Могут ли машины мыслить? Может ли компьютер обладать сознанием Тьюринг могут ли машины мыслить

Алан Тьюринг предложил эксперимент, который позволил бы проверить наличие сознания у компьютера, а Джон Сёрль предложил мысленный эксперимент, который должен опровергать эксперимент Тьюринга. Разбираемся в обоих аргументах и заодно пытаемся понять, что такое сознание.

Тест Тьюринга

В 1950 году в работе «Вычислительные машины и разум» британский математик Алан Тьюринг предложил свой знаменитый тест, позволяющий, по его мнению, определить, способна ли та или иная вычислительная машина мыслить. Тест, по сути дела, копировал распространённую тогда в Британии игру в имитацию. В ней участвовали три человека: ведущий и мужчина с женщиной. Ведущий сидел за ширмой и мог общаться с двумя другими игроками только с помощью записок. Его задача состояла в том, чтобы угадать, какого пола каждый из его собеседников. При этом они вовсе не обязаны были отвечать правдиво на его вопросы.

Тот же самый принцип Тьюринг использовал и в тесте на наличие интеллекта у машины. Только ведущий в нём должен угадать не пол собеседника, а является ли он машиной или человеком. Если машина сможет достаточно успешно имитировать поведение человека и запутывать ведущего, то она пройдёт тест и, предположительно, докажет, что у неё есть сознание и что она мыслит.

Молодой Алан Тьюринг (фотография на паспорт).
Источник: Wikimedia.org

Китайская комната

В 1980 году философ Джон Сёрль предложил мысленный эксперимент, который мог бы опровергнуть позицию Тьюринга.

Представим себе следующую ситуацию. Человек, который не говорит и не читает на китайском языке, попадает в комнату. В этой комнате есть таблички с китайскими символами, а также книга на том языке, на котором разговаривает этот человек. В книге описано, что делать с символами, если в комнату попадут другие символы. Вне комнаты находится независимый наблюдатель, который говорит по-китайски. Его задача состоит в том, чтобы разговаривать с человеком из комнаты, например посредством записок, и выяснить, понимает ли его собеседник китайский язык.

Цель эксперимента Сёрля – продемонстрировать, что даже если наблюдатель поверит, что его собеседник умеет говорить по-китайски, человек в комнате всё равно не будет знать китайский язык. Он не будет понимать символов, которыми оперирует. Точно так же и «машина Тьюринга», которая смогла бы пройти одноимённый тест, не понимала бы символов, которые она использует, и, соответственно, не обладала бы сознанием.

По мнению Сёрля, даже если бы подобная машина смогла ходить, разговаривать, оперировать предметами и изображать из себя полноценного мыслящего человека, она всё равно не обладала бы сознанием, поскольку она только исполняла бы заложенную в неё программу, отвечая заданными реакциями на заданные сигналы.

Философский зомби

Однако представим себе следующую ситуацию, предложенную Дэвидом Чалмерсом в 1996 году. Представим себе так называемого «философского зомби» - некоторое существо, которое по всем признакам похоже на человека. Оно выглядит как человек, разговаривает как человек, реагирует на сигналы и раздражители как человек и вообще во всех возможных ситуациях ведёт себя как человек. Но при этом у него отсутствует сознание, и оно не испытывает никаких чувств. Оно реагирует на то, что причинило бы человеку боль или удовольствие, как если бы оно было человеком, который испытывает эти ощущения. Но при этом оно не переживает их на самом деле, а только имитирует реакцию.

Возможно ли такое существо? Как нам отличить его от реального человека, который испытывает чувства? Что вообще отличает философского зомби от людей? Может ли быть так, что они среди нас? А может быть, все, кроме нас, - философские зомби?

Дело в том, что нам в любом случае недоступен внутренний субъективный опыт других людей. Нам недоступно никакое сознание, кроме нашего собственного. Мы изначально только предполагаем, что у других людей оно есть, что они похожи на нас, потому что у нас в общем-то нет особых поводов в этом сомневаться, ведь другие ведут себя так же, как и мы.

Может ли машина мыслить?

Не совсем ясно, как компьютер может делать что-либо, чего "нет в программе"? Разве можно скомандовать кому бы то ни было рассуждать, догадываться, делать выводы?

