Звуковой анализ и синтез слов. Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Цель: развитие фонематического слуха, восприятия

Аннотация . Ребёнок познаёт мир с первых недель своего рождения, реагируя на различные звуки. Процесс развития речи ребёнка зависит от различных факторов. У ребенка с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.

При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень - это фонематическое восприятие, вторая - звуковой анализ. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ — в более позднем возрасте, на пятом году жизни. И, наконец, фонематическое восприятие — это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ — способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. Зрительные символы гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.) используются в качестве вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики Ткаченко позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.), обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.

В коррекционной работе учитель-логопед может использовать упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза дошкольников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук» . Ребёнок сначала произносит звуки , которые могут издавать изображенные животные и объекты, а затем слова — названия картинок. Задания чередуются до закрепления у ребенка понятий (рис. 1).

Упражнения на выделение в слове начального гласного звука, например, [У], [А], [И], [О]. При возникновении затруднений ребёнок опирается на зрительный символ звука, затем предлагается слово с начальным звуком в ударной позиции, далее - в безударной. Ребёнок чётко произносит названия картинок, соединяет с нужным символом каждое изображение (рис. 2,3).
Дети с интересом решают задачу анализа и синтеза сочетаний, состоящих из двух-трех гласных звуков; называют в сочетаниях по порядку все звуки, произносят по схемам слитно, не прерывая голоса, комбинации гласных звуков (рис.4).

В группах с общим нарушением речи (ОНР) звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии можно разделить на два года обучения:

1. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Буквенный период. Проводится звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

Развивая фонематический слух и речевое внимание, идет подготовка к овладению звуковым анализом слов. Выполняются различные упражнения, например: «Какие картинки начинаются с одинаковых звуков? Соедини эти картинки линиями» (рис. 5), или «С каких слогов начинаются названия этих картинок? Соедини слоги с картинками» (рис. 6).

Задания «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками, прочитай получившиеся слова и напиши их в клеточках» (рис. 7), «Сосчитай буквы в названии каждого животного и соедини с нужной цифрой» (рис. 8), «Какие слова спрятались в цепочках? Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 9), «Убери из каждого слова по одной букве. Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 10), «Из трёх букв выбери нужную и впиши её в слово под картинкой» (рис. 11), «Допиши слова» (рис.12, 13), «Соедини буквы по стрелочкам, и ты узнаешь, какие слова здесь спрятались» (рис. 14), «Собери из букв слова» (рис. 15), «Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Какие слова получились?



Найди подходящие картинки» (рис. 16), «Сложи слово из первых букв названий картинок. Напиши это слово в клеточках и нарисуй этот предмет» (рис. 17), «Перенеси буквы в точно такие же предметы в нижнем ряду и прочитай получившееся слово. В рамочке нарисуй зашифрованный предмет» (рис. 18), «Прочитай пословицу по первым буквам названий картинок. Объясни, почему так говорят» (рис.19), «Прочитай слоги в клеточках. Допиши слова» (рис. 20) способствуют также развитию внимания и мышления ребёнка.

Упражнения на закрашивание буквы, которую называет учитель-логопед (взрослый), очень важно для развития слухового внимания и звукобуквенного анализа. Дописывание пропущенных букв в названии нарисованных предметов способствует развитию фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа (рис.12,13, 20). Зачёркивание букв, которых нет в названии нарисованного предмета, очень важно для развития навыка звукобуквенного анализа и понимания структуры слова (рис. 21, 22).

Учащиеся 2-4 классов при выполнении звукобуквенного анализа часто путают звуки и буквы, потому что, зачастую, они не слышат слова, рассуждая о звуковом значении букв. Такая категория детей вспоминает, что обозначает буква, но не слушает звуки, о которых говорят. А без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, правописания.

Развитие фонетических способностей детей, умение последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходят в звуковом разборе, специфика которого заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам.

