Различия православных и католических церквей

Католические храмы отличаются от православных определенными обрядами. Латинский, восточно-литургический и другие западные - все они имеют место в этой вере. Видимый глава католической церкви - это который возглавляет Святой престол и, конечно же, Ватикан в Риме. Стоит отметить, что история таких архитектурных памятников, как католические храмы, очень богата и разнообразна. Каждый из них отличается своими особенностями.

Самые известные католические храмы

Собор Санта-Мария дель Фьоре располагается в Италии, во Флоренции. На тот момент, когда его строили, он был самым большим собором во всей Европе. На сегодняшний день является третьим по величине. Нельзя не отметить уникальнейший купол, высота которого достигает 91 метра, а в диаметре - 42-х метров. На его фасаде красуется фамильный герб Демидовых, которые внесли значительный денежный вклад в оформление этого собора. Знаменит также который располагается в Риме. Он является самым большим христианским храмом в мире (высота - 136 м, длина - 218 м). Строить его начинали в 1506-ом году, там, где раньше была древняя базилика, где и находились останки пресловутого Нельзя не отметить Базилику святого Иштвана, которая является самым большим храмом во всём Будапеште. В нём спокойно может поместиться 8,5 тысяч человек. Общая его площадь составляет около 4730 кв. м. План этой базилики чем-то напоминает греческий крест. И, конечно же, широко известна Базилика святого Адальберта, которая располагается в Венгрии. Этот кафедральный собор является самым большим храмом страны и пятым по величине во всём мире.

Соборы Москвы

Римско-католический храм, располагающийся в Москве, является самым большим во всей России. Он рассчитан на пять тысяч мест. Томаш Иосифович Богданович-Дворжецкий, архитектор храма, создал поистине шедевр. Велось строительство этого собора с 1899-го по 1917-ый год. Сам храм был освящен в 1911-ом году. Следует отметить, что в 1938-ом году собор у католиков отобрали. Полностью его вернули в 1996-ом году. Данный храм представляет собой неоготическую трехнёфную крестовидную базилику. Это кафедральный собор, в котором проходят мессы на разных языках. Это и французский, и английский, и польский, и русский, и испанский, и даже латинский. Следует отметить, что там даже проводят тридентские святые мессы и богослужения в соответствии с армянскими обрядами. В этой церкви установлен один из самых больших во всей России орган.

История храма

Если говорить про католические храмы, а также их историю, то следует отметить, что данный собор связан с весьма интересными фактами. Этот храм было разрешено строить лишь вдалеке от самого центра столицы и других значимых церквей. Ещё при этом было запрещено возводить скульптуры и башни снаружи здания. Чуть раньше было сказано, что храм у католиков отобрали в 1938-ом году. Тогда его разграбили и сделали из священного места общежитие. Нельзя не отметить тот факт, что и Вторая мировая война затронула церковь: из-за бомбардировок было разрушено несколько шпилей и башенок. В 2002-ом году, весной, храм был задействован в молитве на Розарии с папой и католиками из разных уголков земли. А в 2009-ом году, 12-го декабря, собор праздновал десять лет с того момента, как он был обновлен. Спустя полтора года, 4-го сентября 2011-го года, было пышно отпраздновано столетие этого потрясающего здания.

Дальнейшая судьба храма

Этот католический храм на Грузинской улице никогда не бывает пуст. В нём организовывают катехизацию, различные молодёжные встречи, музыкальные концерты, что проходят в рамках каких-либо благотворительных мероприятий, а также многое другое. Церковная лавка, библиотека, редакция известного на сегодняшний день журнала под названием “Католический вестник - Свет Евангелия”, офис христианской благотворительной организации, фонды - всё это относится к храмуНепорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Храмы Петербурга

В Москве имеется довольно много различных церквей, о которых говорить можно долго. Но католические храмы Петербурга заслуживают особого внимания. Например, костел святого Станислава. Само здание построено было в 1823-25 годах на углу Мастерской и Торговой улиц. Католический храм святого Станислава возводился на том самом месте, где располагался садовый участок и дом митрополита по имени Станислав Богуш-Сестренцевич. Своё имя он получил именно в память о нём. Стоит отметить, что на сегодняшний день рядом с храмом действует духовная библиотека. Это здание является вторым католическим собором города Санкт-Петербург. До него существовал лишь храм святой Екатерины. Несмотря на достаточно скромные размеры собора, приход стремительно рос. К 1917-му году количество прихожан превысило 10 тысяч человек.