Противники тезиса о "мыслящих машинах" обычно считают достаточным сослаться на общеизвестный факт: компьютер в любом случае делает лишь то, что задано в его программе, - и, следовательно, никогда не сможет "думать", так как "мысли по программе" уже нельзя считать "мыслями".

Это и верно, и неверно. Строго говоря, действительно: если компьютер делает не то, что в данный момент предписывается ему программой, то его следует считать испортившимся.

Однако то, что представляется "программой" человеку, и то, что является программой для компьютера, - вещи очень разные. Ни один компьютер не сможет выполнить "программу" похода в магазин за продуктами, которую вы вкладываете в голову десятилетнего сына, - даже если эта "программа" включает только совершенно однозначные инструкции.

Разница заключается в том, что компьютерные программы состоят из огромного количества гораздо более мелких, частных команд. Из десятков и сотен таких микрокоманд складывается один шаг, из тысяч и даже миллионов - вся программа похода за продуктами в том виде, в каком ее смог бы выполнить компьютер.

Сколь бы смешным ни казалось нам такое мелочное регламентирование, для компьютера этот способ является единственно применимым. И самое удивительное - что он дает компьютеру возможность быть гораздо более "непредсказуемым", чем принято обычно считать!

В самом деле: если бы вся программа состояла из одного приказа "сходить за продуктами", то компьютер по определению не смог бы сделать ничего другого - он упрямо шел бы в универсам, что бы ни происходило вокруг. Иными словами, хотя для понимания короткой программы обязателен "человеческий" интеллект, результат такой программы - выполняй ее компьютер, а не человек - был бы детерминирован весьма жестко.

Мы, однако, вынуждены давать компьютерам гораздо более подробные инструкции, определяя малейший их шаг. При этом нам приходится добавлять в программу и такие инструкции, которые впрямую не относятся к данной задаче. Так, в нашем примере роботу необходимо сообщить правила перехода улицы (и правило "если на тебя едет машина, отпрыгивай в сторону").

Эти инструкции обязательно должны включать в себя проверку некоторых условий для принятия решений, обращение за справками (о погоде, о местоположении магазинов) к тем или иным базам данных, сравнение важности различных обстоятельств и многое другое. В результате компьютер с такой программой получает гораздо больше "степеней свободы" - существует очень много мест, в которых он может отклониться от пути к конечной цели.

Разумеется, в подавляющем большинстве случаев эти отклонения будут нежелательными, и мы стараемся создать для работы компьютера такие условия, в которых риск "выскакивающего из-за угла автомобиля" был бы минимальным. Но жизнь есть жизнь, и все мыслимые сюрпризы предусмотреть невозможно. Вот почему компьютер способен удивить как неожиданно "разумной" реакцией на, казалось бы, непредсказуемые обстоятельства, так и невероятной "глупостью" даже в самых ординарных ситуациях (чаще, к сожалению, последнее).

Именно построение сложных программ на основе детального анализа мельчайших шагов, из которых складывается процесс мышления у человека, и составляет современный подход к созданию "думающих машин" (во всяком случае, один из подходов). Конечно, сложность - это далеко не все. И все же из ученых, занимающихся этой проблемой, мало кто сомневается в том, что "умные" программы XXI века будут отличаться от современных прежде всего неизмеримо большей сложностью и количеством элементарных инструкций.

Многие современные системы обработки информации уже настолько сложны, что некоторые особенности их поведения просто невозможно вывести из самих программ - их приходится в буквальном смысле слова исследовать, ставя эксперименты и проверяя гипотезы. И наоборот - многие черты разумной деятельности человека, которые на первый взгляд кажутся едва ли не "озарениями свыше", уже достаточно хорошо моделируются сложными программами, состоящими из множества простых шагов.

Я собираюсь рассмотреть вопрос: могут ли машины мыслить. Но для этого нужно сначала определить смысл терминов «машина» и «мыслить». Можно было бы построить эти определения так, чтобы они по возможности лучше отражали обычное употребление этих слов, но такой подход таит в себе некоторую опасность. Дело в том, что, если мы будем выяснять значения слов «машина» и «мыслить», исследуя, как эти слова определяются обычно, нам трудно будет избежать того вывода, что значение этих слов и ответ на вопрос «могут ли машины мыслить?» следует искать путем статистического обследования наподобие анкетного опроса, проводимого институтом Гэллапа . Однако это нелепо. Вместо того чтобы пытаться дать такое определение, я заменю наш вопрос другим, который тесно с ним связан и выражается словами с относительно четким смыслом.

