Персоналии. Внешняя торговля ссср Нарком внешней торговли

Увеличение производства продуктов питания, естественно, влекло за собой много самых различных вопросов, связанных с производством и заготовкой сельскохозяйственного сырья и продажей населению пищевых продуктов. Большую роль в этом играла потребительская кооперация. Назревал вопрос о необходимости сконцентрировать руководство всем этим делом у одного лица.

Сталин предложил мне стать заместителем Председателя СНК СССР, оставаясь по совместительству наркомом пищевой промышленности, с тем чтобы я как зампред сосредоточил указанные вопросы в своих руках. 22 июля 1937 г. Постановлением ЦИК я был утвержден в этой должности.

Заместителем Председателя СНК, а затем Совета Министров СССР в общей сложности я проработал 27 лет, в том числе первым заместителем с февраля 1955 по июль 1964 г. На выборах в Верховный Совет СССР в декабре 1937 г. я был избран по рекомендации Сталина депутатом в Совет Национальностей по 126-му округу Еревана и выдвигался от этого округа вплоть до 1974 г. В Верховный Совет РСФСР меня выбирали в Ростове-на-Дону.

Уже через несколько месяцев после моего назначения стало ясно, что совмещать эти две должности трудно и, по существу, нецелесообразно. В январе 1938 г., на первой сессии Верховного Совета СССР первого созыва, я был утвержден в должности заместителя Председателя СНК СССР с освобождением от обязанностей наркома пищевой промышленности.

Весной 1938 г. мои функции как зампреда были четко определены. В Постановлении СНК СССР от 14 апреля было записано: «Обязать заместителя Председателя СНК СССР тов. Микояна сосредоточиться на вопросах товарооборота, на улучшении работы Наркомторга и, в особенности, Центросоюза, на улучшении работы Наркомлегпрома СССР, Наркомпищепрома СССР, Наркомзага и Наркомлегпромов союзных республик, освободив его от других обязанностей». Вопросы внешней торговли были вне моей сферы контроля.

У нас с Розенгольцем были нормальные отношения, но сухие. Он никогда не обращался ко мне ни за советом, ни за информацией. Я также избегал бесед с ним.

Сталин добился того, что вопросы внешней торговли даже в Госплане и Совнаркоме подробно не рассматривались. Розенгольц один ходил к Сталину с планами, главным образом с валютным планом и планом валютных накоплений. Сталин одобрял это, и Розенгольц строго руководствовался указаниями Сталина, входил в Госплан и Совнарком со своим планом. Все решалось в тайне от них. Сам Розенгольц очень был доволен такой обстановкой. Он работал неплохо как чиновник. Это его устраивало, устраивал такой способ решения вопросов, потому что никакой критики в отношении этих планов не имело места, ибо никто не присутствовал при их обсуждении. Не было и никаких жалоб. Сталин одобрял планы, составленные Розенгольцем самостоятельно.

Розенгольц ввел в наркомате порядок послушания и исполнения, вместо того чтобы пользоваться методом обсуждения вопроса на коллегии, с активом работников наркомата. Работники, которых я хорошо знал, проявляли недовольство, что совсем другой стиль работы стал, что нарком не слушает, не терпит возражений.

И вдруг в конце 1937 г. Розенгольц был арестован «как бывший троцкист и теперь имевший отношение к троцкистской деятельности». Он действительно когда-то голосовал за Троцкого, но был предан Сталину и никакого отношения к троцкистской группировке давно уже не имел. Я удивлялся только, что делал Сталин с людьми, которые честно работали для советской власти.

Как-то осенью, в 1938 г., часов в 9 вечера, когда я находился в Совнаркоме, позвонил Поскребышев и сказал, что Сталин с Молотовым находятся в ложе Большого театра и Сталин просит меня зайти туда. Шла опера «Иван Сусанин». Сталин очень любил эту оперу, и мы с ним раз восемь или девять были на ней. Сначала мне нравилось, а потом надоело.

Я никак не мог догадаться, по какой причине меня приглашают. Надо сказать, по сравнению с тем, что было раньше, в 1938 г. Сталин редко вызывал меня лично. Он чувствовал, что я тяжело переношу те репрессии, которые он применял в отношении руководящих кадров и вообще в стране. Возможно, поэтому он стал относиться ко мне несколько холоднее. К тому же в это время перестали устраивать регулярные заседания Политбюро, как это было раньше (каждый четверг с 12 до 5-6 часов дня). Вместо этого 2-3 раза в месяц устраивались совещания узкого состава Политбюро, как правило, без предварительной повестки. В этих заседаниях я участвовал.

