Диктанты по русскому языку на тему осень (2 класс). Контрольные диктанты умк "перспектива" Полугодовой диктант по русскому языку 2

Контрольные работы по русскому языку во 2 классе

Контрольный диктант по теме

«Предложение»

Осень в лесу.

Как красив осенью лес! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы. У куста зайка. У дупла сидит белка. На макушку ёлки села птица (27 слов )

Обучающее изложение

Умная галка

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться (34 слова )

(По Л. Толстому)

Контрольное списывание

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Мне навстречу неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар сменился влажным холодом (26 слов)

(По И. Тургеневу)

Изложение текста с языковым анализом

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она тяжело полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему очень повезло. Он провалился в пушистый снег. (44 слова)

(По А. Мусатову)

Контрольный диктант за 1 четверть.

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Весь день идёт частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в тёплые края. Под елью в траве уснул ёжик. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.(32 слова )

Контрольное списывание

Русские луга.

Русские луга украшают наш родной край. Пройди по лугу в тёплый день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмеля и пчелы. Важно оберегать красоту лугов и охранять жизнь его обитателей. (30 слов )

Обучающее изложение

Защитила.

Над дверью дома жила воробьиная семья. Однажды маленький воробьишка выпал из гнезда. Он тревожно кричал и пытался взлететь. К малышу подкралась кошка. На выручку птенцу ринулась воробьиха. Она начала бить врага крыльями. Кошка отступила. (34 слова)

Контрольный диктант по теме

«Звуки и буквы»

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело. (38 слов )

Контрольный диктант за 2 четверть

Пёс Барбос лежал на крыльце. У Барбоса болела лапа. Коля принёс хлеб и молоко. Пёс лизнул руку друга. Каждый день Коля кормил собаку. Скоро пёс стал здоров. (27 слов )

Обучающее изложение

Лев и мышка.

Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал её. Мышка просила отпустить её и обещала отплатить добром. Лев засмеялся и отпустил мышку.

Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рёв льва. Прибежала и перегрызла верёвку.

Так мышка спасла льва и выполнила обещание. (47 слов )

(По Л. Толстому)

Контрольный диктант по теме

«Части речи»

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берёз! На траве капельки росы. В густых ветвях поют на все лады птицы. Детишки сели на пенёк, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто пойдёт в рот, кто в кузовок. (49 слов )

Обучающее изложение

Старшие друзья

Рядом со школой открылся детский сад. Ребята готовили для малышей подарки. Девочки шили кукол. Мальчики делали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками. В садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам. (33 слова )

Контрольное списывание

Встреча с волком

Пришли кот с лисой на поляну. Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича. Он начал разгребать листья. А кот подумал, что в листьях мышка спряталась. Он кинулся туда и впился когтями в волка. Волк бросился бежать. Кот сам испугался и полез на дерево. (42 слова )

Контрольный диктант за 3 четверть

Собака Рябка.

Летом мы жили в деревне Дубки на берегу реки. У нас была новая лодка. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Она была верным другом и хорошо сторожила дом. (39 слов )

Обучающее изложение

Поймал Серёжа чижа и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка улетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Серёжа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. После этого Серёжа перестал ловить птиц. (38 слов )

(По Л. Толстому)

Контрольное списывание

Журавушка.

Журавушка подрос за лето стал он стройный и красивый пришла осень птицы улетели в жаркие страны журавушка улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот журавли собрались в стаю пора лететь! (36 слов )

Контрольный диктант по теме

«Правописание безударных гласных»

Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые белые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне. (40 слов )

Контрольное изложение

Нельзя обижать животных!

Володя гулял по двору. Собака Жучка грызла кость. Володя взял палку и бросил её в Жучку. Собака прыгнула и укусила Володю за ногу. Мальчик заплакал и побежал к маме. А мама сказала, что Володя сам виноват. Нельзя обижать животных! (39 слов )

Контрольный диктант за 4 четверть

Друзья птиц.

Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу? (39 слов )

Итоговый контрольный диктант за курс 2 класса

Каникулы.

Кончился учебный год. Ребята поедут в деревню на дачу. Они будут ходить за грибами и ягодами. Анна Воробьёва едет на Волгу. Слава Ильин полетит самолётом на озеро

Детей ждут походы, дороги, широкий простор. Осенью они приедут в родной город Москву. (41 слово )

Сочинения

    Сочинение на тему «Осень»

    Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег»

    Обучающее сочинение «Подготовка к Новому году»

    Сочинение с элементами описания «Моя любимая игрушка»

    Сочинение «Моя мама»

    Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

    Обучающее сочинение «Четыре времени года в русском лесу»

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Цель данного сборника - предоставить учителю начальных классов разнообразный текстовый материал для проведения диктантов по основным темам, изучаемым на уроках русского языка. Предлагаемые тексты на изученные правила рекомендованы для отработки навыка безошибочного письма при проведении диктантов различных видов: зрительных, предупредительных или объяснительных.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.
Осень в парке
Пришла золотая осень. Деревья оделись в яркий наряд. Берёзки и тополя пожелтели. На осинках красные листочки. Они чуть шелестят от слабого ветерка. Красиво и грустно. (25 слов)
Слово для справки: слабого.

Грамматические задания:
1. Вставьте в слова: дождевой, з..мовать, д..сяток, узн..вать пропущенные буквы. Докажите правильность своего выбора.
2. Выпишите из текста два слова с непроверяемым безударным гласным в корне. Обозначьте орфограмму.

Ежи
Катился по дорожке колючий шарик. А за ним маленькие серые комочки. Это семья ежей.
Вдруг ёжик зафыркал. Он поймал ящерицу. Ежата подбежали. Но добыча ускользнула. (25 слов)
Слова для справок: ящерица, ускользнула.

Грамматические задания:
1. Из первого предложения выпишите слова с безударным гласным в корне. Подберите проверочные.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова ёж.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Диктанты по русскому языку, 2 класс, Гринберг И.Г., Никифорова Т.Ю., Панкова С.В., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Диктанты по русскому языку, 3 класс, ФГОС, Гринберг И.Г., Никифорова Т.Ю., Панкова С.В., 2017
  • Диктанты по русскому языку, 4 класс, ФГОС, Гринберг И.Г., Никифорова Т.Ю., Панкова С.В., 2017
  • Тренировочные диктанты по русскому языку, 2-4 классы, Грабчикова Е.С., 2018
  • Тренировочные диктанты по русскому языку, 2-4 класс, Грабчикова Е.С., 2018

Следующие учебники и книги:

Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса

Тексты диктантов.

1 четверть. Входной контроль

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

В лесу.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

1 четверть. Текущий контроль

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с парными согласными, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Осень .

Стоит хороший день. Теперь осень полна тепла. Но часто идёт дождь. Вот Рома с папой идут в лес через широкие поля. Скоро ударит мороз. Всё покроет снег.

Лыжная прогулка.

Отец и мать Серёжи Чарушина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст.

1 четверть. Итоговый

Цель работы:

Лес зимой.

Красив зимний наряд леса. На лапках елей лежит снег. На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз.

Наши рощи.

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

2 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов парными согласными; умение переносить слова.

Находка.

Коля пришел в лес. Кто это? Это бежит ежик. Коля любит зверей. Вот стоит пень. Около пня большой гриб. Из гриба будут варить суп. Коля кладет находку в сумку и спешит домой.

Поездка.

Около домов много машин. Вот гараж. У его стены и дверей большой сугроб. По двору едет машина. Шофёр крутит руль. Машина должна выехать на улицу Антонова.

2 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Зимой.

Наступила зима. Ночью был сильный мороз. Ветер кружил хлопья снега. Кругом лежит белый ковер. Реки и озера покрылись льдом. Ребята побежали на каток. Легко скользят острые коньки по гладкому льду. Там шум и веселье. Хорошо зимой!