Эта новая форма может быть описана с помощью игры, которую мы назовем «игрой в имитацию». В этой игре участвуют три человека: мужчина (А), женщина (B) и кто-нибудь задающий вопросы (С), которым может быть лицо любого пола. Задающий вопросы отделен от двух других участников игры стенами комнаты, в которой он находится. Цель игры для задающего вопросы состоит в том, чтобы определить, кто из двух других участников игры является мужчиной (А), а кто – женщиной (B). Он знает их под обозначениями Х и У и в конце игры говорит либо: «X есть A и Y есть B», либо: «X есть B и Y есть A». Ему разрешается задавать вопросы такого, например, рода:

С: «Попрошу Х сообщить мне длину его (или ее) волос».

Допустим теперь, что в действительности X есть A. В таком случае A и должен давать ответ. Для A цель игры состоит в том, чтобы побудить C прийти к неверному заключению. Поэтому его ответ может быть, например, таким:

«Мои волосы коротко острижены, а самые длинные пряди имеют около девяти дюймов в длину».

Чтобы задающий вопросы не мог определить по голосу, кто из двух других участников игры мужчина, а кто – женщина, ответы на вопросы следовало бы давать в письменном виде, а еще лучше – на пишущей машинке. Идеальным случаем было бы телеграфное сообщение между двумя комнатами, где находятся участники игры. Если же этого сделать нельзя, то ответы и вопросы должен передавать какой-нибудь посредник. Цель игры для третьего игрока – женщины (В) – состоит в том, чтобы помочь задающему вопросы. Для нее, вероятно, лучшая стратегия – давать правдивые ответы. Она также может делать такие замечания, как «Женщина – я, не слушайте его!», но этим она ничего не достигнет, так как мужчина тоже может делать подобные замечания.

Поставим теперь вопрос: «Что произойдет, если в этой игре вместо A будет участвовать машина?» Будет ли в этом случае задающий вопросы ошибаться столь же часто, как и в игре, где участниками являются только люди? Эти вопросы и заменят наш первоначальный вопрос «могут ли машины мыслить?».

II. Критика новой постановки проблемы

Подобно тому как мы задаем вопрос: «В чем состоит ответ на проблему в ее новой форме?», можно спросить: «Заслуживает ли рассмотрения проблема в ее новой постановке?». Этот последний вопрос мы рассмотрим, не откладывая дела в долгий ящик, с тем чтобы в последующем уже не возвращаться к нему.

Новая постановка нашей проблемы имеет то преимущество, что позволяет провести четкое разграничение между физическими и умственными возможностями человека. Ни один инженер или химик не претендует на создание материала, который было бы невозможно отличить от человеческой кожи. Такое изобретение, быть может, когда-нибудь будет сделано. Но даже допустив возможность создания материала, не отличимого от человеческой кожи, мы все же чувствуем, что вряд ли имеет смысл стараться придать «мыслящей машине» большее сходство с человеком, одевая ее в такую искусственную плоть. Форма, которую мы придали проблеме, отражает это обстоятельство в условии, не позволяющем задающему вопросы соприкасаться с другими участниками игры, видеть их или слышать их голоса. Некоторые другие преимущества введенного критерия можно показать, если привести образчики возможных вопросов и ответов. Например:

С: Напишите, пожалуйста, сонет на тему о мосте через реку Форт .

А: Увольте меня от этого. Мне никогда не приходилось писать стихи.

С: Прибавьте 34 957 к 70 764.

А (молчит около 30 секунд, затем дает ответ): 105 621.

С: Вы играете в шахматы?

С: У меня только король на е8 и других фигур нет. У вас только король на е6 и ладья на h1. Как вы сыграете?

А (после 15 секунд молчания): Лh8. Мат.