В антракте Сталин мне говорит: «Ты знаешь, что после ареста Розенгольца исполнение обязанностей наркома было возложено на Судьина, который до этого занимал должность зампредседателя Госконтроля. Оказалось, что и он замешан во вредительстве. Тогда мы решили взять человека со стороны и сделали и.о. наркома Чвялева, который до этого работал директором Института внешней торговли в Ленинграде. И очень удивлены - Чвялев, которого мы взяли, казалось, умный, честный человек, молодой, - он также участвует во вредительской антисоветской группировке». (Я не понимал, почему он меня об этом информирует.) Сталин продолжал: «Чвялева нельзя терпеть во главе наркомата. Меркалов - его заместитель - тоже подозрительный человек. Возможно, он также с ними вместе. Ты не мог бы взять на себя исполнение обязанностей наркома внешней торговли с исполнением обязанностей зам. Председателя Совнаркома? Резервы исчерпаны у нас, а ты и дело, и людей знаешь, и дело поправишь быстро».

Я сказал, что у меня очень много обязанностей получается и все их надо исполнять. Поэтому мне очень трудно давать согласие, хотя я и не возражаю, если ЦК считает это необходимым. Он сказал: «Надо. Ты справишься. Ты не обязан в мелочи вникать. Подберешь людей, ими будешь руководить, и дело пойдет. Только строго прими дела от Чвялева, используй приемку дела для необходимой проверки состояния дел в наркомате, все недостатки выяви и какие люди вредят, чтобы от них избавиться. А потом, после сдачи дел, мы арестуем Чвялева, а через некоторое время, возможно, и Меркалова.»

Подумав, я сказал, что, если ЦК считает необходимым, я не возражаю, но прошу две вещи: освободить меня от руководства наркоматами пищевой и легкой промышленности, внутренней торговли и заготовок, чтобы я мог целиком сосредоточиться на работе Наркомата внешней торговли, потому что дела там действительно развалены; вторая просьба - прекратить аресты работников Внешторга. Я знаю со слов работников наркомата, что там арестовано много не только руководителей, но и средних работников. Многими овладел страх. Люди боятся проявить инициативу, активность, чтобы это не сочли за вредительство. В наркомате господствует паника, перестраховка. В таких условиях мне трудно будет заставить людей работать активно, в интересах государства. «Вообще, добавил я, - нельзя арестовывать работников наркомата без согласования этого вопроса с наркомом».

Сталин сказал: «По первому вопросу нет надобности освобождать тебя от тех обязанностей, которые возложены на тебя как заместителя Председателя Совнаркома: настолько ты хорошо знаешь работу этих наркоматов, так много у тебя энергии, что вполне можешь совмещать и эту работу и работу во Внешторге. Так что эта твоя просьба не будет удовлетворена. (Я не стал возражать против этого, промолчал.) Что касается твоей второй просьбы, - продолжал Сталин, - то ты, пожалуй, прав. Чтобы создать хорошую атмосферу для твоей работы, дадим указание НКВД прекратить всякие аресты работников Внешторга. В отношении согласования вопроса ареста работников наркоматов с наркомами - подумаем».

Сталин не мог не понять, что вопрос этот был важен и в той обстановке совершенно необходим. С 1 декабря 1938 г. было установлено, что разрешение на арест работников союзных и республиканских наркоматов, а также приравненных к ним учреждений дается по согласованию с соответствующим наркомом или начальником учреждения.

Я прибыл в наркомат, образовал подкомиссии, стал выслушивать доклады о состоянии дел. Недостатков было много.

Состояние дел оказалось хуже, чем я мог предположить. В наркомате из 46 человек, которые начиная с 1930 г. в разное время были заместителями наркома или членами коллегии, не оказалось ни одного. Все были репрессированы: большинство на работе в самом наркомате, другие - после выдвижения на иную работу. Это были, как правило, крупные, хорошо подготовленные работники.

Особенно тяжелым положение в Наркомвнешторге стало, когда 14 июня 1937 г. с должности наркома был снят Розенгольц. Из заместителей наркома я застал одного Кушарова, да и тот пришел в наркомат лишь за три месяца до моего назначения.

