Эмоции способствующие деятельности называются. Эмоции как одна из форм психической деятельности. Воля и эмоции. Внимание

2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности

Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.

М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма . Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце очень чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни. Под воздействием длительных негативных эмоций у человека могут возникнуть болезни. И, наоборот, под влиянием положительных эмоций ускоряется выздоровление. Этому свидетельствует множество примеров.

Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции выступают как сигнал нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. А положительные эмоции - это своеобразная награда человеку за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Отсюда следует, что положительные эмоции являются сильнейшим средством закрепления полезных для организма реакций. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.

Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых для достижения результата. И это помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, например, при опасности для жизни или физических и умственных нагрузках. Они принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую роль .

Эмоции успеха - неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные эмоции, с другой, - эмоциональные состояния человека влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.

Влияние эмоций на деятельность подчиняется известному правилу Джеркеса-Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её, повышает ответные реакции на посторонние, незначимые сигналы, ведет к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок .

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно это заметно в художественном творчестве. Эмоции способны стимулировать творческий процесс. Эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Подлинный инсайт ни при каких условиях не является интеллектуальным процессом. Стимулом к началу деятельности является своеобразная самонастройка интенсивности эмоций, которая может быть как непроизвольной, так и произвольной. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определённое эмоциональное состояние. Начальный этап творчества, как правило, связан с нарастанием внутреннего психического напряжения.

У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Они отличаются от физического удовольствия/неудовольствия. Так например, чувство удовлетворения/неудовлетворения (чувство успеха, удачи, ликования, неуспеха, краха) связано прежде всего с ходом и исходом той или ной деятельности. В одних случаях люди испытывают удовлетворение, оценивая результат деятельности и ее достижения, в других удовлетворение связано с ходом этой деятельности. Однако и тогда, когда это чувство связано в первую очередь с результатом деятельности, результат переживается эмоционально, поскольку осознается как достижение по отношению к деятельности, которая к ним привела. Когда данное достижение уже закреплено и превратилось в обычное состояние, в уровень, не требующий напряжения, труда, борьбы за его сохранение, чувство удовлетворения относительно быстро начинает притупляться. Эмоционально переживается не остановка на каком - нибудь уровне, а переход, движение к более высокому уровню. Это можно наблюдать на деятельности любого рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда, на деятельности ученого, совершившего то или иное открытие. Чувство достигнутого успеха быстро затухает, и поэтому снова разгорается стремление к новым достижениям, ради которых нужно биться и работать.

То есть можно сказать, что наслаждение, которое доставляет нам процесс труда, - это в основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, с достижением частичных результатов, с приближением к результату, который является конечной целью деятельности. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для человека или неблагоприятный результат. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение таких критических точек. При приближении к ним у него нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, наступает разрядка. Таким образом, эмоции, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от эмоций, связанных с ее исходом.

Таким образом, эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.

Влияние основных видов деятельности на интеллектуальное развитие подростков

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный переходный, критический. Но, чаще, как возраст полового созревания. Психологи различают три точки созревания: органическое, половое и социальное...

Определение взаимосвязи мотивации трудовой деятельности с психологической атмосферой в коллективе

Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стресса

В связи с особенностями раздражителя принято выделять по крайней мере два варианта стресса: физиологический и психоэмоциональный. Стимул, вызывающий стрессовую реакцию называется стрессором...

Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников

Саморегуляция - это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции...

Социально-психологический климат в служебном коллективе Отряда мобильного особого назначения

Достаточно большое число работ посвящено исследованию различных аспектов профессионализма сотрудников ОВД. Так Е.А. Климов определяет профессионала в любом виде деятельности как специалиста...

Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных

«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» и как «присущее всем биологическим индиви-дам» поведение...

Стресс и работоспособность

Человек не может жить без эмоций. Эмоциональное возбуждение так же необходимо, как дыхание, ведь оно поддерживает тонус, оптимальное самочувствие человека. Что же такое эмоциональное возбуждение? Это тенденция действовать...

