будут. Можно будет сдать заново в резервный день.

Если во время экзамена нужно пить лекарства, это разрешено. Если нужно выпить сок, съесть сладкое или сделать укол, так тоже можно. Можно принести с собой воду или шоколадку, но использовать их как шпаргалки не получится: всё будут проверять. Если найдут надписи, удалят без права пересдачи.

Если в этом году недобрать баллов, а учиться платно нет возможности, что тогда делать?

Если не получилось набрать даже минимум по основным предметам, аттестат не дадут. Основные предметы предложат пересдать в резервный день или осенью.

Если баллы выше минимальных, но всё равно низкие, можно пересдать экзамены по нужным предметам в следующем году и выбрать лучший результат.

Результаты ЕГЭ действуют четыре года. Например, если выпускник хорошо сдал русский и биологию, а на математике разволновался и недобрал три балла, можно пересдать математику через год и снова подавать документы в вуз.

Откладывать поступление только из-за того, что не хватило баллов в престижный вуз, неразумно. За год может произойти всё что угодно.

Лучше вуз попроще, чем ждать год

Нет гарантии, что в следующем году получится хорошо сдать экзамены, а проходной балл не повысят. Лучше выбрать факультет или вуз попроще, а потом искать варианты для перевода или поступать заново.

Ксюша хотела стать микробиологом или вирусологом . Из дополнительных предметов она выбрала биологию и химию, но бесплатно поступить в медицинскую академию не получилось. Чтобы не терять год, Ксюша подала документы в институт пищевого производства, где тоже нужна была химия. Она поступила на бюджет и получила комнату в общежитии. В следующем году она передумала снова сдавать ЕГЭ - осталась в своем вузе. Сейчас Ксюша уже получила диплом, работает пищевым технологом на международном предприятии и получает в пять раз больше, чем ее родители-врачи.

Если баллов вообще не хватает для поступления на бюджет, есть вариант не поступать, готовиться, а в следующем году пересдавать ЕГЭ.

Сергей тоже хотел стать врачом, но плохо сдал биологию и не прошел на бюджет . У него была отсрочка от армии, поэтому, чтобы не терять год, он поступил в медицинский колледж в своем городе и готовился пересдавать ЕГЭ. Если бы не вышло, Сергей остался бы в колледже, выучился на фельдшера и всё равно работал в медицине, как мечтал.

Но у него всё получилось. В следующем году он пересдал биологию и с прежними результатами по русскому и математике поступил учиться на кардиолога. К тому времени ему удалось еще получить направление их местного кардиологического диспансера, это тоже помогло.

Какие есть способы хорошо сдать ЕГЭ?

Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, нужно к нему готовиться. Начинать лучше в десятом классе. Можно готовиться самостоятельно или с репетитором.

Незадолго до экзаменов эффективнее всего решать тесты прошлых лет. Задания в ЕГЭ типовые и в разные годы могут попадаться очень похожие. Если есть репетитор, он подберет правильную методику подготовки с учетом способностей ученика.

Что лучше делать перед экзаменом?

Выпускникам нужно спать . Нельзя сидеть всю ночь над учебниками или искать ответы за этот год. Не выспаться и перенервничать хуже всего.

А что делать после экзаменов?

Следить за результатами и отгулять выпускной. Когда подведут официальные итоги, готовьте документы для поступления. Если есть льготы или право на дополнительные баллы по итогам олимпиад, их нужно подтвердить.

Одновременно можно подать результаты ЕГЭ в пять вузов. В каждом - на три специальности. Вся информация по поводу специальностей, документов, количества бюджетных мест и проходных баллов публикуется на сайтах вузов.

Если не получится поступить на бюджет, думайте, где брать деньги на оплату учебы. Лучше позаботиться об этом еще до экзаменов, на всякий случай. Узнайте в институте, как перевестись на бюджет со второго курса, если такое практикуют. Если постараться, можно сэкономить много денег.

Экспериментируйте с факультетами и вузами. В один институт конкурс 100 человек на место, а в другом может быть недобор даже на похожую специальность. Престиж вуза ничего не гарантирует.

Предложите студенту поискать варианты для подработки. Можно перевестись на заочное, работать посменно или удаленно.

На этой неделе школьники напишут первые экзамены — по литературе и географии. «Газета.Ru» решила помочь 11-классникам и провела опрос среди студентов, сдавших ЕГЭ на 100 баллов и поступивших в ведущие российские вузы на бюджет. Участники опроса поделились рецептом своего успеха и рассказали, можно ли списать на экзамене.