Из 21 объединения в десяти не было председателей, во многих управлениях и отделах взамен снятых кадровых работников были назначены совсем неопытные работники. В 15 странах из 25, с которыми были торговые связи, должности торгпредов были вакантны из-за того, что кадровые работники были сняты. Не было торгпредов в Бельгии, Греции, Дании, Италии, Иране, Китае, Литве, Монголии, Туве, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швеции, Японии.

Комиссия по приемке дел наркомата выявила много недостатков. В ходе ее работы отдельные факты, когда их оспаривали работники аппарата, я поручал перепроверять. Я просил, чтобы проверка проводилась строго, но объективно, чтобы не искажались факты и чтобы не использовались недостатки для шельмования работников наркомата.

Зная, что Чвялев снят, комиссия все вскрываемые недостатки возлагала на него. Тактика была понятной, но, конечно, нарком не мог отвечать за все. Но так поступали сознательно, стараясь спасти других работников, ибо вскрытые недостатки не были последствием какого-то вредительства, а были лишь результатом шараханья из одной стороны в другую в силу сложившихся ненормальных условий.

Будучи поставлен перед фактами, установленными комиссией, бывший нарком Чвялев объяснил их тем, что он «малоопытный работник во внешней торговле». Он действительно не имел практического опыта, а одного высшего образования оказалось мало.

Положение в деле руководства наркоматом за указанные годы усугублялось еще и тем, что в 1934 г. в наркоматах были ликвидированы коллегии, как указывалось в Постановлении ЦИК и СНК, «в целях обеспечения конкретного руководства». Однако жизнь довольно скоро показала несостоятельность и несуразность упразднения коллегий, и они были восстановлены. Уже один этот факт показывает, насколько иногда по-диктаторски относился Сталин к решению крупных организационных вопросов построения государственного и хозяйственного аппарата в стране.

Мне удалось в течение менее чем года внушить работникам Внешторга уверенность в своем положении, в том, что они будут защищены, что критика не будет вызывать репрессий. Наркомат начал вставать на ноги.

Надо сказать, что Сталин сдержал свое слово и в течение десяти лет, до 1948-1949 гг., арестов в Наркомате внешней торговли не было. Единственным исключением было дело, затеянное Абакумовым почти через десять лет против председателя а/о «Экспортлес» Герасимова, который в войну работал уполномоченным Внешторга в Архангельске по разгрузке и приемке, а также отправке по назначению поступавших из-за границы грузов и вооружения. Работал он энергично, хорошо. К нему на помощь в трудные минуты я иногда направлял Папанина, популярного человека в стране, чтобы он своим авторитетом активизировал работу грузчиков по разгрузке товаров и вооружения в тяжелейших условиях Севера. Папанин был уполномоченным ГКО, и его умение найти подход к портовым людям много помогало работе.

Мне Сталин сказал тогда, что поступил какой-то материал на Герасимова и что пройти мимо этого материала нельзя. Я попросил его дать мне возможность разобраться в этом деле самому, потом доложить ему. Я убедился, что ничего предосудительного и умышленного в действиях Герасимова не было; была некоторая торопливость, за которую можно было нести административную ответственность. В целом же Герасимов работал правильно и хорошо. Я так и доложил Сталину. Сталин не согласился, дал указание арестовать Герасимова и судить.

После смерти Сталина дело Герасимова было пересмотрено как надуманное Абакумовым. Герасимов был реабилитирован и вышел на свободу. Сам Абакумов был арестован еще при Сталине.

За годы моей работы наркомом внешней торговли в процессе проведения общей линии централизации государственного управления сложилась абсолютная монополия внешней торговли. В последующем Сталин продолжал держаться этой линии, и у меня не было с ним споров по этому вопросу. Даже во время Великой Отечественной войны все поставки из Англии и Америки, включая небольшое количество танков и самолетов в первый период войны, осуществлялись Наркомвнешторгом.

Монополия внешней торговли сохранялась так, как она была завещана Лениным. Это закреплено в нашей Конституции. Ленин, твердо придерживаясь принципа монополии внешней торговли, не рассматривал ее догматически. Он учитывал особенности этапов экономического развития и требования социалистической экономики, предусматривал гибкие формы организации и методов внешнеторговой работы, идущей навстречу этим требованиям.

Красин - проводник ленинской линии развития понимал, что дело это потребует вовлечения во внешнеторговый оборот отдельных наркоматов, крупных предприятий. «Все учреждения, общества, фирмы и частные лица, - писал Красин в 1924 г., - могут заниматься внешней торговлей лишь постольку, поскольку государство им это дозволяет, т.е. не иначе, как с особого разрешения особых правительственных органов, причем самое осуществление внешнеторговых операций происходит не иначе как под контролем и наблюдением Народного комиссариата внешней торговли и его органов».

