Презентация на тему орфография. Презентация для урока-закрепления правил орфографии. Чередующиеся гласные в корнях

Орфография

Слайдов: 20 Слов: 3073 Звуков: 0 Эффектов: 111

Орфография. Правописание гласных в корне слова. Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Абажур. Тренировочные задания. В каком ряду во всех словах следует писать букву а. Укажите слово с орфографической ошибкой. Атмосфера. В корне слова пишется буква а. Чередование гласных О-А в корне слова. Корни. Выбор. Значения корней. Сочетания звуков. Чередование букв. Гласные после шипящих. Примечание. Цапля. Укажите правильный вариант ответа. - Орфография.ppt

Правила орфографии

Слайдов: 14 Слов: 890 Звуков: 0 Эффектов: 0

В стране невыученных уроков. Вставь сбежавшие буквы. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя. Приставка по- неизменяемая. Приставка. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Парные согласные в корне слова. Буква Ы в окончаниях существительных. Спряжение глаголов. НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени. Полногласные и неполногласные сочетания. В жизни трудящихся звуков, разное может случиться. Непроизносимые согласные. Сочетание СН. - Правила орфографии.ppt

Проверка орфографии

Слайдов: 42 Слов: 953 Звуков: 0 Эффектов: 53

Роль орфографии в письменном общении между людьми. День Наума Грамотника. День Наума-Грамотника. Занятия в старорусской школе. Обучение грамоте. Школа в 17 веке. Школа в Московской Руси. Устный счёт. Пословицы о святом Науме. Корень учения горек. Просыпайтесь ранёхонько. Лингвистический турнир грамотных. Лингвистика. Древо грамоты. Поэтическая разминка. Орфографический тур. Этимологическая минутка. Слово. Лексико-орфографический тур. Профессиональный сленг. Преобразовать слова. Пора подорожить народным языком. Владимир Иванович Даль. Почему мы так говорим. А знаете ли вы. С чем сравнивает чужую душу. - Проверка орфографии.ppt

Принципы русской орфографии

Слайдов: 23 Слов: 1500 Звуков: 0 Эффектов: 0

Принципы русской орфографии. Теория. Воды, вода, водяной. Дубовый, березовый. Орфографические правила. Написание суффиксов прилагательных. О-Ё после шипящих. Традиционный принцип. Правила русского языка. Разделительные Ь и Ъ знаки. Разделите следующие слова на две группы. Орфография слова. Весёлый этимологический словарик. Лексико-морфологический принцип. Варианты написания. Игра слов. Написание значимых элементов речи. Особая единица. Вопросы. Текст. Задание. - Принципы русской орфографии.ppt

Орфограммы

Слайдов: 14 Слов: 536 Звуков: 0 Эффектов: 0

Орфограммы. Содержание. ЖИ –ШИ пиши с буквой И. ЧА – ЩА пиши с буквой «А». Чу – Щу – пиши с буквой У. ЧК – ЧН - ЧТ пиши без Ь знака. Правописание гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Непроизносимая согласная в корне слова. Правописание приставок. Предлог – это часть речи. Разделительный Ъ пишется только после приставки и перед корнем. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Правописание местоимений с предлогами. - Орфограммы.ppt

Слова с орфограммами

Слайдов: 9 Слов: 325 Звуков: 0 Эффектов: 12

Орфограммы в корне слова (обобщающий урок). Прочитайте стихотворение Юнны Мориц, восстановите недостающие слова. Спишите,вставив пропущенные буквы. Так д..вайте нажмём на п..дали И не станем з..вать на м..ли, - Чтобы … и … Р..сли и л..тали, Чтоб л..тали мы все и р..сли! Составьте по картинке предложения, в которых были бы слова с чередованием гласной в корне. Заполните таблицу, распределяя слова по видам орфограмм в корне слова. Алгоритм. Установи, в какой части слова находится орфограмма. Работаем с проверочным квадратом. Р..сток, р..стение, пр..рода, пол..гаться, г..рючее. - Слова с орфограммами.pps

Правописание орфограмм

Слайдов: 36 Слов: 1818 Звуков: 0 Эффектов: 32

Тренажёр по работе над ошибками. Выбери орфограмму из списка. К началу списка. Большая буква в начале предложения. Перестановка букв. Слог. Перенос слова. Мягкий знак. Гласные после шипящих. Сочетания чк, чн, нщ, щн. Ударение. Безударная гласная в корне. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. Парные звонкие и глухие согласные. Большая буква в имени собственном. Разделительный мягкий знак. Двойные согласные в слове. Знаки препинания в конце предложения. Разбор предложения. Состав слова. Правописание непроизносимых согласных. Гласные и согласные в приставках. Правописание приставки со словом. - Правописание орфограмм.pptx