Алгоритм звукового разбора слова

1. Произнеси и послушай слово.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова.
6. Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово. Если дополнить данный план фонетического разбора еще одним пунктом: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор,— ученик перейдет от звукового разбора к звукобуквенному. Но чтобы обращение к буквам не превратило разбор в буквеннозвуковой, звуковой анализ слова должен входить в звукобуквенный разбор как его обязательная первоначальная ступень.

План проведения звукобуквенного анализа слов во 2 - 4 классах

1. Произнеси и послушай слово. Запиши транскрипцию.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Запиши.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук буквой. Объясни выбор буквы и т.д. Например, слово «вода»:

вода - [вада"]
во - да"
[в] - согл., парн. тв., парн. звон. - «вэ».
[а] - гласн., безударн. - «о».
[д] - согл., парн. тв., парн. звон. - «дэ».
[а"] - гласн., ударн. - «а».

Ученик рассуждает так: «В слове «вода» первый звук [ввввада] - [в]. Он согласный, парный твердый, парный звонкий. На письме обозначен буквой «вэ». Звук в сильной позиции.
Учитывая, что на записывание словами характеристики каждого звука отнимает много времени и места, рядом с транскрипцией можно помещать условный значок, который показывает, какой это звук:
[О] - гласный, — - согласный, глухой, твердый, ↔ - согласный, мягкий, звонкий и т. п.
При таком подходе учащиеся повторяют правильное название букв русского алфавита, осуществляют анализ слов, отталкиваясь не от буквы, а от звука, осознанно обосновывают выбор букв для обозначения звучания слова на письме. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики. И самое главное - значительно повышается уровень развития навыка правописания.

Как известно, практическим методом, с помощью которого анализируется отношение между произнесением и написанием слова, является звукобуквенный разбор :
1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?
2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше, почему?)
3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?
Вдумаемся в этот план. В нем явно выдвинута на передний план количественная, а не
качественная характеристика соотношения звуков и букв (вопрос сколько? в трех случаях из четырех занимает первое место).
Систематизировав вышеизложенное, можно предложить учащимся такую краткую информацию:

Звукобуквенный анализ

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] . Гласные звуки обозначается красным цветом .

Звуки [а], [о], [у], [ы], [э] указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук , который обозначается синим цветом .

Гласные Я, Ё, Ю, И, Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук , который обозначается зелёным цветом .

Например: М О Х Л И С А С Л И В А

Всегда твердые согласные : [Ж], [Ш], [Ц] .

Всегда мягкие согласные : [Ч], [Щ], [Й] .

Например: Ж И Р , Ш И ШК А , Ч А Й , Щ У К А , Ц И РК .

Всегда звонкие согласные: [М,], [Н], [Л], [Р], [Й] .

Всегда глухие согласные : [Х], [Ц], [Ч], [Щ] .

Парные согласные : Б -П , В -Ф , З -С , Ж -Ш , Г -К , Д -Т .

Буквы имеют 2 звука : Я, Ё, Ю, Е (если: стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука).

Например, разбор слова ЯРКИЙ:

1. В слове яркий ударение падает на гласную «Я» .
2. Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ
3. В слове ЯРКИЙ две гласные буквы «Я » и «И », поэтому два слога.
4. Буква «Я » имеет два звука - [й, а] , потому что стоит впереди слова. Звук [й] -всегда мягкий,
обозначаем зелёным цветом. Звук [а] -гласный, обозначаем красным цветом.
5. Буква «ЭР » - звук [р] . Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.
6. Буква «КА » - звук [к’] , обозначаем зелёным цветом, потому что гласный звук [и] указывает
на мягкость впереди стоящего звука.
7. Буква «И » - звук [и] . Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.
8. Буква «Й » - звук [й] . Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.

Памятки для детей. Звукобуквенный анализ слова

1. Записать слово, поставить ударение, написать количество слогов.
2. Согласные звуки: звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.
3. Гласные звуки: Ударные или безударные.
4. Написать количество букв и звуков.

Примеры слов:

Согласные звуки и буквы

Парные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с].

Непарные: [й], [л], [м], [н], [р], [x], [ц], [ч], [щ].

Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].

Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц], [ч], [щ].

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ].