Развитие храма

В 1829-ом году католический храм святого Станислава открыл училище имени Сестренцевича. Следует отметить, что достаточно длительное время (с 1887-го года по 1921-ый) в соборе служил видный деятель, а также знаменитый благотворитель Католической Церкви всей России - Антоний Малецкий, являвшийся епископом. О данном факте внутри храма напоминает красивая мемориальная доска.

Различия православных и католических церквей

Эта тема является достаточно популярной в христианстве. Стоит отметить, что католические и православные храмы имеют как сходства, так и отличия. Первое, самое главное сходство - то, что приверженцы обеих вер являются христианами. Это известно всем. Католические храмы отличаются от православных как по своему внешнему виду, так и по общепринятым обрядам. У них несколько разнится понимание Церкви и её единства. Православные разделяют таинства и веру, а вот католики ещё и считают необходимым наличие главы - Папы. Католическая Церковь считает, что от Отца и Сына исходит Святой Дух, исповедуя в Символе Веры. В православии немного по-другому. Они исповедуют Дух Святого, который исходит лишь от Отца. В католицизме таинство брака должно заключаться на всю жизнь - разводы запрещены. А вот в отдельных случаях разрешает развестись.

Ещё католики приняли догмат, гласящий о Девы Марии. А это значит то, что даже первородный грех якобы не коснулся её. Православие прославляет святость Божьей Матери, но полагает, что рождена она была с первородным грехом, точно так же, как и остальные люди.

Сходства православия и католицизма

Стоит отметить, что, несмотря на массу различий, эти две религии похожи между собой. И православие, и католицизм признают все христианские таинства, которых всего существует семь. Точно так же у них существуют общие нормы (иначе говоря - каноны) церковной жизни и главные компоненты обрядности: характер и количество совершения всех таинств, последовательность и содержание богослужений, интерьер, а также компоновка храма. Ещё есть одно сходство: богослужения ведутся на национальных языках. К тому же используется латынь (как известно, мёртвый язык) в католических и старославянский язык (не употребляемый в быту) - в православных церквях. Несмотря на всевозможные различия, православные христиане, точно так же, как и католики, по всему миру исповедуют учение Иисуса Христа. И тут самое главное помнить: пусть когда-то предубеждения и ошибки людей разъединили христиан, но вера в единого Бога до сих пор нас объединяет.

Построен в 1823-1825 гг. по проекту архитектора Д.Висконти на участке, где находился дом и сад архиепископа Станислава Сестренцевича (который позднее в нем же и был похоронен).Внутри церковь вмещает до 700 человек.
В 1936 церковь была закрыта и здание использовалось фабрикой Рот-Фронт. В 1996 году здание передали римско-католическому приходу.
Старое фото - 1900г

После октябрьской революции на приход обрушились репрессии. Большая часть имущества была конфискована, предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Множество священников и активных прихожан было арестовано.
Храм был закрыт в октябре 1934 года, в здании располагался склад, цех по производству противогазов, а с 1961 года цех фабрики «Рот Фронт». Несмотря на то, что здание храма входило в список памятников истории и культуры, с ним обращались по-варварски, что привело к значительным повреждениям строения.
В 80-х годах XX века фабрику заставили провести ремонт здания, был восстановлен первоначальный интерьер, после чего в храме разместился салон мод и актовый зал.
Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1992 был вновь зарегистрирован приход св. Станислава. 9 августа 1996 здание храма было возвращено Церкви. Реставрация храма шла около двух лет, могила архиепископа Богуш-Сестренцевича, находившаяся в несохранившейся капелле в крипте храма, была в ходе реставрации перенесена в центр западного нефа.
14 июня 1998 примас Польши кардинал Юзеф Глемп освятил храм. В начале октября 1998 в главном алтаре были помещены мощи св. Станислава.
В 2005 году в храме была открыта мемориальная доска в память о папе Иоанне Павле II.
---

В ХVIII веке на углу Мастерской и Торговой (ныне Союза Печатников) ул. находился дом с садом митрополита Станислава Сестренцевича-Богуш, воспитателя детей князя Радзивила, который в 1784 г. стал архиепископом и главой Римско-католической церкви в России. Он был историком, филологом, написал историю Крыма, занимался агрономией и медициной.

