Комплекс упражнений для учащихся с ограниченными возможностями. Ритмическая гимнастика для детей с овз. «Раскрашивание по цифрам»

Комплексы упражнений для детей с ОВЗ

Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии. Поэтому одними из основных задач физического воспитания в школе для таких детей являются:

1) коррекция недостатков физического развития, направленная на их
предупреждение и устранение;

2) содействие всестороннему гармоническому развитию личности.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и

коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Отсюда коррекционно-педагогический процесс по физическому воспитанию для слабовидящих детей осуществляется с учетом специфики их дефекта, возраста, пола, физического развития и физической подготовленности. Регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы; норма­лизуют работу органов дыхания, укрепляют «мышечный корсет». Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия фи­зическими упражнениями делают движения детей более уверенны, четкими, согласованными. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

а) их глубокая «биологичность» и адекватность;

б) универсальность (нет ни одного органа, который бы не реагировал на
движения);

в) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании
оптимальных физических нагрузок);

г) возможность длительного применения.

Физическое воспитание способствует выработке правильной осанки, являю­щейся одним из важных условий нормальной деятельности внутренних органов. Для того чтобы осанка была правильной, необходимо равномерно укреплять все мышцы туловища, особенно мышцы спины, плечевого пояса и живота.

Допустимая для каждого конкретного учащегося физическая нагрузка определяется врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года. Детям с высокой близорукостью (с изменением глазного дна), глаукомой, афакией, подвывихом хрусталиков, с дистрофическими изменениями сетчатки, хореоретинитом, ретинитом и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясением тела, а также противопоказаны выраженные физиче­ские напряжения, силовые приемы. Такие дети, как правило, осво­бождаются от выполнения многих упражнений (толкание ядра, соскоки и т. п.) во время занятий физкультурой. Иногда упражнение дается в сравнительно облегченном виде, например, когда толкаемое ядро весит не более одного килограмма, упражнения в равновесии выполняются на пониженной опоре. Все это отражается в программе по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей.

Программа по физическому воспитанию для детей с нарушениями зрения решает следующие задачи:

укрепление здоровья, закаливание и содействие нормальному физи­ческому развитию организма;

формирование у школьников жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений и совершенствование их, обучение новым видам движений и двигательным действиям;

повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воз­действиям и расширение его функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигатедьного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения для выработки устойчивости к утомлению

И. п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

И. п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

И. п. - стоя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; в) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек.; г) опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. - сидя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение раз­вивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

И. п. - сидя: а) закрыть веки; б) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

И. п. - стоя: а) отвести правую руку в сторону; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз гори­зонтального действия и совершенствует их координацию.

И. п. - стоя: а) поднять правую руку вверх; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы вертикального действия и совершенствует их координацию.

И. п. сидя: а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; б) спустя 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Частные методики адаптивной физической культуры

И. п. - сидя, голова неподвижна: а) вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; б) производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом за кончиком пальца; в) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение улучшает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6 раз.

И. п. - сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность - 20 се­кунд. Упражнение на расслабление.

Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражне­ния.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости

И. п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один, два» поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не повора­чивая головы. Повторить 6-8 раз.

И. п. - стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения рука­ми. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторите 6-8 раз в каждом направлении.

И. п. - стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коле­ном ударить по мячу. Повторить 8-30 раз каждой ногой.

И. п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три, четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

И. п. - лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два, три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8-10 раз.

И. п. - лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать сто­пами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8-10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс разработал комплекс упражнений (после ознакомления с методикой совер­шенствования зоркости индейцев). Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилием увидеть, разглядеть удаленные предметы.

По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать расслаблением и с помощью следующих упражнений.

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассмат­ривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы.

Повторить 15 раз.

Этот комплекс рекомендуется выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2-3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.

Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки це­лесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) виды нагрузки;

варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;

варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья за­нимающихся, уровня их физической подготовленности;

варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;

воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжес­ти, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;

Учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; - для улучшения психосоматического состояния использовать психо­гимнастику;

наблюдать за самочувствием занимающимся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной орга­низации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;

при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимули­рование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интен­сивности, все то, что может спровоцировать приступ;

Учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперак­тивность компенсируются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз - «пальмингом».

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

«Комплексы

утренней гимнастики

1-4 кл.; 5-9 кл.»

Подготовил

учитель физической культуры

Скляренко Михаил Николаевич

с.Первомайское

1.Ходьба на месте 10-15 с.На четыре счета вдох, на четыре – выдох.

