Коррекционное игровое занятие для детей с овз. Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Упражнения для ребенка с овз

Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Уровень развития внимания и памяти учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине учащиеся выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Усвоение, учащимися школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. Оно у младших школьников с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики-олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма.

Одним из путей повышения познавательных интересов является - введение в урок игровых элементов.

1. Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия:

направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.

Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения : предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.

Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это м.б.

2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:

проводятся на уроке в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.

Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.

4. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет, в котором … 2 гласных звука и т.д.

Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ученик может сам загадать фигуру и прошагать ее, а остальные должны ее отгадать.

Ничего не вижу: ребенка просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие – написать мелом слово на доске, собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т.д.

5. Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:

Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).

Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).

Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.

Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.

6. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:

1) Развитие механической и произвольной памяти :

№1 Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.

№2 Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).

№3 На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).

№4 На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.

№5 Ребенку показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).

№6 Предложить ребенку 8-10 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы (какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.

№7 Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.

2) Развитие слуховой памяти :

№1 Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.

№2 Учитель называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ученику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»). Активизируется словарь.

№3 Дети по команде учителя воспроизводят по памяти ряд двигательных действий: «копать землю», «рубить дрова», «шить», «грозит», «прощается» и т.д.

7. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:

развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов («мнемос» - память). Это можно использовать на уроке.

Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.

Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.

Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает. (колобок)

Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:

для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.

Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому пол ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень , ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

9. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:

Ребусы (буквы, картинки + апостров);

Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);

Кроссворды (по теме занятий);

Зашифрованные слова : предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.

10. Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:

Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

Список использованной литературы :

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.
  2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.
  3. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987
  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)

Чудненко Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Графомоторные упражнения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Графомоторные упражнения для работы с

детьми с ограниченными возможностями

г. Воронеж - 2016 г.

Чудненко Оксана Владимировна – педагог дополнительного

образования биологического отдела Дворца творчества детей и молодежи

Чудненко О.В. Графомоторные упражнения для работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья – Воронеж: МБУДО ДТДиМ,

Под редакцией Глущенко

замдиректора

предложены

практических

упражнений, которые позволят методически грамотно организовать работу по

формированию

графомоторного

ограниченными

возможностями

здоровья,

расстройствами

аутичного

адресовано

педагогам

дополнительного

образования

специалистам реабилитационного профиля.

2016 г. Протокол № 3.

©Чудненко О.В., 2016 г

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Основные принципы формирования графомоторных навыков……………..5

2. Актуальность и специфика использования графомоторных упражнений у

детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………..6

3. Основные виды графических работ, применяемых на занятиях………..…..8

4.Некоторые примеры графомоторных упражнений………………………….13

5.Особенности применения графомоторных упражнений у детей с

расстройствами аутичного спектра…………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и

движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их

соединения.

Овладение

графомоторным

представляет

предполагает

сформированность

предпосылок:

зрительно-пространственных

операций,

зрительно-моторной

координации

моторики.

Несформированность

оказывать

негативное

дальнейшее

усвоение

орфографических

самостоятельную

письменно-речевую

деятельность в целом.

Чтобы получить информацию, дети с ОВЗ чаще всего полагаются на

зрение, а не на слух. Формирование графических навыков у детей с ОВЗ

осуществляется

специфическими

трудностями,

обусловленными

интеллектуальными

нарушениями

отклонениями

психического

физического

развития.

познавательной

активности,

недостаточность

моторных

замедленность

процесса

переработки

сенсорной

информации,

несовершенство

межанализаторной

интеграции

ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют

овладение графическими навыками таких детей. У таких детей отмечаются

значительные

нарушения

моторики

снижение

двигательной

памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз

отличаясь

неточной

координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в

состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения

пределами строки, чертить ровные линии.

Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей

являются

приоритетными,

они способствуют

формированию

глазомера,

зрительной

развитию

воображения,

зрительного

кинестетического

восприятия,

зрительно-двигательной

координации,

произвольности,

ритмичности

точности

движений;

воспитанию

трудолюбия, усидчивости.

1. Основные принципы формирования графомоторных навыков

Согласно

представлениям

психологической

структуре

графической

деятельности,

формируется

зависимости

зрительного восприятия, произвольной графической активности и зрительно-

моторной координации (схема).