(100 баллов за ЕГЭ по математике и по физике)

Я ЕГЭ сдавал сам, без репетиторов и какого бы то ни было читерства. ЕГЭ по физике и математике сложными быть не могут, там все задания в стиле «прочитай условие и не ошибись в одной формуле», а вот по русскому языку сдать на 100 баллов не получилось. Потерял пару первичных баллов где-то в районе «логики и связности текста» в части С. Вот здесь уже зависит от проверяющего, то есть если на физике или математике можно получить 100 баллов, руководствуясь одной формулой (опять же прочитать условие и не ошибиться, ну и, конечно, оформить аккуратно), то на русском языке половина успеха части С зависит от проверяющего.

Списать на ЕГЭ? Не знаю, не пробовал. Говорят, что это довольно легко. Не знаю, правда ли это, но, наверное, можно. Одна моя ученица (я тут репетиторствую понемножку) вообще готовиться перестала, говорит, ей больше 60 баллов не надо, а на 60 она спишет чего-нибудь. Да так-то полно способов обмануть теоретически честную систему.

Слышал от знакомых, что папа их подруги, суровый бизнесмен, гроза округа, пришел к директору школы, в которой должна была сдавать экзамен дочь, выложил на стол крупную сумму и сказал: «Она напишет, что знает, а ваши там пусть допишут правильные ответы».

Слава богу, закончилось все относительно хорошо: она написала, что знала, но дописать не смогли. Отцу деньги вернули, последствий он никому не учинил, но факт налицо: кто захочет — спишет.

На английском языке все еще веселее. Знакомые учителя, поставленные надзирателями, рассказывают, что качество микрофонов, на которые надо надиктовывать текст, прямо скажем, не очень. То есть запись может оказаться настолько корявой, что половину слов разобрать будет невозможно. Не знаю, случайность это или нет, но самому сдавать расхотелось, благо для поступления он не понадобился. Я уже не говорю про ситуацию прошлых лет, когда всех поголовно срезали на одной задаче, чтобы понизить количество 100-балльников в стране. Никому потом ничего доказать не удалось, хотя люди божились, что написали задачу идеально.

Дарья Титова (100 баллов за ЕГЭ по литературе)

«За полгода до сдачи экзаменов я внезапно решила, что мне обязательно нужно сдавать литературу. Отчасти потому, что, честно говоря, ее никто больше не сдавал, а мне хотелось выделиться.

А еще потому, что я твердо решила поступить на факультет журналистики, чем очень удивила мою семью врачей.

На этом сумасшедшем желании поначалу я сама зубрила первоисточники и читала критику.

Но настоящая моя подготовка началась в тот момент, когда я нашла репетитора — преподавательницу вуза, которая когда-то занималась непосредственно разработкой тестов по литературе. Она знала саму кухню: как что оценивается, что стоит и не стоит писать в сочинениях. С ней мои абсолютно несистематизированные знания по предмету были абсолютно вымыты от лишней мишуры и переживаний — были четкие планы анализа произведений и финального ответа. Ничего лишнего.

Не обошлось без удачи: в моем билете все произведения я хорошо знала.

Списывать я даже не пыталась: не хватало времени еще и об этом думать, плюс это был первый экзамен, и я была напугана строгой обстановкой.

Вспоминая весь этот процесс сейчас, думаю, что сдать все предметы на 100 баллов невозможно. Этот экзамен проверяет не знания, ну, или не только знания. К такой системе нужен механический подход. Стоит хоть немного определиться с дальнейшей учебой, выбрать экзамены, которые будешь сдавать, и сфокусироваться на них. Пять-шесть 100-бальных ЕГЭ не дают никаких гарантий дальнейшей счастливой жизни».

Алексей Кубарев (100 баллов за ЕГЭ по математике)

«Я сдал ЕГЭ на 100 баллов просто благодаря способностям (оба родителя окончили мехмат , с математикой проблем не было даже в одной из лучших физико-математических школ Москвы). К ЕГЭ готовился только в школе на проверочных экзаменах, а еще мне помогал учитель, который иногда давал на дом задачи из бывшей части С. Никаких репетиторов у меня не было — просто пришел и написал. О сложности не волновался, волновался только о маленьком количестве времени (к тому же я медленно пишу), так что на экзамене старался быстро оценивать, каким путем задачи решаются, и писать решения сразу в чистовик.