Орфограммы русского языка

Слайдов: 22 Слов: 1474 Звуков: 0 Эффектов: 87

Работа над ошибками. Цели и задачи. Найдите и исправьте ошибки, подберите проверочные слова. Сгруппируйте слова по орфограммам. В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово. Найдите в третьем абзаце предложение. Проверочное слово. Ь после шипящих. «Н» и «НН» в суффиксах прилагательных и причастий. Добавочное действие. И-Ы после Ц. Правописание непроизносимой согласной. Правописание окончаний прилагательных и причастий. НЕ с разными частями речи. Распахнув - деепричастие. Стиль текста. - Орфограммы русского языка.ppt

«Орфограммы русского языка» 2 класс

Слайдов: 20 Слов: 318 Звуков: 1 Эффектов: 119

Русский язык. План урока. Словарная работа. Язык-враг: прежде ума говорит. Повторение изученных орфограмм. Выписано 5 слов, ошибок нет. Новая орфограмма. Разгадай ребус. Разгадай анаграмму. Отгадай слово. Собери слова. Прочитай и запомни. Исправь ошибки. Щука почуяла на дне добычу. Запомни. - «Орфограммы русского языка» 2 класс.ppt

Орфографическая зоркость

Слайдов: 19 Слов: 466 Звуков: 0 Эффектов: 1

Вечная проблема орфографической зоркости. Замочек? Замочик? Программы начальной школы. Развивающая система Л. В. Занкова. Обновленная традиционная программа «Начальная школа 21 века» под. ред. Н. Ф. Виноградовой. УМК «Гармония». Орфографическая зоркость формируется. Причины падения орфографической зоркости. Понижение уровня чтения. Снижение читательского интереса. Плохое методическое оснащение. Понижение уровня познавательного интереса учащихся. Разные подходы в преподавании русского языка. Старые традиции – морфологический принцип пренеприятный пр? неприятный. Новые традиции – фонемный принцип пренеприятный пр? н? пр? ятный. - Орфографическая зоркость.ppt

Развитие орфографической зоркости

Слайдов: 30 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие орфографической зоркости у младших школьников. Как развить орфографическую зоркость? И как добиться грамотного письма у детей? Причины орфографической безграмотности. Приемы по развитию орфографической зоркости Направлены на формирование орфографически грамотного письма. Упражнения на развитие орфографической зоркости. Найди правильный образ буквы. Упражнение «Корректор». Жадная Жаба Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу: Надо бы нам крышу покрасить. Покрасить можно,- говорит осторожный Уж.- Только какой краской? - Развитие орфографической зоркости.pps

Формирование орфографической зоркости

Слайдов: 11 Слов: 508 Звуков: 0 Эффектов: 66

Средства выработки орфографической зоркости. Познакомить учащихся с понятием орфограммы. Систематизация знаний о русском языке как науке. Методы обучения. Как увидеть орфограмму. Поэтапная отработка орфографических навыков. Приемы выработки орфографической зоркости. Письменные формы. Справочная тетрадь. Алгоритмы. Этимологический словарик. - Формирование орфографической зоркости.ppt

Тренажёр по орфографии

Слайдов: 29 Слов: 349 Звуков: 0 Эффектов: 52

Берегите наш язык. Выбирай и повторяй. Бабочки. Хлеб. Кликни мышкой по слову. Праздник. Найди место. Маг русского языка. Облако. Живая вода. Съезд. Буквенный дождик. Книга. Портфель. Самолёт. Какую букву вставишь. Попади в цель. Шляпа. Читает. Пусть добрым будет ум у вас. - Тренажёр по орфографии.ppt

Перенос слов

Слайдов: 17 Слов: 474 Звуков: 0 Эффектов: 145

Перенос слов. Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить! Ч и с т о п и с а н и е. Что вы знаете о гласных звуках? Напишите буквы в заданной последовательности: Е- два. Перенос. У- кол. О- пять. Ед- ва. Одну букву оторвёшь Ты нарушишь правило. Скучно букве будет одной, Как и тебе, если ты без друзей. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Проверь себя. Шёл ёж. Глядь – зверь, не зверь. -Ты кто? Паук. Па-ук? Кыш! Как так – кыш? А вот так – кыш, и всё тут. Ёж смел. Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль? Па- ук. Слова из одного слога не переносятся. Мы изуч-аем перенос. - Перенос слов.ppt