Формирование

графомоторики

происходит

нескольких

уровнях развития личности: биологическом, психологическом и социальном.

Биологический уровень подразумевает коррекцию недостатков биологической

интеллектуального

развития

активизацию

физиологических

процессов в коре больших полушарий. При реализации любой деятельности

нервная система и, в частности, головной мозг активно включается в его

реализацию. И чем более сложная по организации эта деятельность, тем

более сложная она и по мозговой регуляции.

Психологический уровень подразумевает активизацию и коррекцию общего

развития

способствуя

интеллектуальному

развитию. При

графомоторной

включаются

психосоматические

развития

Графическая

деятельность

Зрительное

восприятие

Зрительно-

моторная

координация

Графическая

активность

этом происходит

развитие

двигательных

познавательных

способностей

возрастных

психофизиологических

особенностей, а именно:

1. Двигательной области коры головного мозга, отвечающей за:

формирование

совершенствование

моторики

двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами

(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

Умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, выполнять игры и

упражнения с ними (обводка, закрашивание предметов, рисование на заранее

заготовленных листах);

Формирование зрительно-моторной координации.

2. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и

слухового восприятия.

3. Координация крупных движений и умения владеть своим телом,

совершенствования двигательных умений и навыков.

5. Ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

6. Формирования навыков образовательной деятельности: умения слушать,

понимать и выполнять словесные установки педагога.

Социальный уровень подразумевает социальную реабилитацию детей с ОВЗ.

Владение

графомоторикой

человеческое

умение, которое востребовано и реализуется только в социуме.

2. Актуальность использования графо-моторных упражнений для детей с

Применение графомоторных упражнений для детей с ОВЗ является

актуальным , чему и посвящено данное пособие, благодаря:

Возможности их применения в процессе обучение детей с ограниченными

возможностями здоровья с разным уровнем интеллектуального развития.

Высокому коррекционно-развивающему потенциалу упражнений.

Интересу детей к процессу копирования образцов.

является

расширение

практического

инструментария

педагога

интенсивным

развитием мелкой моторики детей с ОВЗ.

З а д ач и применения

графомоторных

упражнений

направлены

повышение

коррекционного

потенциала

формирования

детей с ОВЗ перцептивных действий и сенсорных эталонов обобщенных

представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

Требования

о р г а н и з а ц и и

п р о в е д е н и ю

г р а ф о -

моторных упражнений:

Систематическое проведение;

Только индивидуальное проведение;

Соблюдение правил рисования;

Поддержание интереса у детей;

Игровая мотивация;

Качество работы ребенка.

Графомоторные упражнениядля детей с ОВЗ направлены на:

Совершенствование зрительного и слухового восприятия;

Развитие зрительно-моторной координации;

Формирование плавности, ритмичности и точности движений;

Развитие мелкой моторики и воображения;

Совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков

связной речи.

модифицируется,

усложняется

упрощается

зависимости

развития

подготовленности

восприятию

материала.

В работе с детьми с ОВЗ используются следующие методы работы :

Словесный (беседа, пояснение) - четкое изложение своего запроса. Например,

«соедини точки красным карандашом» (рис.1) или «сделай штриховку, как на

образце» (рис.3).

Практический

(непосредственная

раскрашивание

цветными

карандашами,

акварелью,

нанесение

пластилина,

салфеточный

оттиск трафаретом, аппликации природным материалом, работа в технике

обрыва, скатывания и т.д. (рис. 2, 4, 6,7).

Чувственно-наглядный – это непосредственное соприкосновение с фактурой

природного

искусственного

материала,

сравнение

окружающими предметами и природой, получение различных оттенков – все,

что помогает развитию восприятия (рис. 7, 8, 9).

3. Основные виды графических работ, применяемых на занятиях

Арсенал графических упражнений, предлагаемый для выполнения детям с

ОВЗ - стандартный, соответствует уровню младшей начальной школы.

1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений (в работе

использовать

карандаши,

требующие

фломастеры и маркеры использовать нежелательно) (рис. 1,3, 6, 7)

2. Зрительный анализ и синтез.