На черновике практически ничего не писал, разве что некоторые вычисления.

Естественно, каким бы способным ты ни был, нельзя гарантировать написание ЕГЭ на 100 баллов, но 90+ гарантировать можно. Лично я, когда шел на ЕГЭ, надеялся, что мне повезет с двумя задачами из части С, в остальном был уверен.

Сегодняшним 11-классникам могу посоветовать поменьше волноваться на самом экзамене и до него. Лично я много выступал на сцене, поэтому от волнения отвык. Также ни в коем случае нельзя готовиться всю ночь напролет, особенно перед экзаменом. Хотя бы за пару-тройку дней до него надо начать ложиться вовремя: на экзамене совершенно необходимо быть выспавшимся.

По поводу списывания: я с этим не сталкивался, но от знакомых из других школ слышал, что в принципе списать реально.

Например, говорят, что народ проносил шпаргалки, прикалывая их булавками к одежде: булавки слишком маленькие, чтобы металлоискатель их почувствовал.

Но это, конечно, совсем не для тех, кто нацелен на 100 баллов: им просто некогда откуда-то там списывать, только успевай задачи решать.

Написать все ЕГЭ на 100 баллов вполне реально, хотя и сложно. Во-первых, конечно, без везения ничего не выйдет, а везение на трех экзаменах — это не то же самое, что на одном. Во-вторых, нельзя забывать о человеческом факторе. Вот сидит проверяющий, твоя работа у него сотая, он уже уставший, а у тебя, скажем, плохой почерк. Естественно, у него складывается негативное впечатление, и вероятность получить сотню сильно падает. В математике это не так страшно, а, скажем, в русском легко можно схлопотать снижение балла в сочинении на каком-нибудь пункте вроде «выразительность речи». И иди потом докажи, что у тебя за этот пункт должен быть максимальный балл!

В общем, советую поменьше волноваться, выспаться перед экзаменом, а также не рвать на себе волосы уже после написания за обнаруженные ошибки или несделанные задания.

Себе нервы (и прическу) испортите, а балл не поднимите».

Екатерина Карцева (100 баллов за ЕГЭ по истории)

«К ЕГЭ подготовилась за год, до этого историей вообще не занималась, только дату Куликовской битвы знала. Но помогло то, что в школе ко мне хорошо относились, и в 11-м классе я, можно сказать, школу не посещала. Вместо этого с одиннадцати до восьми вечера я несколько дней в неделю зависала у репетитора, который, видя мое рвение, денег с меня брал на удивление мало. Социальные контакты, конечно, пострадали за год, потому что из дома не выходила.

Хорошо подготовиться к ЕГЭ за короткий срок реально, просто нужно чем-то жертвовать (временем, тусовками, другими предметами). Ну и система важна.

Готовилась так: каждый день начинала с конспектирования мгимошного учебника, потом учила конспект. Дальше решала +10 тестов, пролистывала паблики в ВК, разбирала все ошибки и выписывала их в отдельные тетради, которые перечитывала перед сном. Вечером просила маму проверять даты (в обе стороны), где-то штук по 25. Ближе к экзамену уже отказывалась от учебников, а больше переписывала и перечитывала сборник заданий части С (за год собрала большой вордовский файл). В общем, на все это дело обычно и уходил почти весь день.

На мой взгляд, получить 100 баллов по нескольким предметам можно, если ты в школе выполнил образовательный стандарт, а в 11-м классе натаскался на тесты плюс тебе повезло на экзамене. Но для этого все учителя должны быть сильными предметниками, а школьник должен обладать устойчивой мотивацией на протяжении всей старшей школы. В общем, на практике почти нереализуемо, я думаю. Сама пожертвовала математикой ради предметов, которые нужны были для поступления (49 баллов вроде было). А вот по русскому 100 баллов всегда можно получить, предмет легкий.

Списать на экзаменах можно было, люди телефоны доставали, у меня шпаргалки были с собой».

Анна Ландау (100 баллов за ЕГЭ по русскому языку)

Я занималась два года с репетитором, но и на ЕГЭ довольно-таки повезло. Мне попался хороший текст с ясной проблемой, и было достаточно легко подобрать аргументы. Я считаю, что ЕГЭ по русскому на 100 баллов сдать вполне реально, нужно лишь вызубрить определенный набор правил, нарешать заданий, подобрать достаточное количество аргументов для разных тем и написать несколько десятков сочинений — так сказать, набить руку.