Управление эмоциональным состоянием ученика

Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением...

4. Естественнонаучные данные о мозге человека, его интеллекте и пр. 1. Сущность и понятие человека, как социального существа 1.1 Кто такой человек? Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой...

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность - все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе. Психологами отмечено...

Эмоции в мыслительной детельности

В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства...

Эмоции в структуре мыслительной деятельности

Соотношение мышления и эмоций стали предметом изучения в отечественной психологии в рамках психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Инициатором этих исследований был О.К. Тихомиров...

Эмоции и их роль в жизни человека

Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В 18-19вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления- следствие психических явлений...

Эмоции: определение, феноменология, измерение

Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологии предложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональных измерениях сознания...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения...

Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека. Именно поэтому они возникают и существуют у человека как необходимая сторона его душевной жизни.

Эмоции выполняют следующие функции: оценочную, регулирующую (сигнальную), стимулирующую (побудительную) и коммуникативную, а также функцию воздействия на физиологические и познавательные процессы и др.

  1. Регулирующая (сигнальная) . Эмоции человека тесно связаны с потребностями, они сигнализируют о наличии какой-либо неудовлетворенной потребности и сопровождают деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Эмоции перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, регулируют его, направляя деятельность на удовлетворение потребности. Соотношение эмоций и потребностей наиболее полно объясняется в информационной теории Симонова. Согласно этой теории, эмоции рассматриваются как производное от качества и интенсивности актуальной потребности и вероятностной характеристики среды. Эта зависимость выражается формулой:

Э = П (И¹ – Иº), где Э – эмоция, ее сила и знак; П – величина актуальной потребности,

И¹ - информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

Иº - информация, существующая в данный момент времени.

  1. Оценочная функция . Эмоции являются формой первичной оценки субъективной значимости для человека окружающих его предметов, явлений, людей, различных событий, собственных мыслей, намерений, планов, решений, поступков, действий и т. д. Эмоции выступают для человека в роли своеобразного внутреннего компаса, позволяющего быстро и надежно ориентироваться в многообразии жизненных событий и ситуаций, в людях и самом себе, в предметах и явлениях. Причем эмоциональные оценки представляются человеку значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные. Эмоциональная оценка часто осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и проч.
  2. Стимулирующая (побудительная) , побуждающая к действиям. Эмоции стимулируют протекание всех остальных психических процессов, мобилизуют все силы организма в сложных, ответственных ситуациях. В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение отрицательно сказывается на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса – Додсона, согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности.
  3. Коммуникативная функция . Эмоциональные проявления сопровождают любые взаимодействия между людьми.

Эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. Причем возможности эмоциональной регуляции физиологических функций очень велики и многообразны. Они могут изменяться в десятки и сотни раз в самом разном направлении: усиливаться, ослабляться вплоть до полного затухания (смерти), улучшаться, ухудшаться до патологии, ускоряться, замедляться и т. д. На эмоциональной основе возникает большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение).

Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться) в десятки и сотни раз.

Основные свойства эмоциональных переживании:

1. Качественная окраска переживаний;

2. Знак эмоций;

3. Интенсивность переживаний;

4. Продолжительность переживаний.

Качественная окраска переживаний – это качественная характеристика, которая придаёт своеобразие и неповторимость каждому эмоциональному переживанию.

Каждая потребность сопровождается, только ей присущей эмоциональной окраской. Например: положительные эмоции при удовлетворении пищевой, познавательной, эстетической потребностей будут разные по своей окраске. Эмоциональную окраску невозможно передать словами, она сугубо индивидуальна, зависит от ряда психологических особенностей личности.

Знак эмоций – отражает степень приятности и не приятности, довольствия и не довольствия переживания. Знак эмоций в то же время является субъективным показателем вредности или полезности конкретного предмета или явления.

В зависимости от знака эмоционального состояния различают:

1. Положительные эмоции;

2. Отрицательные эмоции;

3. Амбивалентные (двойственные) эмоции.

