Грищенко Ольга (Тульская область), «Мои впечатления от рассказа «Солнце, старик и девушка. Грищенко Ольга (Тульская область), «Мои впечатления от рассказа «Солнце, старик и девушка Проблема произведения шукшина солнце старик и девушка

На прошлом уроке мы рассматривали рассказ «Дядя Ермолай», говорили о том, что это рассказ-характер. Такое определение своим произведениям дает сам автор, он называет их «рассказ-характер», «рассказ-судьба», «рассказ-анекдот». На этом уроке разберем рассказ-судьбу «Солнце, старик и девушка». Автор выносит в заголовок образы солнца, старика и девушки. На первое место образ солнца поставлен не случайно, он будет постоянно идти рядом с образом старика.

В начале рассказа мы видим появление двух героев: солнца и старика.

«…на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место - у коряги - и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях - коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки».

Так образ старика связывается с образом солнца. Эти образы соединяются в рассказе примерно в восьми точках. Однажды старик слышит голос за своей спиной - голос девушки. Девушка пытается нарисовать старика.

«Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц.<…> Старик все смотрел на солнце.<…>

- Солнце-то какое! - негромко воскликнул старик.

- Какое? - не поняла девушка.

- Большое.

- А-а... Да. Вообще красиво здесь.

- А вода вона, вишь, какая... У того берега-то...

- Да, да.

- Ровно крови подбавили.

- Да.- Девушка посмотрела на тот берег.- Да.

Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир.<…>

Старик посидел еще немного и тоже пошел.

Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел - ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.

Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.

Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку - старался не шуметь. Молчали.

Потом укладывались спать.

Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны».

Автор повторяет слово «молчали» для того, чтобы читатель понял, как одинок старик. «На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал: - Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много - четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь... » Мы понимаем, какие беды пришлось перенести старику, но он не жалуется на жизнь.

«<…> - Трудно было жить? - невпопад спрашивала она.

- Чего ж трудно? - удивлялся старик. - Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.

<…> Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.

А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря

<…> Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел».

Идейным центром в рассказе является появление в последний момент солнца и старика.

«На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. "Солнце - оно тоже просто встает и просто заходит, - думала девушка. - А разве это просто!" И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно».

Стрик не приходит на следующий день, на второй и на третий. Он больше не появляется в рассказе, как не появляется солнце. Девушка узнает, что старик умер. Рассказ заканчивается описанием чувств девушки.

«На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей».

Писатель в своем рассказе знакомит читателя еще с одной судьбой - судьбой старика, которая выходит на первое место этом рассказе. Очень важно соотношение образа солнца и образа старика. Девушка видит в простой жизни старика подвиг. В.М. Шукшин в своих героях старается показать самое прекрасное и самое лучшее.

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013., Ч.1 - 384 с., Ч.2 - 384 с.
  2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. Ч.1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч.2 - 11-е изд. 2010, 224 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399с.; Ч. 2 - 399с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.
  1. Lib.ru ().
  2. To-name.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте самостоятельно рассказ-судьбу «Солнце, старик и девушка».
  2. Сформулируйте основную идею рассказа.
  3. Что показывает в своих героях В.М. Шукшин?

В одном из небольших алтайских селений стояла жаркая погода, а когда вечером на землю опускалась прохлада, к берегу реки Катунь выходил старик. Однажды к нему подошла девушка лет двадцати пяти, и попросила разрешения рисовать его портрет. Старик возразил, что он уже некрасив и болен. Девушка, однако, считала старость украшением человека. Морщины на лице восьмидесятилетнего дедушки говорили о его трудовой жизни и непростой судьбе. Девушку порицал ее друг за то, что она много рисует непривлекательных стариков, и она сама чувствовала свой недостаток профессионализма, но продолжала рисовать их.

После встречи старик пошел в свой дом и ждал сына с невесткой. Они всегда были чем-то недовольны и не разговаривали между собой. Только когда приезжали внуки, в доме кипела жизнь.

На следующий вечер дедушка рассказал художнице про свою жизнь. Всю жизнь работал плотником, и шестеро сыновей пошли по его стопам. После войны детей у него осталось лишь двое. Девушка спросила, сложно ли жилось, но старик ответил, что жили хорошо. Ее удивило спокойствие старика. Она начала подозревать, что он слепой и решила проверить догадку. Девушка спросила, как называется камень. Дедушка наощупь определил, что это кремень. Также он рассказал о других красивых сибирских камнях. Они попрощались, и старик сказал, что плохо себя чувствует и завтра не придет.

Спустя четыре дня, когда дед не выходил к реке, девушка пошла к его дому. Там его сын как раз тесал старику гроб, так как он умер. Девушка спросила, был ли он слепым, и сын подтвердил это. Спустя десяток лет слепоты старик мог в воспоминаниях видеть закаты и потрясающую красоту сибирской природы. Девушка заплакала от жалости к старику и почувствовала, что постигает тайну жизни человека.