На участке Богуша в конце ХVIII века была устроена католическая каплица. Перед смертью митрополит завещал свой участок и значительные денежные средства на устройство церкви во имя св. епископа и мученика Станислава. Храм был построен в 1825 г. по проекту архитектора Д. И. Висконти и освящен 7 мая 1826 г. самим девяностопятилетним митрополитом в день его ангела 1 декабря 1826 г. Богуша не стало, он был похоронен под плитами костела. Над местом его захоронения по проекту И. И. Шарлеманя была возведена небольшая капелла.
Здание в классическом стиле, нижний ярус фасадов прорезан проемами, обрамленными двухколонными портиками. Над ними проходит антаблемент, отделяющий высокую аттиковую часть. Пологий купол, расписанный кессонами с розеттами, размещен на невысоком барабане.

В 1930-х гг. началась кампания по закрытию костела. В 1931 г. было арестовано 50 человек актива. 10 октября 1934 г. вышло постановление о закрытии храма, но из-за сопротивления верующих это произошло только 5 ноября 1935 г. Здание передали детскому саду, затем оно использовалось в качестве то склада, то цеха. Внутренний декор был утрачен.

8 августа 1996 г. здание было возвращено церкви. 13 ноября 1998 г. была отслужена первая после перерыва месса. 10 октября 1998 г. в алтарь костела были помещены мощи cв. Станислава, доставленные из кафедрального собора г. Кракова. В настоящее время службы идут на польском и русском языках.
www.citywalls.ru/house5560.html