Списать, как по мне, было невозможно, потому что был жесткий надзор и контроль на входе.

С моей точки зрения, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна скорее удача, нежели знания. При мне бывали и случаи, когда человек, писавший пробники на 60 баллов, на самом экзамене набирал 90+ и наоборот. Так что результат, скорее, зависит от везения и от того, какой вариант попадется.

Наталья Кирашева (100 баллов за ЕГЭ по географии и по русскому языку)

«Так вышло, что два ЕГЭ — по русскому языку и географии — я сдала на 100 баллов. Честно говоря, не ожидала. Как и все, стремилась к высоким результатам, но цифра 100 никогда не была заветной. С репетиторами я не занималась: школьных занятий и самостоятельной подготовки вполне хватало. Еще и время оставалось — на танцы, друзей и походы. Я считаю, что высокие результаты — это заслуга учителей. Они у меня были замечательные: не пугали «этим ЕГЭ, от которого зависит вся жизнь», а спокойно, урок за уроком, вкладывали в наши головы знания.

Было ли сложно? Сильного волнения, если честно, не помню. По поводу возможности списать: самые хитрые, пожалуй, всегда найдут таковую, но по мне проще подготовиться и быть уверенным в своих знаниях, чем волноваться и бояться, что тебя «засекут».

Хотя шпаргалки у меня были почти на всех экзаменах — не для списывания, а исключительно для уверенности.

Я думаю, что сдать ЕГЭ и по русскому, и по математике на 100 баллов возможно, наверняка есть такие ребята. Хотя я таких, кажется, не встречала».

Ольга Зинченко (100 баллов за ЕГЭ по обществознанию и по русскому языку)

«Я получила 100 баллов за обществознание и русский язык. Занималась с репетиторами (не помню точно, но, по-моему, с каждым раз в неделю), по обществознанию и истории еще дополнительно ходила на групповые курсы (в Сибирском федеральном университете и подготовительные курсы ). В гимназии у нас были очень сильные преподаватели, поэтому, по сути, подготовка была многосторонней, если можно так выразиться. Дополнительно занималась историей, но в последний момент не стала ее сдавать (потому что стала призером Всеросса по английскому, что было достаточно для вузов, куда я хотела), хотя, по мнению педагога, я могла бы сдать на 100 баллов (это, конечно, уже из категории сослагательного наклонения, но все же).

Что касается рецепта успеха, то могу сказать, что взяла этот рубеж только за счет тяжелого труда. В неделю выполняла по три-четыре теста (по каждому предмету, включая часть С), по истории еще слушала аудиокниги (по дороге на курсы / к репетиторам). Без репетиторов было бы сложно, так как ЕГЭ — это все-таки определенный формат, ты можешь быть потрясающе грамотным, но если не написал сочинение по определенному шаблону, то баллы будут снижены.

На ЕГЭ принципиально не списывала, но знаю, что многие сидели с телефонами.

Некоторые фотографировали задания и высылали, а им потом репетиторы / старшие друзья или еще кто-то присылали ответы. Сейчас, наверное, такая система не пройдет, слышала, что ставят глушилки, хотя и нас ими пугали».

Русский язык входит в список обязательных предметов. Подготовка к ЕГЭ по родному языку должна начинаться желательно в 8-9 классе, т.к. русский действительно является сложным предметом. Все выпускники, как носители языка, путаются в случаях правильного правописания и произношения, когда разница между ошибочным и верным вариантом заключается только в замене пары букв или знаков. Создатели ЕГЭ, утверждающие тип заданий, ожидают воспитать грамотных граждан, также выступающих за красоту и частоту русского языка.

Что представляет собой ЕГЭ по русскому языку?

Структура экзамена сделано максимально доступной для учеников как с техническим, так и с математическим складом ума. По этой причине большую часть работы занимает тест, проверяющий знание основных правил современного литературного языка. На выполнение теста допустимо тратить не более 1 часа (всего экзаменуемым дается 3,5 часа, т.е. 210 минут), остальное должно быть посвящено написанию сочинения в задании №25. Как правило, школьники встречают затруднения во всех частях письменной работы.

Почему важно избегать ошибок?