Правила переноса

Слайдов: 11 Слов: 162 Звуков: 0 Эффектов: 44

Тема «Перенос слова» 2 класс. Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенёс. Едва – е-два. Укол – у-кол. Опять – о-пять Теперь, наверно, будет пять. Нельзя отделять одну букву от слова. Составь слова из слогов. Пружина ландыши ежата смородина. Слова переносятся по слогам. У-лица Ошиб –ка Па-льто За –йка Коробо-к З-дание. Ули – ца Ошиб – ка Паль-то Зай –ка Ко-ро -бок. Букву й не отделяй от гласного. Правила переноса слов. Переноси слова по слогам Одну букву нельзя отделять от слова. Букву й не отрывай от гласного. Слова, состоящие из одного слога не переносятся. - Правила переноса.ppt

Слоги и перенос слов

Слайдов: 13 Слов: 82 Звуков: 0 Эффектов: 24

Перенос слова. Проверка. Утюг, чашки, нитки, иголочка, кошка. Вот так незнайка перенес слова. Найди ошибку. У-лица Ошиб-ка Па-льто За-йка Коробо-к З-дание. Ули-ца Ошиб-ка Паль-то Зай-ка Ко-ро-бок Зда-ние. Составь слово из слогов. Пружина Ландыши Ежата Смородина. - Слоги и перенос слов.ppt

Деление слов на слоги

Слайдов: 35 Слов: 815 Звуков: 0 Эффектов: 625

Деление слов на слоги и для переноса. Чиполлино. Незнайка. Емеля. Мальвина. Буратино. Бу-ра-ти-но. Маль-вина. Мальви-на. Маль-ви-на. Лино. Чи-поллино. Чипол-лино. Чи-пол-ли-но. Чиполли-но. Не-знайка. Незнай-ка. Не-знай-ка. Еме-ля. - Деление слов на слоги.ppt

Русский перенос слова

Слайдов: 11 Слов: 1119 Звуков: 0 Эффектов: 3

Перенос слова. Самоопределение к деятельности. Актуализация опорных знаний и мотивация. Герой сказочной повести. Открытие нового знания. Правила переноса слов. Помни правило. Проверь себя. Правила переноса. Работа в тетради. Моделирование в системе УУД. - Русский перенос слова.ppt

Правила переноса слов

Слайдов: 46 Слов: 780 Звуков: 15 Эффектов: 191

Перенос слов с двойными согласными. Урок русского языка 2 класс. I.Ориентировочно- мотивационный этап. 1.Проверка домашних заданий. 2.Выравнивание знаний. 3.Постановка учебной задачи самооценка. II.Операционно- исполнительский этап-. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Ум и сердце в работу вложи И каждой секундой в труде дорожи! Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Посмотри скорей дружок А ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки. Дбр тр! Доброе утро! “Грамоте учиться- всегда пригодится”. Урок русского языка. Минутка чистописания. - Правила переноса слов.ppt

Перенос слов в русском языке

Слайдов: 14 Слов: 594 Звуков: 0 Эффектов: 0

Перенос слов. Планируемые результаты. Универсальные учебные действия. Этапы урока. Психологический настрой. Каллиграфическая минутка. Актуализация знаний. Усвоение материала. Осмысление учебной информации. Волшебник. Закрепление учебного материала. Цветовое решение. Фишки. Как переносятся слова. - Перенос слов в русском языке.ppt

«Перенос слов» 1 класс

Слайдов: 15 Слов: 359 Звуков: 0 Эффектов: 20

Правила переноса слов. Минутка чистописания. Суббота. Как переносятся слова. Выделены гласные буквы. Выделены двойные согласные. Выделены Ъ,Ь,Й. Знак переноса. Слова переносятся только по слогам. Алгоритм деления слов для переноса. - «Перенос слов» 1 класс.ppt

1 класс «Правила переноса слов»

Слайдов: 26 Слов: 777 Звуков: 0 Эффектов: 107

Правила переноса слов. Формирование регулятивных универсальных действий. Формировать новые способы действий. Технологическая карта. Планируемый результат. Этапы урока. Мотивация учебной деятельности. Проверим готовность. Повторение изученного материала. Чистописание. Выявление места и причины затруднения. Учитель пишет на доске слова. Пальчиковая гимнастика. Открытие «нового» знания. Работа в группах. Группа. Обед. Сон. Реализация построенного проекта. Составьте алгоритм. Первичное закрепление нового способа действия. Осень. Осознание учащимися своей учебной деятельности. - 1 класс «Правила переноса слов».pptx