Упражнения на определение правых и левых частей тела (симметричное,

зеркальное отображение части изображения) (рис. 9)

ориентировку

пространстве

отношению

предметам

(показать

нарисовать

требуемого предмета) (рис. 5, 9).

условиями

направлений

(трафареты,

лабиринты) (рис. 1,2, 5, 8).

3. Рисование.

Занятия по штриховке по контуру, обводка, раскрашивание: «Волшебная

клеточка»,

«Проведи

«Повтори

«Дорисуй картинки», «Повтори рисунок», «Обведи и раскрась» (рис.2, 3, 4, 7)

Срисовывание геометрических фигур (рис. 1, 8).

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры (рис. 5).

Воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них

Дорисовывание

незаконченных

рисунков,

принципам

симметрии (рис. 9).

Дополнение

рисунков

недостающими

деталями

законченные

изображения, но с недостающими деталями) (рис. 8).

С а м о с т о я т е л ь н о е

рисование простых

рисунков

рисунку-образцу

последующим

раскрашиванием, штриховкой или

дорисовыванием (рис. 6,7).

воспроизведение

фигур и их сочетаний по памяти

(рис. 1, 3, 5).

4.Графическая символика:

Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию

предметов (изображение их с помощью символов).

трафаретами,

пластилином,

аппликации,

вырезание

ножницами, поэтапное рисование.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и

точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться

терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения

невозможно

сосредоточиться

зрительно.

Регулярные

занятия с графическими диктантами развивают у детей с ОВЗ произвольное

внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук,

координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для

развития

пространственного

воображения,

моторики

координации

движений,

усидчивости

качестве

«пальчиковых»

упражнений

предложить детям графический диктант «Курочка» (рис. 10)

Вначале диктуем загадку:

Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов. (Ответ: Курица).

Диктант: от начальной точки 1 клетка

вверх на уголок вправо, 2 клетки вверх,

1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1

вниз, 1 вверх на уголок вправо, 3 вниз, 1

вниз на уголок вправо, 6 вправо, 1 вверх

вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз на уголок влево, 1

вправо, 1 вниз на уголок влево, 1 вправо, 1 вниз на уголок влево, 1 вправо, 1

вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вниз, 3 вниз на уголок влево, 2 влево, 2 вниз,

1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 3 влево, 1 вверх на

уголок влево, 3 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 влево, 1 вверх, 1 влево,

соединяем в начальной точке.

Некоторые примеры графо-моторных упражнений

«Дорисуй фигурки»

в о з ь м и

карандаш и веди по стрелочке

соединяя

и с п ол ь зу й

карандаши разного цвета.

в ы п о л н е н и и

безотрывность

использованием

карандашей разного цвета.

«Рисование по точкам»

к а р а н д а ш а м и

с о е д и н и

изображенные

получившиеся

забор, солнышко, облака и т.д.)

цветным карандашом.

точность

соединения,

аккуратность закрашивания.

«Салфеточный декупаж»

Задание: возьми и скатай пальцами кусочки салфетки (2*2 см) в шарики.

клеем-карандашом

пунктирные

соответственно их цветам (солнышко – желтый, море – синий, фонтанчик –

голубой). После раскрась рисунок (можно акварелью)

Важно: плотность скатывания кусочков, аккуратность приклеивания

«Раскрашивание

по цветным точкам»

Задание: раскрась элементы рисунка цветным карандашом соответственно

цвету нанесенных на него точек.

Важно: самостоятельно узнавать цвет и подбирать цветные карандаши

«Обвести картинки»

Задание: обведи картинки

Важно: не отрывать карандаш от бумаги

«Раскрашивание по цифрам»

раскрась рисунок по цифрам, п

одбери цвет карандаша

соответственно указанному номеру на картинке.

Важно: не заходить за границы

Особенности применения графомоторных упражнений у детей с

расстройствами аутичного спектра

Исходя из имеющегося опыта по работе с детьми с РАС, предлагается

использование

некоторых

элементов

поведенческих

программ,

наиболее

приемлемых для занятий графомоторикой в условиях УДО.