Положительные эмоции свидетельствуют о полезности, приятности для человека определённого объекта, о том, что этот объект удовлетворил потребность. Они благотворно влияют на физическое и психическое состояния человека. При переживании положительных эмоций улучшается кровоснабжение всех органов, т.к. поддерживается оптимальный для организма тонус кровеносных сосудов. Нейроэндокринная система вырабатывает гормон радости, удовольствия и т.д. Сердечная мышца сокращается в нормальном ритме, ЖКТ работает нормально без спазмов. Все функции в норме и состояние человека улучшается.

Интенсивность эмоций – качественная характеристика эмоциональных переживаний. Она определяется двумя факторами:

1. Степенью неудовлетворённости соответствующим потребностям;

2. Степенью неожиданности обстоятельств, влияющих на её удовлетворение. Здесь действует психологическая закономерность: чем сильнее потребность и чем непредвиденнее для субъекта условия, способствующие или препятствующие её удовлетворению, тем сильнее эмоциональное переживание.

Длительность эмоциональных переживаний – временная характеристика эмоций, она отражает продолжительность контакта человека с эмоциогенной ситуацией, а так же время на протяжении которого, соответствующая потребность находится в состоянии неудовлетворённости.

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций и чувств. Переживание своего отношения к внешнему и внутреннему миру мы называем эмоциями. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Физиологическая роль эмоций в жизни организма очень велика, т.к. они участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.

Эмоции - ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия (от лат. emoveo, emovere - по­трясать, волновать). Они выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами. Эмоции имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов, потому что они являются индикатором и мотиватором поведения, указывающим на степень полезности раздражителя для жизнедеятельности. Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания удовольствия, гнева, страха, неудовольствия, которые свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. Моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку. У животных функция эмоций исключительно оценивающе-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию.

В качестве внутренних раздражителей, ведущих к возникновению эмоций, высту­пают патологические процессы (заболевания внутренних органов), переполнение внутренних полых органов (желудка, мочевого пу­зыря, кишечника). Внешние раздражители - это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.

Имеется несколько критериев для клас­сификации эмоций по интенсивности и длительности: настрое­ние - эмоция - аффект. Настроение – длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, связанное с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Аффект – предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Человеку свойственна также страсть – длительная и интенсивная эмоция, способная организовать и стимулировать деятельность человека и направить его на великие подвиги и открытия.

Выделяют положительные и отрицатель­ные эмоции. К положительным эмоциям относят удовольствие, радость, доверие, симпатию и др. К отрицательным эмоциям относят неудовольствие, горе, тоску, тревогу, обиду, ненависть и др. Могут возникать и нейтральные эмоции: любопытство, удивление, безразличие. Отрицательные эмоции могут быть стеническими, т.е. вызывающими по­вышение активности организма - физической, духовной, и ас­теническими – угнетающими деятельность организма. Положительные эмоции обычно бывают стеническими. К положительным эмоциям человек обычно стремится, а от отрицательных эмоций старается избавиться.

Состояние организма во времяэмоцийсопровождается заметными изменениями функций внутренних органов и систем организма, а также двигательными реакциями. Эмоции вызывают усиленное функционирование лишь тех систем организма, которые в данный момент обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Характер внешних (поведенческих) реакций или измене­ние интенсивности деятельности внутренних органов зависит от ситуации, вызвавшей эмоцию. Например, стеническая отрицатель­ная эмоция обычно сопровождается возбуждением центральной нервной системы, выбросом е кровь катехоламинов, ведущих к активации кардиореспираторной, костной и мышечной систем организма. Деятельность желудоч­но-кишечного тракта при этом угнетается. Повы­шенный мышечный тонус рассматривают как показатель отрица­тельного эмоционального состояния, тревоги. Внешние про­явления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние же обычно не контролируются. Эмоциональные состояния человека регистрируются с помощью электроэнцефалографии. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

В процессе филогенеза животного мира совершенствовались и структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, чтоосновными структурами, ответствен­ными за проявления эмоциональных реакций, являются элемен­ты лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым обла­стям лимбической системы относятся гиппокамп, парагиппокамп, пояс­ная извилина, обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над миндалевидным телом (рисунок 5). Многие ученые считают, что в регуляции эмоций участвуют также зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация мозга.

Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому человек при выраженных эмоциональных состояниях краснеет или бледнеет, у него возникает тахикардия или брадикардия, гипотония или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «встают дыбом». Иначе говоря, при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.

Известно, что гипоталамус регулирует запуск и прекращение основных ти­пов врожденного поведения. Большинством исследователей он рас­сматривается как исполнительная система, в которой объединя­ются вегетативные и двигательные проявления мотивации и эмо­ций. В составе эмоции выделяют собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение.

Удаление отдельных структур лимбической системы в экспе­рименте у животных вызывает изменения характера их поведения. При удалении височных областей мозга у обезьян был отмечен характерный син­дром Клювера-Бюси. При этом нарушается нормальная пищевая деятельность, и животные непрерывно обследуют близлежащие предметы, берут их в рот, съедают несъе­добное. Это свидетельствует о потере живот­ными оценки значения пищевого раздражителя.

На кору больших полушарий эмоциональный разряд из лим­бических структур на кору большого мозга выходит генерализованно, т.е. происходит эмоциональное возбуждение всего мозга.

Рисунок 5 – Лимбическая система

Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей полушарий вызывает эмоциональную тупость и растормаживает биоло­гические реакции.

Лимбическая система сообщается с неокортексом в области лоб­ной и височной долей. Височные области отвечают за передачу информации от зрительной, слуховой и сомато­сенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу.

Обезьяны, у которых удалено миндалевидное тело, теряют спо­собность к социальному внутригрупповому поведению. Такие жи­вотные не могут дать социальную оценку экстерорецептивной ин­формации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), не­обходимой для группового поведения, а также Они не могут связать зрительную, слуховую, обонятельную инфор­мацию с их собственным эмоциональным состоянием, а от настроения зависят их внутригрупповые симпатии или анти­патии. Такие обезьяны избегают остальных членов группы. Они встревожены, проявляют неуве­ренность в себе. Электрическое раздражение мин­далевидного тела вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко - удовольствия. Также экспериментально подтверждено влияние миндалевидного тела на агрессивность поведения. После его удаления с двух сторон у вожака стаи обезьян он потерял агрессивность, и его место занял наиболее агрессивный самец.

Удаление височных долей устраняет страх и агрес­сию. Есть данные, что поясная извилина является главным коорди­натором различных систем мозга, участвующих в формировании эмоций. Наблюдения и эксперименты показали, что у «правополушарных» людей чаще преобладают отрицательные эмоции, в то время как у «левополушарных» людей - положительные. Люди с поражением правого полушария эмоционально относительно благодуш­ны, а с поражением левого - тревожны, озабочены. Распознавание ми­мики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли нарушает распозна­ние эмоциональной интонации речи. При выключении левого по­лушария независимо от характера эмоции улучшается распознава­ние эмоциональной окраски голоса. Экспрессивные реакции эмо­ций - мимика, движения глаз - также связывают с функцией правого полушария, т.е. правое полушарие более «эмоционально». Для людей с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность.

Считается, что качество эмоций и их интенсивность определя­ются взаимоотношением медиаторов и пептидов. Так, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека улучша­ется, его истощение вызывает состояние депрессии и тревоги. По­ложительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синте­за и ростом норадреналина в мозге. Дефицит норадреналина вызывает депрессию и состояние тос­ки.

Повышение агрессивности многие исследователи объясняют ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния се­ротонина. У агрессивных мышей обнаруживался более низкий уровень содержания серотонина в мозге по сравнению с неагрессивными животными. У прирученных животных в мозге обнаружено большее количество серотонина, чем у диких.