В тестовой форме представлены 24 задания. Однако за правильное попадание в ключи в каждом из вопросов даются вовсе не 24 первичных балла. Дело в том, что в заданиях №№1, 3, 7, 15, 19, 20-24 предусмотрен выбор нескольких вариантов ответа, поэтому за правильные номера во всех клеточках даются дополнительные баллы. Всего получается около 35 первичных баллов за весь тест. Естественно, результат, переведенный в окончательные баллы намного выше. Даже без сочинения можно преодолеть порог при условии, что тест выполнен почти полностью с небольшим количеством ошибок. Это получится около 50 вторичных баллов, идущих в качестве итоговой оценки при поступлении. Значит, для тех, кто претендует только на коммерцию не в топовом вузе, работы будет относительно немного.

С другой стороны, возможность хорошо выучить правила для успешного выполнения теста – это хорошая новость и для тех, кто нацелен на поступление в элитные учебные заведения. На сдаче ЕГЭ по русскому можно выловить драгоценные в условиях жесткой конкуренции баллы просто потому, что это обязательный предмет. Даже если русский не связан с вашей будущей специальностью, высокие баллы помогут в поступлении, можно будет не переживать за то, что по «профессиональным» предметам (химия, биология для медиков, литература для журналистов и т.д.) будет недобор баллов.

Проанализируйте структуру всех заданий №1-24. Они построены не по одинаковым алгоритмам, но предполагают проверку знаний по определенным темам. Среди них самые главные – это «Орфография», «Пунктуация», «Понимание текста». После решения нескольких пробников пронаблюдайте, имеют ли сделанные ошибки систематический характер. Если да, то уделите вниманию комплексному подходу к определенной теме.

Выработайте чувство языка. Зачастую суть тестов заключается не в том, измените ли вы букву или ошибку правильно. Создатели ЕГЭ наводняют задания многочисленными уловками. Ваша задача – это не попасться на них и научиться объективно анализировать конкретные лингвистические случаи (привлекайте сравнения с исключениями, омофонами, похожими случаями правописания, из-за которых можно ошибиться в конкретной ситуации).

Обратите внимания на то, есть ли у вас ошибки в номерах, где ответ состоит из нескольких цифр. Вы должны полностью разбираться в теме задания, иначе на самом экзамены пробелы в знаниях станут более заметны сквозь призму стресса.

Сочинение под заданием №25 является самой серьезной заботой выпускников. С одной стороны, их переживания излишни, ведь сочинение вовсе не носит творческий характер и требует только соблюдения заданной структуры. Даже отсутствие поставленной речи не станет препятствием, т.к. любого ученика спасет «зубрежка» нескольких клише (достаточно знать около 10-15 точных фраз и выражений). С другой стороны, с определением проблемы текста правильно попасть в ключи бывает сложно, это требует отдельной тренировки. Так или иначе, из противоречивой характеристики этой работы вытекают две рекомендации по написанию по русскому языку, актуальные для всех школьников:

  • Необходимо точно выучить порядок изложения и знать, что от вас хотят услышать в каждой из частей сочинения
  • Нужно отдельно тренироваться в определении идеи текста, авторской позиции и проблемы текста

Разработчики экзаменационных заданий ответили на самые частые вопросы выпускников

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Один из двух обязательных экзаменов (второй - математика), который сдают все ученики. В этом году экзамен по русскому языку выпускники будут писать в день рождения А. С. Пушкина, 6 июня . Если результат окажется слишком низким, то экзамен можно будет попробовать пересдать в резервный день - 26 июня , или в дополнительный период - 4 сентября . Что нужно знать об экзамене, чтобы сдать его на максимальный балл с первого раза?

1. Сколько баллов можно получить на ЕГЭ по русскому языку?

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 58 первичных баллов. За грамотно написанное сочинение можно получить 24 балла.

Чтобы получить аттестат об окончании школы, необходимо набрать минимум 24 балла. А если одиннадцатиклассник планирует поступать в вуз, причем не важно, на какую специальность, экзамен необходимо сдать минимум на 36 баллов.

2. Сколько времени дается на выполнение всех заданий?

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 210 минут, или 3,5 часа.

3. Какие знания проверят на ЕГЭ по русскому языку?

Задания экзаменационной работы по русскому языку проверяют знание норм построения текста, лексических, орфографических, пунктуационных, грамматических норм современного русского литературного языка, умение создавать текст на основе прочитанного.

4. Из каких заданий состоит экзаменационный вариант?