Нам кажется, что метод вопросов и ответов пригоден для того, чтобы охватить почти любую область человеческой деятельности, какую мы захотим ввести в рассмотрение. Мы не желаем ни ставить в вину машине ее неспособность блистать на конкурсах красоты, ни винить человека в том, что он терпит поражение в состязании с самолетом, условия игры делают эти недостатки несущественными. Отвечающие, если найдут целесообразным, могут хвастать своим обаянием, силой или храбростью, сколько им вздумается, и задающий вопросы не может требовать практических тому доказательств.

Вероятно, нашу игру можно подвергнуть критике на том основании, что в ней преимущества в значительной степени находятся на стороне машины. Если бы человек попытался притвориться машиной, то, очевидно, вид у него был бы весьма жалкий. Он сразу выдал бы себя медлительностью и неточностью при подсчетах. Кроме того, разве машина не может выполнять нечто такое, что следовало бы характеризовать как мышление, но что было бы весьма далеко от того, что делает человек? Это возражение очень веское. Но в ответ на него мы, во всяком случае, можем сказать, что если можно все-таки осуществить такую машину, которая будет удовлетворительно играть в имитацию, то относительно этого возражения особенно беспокоиться не следует.

Можно было бы заметить, что при «игре в имитацию» не исключена возможность того, что простое подражание поведению человека не окажется для машины наилучшей стратегией. Такой случай возможен, но я не думаю, чтобы он привел нас к чему-нибудь существенно новому. Во всяком случае, никто не пытался исследовать теорию нашей игры в этом направлении, и мы будем считать, что наилучшая стратегия для машины состоит в том, чтобы давать ответы, которые в соответствующей обстановке дал бы человек.

III. Машины, привлекаемые к игре

Вопрос, поставленный в разделе I, не станет совершенно точным до тех пор, пока мы не укажем, что именно следует понимать под словом «машина». Разумеется, нам бы хотелось, чтобы в игре можно было применять любой вид инженерной техники. Мы склонны также допустить возможность, что инженер или группа инженеров могут построить машину, которая будет работать, но удовлетворительного описания работы которой они не смогут дать, поскольку метод, которым они пользовались, был в основном экспериментальным [методом проб и ошибок]. Наконец, мы хотели бы исключить из категории машин людей, рожденных обычным образом. Трудно построить определение так, чтобы оно удовлетворяло этим трем условиям. Можно, например, потребовать, чтобы все конструкторы машины были одного пола, в действительности, однако, этого недостаточно, так как, по-видимому, можно вырастить законченный индивидуум из одной-единственной клетки, взятой (например) из кожи человека. Сделать это было бы подвигом биологической техники, заслуживающим самой высокой похвалы, но мы не склонны рассматривать этот случай как «построение мыслящей машины».

Сказанное наводит нас на мысль отказаться от требования, согласно которому в игре следует допускать любой вид техники. Мы еще больше склоняемся к этой мысли в силу того обстоятельства, что наш интерес к «мыслящим машинам» возник благодаря машине особого рода, обычно называемой «электронной вычислительной машиной», или «цифровой вычислительной машиной». Поэтому мы разрешаем принимать участие в нашей игре только цифровым вычислительным машинам.

Альтов Генрих

Может ли машина мыслить

Генрих Альтов

Может ли машина мыслить?

Я собираюсь рассмотреть вопрос: "Может ли машина мыслить?" Но для этого нужно сначала определить смысл термина "мыслить"...

А. Тьюринг. Триггерная цепочка.

важды в неделю, по вечерам, гроссмейстер приходил в Институт кибернетики и играл с электронной машиной.

В просторном и безлюдном зале стоял невысокий столик с шахматной доской, часами и кнопочным пультом управления. Гроссмейстер садился в кресло, расставлял фигуры и нажимал кнопку "Пуск". На передней панели электронной машины загоралась подвижная мозаика индикаторных ламп. Объектив следящей системы нацеливался на шахматную доску. Потом на матовом табло вспыхивала короткая надпись. Машина делала свой первый ход.

Она была совсем небольшая, эта машина. Гроссмейстеру иногда казалось, что против него стоит самый обыкновенный холодильник. Но этот "холодильник" неизменно выигрывал. За полтора года гроссмейстеру с трудом удалось свести вничью только четыре партии.