Перенос слов 2 класс

Слайдов: 7 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 16

Русский язык. 2 класс. Перенос слов. Научиться правильно переносить слова по слогам. Орфографическая минутка. *Реши орфографическую задачу. *Найдите лишнее слово. Работа над новым материалом. Как нужно переносить слова? Слова переносятся с одной строки на другую по слогам: уче-ник, иг-раю. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку. Закрепление материала. Взаимопроверка. - Перенос слов 2 класс.ppt

«Правила переноса слов» 2 класс

Слайдов: 18 Слов: 414 Звуков: 1 Эффектов: 38

Урок русского языка во 2 классе (программа Л.В.Занкова). 28 сентября. Классная работа. Й ж у т ы р е. В час по чайной ложке. Согласный, звонкий, всегда мягкий. Вывод: букву й нельзя отделять от стоящей впереди буквы. Для разминки из-за парт Поднимаемся. Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. Да прилежно, не лениться. Больше всего мне понравилось… Самым полезным для меня было… - «Правила переноса слов» 2 класс.ppt

Перенос слов с удвоенными согласными

Слайдов: 37 Слов: 405 Звуков: 0 Эффектов: 7

Как проверить написание слов с удвоенной согласной. Эти слова нельзя проверить, их написание надо запомнить. Чистописание. Восстанови слова. Проверяем. Кроссворд. Перенос слов с удвоенными согласными. Правила переноса. Раздели для переноса. Металл. Правило переноса слов с двойными согласными. Происхождение слов. Ударение. Найди 9 слов с удвоенными согласными. Спишите, вставляя согласные. Как правильно переносить слова с двойными согласными. Перенос слов с двойными согласными. -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по русскому языку Орфография. Типы орфограмм. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Мало- Андосовской ООШ Бузанова Татьяна Владимировна

Исправь ошибки! Трафка зилинеет, Солнышка блистит. Ласточька свисною Фсени кнам литит.

Проверь себя! Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.

Д о м – д о ма Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы проверяемая гласная в нём стала ударной.

Запомни! Орфография – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Орфограмма – написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Как обозначить орфограмму графически? Указать часть речи. Выделить часть слова, в которой есть орфограмма. Подчеркнуть одной чертой ту букву, которую следует проверить. Подчеркнуть двумя чертами ту букву, которой определяется ее выбор.

Графическое обозначение орфограммы. Ходить (гл.) - ход. Отъезд (сущ.) Пиш (гл. II спр., 2-е л.) ешь

Прочитайте опорный материал:

Офограммы-буквы гласные согласные Безударное положение (беда – беды) После шипящих и ц (щука, час, шил, цирк) Конец слова (пруд – пруды) 2. Перед другими согласными. (резкий – резок, местный - место Расскажите об орфограммах-буквах, используя опорную таблицу.

Подчеркните орфограммы в словах Ветерок, тяжёлый, удивительный, пробежали, сестра, березка, звездный, редкий, росистый, шить, грустный, жизнь, частый.

Объяснительный диктант. Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне возле опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем погромыхивали созревшие семена. Обозначьте орфограммы в выделенных словах.

Домашнее задание Упражнения 418, 419.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для повторения орфографии на уроках русского языка в схемах

Данное пособие из опыта работы позволяет в нетрадиционной форме повторить и обобщить основные сведения по русскому правописанию....

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса: представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Все приставки по написанию делятся на три группы Не зависят от произношения, не меняются Зависят от значения приставок Зависят от последующей согласной

Неизменяющиеся приставки Об- Пред- В- От- Пере- Над- Под- До- О- По- На- За- Эту группу приставок надо просто заучить. Они всегда одинаковы. С-

«Ошибкоопасная» приставка с- Запомните: это неизменяемая приставка. Пусть никто никогда не забудет: З приставкой не была и не будет! Сгиб, сделать, сбросить, сбегать

В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ,ЗДРАВСТ- ВУЙТЕ, ЗГИ нет приставки: буква З в словах является частью корня.