2.И.п. – о.с. 1 – руки вперед. 2 – руки в стороны. 3. – руки вверх, встать на носки, потянуться. 4. – и.п. Повторить 3-4 раза. ТМ. (темп медленный)

3.И.п. – о.с., руки за спину. 1 – мах правой вперед. 2. – и.п. 3 – мах левой вперед. 4 – и.п. Повторить 5-6 раз. ТС. (темп средний)

4.Бег на месте в среднем темпе, 30 с.

5. И.п. – о.с., руки на пояс. Прыжки: 1-4 на левой ноге, 5-8 на правой, 9-12 – на обеих, 13-16 – четыре шага на месте. Повторить 3-4 раза. ТС.

6.И.п. – о.с. 1 – руки вверх, потянуться, вдох. 2. – руки вниз, выдох. 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз. ТМ.

1.Ходьба на месте под счет 15-20 с. ТС.

2.И.п. – о.с. 1 – шаг левой вперед, руки вверх, прогнуться, вдох. 2 – и.п. – то же правой. 3-4 – и.п. Повторить 3-4 раза. ТМ.

3.И.п. – о.с. 1 – шаг в сторону, руки вверх. 2-3 – наклоны вперед. 4. – и.п. Повторить 5-6 раз. ТС.

4.И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – прыжки на левой, правую вперед. 5-8 то же на правой. Повторить по 5-6 раз. ТС.

5.И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – четыре вращения тазом влево. 5-8 – то же вправо. Повторить по 4-5 раз. ТС.

6.И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон вперед, коснуться пальцами пола, выдох. 2 – и.п., вдох. 3-4 – тоже. Повторить 6-10 раз. ТС.

7.Ходьба на месте, 15-20 с. На четыре шага вдох, на четыре – выдох. ТМ.

Комплексы утренней гимнастики

V -IX классы

1.И.п. – о.с. Ходьба на месте с хлопками впереди и сзади в ладоши, 20-25 с. ТС.

2.И.п. – о.с., руки за голову, кисти переплетены. 1-2 – встать на носки, руки вверх, ладони кверху, потянуться. 3-4 – опуститься на ступни, разъединяя кисти, руки через стороны вниз в и.п. Повторить 4-6 раз. ТС.

3.И.п. – о.с. 1 – упор присев. 2-3 – выпрямиться, правую ногу назад, руки вверх. 4 – и.п. То же с левой ноги. Повторить 4-6 раз. ТБ. (темп быстрый)

4.И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед. 2. – наклон влево. 3 – наклон назад. 4 – и.п. То же вправо. Повторить по 3-4 раза. ТС.

5.И.п. – о.с. 1 – мах левой ногой в сторону, руки в стороны. 2-3 – пружинящий выпад влево. 4. – и.п. То же вправо. Повторить по 3-4 раза. ТС.

6.И.п.- стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью. 1 – рывок руками назад, туловище повернуть влево. 2 – то же, туловище прямо. 3 – то же туловище направо. 4. – то же, туловище прямо. Повторить 4-6 раз. ТС.

7.И.п. – о.с. 1 – левую ногу на носок, левую руку вверх, правую в сторону. 2 – и.п. 3 – то же с правой ноги, правую руку вверх, левую в сторону. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. ТМ.

1.И.п. – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх, соединив кисти тыльными сторонами. 3 – встать на стопы, дугами вперед руки назад с небольшим наклоном туловища вперед, руки опустить. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. ТМ.

2.И.п. – о.с. 1 – правую на шаг в сторону, руки в стороны, ладони кверху. 2 – кисти в кулаки и силой согнуть к плечам. 3-4 – приставить правую, руки выпрямить и свободно опустить. То же в другую сторону. Повторить по 4-6 раз. ТС.

3.И.п. – о.с. 1-3 – пружинящие приседы с постоянным увеличением глубины приседания. 4 – и.п. Повторить по 8-10 раз. ТБ.

4.Бег на месте, 15-20 с. ТС.

5.И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед в стороны. 1 – мах левой, достать ладонь правой руки. 2 – и.п. 3 – то же правой. 4 – и.п. Повторить по 7-8 раз. ТС.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – прыжок, ноги вместе. 2 – прыжок, ноги врозь. 3-4 – то же, 16-20 прыжков. ТС.

7.Ходьба на месте, 15-20 с. ТМ

Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ. Статья.

Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Березка", г. Тамбов.