Используемая литература

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.-М., 2006.
4. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001.
5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 11999.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
7. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М., 2000.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.

Разделы: Логопедия

Я работаю учителем-логопедом в группе детей, страдающих общим недоразвитием речи. Состав группы неоднороден: присутствуют дети различного интеллектуального и речевого развития. Чаще всего общее недоразвитие речи осложнено другими речевыми дефектами, такими как стертая дизартрия.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка. Коррекционно-педагогическая работа строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада").

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи я отвожу формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Мой практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Проведя логопедическое обследование детей пятилетнего возраста поступающих в речевую группу, я пришла к выводу, что только 30 % из них обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. У остальных детей этой готовности нет. Отсюда приходим к выводу, что для детей, имеющих недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением звукового анализа, должны быть применены дополнительные средства обучения, обеспечивающие специальные условия формирования фонематических представлений. Средства эти выражаются в коррекции произношения и систематических упражнениях по звуковому анализу.

Коррекционную работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза я начинаю со старшей группы. Эта работа проводится в несколько этапов и занимает два года обучения.

На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например, выделение звука в начале и конце слова, определение количества звуков. И дети допускают здесь многочисленные ошибки. Поэтому коррекционную работу я начинаю с подготовки детей к звуковому анализу. Я использую разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда на основе художественных произведений: тема "Предметный ряд" – с использованием русской народной сказки "Репка"; тема "Ряд по величине" – сказки JI.H. Толстого "Три медведя"; тема "Ряд по цвету" – сказки В.Г. Сутеева "Петух и краски"; тема "Ряд по форме" – русской народной сказки "Колобок".

Параллельно с этим ведется работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания. На занятиях мы играем в такие игры, как "Угадай, кто кричит", "Где позвонили?", "Угадай, на чем играю", "Кто тебя позвал?", "Близко или далеко" и другие.

Активно используется в работе картотека по формированию фонематического восприятия, которая включает специальные упражнения:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.

Одновременно с этим начинается работа по уточнению правильно произносимых звуков, постановке и первоначальному закреплению отсутствующих.

На первом году обучения изучаются звуки легко и правильно произносимые всеми детьми. Это в первую очередь гласные звуки и некоторые согласные (м, п, т, к, х и др.). Каждый звук сначала уточняется изолировано, а затем выделяется (утрированно произносится) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов.

Работа начинается с гласных звуков. На занятиях мы поем гласные, знакомимся с термином "гласный звук", учимся узнавать гласные на слух в ряду других звуков. Для этого использую игры: "Хлопни в ладоши", "Подними руку" (глаза закрыты), "Подними символ", "Бегите ко мне" и другие. Кроме этого, дети учатся выделять сначала первый ударный гласный звук, а позже безударный.

Дети часто путают "начало", "середину" и "конец" слова. Чтобы помочь им, в работе я использую специальные карточки-схемы ("птички") для определения места звука в слове. Головка птички – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. Как показывает опыт, "птички" нужны для занятий в старшей группе. В подготовительной группе необходимость в них отпадает, так как дети уже хорошо ориентируются в структуре слова, и можно использовать карточки-схемы без "птичек".

На следующем этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза мы учимся определять порядок гласных звуков в сочетаниях АУ, АУИ. Как показывает опыт, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы гласных звуков по внешнему виду напоминают очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А – большой круг, У –маленький кружок, О – овал, И – полоска, Э – нижняя половинка круга, Ы – верхняя половинка круга. Они располагаются на красном фоне. Символы согласных звуков содержат какой-либо элемент, подсказку, из картинки-символа, например, К – капля (капает дождик), М – рога (мычит бычок) и т.д. Они располагаются на синем фоне. Символы звуков можно изготовить на разных геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг, овал и др.), чтобы дети не зацикливались на одной форме.

Дети, как правило, очень любят заниматься на занятиях используя различную символику (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы и другие), к которой на определенном этапе обучения добавляется буква. Практика подтверждает, что использование символики эффективно. Так, например, использование зрительных символов звуков дает возможность детям уже в старшей группе "читать" слоги и маленькие слова, а с моей стороны контролировать правильность фонематического восприятия детьми звуков и звукосочетаний.

Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, я использую различные формы работы: выложить на коврографе, построить из кубиков, посадить звуки в вагончики, поселить в домики, одеть человечков и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.

Практический опыт убеждает в том, что чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками, усвоение термина "согласный". Мы с детьми учимся многократно произносить согласные, озвучивая картинки-символы: "мычим", "пыхтим", "свистим" и т.д. Сравнивая гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции.

Одновременно переходим к следующему этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза – это выделение последнего согласного звука в слове (дом) и анализ и синтез обратного слога (aп ). На этом этапе обучения широко используем игры: "Звук заблудился", "Подскажи Петрушке звук", "Живые звуки", "Звуки рассыпались", "Звук потерялся", "Добавь звук" и др.

По мере прохождения звуков, усложняются формы звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять первый согласный звук из слова (мак), слогообразующий гласный в односложных словах (мак), анализировать прямой слог (са), выделять гласный звук из конца слова, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. В старшей группе звуковой анализ и синтез заканчивается на уровне односложных слов типа сук, суп, мак.

В конце первого года обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций.

На протяжении всех периодов обучения я использую методику, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным. Согласно этой теории при обучении соблюдается следующая последовательность этапов формирования умственных действий в процессе обучения:

  1. Этап разъяснения ориентировочной основы действия.
  2. Этап предметного материального (или "материализационного" действия).
  3. Этап действия в плане громкой речи.
  4. Этап внутреннего, умственного действия.

Так, например, на 1 этапе задание выполняет логопед, дети смотрят и учатся, а затем пытаются сами выполнить аналогичное задание. На 2 этапе дети выполняют задания сами по образцу, используя пространственные модели (схемы, фишки, символы и т.д.). На 3 этапе дети выделяют звуки без помощи материальных средств, но прибегая сначала к громкому, а позже к шепотному проговариванию слов с интонированием нужного звука. На 4 этапе дети выделяют звуки без вспомогательных средств и без проговаривания.

Таким образом, к концу обучения в старшей группе дети овладевают навыком анализа и синтеза односложных слов.

Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года. Однако я ввожу с первого же занятия буквенное изображение изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяет добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении. Дети выкладывают из букв сначала слоги, а потом и слова с предварительным анализом, затем с последующим и наконец без анализа.

В начале обучения основное содержание работы направлено на развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания.

Учитывая степень доступности форм звукового анализа, я соблюдаю при обучении следующую последовательность в выделении звуков из слов:

  1. Выделение гласного звука из начала слова(Аня, утка).
  2. Выделение согласного звука из конца слова(мак, кот).
  3. Выделение согласного звука из начала слова(мак, дом).
  4. Выделение слогообразующего гласного из положения после согласного(дом, мак, танк).
  5. Выделение гласного звука из конца слова(окно, вода).
  6. Выделение согласного звука из середины слова(банка).

В этом же периоде обучения дети закрепляют знания о двух основных группах звуков русского языка – гласных и согласных – и знакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости и мягкости я учу детей, опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения. Так, например, глухость и звонкость мы контролируем при помощи гортани (руку надо положить на горло), а твердость-мягкость – с помощью кисти руки: если звук твердый – рука сжата в кулак, а если мягкий – расслаблена. Одновременно для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет. Звонкость согласных обозначается колокольчиком. Дети начинают активно пользоваться терминами "гласный", "согласный", "твердый", "мягкий", "звонкий", "глухой". Постепенно появляется возможность дать полную характеристику звука, так как детям с ОНР трудно удержать в голове всю последовательность рассказа, я предлагаю им табличку-схему для характеристики звуков.