25.11.2015

90 лет назад , 18 ноября 1925 г. был создан Наркомат внешней и внутренней торговли СССР (Наркомторг СССР). Ведомство было образовано путем объединения Наркомата внешней торговли СССР и Наркомата внутренней торговли СССР.

В 1930 г. Наркомторг СССР был реорганизован: из него был выделен Наркомат внешней торговли СССР и Наркомат снабжения СССР.

Архивный фонд «Народный комиссариат внешней и внутренней торговли (Наркомторг) СССР» (1925 - 1930, 11683 ед. хр.) хранится в РГАЭ (Ф. 5240).

В фондах РГАЭ богато представлена история ведомства:

Ф. 413. «Министерство внешней торговли СССР (Минвнешторг СССР)» (1917 - 1988, 18401 ед. хр.)

Ф. 272. «Всесоюзное объединение по экспорту животного сырья и отходов (Разноэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1930, 7 ед. хр.)

Ф. 4433. «Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами (Торгсин) Наркомвнешторга СССР» (1931 - 1935, 177 ед. хр.)

Ф. 8336. «Всесоюзное объединение по импорту цветных металлов в СССР (Цветметимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1927 - 1931, 103 ед. хр.)

Ф. 8340. «Всесоюзное объединение по импорту оборудования, сырья и полуфабрикатов для электропромышленности и электростроительства (Электроимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1934, 96 ед. хр.)

Ф. 4079. «Всесоюзное объединение по импорту химических товаров для отраслей промышленности и специального оборудования для химических производств (Химимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1932, 197 ед. хр.)

Ф. 8345. «Всесоюзное объединение по экспорту кустарно-художественных изделий и ковров (Ковкустэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1928 - 1936, 148 ед. хр.)

Ф. 8397. «Всесоюзный государственный трест звероводческого хозяйства (Союззверовод) Главного управления пушно-мехового и охотничьего хозяйства "Главпушнина" Наркомвнешторга СССР» (1932 - 1936, 122 ед. хр.)

Ф. 289. «Главное управление пушно-мехового хозяйства (Главпушнина) Наркомвнешторга СССР» (1934 - 1936, 1939 - 1944, 149 ед. хр.)

Ф. 4344. «Всесоюзное объединение по заготовке второстепенного экспортного сельскохозяйственного сырья и новых видов экспортных товаров (Союззаготэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1929 - 1933, 507 ед. хр.)

Ф. 4039. «Государственная импортно-экспортная торговая контора (Госторг РСФСР) Наркомвнешторга РСФСР и управление уполномоченного Наркомвнешторга РСФСР по реорганизации Госторга РСФСР» (1922 - 1930, 7284 ед. хр.)

Ф. 6882. «Государственное объединенное правление (объединение) по нефтеторговле за границей (Нефтэкспорт) Наркомвнешторга РСФСР» (1922, 24 ед. хр.)

Ф. 8151. «Комиссия по внутренней торговле при СТО СССР и Народный комиссариат внутренней торговли СССР» (1922 - 1925, 1706 ед. хр.)

Ф. 3600. «Всесоюзный совет съездов биржевой торговли при Наркомвнешторге СССР» (1923 - 1930, 966 ед. хр.)

Ф. 8197. «Управление государственной хлебной инспекции (ГХИ) Наркомвнешторга СССР» (1923 - 1930, 97 ед. хр.)

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1920 - 1922 гг., наркома внутренней торговли СССР в 1922 - 1924 гг. А.М. Лежавы (1870 - 1937) (РГАЭ. Ф. 92);

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1921 - 1922 гг. И.И. Радченко (1874 - 1942) (РГАЭ. Ф. 9455);

Заместителя наркома внешней и внутренней торговли СССР в 1927 - 1930 гг., наркома внутренней торговли РСФСР в 1934 - 1937 гг. Хинчука Л.М. (1868 - 1939) (РГАЭ. Ф. 4269).