Выстраивание первичных отношений с ребенком-аутистом

Здесь необходимо учитывать общее понятие «поведенческий момент». Он

означает

создание

построение

удачного

осуществления

ребенком

требуемого

действия

посредством

первоначального

предоставления

простейших

инструкций,

вероятность

выполнения

которых очень высока. За сложной формулировкой следует вполне простое

правило: подходим к ребенку не с теми требованиями, выполнения которых в

настоящий момент хочет педагог, а с требованиями, которые ребенок, скорее

всего, с удовольствием согласится выполнить. Аутичные дети, которые часто

характеризуются не только речевыми расстройствами, но и нарушениями в

координации движений, мелкой моторике и др., затрудняются в выполнении

заданий, и избегают их либо развивают зависимость от подсказок взрослого,

и требуют поддержки руки, либо полностью расслабляют руку, как только

взрослый прекращает давать подсказку.

Установление

зрительного контакта

Не каждый ребенок с РАС может с легкостью установить

зрительный

с другими людьми. Если педагог знает (из общения с родителями),

что ребенок испытывает сложности в установлении зрительного контакта,

необходимо использовать другие действия, например, помахать рукой или

обняться. Эта техника должна быть индивидуализирована и адаптирована по

потребностям

Поведение,

является

невероятно

простым для одного ребенка, может представлять серьезные сложности для

Формирование положительных стимулов

Для некоторых аутичных детей задания на графомоторику являются

дискомфортными (например, у детей с затруднением моторных функций). В

этом случае нельзя допускать, чтобы этот элемент занятий стал для них

аверсивным, неприятным стимулом. В любом случае начало работы над

графомоторными упражнениями должны ассоциироваться у ребенка с чем-то

комплиментом,

похвалой,

рукопожатием

поощрение ребенка, лучше заранее обсудить с родителями. Очень важно

хвалить ребенка за выполнение простых действий. Нужно, чтобы ребенок

чувствовал

предъявите ему свое истинное требование.

Последовательность действий педагога в работе с ребенком с РАС

Часто педагог, подходя к аутичному ребенку, «выдает» ему целый ряд

требований, ни одно из которых не предполагает занятие интересным для

деятельности.

демонстрирует

сотрудничества (вербальный или невербальный), а затем начинается «борьба

за власть», истерики и т.п. Кроме того, педагогу надо знать, что есть негибкие

дети, которые по привычке думают, что вы подходите к ним для того, чтобы

заставить их прекратить выполнять какие-то забавные и занимательные для

них действия. Существует способ предотвратить или разорвать замкнутую

цепь этих событий еще до их возникновения.

научиться

предоставлять

несколько

обдумывания

действий,

избежать

ненужных

усилий и разочарования в долгосрочной перспективе, особенно в случае, если

ребенок демонстрирует отказ от сотрудничества и негибкость поведения. Не

каждый обычный ребенок, не говоря уже об аутисте, будет проявлять бурный

предложенного

развитию

моторики.

Шаг 1. Постарайтесь оказаться в непосредственной близости от ребенка и

уст ановить

зрительный

конт акт,

в о з м ож н о.

Дождитесь

получения

внимания

Шаг 3. Предоставьте свое требование, используя четкую и понятную речь

(«Давай рисовать», а не «Если ты не будешь отвлекаться. я дам тебе

к р а с к и

с м о ж е ш ь

р а с к р а с и т ь

р ы б к у»).

Шаг 4. Подумайте о том действии, которого вы хотите добиться от ребенка,

как о своей реальной цели. «Оберните» эту цель в несколько «обложек»

прежде, чем озвучить ее.

Таким образом, если, к примеру, вы хотите, чтобы ребенок (назовем его

пластилин

дальнейшей

«Посмотри на меня, Олег!» (ребенок переводит на вас взгляд). «Отличный

свитер, дай «пять»!» (Олег «дает пять»). «Молодец! Разомни пластилин»

То есть, первоначально ребенку предоставляется несколько простых

требований,

легкостью

выполнить,

прошлом он уже имел неоднократный и успешный опыт их выполнения.

поведения

педагога

– сначала

требования, потом истинные.

5.Работа над формированием навыков графомоторики

формированием

графомоторных

использовать такие упражнения, как раскрашивание (не выходя из границ

рисунков),

имитация

проведения

проведение

пунктиру,

проведение линий между точками, копирование рисунков, добавление линий

в рисунки и т.п.