Привожу ряд упражнений и игр, используемых в первом периоде обучения:

  • отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображением, в названиях которых содержится определенный звук;
  • подбор слов по определенной лексической теме с использованием фонетических заданий;
  • называние, а затем рисование посуды, фруктов, ягод и т.п., в наименованиях которых содержится заданный звук;
  • нахождение на специально подобранных сюжетных картинках предметов, в названиях которых содержится нужный звук;
  • отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;
  • выделение из ряда произносимых логопедом слов тех, в которых имеется заданный звук (дети поднимают фишку соответствующего цвета);
  • название имен детей, кличек животных, предметов, наименования которых начинаются с данного звука;
  • выделение из предложений слов с заданным звуком;
  • выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук(мак, машина, мама);
  • выделение последнего звука в анализируемом слове и придумывание слов с этим звуком(жук, кот, каша);
  • игра "Найди свое место в слове". Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую следующий прием: маркером делю доску на три части, показывая, где начало, где середина и конец слова. Затем называю слова и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске дается слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-то из детей ошибается, другие его поправляют;
  • игра "Домашние животные и их детеныши". Дети вспоминают домашних животных и птиц, в названиях которых имеется определенный звук, например, звук К : коза – козленок, кошка – котенок и т.п.

Аналогично проводятся игры "На чем люди ездят" (назвать все виды транспорта, в названиях которых есть звук С : самолет, троллейбус, автобус, велосипед и т. д.); "Вооружи солдата" (в названии оружия должен быть, например, звук Т : автомат, пулемет, винтовка, граната и т. д.) ; "Обставим комнату" ; "Назови музыкальные инструменты, в названиях которых есть звук..."; "Построим дом" и другие.

Однако умение выделять из слова отдельные звуки не обеспечивает приобретения навыков звукового анализа, необходимых для овладения письмом и чтением. Поэтому следующий этап обучения – формирование умения последовательно выделять звуки из слова. В старшей группе дети уже научились анализировать односложные слова (мак) , используя схемы и фишки. В подготовительной группе это умение закрепляется. Кроме того, за счет расширения объема изучаемых звуков и букв анализ и синтез слов усложняется. При обучении я учитываю возрастающую степень слоговой трудности в словах:

  • односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных(ус, ау);
  • односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных(мак);
  • двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного(осы);
  • двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов(луна);
  • двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый(замок);
  • двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый(пушка);
  • двусложные слова из закрытых слогов(ландыш);
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост);
  • двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге(крыша);
  • двусложные слова разной звуковой структуры(утка, звезда, свисток);
  • трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием(канава).

Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами и с разрезной азбукой. При этом дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков.

При обучении я соблюдаю принцип строгой последовательности работы над звуками. Он заключается в том, что при введении в анализ и синтез слов с определенным изучаемым звуком, временно исключается пользование словами с другими сходными звуками, могущими привести к смешению. Так, например, если вводится в анализ и синтез слово со звуком С , то исключаются слова со звуками 3, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ .

Вот некоторые приемы работы, дополнительно к тем, которые использовались ранее:

  • придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемого слова(жук – ура, утка);
  • придумывание слов из определенного количества звуков (из 4-х: окно, утка);
  • придумывание слов, состоящих из 2-3-х звуков, с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
  • определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из 3-х, 4-х, 5 звуков;
  • придумывание слов на указанный звук;
  • придумывание слов из трех звуков, в котором второй и третий известны(ом – дом, том, ком, сом, лом);
  • нахождение одинаковых и разных звуков в словахмак ирак и т.д.

Игровые приемы:

  • перепрыгни через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове;
  • покажи столько пальцев, сколько звуков в слове;
  • пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла;
  • пусть подойдет к столу тот, в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3-Оля, 4-Миша и т.д.);
  • игра "Начало слова за тобой" (назови первый звук слов сак – рак, мак, лак и т.д.);
  • найди и опусти в "чудесный мешочек" игрушку, в названии которой второй звук гласный (У) (жук, кукла и т.д.);
  • игра "Конец слова за тобой" (добавь третий звук слова:ма – мак, мал; ко – кот, ком, кол и т.д.);
  • нарисуй предмет, в названии которого: 2 звука(он, уж), 3 звука(дом, мяч), 4 звука(бант, шкаф, стол) и т.д.