Рассказ учит относиться с уважением к пожилым людям. У каждого из них есть своя жизненная история, не всегда легкая.

Картинка или рисунок Солнце, старик и девушка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Артюхова Подружки

    Девочки Галя и Маруся – первоклассницы. Они подружились недавно, но быстро стали неразлучны. Всегда и везде они шли, взявшись за руки. Бойкая Галя свободно читала все встреченные афиши и объявления. Марусе чтение давалось с трудом

  • Краткое содержание Звезды под дождем Крапивина

    Звезды под дождем – звучит очень красиво и романтично. Но на свете стало столько практичных людей и совсем не романтиков, что иногда становиться скучно жить, ведь на свете столько всего интересного

  • Айтматов

    Чингиз Айтматов это писатель современной литературы. Он известен не только в России, но и за рубежом. Его произведения это особый драматизм, в них он рассказывает о сложных проблемах нашей жизни. Например, такие повести как, «Джамиля», «Первый учитель».

  • Краткое содержание Шукшин Охота жить

    Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы

  • Краткое содержание Шукшин Солнце, старик и девушка

    В одном из небольших алтайских селений стояла жаркая погода, а когда вечером на землю опускалась прохлада, к берегу реки Катунь выходил старик. Однажды к нему подошла девушка лет двадцати пяти, и попросила разрешения рисовать его портрет

Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.

Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место - у коряги - и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях - коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.

Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос:

Здравствуйте, дедушка!

Старик кивнул головой.

С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках.

Отдыхаете?

Старик опять кивнул головой. Сказал:

Отдыхаю.

На девушку не посмотрел.

Можно, я вас буду писать? - спросила девушка.

Как это? - не понял старик.

Рисовать вас.

Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц.

Я ж некрасивый теперь, - сказал он.

Почему? - Девушка несколько растерялась. - Нет, вы красивый, дедушка.

Вдобавок хворый.

Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала:

Вы очень красивый, дедушка. Правда.

Старик слабо усмехнулся:

Рисуй, раз такое дело.

Девушка раскрыла свой чемодан.

Старик покашлял в ладонь:

Городская, наверно? - спросил он.

Городская.

Платют, видно, за это?

Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят.

Надо стараться.

Я стараюсь.

Замолчали.

Старик все смотрел на солнце.

Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку.

Вы здешний, дедушка?

Здешный.

И родились здесь?

Здесь, здесь.

Вам сколько сейчас?

Годков-то? Восемьдесят.

Много, - согласился старик и опять слабо усмехнулся. - А тебе?

Двадцать пять.

Опять помолчали.

Солнце-то какое! - негромко воскликнул старик.

Какое? - не поняла девушка.

Большое.

А-а… Да. Вообще красиво здесь.

А вода вона, вишь, какая… У того берега-то…

Ровно крови подбавили.

Да. - Девушка посмотрела на тот берег. - Да.

Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине - между рекой и горами - тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго - тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.

Ушло солнышко, - вздохнул старик.

Девушка сложила листы в ящик.

Некоторое время сидели просто так - слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны.

В долине большими клочьями пополз туман.

В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны.

Хорошо, - сказал негромко старик.

А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..»

Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки… Опять морщины! «Надо работать, работать, работать…»

Вы завтра придете сюда, дедушка? - спросила она старика.

Приду, - откликнулся тот.

Девушка поднялась и пошла в деревню.

Старик посидел еще немного и тоже пошел.

Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел - ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.

Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.

Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку - старался не шуметь. Молчали.

Потом укладывались спать.

Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны.

На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:

Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много - четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь…

Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала.

Трудно было жить? - невпопад спрашивала она.

Чего ж трудно? - удивлялся старик. - Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.

Сыновей жалко?

А как же? - опять удивлялся старик. - Четырех таких положить - шутка нешто?

Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.

А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря.

Ненастье завтра будет, - сказал старик.

Девушка посмотрела на ясное небо:

Ломает меня всего.

А небо совсем чистое.

Старик промолчал.

Вы придете завтра, дедушка?

Не знаю, - не сразу откликнулся старик. - Ломает чего-то всего.

Дедушка, как у вас называется вот такой камень? - Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек.

Какой? - спросил старик, продолжая смотреть на горы.

Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь.

Такой? - спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах. - Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Разделы: Литература

Жизнь, как известно, один раз дается
и летит чудовищно скоро;
не успеешь оглянуться, уже срок:
Вернуться нельзя.
Можно не пропустить.
В.М.Шукшин.

Разговор с произведением с целью определения философской доминанты произведения.