] как систему, используемую для уклона от принятых на себя Наркомвнешторгом обязательств, являются глупой и злостной клеветой. Монополия внешней торговли заключает в себе принципы строжайшего исполнения Наркомвнешторгом заключенных обязательств и договоров, и во всей торговой деятельности органов Внешторга с момента возобновления внешней торговли Советской республики в 1920 г. не может быть указано ни одного случая неисполнения торгпредствами каких-либо из заключенных ими обязательств. Конечно, монополия внешней торговли является достаточно могучим орудием в руках советского государства для того, чтобы успешнее бороться с тем, кто стремится подорвать экономические интересы нашей страны или повредить нашей торговле. Но даже в тех случаях, когда советское правительство вынуждено ввиду агрессивных поступков со стороны какой-либо организации предпринять то или иное изменение в направлении своих товаров или в выдаче заказов, точное исполнение заключенных обязательств по договорам всегда остается непоколебимым условием; даже тогда, когда наше торгпредство в Германии в мае текущего года подверглось неслыханному нападению со стороны прусской полиции , осуществившей этот акт беззакония, даже в тайне от собственного Министерства иностранных дел, даже и тогда Наркомвнешторг, ограничив и сократив торговые сношения с Германией, ни на один день не приостановил исполнение текущих договоров или расчетов по заключенным договорам и сделкам. Когда год тому назад советское правительство вынуждено было вследствие враждебного акта , мешавшего нашей торговле, прекратить выдачу заказов на Францию, осуществлявшее эти поручения советского правительства английское общество Аркос назначило для ликвидации начатых уже сделок специального доверенного, и нам неизвестны какие-либо жалобы со стороны французских фирм, имевших с Аркосом торговые сделки. Будет очень жаль, если хорошие деловые сношения, установившиеся у советских хозяйственных организаций с Амторгом или через него и с другими американскими фирмами, будут испорчены клеветнической кампанией, но все фирмы и лица, заключившие соглашения или сделки с советскими организациями, имеющие на это достаточные полномочия Наркомвнешторга или его органов, могут быть вполне уверены в точном и своевременном выполнении обязательств; и именно система монополии внешней торговли, обеспечивающая строжайший правительственный контроль за всеми этими сделками, дает наилучшую гарантию точного выполнения всех обязательств.

Наркомвнешторг Красин

Примечания :

Амторг (American Trading Corporation) образован в Нью-Йорке 27 мая 1924 г. путем объединения обществ Продэкско и Аркос-Америка. НКИД высказался за то, чтобы новое общество носило характер частного учреждения. «Лицам, кои будут назначены руководителями общества, - писал М. М. Литвинов Л. Б. Красину 31 января 1924 г., - должно быть строжайшим образом внушено, чтобы они ни в коем случае не выступали в Соединенных Штатах в роли агентов Советской власти». И. Я. Хургин предложил несколько вариантов названия общества: Торговое общество Союза Советских Республик (ТО СССР), Советско-американское торговое общество (САТОР), Американское торговое общество (Амторг). В результате обсуждения решено было остановиться на последнем названии.

Основные функции и способы деятельности общества определялись на основании соглашения последнего с НКВТ от 28 ноября 1924 г. НКВТ брал на себя обязательство предоставлять Амторгу лицензии на экспорт сырого материала всех видов, допущенных к вывозу для продажи в Северной и Южной Америке, лицензии на ввоз в СССР из Северной и Южной Америки для продажи на внутреннем рынке Союза всех сортов сырого материала, полуфабрикатов, промышленных товаров, допущенных к ввозу в СССР. В свою очередь Амторг брал на себя обязательство выплачивать НКВТ ежегодное “вознаграждение” в размере 50% от чистой прибыли. Но это условие практически не соблюдалось. В 1931 г. Управление по налоговым жалобам в США констатировало, что, вопреки соглашению между Амторгом и НКВТ от 28 ноября 1924 г., Амторг передавал НКВТ всю сумму прибыли. Связь Амторга и НКВТ была чрезвычайно тесной. Но в советских партийно-государственных кругах настоятельно подчеркивалась полная независимость Амторга от НКВТ и его положение как независимого русско-американского общества. Стремление отрицать государственный характер Амторга было обусловлено как политическими, так и экономическими факторами. С экономической точки зрения это было связано с проблемой налогообложения Амторга. В качестве негосударственного торгового общества Амторг пользовался некоторыми налоговыми льготами. Весной 1931 г. сборщик внутригосударственных налогов США установил дополнительный налог на Амторг, исходя из того, что Амторг - общество, управляемое советским правительством. Этот налог был значительно выше суммы, которую Амторг платил в качестве торгового общества. Руководство Амторга обратилось в Отдел налоговых жалоб США, мотивируя свою позицию тем, что акции Амторга являлись собственностью ряда частных лиц и кооперативных организаций. С политической точки зрения, афишировать государственный характер Амторга было крайне не желательно, чтобы не акцентировать внимание американских деловых и политических кругов на том моменте, что Амторг помимо коммерческих, выполняет и политические задачи (РГАЭ. Ф. 413. Оп. 13. Д. 96. Л. 30, ЗЗ об., 52‑52 об., 72; Оп. 17. Д. 521. Л. 25; Оп. 22. Д. 80. Л. 329).