Каковы же причины возникновения эмоций? Известны три основные тео­рии: биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций и представление, выдвинутое Г. И. Косицким,

Автором биологической теории эмоций является П. К. Анохин. В основу этой тео­рии положена концепция функциональной системы: эмо­ция связана с появлением потребности, которая может сопро­вождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция.

Потребностно-информационную теорию эмоций создал П. В.Симонов. Согласно этой теории в основе появления эмоции лежат потреб­ность и информация, необходимая для ее удовлетворения. Если объем информации недостаточен для удовлетворения по­требности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен, то возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Значение эмоций в жизнедеятельности организма трудно переоценить.

Во-первых, за счет эмоций происходитмобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоции способствуют концентрации внимания, обостряют мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчают запоминание боль­шого объема информации. Во-вторых, с помощью мимики и жестики эмоции выполняют коммуникативные функции, позволяя человеку передать свои переживания другим людям, показать свое отношение к окружающим объектам и явлениям. В-третьих, эмоции влияют на здоровье человека: положительные эмоции улучшают его, отрицательные – ухудшают.

Ключевые слова: потребность, биологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности, потребности свободы и исследования, мотивация, биологические мотивации, социальные мотивации, идеальные мотивации, низшие мотивации, высшие мотивации, эмоции, положительные эмоции, отрицательные эмоции, стенические эмоции, астенические эмоции, биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций, коммуникативная функция эмоций, мобилизующие функции эмоций.

Вопросы для самоконтроля

1 Что вы понимаете под биологической мотивацией? Выскажите свое мнение по вопросу, почему и как она развивалась в ходе эволюции живых существ на Земле?

2 Назовите основные положения потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова.

3 В чем особенности потребностей человека и их функциональных физиологических систем?

4 Каков физиологический механизм возникновения духовных потребностей у человека?

5 Каковы структурно-функциональные основы эмоций?

6 Какое значение имеют эмоции в жизнедеятельности организма?

Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспроизводится.

Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия.

Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.

Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень прочности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем взрослый.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведение. Формирование решения о том или ином действии принимается таким человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия или поступки производятся человеком на основе одних лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие действия поддерживаются эмоциями.

Интерес рассматривается как одна из фундаментальных естественных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека. Считается, что именно интерес вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет познания и действия. Исключения возникают тогда, когда в сознании доминируют негативные эмоции. Из неврологического взгляда интерес активизируется нарастанием градиента - возбуждения нейронов.

На сознательном уровне ключевыми детерминантами интереса являются новизна, изменения окружающей среды. Источником таких изменений и новизны могут быть не только окружающую среду, но и воображение, память, мышление. Заинтересованный человек интенсивно всматривается, прислушивается. Феноменология интереса характеризуется также высокой степенью удовлетворения, уверенности в себе и умеренной импульсивностью и напряжением. Эмоция радости часто сопровождает интерес. Он способствует развитию умений и интеллекта, играет важную роль в общественной жизни и поддержании межличностных отношений.

Новизна является естественным возбудителем интереса. Поддерживаемый интересом развитие перцептивной-когнитивной и моторной активности начинается уже у новорожденных. Интерес способствует интеллектуальной, эстетической и другим видом творческой деятельности.

Удивление не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака. Это эмоциональная реакция на внезапные обстоятельства, что порождается резким увеличением нервной стимуляции. Внешней причиной удивления является внезапное, неожиданное событие.

Удивление длится недолго. Складывается впечатление, что в момент удивления мысли отсутствуют, мыслительные процессы остановлены. Поэтому с удивлением практически не связывается умственная деятельность. Это напоминает ощущения от слабого электрического удара: мышцы быстро сокращаются, и человек как бы ощущает покалывание электрическим током, проходящим по нервам, и заставляет подскочить. В момент удивление субъект не знает точно, как реагировать. Возникает чувство неопределенности. Удивление занимает промежуточное место между положительными и отрицательными эмоциями. Таким образом, удивление выполняет функцию выведения нервной системы из состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления ее к внезапным изменениям в нашем окружении.

Похожие статьи