Кошка Сильва.

На крыльце сидит кошка Сильва и мяукает. Я налью ей в блюдечко молочка и дам несколько кусочков мяса и колбаски. Довольная Сильва пьёт и ест. Теперь у киски вся мордочка в еде. Сытая кошка умывается.

3 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Главный город.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Кутузовский проспект, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом м кошкой Муркой.

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют на все лады птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в лукошко.

3 четверть. Итоговый

Весна.

Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие почки. Алёша и Юра ждут прилёта птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.

Грамматические задания:

2. Подчеркнуть слова, начинающиеся с гласного звука.

Весна на окне.

На улице холодно. Идёт весь день колючий снег. А у нас на окне целый сад. На ветках тополя и берёзки распустились серёжки.

На ветках липы показались зелёные листочки. С окна повеяло весною. На вишнёвых ветках уже есть цветочки.

Грамматические задания:

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Подчеркнуть орфограммы в словах берёзки, листочки.

4 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу, правописание имён собственных, умение переносить слова.

Весна.

Наступила весна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит капель. Журчат весёлые ручьи. Уже зазеленела травка. На лугу пасут коров и коз.

Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит зелёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как хорошо пахнут белые ландыши! (43 слова)

Слова для справок: увидели, ландыш.

Кораблик.

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.(43 слова)

Слова для справок: мать-и-мачеха, исчезли, мчит.

Грамматические задания к диктантам:

1. Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Надписать над словами части речи.

3. Разделить для переноса слова.

4 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу умение переносить слова.

Пруд ожил.

Теплые лучи солнца согрели пруд. Тихо качались камыши. Выплыла утка с утятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плот. В кустах спрятался уж. Пруд ожил. На лугу у пруда растут пестрые цветы. Мы любим играть у пруда.

Грамматические задания:

1. Найти и выписать из текста три слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости - глухости согласные в конце слова».

2. Найти и подчеркнуть в последнем предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие.

В роще.

Вот березовая роща. На траве играют золотые лучи солнца. Дует теплый ветерок. Под березами спрятался подберезовик. Ножка тоненькая, шляпка широкая. У ручья шумят редкие осинки. Под осинками – подосиновики. Веселые ребята в белых майках и красных беретах. На лесных полянах звучат птичьи голоса. Как хорошо летом в роще.

Грамматические задание:

1. Найти в тексте и выписать формы слова осинка.

2. Подчеркнуть то предложение, в котором есть слово, однокоренное со словом береза.


Контрольный диктант №1 по теме «Предложение»

Осенью.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

1.Запишите цифрой, сколько слов в 1 предложении.

2.Слова русский, листья разделите для переноса.

3.В 3 предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

1.В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

2.Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

3.Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

2. Разберите по составу слова осинка, переход.

3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

3. Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

(По В. Бианки)

Грамматическое задание

1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

3. Определите орд, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

(По Г.Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Итоговый контрольный диктант № 10

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

(По А.Куприну)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Оценки:

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1

(входной)

Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2

(за 1 четверть)

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3

(за 2 четверть)

Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4

Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5

(за 3 четверть)

Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6

(за год)

Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.

Этот сборник диктантов по русскому языку предназначен для 2 класса с русским языком обучения. Даны диктанты на различные темы с грамматическим заданием по четвертям. Диктанты с обязательным и возможным характером для учеников.Грамматические задания с вариантами и с 4-мя заданиями. Все диктанты расписаны на один целый учебный год по четсвертям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 КЛАСС, 1 ЧЕТВЕРТЬ (сентябрь, 4 неделя)

РАБОТА №1

ТЕМА : Правописание сочетаний чн-чк и букв а, у, и после шипящих.

ЦЕЛЬ: Контроль и учет знаний о правописании букв а, и, у после шипящих, сочетаний согласных чн-чк.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Осень.