22 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК РСФСР о национализации внешней торговли. В нем говорилось: «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки... для вывоза и ввоза воспрещаются (Сборник действующих декретов и постановлений по внешней торговле. М., 1924. Стр. 11). Органом, ведущим внешнюю торговлю, был Народный комиссариат торговли и промышленности. С введением нэпа ситуация изменилась. В наказе СНК РСФСР от 11 марта 1921 г. было сказано, что «для развития торговых отношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заграничных сделках и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах НКВТ». Предоставление некоторой свободы на внешнем рынке было обусловлено стремлением государства активизировать внешнеэкономическую деятельность. Права НКВТ в области внешней торговли были определены декретом от 9 августа 1921 г., согласно которому он стал основным заготовителем экспортного сырья. Государство передало НКВТ республиканский экспортный фонд, что должно было обеспечить его устойчивое положение в условиях возможной конкуренции с госучреждениями и кооперацией. Постановлением Президиума ВЦИК от 13 марта 1922 г. на НКВТ была возложена функция по контролю и руководству за внешней торговлей РСФСР и фактически за деятельностью всех учреждений, действовавших в этой сфере. Активным сторонником усиления роли НКВТ в сфере внешней торговли являлся Л. Б. Красин. Он выступил против осуществления НКВТ только контрольных функций, считая, что «сколько-нибудь действенный контроль над организациями, непосредственно осуществляющими внешнюю торговлю, возможен будет лишь тогда, когда... количество этих организаций не будет превышать некоторого предела» (цит. по: Кауфман М. Я. Организация и регулирование внешней торговли России. М., 1925. Стр. 58). Стремление возникших за первый год нэпа хозрасчетных торгово-промышленных объединений к активным внешнеторговым операциям побудило их требовать дальнейшего смягчения монополии внешней торговли. В конце 1922 г. в партийно-государственных кругах начались дискуссии по этому вопросу, где победу одержали сторонники сохранения монополии внешней торговли и ранее объявленного принципа допущения некоторых организаций к участию во внешнеэкономической деятельности. Позиция Л. Б. Красина нашла поддержку в высших партийно-государственных кругах, и 13 апреля 1923 г. специальным декретом был ограничен круг учреждений, имеющих право на ведение самостоятельных внешнеторговых операций. Их стало 25. Остальные должны были получать разрешение на заключение внешнеторговых сделок в НКВТ в каждом отдельном случае. IX съезд Советов в резолюции о новой экономической политике отметил, что «дальнейшее развитие торговых сношений с заграницей требует более прямых и непосредственных связей промышленности с заграничным рынком. Находя, что охранение народного достояния и интересы наиболее выгодной реализации на заграничных рынках тех продуктов, которые разрешаются к вывозу, требуют сохранения за государством монополии внешней торговли, IX съезд Советов считает, что всероссийским и областным кооперативным объединениям всех видов, государственным и промышленным объединениям должно быть разрешено непосредственное производство экспортных и импортных операций (на основании особых соглашений их с НКВТ о допущении или ограничении вывоза или ввоза определенных видов товаров и под его контролем). В тех же целях должно быть разрешено образование при обязательном участии НКВТ - смешанных обществ для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и ввоза в Советскую Россию необходимых ей продуктов, с установлением таможенных пошлин - ввозных и вывозных» (Там же. Стр. 68).

Некоторая свобода внешнеэкономической деятельности сохранялась за Аркосом, Амторгом, смешанными акционерными обществами. На втором совещании уполномоченных НКВТ 6 января 1924 г. было решено считать допустимым наличие вышеназванных организаций как структур НКВТ, обладающих значительной свободой внешнеэкономической деятельности. Попытки нарушить фактически монопольное положение НКВТ и его структур на внешнем рынке были предприняты в 1925 г. рядом сотрудников Наркомзема (Н. Д. Кондратьев, Суханов, В. Г. Громан), считавших, что аппарат НКВТ слишком громоздкий, снижает оперативность внешнеторговой деятельности. В частности, Н. Д. Кондратьев отмечал, что «протекционизм в отношении промышленности СССР должен проводиться так, чтобы не препятствовать ввозу орудий и средств сельскохозяйственного производства» (Плановое хозяйство. 1925. № 8. Стр. 111). Но успеха эти попытки не имели. И к середине 20‑х годов государство в лице НКВТ стало фактическим монополистом во внешней торговле СССР, что трактовалось партийно-государственными кругами как одно из крупнейших достижений социалистического строительства.