В процессе размышлений над рассказом найти ответы на вопросы:

В чем "глубокий смысл", в чем "тайна человеческой жизни" по Шукшину?

Что такое "подвиг жизни"?

Ход урока

1. Слово учителя.

(Сообщаются тема и цель урока).

Во время чтения постарайтесь найти ответы на вопросы:

Как повлияла на девушку встреча со стариком?

Что изменила в ней?

Когда начались эти перемены?

2. Чтение рассказа учителем или заранее подготовленным учеником.

3. Беседа по вопросам.

Почему рассказ начинается так? Что вы услышали и увидели? (Первые предложения короткие, как дыхание старика. Аллитерации, повторяющийся эпитет "горячий", метафора "дни горели белым огнем" усиливают ощущение зноя и духоты:)

Расскажите о старике по его портрету. (Вся жизнь прошла в тяжелом труде, поэтому руки тяжелые, они неподвижно лежат на коленях.

Руки "коричневые, сухие", как земля:

Лицо и руки в "ужасных" морщинах.

Морщины словно карта жизни старика:

Жизнь уходит от него, потому и глаза "влажные, тусклые").

Появление старика на берегу случайно? (Для него это ежевечерний ритуал).

Почему он всегда садился на одно место? (Он садился "у коряги", сам старый и согнутый временем, как эта коряга.)

Для чего использован контраст "стремительной реки Катуни" и неподвижно сидящего старика? (Во-первых, река - это символ времени, человеческой жизни, которая проходит так стремительно.

Во-вторых, контраст подчеркивает степенность старика: для него приход на берег - ритуал, а ритуалы не терпят суеты.)

Расскажите о девушке, о ее характере, о ее городской жизни.

Вам нравится девушка? Почему? Она считает себя "настоящей художницей"?

Прочтем описание заката. Для чего такое буйство красок? (Описание заката символично.

Солнце погрузилось в "далекий синий мир", а тень придвинулась к старику.

Возникает ощущение уходящей жизни и приближающейся смерти.

На пороге смерти человек подводит итог прожитому: "отчетливее рисовались горы".

Так хочется еще пожить: "веер ярко-рыжих лучей".

После ухода стариков остаются молодые - жизнь продолжается: "зеленоватое небо", "пошла полыхать заря".)

Почему вздохнул старик? А что сделала девушка? ("Ушло солнышко"- для старика это ушел еще один день жизни.

А для девушки это лишь причина, по которой нельзя продолжить работу, поэтому она "сложила листы в ящик".)

Обратимся к диалогу героев во время их второй встречи. Почему девушка задает вопросы невпопад? (Она раздражена, потому что не получалось нарисовать руки старика).

Какой из вопросов девушки самый нелепый? ("Сыновей жалко?").

Старик обижен этим вопросом? (Нет. Он удивлен).

- "Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием". А вам жалко старика? (Учащиеся обращаются к фрагменту "он пришел домой:")

Чего до сих пор не поняла девушка? (Художница, рисующая портрет, не поняла, что старик слепой!)

(Нет. Попробуйте не мигая смотреть на солнце, как это делал старик.)

Когда происходит перемена в девушке? Что изменилось в ней? Почему она "пристально посмотрела на свои рисунки"? Что увидела в них? (Возможно, найден ответ на вопрос, заданный ей "настоящим художником": "А что дальше?")

Перечитайте финал. Почему заплакала девушка? ("Ей было жалко дедушку:она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига:")

4. Выводы.

  • В чем же заключается эта "тайна человеческой жизни и подвига" по Шукшину?
  • Найдите ответ в тексте рассказа и прочитайте. ("Солнце - оно тоже просто встает и просто заходит: А разве это просто!")
  • Как вы понимаете эти слова?
  • Что в рассказе является шукшинской "формулой жизни"? (Название: "Солнце, старик и девушка".)
  • Нарисуйте эту формулу. (Возможный вариант рисунка: Солнце - символ жизни, Земля, согреваемая солнцем, и еще одна маленькая планета:)

5. Заключительное слово учителя.

Писатель Виктор Горн о героях Шукшина: "В художественном мире Шукшина герою, который задумался, испытал потребность понять себя, уже ощутил внутреннюю дисгармонию души, но еще не умеет ответить на "проклятые" вопросы, принадлежит огромное место. Герои чувствуют глубокую неудовлетворенность, мучительный душевный непокой."

Такую "потребность понять себя" испытала и девушка-художница. Финал рассказа дает надежду на то, что и она научится "видеть солнце", как умел его видеть слепой старик. И в портрете старика она все-таки сумеет рассказать о нем. О Старике. О Солнце.

6. Домашнее задание.

Написать цитатный план сочинения на тему: "Шукшинская тайна человеческой жизни и подвига".

Похожие статьи