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетают в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора. (27)

Слова для справок: небо, пора.

Грамматические задания.

1 вариант. 2 вариант.

  1. Разделить слова на слоги:

Детвора, деревья, твой. Солнышко, школьники, свой.

  1. Вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово:

г*ра --… сторо* -… р*ка -… заво* --…

ст*кло--… моро* --… цв*ток--… дож*ь --…

в*да--… наря* --… …кно - пло* --…

  1. * Составь предложения:

Реки, застали, около, семью, Убрали, и, огородов, овощи, с,

мы, лисиц. последние, полей.

  1. *Запиши слово, в котором звуков Запиши слово, в котором звуков

Меньше, чем букв. больше, чем букв.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Дружба.

Алеша Чуйков и Андрей Шишкин --- два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за ней. У Андрюши чудесная собака. Мальчик учит Акбара служить. (28)

Слова для справок: товарища.

Грамматические задания.

1 вариант. 2 вариант.

  1. Разделить слова на слоги:

Ирочка, радость. Ручьи, играю.

  1. Вставь букву, подбери проверочное слово:

Пт*нцы-…, в*зать-…, н*сить-… . Р*дные-…, тр*щать-…, д*ржать-… .

  1. *Составь мини- сочинение, используя слова:

Тишина, шиповник, камыши, ежи, ужи, ерши, рыжий.

2 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (ноябрь, 3 неделя )

РАБОТА №3

ТЕМА: Правописание безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением.

ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний о правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Котенок.

У Зины жил котенок. Он был смешной. Звали котенка Пушок. Один раз залез Пушок в корзину и заснул. Корзину унесли в чулан. Хватились – нет котенка. Зина долго искала любимца. (31)

Слова для справок : корзина, долго.

Грамматические задания.

1 вариант. 2 вариант.

…-- гр*чи, …-- тр*ва. …--к*за, …--л*сок.

  1. Разбери слово по составу:

Зима море

  1. Исправь ошибки: На насу седим, на мир гледим, за ушы держымся. (о…..)
  2. * Найди лишнее слово: Мосты, река, береза, пятно.
  3. *Как сказать иначе? Погода вешняя -…, крылатые гости -…. .

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Гадюка.

Косили косари у леса и ушли. Я остался с собакой. Вдруг что-то холодное проползло под ногами. Огромная гадюка вылезла из травы. Жучка кинулась на змею. Через минуту клочки гадюки лежали на земле. (34)

Слова для справок: проползло, что-то, через.

Грамматические задания.

1 вариант. 2 вариант.

  1. Измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:

…--зв*рьки, …--у сл*нов. …-- р*ды, …-- с*сновый.

2.Разбери слово по составу: снеговая холодный

3.Найди лишнее слово:

Гореть, сгореть, горевать, обогреть.

4.*Расставь ударение: Он звонит, ты звонишь, они звонят, мы звоним.

5.*Составь загадку об осени.

2 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)

РАБОТА №4

ТЕМА: Итоговая контрольная работа за 2 четверть.

ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний, полученных во 2 четверти.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Воробей.

Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька крался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой и била кота крыльями. (33)

Слова для справок: под крышей, перед.

Грамматические задания.

1 вариант. 2вариант.

  1. Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне и подобрать проверочное слово.
  2. Разделить для переноса:

Объем, жужжит. Подъем, длинный.

День -… пень -…

  1. *Написать 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.
  2. *Составь предложение со словом:

Декабрь солнце

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Зимой.

Стоит декабрь на дворе. Трещат лютые морозы. Дуют холодные сильные ветры. Березы и липы стоят без листьев. Только сосна да ель зеленые. Медведь залез в свою берлогу и спит. Белка в дупле ест грибки и орешки. (37)

Грамматические задания.