Ритмическая гимнастика - средство оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, логопедам для работы с детьми ОВЗ. Его можно использовать для педагогов в качестве консультаций на семинарах и на педсоветах.
С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, ожирением, деятельности органов дыхания. сердечно-сосудистыми заболеваниями. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития и профилактики заболеваний. Одним из таких путей являются занятия по ритмической гимнастике.
По мнению Жака-Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку благотворно влиять на состояние всего организма. Его идея основана на том, что человеку свойственна природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку.
Посмотрите на походку балерины, танцовщицы или гимнастки: прямая спина, красивая линия шеи, выворотный шаг от бедра. Специально они не занимаются отработкой техники повседневной ходьбы. Понаблюдайте за их жестами, движениями рук, - они грациозны и красивы. Пользоваться этим в жизни их тоже не обучают. Но двигательный опыт, полученный в ходе многолетних занятий хореографией, танцем, гимнастикой, переносится во все сферы жизни. Чтобы они ни делали, движения их красивы, гибки, пластичны.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.
Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную красивую осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнять движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы (равновесие «ласточка»). Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия. Но это не значит, что, развивая физические качества, мы обязательно формируем у детей и культуру движений. В системе специальных методик постановки правильных красивых движений ведущее место отводится ритмической гимнастики во всех ее видах.
На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его частей. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напрягается при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать движениями необходимый образ. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так и слуховой и зрительной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость занятий по ритмической гимнастике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Занятия по ритмике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и выполняется под соответствующую музыку, которая, в свою очередь, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет помимо эстетического фактора еще и корригирующую направленность.
У таких детей нарушено внимание, чувство ритма, темпа, нарушения осанки, общей и мелкой моторики. Занятия по ритмике, вызывая у дошкольников непосредственный интерес, дают возможность учить их подчинять свое поведение и действия определённым правилам. Максимальное использование нами игровой деятельности на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Параллельное изучение на занятиях литературных произведений, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей занимающихся.
Ритмическая гимнастика позволяет приобщать к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных. Таким детям нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, что подтверждают исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза. Главное – это помочь ребенку почувствовать музыку в себе, ощутить ее воздействующую силу.
В то же время движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии здоровья и воспитании.
Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией, способствуют повышению жизненного тонуса. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается. Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения – основные помощники «волшебной феи» - ритмической гимнастики!

Укрепить здоровье ребенка при помощи дыхания? Это реально! Регулярная дыхательная гимнастика стимулирует работу органов и систем организма, а также помогает расслабиться и успокоиться. О том, как правильно проводить дыхательную гимнастику с ребенком в домашних условиях, рассказал педагог-психолог центра «Здоровье» Максим Брюхов.

Правильное дыхание имеет важное значение: улучшает работу сердца, головного мозга и дыхательной и нервной систем, способствует улучшению пищеварения. Это отличный способ укрепления здоровья для деток, которые часто страдают простудными заболеваниями. При помощи дыхательной гимнастики можно добиться расслабления, медленный выдох помогает, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это особенно актуально при работе с агрессивными детьми и детьми-аутистами, которые непрерывно находятся в состоянии психоэмоционального напряжения.

Тренировать дыхание несложно – можно надувать с ребенком мыльные пузыри, сдувать бумажки со стола, дуть на одуванчики или горячий чай… Все это помогает развивать легкие ребенка, увеличивать их жизненную емкость и объем.

Существует и специально разработанные упражнения. Приступая к их выполнению, помните, что проводить гимнастику нужно в хорошо проветренном помещении, а также на свежем воздухе (если нет противопоказаний) при температуре выше 10 градусов и ветре до 3 м/с. Сначала достаточно заниматься по 2 минуты дважды в день. Затем продолжительность занятий можно увеличивать до 3-4 минут три раза в день. Перед началом занятий, если это необходимо, проведите гигиену носовой полости ребенка.

Есть и противопоказания: дыхательную гимнастику не стоит проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости. Внимательно нужно следить за самочувствием ребенка во время гимнастики – если он сильно закашлялся, жалуется на головокружение или общее недомогание, то нужно немедленно прекратить занятия и проконсультироваться с врачом.

Комплекс дыхательной гимнастики

«Свечка»

Предложите ребенку задуть настоящую свечу насколько раз. Для безопасного выполнения упражнения можно вместо свечей взять крышки от фломастеров. Кто сдует больше – тот и победил.

«Насос»

Ребенок должен положить руку себе на живот. При вдохе нужно надуть живот как можно больше, на выдохе плавно вернуть его в исходное положение.

«Пёрышко»

Положите на стол перышко (шарик для пинг-понга). Ребенок должен сдуть перо от одного края стола к другому. Можно играть напротив друг друга, устроив соревнование.