Приставки на з-с воз(вос), вз(вс), через (черес), чрез(чрес) без(бес), из(ис),низ(нис),раз(рас) Определите, перед какой согласной буквой приставка Перед глухим Перед глухой Перед звонкой Вывод: пишу С Вывод: пишу З

Все, какие только бывают, глухие согласные есть в предложении: Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц? Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: О й, м ы ж е н е з а б ы л и о др у г е В о в е! безграмотный бесшумный

З или С? бе…конечный ра…чёт ра...морозить ра…торгнуть ра...бить ра..тянуть во...высить бе..вкусный бе...страшный бе...шумный ра…сыпал и…жарить чре…мерный чере…чур

Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный» Диван мягкий, с покатой спинкой. Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.

Из предложений выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. На уроках географии меня так и тянуло уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты… Почему я такой, что сам себя не могу понять?

Написание приставки При- и ПРЕ- зависит от лексического значения: ПРИ- 1) Близость, нахождение рядом с чем-то: прибрежный, пришкольный. 2) Приближение: пpиexamь, прибыть. 3) Неполнота действия: привстать, присесть. 4) Присоединение: приклеить, прибить. 5) Действия, совершаемые в своих интересах: припасти. ПРЕ- : 1) =очень: предлинный 2) =пере: преградить

Обрати внимание на омофоны! Пре бывать в городе (быть, находиться) – при бывать в город(приближаться) Пре творить мечту (воплотить) – при творить дверь(закрыть) Пре ступить закон (нарушить) – при ступить(начать) к работе Пре ходящий (временный) – при ходящий (тот, кто приходит) Пре емник(продолжатель)- при ёмник (радио) Пре зирать трусов(относиться без уважения)- при зреть сироту (проявить заботу) Пре клониться перед талантом- при клониться к земле (приблизиться к чему-нибудь)

Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ и ПРИ, поэтому правописание таких слов надо запомнить ПРИ: приключение, присяга, прибор, притязание, причина,пример,привет, прилежный, природа, привилегия (= исключительное право), приоритет (= первенство), примитивный (= простой), примадонна (= актриса на первых ролях), привередливый (= человек с большими прихотями), принуждение, причудливый, беспристрастный, неприступный (= на приступ не возьмешь).

ПРЕ: препятствие, беспрепятственный, президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать, презентовать, престиж, предание, камень преткновения (= помеха), преодолевать, превращение, пререкаться, превосходство, пренеприятный, прекратил, пренебрегал, беспрестанный, преследование, беспрерывный, беспрекословно, претерпевать.

Пр..бивать, пр..ближаться, пр..байкальский, пр..бежище, пр..бавлять, пр..брежный, пр..вивать, пр..валиться, пр..вязать, пр..вокзальный, пр..тормозить, пр..двинуться, пр..землиться, пр..жечь, пр..клеить, пр..умолкнуть, пр..ютить, пр..твориться, пр..милый, пр..злющий, пр..неприятный, пр..рвать, пр..града, пр..пятствие, пр..сечь, пр..скучный, пр..восходство.

Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ- , если используется в значении присоединения к чему- либо» Он шёл прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча. В руке он держал верёвку, к которой была привязана серая тряпка.

В каком слове правописание приставки определяется её значением – « неполнота действия» приделать прирасти приладить присесть


Русская орфография Орфография русского языка совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка. Орфография русского языка совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка.русского языкарусского языка В качестве алфавита используется русский алфавит, основанный на кириллице. В качестве алфавита используется русский алфавит, основанный на кириллице.русский алфавиткириллицерусский алфавиткириллице


История графики и орфографии 1919 г. в Московское лингвистическое общество – письмо из научного отдела Народного комиссариата просвещения: 1919 г. в Московское лингвистическое общество – письмо из научного отдела Народного комиссариата просвещения: «В центральных учреждениях РСФСР возникла мысль о желательности введения латинского шрифта для всех народностей, населяющих территорию республики». «В центральных учреждениях РСФСР возникла мысль о желательности введения латинского шрифта для всех народностей, населяющих территорию республики». В России – новый календарный стиль; В России – новый календарный стиль; – новая метрическая система мер и весов. – новая метрическая система мер и весов.




История графики и орфографии 862 г. К византийскому императору Михаилу – посольство от князя Великой Моравии Ростислава. 862 г. К византийскому императору Михаилу – посольство от князя Великой Моравии Ростислава. Просьба: прислать миссионеров, способных толковать христианство на родном для славян языке (раньше – латиница). Просьба: прислать миссионеров, способных толковать христианство на родном для славян языке (раньше – латиница).