Начало
Храм св. Станислава, епископа и мученика, был построен в 1823-1825 гг. на углу улиц Мастерской и Торговой (ныне - ул. Союза Печатников, 22) по проекту итальянского архитектора Давида Висконти. При составлении проекта архитектор использовал старые стены домовой часовни митрополита Станислава Сестренцевича-Богуша, пожертвовавшего на строительство деньги и землю, на которой жил. 7 мая 1825 года новый храм был освящен митрополитом. По прошествии полутора лет под его сенью нашел свой последний приют 95-летний владыка. В 1857 г. архитектором Иосифом Шарлеманем была устроена маленькая часовня над саркофагом покойного митрополита (к сожалению, до настоящего времени она не сохранилась). Новый приход был образован 16 марта 1828 г. для окормления бедных и больных стариков, которые не могли самостоятельно посещать церковь св. Екатерины, расположенную на Невском проспекте. В 1830 г. в приходе св. Станислава насчитывалось 1500 прихожан, в 1855 г. - 5110, а в 1917 - 10200.
Уездное училище
С храмом св. Станислава было тесно связано уездное училище имени митрополита Богуш-Сестренцевича (т. н. Сестрженцевичево уездное училище), в которой обучались небогатые дети католического вероисповедания. Средства на содержание учебного заведения, позволившие ему просуществовать около ста лет, были также завещаны покойным митрополитом. Училище было создано указом Сената от 13 апреля 1827 г., а в декабре 1829 г. оно распахнуло свои двери для учащихся.
В 1841-1842 гг., по проекту архитектора Корсини, было выстроено особое здание для школы по адресу: ул. Мастерская, 9. Обучение было бесплатным и состояло из курса, рассчитанного на 4 года, который соответствовал общему положению для приходских училищ. Преподавательской работой первоначально занимались отцы-пиаристы. Школа находилось в ведении попечителя петербургского учебного округа. В 1827 г. в четырехклассную школу приняли несколько десятков бедных детей. В середине XIX в. в ней училось уже 80 ребят. В 1862 г. были произведены преобразования, в результате которых учебная программа стала соответствовать 4 нижним классам гимназии. В1910 г. статус школы повысился - она стала приходским уездным училищем. В 1917 г. было уже около 200 учеников.
Горестный XX век
После издания Манифеста о веротерпимости в 1905 г. в течение трех лет в приходе св. Станислава в лоно Католической Церкви было принято 150 человек. После революции 1917 года церковь св. Станислава оставалась одной из немногих действующих церквей Петрограда. Вот лишь некоторые сведения, касающиеся жизни прихода после большевистского переворота 1917 г.
В 1919 г. по инициативе священника Павла Ходневича в церкви стали проповедовать на русском языке, а также совершать особые богослужения для русских католиков. В июне 1922 г. в рамках всероссийской кампании конфискации церковного имущества большевиками были изъяты из храма все ценные предметы.
Впервые церковь закрыли в декабре 1922 г. На требование власти покинуть храм верующие ответили пассивным сопротивлением, не желая оставлять святыни. Кроме того, сопротивление оказал викарий прихода о. Эдуард Юневич. Когда утром, во время совершения литургии, ему стало известно, что пришла комиссия с целью закрытия церкви и ждет окончания богослужения, - пастырь поступил неожиданно: оставался в алтаре до самого вечера, пока раздраженные милиционеры не вошли в храм и не вывели его силой. Сопротивляясь, священник заявил, что не покинет церкви, выйти же должны, причем немедленно, сами милиционеры. За это Юневич был впоследствии арестован и осужден, во время Московского процесса 1923 г., на 10 лет лагерей, с конфискацией имущества. 7 июня 1923 г. ключи от храма все же вернули настойчивым прихожанам.
13 ноября, в день св. мученика Иосафата, о. Алексием Зерчанино-вым была соверешена литургия по восточному обряду. Вечером того же дня о. Павел Ходневич произнес несколько прекрасных слов об Унии. После мессы прихожанка Юлия Петровна Данзас, лектор Петроградского Университета и директор "Дома ученых", сделала доклад "Историческое известие о св. Иосафате", за что была арестована по возвращении домой.
До 1924 г. в бывшем здании гимназии им. Сестренцевича, невзирая на трудности и препятствия, чинимые большевистской властью, действовала школа катехизации, которую посещало от 50 до 60 слушателей. Преподавали в этой школе не только священники, но и миряне.
В середине 1920-х годов при церкви св. Станислава образовался молодежный кружок, объединявший хористов католических приходов Петрограда. Три раза в неделю они собирались под предлогом проведения совместных спевок и танцев для углубления религиозного образования. На подобные конспиративные собрания часто приходили священники и проводили катехизацию. Но в начале 1930-х годов участники кружка были арестованы. Выглядело это следующим образом: вечером, 8 мая 1931 г., после престольного праздника св. Станислава, началась акция ликвидации католического актива в Ленинграде, во время которой было арестовано 50 человек. Большую часть задержали на Мастерской ул., 9, во время собрания. Священник Стефан Войно был арестован прямо в храме. В июне того же года задержанные были осуждены на три года ссылки за контрреволюционную деятельность, а священника приговорили к 10 годам лагерей.
10 октября 1934 г. вышло постановление о закрытии храма св. Станислава. Еще год продолжалось сопротивление прихожан, но 5 ноября 1935 г. ключи от церкви были отобраны окончательно. Вначале храм был передан одному из детских садов, а затем, в 1937 г., - управлению Гражданской обороны Ленинграда, разместившему здесь цех по производству противогазов. В дальнейшем планировалось устроить гимнастический зал.
С 1945 г. здание храма использовалось в качестве склада декораций Театра комедии. Затем его предлагали передать адвентистам, которые, после непродолжительных колебаний, отказались. В конце 1961 г. храм был передан в аренду фабрике "Рот Фронт", разместившей в здесь цех пошива меховых изделий, что привело к значительным разрушениям здания. В 1980-1993 гг. Государственная инспекция охраны памятников истории и культуры вынудила фабрику произвести ремонт церкви, после чего в храме устроили салон мод и актовый зал.
Возрождение
2 февраля 1992 г. началось возрождение прихода св. Станислава в Петербурге, официально зарегистрированного в том же году, 24 апреля. В декабре 1993 г. настоятель прихода св. Екатерины, о. Евгений Гейнрихс ОР, был назначен администратором прихода св. Станислава. Ему удалось добиться подписания распоряжения о передаче церковного здания приходу. Но в действительности передача ключей от святыни произошла только 8 августа 1996 г.
13 ноября 1996 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич совершил в храме св. Станислава первую после шестидесятилетнего перерыва мессу. Торжественность литургии подчеркивалась присутствием в приходе статуи Фатимской Богородицы, совершавшей паломничество по всей России. Чуть позже первым настоятелем возрожденного прихода был назначен о. Кшиштоф Пожарский. В июле 1997 г. начали работу в приходе сестры Шенштаттского секулярного института Сестер Марии. В сентябре того же года под полом церкви была обнаружена нетронутая могила основателя храма митрополита Станислава Сестренцевича.
14 февраля 1998 г. гостем прихода был спикер Сейма Польской Республики Мацей Плажиньский, прибывший в Россию в составе правительственной делегации.
14 июня 1998 г. Примас Польши кардинал Юзеф Глемп освятил возрожденный храм св. Станислава. Затем по улицам Санкт-Петербурга прошла Евхаристическая процессия в честь торжества Пресвятых Тела и Крови Христа. 10 октября 1998 г. в алтарь церкви была помещена частица мощей св. Станислава, привезенная из Краковского кафедрального собора. С 1 по 4 марта 1999 г. в храме пребывали мощи св. Терезы Младенца Иисуса.
С 15 по 16 января 2000 г. в храме проходил симпозиум "Епископ Антоний Малецкий (1861 -1935) - жизнь, общественная и благотворительная деятельность, мученичество". В течение двух дней работы форума в нем приняли участие около трехсот человек. Почетным гостем стал делегат Примаса Польши о. Генрих Малецкий.
С 1 по 8 октября того же года в приходе св. Станислава проводился Первый международный конгресс Святого Розария. В ходе торжественной мессы в первый день форума архиепископ Тадеуш Кондрусевич увенчал икону Матери Божией Трижды Предивной короной, освященной в сентябре того же года Святейшим Отцом Иоанном Павлом II.
Архитектура церкви
Два внешних фасада симметрично обращены в сторону улиц. Нижняя часть здания отделена от верхней карнизами и выемками. Здание покрыто низким куполом, помещенным на деревянном барабане. Церковь венчает митрополичий крест.
Внутренний объем выполнен в форме квадрата, разделенного двумя рядами колонн на два нефа: центральный, в котором находится главный алтарь, и два боковых. Купол украшен кессонами и розеттами. На арках - широкие орнаментные полосы. На куполе помещены выполненные масляными красками лики Евангелистов. В центральном нефе использован мотив композиции полуколонн, установленных попарно. Они поддерживают архитрав и величественный карниз. Внешний вид церкви и весь характер постройки типичны для архитектуры русского классицизма.