Для работы с ребенком-аутистом педагогу важно определить конечный

вид реакции ребенка (например, ребенок должен закрасить фигуру не выходя

за контуры), и поощрить те реакции, которые наиболее близки к требуемому

виду. Например, на первом этапе, если ребенок выходит за контуры на 3 см.,

то поощряется такое раскрашивание. Если ребенок вышел за контуры на 2

см., то это раскрашивание поощряется, а предыдущий вид (на 3 см.) не

поощряется. На следующем этапе, если ребенок не выходил за границы

рисунка более чем на 1 см, то такое раскрашивание поощряется, а на 2 см - не

за контуры.

Использование

потребовать

продолжительное

обучения

ускорить

процесс, при обучении используются подсказки. Чаще всего, это физические

подсказки (направление руки обучающегося).

Также, для того чтобы ребенок выполнял продолжительное действие,

можно использовать счет. Например, начинаем раскрашивать круг с полной

физической подсказкой и вслух считаем "Один, два, три, четыре, пять". На

счет "пять" прекращаем раскрашивать. В дальнейшем сначала уменьшаем

физическое сопровождение руки ребенка, но продолжаем считать. И после

того, как ребенок научился раскрашивать самостоятельно, без физической

помощи - начинаем удалять словесную подсказку.

Аутичный ребенок может затрудняться копировать и перерисовывать

рисунки. Для того чтобы развить этот навык, можно тренировать упражнение

имитацию.

ребенком

Произносим четко "сделай так" - и проводим одну линию. Ребенок на своем

листе должен провести такую же линию. Если ребенок затрудняется, можно

использовать физическую подсказку. Таким образом, можно обучить ребенка

проводить сначала одиночные линии (горизонтальные или вертикальные),

диагонали,

сочетания

последнем

простые фигуры.

В упражнении на соединение точек аутичные дети часто затрудняются

увидеть конечную точку, и довести до нее линию. Для этой цели можно

потренировать отдельное упражнение, в котором ребенок будет соединять

одинаковые

тактильно

связующий предмет и, таким образом, обучается находить две точки, которые

нужно соединить. После этого нужно постепенно увеличивать количество

парных рисунков на листе, чтобы закрепить данный навык.

Проведение линий по пунктиру также может вызывать затруднения у

ребенка, у которого сложности с мелкой моторикой, и сосредоточением.

Прежде всего, важно, чтобы на начальном этапе пунктир был очень заметным

(жирным, с небольшими пробелами), и пунктирная линия была простой и

прямой. Со временем, когда ребенок научится проводить линию по пунктиру

самостоятельно, можно будет постепенно утончать пунктир, а также делать

изогнутой.

Некоторые

затрудняются

проводить

когда пунктир очень четкий и заметный. В таком случае, можно попробовать

дополнительные способы, которые позволят ребенку опираться не только на

визуальное

восприятие,

тактильные

ощущения.

маленькие дырочки на пунктире (проткнуть ручкой), и когда ребенок будет

проводить линии, он будет "ощущать" пунктир.

Графомоторные навыки являются одними из самых функциональных

предпочтительно

аутичному

успешной

инклюзии.

обучение

графомоторики не является первоочередной целью. Ребенок должен, прежде

всего, уметь общаться с окружающими, играть, и быть самостоятельным. Но,

если у ребенка есть потенциал (навыки речи, общения) работа над развитием

навыков графомоторики может быть для него полезной и функциональной.

Основным направлением реформы системы специального образования является инклюзивное образование, выступающее в качестве реализации права каждого человека на образование (в том числе - права на образование человека с инвалидностью).

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

В работе c детьми с ОВЗ мы используем дыхательные гимнастики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений направленная на оздоровления организма.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

Насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

Повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

Нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

Развитие силы, плавности и длительности выдоха.

В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Пример:

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ .
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как » дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Упражнение 5. Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Эти дыхательные упражнения проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минуткахи в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). Применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

Повышению работоспособности, выносливости детей;

Развитию психических процессов;

Формированию, развитию двигательных умений и навыков;

Развитию общей и мелкой моторики;

Улучшают нервно-психическое состояние;

И в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Похожие статьи