1 вариант 2 вариант

  1. Определи, предлог или приставка:

(по)тропинке (до)лететь

(по)катился (до)дома

(на) листочках (на)ступает

  1. Распределить слова в 2 столбика:

Осень, снег, бежать, мягкий, сказка, Большой, ряд, арбуз, лететь,

Лисица. дуб, стоит.

  1. *Назови все движения, из которых состоит данное действие:

В а р и т ь --…(брать, резать, крошить, чистить, зажигать, наливать, мыть, …)

2 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (январь, 4 неделя)

РАБОТА №5

ТЕМА: Имена существительные с шипящими на конце.

ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний о правописании имен существительных с шипящими на конце.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Рыбалка.

Хорошо летом у реки! У берега шумит камыш. Луч солнца играет в волне. Под корнями сосны бьет ключ. Вокруг тишь.

Мой товарищ закинул удочку. Он потянул за леску и вытащил щуку. Мне же попалась одна мелочь. (37)

Грамматические задания.

1 вариант 2 вариант

  1. Записать имена существительные в единственном числе:

Пустоши, мячи, ерши. Стрижи, камыши, трубачи.

  1. Сделать фонетический разбор слова:

Ложь дичь

  1. *Найди лишнее слово:

Столик, столетие, столовая, застольная.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

В лесу.

Хорошо за городом! Зайдем в лесную чащу. Кругом тишь и прохлада. На лужайках много цветов. Вот белеет душистый ландыш. Рядом расцвела фиалка. Луч солнца играет в капельках росы. Кто это шуршит в траве? Да это еж! (38)

Грамматические задания.

1 вариант 2 вариант

  1. Распределить имена существительные в 2 столбика по родам:

Этаж*, доч*, чиж*, ключ*, Помощ*, реч*, сторож*, лож*, брош*,

врач*, печ*, мыш*. морж*, шалаш*.

  1. Составить и записать с данными словами рассказ на тему «У реки»:

Ночь, глушь, камыш, шалаш, товарищ, тишь, луч.

  1. *Составить из одного слова -- несколько:

С т о р о ж (сто, рот, рожа…) К а м ы ш (Маша, мак, каша,…)

2 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 3 неделя)

РАБОТА №6

ТЕМА : Имя прилагательное.

ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний об имени прилагательном.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Находка.

В зимнюю пору я отправился к знакомому леснику. Дорога вела узенькой извилистой тропинкой. Вдруг вдали под старой одинокой березой я увидел серую точку. Я ускорил шаги и увидел, что это был заяц. Я поспешил рассказать о своей находке. (39)

Грамматические задания.

1 вариант 2 вариант

1.Дописать окончание, определить род, число:

Далек** село хрупк** цветок зимн**небо больш** ручей

Весел** песня высок** горы зелен** ветка полн** ведро

2.Разобрать по составу: яркое светлое

3. Сделать фонетический разбор: л е с м е л

4.*Выбери лишнее слово:

Вода, водяной, водитель, водянка. Горный, гористый, горестный, горка.

5.*Составь небольшой рассказ о: в е с н е о к о н ц е з и м ы

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Снег.

Робкий, тихий снежок лег на землю. Небо серое, а снег белый, легкий.

В январе снег тяжелым и холодным одеялом покрывает поля. Февральский снег колючий и сыплет с мглистого неба. Последний снег в марте и апреле. Он плотный и липкий. (40)

Слова для справок: сыплет, мглистого.

Грамматические задания.

1 вариант 2 вариант

  1. Дописать окончания, определить род, число:

хорош** человек темн** ночь тепл** куртка золот** кольцо

открыт** окно интересн** люди красив** цветы бел** заяц

2 . Разобрать слово по составу:

Заморский прибрежный

3.Сделать фонетический разбор:

Солнце -… лестница -…

4.*Выбери лишнее слово:

Пахать, пахучий, пахнет, запах. Гусь, гуськом, густой, гусыня.

5.*Используя прилагательные, опиши:

Л и с у в о л к а


Похожие статьи