Машина никогда не ошибалась. Над ней никогда не нависала угроза цейтнота. Гроссмейстер не раз пытался сбить машину, делая заведомо нелепый ход или жертвуя фигуру. В результате ему приходилось поспешно нажимать кнопку "Сдаюсь".

Гроссмейстер был инженером и экспериментировал с машиной для уточнения теории самоорганизующихся автоматов. Но временами его бесила абсолютная невозмутимость "холодильника". Даже в критические моменты игры машина не думала больше пяти-шести секунд. Спокойно поморгав разноцветными огнями индикаторных ламп, она записывала самый сильный из возможных ходов. Машина умела вносить поправки на стиль игры своего противника. Иногда она поднимала объектив и подолгу рассматривала человека. Гроссмейстер волновался и делал ошибки...

Днем в зал приходил молчаливый лаборант. Хмуро, не глядя на машину, он воспроизводил на шахматной доске партии, сыгранные в разное время выдающимися шахматистами. Объектив "холодильника" выдвигался до отказа и нависал над доской. На лаборанта машина не смотрела. Она бесстрастно регистрировала информацию.

Эксперимент, для которого создали шахматный автомат, приближался к концу. Было решено организовать публичный матч между человеком и машиной. Перед матчем гроссмейстер стал еще чаше появляться в институте. Гроссмейстер понимал, что проигрыш почти неизбежен. И все-таки он упорно искал слабые места в игре "холодильника". Машина же, словно догадываясь о предстоящем поединке, с каждым днем играла все сильнее и сильнее. Она молниеносно разгадывала самые хитроумные планы гроссмейстера. Она громила его фигуры внезапными и исключительными по силе атаками...

Незадолго до начала матча машину перевезли в шахматный клуб и установили на сцене. Гроссмейстер приехал в самую последнюю минуту. Он уже жалел, что дал согласие на матч. Было неприятно проигрывать "холодильнику" на глазах у всех.

Гроссмейстер вложил в игру весь свой талант и всю свою волю к победе. Он избрал начало, которое ему еще не приходилось играть с машиной, и игра сразу же обострилась.

На двенадцатом ходу гроссмейстер предложил машине слона за пешку. С жертвой слона связывалась тонкая, заранее подготовленная комбинация. Машина думала девять секунд - и отклонила жертву. С этого момента гроссмейстер знал, что неизбежно проиграет. Однако он продолжал игру - уверенно, дерзко, рискованно.

Никто из присутствовавших в зале еще не видел такой игры. Это было сверхискусство. Все знали, что машина постоянно выигрывает. Но на этот раз положение на доске менялось так быстро и так резко, что невозможно было сказать, кому достанется победа.

После двадцать девятого хода на табло машины вспыхнула надпись: "Ничья". Гроссмейстер изумленно посмотрел на "холодильник" и заставил себя нажать кнопку "Нет". Взметнулись, перестраивая световой узор, индикаторные огни - и замерли настороженно.

На одиннадцатой минуте она сделала ход, которого больше всего опасался гроссмейстер. Последовал стремительный размен фигур. Положение у гроссмейстера ухудшилось. Однако на сигнальном табло машины вновь появилось слово "Ничья". Гроссмейстер упрямо нажал кнопку "Нет" и повел ферзя в почти безнадежную контратаку.

Следящая система машины тотчас пришла в движение. Стеклянный глаз объектива уставился на человека. Гроссмейстер старался не смотреть на машину.

Постепенно в световой мозаике индикаторных ламп начали преобладать желтые тона. Они становились насыщеннее, ярче - и наконец погасли все лампы, кроме желтых. На шахматную доску упал золотистый сноп лучей, удивительно похожих на теплый солнечный свет.

В напряженной тишине пощелкивала, перескакивая с деления на деление, стрелка больших контрольных часов. Машина думала. Она думала сорок три минуты, хотя большинство сидящих в зале шахматистов считали, что думать особенно нечего и можно смело атаковать конем.

Внезапно желтые огни погасли. Объектив, неуверенно вздрагивая, занял обычное положение. На табло появилась запись сделанного хода: машина осторожно передвинула пешку. В зале зашумели; многим казалось, что это был не лучший ход.

Через четыре хода машина признала свое поражение.