«Жучок»

Ребенок сидит на стуле, делает поворот туловищем вправо, отводя руку и делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, нужно делать выдох и одновременно произносить звук «жжжжж». То же самое сделать и в другую сторону.

«Собака»

Попросите ребенка высунуть язык наружу и дышать часто-часто, как это делают собаки, когда им жарко. После этого можно сделать глубокий вдох и на выдохе протяжно завыть «уууу».

Цель утренних корригирующих гимнастик: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ

Задачи:

Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата

Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.

Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Научная новизна:

Подбор наиболее приемлемых для проведения на базе ДОУ методов обучения детей утренней гимнастики.

Материалы и оборудование: большой мяч на каждого ребёнка

Название упражнений

Дозировка Темп

Вводная часть

Под музыку дети заходят в колонне по одному в физкультурный зал. Построение.

По команде ИФК «На месте!», ведущий марширует на месте, остальные подтягиваются; ИФК «СТОЙ!» - колонна останавливается. ИФК «На-лево!» - дети поворачиваются налево.

Художественное слово

ИФК: Построились по порядку, На утреннюю зарядку. Подравнялись, подтянулись, И друг другу улыбнулись.

Доброе утро, ребята! (приветствие детей)

(Художественное слово повышает мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, вызывает интерес к ним)

Ходьба по залу по залу друг за другом на носках, руки вверх, «змейкой» друг за другом; на пятках, руки за голову; с высоким подниманием колен, руки за спиной; ходьба на внешней стороне ступни, руки на поясе. Подскоки по кругу Легкий бег в колонну друг за другом Построение в 4 колонны

(каждый вид ходьбы)

1 круг 20 сек (средний)

При ходьбе и беге тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность

Основная часть

(с большим мячом)

  1. «Подними и посмотри» И.п.: о.с., мяч в прямых руках, опущен вниз 1 – поднять мяч вверх, одновременно подняться на носки, глазами следим за мячом; 2 – и.п.

6 раз (средний)

Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук. Укрепление свода стопы. Улучшает кровоснабжение глазных яблок.

  1. «Нарисуй круг» И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках, опущен вниз 1-4 – рисуем мячом большой круг вправо-вверх-влево-вниз, глазами следим за мячом; 5-8 – то же в левую сторону

по 3 раза в каждую сторону

(средний)

Это упражнение увеличивает эластичность и подвижность суставов рук. Выполнение ОРУ в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

  1. «Пружинистые наклоны» И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной 1-3 – три наклона вперёд; 4 – и.п.

6 раз (средний)

Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.

  1. «Приседание» И.п.: стоя на коленях, мяч в прямых руках вверху 1,3 – сесть на пол, руки вперёд; 2,4 – и.п.

6 раз (медленный)

Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног.

  1. «Перекаты» И.п.: упор на правую ногу, левая нога прямая, упор на стопы, мяч в прямых руках перед собой

по 3 раза (медленный)

Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.

  1. «Махи ногой» И.п.: лежа на спине, мяч в прямых руках над головой 1, 3 – одновременно поднять руки и прямую правую ногу, коснуться мяча; 2, 4 – и.п.

по 3 раза (средний)

Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.

  1. «Лодочка» (перекатом из предыдущего упражнения) И.п.: лёжа на животе, мяч в прямых руках 1-3 – держать лодочку; 4 – и.п.

6 раз (медленный)

Укрепляет мышцы спины.

  1. «Прыжки» И.п.: о.с. 1,3 – ноги в стороны, мяч вверх; 2,4 – и.п.

16х2 (чередуем с ходьбой)

Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.

  1. «Перекат с носка на пятки и обратно»

по 3 раза (медленный)

Это упражнение для успокоения дыхания.

Заключите льная часть

Поворот «на-лево», «са-амкнись!», «по залу шагом марш!» ИУ «Мой веселый, звонкий мяч» (подбрасываем мяч и ловля его по ходу) Легкий бег, перекладываем мяч из одной руки в другую вокруг своего тела. Ходьба по залу, дети кладут мячи на место Дыхательное упражнение «Крылья большой птицы»

спокойный

Дети выполняют команды ИФК Эти игровые упражнения развивают координацию и точность движений

Упражнение на восстановления дыхания

Художественное слово

ИФК: «Здоровье в порядке…. Дети: …..спасибо зарядке!»

Примечание: В зале до начала занятия делают влажную уборку, открывают форточку и оставляют их приоткрытыми до конца гимнастики. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней гимнастики поддерживается в пределах +16, +18.

Общеразвивающие упражнения подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц.

Упражнения, которые включаются в комплекс, знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии и только после выносятся на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе.

Похожие статьи