Имеется в виду вторжение германской полиции 3 мая 1924 г. в торгпредство СССР в Берлине (Шишкин В. А. Цена признания. Спб., 1991. Стр. 130).

Имеется в виду прекращение выдачи въездных виз во Францию торговым работникам из СССР в апреле 1923 г.

РГАЭ. Ф. 413. Оп. 2. Д. 1258. Л. 6-7. Копия

  • 19 декабря 1927 - 25 июня 1937 - член ЦК ВКП(б).
  • 1928 - в период расцвета кооперативного движения по заказу И. Любимова проводится международный конкурс на строительство здания Центросоюза в Москве, величественное здание было построено в 1929-1931 гг. по проекту знаменитого Ле Корбюзье. Во время голодного 1932 года строительство здания Центросоюза был приостановлено и окончено в 1933-1936 гг. В 1932 году был создан Наркомлегпром СССР, который возглавил Любимов. Поэтому здание Центросоюза было отдано наркомату лёгкой промышленности.

Во главе внешней торговли

  • 11.1930 - 1931 - заместитель народного комиссара внешней и внутренней торговли СССР.
  • 11.1930 - 1931 - торговый представитель СССР в Германии, руководитель Торгпредств и внешней торговли в Европе.

В это время И. Любимов был на важнейших постах в системе внешней торговле - в период разворачивающейся индустриализации в стране через него заключались контракты на поставку в СССР оборудования и целых заводов, осуществлялся экспорт хлеба. Работать Любимову пришлось в сложные годы начавшегося мирового кризиса: достаточно сказать, что мировые цены на пшеницу, основной экспортный товар СССР, упали в эти годы в несколько раз.

Нарком лёгкой промышленности СССР

  • 5 января 1932 - создан Наркомат лёгкой промышленности СССР.
  • 5 января 1932 - 7 сентября 1937 - народный комиссар лёгкой промышленности СССР.
  • 9 - 12 апреля 1932 - в Вичуге, одном из главных текстильных центров России, произошла крупнейшая в сталинский период стачка, которая сопровождалась уличными стычками и погромами учреждений власти.

В 1937 году «расследование» Ежовым «чрезвычайно важных вичугских событий» запустит репрессивный механизм в центральном аппарате Наркомлегпрома, в жернова которого попадёт и И. Любимов.

  • 4 февраля 1934 - выступление наркома И. Любимова на XVII съезде ВКП(б).

Из доклада Любимова:

«В течение второй пятилетки продукция легкой промышленности должна возрасти, с учетом поправок, которые я хочу внести съезду, в 2,5 раза против уровня производства, достигнутого в 1932 г. Рост продукции, как видите, колоссальный. Легкая промышленность во втором пятилетии вступает в новый этап невиданно высоких темпов ежегодного прироста продукции. По объему производства продукции легкой промышленности, предусмотренного по второму пятилетнему плану, Советский Союз выходит на одно из первых мест в Европе, догоняя Америку. Учтя поправки, хлопчатобумажных тканей мы должны выпустить в 1937 г. 5 млрд м с лишним против 2 534 млн м в 1932 г., то есть в итоге второй пятилетки достигается удвоение выпуска хлопчатобумажных тканей. Шерстяных тканей мы в 1937 г. должны выпустить 220 млн м против 91 млн м в 1932 г., что составит рост в 2,5 раза. Льняных тканей должно быть выработано 560 млн м против 130 млн м в 1932 г., то есть рост в 4 с лишком раза. Обуви надо выработать в 1937 г. 160 млн пар против 73 млн в 1932 г., то есть рост более чем в 2 раза. Свыше чем в 2 раза возрастает выпуск стекольных и фарфоровых изделий, свыше чем в 2 раза возрастает выпуск швейных изделий, свыше чем в 4 раза возрастает выпуск трикотажных изделий и т. д.»