Знакомя детей с двусложными словами, я ввожу понятие "слог". Учу детей делить слова на слоги. Сначала с опорой на тактильные и слуховые ощущения (нажим подбородка на руку, хлопки в ладоши), а потом – с опорой на слух (определение гласных в слове).

На этом этапе обучения анализ и синтез становятся звуко-слоговыми. Для обозначения слов мы используем длинные полоски, а для обозначения слогов – короткие. Кроме того, я использую такие приемы работы, как работа над ритмом и ударением, повторение слогов в определенной последовательности; выделение слов с заданным количеством слогов, графическое изображение, звуко-слоговые схемы слова. Приведу примеры некоторых упражнений и игр, применяемых на этом этапе обучения:

  • отобрать картинки, названия которых состоят из одного, двух, трех и т.д. слогов;
  • найти картинку, обозначающую двусложное слово с ударением на 1-м слоге, на 2-м слоге;
  • отбери картинки, которые обозначают слова с ударением на 1-м слоге;
  • подсчитать количество слогов в слове, составить графическую схему и выложить слово из букв;
  • игра "Назови часть слова";
  • игра "Добавь часть к слову" (ка-ша, Ка-тя, ка-ра-ул и т.д.);
  • игра "Предметы вокруг нас" (называние детьми слов, состоящих из 2-х слогов:ва-за, сто-лы, лам-па и т.д.);
  • игра "Кто быстрее украсит елку" (игрушками, в названиях которых 2-3 слога);
  • игра "Почтальон принес письмо" (письмо вручается лишь тому, кто правильно определил количество слогов в названии предмета, изображенного на открытке);
  • игра "Угадай, что изменилось"(кожа – коса – коза и т.д.);
  • загадки ("Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик" ,подсказка: в ответе 3 части) и другие.

В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв маркером на доске и карандашом в тетради. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Для детей с речевым недоразвитием очень важна графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях. Это имеет большое значение для профилактики дисграфии наряду с использованием других приемов:

  • построение букв из полочек;
  • лепка из пластилина;
  • угадывание букв наощупь;
  • письмо цветными буквами;
  • построение цветных цепочек;
  • ребусы и другие.

Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организовываю работу, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой К . Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти соответствующую букву в большой кассе, третьему – написать эту букву на доске маркером.

Если анализируется, например, слово кот , то в начале оно анализируется на слух, т.е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук (К) – согласный, глухой, твёрдый, звук (О) – гласный, звук (Т)) – согласный, глухой, твёрдый.

Затем даются задания для одновременного выполнения уже следующим детям: одному ребенку – выложить это слово из цветных полосок на коврографе, второму – выложить его на доске буквами, третьему – написать маркером на доске. Вызванные дети выполняют их одновременно, а остальные проверяют правильность выполнения заданий.

При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. А я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.

На протяжении всех этапов обучения я провожу работу по коррекции звукопроизношения: постановке и дифференциации звуков, автоматизации их в речи.

Таким образом, развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте: вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Опыт показывает, что данная система работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза успешно решает вопрос о коррекции аналитико-синтетической деятельности детей. К концу срока обучения в речевой группе практически у всех детей фонематический слух находится в пределах возрастной нормы, дети успешно справляются с любыми формами анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова.

Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогашается словарный запас.

Вся работа проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?

Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по​следовательности.

Например, МАША.

  • М-А-Ш-А, первый звук – М
  • второй звук – А МАША
  • третий звук – Ш
  • четвёртый звук – А

Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).

Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.

Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Играем со звуками!

Игры на звуковой анализ и синтез.

Слова рассыпались.

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

Раз словечко, два словечко.

Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

Лесенка.

Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Отгадай, как их зовут?

Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.

Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.

Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Необыкновенные превращения.

Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

Какой звук пропущен?

Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.

Один звук, марш!

Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

Приготовим подарки для Сони и Шуры.

Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.

«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.

Игра проводится с картинным материалом и без него.

Дом, замок, избушка.

Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.

На один звук.

Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).

Гусеница.

Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.