История графики и орфографии Отправили греков – ученого мужа Константина Философа и его брата Мефодия. Родом из Солуни (Солоники). Отправили греков – ученого мужа Константина Философа и его брата Мефодия. Родом из Солуни (Солоники). 863г. Константин создает первую азбуку. 863г. Константин создает первую азбуку. Первый перевод – Евангелие (старославянский язык). Первый перевод – Евангелие (старославянский язык). Х век – письменность приходит на Русь (988г. – крещение Руси). Церковнославянский язык (С.-с., приближенный к русскому). Х век – письменность приходит на Русь (988г. – крещение Руси). Церковнославянский язык (С.-с., приближенный к русскому).


История графики и орфографии Две графических системы: Две графических системы:кириллица;глаголица. Глаголица (863г.) – самобытна, лучше отражает фонетику С.-с. языка. Кириллица (гг.) – приближена к латинице. На основе греческого торжественного унициарного письма и еврейского письма (отражающего Ж, Ц, Ч, Ш, Щ) (латиница – на основе западногреческого).






Черноризец Хабр «О письменах» (нач. X в.) О глаголице: «Тем же славянским письменам более святости и чести, что святой муж сотворил их, а греческие эллины поганые. Если же кто скажет, что не устроил их добро, потому что доделывают их еще, в ответ скажем этим: и греческие также многажды доделывали»




Кириллица Новые символы (для передачи древнеболг.): Новые символы (для передачи древнеболг.): «Ж», «Ш», «Ъ», «Ь», « Ѧ », « Ѫ » и др. Дублеты: Дублеты: « »(омега, отъ) и «О» (онъ) «I»(иже) и «Н»(ижеи) только в заимств. словах: «Ө»(фита) и «φ»(ферт) Священный текст!


Надстрочные знаки Придыхания Придыхания Ударения Ударения Сокращения слов с титлами и выносными буквами Сокращения слов с титлами и выносными буквамиНапример: Буква со знаком титла и точками по бокам – в цифровом значении (А – 1, В – 2, Л – 30, - (А – 1, В – 2, Л – 30, и т.д.).


XIV в. Константин Костнеческий Тырновская школа: весь мир – книга, написанная Высшим Творцом. Тырновская школа: весь мир – книга, написанная Высшим Творцом. Утрата букв – как смерть людей. Утрата букв – как смерть людей. Слова из греческого языка – с греческими буквами: Ксения – Ѯ (кси), псалом – Ѱ (пси), Фома – Ѳ (фита). Слова из греческого языка – с греческими буквами: Ксения – Ѯ (кси), псалом – Ѱ (пси), Фома – Ѳ (фита). «Псалом пиши псями, а не покоем. Пса пиши не псями, но покоем». «Псалом пиши псями, а не покоем. Пса пиши не псями, но покоем».


Реформы графики Начало XVII в. – критика кириллицы: «лишние» буквы! Начало XVII в. – критика кириллицы: «лишние» буквы! Мелетий Смотрицкий (): Мелетий Смотрицкий (): Ϛ (зело) – цифра «6». Ϛ (зело) – цифра «6». Ѫ – только традиция. Ѫ – только традиция.


1710г. Петр I «Сими литеры печатать историческия и мануфактурныя книги. А которыя почернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять». «Сими литеры печатать историческия и мануфактурныя книги. А которыя почернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять». Ҙ (земля)Ι (и-десятеричное) Ҙ (земля)Ι (и-десятеричное) (омега)φ (ферт)ОҮ (оукъ) (омега)φ (ферт)ОҮ (оукъ) ϒ (ижица) Ѯ (кси) Ѱ (пси) ϒ (ижица) Ѯ (кси) Ѱ (пси) + надстрочные знаки + надстрочные знаки










Реформирование орфографии Сер. XVII в. Василий Евдокимович Адодуров Василий Евдокимович Адодуров Василий Кириллович Тредиаковский Василий Кириллович Тредиаковский 1. Принцип: одна буква – один звук (фонетический принцип орфографии). 2. Не передавать греческие буквы в заимствованных словах: тема, математика.


Реформирование орфографии В.Е. Адодуров: попытка не использовать Ь и Ъ, но В.Е. Адодуров: попытка не использовать Ь и Ъ, но Ь оставил для передачи «отончения» согласных, а Ъ – для разделения, Ь оставил для передачи «отончения» согласных, а Ъ – для разделения, Раз уж Ъ остался, то сохранили и в конце слова – «так привычнее». Раз уж Ъ остался, то сохранили и в конце слова – «так привычнее». Надстрочные знаки – осталось только ударение (зАмок – замОк). Надстрочные знаки – осталось только ударение (зАмок – замОк).