«Большая программа технической реконструкции предусматривается планом второй пятилетки в области ткачества в хлопчатобумажной промышленности. От применяющихся в настоящее время неавтоматизированных ткацких станков системы „Платт“ мы переходим к вооружению хлопчатобумажной промышленности ткацкими автоматами и к автоматизации действующих ткацких станков. В области автоматизации ткачества наши инженеры дали ряд ценнейших изобретений, дающих серьёзные основания считать, что уже в ближайшие годы тип автоматического ткацкого станка системы производства нашего Союза будет одним из лучших. Все вновь строящиеся предприятия хлопчатобумажной промышленности оборудуются автоматическими ткацкими станками, и проводится широкая программа мер по автоматизации действующих ткацких станков. Процент автоматических и автоматизированных станков в хлопчатобумажной промышленности к концу второй пятилетки доводится примерно до 50 против 10-12 в 1932 г. Автоматизация ткачества значительно сокращает потребность в рабочей силе для развивающейся хлопчатобумажной промышленности»

«В качестве иллюстрации, показывающей, в какой мере возрастают наши требования на оборудование, я укажу, что против 100 млн руб. технологического оборудования, предлагаемого Наркомтяжпромом для легкой промышленности в 1934 г., нам в 1935 г. необходимо будет одного технологического оборудования на сумму свыше 500 млн руб»

«В течение первой пятилетки в легкую промышленность было вложено 1 200 млн руб. В работу было пущено свыше 200 новых предприятий. В течение второй пятилетки в легкую промышленность вкладывается свыше 9 млрд руб. Как видите, рост капиталовложений - исключительно высокий». «Основные объекты строительства легкой промышленности в течение второго пятилетия указаны в тезисах основных докладчиков, представленных съезду, и даны в большом развернутом виде в докладе товарища Куйбышева. Из тезисов и из доклада товарища Куйбышева вы видели, что основная масса капиталовложений по легкой промышленности направляется в национальные и так называемые промышленно отсталые районы. В течение второго пятилетия мы должны провести громадную программу строительства новых предприятий в сырьевых районах и районах потребления».

Внешняя торговля СССР

Розенгольц А. П. , нарком внешней торговли СССР. При нем, согласно сообщению «Известий» от 8 мая 1936 г., образован «совещательный комитет», в который вошли как члены 34 еврея. Главнейшие из них:

Барит Я. М. , главный бухгалтер комиссариата внешней торговли

Гендин Я. М. , начальник управления импорта Внешторга

Тайц М. И. , начальник планового сектора Внешторга

Рабинович Ф. Я. , начальник экспортного управления Внешторга

Иевин М. И. , начальник сектора торгпредства при Внешторге .

«В наше время, когда со всех сторон слышатся обвинения нас, русских, в том, что мы во все времена и при всех режимах „угнетали и притесняли“ евреев, живших на русской земле, - одним только этим списком можно опровергнуть все эти обвинения, а обвиняющих назвать клеветниками, имея для этого полное основание. Опровергнуть же и оспорить точность этого списка никто не сможет» .

Именно из этих советских сановников в конце 1930-х сформировался некий специфический «набор» узников ГУЛАГа. «Набор 1937 года», очень говорливый, имеющий доступ к печати и радио, создал «легенду 37-го года», легенду из двух пунктов:

1) если когда при советской власти сажали, то только в 37-м, и только о 37-м надо говорить и возмущаться;

2) сажали в 37-м - только их .

С этим мнением «говорливого набора» охотно соглашается и Соломон Шварц, который хотя и послужил в свое время в Красной армии, но как будто «перековался» еще раз и даже вот уехал в США: «Достаточно рационального обоснования советская антиеврейская политика вообще не имеет, рационального, конечно, с точки зрения коммунистической диктатуры. В основном объяснять эту политику приходится инерцией скрытого антисемитизма, корни которого живут в советском обществе, и инерцией антисемитской административной практики, прочно вошедшей в быт в сталинский период советской истории» .

«…Скрытый, ползучий антисемитизм советской бюрократии, как он начал отчетливо вырисовываться во второй половине тридцатых годов, тот, назовем его условно, новый антисемитизм, который находит свое выражение в оттеснении евреев на задний план во всех областях жизни Советского Союза» .

Шварц, похоже, даже самому себе не задает элементарного вопроса: а почему, собственно, евреи обязательно должны находиться на переднем плане? А у него ведь так и получается: антисемитизм состоит в том, что евреи не на первом плане. Все проговорено очень отчетливо.

Похожие статьи