Жураковская Я.В.,
учитель-логопед высшей категории

Балашова О.П.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Т.о. обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они со-ставили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Вы скажите, что все дети в период обучения чтению так читают. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. А мы «читаем» звуки уже около 15 занятий. Это свидетельствует о том, что большинство ваших детей без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать),
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьями),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему я использую символы а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
 выделение в словах первого гласного звука;
 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
 определение последнего гласного звука в словах;
 определение первого и последнего гласного звука в словах;
 определение наличия либо отсутствия в словах звука;
 определение первого согласного звука в словах;
 определение последнего согласного звука в словах;
 определение гласного звука в середине односложных слов;
 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
 определение позиции согласного звука в словах;
 определение количества слогов в словах;
 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письмен-ной речи в период школьного обучения.

Гайбышева Динара Рафильевна
Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют два вида звукового анализа :

1. Элементарный звуковой анализ

выделение звука из ряда звуков , на фоне слога, слова.

2. Сложный анализ .

Определение первого и последнего звука в слове .

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) .

Определение последовательности звуков в слове .

Определение количества звуков в слове .

Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук , после какого звука и т . п.).

Сложным формам звукового анализа нужно обучать специально. Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде игры . Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению , приятному общению с ребенком.

Предлагаю игры, которые замечательно позволяют скрасить время во время дороги из детского сада домой, вынужденного ожидания, например, в поликлинике.

«Поймай звук »

Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук (например звук [р] )

Сначала, изолированный звук : м-р-к-р-в-р-л-п-р-т-р

Затем ребёнок должен услышать звук [р] в слогах : ра –на-то-ро-ул-ур-ыр-ыс

И предложите ребёнку «поймать» звук [р] в словах : рама, луна, топор, рот, мел, крот, мост, крокодил.

«Правильно - неправильно»

Вы показываете ребёнку предмет и произносите его искажённо и правильно, а он хлопает если слово звучит верно и топает, если слово звучит искажённо (баван-баман-бакан-банан) .

«Нужный звук »

Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком . Например, вы отправились в магазин за овощами и фруктами, возьмите с собой ребёнка и предложите ему выбрать только те овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л» . Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т. п.) .

Такую игру можно играть в настоящем зоопарке или в воображаемом. Взрослый говорит : «Давай представим, что мы с тобой сейчас в зоопарке, в нем живут звери. Назови животных, в названии которых есть звук «Р» . Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т. п.) . А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л» . (слон, лось, белка, волк) .

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка : «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С» ».

Затем взрослый говорит : «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К» (сок, дом, ток, рот) .

«Отгадай, какое слово задумано»

Взрослый называет слова, в которых недостает первого заданного звука , например [р] (.ак : рак, .ама : рама, .анец : ранец, .адио : радио, а ребенок отгадывает и показывает правильно и громко произнося все слово.

«Кто больше?»

Кто придумает больше слов на заданный звук . Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой («Назови животных, название, которых начинается со звука [с] ». «Назови птиц, название которых начинается со звука [в] » ).

«Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук , например : «тан.» , «пау.» , «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук , чтобы получилось слово.

«Цепочка»

Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например : сок - карандаш - шарик - кот.

Играть в логопедические игры детям дома с родителями весело и занимательно. Они с удовольствием будут с вами соревноваться. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются , речь становится грамматически правильной, а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Успехов вам!

Публикации по теме:

Дидактическая игра "Звуки- сигнальчики" для развития звукового анализа. Цель: развитие навыков звукового анализа. Оборудование: кружки-сигнальчики.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’] для детей 6–7 лет с ФФН. Непосредственная образовательная деятельность по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’],.

Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Формирование навыков звукового.

Конспект по НОД в старшей группе. Освоение звукового анализа слов, уточнение знаний детей об элементах жд транспорта Конспект По непосредственной образовательной деятельности В старшей группе «Гвоздика» На тему: «В гости к дяде Федору» ЦЕЛЬ: Освоение звукового.

Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Воспитатель Панина Елена Витальевна Основная задача обучения.

Похожие статьи