Реформирование орфографии: М.В. Ломоносов Орфография должна Орфография должна 1) служить «к удобному чтению»; 2) не отходить «от главных российских диалектов»; 3) не отклоняться «от чистого выговору»; 4) не закрывать «следы произвождения и сложения речений» (ср.: В.К. Тредиаковский: «Что мне нужды, что произведения корень виден не будет?»).


Реформирование орфографии: М.В. Ломоносов Забота об удобстве чтения: сохранить букву Ѣ : Забота об удобстве чтения: сохранить букву Ѣ : ЛЕЧУ (от лет Ѣ ть) и Л Ѣ ЧУ (от л Ѣ чить) ЛЕЧУ (от лет Ѣ ть) и Л Ѣ ЧУ (от л Ѣ чить) Написание должно выполнять дифференцирующую роль!!!




1904 г. Орфографическая комиссия при Академии наук Председатель – Ф.Ф. Фортунатов Председатель – Ф.Ф. Фортунатов Орфография должна строиться на одном принципе. Орфография должна строиться на одном принципе. Графику необходимо упростить. Графику необходимо упростить. Предложения: Предложения: Исключить «И» или «I», Исключить « Ѣ »


1918 г. Декрет о реформе русского правописания Исключены « Ѣ », « Ѳ », «Ι». Исключены « Ѣ », « Ѳ », «Ι». Отменено написание Ъ на конце слова после твердых согласных. Отменено написание Ъ на конце слова после твердых согласных. Изменилось правило написания приставок на з/с. Изменилось правило написания приставок на з/с. в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания -аго, -яго заменялось на-ого, -его (новаго нового, ранняго раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія на -ые, -ие (новыя (книги) новые); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания -аго, -яго заменялось на-ого, -его (новаго нового, ранняго раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія на -ые, -ие (новыя (книги) новые); словоформы женского рода множественного числа он ѣ, одн ѣ, одн ѣ хъ, одн ѣ мъ, одн ѣ ми заменялись на они, одни, одних, одним, одними; словоформы женского рода множественного числа он ѣ, одн ѣ, одн ѣ хъ, одн ѣ мъ, одн ѣ ми заменялись на они, одни, одних, одним, одними; словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) на её (неё). словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) на её (неё). Реформа ничего не говорила о Ѵ (ижице); на практике - исчезла из алфавита. Реформа ничего не говорила о Ѵ (ижице); на практике - исчезла из алфавита. Апостроф:в ̓ езд




1956 г. «Правила русской орфографии и пунктуации» Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыцно Перцы, канатоходцы, ОГУРЦЫ Перцы, канатоходцы, ОГУРЦЫ Спор: ОГУРЦИ?! Спор: ОГУРЦИ?! Ножи – ножей, кони – коней, Ножи – ножей, кони – коней, огурци – огурцей?! огурци – огурцей?!


В 1956 году немногие изменения: панцирь, цирюльник, цинга, циновка с буквой и вместо ы; панцирь, цирюльник, цинга, циновка с буквой и вместо ы; по-видимому, по-прежнему, по-пустому - через дефис вместо слитного написания, а вовремя - наоборот, слитно. по-видимому, по-прежнему, по-пустому - через дефис вместо слитного написания, а вовремя - наоборот, слитно. В титрах фильма "Сибирскiй цИрюльникЪ": В титрах фильма "Сибирскiй цИрюльникЪ": дореволюционное написание этих слов – с буквой ы после ц. дореволюционное написание этих слов – с буквой ы после ц.






Современные попытки реформирования Новый "Свод правил русского правописания. Орфография и пунктуация" в основном опирается на утвержденные еще в 1956 году "Правила русской орфографии и пунктуации". Изменения касаются двух разделов: Новый "Свод правил русского правописания. Орфография и пунктуация" в основном опирается на утвержденные еще в 1956 году "Правила русской орфографии и пунктуации". Изменения касаются двух разделов: 1) слитных, раздельных и дефисных написаний; 1) слитных, раздельных и дефисных написаний; 2) употребления прописных и строчных букв; устраняются некоторые исключения. 2) употребления прописных и строчных букв; устраняются некоторые исключения.