На пересечении улиц Мастерской и Торговой (теперь Союза Печатников), в конце 18 века, помещался дом митрополита Станислава Сестренцевича-Богуш.

В 1784 году он стал главой Римско-католической церкви в России. На участке, принадлежащем ему, в конце 18 века и была построена католическая каплица.

Впоследствии, уже перед самой смертью, митрополит завещал возвести на этом месте католический храм.

Храм в 1825 году был построен быстро, и освятить его успел сам Богуш.

Освящение прошло во имя святого епископа и мученика Станислава.

Через год, когда митрополита Богуша не стало, его похоронили под плитами костела. Спустя еще три года при костеле было построено смежное здание, в котором стало работать начальное училище имени Сестренцевича.

В 1930 году его юыло решено было закрыть. Но верующие так отчаянно сопротивлялись, что осуществить желаемое власти смогли только в конце 1935 года.

В здании открыли детский сад, а впоследствии, как и везде, склады. Внутреннее убранство было полностью утрачено.

Возвращен храм был только в августе 1996 года, и уже два года спустя, в нем отслужили первую мессу.

В 1998 году, из польского города Краков, в костел были перевезены мощи святого Станислава. Сейчас, в католическом соборе Санкт-Петербурга, ведутся богослужения как на русском, так и на польском языках.

Костел выстроен в классическом стиле, присущем русской усадебной архитектуре 18 века, и мало напоминает традиционные католические.

В нижнем ярусе имеются проемы, которые обрамлены портиками с колоннами по обе стороны. Венчает здание пологий купол, помещающийся на невысоком барабане.