Гроссмейстер, оттолкнув стул, подбежал к машине и рывком приподнял боковой щиток. Под щитком вспыхивала и гасла красная лампочка контрольного механизма.

На сцену, которую сразу заполнили шахматисты, с трудом пробился молодой человек, корреспондент спортивной газеты.

Похоже, она просто уступила, - неуверенно сказал кто-то. - Так потрясающе играла - и вдруг...

Ну, знаете ли, - возразил один из известных шахматистов, - случается, что и человек не замечает выигрышной комбинации. Машина играла в полную силу, но возможности ее ограниченны. Только и всего.

Гроссмейстер медленно опустил щиток машины и обернулся к корреспонденту.

Итак, - нетерпеливо повторил тот, раскрывая записную книжку, - каково ваше мнение?

Мое мнение? - переспросил гроссмейстер. - Вот оно: вышла из строя триггерная цепочка в сто девятом блоке. Конечно, ход пешкой не самый сильный. Но сейчас трудно сказать, где причина и где следствие. Может быть, из-за этой триггерной цепочки машина не заметила лучшего хода. А может быть, она действительно решила не выигрывать - и это стоило ей пробитых током триггеров. Ведь и человеку не так легко переломить себя...

Но зачем этот слабый ход, зачем проигрывать? - удивился корреспондент. Умей машина мыслить, она стремилась бы к выигрышу.

Гроссмейстер пожал плечами и улыбнулся:

Как сказать... Иногда намного человечнее сделать именно слабый ход. К взлету готов!

аяк стоял на высокой, далеко выдвинутой в море скале. Люди появлялись на маяке лишь изредка, чтобы проверить автоматическое оборудование. Метрах в двухстах от маяка из воды поднимался островок. Много лет начал на островке, как на постаменте, установили космический корабль, который вернулся на Землю после дальнего рейса. Такие корабли не имело смысла снова отправлять в Космос.

Я приехал сюда с инженером, ведавшим маяками на всем Черноморском побережье. Когда мы поднялись на верхнюю площадку маяка, инженер передал мне бинокль и сказал:

Будет шторм. Очень удачно: перед непогодой он всегда оживает.

Красноватое солнце тускло отсвечивало на серых гребнях волн. Скала резала волны, они огибали ее и с шумом карабкались на скользкие, ржавые камни. Потом, гулко вздохнув, растекались вспененными ручьями, открывая дорогу новым волнам. Так наступали римские легионеры: передний ряд, нанеся удар, уходил назад сквозь разомкнутый строй, который затем смыкался и с новой силой шел на приступ.

В бинокль я мог хорошо разглядеть корабль. Это был очень старый двухместный звездолет типа "Дальний разведчик". В носовой части выделялись две аккуратно заделанные пробоины. Вдоль корпуса проходила глубокая вмятина. Кольцо гравитационного ускорителя было расколото на две части и сплющено. Над рубкой медленно вращались конусообразные искатели давно устаревшей системы и ифразвукового метеонаблюдения.

Видите, - сказал инженер, - он чувствует, что будет шторм.

Где-то тревожно закричала чайка, и море отозвалось глухими ударами волн. Серая дымка, поднятая над морем, постепенно заволакивала горизонт. Ветер тянул к облакам посветлевшие гребни волн, а облака, перегруженные непогодой, опускались к воде. От соприкосновения неба и моря должен был вспыхнуть шторм.

Ну это я еще понимаю,-продолжал инженер: - солнечные батареи питают аккумуляторы, и электронный мозг управляет приборами. Но все остальное... Иногда он словно забывает о земле, о море, о штормах и начинает интересоваться только небом. Выдвигается радиотелескоп, антенны локаторов вращаются днем и ночью... Или другое. Вдруг поднимается какая-то труба и начинает разглядывать людей. Зимой здесь бывают холодные ветры, корабль покрывается льдом, но стоит на маяке появиться людям, и лед моментально исчезает... Между прочим, на нем и водоросли не нарастают...

Одно из замечательнейших изобретений нашего времени - быстродействующие электронные счетно-вычислительные машины. В ряде случаев они способны выполнять работу за «думающего» человека. Но некоторые люди, справедливо восхищаясь их успехами, отождествляют мышление человека и вычислительную работу электронных аппаратов.