Каждый вариант экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и включает 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом (задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа и задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов).

Задания первой части проверяют усвоение участниками экзамена учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности: к последнему типу относятся задания, проверяющие владение грамматическими нормами (задание 7), умение находить средства связи предложений в тексте (задание 24) и использованные в тексте языковые средства выразительности (задание 25).

Часть 2 содержит одно задание (задание 26) - по прочитанному тексту. Выполняя это задание, экзаменуемый должен продемонстрировать умение анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Сочинение может быть написано экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

5. В этом году появилось новое задание № 20. Что оно проверяет?

Задание № 20 будет проверять владение лексическими нормами русского литературного языка. Задание будет оцениваться в 1 балл.

Задание будет дано в двух вариантах:

  • в виде исключения, то есть надо будет убрать лишнее слово;
  • в виде замены, то есть слово надо будет заменить.

Алгоритм выполнения: сначала надо найти смысловое (семантическое) противоречие в предложении, вычленить ошибку и выполнить задание, исправив эту ошибку.

6. В чем сложность выполнения задания № 7?

Задание звучит так: «Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены».

Существует три типа , но на экзамене потребуется идентифицировать только морфологические и синтаксические ошибки.

Морфологические ошибки:

  • неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
  • неправильное употребление имени числительного.

Синтаксические ошибки:

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
  • нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
  • ошибка в построении предложения с однородными членами;
  • неправильное построение предложений с деепричастным оборотом;
  • нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
  • нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
  • неправильное построение предложения с косвенной речью;
  • ошибка в построении сложного предложения.

Прежде чем приступить к выполнению задания, авторы экзаменационных заданий советуют внимательно прочитать все предложения.

7. Чем отличается сочинение в ЕГЭ по русскому языку (задание № 26)?

Чтобы успешно написать сочинение по прочитанному тексту, разработчики советуют придерживаться следующего плана:

  • сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
  • написать комментарий к этой проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания и аргументации проблемы;
  • указать авторскую позицию;
  • высказать свое личное отношение к прочитанному, подкрепив свое мнение двумя литературными аргументами.

Но следовать этому плану жестко необязательно. В хорошем сочинении важна продуманная композиция. Можно ограничиться тремя базовыми частями: вступление, основная часть и заключение. А можно включить и другие части со своими микротемами в каждой.

Советы от разработчиков:

  • Продумывать композицию нужно только после того, как определена проблема, поднятая автором в тексте. Важно не перепутать тему и проблему текста.
  • Желательно привлекать в качестве аргументов произведения именно из .
  • Можно привлекать в качестве аргументов современную и зарубежную литературу.
  • Можно опираться на неклассические жанры литературы ( , детектив или триллер), но выбранный аргумент должен быть подан именно как аргумент.
  • Ссылка на художественный фильм не является литературным аргументом, даже если речь идет об экранизации.
  • Научно-популярные статьи и книги могут быть использованы в качестве литературного аргумента.

8. Как уровень сложности задания влияет на конечный балл?

Среди заданий базового уровня сложности есть задания с низким процентом выполнения - на них следует обратить особое внимание. Это задания, проверяющие правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (задание 14), знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (задание 19), знание функционально-смысловых типов речи (задание 22).

9. Что обязательно нужно учесть, чтобы получить максимальный балл?

В общем виде все необходимые советы и разъяснения даны в инструкции по выполнению работы перед вариантом КИМ. Поэтому следует внимательно читать инструкции к варианту и конкретному заданию. Следование этим советам позволит более рационально организовать работу на экзамене. Кроме общей инструкции, в каждой части работы даются рекомендации по поводу того, как нужно записывать ответ на задания того или иного типа. Перед выполнением заданий следует внимательно прочитать инструкции к каждому типу заданий.

10. Как правильно заполнить экзаменационный бланк?

Практика показала, что лучше вписать ответы сначала в КИМ, а затем аккуратно перенести их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответы на задания пишутся без лишних добавлений (пишется термин, понятие, ключевое слово или сочетание слов из текста и т. п.).

Ответ на задание 26 лучше сначала записать на черновике, а затем переписать в бланк № 2. Сочинение следует писать четко, разборчивым почерком. Записи в черновиках не учитываются при обработке и проверке работ.

Видеоконсультация по ЕГЭ по русскому языку от разработчиков экзамена:

Просмотры: 0

Похожие статьи