При всей внешней неброскости, строительстве зал рассчитывался на 700 прихожан.

Адрес:

Санкт-Петербург, улица Союза Печатников, дом 22

Как добраться:

Станция метро Садовая. Из метро налево по Садовой улице примерно 300 метров. под небольшим углом от Садовой на правой стороне отходит проспект Римского Корсокова.

Свернуть на него, пройти Канал Грибоедова и Крюков канал. после Крюкова канала второй поворот направо, на Мастерскую улице. по ней 50 метров до перекрестка с улицей союза Печатников. Вся прогулка составит 1,5 километра.

Честно говоря, костел не стоит такого путешествия и его осмотр можно рекомендовать только со случайно оказией.

Телефоны относятся к соседнему зданию по Мастерской. Жилым это здание никогда не было, да и не могло быть - сходите внутрь и посмотрите сами.

Начало
Храм св. Станислава, епископа и мученика, был построен в 1823-1825 гг. на углу улиц Мастерской и Торговой (ныне - ул. Союза Печатников, 22) по проекту итальянского архитектора Давида Висконти. При составлении проекта архитектор использовал старые стены домовой часовни митрополита Станислава Сестренцевича-Богуша, пожертвовавшего на строительство деньги и землю, на которой жил. 7 мая 1825 года новый храм был освящен митрополитом. По прошествии полутора лет под его сенью нашел свой последний приют 95-летний владыка. В 1857 г. архитектором Иосифом Шарлеманем была устроена маленькая часовня над саркофагом покойного митрополита (к сожалению, до настоящего времени она не сохранилась). Новый приход был образован 16 марта 1828 г. для окормления бедных и больных стариков, которые не могли самостоятельно посещать церковь св. Екатерины, расположенную на Невском проспекте. В 1830 г. в приходе св. Станислава насчитывалось 1500 прихожан, в 1855 г. - 5110, а в 1917 - 10200.
Уездное училище
С храмом св. Станислава было тесно связано уездное училище имени митрополита Богуш-Сестренцевича (т. н. Сестрженцевичево уездное училище), в которой обучались небогатые дети католического вероисповедания. Средства на содержание учебного заведения, позволившие ему просуществовать около ста лет, были также завещаны покойным митрополитом. Училище было создано указом Сената от 13 апреля 1827 г., а в декабре 1829 г. оно распахнуло свои двери для учащихся.
В 1841-1842 гг., по проекту архитектора Корсини, было выстроено особое здание для школы по адресу: ул. Мастерская, 9. Обучение было бесплатным и состояло из курса, рассчитанного на 4 года, который соответствовал общему положению для приходских училищ. Преподавательской работой первоначально занимались отцы-пиаристы. Школа находилось в ведении попечителя петербургского учебного округа. В 1827 г. в четырехклассную школу приняли несколько десятков бедных детей. В середине XIX в. в ней училось уже 80 ребят. В 1862 г. были произведены преобразования, в результате которых учебная программа стала соответствовать 4 нижним классам гимназии. В1910 г. статус школы повысился - она стала приходским уездным училищем. В 1917 г. было уже около 200 учеников.
Горестный XX век
После издания Манифеста о веротерпимости в 1905 г. в течение трех лет в приходе св. Станислава в лоно Католической Церкви было принято 150 человек. После революции 1917 года церковь св. Станислава оставалась одной из немногих действующих церквей Петрограда. Вот лишь некоторые сведения, касающиеся жизни прихода после большевистского переворота 1917 г.
В 1919 г. по инициативе священника Павла Ходневича в церкви стали проповедовать на русском языке, а также совершать особые богослужения для русских католиков. В июне 1922 г. в рамках всероссийской кампании конфискации церковного имущества большевиками были изъяты из храма все ценные предметы.
Впервые церковь закрыли в декабре 1922 г. На требование власти покинуть храм верующие ответили пассивным сопротивлением, не желая оставлять святыни. Кроме того, сопротивление оказал викарий прихода о. Эдуард Юневич. Когда утром, во время совершения литургии, ему стало известно, что пришла комиссия с целью закрытия церкви и ждет окончания богослужения, - пастырь поступил неожиданно: оставался в алтаре до самого вечера, пока раздраженные милиционеры не вошли в храм и не вывели его силой. Сопротивляясь, священник заявил, что не покинет церкви, выйти же должны, причем немедленно, сами милиционеры. За это Юневич был впоследствии арестован и осужден, во время Московского процесса 1923 г., на 10 лет лагерей, с конфискацией имущества. 7 июня 1923 г. ключи от храма все же вернули настойчивым прихожанам.
13 ноября, в день св. мученика Иосафата, о. Алексием Зерчанино-вым была соверешена литургия по восточному обряду. Вечером того же дня о. Павел Ходневич произнес несколько прекрасных слов об Унии. После мессы прихожанка Юлия Петровна Данзас, лектор Петроградского Университета и директор "Дома ученых", сделала доклад "Историческое известие о св. Иосафате", за что была арестована по возвращении домой.