Научная психология показывает, что это отождествление непозволительно. Вместе с тем ее данные помогают сравнить работу машин и мыслительную деятельность, выявить их принципиальное различие.

В основу сопоставления кладут тот факт, что вычислительные машины в определенных условиях дают тот же результат, что и думающий человек. Более того, они достигают этого гораздо быстрее и точнее и часто делают то, что людям вообще недоступно. Так, английскому математику Шенксу потребовалось почти пятнадцать (!) лет, чтобы узнать число «пи» с точностью до 707 знака. Электронная же машина менее чем за одни (!) сутки «вывела» это число с 2048 знаками после запятой.

В настоящее время есть машины, играющие в шахматы, переводящие с одного языка на другой, решающие алгебраические уравнения со многими неизвестными и производящие многие другие действия, которые до них были «привилегией» лишь человеческого мышления.

Казалось бы, это и есть доказательство тождества мысли человека и работы вычислительных машин. Однако не следует спешить с таким выводом. Необходимо прежде разобраться, есть ли тождество в способах достижения одних и тех же результатов при мышлении и работе машины.

Научная психология отвечает на этот вопрос отрицательно. Вернемся к тому, что уже говорилось о мышлении человека при решении задач. В изобретении Яблочковым своей «свечи», в открытии Кекуле формулы бензольного кольца, в перечеркивании нами девяти точек обнаруживается отличительная черта мышления человека - способность находить новый принцип, новый способ решения задачи, которой человек до этого не решал и путей решения которой еще не знал. В постановке все новых и новых задач, в поисках такого их решения, для которого еще нет готовых рецептов, проявляется человеческое мышление. При этом сопоставляются уже ранее найденные способы, делаются попытки найти решение в таких областях, которые как будто бы и несходны с решаемой задачей (вспомним обстоятельства открытий, сделанных Яблочковым и Кекуле).

Но стоит человеку найти принцип решения, как он превращает его в общее правило, в формулу, следуя которым можно уже без особых поисков справиться с задачами того же типа.

Всем нам хорошо известно, что «трудная» школьная задача перестает быть «трудной», когда найдено правило ее решения, - тогда она становится типовой, по существу уже превратившейся в пример. Так, если вы нашли принцип решения задачи с девятью точками, то вам уже легко будет решить задачу с четырьмя точками, расположенными в форме квадрата.

Как свидетельствует история математики, в свое время доказательство и использование знаменитой теоремы Пифагора было настолько трудным делом и требовало такой напряженной и сложной работы мысли, что считалось пределом учености. Теперь же использование формул, опирающихся на эту теорему, вполне доступно любому школьнику, знакомому с начальной геометрией.

Но вот именно такой поиск новых задач, принципов их решения и определение новых способов действия в тех или иных условиях электронным машинам недоступны.

Во всех своих даже самых сложных действиях машины руководствуются особой таблицей команд, составленной для них человеком, который уже предварительно нашел принцип решения задачи, воспроизводимый, повторяемый машиной. Такая таблица команд, точно дающая руководство в действиях при решении задач данного типа, называется программой. И машина может выполнить любую работу, для которой человек, опираясь на свое мышление, предварительно составил такую программу. Без нее, а следовательно, и без предварительной мыслительной деятельности человека «думающая» машина работать не может. Но по программе машина произведет нужные действия в миллионы раз быстрее, чем человек. Поэтому-то она и может вывести число «пи» с тысячью знаками, но только по правилам, уже открытым человеком и преобразованным им в нужную программу.

Таким образом, машина может выполнять только те действия, принцип осуществления которых уже открыт и продуман человеком. Поэтому-то электронные вычислительные аппараты облегчают умственный труд человека, освобождают его от утомительного выполнения работы, для которой найдено принципиальное решение. Но эти машины никогда не могут заменить самого мышления и умственной работы людей, направленной на отыскание принципов решения все новых и новых задач, выдвигаемых жизнью.

Поэтому термин «думающая» машина - лишь метафора, но такая, в которой правильно уловлена связь электронных машин с мышлением. Эти машины используют результаты работы ума человека, облегчая ее, но сами по себе они мышлением не обладают. Мышление присуще только человеку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие статьи