Устранение исключений Писать с буквой у слова: брошюра, парашют и производные парашютик, парашютный, парашютист и т.д. Писать с буквой у слова: брошюра, парашют и производные парашютик, парашютный, парашютист и т.д. Подчинить написание прилагательного розыскной (единственного в настоящее время исключения) общему правилу: в приставках раз-(рос-) без ударения пишется буква а, под ударением - буква о. Подчинить написание прилагательного розыскной (единственного в настоящее время исключения) общему правилу: в приставках раз-(рос-) без ударения пишется буква а, под ударением - буква о. Расширить употребление разделительного ъ в сложносокращенных словах типа Минюст, иняз, детясли, госязык, партячейка, спецеда. Писать предлагается Минъюст, спецъеда, госъязык и т.д. Расширить употребление разделительного ъ в сложносокращенных словах типа Минюст, иняз, детясли, госязык, партячейка, спецеда. Писать предлагается Минъюст, спецъеда, госъязык и т.д.


Унификация написания Унифицировать написание причастий и прилагательных от бесприставочных глаголов: в словах типа груженый, крашеный, жареный, стриженый, раненый предлагается писать всегда одно н (независимо от наличия или отсутствия при них синтаксически подчиненных слов). Унифицировать написание причастий и прилагательных от бесприставочных глаголов: в словах типа груженый, крашеный, жареный, стриженый, раненый предлагается писать всегда одно н (независимо от наличия или отсутствия при них синтаксически подчиненных слов).


Слитное и дефисное написание Слитное/дефисное написание сложных прилагательных – формально- грамматический критерий: если в первой части слова есть суффикс имени прилагательного (-н-, -ов-, -ск-), писать через дефис. Слитное/дефисное написание сложных прилагательных – формально- грамматический критерий: если в первой части слова есть суффикс имени прилагательного (-н-, -ов-, -ск-), писать через дефис. Писать всегда через дефис сложные прилагательные с первыми частями северно-, южно-, восточно-, западно-, центрально-. Писать всегда через дефис сложные прилагательные с первыми частями северно-, южно-, восточно-, западно-, центрально-. Расширить область применения дефиса в сочетаниях с приложением: писать через дефис сочетания не только с однословным последующим приложением (мать-старуха, садовод-любитель, Маша-резвушка), но и сочетания с предшествующим приложением (старик-отец, красавица- дочка, проказница-мартышка, матушка-Русь, красавица-Волга, резвушка-Маша). Расширить область применения дефиса в сочетаниях с приложением: писать через дефис сочетания не только с однословным последующим приложением (мать-старуха, садовод-любитель, Маша-резвушка), но и сочетания с предшествующим приложением (старик-отец, красавица- дочка, проказница-мартышка, матушка-Русь, красавица-Волга, резвушка-Маша). Во всех случаях (без исключений) писать через дефис сложные существительные с первой частью пол-, например: пол-лимона, пол- яблока, пол-Москвы, пол-дома, пол-двенадцатого и т.д. Во всех случаях (без исключений) писать через дефис сложные существительные с первой частью пол-, например: пол-лимона, пол- яблока, пол-Москвы, пол-дома, пол-двенадцатого и т.д.


Строчные и прописные буквы Писать с прописной буквы только первое слово (а также входящие в состав имена собственные) в официальных названиях органов власти, учреждений, обществ, научных, учебных и зрелищных заведений, политических партий и т.д.: Государственная дума, Военно-морской флот, Российская академия наук и т.д. Писать с прописной буквы только первое слово (а также входящие в состав имена собственные) в официальных названиях органов власти, учреждений, обществ, научных, учебных и зрелищных заведений, политических партий и т.д.: Государственная дума, Военно-морской флот, Российская академия наук и т.д. Писать со строчной буквы названия должностей и титулов, а прописную букву использовать при именовании высших государственных должностей и титулов только в текстах официальных документов. Писать со строчной буквы названия должностей и титулов, а прописную букву использовать при именовании высших государственных должностей и титулов только в текстах официальных документов. Предлагается писать прописными буквами любые звуковые аббревиатуры: ГЭС, ЖЭК, ВУЗ, СМИ, УЗИ и т.д. Предлагается писать прописными буквами любые звуковые аббревиатуры: ГЭС, ЖЭК, ВУЗ, СМИ, УЗИ и т.д. Писать с прописной буквы названия, связанные с религией и народными праздниками: Бог, Господь, Богородица, Пасха, Рождество, Библия, Коран, Евангелие и др.; Святки, Масленица и др. Писать с прописной буквы названия, связанные с религией и народными праздниками: Бог, Господь, Богородица, Пасха, Рождество, Библия, Коран, Евангелие и др.; Святки, Масленица и др.

Похожие статьи