До 1924 г. в бывшем здании гимназии им. Сестренцевича, невзирая на трудности и препятствия, чинимые большевистской властью, действовала школа катехизации, которую посещало от 50 до 60 слушателей. Преподавали в этой школе не только священники, но и миряне.
В середине 1920-х годов при церкви св. Станислава образовался молодежный кружок, объединявший хористов католических приходов Петрограда. Три раза в неделю они собирались под предлогом проведения совместных спевок и танцев для углубления религиозного образования. На подобные конспиративные собрания часто приходили священники и проводили катехизацию. Но в начале 1930-х годов участники кружка были арестованы. Выглядело это следующим образом: вечером, 8 мая 1931 г., после престольного праздника св. Станислава, началась акция ликвидации католического актива в Ленинграде, во время которой было арестовано 50 человек. Большую часть задержали на Мастерской ул., 9, во время собрания. Священник Стефан Войно был арестован прямо в храме. В июне того же года задержанные были осуждены на три года ссылки за контрреволюционную деятельность, а священника приговорили к 10 годам лагерей.
10 октября 1934 г. вышло постановление о закрытии храма св. Станислава. Еще год продолжалось сопротивление прихожан, но 5 ноября 1935 г. ключи от церкви были отобраны окончательно. Вначале храм был передан одному из детских садов, а затем, в 1937 г., - управлению Гражданской обороны Ленинграда, разместившему здесь цех по производству противогазов. В дальнейшем планировалось устроить гимнастический зал.
С 1945 г. здание храма использовалось в качестве склада декораций Театра комедии. Затем его предлагали передать адвентистам, которые, после непродолжительных колебаний, отказались. В конце 1961 г. храм был передан в аренду фабрике "Рот Фронт", разместившей в здесь цех пошива меховых изделий, что привело к значительным разрушениям здания. В 1980-1993 гг. Государственная инспекция охраны памятников истории и культуры вынудила фабрику произвести ремонт церкви, после чего в храме устроили салон мод и актовый зал.
Возрождение
2 февраля 1992 г. началось возрождение прихода св. Станислава в Петербурге, официально зарегистрированного в том же году, 24 апреля. В декабре 1993 г. настоятель прихода св. Екатерины, о. Евгений Гейнрихс ОР, был назначен администратором прихода св. Станислава. Ему удалось добиться подписания распоряжения о передаче церковного здания приходу. Но в действительности передача ключей от святыни произошла только 8 августа 1996 г.
13 ноября 1996 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич совершил в храме св. Станислава первую после шестидесятилетнего перерыва мессу. Торжественность литургии подчеркивалась присутствием в приходе статуи Фатимской Богородицы, совершавшей паломничество по всей России. Чуть позже первым настоятелем возрожденного прихода был назначен о. Кшиштоф Пожарский. В июле 1997 г. начали работу в приходе сестры Шенштаттского секулярного института Сестер Марии. В сентябре того же года под полом церкви была обнаружена нетронутая могила основателя храма митрополита Станислава Сестренцевича.
14 февраля 1998 г. гостем прихода был спикер Сейма Польской Республики Мацей Плажиньский, прибывший в Россию в составе правительственной делегации.
14 июня 1998 г. Примас Польши кардинал Юзеф Глемп освятил возрожденный храм св. Станислава. Затем по улицам Санкт-Петербурга прошла Евхаристическая процессия в честь торжества Пресвятых Тела и Крови Христа. 10 октября 1998 г. в алтарь церкви была помещена частица мощей св. Станислава, привезенная из Краковского кафедрального собора. С 1 по 4 марта 1999 г. в храме пребывали мощи св. Терезы Младенца Иисуса.
С 15 по 16 января 2000 г. в храме проходил симпозиум "Епископ Антоний Малецкий (1861 -1935) - жизнь, общественная и благотворительная деятельность, мученичество". В течение двух дней работы форума в нем приняли участие около трехсот человек. Почетным гостем стал делегат Примаса Польши о. Генрих Малецкий.
С 1 по 8 октября того же года в приходе св. Станислава проводился Первый международный конгресс Святого Розария. В ходе торжественной мессы в первый день форума архиепископ Тадеуш Кондрусевич увенчал икону Матери Божией Трижды Предивной короной, освященной в сентябре того же года Святейшим Отцом Иоанном Павлом II.
Архитектура церкви
Два внешних фасада симметрично обращены в сторону улиц. Нижняя часть здания отделена от верхней карнизами и выемками. Здание покрыто низким куполом, помещенным на деревянном барабане. Церковь венчает митрополичий крест.
Внутренний объем выполнен в форме квадрата, разделенного двумя рядами колонн на два нефа: центральный, в котором находится главный алтарь, и два боковых. Купол украшен кессонами и розеттами. На арках - широкие орнаментные полосы. На куполе помещены выполненные масляными красками лики Евангелистов. В центральном нефе использован мотив композиции полуколонн, установленных попарно. Они поддерживают архитрав и величественный карниз. Внешний вид церкви и весь характер постройки типичны для архитектуры русского классицизма.

Переезжая в новую усадьбу, первый католический митрополит России Станислав Богуш-Сестренцевич отдал Санкт-Петербургу участок своей земли и выделил средства для постройки на нем нового храма. Выполнить проект взялся итальянец Давид Висконти. Архитектор выбрал классический стиль постройки: прямоугольное здание, светло-желтые стены, белые колонны. Внутреннее убранство решили в таком же строгом стиле – без излишеств и вычурности.

Строительство римско-католического храма на пересечении Мастерской и Торговой улиц началось в 1823 году и закончилось в 1825-м. Митрополит, которому на тот момент было уже 94 года, лично освятил храм во имя Святого Станислава. На следующий год он скончался, и был погребен в новой церкви.

Сто лет служения народу

Несмотря на скромные размеры, храм св. Станислава пользовался успехом: его приход стремительно рос. В 1829 году при храме открылось училище, получившее имя Сестренцевича. С 1887 года парафию возглавил епископ Антоний Малецкий, придававший большое значение воспитательной и просветительской работе с подростками из бедных семей. Об этом периоде рассказывает памятная доска, расположенная внутри храма.

После событий 1917 года церковь св. Станислава, как и многие другие храмы, подверглась гонениям. Большая часть имущества была нещадно разграблена, священники арестованы и расстреляны. Еще несколько лет шла борьба за жизнь храма, но в 1934 году приход был закрыт.

Возрождение

Сначала в здании, являвшимся памятником архитектуры, истории и культуры, определили склад и цех по изготовлению противогазов. Затем, в 1961 году, в него переехал один из цехов ленинградской меховой фабрики “Рот Фронт”. Строение содержалось в безобразном состоянии, что вызвало множественные повреждения.

В 1980-х годах администрацию фабрики обязали произвести косметический ремонт и восстановить первозданные интерьеры помещений. После этого в бывшем храме находилось ателье мод.

После распада Советского Союза началось возобновление деятельности католических храмов на территории России. Приход церкви св. Станислава заново зарегистрировали в 1992 году, но возврат самого храма произошел только в августе 1996 года. Долгие два года шли реставрационные работы и, наконец, в июне 1998 года кардинал Польши Юзеф Глемп вновь освятил церковь. При реставрации мощи св. Станислава были перемещены из разрушенной капеллы на главный алтарь храма.

В настоящее время в храме идут службы, действует библиотека духовной литературы, проходят органные концерты.

Похожие статьи